Мировой суд это орган исполнительной власти

Обновлено: 28.04.2024

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РФ как правового государства – провозглашает Декларация «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г. Этот важнейший принцип закреплен в Конституции РФ. В ней говорится: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Разделение властей означает, что законодательную деятельность, принятие законов осуществляет представительный законодательный орган; исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судебными органами.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.

Законодательная, исполнительная, судебная власти самостоятельны, относительно независимы друг от друга (но только относительно, поскольку между ними существуют взаимосвязь и взаимодействие).

Конкретно разделение властей проявляется в распределении, разграничении компетенции между органами, относящимися к этим трем ветвям государственной власти, их самостоятельности, во взаимном контроле.




Законодательная власть в Российской Федерации

Особую роль в системе российской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию.

Федеральное Собраниеэто избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Его особое положение обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган, формируемый преимущественно на основе всеобщих и свободных выборов.

Российский парламент – Федеральное Собрание – состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.




Исполнительная власть в Российской Федерации

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Правительство обеспечивает согласованное действие всех структур исполнительной власти. Оно осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности; ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о проделанной работе.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства, либо в течение недели после отклонения кандидатуры главы Правительства Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, при этом необходимо получить большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров. Президент производит назначения.

Компетенции Правительства РФ

– Общая компетенция – полномочия, определяющие главные направления деятельности Правительства, связанные с реализацией внутренней и внешней политики государства, осуществлением регулирования вопросов экономики и социальной сферы, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.

– Специальная компетенция – полномочия, определяющие деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни (экономической, социальной сферах, сферах науки и культуры, обеспечения обороны и безопасности государства и др.).

– Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти – полномочия по организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществлению систематического контроля за их соблюдением, мерами по устранению нарушения российского законодательства.

Конституция предполагает, что основа Правительства РФ должна оставаться неизменной. В ней закреплен перечень должностных лиц, входящих в его состав: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры. Однако состав Правительства может быть расширен за счет образования новых федеральных органов исполнительной власти.

Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Так, к юрисдикции главы государства относятся министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Судебная власть в Российской Федерации

Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность – правосудие.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ

– Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

– Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличивается возраст и профессиональные требования.


Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах.






Совокупность действующих в России судов образует судебную систему.

Структура судебной власти в РФ

Конституционный суд РФ – высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов Федерации.

Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции.

Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. В систему арбитражных судов входят арбитражные суды федеральных округов и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

По каждому деянию (в совершении которого подсудимый обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей ставятся три основных вопроса:

– доказано ли, что соответствующее деяние имело место;

– доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

– виновен ли подсудимый в совершении данного деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном приговоре.

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Компетенция мирового судьи включает уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти
2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики
3) осуществление представительской функции
4) руководство исполнительной властью

(в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 76-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

2. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.

4. Совет судей субъекта Российской Федерации взаимодействует с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке проекта бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации прилагает к проекту бюджета субъекта Российской Федерации предложения совета судей субъекта Российской Федерации вместе со своим заключением.

5. Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия совета судей субъекта Российской Федерации.

Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия конференции судей субъекта Российской Федерации.

6. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

7. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.


Конституция Российской Федерации утвердила в системе государственной власти страны самостоятельное положение судебной власти в структуре государственного механизма как независимой, суверенной отрасли, равновеликой законодательной и исполнительной отраслям государственной власти.

Судебная власть в России — это особая форма деятельности государства, осуществляющая свои властные полномочия специально созданными государственными органами — судами, в строго установленной законом процессуальной форме в сфере защиты конституционного строя, прав и законных интересов человека и гражданина, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и иных объединений. Судебная власть как одна из ветвей государственной власти не сводится лишь к рассмотрению конкретных дел. В контексте известной системы сдержек и противовесов судебную власть характеризует не только правосудие (в традиционном, узком смысле слова), но и возможность оказывать влияние на решения и действия законодательной, исполнительной властей и тем самым уравновешивать их.

Вместе с тем, несмотря на активное развитие законодательства о мировых судьях, остается недостаточно исследованным ряд вопросов, в том числе о необходимости формирования, правовой природе института мировых судей. Недостаточная исследованность данных вопросов оказывает негативное влияние как на развитие самого законодательства о мировых судьях, так и на практику его применения.

Процесс становления института мировых судей в нашей стране развивался крайне медленно, сложно и неравномерно, поскольку принятие местных законов, создание судебных участков, определение их общего числа, установление порядка избрания или назначения судей, а также техническое обеспечение нового судебного института были поставлены в зависимость от инициативы региональных органов власти.

Под мировым судьей принято понимать физическое (должностное) лицо, принадлежащее к корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое избирается или назначается центральными или местными органами государственной власти, единолично рассматривает дела в мировом суде и способствует установлению мирных отношений между спорящими сторонами [2, c.12].

В российском законодательстве статус мирового судьи определяется по-разному, что отражает двойственность его правового положения:

Многие специалисты обращают внимание на сложную правовую природу статуса мировых судей, поскольку, с одной стороны, они относятся к судам субъектов РФ, а с другой — являются нижестоящим звеном системы судов общей юрисдикции Российской Федерации [5, c. 102]. В этом случае уникальность ситуации заключается в том, что мировой судья, являясь органом государственной власти субъекта РФ, осуществляет свою деятельность от имени всей Российской Федерации исключительно в порядке, установленном федеральным процессуальным законодательством [6, c. 65].

Таким образом, мы пришли к выводу, что правовое положение мирового судьи в России в настоящий момент имеет двойственный характер. С одной стороны, он является судьей общей юрисдикции субъекта Российской Федерации, его ведение зависит от содержания регионального законодательства, с другой — законодатель признает его полноценным носителем судебной власти, элементом единой судебной системы России, принимающим судебные постановления от имени Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, мировой судья, судебная власть, судья, государственная власть, мировой, Россия, судебная система, исполнительная власть, общая юрисдикция.


В Российской Федерации с 2000 г. работают мировые судьи. Несмотря на незначительный период их деятельности, можно уже говорить о том, что мировые судьи оправдывают свое предназначение и играют важнейшую роль в обеспечении судебной защиты прав граждан. В связи с этим институт мировых судей (или, как его зачастую называют, «мировая юстиция») заслуживает большого внимания, поддержки и дальнейшего развития.

Сравнивая правовое положение мировых судей как звена судебной системы с правовым положением других звеньев судебной системы, следует сказать, что мировые судьи как звено судебной системы имеют целый ряд особенностей, несвойственных остальным звеньям судебной системы. Правильная организация работы ведет к высокому качеству осуществления правосудия и, следовательно, выполнению задачи по защите прав и свобод граждан.

Для обеспечения действительно самостоятельной судебной власти и в ее составе независимости мирового судьи необходимо обеспечить соответствующий статус аппарата мирового судьи.

Вопрос статуса и организации деятельности работников аппарата мирового судьи не менее важный для нормальной организации судебной власти.

Эти идеи были облачены в конкретные правовые нормы Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» [2].

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее — суды), органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

При этом в Законе сделана оговорка, что под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Требует урегулирования вопрос об организационном обеспечении деятельности мировых судей, где под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. В соответствии с федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» организационное обеспечение федеральных судов и органов судейского сообщества возлагается на Судебный департамент. В отношении же мировых судей Судебный департамент осуществляет лишь финансирование, в то время как материально-техническое их обеспечение возложено на органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Федерации [7, с. 26].

В соответствии со ст. 9 ФЗ о мировых судьях работу мирового судьи обеспечивает его аппарат. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 10 этого же Закона устанавливает, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Вместе с тем возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Возложение финансирования мировых судей и их расходов на заработную плату и материально-технического обеспечения на органы, относящиеся к различным ветвям государственной власти, порождает неопределенность и неоднозначность в создании условий для обеспечения правосудия, приводит к отсутствию единого подхода в осуществлении организационного обеспечения деятельности мировых судей в различных субъектах Российской Федерации. В этой связи следует поставить вопрос о создании в Управлениях судебного департамента при Верховном суде РФ специальных отделов (подразделений) для осуществления организационного обеспечения деятельности мировых судей. В случае если такое решение будет принято, то в федеральный закон «О Судебном департаменте Российской Федерации» потребуется внести соответствующие изменения и дополнения.

Весь аппарат мирового судьи входит в структуру государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, материально-техническое обеспечение мирового судьи осуществляет исполнительная власть субъекта Российской Федерации.

При этом система служебных отношений между мировым судьей с его неопределенным положением в системе государственной службы Российской Федерации и должностными лицами в его аппарате нормативно не установлены. Каждый субъект Российской Федерации строит систему гражданской службы в аппаратах мировых судей по своему разумению.

Ряд правоведов весьма справедливо выделяют следующие особенности организации деятельности мировых судей, которые отличают ее от организации деятельности других звеньев судебной системы.

1. Осуществление мировыми судьями деятельности в пределах судебных участков.

2. Неурегулированность федеральным законодательством полномочий мировых судей как должностных лиц.

3. Необходимость замещения мирового судьи в случае его отсутствия.

В соответствии с нормами ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, следовательно, по своей структуре мировые судьи сходны с ранее существовавшими односоставными районными судами, в которых один штатный судья выполнял в то же время обязанности председателя суда.

Так как Законом о мировых судьях установлены только процессуальные полномочия мировых судей, то остальные полномочия мировых судей в части организации их работы регулируются законами субъектов РФ и значительно отличаются как между собой, так и от полномочий председателей судов.

Так, например, согласно ст. 11 Закона Воронежской области от 13 декабря 2000 г. «О мировых судьях Воронежской области» мировой судья: председательствует в судебных заседаниях; организует работу аппарата мирового судьи и обслуживающего персонала; ведет личный прием, рассматривает предложения, заявления и жалобы; руководит ведением судебной статистики; осуществляет иные функции согласно действующему законодательству. В Законе Хабаровского края от 27.05.2009 № 244 «О мировых судьях в Хабаровском крае» организационные полномочия мировых судей вообще не указаны.

Таким образом, неурегулированность данного вопроса федеральным законодательством создают предпосылки для распределения обязанностей между работниками аппарата ненадлежащим образом, повышение квалификации аппарата мировым судьей проводится беспланово, от случая к случаю. Между тем, ненадлежащее оформление протокола судебного заседания в обязательном порядке влечет отмену решения, даже в том случае, если оно обоснованное и законное. Ошибка в делопроизводстве также может повлечь для сторон неблагоприятные последствия [6, с. 5].

Тем самым, в целях обеспечения прав граждан на справедливую судебную защиту представляется целесообразным дополнить Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» статьей с указанием должностных обязанностей мирового судьи.

Средний уровень нагрузки у мировых судей составляет 30 дел в неделю. При этом половина судей рассматривает меньше 23 дел и материалов в неделю. Наиболее распространенная ситуация, при которой судья рассматривает от 10 до 20 дел в неделю (25,9 %). При 8 часовом рабочем дне это составляет 48 минут на одно дело. Исследования о нагрузке судей и сотрудников аппарата судов проведенные 15 лет назад (в 1996 году) Минтрудом России и рекомендованные в качестве предельной нагрузки для судей и секретарей указывают иные нормативы [4]. В этих нормативах указаны временные затраты на каждую категорию дел, но в среднем на рассмотрение районным судьей одного уголовного дела с одним обвиняемым (при наличии двух и более обвиняемых идут поправочные коэффициенты в сторону увеличения) отводится 14 часов, а для рассмотрения одного гражданского дела — 7 часов 40 минут.

Соответственно, если даже не учитывать временные затраты на подготовку к заседанию и внепроцессуальную работу, получается, что при восьмичасовом рабочем дне в неделю возможно рассмотреть только 2,8 уголовных дел или 5 гражданских дел.

Таким образом, нагрузка мировых судей зависит от места расположения судебного участка, социально-психологического состояния населения, его восприятия понятия «судебная защита», от места расположения крупных предприятий, и других факторов, а не только от количества населения проживающих в границах судебного участка [9, с. 2].

Исходя из изложенного, критерием создания судебных участков на региональном уровне должно быть не только количество человек, проживающих на территории судебного участка, но и нагрузка на мировых судей по рассмотрению дел.

В связи с этим высказываются предложения ввести дополнительные критерии помимо критерия численности. При этом в городах определяющим должно быть количество уголовных преступлений и гражданская конфликтность, а в сельской местности — территориальная удаленность населенных пунктов.

Позитивным было бы создание в административно-территориальных единицах входящим в судебный район минимальное количество судебных участков мировых судей не менее двух. Тогда можно решить многие проблемы организационного и процессуального характера, в частности, замещения мировых судей во время их временного отсутствия (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) либо при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи. В этом случае исполнение его обязанностей будет возлагаться на мирового судью другого судебного участка, но того же населенного пункта.

1. Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. — 1993. — 25 дек.

2. Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 2. — Ст. 223,

4. Нормы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов» [Текст] // Постановление Минтруда РФ, Минюста РФ от 27.06.1996 N 41б/06–74–125

5. Анохина, В. Ю. Вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей [Текст] / В. Ю. Анохина // Российская юстиция. — 2009. — № 11. — С. 40–48.

6. Гарифуллина, А. Р. Некоторые аспекты организационного обеспечения деятельности мировых судей [Текст] / А. Р. Гарифуллина // Российский судья. — 2012. — № 6. — С. 5–10.

7. Даниелян Д. Р. Об основных направлениях развития судебной системы [Текст] / Д. Н. Даниелян // Мировой судья. — 2013. — N 6. — С. 26–28.

8. Дорошков В. В. Мировой cудья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности [Текст] / В. В. Дорошков. — М.: НОРМА, 2010. — 320 с.

9. Дорошков В. В. Проблемы мировой юстиции и пути их решения на современном этапе реформирования отечественной судебной системы [Текст] / В. В. Дорошков // Мировой судья. — 2013. — N 1. — С. 2–5.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, мировой судья, Судебный департамент, судебная система, судья, Верховный Суд, мировой, судебный участок, организационное обеспечение деятельности мировых судей, создание условий.

Похожие статьи

Особенности организации деятельности мировых судей (часть 1)

мировой судья, Российская Федерация, судебная система, судья, судебный участок, мировой, организация работы, организационное обеспечение деятельности мировых судей, федеральный бюджет.

Обеспечение деятельности мировых судей на примере.

Позиция Судебного департамента по данному вопросу такова: для мировых судей, входящих в единую систему судов общей юрисдикции, целесообразно иметь одну общую модель организации и обеспечения их деятельности; Судебным департаментом создан.

Особенности организации деятельности мировых судей (часть 3)

мировой судья, Российская Федерация, судебный участок, судья, мировой, помощник судьи, Россия, Судебный департамент, мировая юстиция, Верховный суд.

Место мирового суда в судебной системе Российской.

Российская Федерация, мировой суд, мировой судья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть, общая юрисдикция, мировой суд субъектов, судебная система России.

Актуальные проблемы создания судебных участков мировых.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. В ходе работы по подготовке законопроектов о границах судебных участков мировых судей законодательные (представительные).

Проблемы и перспективы развития судов общей юрисдикции

Российская Федерация, суд, общая юрисдикция, мировой судья, судья, федеральное значение, кассационная инстанция, автономная область, Верховный Суд, верховный суд республик.

Двойственный характер положения мирового судьи в России

Конституция Российской Федерации утвердила в системе государственной власти страны самостоятельное положение судебной власти в структуре государственного механизма как независимой, суверенной отрасли.

Мировой суд в Чеченской Республике анализ основных итогов.

Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется Управлением судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Чеченской Республике. Мировым судьям закон дал статус судей общей юрисдикции.

Направления развития института мировых судей

мировая юстиция, судебная система, общая юрисдикция, судья, судебная власть, Российская Федерация, мировой судья, мировой, институт мировых судей, судебная реформа.


Статья посвящена вопросу совершенствования правовой регламентации должности мирового судьи в системе государственной службы Российской Федерации. Предлагается установить, что должность мирового судьи является государственной должностью соответствующего субъекта Российской Федерации.

Ключевые слова: судебная система, судебная реформа, судоустройство, государственная служба, государственная должность, мировой судья.

Четыре года тому назад в России осуществилась судебная реформа, связанная с объединением высших инстанций двух обособленных до того момента ветвей судебной системы и созданием единого Верховного Суда Российской Федерации в качестве высшего судебного органа по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом. Этот процесс был завершен 6 августа 2014 года, со дня упразднения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и начала работы Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Следует признать, что в рамках судебной реформы федеральный законодатель провел поистине колоссальную работу, результаты которой воплотились в целый ряд законодательных актов, регулирующих организацию судебной системы. При этом, несмотря на достаточно четкую регламентацию всех особенностей правового статуса судей, до настоящего момента вопрос о государственной должности, занимаемой мировым судьей, не получил однозначного ответа и по-разному решается на уровне субъектов Российской Федерации. В одних случаях указание на то, что должность мирового судьи является государственной должностью соответствующего субъекта Российской Федерации, содержится в законодательстве субъектов Российской Федерации о мировых судьях [8]. В других регионах такого указания в законодательстве нет. Актуальность проблеме придает Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2], который, не имея предметом своего регулирования общие принципы организации судебных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, тем не менее, содержит упоминания о мировых судьях. В частности, частью 2 статьи 2 1 названного Закона установлено, что «на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, за исключением мировых судей, распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами». Согласно части 1 вышеуказанной статьи предусматривается создание Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации. Данный Перечень утвержден Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. № 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации» [5] и содержит п. 17 — «Мировой судья». Заметим, что пункт 17 Перечня, в отличие от пунктов 7–9 «Председатель конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации», «Заместитель председателя конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации», «Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации» не снабжен сноской, согласно которой подобные государственные должности могут учреждаться законодательством субъекта Российской Федерации, а посему — налицо тот факт, что действующее федеральное законодательство исходит из того, что должность мирового судьи безусловно относится к группе государственных должностей субъектов Российской Федерации.

Представляется, что подобное положение не способствует единству статуса мировых судей, укреплению их авторитета в обществе и в целом усложняет правовое регулирование судебной системы России. В Постановлении VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. «О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования» [6] Съезд, вслед за Советом судей [7], отметил необходимость дальнейшего совершенствования статуса мировых судей путем включения должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года № 32 [4], наделения мирового судьи полномочиями, аналогичными полномочиям председателя районного суда по отношению к аппарату судьи.

С принятием Федерального закона от 18 апреля 2018 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей» [3] во многом была решена проблема зависимости мирового судьи от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по организационному обеспечению деятельности мировых судей. Отныне мировой судья получил право согласовывать с указанным органом перемещение работника своего аппарата на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата. Также была существенно улучшена ситуация с финансированием мировых судей, осуществляющимся за счет бюджета субъекта Российской Федерации (в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей). При этом вопрос о регламентации должности мирового судьи до настоящего времени остается открытым.

Поддерживая необходимость урегулирования вопросов, связанных с правовым положением должности мирового судьи в системе государственных должностей Российской Федерации и ее субъектов, мы, вместе с тем, критически оцениваем возможность включения должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. Реализация подобного предложения неизбежно приведет к практически полной унификации правового положения мирового судьи и судьи федерального суда, в результате чего лишится смысла конструкция отнесения мировых судей к судьям субъектов Российской Федерации, следовательно, будет утрачена возможность населения соответствующих регионов прямо или через своих представителей влиять на формирование судейского корпуса системы мировой юстиции.

На наш взгляд, правовой пробел, образовавшийся в законодательстве, следует восполнить путем дополнения ст. 1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» [1] п. 2 1 следующего содержания:

«2 1 . Должность мирового судьи является государственной должностью соответствующего субъекта Российской Федерации»..

Подобная поправка не потребует коренной ломки сложившейся за последние полтора десятилетия структуры мировой юстиции, но при этом решит проблему, неоднократно отмеченную Всероссийским съездом судей. Именно такой способ решения обозначенной проблемы тем более важен, так как на современном этапе развития федеративных отношений региональный законодатель подчас не считает целесообразным проявлять свою инициативу в данном вопросе.

Полагаем, что главную роль в повышении статуса мировых судей должны играть именно законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях дальнейшего совершенствования мировой юстиции, возможно, стоит рассмотреть вопрос о предоставлении мировым судьям дополнительных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Такая возможность существовала в законодательстве Российской Федерации (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации») и была отменена в 2004 г. с принятием т. н. «Закона о монетизации льгот».

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, мировой судья, государственная должность, государственная должность субъектов, государственная власть субъектов, мировая юстиция, соответствующий субъект, суд субъекта, судебная реформа, судебная система.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: