Могут ли приставы запросить у работодателя справку о доходах

Обновлено: 25.04.2024

Здравствуйте, подала приставам документы для взыскания алиментов ещё в марте, сейчас уже июль месяц, результата никакого нет. Приходила и ни один раз, пристав просит от моего бывшего супруга справку 2ндфл с места его работы, это вообще законно?

Судебный пристав через АИС ФССП имеет доступ ко всей информации с Пенсионного Фонда и других ведомств. Подайте заявление в Прокуратуру и опишите свою проблему

Добрый день, Валерия!

Согласно ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав обязан провести ряд исполнительных действий. В случае отказа должника от выплат, пристав также должен предпринять ряд принудительных мер по взысканию алиментов, в соответствии со ст. 68 ФЗ«Об исполнительном производстве».

Кроме того, необходимо знать, какие исполнительные действия были проведены приставом, и какие меры были им приняты, поэтому для начала нужно ознакомиться с исполнительным производством на основании ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве», Вы как взыскатель имеете право ознакамливаться с делом посредством цифровых носителей, снимать с их копии, фотографировать. А уж после ознакомления Вы можете подать ходатайство о совершении исполнительных действий, которые не были проведены приставом-исполнителем. Если ходатайство будет проигнорировано, то в течение 10 дней вы можете подать жалобу на имя старшего судебного пристава, либо на имя руководства, либо подать жалобу в прокуратуру.

За более подробной консультацией или составлением документов, Вы можете обратиться ко мне в чат и заказать соответствующую профессиональную услугу на платной основе.

Добрый день. Требование пристава вполне законно. Только он должен требовать ее не от вас и даже не от отца ребенка. Пристав имеет право, специальный административный ресурс и обязанность запрашивать все эти документы у налоговой инспекции. Кроме этого, он обязан сделать запрос о наличии банковских счетов, чтобы наложить на них арест. А еще он должен разыскать имущество должника, наложить на него запрет регистрационных действий. Если пристав ничего этого не делает (а вы это можете увидеть, ознакомившись с исполнительным производством), вы можете подать жалобу в прокуратуру на бездействие пристава. Такие жалобы вы можете подавать до бесконечности, пока пристав не начнет работать. Или потребовать составления протокола об административном правонарушении в отношении должника, или возбуждения уголовного дела — когда уклонение от уплаты алиментов станет злостным. А потом можете ограничить его в родительских правах, а потом и лишить. Чтобы отец ребенка не препятствовать вам в его воспитании. Обратитесь в суд с заявлением об определении места жительства и порядка общения с ребенком, если еще этого не сделали. Потому что, как правило, как только мамы начинают проявлять активность по взысканию алиментов, отцы сразу «хотят» общаться с ребенком и начинаются всяческие правонарушения.

Вправе ли пристав принимать для расчета задолженности по алиментам справки 2-НДФЛ, по которым зарплата начислена, но не выплачена.

Ответы на вопрос:

Все вправе принимать, для пристава главное подтверждение текущего и ожидаемого дохода, ничего противозаконного пристав не сделал.

справка 2 ндфл подтверждает официальный доход должника, поэтому может быть учтена при расчете.

Удачи вам и всего наилучшего

пристав рассчитывает алименты именно исходя из сведений справки 2 НДФЛ А если заработную плату фактически не была выплачена то я тоже проблемы должника и его работодателя он вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании заработной платы за указанный период.

Вы задали юристам этого сайта очень важный для себя юридический вопрос, надеясь получить от них более полные разъяснения с ссылками на нужные нормативные акты, а не краткие ответы без ссылок на нормативные акты.

Во-первых, задолженность по алиментам для родителя, который не исполняет судебное решение о взыскании с него алиментов на его ребенка или детей, судебный пристав-исполнитель определяет на основании статьи 113 Семейного кодекса РФ.

Статья 113. Определение задолженности по алиментам

1. Взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию.

2. В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.

3. Размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.

4. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

5. При несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

6. Суммы установленного федеральным законом ежемесячного пособия на ребенка, выплаченные в период розыска его родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, в части их пятидесятипроцентного увеличения, взыскиваются с этих родителей с начислением десяти процентов с выплаченных сумм в доход бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанные требования приравниваются к требованиям об уплате алиментов.

Во-вторых, должнику по алиментам дано право предоставлять ЛЮБЫЕ доказательства, подтверждающие его доход. Справка 2-НДФЛ также может служить доказательством о доходе должника за спорный период. Получал должник фактически заработную плату или не получал, это уже его личные проблемы, которые решаются через суд.

Знать свои права и обязанности, определенные нормативными актами, это хорошо, но лучше уметь пользоваться на практике ими с пользой для себя, а не наоборот.

В этом может помочь более подробно разобраться конкретный юрист, в т.ч. с этого сайта по договоренности, после получения более полной и нужной информации по юридическому вопросу и (или) копий нужных документов.

Вопрос: Могу ли я через службу судебных приставов запросить справку 2 НДФЛ и проверку организации?

Ответы на вопрос:

В соответствии с Федеральным закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» это может пристав запросить

Да, приставы вправе затребовать эту информацию от работодателя или самого должника (Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве")

Да, можете обратиться к приставу. Он вправе запросить соответствующую справку.

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)

Статья 64. Исполнительные действия

1. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 213-ФЗ)

Приставы в соответствии с Федеральным закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вправе проверить, насколько правильно бухгалтерия рассчитывает и удерживает алименты, а также своевременно ли она перечисляет деньги.

Статья 109. Обязанность администрации организации удерживать алименты

[Семейный кодекс РФ] [Глава 17] [Статья 109]

Администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа, обязана ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, и уплачивать или переводить их за счет лица, обязанного уплачивать алименты, лицу, получающему алименты, не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода лицу, обязанному уплачивать алименты.

При выявлении нарушений, относящихся к удержанию и выплате алиментов, приставы назначат административный штраф согласно части 3 статьи 17.14 КоАП РФ. Его размер составляет для должностных лиц от 15 000 до 20 000 руб., для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Если при проверке выяснится, что руководитель организации злостно не выполнял или воспрепятствовал исполнению вступившего в законную силу судебного акта, пристав составит рапорт о наличии признаков состава уголовного преступления по статье 315 УК РФ.

Вы не можете запросить.

А пристав может.

К нему и обращайтесь.

Указывайте, что работодатель Вашего супруга нарушает ст. 17.14 КоАП РФ, скрывая заработок должника.

Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Тогда пристав будет шевелиться.

Анастасия, пристав автоматически запрашивает данную информацию, вы как взыскатель можете ознакомиться с материалами исполнительного производства

Трудовой доход и авторские гонорары нельзя списывать за долги полностью, поскольку гражданин останется без средств к существованию. Справка для приставов, что карта является зарплатной, поможет защитить деньги от полного взыскания сотрудниками ФССП.

Какую долю дохода взыскать не могут?

Ст. 99 закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ не разрешает списывать всю зарплату в счет долга. Запрещено удерживать:

- свыше 50% от трудового дохода по исполнительным документам за обычные долги по кредитам, налогам, распискам, ЖКХ — не связанные с личностью;

- свыше 70% от зарплаты, если долг возник из-за ущерба, причиненного совершением преступления, причинения вреда здоровью, смертью кормильца или из-за наличия алиментных обязательств.

Деньги будут списываться до полного погашения задолженности. При этом 50 или 70% исчисляются с суммы, с которой уже удержали налоги.

Обратите внимание! С 1 февраля 2022 года приставы будут соблюдать дополнительное ограничение — им придется оставлять гражданам заработок в размере МРОТ (сейчас это 12792 рубля). Нововведение установлено законом № 234-ФЗ. Сумму федерального МРОТ можно посмотреть здесь.

Справка для приставов о зарплатной карте позволит защитить доход от неправомерных удержаний. Чтобы определить максимально допустимый процент взыскания, достаточно ознакомиться с документами исполнительного производства. Там указано, на каком основании возник долг.

Порядок получения справки

Ниже представлена инструкция, как доказать приставам, что карта зарплатная.

1. Заполняется заявление для работодателя на справку с места работы о зарплатном счете. Образец справки о зарплатной карте можно скачать у нас на сайте.

Обычно документ делает бухгалтерия, в справе должна быть печать, подписи генерального директора и главного бухгалтера. Справка от работодателя содержит информацию, в какой банк и на какой счет перечисляются деньги.

2. Направляется заявление приставам, в котором должник указывает, что средства, поступающие на конкретный банковский счет, являются трудовым доходом. В подтверждение прилагается справка судебным приставам от работодателя.

3. Сотрудник ФССП на основании заявления заменяет арест банковской карты взысканием части финансовых поступлений на основании ограничений, установленных законом № 229-ФЗ.

Например, если гражданин получает доход 30 тыс. руб., а долг возник из-за кредита, то со счета могут удерживать не более 15 тыс. руб.

ФССП определяет новый порядок взыскания задолженности и уведомляет об этом банк.

Как защитить свои деньги?

Чтобы не остаться полностью без денег, гражданину рекомендуется соблюдать следующие меры предосторожности.

Проверять наличие долгов в Базе исполнительных производств ФССП. Ч.12 ст. 30 закона № 229-ФЗ разрешает на протяжении 5 дней добровольно расплатиться с долгами. Если это сделать, с банковских счетов не будут принудительно удерживать деньги, карты не подвергнутся арестам.

Уточнить у бухгалтера своей организации, маркируется ли выплачиваемое трудовое вознаграждение кодом 01 — доходы. Проставленный в платежке код «1» защитит зарплату от полного списания.

Сотрудники ФССП не могут удержать в счет погашения долга платежи социального или компенсационного характера. Например, пенсию по потере кормильца, командировочные, алименты, детские пособия. Полный перечень запрещенных к взысканию доходов указывается в ст. 101 закона «Об исполнительном производстве».

Если зарплату удержали с карты полностью, нужно написать заявление приставам с документами, подтверждающими происхождение заработка. Сотрудники ведомства будут обязаны вернуть от 30 до 50% списанных средств.

Наши юристы готовы проконсультировать вас по вопросам взыскания долгов — какие права есть у должника при исполнительном производстве, сколько могут удержать с карты, и что делать, если денег нет.

Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте

Наши проекты

Контакты

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2022

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2022

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

В бухгалтерию поступают постановления судебных приставов-исполнителей, где в одном из пунктов каждого постановления указано следующее требование:

«обязать лицо, производящее удержания, предоставлять судебному приставу-исполнителю один раз в квартал до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию об удержании и перечислении ПАО «С» денежных средств должника (Ф.И.О.) в пользу взыскателя (Ф.И.О. или название организации взыскателя) с указанием сумм начисленной заработной платы, иных выплат, из которых производится удержание долга, суммы перечисленных денежных средств и дат их перечисления с приложением платежных документов, подтверждающих перечисление. Информацию направлять в письменном виде (далее следует название отдела судебных приставов и адрес)».

Вопрос:

Обоснованны ли требования судебных приставов-исполнителей?

Ответ:

В соответствии со ст. 6, ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) на работодателя должника возложена обязанность производить удержание денежных средств из заработной платы должников в счет погашения задолженности по судебным актам и актам иных уполномоченных органов, в том числе по постановлениям судебных приставов – исполнителей.

Таким образом, перечень действий судебных приставов-исполнителей не является закрытым, поэтому судебные приставы-исполнители могут применять самые разные не противоречащие принципам исполнительного производства меры для исполнения требования исполнительного документа. Это, по нашему мнению, означает, что, несмотря на то, что законодательством прямо не установлено право судебного пристава-исполнителя требовать от организаций, выплачивающих должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, предоставления информации о произведенных удержаниях, но такое требование не противоречит вышеназванным нормам законов об исполнительном производстве и о судебных приставах.

Кроме того, в п. 8 Приложения № 108 «Постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника» к приказу Федеральной службы судебных приставов от 11 июля 2012 г. № 318 "Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства" обязанность организации предоставлять отчет прямо предусмотрена:

денежных средств должника ________________________________________

в пользу взыскателя ________________________________________________

(ФИО (наименование) взыскателя)

с указанием сумм начисленной заработной платы, иных выплат, из которых производится удержание долга, суммы перечисленных денежных средств и дат их перечисления с приложением платежных документов, подтверждающих перечисление».

Некоторые региональные ФССП России (например, по Ивановской и по Томской областям) разработали «Памятку для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам различных категорий», в которых требование о предоставлении отчета также прямо закреплено:

«О произведенных удержаниях и перечислении денежных средств взыскателю работодатель обязан ежемесячно представлять информацию судебному приставу – исполнителю в порядке, указанном в постановлении об обращении взыскания на заработную плату».

Согласно п. 4. ст. 14 Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде. То есть, в том случае, если организация полагает, что требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении отчета нарушает ее права, она вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным. К сожалению, нам не удалось найти ни одного судебного акта, в котором бы анализировалась законность рассматриваемого требования судебного пристава-исполнителя.

Мы думаем, что в данном случае при подаче такого заявления перспектива судебного решения в пользу организации крайне мала, так как истребуемый отчет необходим судебному приставу-исполнителю для контроля исполнения требований исполнительных документов, а аргументировать, в чем заключается нарушение прав и законных интересов организации, у которой затребован отчет, практически невозможно.

В свою очередь, нарушение законодательства об исполнительном производстве является административным правонарушением, предусмотренным статьей 17.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с п. 1 которой:

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Таким образом, по нашему мнению, требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении отчета о произведенных удержаниях следует исполнять в сроки и в порядке, предусмотренном в соответствующем постановлении.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: