Мониторинг судебных процессов цели и основные принципы

Обновлено: 26.04.2024

Настоящие рекомендации подготовлены Министерством юстиции Российской Федерации для федеральных органов исполнительной власти, а также для законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации для руководства при реализации Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2011 N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" осуществление мониторинга правоприменения возложено на федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые проводят его в соответствии с ежегодным планом, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также вне плана по собственной инициативе, а результаты мониторинга направляют в Министерство юстиции Российской Федерации.

Мониторинг правоприменения согласно Указу Президента Российской Федерации представляет комплексную и плановую работу по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Российской Федерации. Данному виду деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации придан общегосударственный масштаб и системный характер, определен широкий круг субъектов, которые могут принимать участие в проведении мониторинга.

Мониторинг правоприменения должен быть направлен в первую очередь на изучение социальных потребностей в законе и отражение объективной информации о законодательстве и правоприменительной практике, которые будут представлены Президенту Российской Федерации для последующего оперативного устранения недостатков в законодательстве Российской Федерации либо в правоприменении.

Для того чтобы объективно оценивать правоприменительную практику, к деятельности по мониторингу правоприменения целесообразно привлекать как можно более широкий круг профессиональных юристов, представителей научной школы, правозащитных и общественных организаций, бизнес-сообщества, средств массовой информации.

Только при комплексном изучении оценки общественного мнения, противопоставлении полярных позиций федеральных органов исполнительной власти и профессиональных юристов и представителей иных структур гражданского общества возможно получить объективную информацию о правоприменении закона или группы нормативных правовых актов, регламентирующих определенную сферу правоотношений. Результатом должны быть компетентные квалифицированные доклады федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о ситуации правоприменения в определенной сфере, выводы которых могут быть включены в проект доклада Президенту Российской Федерации.

Важно при формировании ежегодного доклада Президенту Российской Федерации и плана мониторинга на последующий год использовать результаты исследований правоприменительной практики, полученные различными методами. Это могут быть итоги социологических опросов, научно-практических исследований, контент-анализа тематических материалов СМИ, работы привлеченных специалистов-экспертов, в том числе на условиях аутсорсинга.

Учитывая вышеизложенное и в целях обеспечения единых подходов к деятельности по проведению мониторинга и для оптимизации работы по сбору, обобщению и анализу информации, полагаем, что процесс мониторинга правоприменения целесообразно организовать путем издания внутреннего распорядительного акта, в котором определить структурные подразделения и лиц, ответственных за проведение мониторинга, конкретные сроки проведения мониторинга правоприменения, круг лиц и организаций, привлекаемых к процессу мониторинга правоприменения.

Осуществление мониторинга правоприменения рекомендуется возложить на отраслевые департаменты федерального органа исполнительной власти по вопросам, относящимся к сферам их деятельности, подготовку ежегодного доклада федерального органа исполнительной власти - на правовой департамент федерального органа исполнительной власти.

В субъектах Российской Федерации во многих случаях головным исполнителем назначается правовая служба, которая проводит мониторинг самостоятельно и подготавливает, в том числе на основании информации отраслевых департаментов, привлекаемых лиц и организаций, итоговый ежегодный доклад о результатах мониторинга правоприменения.

Кроме того, к процессу мониторинга могут привлекаться территориальные органы, подведомственные федеральные службы, агентства, научные и образовательные учреждения, федеральные государственные учреждения, иные подведомственные организации, а также общественные советы или иные общественные органы, созданные при федеральном органе исполнительной власти, органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что обсуждение обобщенных результатов мониторинга правоприменения, в том числе с участием научного, юридического сообществ, практикующих юристов, позволит обеспечить всесторонний подход к мониторингу правоприменения и учет межведомственных интересов, возможно создание соответствующих рабочих групп.

По результатам проведения мониторинга могут быть сделаны выводы о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации, корректировки правоприменительной практики.

В случае выявления недостатков в правоприменительной практике целесообразно ставить вопрос о подготовке разъяснений правоприменительным органам о применении законодательства в определенной сфере. Кроме того, установление данных фактов может свидетельствовать о необходимости подготовки разъяснений судебными органами по вопросам судебной практики.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет работу по ведению Портала о состоянии законодательства и правоприменения (далее - Портал), информационно-аналитического интернет-ресурса с системой логически и технологически связанных между собой информационных страниц, отображающих на официальном сайте Минюста России информацию о правоприменении. Портал, по нашему мнению, должен рассматриваться в качестве инструмента при осуществлении мониторинга правоприменения.

В целях наполнения Портала информацией о правоприменительной практике и обеспечения ее актуальности просим направлять в Министерство юстиции Российской Федерации имеющуюся информацию, которая может быть размещена на Портале, в том числе:

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие вопросы осуществления мониторинга правоприменения;

информацию о выполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека, которые требуют принятия нормативных правовых актов, о ходе разработки необходимых проектов нормативных правовых актов, о реализованных решениях;

сведения, комментарии, аналитические материалы, разъяснения федеральных органов исполнительной власти, которые связаны с правоприменительной практикой;

информацию о результатах проведения антикоррупционного мониторинга, включая сведения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов, заключения независимых экспертов по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы;

предложения по принятию или изменению нормативных правовых актов Российской Федерации.

Для размещения на Портале могут быть предоставлены и иные сведения и материалы, которые связаны с правоприменением в Российской Федерации.

Кто мы?
Команда активистов и правозащитников, занимающаяся наблюдением в судах Санкт-Петербурга. Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация «Гражданский контроль»* осуществляет мониторинг судебных процессов с 1992 года, а с 2016 года привлекает к этой деятельности гражданских активистов.

Что такое судебный мониторинг?
Это наблюдение за судебными процессами. Его цель установить соответствие судебного разбирательства международным стандартам правосудия. Судебный мониторинг позволяет выявить проблемы судебной системы, например, нарушение принципа равенства сторон, и привлечь к ним внимание общества. Мы считаем, что судебный мониторинг помогает совершенствовать работу судов и создает условия для принятия судьями справедливых решений.

Кто проводит судебный мониторинг?
На судебные заседания ходят наблюдатели, полученные данные анализируют и публикуют эксперты правозащитной организации «Гражданский контроль».

Кто такие наблюдатели и в чем их мотивация?
Наши наблюдатели– это волонтеры – обычные люди, которые хотят жить в правовом государстве. Вы тоже можете им стать, заполнив анкету.

Какая польза от нашей работы?
— мониторинг позволяет выявить проблемы в судебной системе и решить их. Совершенствование работы судебной системы гарантирует справедливость судопроизводства;
— присутствие слушателей оказывает сдерживающий эффект на всех участников процесса и судью. Они начинают внимательнее относиться к процессуальным гарантиям, что положительно сказывается на судебном процессе.
— освещение протекающих в суде процессов позволяет сделать работу суда прозрачной, а значит понятной обычному человеку. Это увеличивает доверие к судебной системе;
— наблюдатели повышают свою правовую грамотность, расширяют свои знания о судебной системе и своих правах.

Как мы работаем?
Судебный мониторинг начинается с отбора дел, список которых предоставляется наблюдателям, затем они посещают судебные заседания. Наблюдатели присутствуют на заседаниях в качестве слушателей и не заинтересованы в исходе дела. Это означает, что они не поддерживают ни одну из сторон, не являются родственниками или друзьями участников процесса. В ходе мониторинга наблюдатели обращают внимание на соблюдение прав участников судебного разбирательства и на работу судей, сотрудников суда, прокуроров.

Как выбираются дела для мониторинга?
Единственным критерием для выбора дела является его общественная значимость, то есть решение по делу должно быть важным не только для участников спора (семейные споры, взыскание долгов, дела о защите прав потребителей и т.п.), но и для всего общества.
Нас интересуют дела о преступлениях на почве ненависти, о свободе слова и собраний, суды над задержанными в ходе митингов, демонстраций и пикетов, суды за публикации в интернете, иски о возмещении репутационного вреда к СМИ и др. Мы заинтересованы в развитии общественного контроля, поэтому следим за судами, связанными с деятельностью ОНК (общественных наблюдательных комиссий за местами лишения свободы), с работой наблюдателей на выборах.
Этот список не закрыт. Вы можете предложить дело, которое вам интересно.

Как организован судебный мониторинг?
Все начинается с тренингов для будущих наблюдателей. Их проводит «Гражданский контроль».
Темы тренингов: судебная система России, право на справедливый суд, права слушателей, методика мониторинга. Обученные наблюдатели посещают заседания и заполняют анкеты в Google-forms. Эксперты «Гражданского контроля» анализируют информацию из анкет, выявляют проблемы и формулируют рекомендации по их исправлению. Отчеты о результатах мониторинга публикуются на Независимом общественном портале о беспристрастном мониторинге судов.

Что мы мониторим?
Все, что происходит в судебном заседании: придерживается ли судья стандартов судейской этики, одинаково ли относится к сторонам, соблюдается ли презумпция невиновности. Наблюдатели обращают внимание на доступность и прозрачность суда: публикуется ли вся необходимая информация на сайте суда, пускают ли приставы в суд всех, снимают ли секретари судебных заседаний копии паспортов слушателей, запрещает ли судья аудиозапись заседания и закрывает ли заседание от публики без достаточных на то оснований.

* 30.12.2014 СПб ОО «Гражданский контроль» распоряжением Министерства юстиции РФ был включен в реестр некоммерческих организаций, «выполняющих функции иностранного агента»

A virtual gathering place for human rights defenders


Цикл видео-лекций по мониторингу судебных процессов

Методология мониторинга судебных процессов

Прохождение данного обучающего цикла позволит Вам подробно ознакомиться с методологическими основами мониторинга судебных разбирательств. Вы узнаете, каким целям служит мониторинг и каким принципам он подчиняется, научитесь эффективно и результативно проводить сбор и управление информацией, а также систематически анализировать полученные данные и представлять отчеты в форме, соответствующей поставленным целям.

Не забудьте ознакомиться с нашим курсом по справедливому судебному разбирательству, чтобы освоить основные международные стандарты, касающиеся права на справедливое судебное разбирательство, и глубже понять суть отдельных составляющих данного права.

Тренер

Ирина Урумова – специалист в области реформы правосудия и защиты потерпевших и свидетелей. У нее более 15 лет опыта международной работы по техническому содействию в областях повышения потенциала сектора правосудия и безопасности, защиты потерпевших и свидетелей, преступлений в отношении детей, и правосудия, дружественного детям. Географически сфера ее опыта охватывает ряд регионов от Центральной Азии до Курдского автономного региона до Маврикия в Восточной Африке.

Содержание курса

Введение в мониторинг судебных процессов. Цели и основные принципы

В данном модуле Вы узнаете, что такое мониторинг судебных процессов и каким целям и принципам он следует. Вы также ознакомитесь с общей типологией мониторинга и научитесь принимать решения о том, какой тип мониторинга наиболее подходит для Ваших целей.

  1. Введение в понятие мониторинга судебных процессов.
  2. Для чего необходим мониторинг судебных разбирательств?
  3. Основные принципы мониторинга судебных разбирательств
  4. Типология мониторинга
  5. Принятие решения о том, какой методологический подход лучше приспособлен для целей мониторинга
  6. Итоги


Видео-лекция 1. Введение в мониторинг судебных процессов. Цели и основные принципы

00:09 Введение в понятие мониторинга судебных процессов.
01:18 Для чего необходим мониторинг судебных разбирательств?
02:57 Основные принципы мониторинга судебных разбирательств
10:11 Типология мониторинга
12:29 Принятие решения о том, какой методологический подход лучше приспособлен для целей мониторинга
15:19 Итоги


Тест

Мониторинг судебных процессов…

Присутствие наблюдателей может…

Одним из типов мониторинга судебных разбирательств является…

В число основных принципов мониторинга входят…

Программный документ по мониторингу должен включать в себя…

предполагаемый срок реализации, ее обоснование и план действий на случай, если реализация не уложится в данный срок.

Проанализируйте короткий гипотетический кейс и выберите, какой принцип мониторинга был/мог быть нарушен: “Вы с напарником наблюдаете за процессом. Во время процесса вы замечаете ряд грубых нарушений со стороны судьи. Ваш напарник предлагает обратиться с жалобой в дисциплинарную комиссию.”

Жалоба в дисциплинарную комиссию касательно незавершенного дела может составлять вмешательство в отправление правосудия. Однако, это не означает, что такие нарушения должны оставаться незамеченными: их следует отметить в мониторинговом отчете.

Проанализируйте короткий гипотетический кейс и выберите, какой принцип мониторинга был/мог быть нарушен: “После заседания к Вам и Вашему напарнику подходит журналист с просьбой дать оценку громкому процессу, за которым вы наблюдаете. Вы отказываетесь, но Ваш напарник соглашается.”

Принцип конфиденциальности требует от команды по мониторингу воздерживаться от публичной оценки процесса до подведения официальных итогов, которые представляются в финальном отчете.

Проанализируйте короткий гипотетический кейс и выберите, какой принцип мониторинга был/мог быть нарушен: “Вы наблюдаете за процессом в приморском городе. Стоит летняя жара, и один из мониторов пришел на слушание в шортах.”

Принцип профессионализма распространяется на все аспекты мониторинга, в том числе на внешний облик монитора, который должен выглядеть аккуратно и демонстрировать стилем своей одежды уважение к суду.

Проанализируйте короткий гипотетический кейс и выберите, какой принцип мониторинга был/мог быть нарушен: “Представитель службы безопасности суда спрашивает у Вас на входе, явились ли Вы в суд, как один из участников процесса. Вы замялись, но вмешался Ваш напарник, и ответил, что да, вы оба пришли как участники процесса.”

Принцип прозрачности требует от мониторов правдиво представлять цель своего присутствия в суде. Желательно, чтобы руководством проекта заранее был разработан короткий текст, который служил бы для целей стандартного представления монитора и мониторинга.

Проанализируйте короткий гипотетический кейс и выберите, какой принцип мониторинга был/мог быть нарушен: “Вы решили встретиться со сторонами обвинения и защиты в целях сбора дополнительной информации. Сторона защиты предлагает встретиться после процесса, так как опасается давления. Вы склонны согласиться, но Ваш напарник настаивает на незамедлительной встрече.”

Принцип непричинения вреда – один из самых важных. Он требует, чтобы безопасности участников процесса отдавался приоритет при выборе алгоритма действия.


Дополнительные материалы

Содержание курса

Планирование проекта по мониторингу судебных процессов

В данном модуле Вам будут представлены основы планирования мониторинговой деятельности, включая обеспечение доступа к слушаниям и документации и выбор приоритетных дел. Значительное внимание будет уделено вопросам оценки риска при планировании.

Ключевые вопросы при планировании мониторинга

  1. Обеспечение доступа к слушаниям и документации. Установление контактов и ограничения на контакты
  2. Выбор дел
  3. Оценка риска
  4. Инструментарий оценки рисков и планирования безопасности
  5. Планирование информационной безопасности
  6. Итоги


Видео-лекция 2. Планирование проекта по мониторингу судебных процессов

00:09 Ключевые вопросы при планировании мониторинга
04:16 Обеспечение доступа к слушаниям и документации. Установление контактов и ограничения на контакты
05:24 Выбор дел
06:54 Оценка риска
08:11 Инструментарий оценки рисков и планирования безопасности
08:37 Планирование информационной безопасности
11:12 Итоги


Тест

Принцип гендерного мейнстриминга означает, что…

последствия того или иного действия в рамках судопроизводства должны оцениваться вне зависимости от гендерной принадлежности вовлеченных лиц.

оценивать следует не просто последствия того или иного действия в рамках судопроизводства, но и последствия для женщин и для мужчин в отдельности, чтобы выявить проявления возможного неравенства.

Предварительная оценка должна сопровождаться…

официальным разрешением представительства ОБСЕ на применение методики мониторинга судебных разбирательств.

Мониторинг судебных процессов может охватывать…

Встречи с должностными лицами системы правосудия могут помочь выявить …

Оценка наличия у местных или международных организаций интереса (и соответствующего потенциала) к партнерству или сотрудничеству помогает …

Прочтите нижеприведенный гипотетический кейс и выберите наиболее подходящий ответ из перечисленных после кейса: “Вы участвуете в планировании проекта по мониторингу. В процессе оценки потенциальных угроз и рисков Вами было выявлено, что представители государственного обвинения, скорее всего, откажутся от интервью с участниками проекта для сбора дополнительной информации, а представители защиты, скорее всего, будут согласны. С каким из нижеприведенных утверждений Вы согласитесь?”

От интервью следует отказаться вообще, так как велик риск обвинений программы в предвзятости и необъективности.

Интервью можно проводить, но случаи обращения за интервью и отказа должны документально фиксироваться и анализироваться наряду с другой информацией.


Дополнительные материалы

Содержание курса

Сбор информации. Управление информацией

Данный модуль посвящен вопросам сбора информации и управления информацией. Вы узнаете, как правильно, с соблюдением этических принципов, проводить сбор информации в ходе мониторинга судебных разбирательств. Вы также узнаете, как систематизировать, обрабатывать, хранить и архивировать информацию для максимальной полезности целям мониторинга. Значительное внимание будет уделено вопросам сбора дополнительной информации и ее триангуляции в целях проверки.

  1. Инструменты сбора информации. Системы внутренней отчетности.
  2. Что делать и чего не делать при сборе информации. Этические соображения.
  3. Систематизация, обработка, хранение и архивирование информации.
  4. По ту сторону зала суда: Проведение интервью с заинтересованными сторонами. Что делать при отсутствии равного доступа к обеим сторонам?
  5. Триангуляция информации
  6. Итоги


Видео-лекция 3. Сбор информации. Управление информацией

00:09 Инструменты сбора информации. Системы внутренней отчетности.
04:15 Что делать и чего не делать при сборе информации. Этические соображения.
09:37 Систематизация, обработка, хранение и архивирование информации.
12:47 По ту сторону зала суда: Проведение интервью с заинтересованными сторонами. Что делать при отсутствии равного доступа к обеим сторонам?
15:56 Триангуляция информации
18:13 Итоги


Тест

Мониторинг — это длительное наблюдение.

Мониторинг — неотъемлемая часть правозащитной деятельности, без мониторинга невозможно достичь изменений в жизни общества правовым и ненасильственным путем. Правозащитники проводят мониторинг, чтобы подтвердить или опровергнуть информацию о нарушениях прав человека, собрать доказательства нарушений, другие данные, анализ которых позволит спланировать дальнейшие действия по изменению ситуации. Т.е. в идеале нарушение прав человека прекратится, а те, чьи права были нарушены, получат компенсацию вреда и восстановят свои права.

Судебный мониторинг имеет узкую цель: собрать информацию о нарушении права на справедливое судебное разбирательство. Целью судебного мониторинга не является устранение всех недостатков системы государственных органов (полиции, следствия, прокуратуры и судов), о плохой работе которых может стать известно во время судебного заседания. Для этого существуют другие инструменты. Задача судебного мониторинга – беспристрастное наблюдение и фиксация того, что происходит в открытом судебном заседании. Можно дать такое определение судебному мониторингу:

Судебный мониторинг — это инструмент правозащитной деятельности, выражающийся в наблюдении за судебными процессами и другими аспектами работы судов с целью выявления нарушений права на справедливое судебное разбирательство и установления степени соответствия судебного процесса международным стандартам правосудия.

Что же происходит, когда несоответствие судебного разбирательства международным стандартам установлено? Не стоит ждать, что правительство, получив отчет о мониторинге от некоммерческой организации, сразу побежит что-то исправлять. Продвижение изменений, особенно при отсутствии политической воли, это долгий и трудный процесс. Граждане и некоммерческие организации могут обращать внимание на проблемы, советовать, рекомендовать, консультировать, устраивать общественные кампании, менять общественное мнение, т.е. заниматься адвокацией (advocacy). Это понятие не имеет аналога в русском языке, но его можно условно перевести как «продвижение». Цель адвокации — повлиять на решения, принимаемые по политическим, экономическим, социальным вопросам.

Выделяются четыре принципа: невмешательство, беспристрастность, объективность и профессионализм.

Принцип невмешательства. Справедливый суд – это, в том числе, независимый суд. Иными словами, никто не должен влиять на решения суда, судьи должны принимать решения, исходя из закона и собственных убеждений. Существует мнение, что само по себе присутствие наблюдателей на судебном заседании оказывает воздействие на судью и на стороны. Нам представляется, что такое воздействие (если оно есть) может быть только позитивным в том плане, что оказывает сдерживающее влияние на судью и представителей государства, участвующих в судебном заседании: они становятся более внимательными к соблюдению процессуальных правил, вежливыми и готовыми внимательно рассмотреть все ходатайства. Такое воздействие не является нарушением принципа независимости судей.

Необходимо воздерживаться от нежелательного воздействия, «давления на суд», которое ставит под сомнение независимость судей. Нельзя, например, обсуждать с судьей, ведущим дело, вопросы виновности подсудимого. На суд, особенно на суд присяжных, может оказать влияние высказывание в СМИ. Опубликование в Интернете заметок с судебного заседания с указанием содержания показаний свидетелей, их имен и фамилий также может быть расценено как вмешательство в судебный процесс, давление на свидетелей.

Принцип беспристрастности. Личные привязанности или предубеждения наблюдателя не должны влиять на результаты мониторинга. Наблюдатель не может оказывать предпочтение какой-либо из сторон или быть заинтересованным в исходе дела. Помните, вы наблюдаете за конкретным судебным процессом не с той целью, чтобы удостовериться, что все виновные будут привлечены к ответственности и наказаны. Чтобы остаться беспристрастным, наблюдателю не следует общаться со сторонами или их представителями. Поведение наблюдателя, его открытая симпатия одной из сторон могут дискредитировать результаты мониторинга. Это отличает наблюдателя от члена “группы поддержки” подсудимого и разнообразных акций солидарности.

Принцип объективности необходим для качественного заполнения анкеты. От наблюдателя требуется точная фиксация всего происходящего в судебном заседании: следует отметить, все хорошее и плохое, что делает и прокурор, и сторона защиты. Нельзя концентрироваться только на действиях одной стороны или одного участника процесса.

Принцип профессионализма должны соблюдать все, кто хочет делать свою работу качественно. Наблюдение за судебным процессом – это работа. Чтобы наблюдатель сделал свою работу качественно, он должен прийти в суд так, чтобы у него хватило времени пройти процедуру досмотра, найти нужный зал и уточнить информацию у сотрудников суда, если что-то изменится, например номер зала. Наблюдатель должен вести себя корректно при общении с сотрудниками суда и коллегами-мониторами, относиться к своей работе ответственно и добросовестно.

Мониторинг судов и судебных процессов как вид правозащитной деятельности возник не вчера, в нашей стране есть традиция судебного мониторинга. Эта деятельность берет свое начало, пожалуй, с первых постсталинских судебных процессов. Так в 1964 году в альманахе «Воздушные пути» (издавался в Нью-Йорке) и в самиздате была опубликована запись судебного процесса над Иосифом Бродским журналистки Фриды Вигдоровы. В 1965 году прошел гласный суд над Синявским и Даниэлем. По его результатам была подготовлена Белая книга, которая содержала материалы уголовного дела, отзывы советской и зарубежной прессы.

После процесса над Бродским и процессом над Синявским и Даниэлем практика записи политических процессов, сбор относящихся к ним документов, с последующим изданием в сам и там издате получила широкое распространение. Многие публикации о политических процессах в СССР можно прочесть в Хронике текущих событий.

Сейчас судебный мониторинг как инструмент правозащитной деятельности используется довольно активно. Все известные нам виды мониторинга можно разделить на две группы (в зависимости от объекта мониторинга):

2. мониторинг судебных процессов.

Одним из первых мониторингов постсоветского периода было обследование Басманного межмуниципального (районного) суда Москвы, осуществленное Центром содействия международной защите в октябре 2003 года. Были осмотрены здание суда, залы судебных заседаний, сотрудники Центра присутствовали на 60 судебных заседаниях. Отчет об этом обследовании представляет интерес тем, что содержит выдержки из записей наблюдателей, которые поминутно фиксировали происходившее у зала судебного заседания до, во время и после судебного заседания.

Судебный мониторинг проводила адвокатура, в частности, в 2014 году Адвокатская палата Санкт-Петербурга провела мониторинг организации работы районных судов Санкт-Петербурга. Мониторинг зафиксировал ограничения, существующие в отдельных судах Санкт-Петербурга, связанные с проходом в здание суда, с возможностью ознакомления с материалами дел и работой адвоката (например, в большинстве судов отсутствовали комнаты для адвокатов).

Многие инициативы в области мониторинга возникли благодаря поддержке Хельсинкского Фонда по правам человека (Польша). Проекты опирались на учебник, подготовленный экспертами Фонда «Мониторинг прав человека», который касается всего многообразия прав человека, и в том числе права на справедливое судебное разбирательство. Например, Комитет по защите прав человека Республики Татарстан провел мониторинг в Казани, а общественная организация «Христиане против пыток и детского рабства» — в Ростовской области.

2.1 Какими должны быть цели программы мониторинга судебных процессов?

2.2 Анализ ситуации в стране и организационных возможностей

2.2.1 Оценка ситуации в стране

2.2.2 Организационные возможности и ресурсы

2.3 Прогнозирование операционных рисков

2.3.1 Масштаб и продолжительность мониторинга

2.3.2 Доступ к судебным слушаниям и предмет мониторинга

2.4 Разработка концепции программы мониторинга

Глава 3. Организационные модели осуществления программ мониторинга

3.1 Штатно-ориентированная модель

3.2 Проектно-ориентированная модель

3.3 Сравнительный анализ штатно- и проектно-ориентированных моделей

3.4 Специализированные проекты

3.5 Местные наблюдательные организации и коалиции

Глава 4. Структура и персонал программы мониторинга

4.1 Организационная структура программ мониторинга судебных процессов на местах

4.2 Структура управления и обязанности руководящих сотрудников

4.2.1 Положительный опыт формирования руководящего звена

4.3 Формирование команды правовых аналитиков

4.3.1 Положительный опыт найма правовых аналитиков

4.4 Формирование команды наблюдателей

4.4.1 Размер команды наблюдателей

4.4.2 Найм наблюдателей

4.4.3 Договорные обязательства

4.4.4 Гражданство наблюдателей

4.4.5 Положительный опыт найма наблюдателей

4.5 Сотрудничество с другими организациями в рамках программ мониторинга судебных процессов

Раздел III: Осуществление программ мониторинга судебных процессов

Глава 5. Доступ к судебным слушаниям

5.1 Определение нормативно-правовой базы осуществления мониторинга

5.2 Три метода расширения доступа к судебным слушаниям

5.2.1 Меморандум о взаимопонимании

5.2.2 Контакты с председателями судов

5.2.3 Документы, удостоверяющие личность наблюдателя, и информационные материалы

5.3 Обеспечение доступа к судебным слушаниям как способ определения дел, подлежащих мониторингу

5.3.1 Положительный опыт определения новых дел и получения расписаний судебных заседаний

5.4 Обеспечение доступа к слушаниям и материалам дел

5.4.1 Обеспечение доступа в зал судебных заседаний и к отдельным слушаниям

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: