Выделите современные методы науки теория государства и права

Обновлено: 28.03.2024

Методология теории права и государства представляет собой комплекс взаимосвязанных методов (т. е. приемов, способов, подходов) и принципов, при помощи которых осуществляется процесс изучения предмета данной науки.

Методология, в более широком смысле, может пониматься как «метатеория, рефлексивная по своей сути, исследующая методы познания той или иной научной дисциплины, условия их использования и возможные результаты их применения».[15]

Метод в науке, в научной деятельности – это средство (прием), с помощью которого добывается новое знание либо осуществляется систематизация, оценка, обобщение имеющейся информации. Таким образом, метод науки определяет, каким образом исследуется ее предмет (это способ познания окружающей действительности).

Философской (мировоззренческой) основой теории государства и права выступает диалектика, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания. Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные (расширение и сужение сферы государственного социального обеспечения фактически способствует изменению исторического содержания государства); закон единства и борьбы противоположностей (развитие государства и права непосредственно связано с борьбой социальных сил); закон отрицания отрицания (в новой государственно-правовой системе всегда присутствуют элементы старой и зародыши новой системы).[16]

Конкретно диалектические моменты в познании проявляются в историческом подходе – в рассмотрении того, как данное явление (государство и право) возникло, какие этапы в своем развитии оно прошло, чем оно является в настоящее время.

Проявлением диалектики служит требование всестороннего подхода к изучаемым явлениям. Должны быть исследованы все стороны явления, а также связи с другими явлениями, в которых проявляются его свойства. Так, при изучении права анализируются не только его существенные признаки, но и формы (источники), функции, связи с политикой, моралью, правосознанием и т. д.

В процессе изучения теории государства и права используются общенаучные, специальные и частные методы.

1. Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т. д.

Системно-структурный метод предполагает исследование внутреннего устройства (структуры) изучаемого явления, а также исследование связей как между составными частями внутри самого явления, так и с родственными явлениями и институтами. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка. Как система может быть рассмотрено любое явление (хотя не всякий объект научного анализа в этом нуждается).[17]

Функциональный метод используется для выделения в различных системах составляющих структурных частей с точки зрения их предназначения, роли, взаимосвязи, а также реального действия исследуемых явлений. В частности, применение функционального метода в процессе характеристики государства позволяет сформулировать основные направления государственной деятельности в политической, экономической, экологической и других сферах общественной жизни. Данный метод используется также при изучении отдельных государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.

Метод моделирования исходит из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначные соответствия, так что, зная характеристику одного из них (модели), можно с достаточной определенностью судить о другом (об оригинале). Таким образом, данный метод предполагает создание моделей, концепций того или иного явления и изучение созданной модели, а затем распространение полученных сведений на существующие в реальности явления. Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и т. д.

В последнее время в философии уделяется довольно много внимания синергетике и синергетическому подходу как общенаучному методу исследования.[18] Суть синергетического подхода как общенаучного метода в том, что он объясняет появление систем способностью явлений и процессов к спонтанной, не обусловленной их предыдущим количественным развитием, самоорганизации в сложные и целостные объекты.

В юриспруденции уже имеются попытки применить синергетику в объяснении явлений права и государства. Впервые об этом заговорил профессор А. Б. Венгеров, широко привлекавший данные других наук к решению проблем право- и государствоведения. Так, он пишет: «Теория государства и права постепенно начинает впитывать и методологию, идущую от синергетики, формирующейся новой науки о самопроизвольных, самоорганизационных, случайностных процессах. Эти методологические идеи позволяют лучше понять различные процессы самоуправления и управления в государственно-правовой сфере, особенно при развитии демократических начал в местном самоуправлении, в структуре исполнительной власти. Новые данные о конструктивной роли случая в общественном развитии объясняют субъективный фактор в государственно-правовой жизни общества, позволяют наряду с закономерными причинно-следственными связями учитывать и случайностные, вероятностные связи».

Специфическим общенаучным методом является математический метод, который своим предметом имеет количественную сторону явлений, немаловажную в изучении права и государства. В свое время И. Кант утверждал, что наука становится таковой только тогда, когда использует математику.

Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для плодотворной научной деятельности.

Анализ предполагает выделение составных частей и изучение простейших составляющих того или иного явления.

Синтез предполагает обобщение данных, полученных в ходе анализа и получение качественно нового знания об исследуемом явлении.

Гипотеза – научное предположение о направлении развития исследуемого явления в обозримом будущем.

Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частным выводам.[19]

Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.[20]

Все перечисленные приемы познания тесно связаны между собой и используются исследователями в комплексе. Так, анализ, т. е. расчленение целого на составные части, позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, например, структуру государственного механизма, системы права и т. д. В свою очередь синтез предполагает процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Например, на основе объединения и обобщения основных признаков, характеризующих государство, государственный орган, право, правоотношение, правонарушение, юридическую ответственность, формулируются и их общие понятия. Таким образом, анализ и синтез рассматриваются как первичное и производное знание и представляют собой неразрывно связанные этапы восприятия научной информации.

С анализом и синтезом также непосредственно связаны индукция и дедукция. По сути, индукция представляет собой процесс перехода аналитического знания в синтезированное, поскольку любые обобщения лишь тогда могут претендовать на истинность, когда в их основу положены первичные истинные данные. К примеру, аналитическое восприятие отдельных (частных) моментов, характеризующих право (понимание права как системы правил (норм), общности формальных источников, совокупности правоотношений, явления культуры, средства коммуникации и т. п.), позволяет сформировать общее (синтезированное) представление о сущности и содержании данного феномена. Соответственно дедукция может быть условно названа «обратным синтезом», поскольку предполагает вычленение из информации обобщенного характера конкретных сведений. В частности, знание общих закономерностей, характеризующих законотворческий процесс, позволяет высказывать предложения, касающиеся оптимизации отдельных его составляющих.

2. Специальные методы – это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных или социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический и др.

Социологический метод олицетворяет собой особое направление общетеоретических исследований – социологию права, которая изучает «право в действии»: связи права с жизнью. Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приемы, как анкетирование, опросы населения, проведение социально-правовых экспериментов и т. д.

Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, правонарушения и т. д.).

Метод экстраполяции (распространения) позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий, т. е. распространять знания, полученные при изучении одного юридического явления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем общетеоретических знаний.

3. Частно-правовые методы – это приемы и способы познания, выработанные непосредственно той или иной юридической наукой. К частно-правовым методам теории государства и права относят методы типологии права, сравнительного правоведения, интерпретации права, восполнения пробелов в праве, теоретико-правового моделирования и прогнозирования, формально-юридический метод и др.

Метод типологии права предполагает выделение и анализ основных типов правопонимания. Посредством этого метода систематизируются наиболее значимые в научном отношении представления о сущности права, о его месте и роли в системе социальной жизнедеятельности.

Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ. Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких политических и правовых систем.

При этом сравнение может быть синхронным – когда сравниваются государственно-правовые системы, существующие в одно время; и дихронным – когда сравниваются явления, существовавшие на различных исторических этапах развития общества.

Метод сравнения включает в себя следующие этапы:

– изучение сравниваемых институтов по отдельности;

– сравнение выявленных признаков с позиции их сходства и различия;

Методы толкования (интерпретации) права (уяснение, разъяснение) используются в процессе уяснения и разъяснения сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения.

Методы восполнения пробелов в праве (аналогия права, аналогия закона) позволяют принять решение по делу в ситуации, когда, с одной стороны, имеется ситуация требующая урегулирования правовыми средствами, а с другой – отсутствует формальный источник права, в котором бы эти средства были закреплены.

Метод теоретико-правового моделирования предполагает создание теоретических моделей, в рамках которых воплощаются представления об идеальных (для данного периода социально-политического развития) формах государства и права. К примеру, для современной отечественной юридической науки идеальной моделью государства считается правовое государство.

Метод теоретико-правового прогнозирования позволяет выдвигать и аргументированно доказывать возможность развития ситуации в сфере функционирования государства и права по тому или иному сценарию.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т. д.). Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм) права, формальной определенности права и его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники – все это конкретные проявления формально-юридического метода. Данный метод применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их формы.

Предложенную классификацию методов науки нельзя абсолютизировать, по меньшей мере, по двум основаниям. Во-первых, в современных условиях наблюдается широкая интеграция наук, происходящая, в частности, и путем заимствования методов. Например, в юридической науке все шире распространяются методы социологии, психологии, логики, кибернетики, информатики. Во-вторых, методологическая основа конкретного научного исследования представляет собой, как правило, весьма сложную «связку» различных методов и приемов, нацеленных на максимально полный, всесторонний охват изучаемого объекта. По этим причинам отнесение методов к общенаучным, частнонаучным либо к специальным носит относительный, условный характер.

Кроме методов (инструментов, средств, приемов) в рамках методологии выделяют также принципы научного познания , т. е. основополагающие начала, идеи, на основании которых осуществляется осмысление предмета науки. К принципам познания в области теории государства и права относятся: историзм, объективность, универсальность, плюрализм.

Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

Объективность как методологический принцип означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение, общественное мнение, сформировавшаяся традиция) по возможности сводится к минимуму.

Универсальность теории государства и права заключается в том, что она изучает общие закономерности развития государства и права, безотносительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе, исторической эпохе. Понятия и принципы, сформулированные в рамках теории государства и права, выступают в качестве оценочных критериев, в сравнении с которыми может быть рассмотрена практически любая реально существующая (существовавшая в истории человеческой цивилизации) государственно-правовая система.

Принцип плюрализма закрепляет возможность существования различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ, порою отстаивающих противоречивые точки зрения. При этом не допускается насильственного насаждения каких-либо идейно-теоретических схем, объявления их «абсолютными истинами» (как было, например, с идеями марксизма, знакомство с которыми проходило под лозунгом «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно»).

Метод – это знание о том, как получать другое знание.

Методология – учение о методах научного познания

Методы теории государства и права — это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов.

Методы исследования ТГП подразделяются на общие, специальные и частные.

Общие методы

Одним их важнейших черт общих методов является то, что они используются не только в ТГП но и в других науках. К общим методам относят:

1. Диалектический метод. Государственно-правовые явления согласно этому методу изу­чаются не в статике, а в динамике, развитии на основе действия законов:

a. закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве);

b. переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное);

c. закон отрицания отрицания (в российской государственности имеются элементы прошлой и зародыши новой государственности).

2. Метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Так при использовании первого метода, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции «форма государства» к ее структуре — форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм. При подобном подходе познание «формы государства» будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие «форма государства» начнет обогащаться конкретными признаками и особенностями. Использование второго метода, - при движении мысли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.

3. Системный метод.Любая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и право по своей сути, по структуре — сложные, системные явления. Основными элементами первого выступают органы государства, второго — нормы права. В целом же государство как важнейший политический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право — в нормативную систему общества.

4. Анализ выявляет структуру государства и права, фиксирует их основные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Синтез используется для обобщения данных, которые получены в результате анализа изучаемых явлений.

5. Индукция заключается в познании отдельных сторон или свойств государства и права, на основе которого затем делаются обобщения разного уровня. Дедукция позволяет посредством логических умозаключений от общего к частному выявить общие закономерности и свойства государства и права, а затем, расчленяя их на группы дать им научную оценку.

6. Сравнение, Абстрагирование и другие.

Специальные методы

Специальные методы разрабатываются в рамках отдельных, специальных наук и широко используются для изучения государства и права.

К специальным методам относят:

1) Конкретно-социологический метод может быть использован при изучении различных сфер деятельности правовых и государственно-политических институтов, результативности принимаемых ими решений, своевременности и надежности правового регулирования или правовой охраны; позволяет глубоко, с учетом запросов общественной практики, подойти к решению многих традиционных государственно-правовых вопросов, а также поставить ряд новых проблем.

2) Психологический: изучение, главным образом, правового поведения.

3) Статистический: оперирование количественными величинами.

4) Исторический: изучение закономерностей в развитии права и государства.

5) математические, кибернетическиеи другие.

Практическая значимость этих методов заключается в том, что они вместе с другими методами позволяют взглянуть на государство и право с позиции негосударственно-правовых дисциплин, помогают создать более полное представление о государстве и праве.

Частные методы

Главная особенность частных методов заключаются в том, что они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук.

1) Формально-юридический метод является традиционным; составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, т.к. помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом. Формально-юридический метод исследует внутреннее строение правовых норм и права в целом, анализирует источники (формы права), формальную определенность права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т.п.

2) Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии государствоведения и правоведения. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран.

3) Метод государственного и правового моделирования. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.

4) Метод выработки правовых решений,методы толкования норм и права и другие.

Теория государства и права как наука - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

Основные черты:

1. Гуманитарная (общественная, социальная) наука. Изучает государство и право, которые относятся к общественным явлениям и непосредственно связаны с человеком и его жизнедеятельностью.

2. Политико-юридическая наука.Изучает два совершенно разных, но взаимосвязанных явления: государство и право.

3. Единая наукао государстве и праве. Государство и право тесно связаны между собой и находятся в неразрывном единстве. Государство не существует без права, также как и право не существует без государства.

4. Наиболее общая наукао государстве и праве. Теория государства и права – не единственная наука, изучающая государство и право, они изучаются и другими юридическими науками. Но наука ТГП изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

5. Фундаментальная наука.Задача ТГП – формирование основополагающих, фундаментальных знаний о государстве и праве.

6. Методологическая наука.К методологическим относятся науки, формирующие мировоззрение, т.е. взгляд на мир, на окружающие нас явления действительности (к таким наука, прежде всего относится философия). В системе юридических наук такую роль выполняет ТГП.

7. Комплексная наука.В составе науки ТГП существует целый ряд относительно обособленных научных направлений, которые зачастую рассматриваются в качестве самостоятельных наук.

Понятие теории государства и права как учебной дисциплины.

Теория государства и права как учебная дисциплина - это юридическая дисциплина, изучаемая на 1 курсах высших учебных заведениях обобщающая достижения науки теории государства и права и излагающая эти достижения в установленных формах.

Предмет науки теории государства и права.

Предмет ТГПизучает:

1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования собственно государства и собственно права;

2. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования иных государственно-правовых явлений (например, государственная власть, государственное управление, правовые отношения, законность и т.д.);

3. Наиболее общие связи государства и права с различными социальными явлениями и личностью (связи государства и права с экономикой, политикой, идеологией, культурой и т.д.).

Структура науки теории государства и права.

1. Поскольку ТГП относится к фундаментальным наукам, ее структуру можно рассматривать с позиции структуры любой фундаментальной науки. Элементы:

1. Законы – устойчивые связи и взаимозависимости каких-либо явлений и процессов действительности.

2. Категории – основные научные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности.

3. Частные теории - выступают в качестве относительно обособленных частей единой науки ТГП. (например, теория правосознания, теория законности и т.д.).

4. Научные факты – достоверные знания о тех или иных фактах реальной действительности.

5. Научные гипотезы – предположительные, вероятностные знания о тех или иных фактах действительности.

2. Структуру науки ТГП можно рассматривать с учетом предмета этой науки,т.е. изучаемых ею явлений.

ТГП как единая наука о государстве и праве изучает хотя и взаимосвязанные, но все же разнопорядковые явления.

1. Теория государства.

3. Структуру науки ТГП можно охарактеризовать исходя из основных научных направлений, которые сформулировались в рамках данной науки. Элементы:

1. Позитивная теория государства и права – охватывает круг проблем, связанных с изучением государства и права в чистом виде.

2. Философия государства и права – охватывает круг проблем, связанных с исследованием государства и права через призму философских идей.

3. Социология государства и права.

4. Сравнительное государствоведение и правоведение – охватывает вопросы, связанные с сопоставлением различных государственно-правовых систем, институтов и процессов.

4. Формируются новые направления.

Методология науки ТГП.

Методология ТГП– совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается наука ТГП и которые она использует при исследовании своего предмета.

1. Философско-мировоззренческие подходысоставляют методологическую основу науки теории государства и права. Методологическая основа современной ТГП характеризуется плюрализмом.

2. Принципы познания– это те исходные, отправные начала, от которых отталкивается наука при исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в метод современной отечественной теории государства и права, следует отнести принцип плюрализма, принцип объективности, принцип всесторонности и принцип историзма.

3. Приемы исследования – это конкретные методы, которые использует наука при изучении своего предмета.

1) Общие – методы, которые вырабатываются философскими науками. Используются в самых различных науках. (Методы анализа, синтеза, моделирования, сравнительный метод, системны метод и т.д.).

2) Специальные – методы, которые вырабатываются различными специальными науками и широко используются в ТГП при исследовании ее предмета. (Математические, кибернетические, статистические, конкретно-социологические и другие методы).

3) Частные – методы, которые вырабатываются самой теорией государства и права. (Формально-юридический метод, метод сравнительного государствоведения, метод сравнительного правоведения).

Часто методологию называют учением о методах (Л.А.Морозова), но они составляют сердцевину методологии. Методология вкл в себя ещё принципы и парадигмы познания, т.е. то, на чём эти методы основываются, что в целом определяет и содержание и значение методов.

Методология ТГП – совокупность принципов, парадигм и методов познания государственно-правовой действительности.

1) принципы познания (они выступают руководящими идеями, составляющими основу познания)

· принцип системности познания;

· научности (исходные данные, на основе которых мы будим строить систему познания, они д.б. обосновано получены с помощью правовых методов);

· принцип получения объективной истины (можем получить объективные знания о гос-правовой действительности, должны отталкиваться от того, что реально существует);

· принцип непосредственной взаимосвязи науки и практики;

· принцип цикличности и всеобщности познания (всеобщность предполагает изучение всего многообразия граней, сторон правовой действительности).

2) парадигма – устойчивая модель, образец познания (парадигма правового гос-ва; верховенства правового закона; приоритета прав и свобод личности). Могут существовать негативные юр. парадигмы (Дуракам закон не писан, если писан – то не читан, если читан – то не понят, если понят – то не так

Система методов познания – системная совокупность приёмов и способов, при помощи ктрх изучается предмет этой науки. Методами ТГП будут выступать систематизированные приёмы и способы познания гос.но-правовой действительности.

4 группы методов:

1. всеобщие методы познания (общефилософские, мировоззренческие) - Они охватывают всю систему познания, выработаны системой философских знаний и эти методы формируют мировоззрение познания.

Методы в этой системе выступают как парные категории.

1) диалектика и метафизика;

Первым методом познания была метафизика, она являлась базовым методом оч. долго.

Метафизика – иррациональный внечувственный метод познания. С т.з. метафизического подхода гос-во и право (ГиП) рассматриваются как явления, существующие вечно и неизменно. Для них не характерно развитие, а лишь внутреннее совершенство.

Диалектика – парный метод метафизики. Классический подход к пониманию диалектики сформирован Гегелем (диалектика - учение о всеобщих законах и закономерностях развития). Термин “диалектика” означал искусство ведения спора, беседы.

С т.з. диалектического подхода ГиП рассматриваются как явления, находящиеся в постоянном и непрерывном развитии, ктр происходит по восходящей вертикальной спирали. Каждый виток спирали – определенный цикл развития гос.-правовой действительности. На каждом витке, любое гос.-правовое явление происходит развитие его стадий (возрождение, развитие, расцвет, достижение наивысшей точки, спад). На каждом новом витке спирали те/иные гос-правовые явления сами себя воспроизводят, но на качественно ином уровне.

Развитие проявляется на основе объективных законов диалектики. 3 подхода:

а) отрицание отрицания (каждое гос-во на новом витке развития отрицает явление предыдущее, но само отрицается явлением последующим);

б) единство и борьба противоположностей (все гос.-правовые явления находятся в тесной взаимосвязи, но с др. стороны они находятся в постоянном противоборстве и это противоборство позволяет найти точки соприкосновения м/у явлениями, ктр позволяют им развиваться (н-р, гос-тво и общ-во);

в) переход кол-ва в кач-во (при большом наборе кол-ва оно переходит в кач-во (смена экономич-ких формаций);

2 основных направления диалектического подхода:

· диалектический материализм (ГиП рассматриваются как явления материального мира и на возникновение их развития первостепенной воздействие оказывают материальные, в первую очередь, экономические условия жизни общ-ва. Чем выше уровень развития общ-ва, тем более свободной в общ-ве будет личность, а при свободной личности, общ-во и гос-во будут более демократичными);

· диалектический идеализм (в основе возникновения и развития ГиП лежит идея, дух, разум.)

- идеализм объективный - в основе ГиП лежит некая высшая идея, божественный дух, разум, ктрый по своей природе явл-ся непознаваемым;

- идеализм субъективный - в основе возникновения и развития гос-ва лежит воля и сознание людей.

2) абстрагирование и конкретизация;

Абстрагирование - путь восхождения от конкретного к абстрактному, от единичного к общему.

Конкретизация – (обратный процесс) нисхождение от абстрактного к конкретному, от общего – к единичному.

2. общенаучные методы – ктрые используются многими науками, поэтому и являются общенаучными.

Но более важно, что использование этих методов позволяет получить общую целостную картинку изучаемого явления.

2) анализ и синтез – парные, взаимодополняющие др. др. категории.

Анализ – расчленение элементарного явления на составные части, изучение свойств каждой из частей в отдельности, что позволяет сделать вывод, чем обладает явление в целом.

Синтез – процесс противоположный и предполагает, что несколько однопорядковых явлений мы искусственно объединяем в целое, изучаем, что позволяет сделать вывод, чем обладает каждый элемент.

3) логические методы познания (изученин гос-правовой действительности происходит на основе законов и правил формальной логики).

· индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному);

· правило кругов Эйлера;

· правило доказательства от обратного;

· правило исключенного третьего;

· правило доведения до абсурда – предполагает выстроение безупречной логической цепочки, в которой каждое последующее число вытекает из предыдущего, но в итоге приводит к абсурду.

4) системно-структурный метод - все гос–правовое явления м/у собой взаимосвязаны, они составляют единую целостную систему, причем свойства этой системы явл качественно иными, чем свойства каждого из гос –правовых явлений, составляющих эту систему.

Для познания гос-правовой действительности нам надо выделять те структурные взаимосвязи, ктр сущ-ют м/у элементами этой системы. Каждое из гос-правовых явлений, будучи элементом соотв-ющей гос-правовой системы, в то же время явл системой, но более низкого порядка и обладает своей собственной внутренней структурой. И чтобы познать это явление, нужно познать его структуру, помимо его места в системе.

5) конкретно исторический метод –чтобы понять сущность изучаемого явления, мы должны изучить и выявить ту историческую обстановку, в ктрой это явление образовалось и проследить те исторические условия, под влиянием ктрх это явление развивалось.

6) функциональный метод – чтобы познать сущность явления, мы должны исследовать и познать его ф-ции.

3. частно-научные методы –методы, ктрые используются отдельно частными науками, т.е. такие способы познания, ктрые позволяют наиболее правильно изучить явления, но только в одном его аспекте, с одной стороны.

1) социологический метод – предполагает выявление общ-ного мнения;

Знания получаются на основании обработки социологических данных: анкетирование, тестирование.

2) статистический метод предполагает получение и обработку данных по изучаемым явлениям, выраженным в количественной форме;

3) метод правового моделирования - для изучения гос -правового явления, мы создаём его модель;

Она м.б. юр-кой, математической и т.д. На модели проще оценить перспективы развития и динамику явления.

4) метод правового эксперимента – предполагает введение, н-р, закона, не на всей тер-рии гос-ва, а не опред-ной её части (тесно связан с предыдущим).

5) компаративистический метод (сравнительно-правовой)- Одно явление сравнивают с др однопорядковым явлением, ктрое сущ-ет в др правовой системе. Это позволит выявить его преимущества и недостатки

6) формально юридический метод - познание гос-правовой действит-ности основывается на изучении смысла, содержании, значении специальных юр. терминов.

7) синергетический метод (впервые применил Венгеров). Синергетика – наука о саморазвитии правовых систем. Внутренняя неупорядоч-ность взаимодействия др элементов системы приводит к не упорядочиванию системы в целом.

4. частно-правовые методы – это чисто юр-кие методы:

1) формально-юридический метод – означает особую совокупность способов обработки и анализа содержания действующей системы права (специфическим свойством явл-ся отвлечение от некоторых сущностных сторон права);

2) герменевтический метод - постижение, усвоение смысла текста;

3) технико-юридический анализ – иследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников.

А.С. Прафёноввыделяет 4 элемента в методологии: методы, принципы, Уровни исследования:

М.Н. Марченко: 1) Описание; 2) Научная классификация; 3) Объяснения; 4) Критика результатов научно-правовых исследований

И подходы - совокупность приемов, принципов, с помощью которых можно исследовать различные государственно-правовые явления и процессы.

Виды: 1)Социологический подход; 2) Философский подход; 3) Генетический подход, когда государственно-правовые явления изучаются изнутри; 4) Антропологический подход; 5) Изучение явлений с учетом значимости для человека; 6) Ценностный (аксиологический) подход, изучение с точки зрения ценности для личности и общества

Теория государства и права, как и все другие науки, имеет не только свой предмет, но и методы, которые указывают на то, каким образом исследуется предмет. Совокупность же методов научного познания действительности формирует методологию исследования.

Методология теории государства и права – это система методов (особых приемов, принципов, способов) изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-право­вых явлений, точнее предмета теории государства и права.

Система методов теории государства и права. Теория государства и права использует следующие виды методов:

Особенности философского метода . Данный метод отличает всеобщий характер. Он:

– используется во всех конкретных науках, на всех стадиях (этапах) научного познания;

– содержит всеобщие универсальные принципы мышления, познания и дает ключ к познанию всех областей природы, общества, мышления, а не отдельных областей;

– определяет мировоззренческие подходы исследования (раскрывает смысл человеческого, определяет отношения человека к миру, вырабатывает модели развития общества).

Подход не содержит специфических правил, принципов познания государства и права, поэтому применяется в тесном единстве с общенаучными и частнонаучными методами. Он имеет два направления – материалистическое и идеалистическое.

Общенаучные методы . Их особенности состоят в следующем:

1) они используются во всех конкретных науках;

2) но сфера их применения ограничена решением определенных задач;

3) они не охватывают всех стадий научного познания;

4) применяются на основе философского метода, взаимодействуют с ним;

5) представляют собой рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинную объективность теории.

К общенаучным методам относят:

– анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части);

– синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей)

– системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);

– функциональный подход (ориентирует на выявление одних социальных явлений по отношению к другим) и др.

Частнонаучные методы . Частнонаучные методы исследования – это правила, приемы, способы непосредственного получения конкретного знания. Они многообразны и зависят от уровня и направленности процесса исследования. В некоторых работах их называют специальными методами. Есть учебная литература, в которой специальные и частнонаучные методы рассматриваются как самостоятельные группы.

Особенности частнонаучных методов. Данная группа методов характеризуется следующим:

1) это конкретные способы получения знания (опрос, наблюдение, эксперимент, сравнение и т. д.);

2) они свойственны некоторой группе наук или присущи одной конкретной науке (специальной).

К частнонаучным методам относят:

– конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получать данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере);

– статистический (позволяет получать количественные показатели того или иного государственно-правового явления);

– кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-пра­вовые явления);

– формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.);

– сравнительно-правовой (позволяет сопоставлять различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, юридическую практику и т. д. в целях выявления их общих и особенных свойств).

Учебная литература предлагает и другие варианты системы методов:

1) общенаучные методы (формально-логический, социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-историче­ский, статистический и т. п.); общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование); частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования и т. п.) (С.А. Комаров. Теория государства и права. – М., 1995. – С. 18);

2) общенаучные методы и основные подходы (материалистический, идеалистический, вероятностный, исторический, логический, рациональный); междисциплинарные, или частные, методы (системный, сравнительный, статистический, психологический, эксперимент); специальные, или специфические, методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, правовое моделирование, судебной статистики, правовой эксперимент) (Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1999. – С. 37).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: