В чем заключается подход сторонников исторической теории происхождения государства и права

Обновлено: 23.04.2024

3) позволяет четче определить свойственные государству и праву функции и их роль в жизни общества и политической системе.

Теологическая теория . Данная теория выдвигает следующие положения:

1) государство – продукт божественной воли;

2) государственная власть вечна и незыблема;

3) государственная власть зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей, "посредников" между богом и государственной властью;

4) социально-экономическое неравенство предопределено тоже божественной волей;

5) необходимость смирения и неоказание сопротивления государственной власти, главе государства, продолжателю на земле власти бога, непослушание власти – это непослушание всевышнему.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– поднимает престиж государства, наделяя его и правителей ореолом святости;

– способствует утверждению в обществе порядка, согласия, духовности.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что теологическая теория:

– не признает влияние социально-экономических и иных отношений на государство;

– не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшить государственное устройство;

– в принципе недоказуема, ибо построена на вере;

– не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли.

Патриархальная теория . Данная теория выдвигает следующие положения:

1) государство – это результат развития и разрастания семьи;

2) власть государства, государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье;

3) власть государя, отца неограниченна;

4) власть "патриарха" имеет божественное происхождение;

5) сопротивление такой власти недопустимо;

6) лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни;

7) глава государства (патриарх/монарх) не выбирается, не назнача­ется и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– создает ореол святости, уважения государственной власти;

– утверждает единство народа, "родственность" всех в единой стране.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что патриархальная теория:

– упрощает процесс происхождения государства, по сути дела ставя знак равенства между государством и семьей, отождествляет категории "отец", "члены семьи" с категориями "государь", "подданные";

– не учитывает того, что семья (как социальный институт), по свидетельству историков, возникла с появлением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная (естественно-правовая) теория. Она выдвигает следующие положения:

1) каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия;

2) основанием права могут служить только договоры и соглашения;

3) основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения; при этом божественное происхождение власти отвергается;

4) в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое;

5) народ передает власть государству. Такое соглашение дает государству неограниченную власть над всеми его членами;

6) во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат народу, он является источником власти;

7) народ имеет право не только изменять форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.

Достоинства теории. Положительное в данной теории состоит в том, что она:

– способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государственность Соединенных Штатов Америки;

– признавала приоритет естественного права над позитивным;

– была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти;

– имеет глубоко демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти неугодного правителя, вплоть до восстания.

Недостатки теории. Они проявляются в том, что договорная теория:

– дает схематическое, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями;

– недооценивает объективные факторы, оказывающие влияние на процесс возникновения государства (прежде всего социально-экономи­ческие, военно-политические и пр.), и преувеличивает субъективные.

Органическая теория происхождения государства. Ее представители утверждают:

1) государство возникает и развивается по законам биологии, так как человек – часть природы;

2) государство возникает одновременно с людьми и существует, пока есть люди;

3) государство – это господство целого над своими составными частями – людьми;

4) граждане государства – клетки организма, и им несвойственна борьба.

Достоинства органической теории состоят в том, что она:

– исходит из обусловленности законов социальной жизни законами естественными. Гибель, исчезновение человека как биологического вида будет означать и гибель общества, государства;

– вводит в понятие государства системный признак – государство и общество – сложный организм;

– обосновывает дифференциацию и интеграцию общественной и государственной жизни. Разделение труда ведет к дифференциации общества на классы, слои, а необходимость удовлетворения потребностей и защиты интересов – к интеграции.

Недостатки органической теории. Слабые стороны заключаются в том, что она:

– переносит законы развития природы на общественную жизнь, игнорируя социальные законы, особенности общества, его закономерности;

– отрицает революционные переходы от одного качества к другому.

Психологическая теория обосновывает происхождение государства и права:

1) врожденной потребностью жить вместе;

2) осознанием массой своей зависимости от власти;

3) деятельностью той или иной "сильной" личности;

4) агрессивными и другими импульсами, которые можно подавлять только с помощью принуждения, т. е. государства.

Достоинства психологической теории.

Положительное в данной теории состоит в том, что она показывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существование права и государства. Действительно, социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность.

Недостатки психологической теории:

– она считает свойства человеческой психики решающими в образовании государства и права;

– не учитывает того, что сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. А они играют главную роль.

Теория насилия утверждает, что государство возникло путем:

1) насилия одних членов общества над другими внутри одной социальной общности;

2) насилия одних обществ, государств над другими (завоевание, порабощение, колонизация);

3) насильственного присвоения материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством (сбор дани дружинниками, сгон крестьян с земли и присвоение их угодий, расширение территорий и иные формы насилия).

Достоинства теории. Положительное в данной теории:

– государство – это организация, применяющая насилие (сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил и т. д.);

– многие государства были созданы путем насилия (преодоление раздробленности в Германии (Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы в период Ивана III и Ивана IV).

Недостатки теории. Они проявляются в том, что теория насилия:

– доказывает возникновение государства только одними военно-политическими факторами, отрицает экономические и другие обстоятельства;

– никак не объясняет возникновение самого насилия;

– оправдывает агрессию, войны, расизм;

– провозглашает социальное, классовое неравенство как естественное и вечное.

Материалистическая теория . Основные положения данной теории:

1) государство возникает как результат развития экономики, усложнения общественных отношений, требующих специального аппарата для их регулирования;

2) возникновение государства обусловлено расколом общества на два класса с противоположными интересами и непримиримой классовой борьбой;

3) государство – это орган насилия, политического господства, управления в интересах экономически сильного господствую­щего класса, диктатура этого класса.

Достоинства теории. Данная теория имеет ряд рациональных положений:

– признание обусловленности государства материальными условиями жизни общества, взаимодействие государства и экономики;

– признание в обществе групп с различными (или противоположными) интересами – классов;

– появление государства лишь на определенной стадии развития общества.

Недостатки теории – увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Патриархальная теория государства и права – гипотеза, в основе которой лежит мысль, что власть имеет корни в разросшейся семье, глава которой, отец-патриарх, имеет власть над своими подданными, домочадцами.

Некоторыми своими аспектами теория близка теологической теории, поскольку Бог тоже может представляться по подобию отца, дающего человеку жизнь, а затем и воспитание, но сущность всё же разнится, поскольку патриархальная теория строится на социальных и исторических основах.

Развитие семьи и государства происходит практически параллельно, поэтому ошибочно полагать, что первое предшествует появлению второго.

Основным тезисом данной идеологии является мысль о том, что государство является продолжением семьи, но стоит заметить, что в понятии «семья» заложен несколько иной смысл. В современной трактовке этот термин обозначает супругов и их детей, но традиционно общество зарождалось вокруг группы людей, которых соединяет принадлежность к общим предкам и эти кланы могли содержать в себе сотни человек и на этой основе и строилось общество.

Патриархальная теория государства и права – основные идеи

  • 1) человек, как социальное существо, создает вокруг себя общество, в котором начинают распределяться роли: власть имущие и подчиненные;
  • 2) во главе стоит отец-монарх, к которому следует относиться с почтением и уважением;
  • 3) власть монарха неоспорима и безупречна.

Основоположник патриархальной теории государства и права

Основоположником патриархальной концепции можно считать древнегреческого философа Аристотеля (384 – 322 до н.э.), который полагал, что основной причиной возникновения государства является потребность человека в общении и это самое общение имеет результат в виде образования поселений, а в итоге и государства. Взаимосвязь и взаимоотношения отца в семье с другими членами общины вырастают в отношения правителя с его подданными, который должен по-отечески проявлять заботу о населении, защищать их, а они в свою очередь должны почитать и слушаться монарха.

Аристотель пытался осмыслить, какой тип политического устройства мог бы быть универсальным для большинства государств. Согласно его утверждениям, когда общение возникает ради всеобщего блага между семьями и родами, тогда возникает государство для того, чтобы жить счастливо. В свою очередь, общество диктует, какими качествами будет обладать его гражданин, поэтому если необходимо создать идеальное общество, то необходимо позаботиться о создании идеального государства.

Также Аристотель отмечал, что государство должно стремиться стать «большим», а не «многонаселённым», и, так как эти понятия для него имели разные значения, «большое» государство – сильное и устойчивое, обладает большим количеством граждан, способных в полной мере участвовать в политической жизни общества. А понятие «многонаселённое» государство приравнивалось к понятию слабого, неполноценного государства, большую часть его граждан составляют мужчины-иностранцы, женщины, ремесленники и прочее население, не имеющее права влиять на политическую жизнь внутри страны. Умеренное количество людей, которые способны влиять на политическую жизнь внутри государства, которые знают друг друга и сильный аппарат управления – вот формула идеального государства по Аристотелю.

Современная наука и юридическая практика опровергает патриархальную теорию, поскольку семья и государство возникают практически в одно время в результате разложения строя первобытных общин. Семья – это первоисточник общества, но не государства. Являясь более прогрессивной моделью построения государства, в отличие от теологической концепции, все же данная теория содержит некоторые пробелы. Например, вопрос легитимности власти правителя: в теологической доктрине власть государь дарована Богом, а вот в патриархальной – источник власти необходимо найти и обосновать, в противном случае – неповиновение подданных, не дано объяснение тому, по каким параметром нельзя считать племя государством. К тому же существует ряд некоторых противоречий. Например, что все жители государства не могут быть друг другу родственниками, в то время как семья действительно связана родственными связями, в истории имели место быть случаи, когда монарха приглашали из чужого государства, соответственно родственных связей с гражданами у него быть не могло, власть отца – неформальна, в то время как власть монарха формализована и может носить опосредованный характер через весь аппарат управления, законодательные акты.

Марксистская теория государства и права (классовая теория) – это концепция, созданная на базе взглядов философского, экономического и политического учения, основанного Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Появление государства, согласно этой теории, связано с развитием экономики. Это определило социально-классовые изменения в обществе, а также обеспечило материальные условия возникновения государства и права. Согласно мнению авторов теории, противоречия между социальными классами общества, противоречий между ними, а также образование частной собственности обуславливает появление государства.

Марксистская теория государства и права (классовая теория) – основные идеи

  • постоянное развитие общества привело к тому, что увеличилась мобильность населения, связано это было также с тем, что развивались экономические отношения. Поскольку человек уже не был привязан к своему роду, то он мог реализовать свои права и обязанности в том государстве, которое бы было наиболее благоприятным для поселения;
  • создание аппарата публичной власти, цель которой – контроль над гражданами и принуждение их к соблюдению установленных правил и законов путем создания органов по надзору, которых ранее не было в обществе. Также появляется особый класс – управленческий аппарат, целью которого является управление исключительно государственными делами;
  • с целью поддержания текущей власти необходим сбор средств у населения – налоги, но с течением времени этого становится недостаточно и государство совершает займы, образуется государственный долг. Все это связано с растущим количеством населения и нарастанием противоречий между классами в обществе;
  • советская наука изучала появление классов, развитие противостояния между ними, перерастающего в классовую борьбу. Государственное устройство образуется на основе этой непримиримости;
  • усложнение общества – результат экономического развития. Производительные и распределительные производные общества также претерпевают изменения. По мере того, как совершенствовались орудия труда и росла производительность, возник избыток продуктов, который в свою очередь стал причиной появления имущественного неравенства и классов. Неизбежным последствием этого стала борьба между отдельными группами, которая привела к образованию государства, используемого в качестве аппарата угнетения.

Основоположники марксистской теории (классовой теории)

Основоположниками данной теории считаются Карл Маркс (1818 – 1883 г.), Фридрих Энгельс (1820 – 1895 г.), Льюис Морган (1818 – 1881г.), Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924 г.).

Зарождение и становление идей марксистской теории приходится на вторую половину XIX века. Идеологическую базу концепции составляют работы Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и лекция Ленина «О государстве». В свою очередь, основу книги Энгельса составляли труды Моргана, которые были опубликованы в его работе «Древнее общество». Энгельс систематизировал взгляды американского этнографа на древнее общество, утвердил классовый подход к появлению государства и частной собственности, делал попытки доказать, что материальные условия первобытного общества непосредственно влияют на возникновение и развитие государства. Марксистская теория достаточно длительное время базировалась именно на взглядах Энгельса, которые были изложены в его книге. По мнению автора, обществу, чтобы не прийти к коллапсу, необходима сила, которая будет из него же, но стоять выше и удерживать народ в границах порядка. Самый значительный вес имели данные о перерастании родового строя в организацию общества путем становления государственности.

Свой вклад в развитие теории привнес и российский революционер Владимир Ленин. Взгляды на марксистскую концепцию возникновения государства и права он изложил в своей лекции «О государстве», которая была прочитана во времена Гражданской войны в 1919 году. Условия на тот момент сложились таким образом, что Ленин мог сделать упор на насильственную, принудительную роль государства. Революционер был убежден, что через государственные органы можно воздействовать на всех рабов и управлять ими. В своих взглядах Ленин продвигал идею того, что такая форма организации политики в обществе является аппаратом подчинения людей через насилие, машиной для поддержания господства одного класса над другим, а также источником рабовладельческой власти.

По мнению сторонников данной теории, марксистская концепция являет собой большое достижение научной мысли, она ясна и логична, последовательна и убедительна. Впервые внимание теоретиков было обращено на закономерности, которые существовали между возникновением частной собственности, развитием общества и экономики и возникновения государства и права. Базируясь на научных основах, в ней были раскрыты реальные причины и условия возникновения некоторых государств Европы. Но все же данная теория не учла многих факторов, влияющих на становление государственности, например психологический, этнический, биологический факторы.

Развитие юридической науки неизменно включало размышления на тему происхождения самого права. В итоге сходные мнения объединялись в теории на эту тему. Они не только стали проявлением научной мысли своего времени, но и отражают особенности государств и устройства общества того периода. Рассмотрим кратко основные теории, из плюсы и минусы.

Одни из самых первых авторов основных исторических теорий происхождения права: причины, сущности, пути теории

Право формировалась вместе с развитием общества. Уже в ранние периоды государственности появились первые концепции его происхождения. К ним можно отнести патриархальную, теологическую и регулятивные теории происхождения.

Патриархальная

Старейшая модель появления права – патриархальная теория. Ее основанием считается Аристотель, а среди последователей М.Н. Покровский и Н. К. Михайловский. Сущность в следующем: в ее рамках государство и прав тесно связаны. Государство происходит из первичной ячейки – патриархальной семьи и становится единственной формой организации общества.

Оно же возникает, развивается и существует вместе с ним. Монарх становится аналогом отца для семьи – граждан. Эта теория не оставляет свободы для человеческой воли и социальной активности, она далека от демократичности.

На видео-теории происхождения права кратко:

Теологическая

теологическая теория происхождения права

Одна из наиболее старых теорий появления права – теологическая. Самые известные ее представители Ж. Маритен, Форма Аквинский и И. Волоцкий. Концепция базируется на убеждении в том, что право – вечное явление, в основе которого лежит проявление высшего разума или воли Бога. Общества древней Греции, Рима и Египта были глубоко пропитаны религиозными убеждениями. По их верованиям боги могли вступать в контакты с людьми, лично выражать свою волю и карать за проступки. Мораль и право были неразрывно связаны.

Законодательство устанавливалось волей богов, а наказание за нарушение наступало от их имени. Эта теория тесно переплетает правовые и государственные аспекты. В итоге и власть, и право настолько плотно переплелись с религией, что Демосфен назвал его изобретением и даром богов.

Регулятивная

Регулятивная теория возникла на заре государственности. В ее рамках право тесно связано с государством, так как возникает из необходимости построения и сохранения порядка на всей территории страны. Под порядком понимается комплекс отношений, все более усложняющийся в ходе развития общества. По мере развития жизни общества все сферы общественной жизни все регулируются все более жестко, и формируется право.

Эта теория рассматривает его в его развитии и этот подход верен, анализ правовых источников показывает одновременное усложнение права и общественной жизни. Однако, она переоценивает достоинства права и мыслительные способности человека, так многие явления были урегулированы только в ХХ веке. Эта модель также не учитывает, что право не единственный регулятор общественной жизни.

Многообразие теорий в период буржуазных революций

Этот исторический период характеризовался волнениями в обществе, поиском новых идеалов. Это отразилось и в правовой мысли того времени и противопоставлении естественной и договорной теорий.

Естественная

Естественная теория формирования права получила свою законченную форму в XVII-XVIII вв. ее яркими сторонниками стали А.Н. Радищев, Дж. Локк и Т. Гоббс. В соответствии с ней оно возникло в результате естественных процессов и дано человеку от рождения. По мнению сторонников этой концепции, оно делится на естественное и позитивное. Естественная часть – это данные от природы права и свободы и никто не может дать или отнять их. Они существуют самостоятельно и не зависят от воли государства. Интересно в свете данной теории ознакомиться с экономической теорией прав собственности Капелюшникова. Так же стоит отдельно остановиться на развитии естественно правовой теории.

Позитивная

Позитивное или писаное право – это комплекс норм создаваемых государством. Они не должны противоречить нормам естественного права. Сторонники этой теории не принимали во внимание экономические факторы, влияющие на формирование права и, смешивая право с правосознанием, упускали его юридические качества.

Право и мораль выступают в этой концепции единым целым, а справедливость и равенство стали основой нормотворчества. Благодаря этому, естественная и договорная теории стали популярны в период буржуазных революций.

Договорная

Договорная теория права после долгого периода развития обрела завершенный вид XVII-XVIII вв. Очень часто она рассматривается в связи с естественной теорией, но договорная уделяет больше внимания проблемам государства. В рамках этой концепции формирование – результат общественного договора, а идеи божественной воли отметаются.

Важнейшей задачей права становится защита частной собственности и безопасности участников договора. Основной задачей и целью государства и права становится обеспечение всеобщего блага, безопасности и процветания.

В новейшей истории

Историческая

Историческая теория возникла в начале ХlХ века, ее поддержали Н.М. Карамзин, Г. Гуго, К. Савиньи. Она сформировалась как противопоставление естественной теории, призывавшей к революциям и коренным переменам. Право в ней воспринимается как исторически сложившиеся обычаи, возникающие из правосознания и духа народа. Эта теория отделяет возникновение права от государства. Оно возникает самостоятельно путем общения, образования и добровольно принимается обществом.

Эта концепция идеализирует роль общественного сознания в ущерб экономическим, политическим, климатическим и другим аспектам, хотя все они оказываются существенное влияние на правосознание. Также преувеличена роль обычаев в формировании права. При этом обычаи могут выходить за пределы национального народного духа, и далеко не всегда справедливы и не могут служить развитию.

На видео-теории происхождения государства и права:

Позитивистская теория

Позитивистская теория происхождения сформировалась ХlХ веке. Его сторонниками стали Д. Остин, Ш. Амос и Г. Ф. Шершеневич. По их мнению, источниками, как правил должного поведения, могут стать только нормативно-правовые акты государства. Закон принимается как догма независимо от морали, душевных переживаний человека.

Даже судьи подчинены закону, при этом они не могут отказать в разбирательстве, ссылаясь на пробелы или неясности в праве. Однако, эта теория не оставляет места морально – нравственному аспекту права и оставляет место для государственного произвола, а определение права через совокупность государственных нормативно-правовых актов – это логическая ошибка. Свою окончательную форму она приобрела в виде нормативизма.

Нормативистская концепция – плюсы и минусы

Нормативистская теория выросла из позитивистской теории в начале ХХ века и стала ее логичным завершением. Ее поддержали в своих трудах Кельзен, Новгородцев и Штаммер. В рамках этой модели нормативно – правовые акты получили четко систематизированную иерархию во главе с Конституцией. В зависимость от качества построения этой системы поставлена сила права в государстве.

Как всем известно, данная область оторвана от религии, философии, морали или нравственности. «Закон суров, но он закон!» – вот основная характеристика этой концепции нормативного права. Эта теория полностью противоречит идеям естественного права и оставляет простор для тирании государственного произвола.

Марксистская материалистическая или классовая теория происхождения государства и права

ХХ век ознаменовался распространением материализма и марксистской теории возникновения права.

Конец XlX и ХХ вв. можно назвать эпохой марксистской или классовой теории. К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин самые известные его сторонники. В рамках марксистской теории право определяет меру свободы членов общества и представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса. Государство пытается выдать интересы господствующего класса за благо общества, используя право.

Оно понимается, как закон и тесно связано с государством. Закон подкрепляется аппаратом принуждения, как инструментом насилия. Четкость разделения противоправно и законопослушного – явное преимущество этой модели.

С точки зрения современной науки, экономический уклон этой концепции оправдан, но слишком силен, а идея поддержки права только угрозой наказания нельзя согласиться.

Как продолжение марксисткой материалистической теории в большой степени уделяет внимание возникновению государства под воздействием экономических и социальных обстоятельств. Из последних исходит и социальные правоотношения. Социальное право это совокупность правовых норм, регулирующих специфический метод распределения части ВВП в пользу малообеспеченной части населения. Совершенствование орудий труда, его разделение привело к появлению избыточного продукта и классового неравенства. Эта теория не уделяет внимания религиозным, национальным, психологическим и иным аспектам жизни человека.

Страшные события войн, развернувшихся в ХХ веке, тоже могут быть с позиции происхождения.

Известная правовая теория насилия

теория насилия

Теория насилия возникла на рубеже XlX и ХХ веков. Л.Гумплович и К.Каутский были ее сторонниками. Главная ее идея – возникновение права в результате насилия, завоевания и порабощения одного народа другим и его использование для управления сильного слабым. Для примера приводились государства Европы и Америки, возникшие таким путем и их правовые системы. Другие варианты развития правовых систем игнорируются или минимизируются как исключения.

Одной из главных задач права становиться защита частной собственности. Ее преимущество стало отражение исторических процессов, происходивших на раннем этапе развития государственности. Эта узконаправленная теория не учитывает религиозные, психологические и иные аспекты развития.

Расовая теория возникновения права и ее приверженцы и сторонники

Расовая теория прошла долгое развитие и нашла практическое применение в XlX и ХХ вв. Откровенным ее приверженцами стали А. Гитлер и Б. Муссолини. В соответствии с ней право стало результатом деления общества по расовому признаку и преимущества одной расы над другими. Человечество разделяется на «высшие» и «низшие расы. Вторые созданы для служения первым, а право служит поддержанию господства «высших» рас.

Страшными последствиями ее применения стала политика колониализма и мировая война. Но даже этих уроков оказалось не достаточно, и в период холодной войны можно было встретить высказывания сторонников этой теории в прессе.

К сожалению, и сегодня эта, изжившая себя теория, имеет популярность, однако, в большинстве цивилизованных стран стоит вне закона.

Несмотря на события войн и конфликтов, человечество стремится к миру и гуманизму, что отражается в юридической науке.

Кратко о примирительной

Общая характеристика: примирительная теория популярна в Европе ХХ века. Г. Берман, Э. Аннерс и другие ее сторонники утверждают, что право возникло для упорядочения отношения между родами, а не внутри них. В обоснование своей позиции они утверждали, что на начальном этапе развития общества функции судьи выполнял старейшина, а безопасность и защита обеспечивалась силами всего рода.

В такой ситуации отдельный человек был только частью рода и не нуждался в отдельном праве. В тот период конфликты не были редкостью и без примирения могли привести к полному истреблению общины. Заключались перемирия советом старейшин.

Затем, в силу повторения ситуаций они вошли в правило, а обстоятельства усложнялись. Так дифференцировалось и формировалось примирительное право. Затем, оно перешло из устной формы в письменную – законодательство. Эта модель не отмечает роль права в предотвращении конфликтов, в организации и регулировании общественной жизни.

Социологическая теория и ее представители

Социологическая теория возникновения права окончательно сформировалась в ХХ веке. Она нашла свое отражение в работах Иеринга, Р. Паунда и Е. Эрлиха. Она четко разделяет право и закон. Закон трансформируется в право только тогда, когда начинает применяться, отсюда вышло альтернативное название «теория живого права». Большое значение придается судебной практике и свободе судебного решения, так как они в своей работе создают «живое право».

В рамках этой модели приоритет отдается содержанию в ущерб форме, но она оставляет свободу для судебного произвола и оставляет свободу для трактовки закона.

Общая характеристика психологической современной теории

Психологическая теория, основанная в ХХ веке А.И. Петрашицким (автор) и поддержанная Г. Тардом, А. Россом, И. Рейснером (представители), представляет право, как результат психической деятельности человека. В соответствие с ней, поведение человека обусловлено осознанием ожиданий окружающих. Ощущая себя обязанным, он ведет себя определенным образом, что и служит формированию «интуитивного права». Например, должник, ощущает себя обязанным отдать долг, а государство лишь закрепило такое обязательство.

Правосознание делится на личные и установленные государством переживания, которые могут быть не связаны между собой. Эта теория слишком углублена в сторону психологии, упуская государственные, социальные и экономические аспекты, а « интуитивное право» отдалено от формализма.

Возможно так же будет интересно узнать, каковы причины возникновения государства и права.

Что из себя представляет предмет науки конституционного права. Подробно описано в данной статье.

Интересно будет ознакомится с методом философии права.

Анализ основных теорий возникновения права показывает, что интерес к этим проблемам проявляли ученые правоведы, историки, философы и экономисты на всем протяжении существования государственности. Часто они служили конъюнктурным интересам или служили основой для принятия политических решений. Именно это является причиной многообразия теорий. Ни одна из них не учитывает всех факторов, оказавших влияние на этот процесс. Разработка всеобъемлющей, объективной теории – это одна из задач, которые стоят перед правоведами будущего.


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: