Монархия это форма а государственного устройства б политического режима в права г правления

Обновлено: 25.04.2024

Такие термины как «территория», «население», «власть» являются содержательными характеристиками государства, отражающими то общее, что свойственно для всех стран. Но государства значительно различаются между собой, если рассматривать их внутреннюю организацию, выражающуюся в «форме государства».

Форма государства – это способ организации политической власти, которая охватывает форму правления, форму гос. устройства, а также политический режим.

Если понятие «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем состоит основополагающее, закономерное, определяющее в стране, тогда термин «форма государства» объясняет вопросы о том, кто и каким образом правит в обществе, как организованы и функционируют государственные властные структуры, каким способом объединено население на территории страны, как народ связан через разные территориально-политические образования с государством в общем, как реализуется политическая власть, при помощи каких способов и приемов.

Форма государства во многом влияет на политическую жизнь общества, стабильность государственных институтов.

Под формой государства понимается его строение, которое зависит от социально-экономических факторов, а также природных и климатических условий, национально-исторических и религиозных особенностей, культурного уровня развития общества и др.

В качестве элементов формы государства выступает форма правления, форма гос. устройства, политический/государственный режим.

Формы правления

Форма правления представляет собой организацию высших государственных органов, порядок организации и взаимоотношения, степень участия подданных в их образовании.

В зависимости от формы правления государства бывают:

В монархии функции главы государства выполняет монарх, царь, король, император, шах, султан и т.д., они приобретаются по наследству и исполняются единолично и на протяжении всей жизни.

В первых (неограниченных) монархиях единственный носитель суверенитета страны – это монарх. Неограниченными выступали деспотические монархии рабовладельческих стран Древнего Востока, а еще абсолютные (или самодержавные) монархии, характерные для последнего периода эпохи феодализма.

В ограниченных же монархиях совместно с монархом носители суверенности страны – это также и иные высшие гос. органы, которые ограничивают власть главы государства. К ограниченным можно отнести сословно-представительные монархии, существовавшие в эпоху феодализма. Сегодня таковыми конституционными монархиями выступает Англия, Бельгия, Швеция, Япония и др.

Республика представляет собой такую форму правления, при которой глава страны – это избранный на установленный период времени единоличный либо коллективный орган.

Глава государства в республике становится ответственным перед избравшим его органом либо населением.

По своему типу республики могут быть:

Однако эти названия условные. На самом деле в первой и во второй форме существует как парламент, так и президент. Но реальные функции в данных формах неодинаковые. В парламентских республиках (к примеру, в Германии, Италии и пр.) президент, как правило, исполняет символические функции. В парламентских республиках исполнительную власть выполняет не президент, а правительство во главе с премьер-министром (канцлер, председатель совета министров и т.д.). Состав правительства формируется на основании парламентского большинства. Исполнительная власть осуществляется кабинетом, ответственным перед парламентом. Парламент, в свою очередь, вправе принять вотум недоверия правительству (это означает, что оно уходит в отставку). При данной форме правления функция президента во многом схожа с положением монарха в парламентской монархии (король царствует, но не управляет страной).

Другое дело президентская республика, при которой, наоборот, президент выступает одновременно главой государства и правительства (Соединенные Штаты Америки).

Различают также промежуточный, компромиссный вариант между парламентской и президентской республиками (так называемая полупрезидентская республика), к примеру, во Франции. Совместно с правительством, который возглавляет премьер и отвечает перед парламентом, во Франции существует также президент с некоторыми прерогативами, которые отличают его от президента в обыкновенной парламентской республике.

Формы государственного устройства

Под формой государственного устройства подразумевается внутренняя структура государства, его территориально-политическое деление, обусловливающее конкретные взаимоотношения органов всей страны с органами составных частей.

По форме гос. устройства государства бывают:

  1. унитарными;
  2. федеративными;
  3. конфедеративными.

Унитарное государство является простым цельным, единым государством, части которого – это административно-территориальные единицы, не обладающие признаками государственного суверенитета.

Для унитарного государства характерна единая система высших органов, а также единая система законодательства. В настоящий момент унитарными государствами является Англия, Франция, Бельгия, Швеция и другие страны.

Под федеративным государством понимается сложное союзное государство, чьи части выступают отдельным государством либо гос. образованиями, обладающими в какой-то степени гос. суверенитетом, признаками государственности.

В федеративном государстве совместно с высшими органами федерации и федеральным законодательством функционируют высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов) федерации.

Современными федерациями являются Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Индия и другие страны.

Конфедерация представляет собой союз государств, который образуется для конкретных (обычно временных политических, военных) целей.

Конфедерация выступает объединением 2-х либо более государств, при котором союзные органы только координируют деятельность стран-членов конфедерации и исключительно по тем вопросам, для решения которых они объединились.

Главной ее особенностью является отсутствие единого для объединившихся стран центрального гос. аппарата, который бы направлял по единому пути все законодательство и управление стран, а также в том, что каждая страна (участник конфедерации) сохраняет за собой возможность заключать дипломатические, торговые и военные соглашения с зарубежными странами.

Государственно-правовой режим

Под государственно-правовым режимом подразумевается совокупность средств и способов реализации политической власти, через которые выражается ее содержание и характер.

Примерами государственно-правовых режимов является деспотия, аристократия, фашизм, демократия. Все государственно правовые режимы в той или иной вариации распадается на 2 крупные группы: демократические и авторитарные.

Государственно-правовой режим выступает важнейшим элементом формы государства. Любые изменения, которые происходят в сущности страны данного типа, в первую очередь, отражаются на его режиме, а он оказывает влияние на формы правления и гос. устройства.

Под демократическим государственно-правовым режимом подразумевается гос. власть, базирующаяся на принципе подчинения меньшинства большинству, при которой решения принимает большинство с одновременным уважением прав меньшинства.

Под авторитарным государственно-правовым режимом подразумевается осуществление гос. власти в противоречии с демократическими нормами и институтами, осуществление правителем власти по собственному произволу, при этом мнение большинства не учитывается.

Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования:

1. Монархия как форма правления отличается следующими признаками:

1) существование единоличного носителя верховной власти, - монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;

2) наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;

3) тем, что монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.);

4) отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.

2. Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

3. Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

По историческим периодам своего существования республики классифицируются на античные; средневековые; буржуазные.

Республиканская форма правления появляется там, где речь идет о политическом объединении свободных граждан, являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной и общественной жизни.

Форма правления тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики и отличается следующими признаками:

1) наличием правящей партии, составляющей ядро политической системы и играющей руководящую роль в управлении всеми государственными и общественными делами страны;

2) совпадением вождя партии и главы государства в одном лице, стремящихся к пожизненному сохранению своих политических постов

3) наделением главы государства диктаторскими полномочиями;

4) формальным характером партийных и государственных выборов;

5) повышенной ролью партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни;

6) отсутствием юридической ответственности главы государства и партии.

Тоталитаризм предполагает функционирование соответствующего политического режима.

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

- унитарное (Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия);

- федеративное (Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство);

- конфедеративное (Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах).

Политический режим демократического типа имеет своей социально - экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора. Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа.

Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, т.к. обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.

Политический режим - представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что "политический режим" это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное - "государственный (государственно-правовой режим)". В отличии от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин государственный режим характеризует её функциональную сторону - формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти. Выделяют следующие разновидности политических режимов:

Демократический - присущ, прежде всего, странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный "средний класс". Государственная власть осуществляется с учётом конституционных положение о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением. Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

Авторитарный - при таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти, это лишь пустая формальность. Существует "искажённый" принцип разделения властей, и как результат этого искажения, явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

Тоталитарный - режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

Переходный - в некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других - режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

Тест по обществознанию 9 класс «Форма государственного устройства».

1. Характерной чертой демократического государства является а) открытый, публичный характер деятельности властей 2) отсутствие свободных средств массовой информации 3) формальный характер выборов, отсутствие конкурентной борьбы 4) организация внесудебного преследования оппозиции

2. Всенародное голосование с целью принятия решения по важному государственному вопросу называется а) социологическим опросом б) рейтингом в) референдумом г) электоратом

3. Какому политическому режиму в наибольшей степени свойственны разделение властей, многопартийность, сохранение гражданских свобод, регулярные выборы? а) тоталитарному

б) авторитарному в) демократическому г) олигархическому

4. Одна из характерных черт тоталитарного общества – а) запрещение законом призывов к насильственной смене государственного строя б) конкуренция в борьбе за власть различных партий и движений в) запрещение законом деятельности экстремистских организаций

г) отсутствие подлинной информации о действиях властей

5. Непосредственная демократия проявляется в 1) проведение референдума б) работе парламента в) принятии решения главой правительства г) функциях Конституционного Суда

6. Какому политическому режиму присущи свободные выборы, конкуренция различных партий и идеологий? а)тоталитарному б) авторитарному в) демократическому г) охлократическому

7. К чертам тоталитарного режима относятся: а) равенство всех перед законом б) полный контроль государства над обществом в) огосударствление правящей партии г) всеобщий контроль над средствами массовой информации (СМИ) д) принцип разделения властей

Укажите верный ответ 1) бвг 2) авг 3) абв 4) вгд

8. Что является характерным признаком демократического политического режима?

а) наличие публичной власти б) единая законодательная система в) федеративное устройство

г) гарантии прав и свобод граждан

9. Что является характерным признаком демократического режима? а) конфедеративное устройство б) наличие системы разделения властей в) сосредоточение власти в руках президента г) единая законодательная система

10. Что является характерным признаком тоталитарного политического режима? а) установление многопартийности б) культ личности в) всеобщие выборы г) наличие всенародно избранного парламента

11. Для унитарного государства характерно (а): а) объединение государств на добровольной основе б) существование двух уровней власти в) сочетание местного и общегосударственного законодательства г) власть главы государства распространяется на территорию всей страны

12. В государстве Е. существуют два уровня гос. аппарата: центральный и региональный и двуканальная система налогов: центральные и региональные. Это государство а) конфедерация б) федерация в) унитарное г) содружество

13. Государства Б. и Т. Объединились для проведения совместной внешнеполитической деятельности. При этом оба государства полностью сохранили свой суверенитет и самостоятельность. Это государство а) конфедерация б) федерация в) унитарное г) содружество

14. Главой государства М. является король. Он правит единолично, его власть неприкосновенна и признана верховной. Свой престол он передаст по наследству в соответствии с традициями или своим личным выбором. Это государство а) тирания б) диктатура в) абсолютная монархия

г) парламентская монархия

15. В государстве А. существует единый государственный аппарат. Глава государства распространяет свою власть на всю территорию страны. Все регионы имеют равный статус и равное положение по отношению к центральным органам власти. Это государство

а) конфедерация б) федерация в) унитарное г) содружество

16. Верны ли следующие суждения о республике?

А. Примером современной республики можно считать Великобританию.

Б. Республика-это такая форма правления ,при которой глава государства избирается населением.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17. В приведенном списке указаны черты сходства понятий форма правления и политический режим и отличия формы правления от политического режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. а) зависит от формального источника власти в стране б) является одной из характеристик формы государства в) зависит от методов осуществления государственной власти г) может видоизменяться с течением времени

18. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к национально-территориальному устройству государства. а) республика б) федерация в) унитарное государство г) конфедерация д) содружество государств

19. По форме правления Россия является а) президентской республикой б) парламентской республикой в) смешанной формой г) уникальной формой

21. В парламентской республике правительство формирует а) председатель парламента б) народ на референдуме в) лидер победившей партии г) Верховный суд

22. Для республики характерны А. избрание высших органов власти Б. неограниченная власть В. личные права и свободы граждан Г. наличие трех ветвей власти

23. Для какого политического режима характерно господство одной партии, навязывающей обществу определенную экономическую модель и систему политических ценностей, проводящей политические репрессии?

а) авторитарного б) диктаторского в) демократического г) тоталитарного

24. В государстве Т. Все органы власти, должностные лица и граждане в своей деятельности подчиняются требованиям закона, существуют несколько партий, каждая из которых активно участвует в политической жизни страны. Какой политический режим установлен в стране Т.?

а) авторитарный б) демократический в) диктаторский г) тоталитарный

25. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Федерация – объединение государств, создавших союзный центр, но сохранивших при этом относительную политическую самостоятельность.

Б. В республике решающую роль в управлении страной играет правитель, получивший верховную власть по наследству.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А)территориальную структуру государственной власти.
Б) способы осуществления государственной власти в обществе.
В) правовое состояние общества и уровень его политической свободы.
Г) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением.

2. О какой функции государства идет речь: предотвращение межнациональных конфликтов, создание необходимых и достаточных условий для реализации принципа народовластия:

А) об экономическойБ) о правореализаторской В) о политической Г) о правозащитной

3. Выберите пропущенное слово:

Норма права – _________, формально определенное правило поведения, установленное и гарантированное государством.

А) вседозволенноеБ) общеобязательноеВ) важнейшее Г) общественное

4. Соотнесите формы государственного устройства с их характеристиками.

А) унитарное государство 1. Децентрализованное государство.

Б) федеративное государство 2. В каждом из субъектов может быть своя конституция.

3. Одна система высших органов власти.

4. Единая налоговая и финансовая система.

5 . Сколько всего конституций было принято в годы Советского Союза:

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

6 . Главный признак государства - это :

А) наличие руководящих лиц Б) наделение государственно-властными полномочиями

В) наличие исполнителей Г) классовое противоборство

7.В зависимости от взаимоотношений высших органов государства республики бывают:

А) унитарные Б) парламентские В) федеративные Г) конфедеративные

8Важнейший признак нормы права, отличающий ее от норм морали:

А) общий характер Б) содержит правила поведения В) общеобязательный характер

9. Монархия – это форма:
А) государственного устройств Б) политического режима В) права Г) правления

10. Признаком авторитарного режима не является:

А) власть в руках одного человека Б) правление осуществляется с помощью силы

В) тотальный контроль за поведением людей Г) выборы часто фальсифицированы

11. Определите форму правления, если президент сочетает свои полномочия с широкими правами парламента:

А) конституционная монархия Б) смешанная республика В) унитарное государство Г) содружество.

12. Путём референдума в Российской Федерации принят(-а)

А) Трудовой кодекс Российской Федерации

В) Закон «О средствах массовой информации»

Г) федеральный бюджет

13. Соотнесите теорию происхождения государства с ее автором:

А) теория договора 1) К. Маркс и Ф. Энгельс

Б) патриархальная теория 2) Фома Аквинский

В) расовая теория 3) Аристотель

Г) теологическая теория 4) Т. Гоббс и Джон Локк

Д) материалистическая теория 5) Ж. Гобино

14. Напишите пропущенное слово:

Формы государственного правления

15. Установите соответствие между политическими режимами и их признаками:

1) соблюдение прав и свобод А) авторитарный

2) диктаторская власть Б) тоталитарный

3) репрессии В) демократический

4) власть в руках одного человека

5) равенство граждан перед законом

6) фальсификация выборов

16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим», «федеративное государство», «статус президента», «конституция», «Совет Федерации».

по праву 10 класс

1.Форма государственного (политического) режима характеризует:

А) организацию верховной государственной власти, источники ее образования

Б) территориальную структуру государственной власти

В) способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние

Г) принципы взаимоотношений высших органов государственной власти между собой и населением

2. О какой внутренней функции государства идет речь: деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права:

А) о правотворческойБ) о правозащитной

В) о правоустановительной Г) о функции обеспечения прав и свобод человека и гражданина

3. Выберите пропущенное слово:

Норма права – _________, формально определенное правило поведения, установленное и гарантированное государством.

А) вседозволенное Б) общеобязательное В) важнейшее Г) общественное

4.. Соотнесите формы государственного (политического) режима с их характеристиками.

А) Авторитарный режим 1. Безраздельное господство бюрократии, возглавляемой лидером,

Б) Тоталитарный режим действия которого не опираются на законы.

2. Фактически господствующее положение приобретает

3. Выборы проводятся под контролем правительства.

4. Господствует единая общеобязательная идеология.

5. Признаком права, отличающим его от других видов социальных норм, является:

А) рациональный характер Б) обеспеченность исполнения силой государства

В) социальная значимость Г) формальная неопределённость

6. Сколько всего конституций было принято за всю историю России?:

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

7. Верны ли следующие суждения о праве?

А. Правовые нормы выражают государственную волю, за которой в демократическом обществе стоит воля народа.

Б. Все правовые нормы принимаются высшим судебным органом власти.

А) верно только А Б) верно только Б В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

8. Нормы права, в отличие от норм морали:

А) отражают представление о гармонии человека с природой Б) выражают общественное мнение

В) содержатся в нормативных актах Г) препятствуют социальным изменениям

9. Конституция РФ была принята при помощи:

А) конституционного собрания Б) референдума В) парламента Г) президента.

10. Согласно Конституции РФ высшей ценностью в РФ является(-ются)

А) демократия Б) права и свободы человека

В) нерушимость Конституции Г) незыблемость общественного строя

11. Определите форму государственного устройства, если в государстве помимо центральных, существуют другие образования, имеющие свои законы, не противоречащие основному закону.

А) федеративное Б) республиканское В) унитарное Г) конфедеративное.

12. Авторитаризм – это:

А) политический режим Б) государственное устройство

В) форма правления Г) политическое устройство

13. Соотнесите теорию происхождения государства с ее характеристикой:

А) теория насилия 1) делит людей на высших и низших

Б) теологическая теория 2) обладает функциями живого организма

В) органическая теория 3) завоевание одних другими

Г) психологическая теория 4) государственная власть порождена волей Бога

Д) расовая теория 5) государство обусловлено потребностями людей.

14. Напишите пропущенное слово.

Формы государственного ______________

________________ ______________ конфедерация

15. Установите соответствие:

1) всеобщее равенство А) авторитарный

2)власть в руках одного человека Б) тоталитарный

3) репрессии В) демократический

5) общий доступ к СМИ

6) фальсификация выборов

16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «форма правлениям», «унитарное государство», «полномочия президента», «конституция», «Государственная дума»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по праву для 10 класса

Контрольная работа в двух вариантах составлена для 10 класса гуманитарного профиля, изучающего право как самостоятельный предмет или раздел в обществознании (учебник "Право" для 10 класса профильного .


контрольные работы по праву для 11 класса (профильный курс)

Данные контрольные предназначены для обучающихся 11 класса по курсу право (профильный курс).


Контрольная работа в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Трудовое право"

Контрольная работа может проводиться на обобщающем уроке по теме "Трудовое право", занимать часть урока или польностью весь урок в зависимости от уровня класса. Работа выполняется полностью в тестовом.

Промежуточная контрольная работа по праву в 10 классе.


контрольная работа по праву 10 класс

Контрольная работа по праву по блоку "Конституционное право" составлена на основе контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, содержит тестовые задания и задания с открытым ответом.


Итоговая контрольная работа по праву 11 класс

Материал может быть использован в качестве итогового контроля по праву в 11 классе по итогам 1 полугодия.


Итоговые контрольные работы по праву для 10, 11 классов

Итоговые контрольные работы по праву для 10, 11 классов. Итоговые работы для проведения промежуточной аттестации за учебный год. Материалы содержат спецификации, КИМы, критерии оценивания.

Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти. Это сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного режима.

Форма государственного правления представляет собой структуру, порядок образования и взаимодействия высших органов государственной власти. Формы государственного правления подразделяются на монархические и республиканские.

Виды форм правления:

Монархия (греч. – единовластие) – это такая форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит (полностью или частично), как правило, одному лицу – монарху, и передается по наследству.

Сегодня есть очень редкие исключения, например, в Объединённых Арабских Эмиратах монархическая власть осуществляется коллегиально.

Признаки монархии:

1) власть главы государства существует исторически и не делегируется ему народом;

2) власть осуществляется бессрочно и передаётся по наследству;

3) монарх осуществляет единоличное правление;

4) монарх формально независим в своей деятельности, т. е. неответственен;

5) создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом;

В настоящее время в мире существует около 30 монархий.

Виды монархий:

1) Абсолютная монархия это форма государственного правления, при которой все три ветви власти принадлежат монарху, власть монарханичем не ограничена: он издаёт законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было. Например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия Людовика XIV. ( Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Оман).

2) Ограниченная монархия. Власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституции и парламента. Но, например, Великобритания имеет парламент и не имеет конституции как единый писанный правовой акт. Поэтому монархии, ограниченные таким способом, принято именовать парламентарными.

2.1. Конституционная монархия – власть монарха ограниченна конституцией:

2.2. Парламентарная (парламентская) монархия – власть монарха ограниченна парламентом на основе конституции во всех сферах государственной власти (Великобритания, Бельгия, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония.), король «царствует, но не правит». Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического устройства и т.д.

Признаки парламентарной монархии:

1) • Правительство формируется из представителей определенной партии, получившей большинство голосов на выборах в парламент.

2) • Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте, становится главой государства

3) • Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом.

4) • В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, является символической. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Например, в Великобритании, Дании, Нидерландах и др.

3) Дуалистическая (двойственная) монархиявозникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Например, Марокко, Иордания, в Германии (1871-1918) и др. Их отличие от парламентарных состоит в сосредоточии в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Монарх формирует правительство которое ответственно перед ним. Монарху принадлежит вся полнота исполнительной власти, значительная часть законодательной власти, выражающаяся в праве абсолютного вето на законы, принятые парламентом. Монарх в дуалистических монархиях обладает неограниченным правом издания указов, подменяющих собой законы.

Признаки дуалистической монархии:

1) Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путём и представляет интересы буржуазии, а верхняя - назначается монархом;

2) Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности членов правительства;

3) Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

4) Теократические монархии.В некоторых монархических государствах (например. Саудовской Аравии) их глава возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной.

Ограниченные монархии являются формой правления, близкой к республиканской.

Республика (лат. – общественное дело) – форма государственного правления, при которой верховная власть в стране принадлежит избранным на определённый срок представительным органам государственной власти - парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и самоуправление.

Типичным для современных республик главой государства является единоличный президент. Это должностное лицо возглавляет государство в 150 странах мира (из приблизительно 200), остальные имеют ту или иную монархическую форму правления. Однако его правовой статус, полнота полномочий и их характер зависят от разновидности республиканского устройства.

Признаки республики:

1) Власть главы государства и высших государственных органов делегируется им народом.

2) полномочия главы государства ограничены определённым сроком;

3) граждане имеют возможность участвовать в управлении делами государства.

4) Разделение властей (на законодательную, исполнительную, судебную).

5) Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.

6) Высокий авторитет судебной власти.

Современные республики делятся на президентские, парламентарные, смешанны, (полупрезидентские) и социалистические.

1. Президентская республика – жесткое разделение законодательной и исполнительной власти, характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства, и, действующий наряду с парламентом. Президент глава государства, глава исполнительной власти. Президент не несет ответственности перед парламентом и обладает правом “вето” на законы принятые парламентом. Президент избирается путем прямых всеобщих выборов. Президент избирает правительство ответственное перед ним. Парламент может преодолеть “вето” президента повторным голосованием не менее 2/3 от конституционного состава парламента. Президент может ввести военное положение.

Признаки президентской республики:

1) Президент самостоятельно формирует (назначает, перемещает и отстраняет от должности) членов правительства, которые несет перед ним политическую ответственность. Во всей своей деятельности оно подконтрольно только президенту. Отсутствует должность премьер-министра. Работа правительства при этой форме правления носит характер совещательного органа при президенте.

2) Внепарламентский способ избрания президента. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков (прямые или косвенные выборы).

3) Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом. Независимость президента от парламента позволяет ему тормозить законодательную деятельность парламент, налагая на принятые им законы отлагательное (суспензивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство парламента (две третьих).

4) Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны. Классическим примером такой республики являются США. Президентская республика характеризуется наличием «сильного» президента, являющегося главой исполнительной власти.

5) Все решения президент принимает самостоятельно. Парламент может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц и ратифицирует международные договоры. Судебная власть следит за соблюдением законов обеими ветвями власти. США, Бразилия, Аргентина, Мексика.

2. Парламентарная республика(фр. раг1е – говорить) – глава государства Президент, но исполнительная власть содержится в руках правительства во главе с премьер-министром. Правительство формируется партией (или коалицией партий) обладающей большинством мест в парламенте и несет ответственность перед ним (Правительство перед парламентом) Президент выполняет представительскую функцию.

Признаки парламентарной республики:

1) Верховенство власти парламента.

2) Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах.

3) Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

4) Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев.

5) Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов после чего правительство обязано уйти в отставку.

В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии и т.д. В парламентарной республике президент является таким главой государства, которому министры не подчинены и перед ним не ответственны.Таким образом, в парламентарной республике президент лишь по конституции - хотя не всегда обладает исполнительной властью. Это «слабый» президент. Свои полномочия он выполняет по совету и с согласия правительства. Акты президента действуют при условии, если они подписаны премьер-министром или министром.

3. Смешанная (полупрезидентская) республика – сочетает черты парламентарной и президентской республики, а также новых черт. Выборы президента производятся всенародным голосованием (как в президентской республике), но президент не возглавляет правительство (как в парламентарной республике). Правительство назначается президентом, но назначение премьер-министра требует согласия парламента. Правительство несет ответственность перед президентом, но и парламент вправе выразить ему недоверие, что влечет отставку правительства. Для смешанной республики характерно выведение поста президента за триаду законодательной, исполнительной и судебной власти: президент имеет самостоятельный статус. Главной чертой президентской власти в данной разновидности республик является стремление поставить президента над ветвями власти, над институтами государства, но не в качестве лица, сосредоточивающего в своих руках полномочия других ветвей власти, а в качестве арбитра в отношениях с ними (Беларусь, Украина, Перу, Россия, Франция).

Признаки смешанной республики:

1) Отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством - президент в формально-правовом смысле отделен от руководства исполнительной властью, которое конституцией возложено на правительство.

2) Возможность роспуска парламента по инициативе президента в случае непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня. В настоящее время существуют в Украине, России, Франции.

4. Социалистическая республика возникла в ряде стран в результате социалистической революции. Ведущая роль принадлежит представительным органам, которые составляют основы аппарата государственной власти. Высшие и местные органы объединяются в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма. Отсутствует разделение законодательной и исполнительной власти. Отличительная особенность – правящая, как правило, коммунистическая партия подменяет собой государственную власть. Господствует плановое ведение хозяйства, основанное на государственной форме собственности. Известны три разновидности социалистических республик: Парижская коммуна. Советская республика, народно-демократическая республика.

Форма государственного устройства – это способ территориально-политического устройства государства, который отражает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. По форме государственного устройства все государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).

Унитарное государство– это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

1) единая система высших органов государства (единый центр и единая система органов власти и управления);

2) единая система права, система законодательства, одна конституция, единое гражданство

3) единая денежная система;

4) единые вооруженные силы.

В настоящее время большинство государств мира унитарные государства (Болгария, Венгрия, Греция, Польша). Во многих унитарных государствах (Испания, Украина, Финляндия) имеются автономные образования.

Унитарное государство может быть многонациональным (Франция, Китай, и т.д.) и однонациональным (Япония, Египет и т.д.).

Разновидности унитарных государств:

- централизованные. Региональные органы этих государств формируются путем назначения сверху(Нидерланды, Казахстан, Франция);

- децентрализованные. Региональные органы образуются независимо от центра, как правило, при помощи выборов (Великобритания, Новая Зеландия, Италия).

Федерация– добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований (субъектов федерации) в одно союзное государство.

Признаки федерации:

1) Территория федерации состоит из территорий её субъектов;

2) Верховная законодательная, исполнительная и судебная власти принадлежат федеральным государственным органам;

3) Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается Конституцией федерации;

4) Субъекты федерации кроме того имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

5) Высший законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру (палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).

– наличие нескольких правовых систем, из которых одна (система федерального права) обладает верховенством по отношению к праву субъекта федерации;

– наличие двух уровней государственной власти. Федеральная власть (власть государства в целом) обладает всей полнотой внешнего суверенитета и значительной частью внутреннего суверенитета. Власть субъекта федерации обладает внутренним суверенитетом.

Разновидности федераций:

- территориальные(США, Германия, Бразилия);

- национальные(Бельгия, Индия);

- смешанные(Россия).

В настоящее время в мире существует 24 федеративных государства, большинство из которых – крупные и средние по территории и численности населения (Индия, Мексика, Нигерия, Россия, США, Германия).

Исторически известна еще одна форма государственного устройства - конфедерация (например, США в начальный период своего существования, Германский союз в 1815-1866 гг.). В настоящее время чертами конфедерации обладает Европейский Союз. В 2003 г. было создано конфедеративное государство Сербии и Черно­гории.

Конфедерация– это временный союз государств, созданный для достижения конкретной цели (например, завоевание независимости). Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, сохраняется гражданство тех государств, которые сходятся во временном союзе. В данном случае государства объединяют лишь отдельные направления своей деятельности (оборону, внешнюю политику, внешнюю торговлю). Развитие конфедерации подчинено «железному историческому закону»: она либо распадается на отдельные государства, либо эволюционирует в федерацию. Например, Северная Америка до образования федерации – конец XVIII века.

Форма государственного (политического) режима – совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Выражает степень политической свободы личности и характер ее взаимоотношений с властью.

Виды политических режимов:

1. Демократический режим, т.е. народовластие – предполагает соблюдение основных прав и свобод граждан, учет интересов всех групп населения, формирование органов власти путём свободных всеобщих выборов, разделение властей (Франция ,Германия, Англия). У власти стоит народ, который выражает свою волю путем референдума или через избранных депутатов.

а) Либеральный демократический режим – для данного режима характерна излишняя снисходительность к народу и власти во всех её проявлениях.

б) Радикальный демократический режим – данный режим характеризуется решительными переменами во всех аспектах жизни общества и государства.

в) Консервативный демократический режим – специфика режима заключается в неукоснительном соблюдении правил которые сложились исторически.

2. Антидемократический режим – государственная власть осуществляется путем ограничения и нарушения основных прав и свобод человека. Отсутствием легальных возможностей для свободного волеизъявления. Сосредоточением не контролируемой населением власти в руках правящей верхушки (олигархии) или одного лица.

Тоталитарный (диктаторский) режим – отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установление диктатуры одного класса, группы, партии; запрет на существование оппозиции, принципиальное отвержение разделения властей, вождизм, вмешательство государства во все сферы общественной жизни; цензура; милитаризация общества и т.д. (Куба).

Авторитарный – ограничение объёма политических прав и свобод, сильная централизация государственной власти, фактическое отсутствие разделение властей, недемократический характер выборов, строжайшая дисциплина на основе принуждения(Россия).

Деспотия – наличие самодержавной неограниченной власти (Вавилон, Др.Сирия).

Тирания – единоличное правление лица, насильственно захватившего власть. (Ливия)

5) Фашизм – открытая диктатура наиболее радикальных сил:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: