Миграционный учет иностранных граждан и федеральный государственный контроль надзор в сфере миграции

Обновлено: 26.04.2024

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации (далее - перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - миграционный учет) - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства; (В редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 42-ФЗ)

4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 163-ФЗ)

5) регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (далее - регистрация по месту жительства) - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства;

6) учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания;

7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства; (В редакции федеральных законов от 27.06.2018 № 163-ФЗ, от 08.06.2020 № 182-ФЗ)

8) высококвалифицированный специалист - иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие разрешение на работу в соответствии со статьей 132 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"); (Пункт введен - Федеральный закон от 23.12.2010 № 385-ФЗ)

9) члены семьи высококвалифицированного специалиста - иностранные граждане или лица без гражданства, определенные как члены семьи высококвалифицированного специалиста в соответствии с пунктом 11 статьи 132 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; (Пункт введен - Федеральный закон от 23.12.2010 № 385-ФЗ)

10) фиктивная регистрация по месту жительства - регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания; (Пункт введен - Федеральный закон от 21.12.2013 № 376-ФЗ)

11) фиктивная постановка на учет по месту пребывания - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность. (Пункт введен - Федеральный закон от 21.12.2013 № 376-ФЗ; в редакции Федерального закона от 11.10.2018 № 366-ФЗ)

2. В целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Статья 3. Правовая основа миграционного учета вРоссийской Федерации

Правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Другие федеральные законы применяются к отношениям, связанным с осуществлением миграционного учета иностранных граждан, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 4. Цели, основные принципы и содержание миграционного учета

1. Миграционный учет осуществляется в целях:

1) создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;

2) выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;

3) формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;

4) планирования развития территорий Российской Федерации;

5) управления в кризисных ситуациях;

6) защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;

7) систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан;

8) решения других социально-экономических и общественно-политических задач.

2. Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.

3. Миграционный учет основывается на следующих основных принципах:

1) свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации;

2) защита государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права;

3) сочетание интересов личности, общества и государства;

4) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и защита иных национальных интересов Российской Федерации;

5) доступность совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета;

6) унификация правил миграционного учета.

4. Миграционный учет включает в себя:

1) регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;

3) ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Гарантии соблюдения прав человека и обеспечения интересов государства при осуществлении миграционного учета

1. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

2. В соответствии с федеральными конституционными законами или федеральными законами разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен:

1) в пограничной зоне;

2) в закрытых административно-территориальных образованиях;

3) в закрытых военных городках;

4) на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностранным гражданам требуется специальное разрешение;

5) на территории, на которой в соответствии с указом Президента Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение;

6) в зонах экологического бедствия;

7) на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

8) в зоне проведения контртеррористической операции;

9) в период мобилизации и в военное время;

10) в иных случаях, установленных федеральными законами.

3. Действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц или иных организаций, должностных лиц или физических лиц, нарушающие право иностранных граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Статья 6. Права иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

Иностранные граждане при осуществлении миграционного учета имеют право:

1) на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета;

2) на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета;

3) на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок;

4) на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;

5) на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета;

6) на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

1. При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

3. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

4. Иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

5. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 08.06.2020 № 182-ФЗ)

Статья 8. Осуществление миграционного учета

1. Правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Основанием для постановки на миграционный учет является:

1) факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию;

2) факт регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации;

3) факт утраты гражданства Российской Федерации лицом, находящимся в Российской Федерации.

3. Основанием для снятия с миграционного учета является:

1) факт выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;

2) факт смерти иностранного гражданина в Российской Федерации;

3) вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

4) факт приобретения гражданства Российской Федерации иностранным гражданином, находящимся в Российской Федерации;

5) факт убытия иностранного гражданина из места пребывания, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 4 настоящей части. (Пункт введен - Федеральный закон от 29.07.2018 № 257-ФЗ)

4. Пограничные органы федеральной службы безопасности в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение одних суток сообщают в органы миграционного учета сведения о фактах въезда в Российскую Федерацию либо выезда из Российской Федерации иностранного гражданина. (В редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 446-ФЗ)

5. Органы записи актов гражданского состояния в течение одних суток сообщают в органы миграционного учета сведения о регистрации фактов, предусмотренных пунктом 2 части 2 и пунктом 2 части 3 настоящей статьи, о государственной регистрации перемены иностранным гражданином имени, включающего в себя фамилию, собственно имя, отчество (последнее - при наличии), либо изменения сведений о дате или месте рождения иностранного гражданина.

Статья 9. Перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета

1. При осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование следующих сведений об иностранном гражданине:

1) вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (наименование, серия, номер, дата и место выдачи, срок действия, а при наличии - биометрические данные, содержащиеся в указанном документе);

2) вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

3) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

4) дата и место рождения;

6) гражданство (подданство);

7) цель въезда в Российскую Федерацию;

9) заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации;

10) дата регистрации по последнему месту жительства и его адрес, даты регистрации и снятия с регистрации по предыдущим местам жительства и их адреса;

11) дата постановки на учет по последнему месту пребывания и его адрес, даты постановки на учет и снятия с учета по предыдущим местам пребывания и их адреса;

12) сведения о законных представителях (о родителях, об усыновителях, об опекунах, о попечителях);

12 сентября 2016 г., 27 декабря 2017 г., 24 августа 2021 г.

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

Информация об изменениях:

Председатель Правительства
Российской Федерации

13 ноября 2012 г. N 1162

Положение
об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. N 1162)

С изменениями и дополнениями от:

12 сентября 2016 г., 27 декабря 2017 г., 24 августа 2021 г.

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции (далее - государственный контроль).

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

2. Государственный контроль осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.

Информация об изменениях:

4. Последовательность административных действий и процедур при осуществлении государственного контроля определяется административным регламентом по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

5. Государственный контроль осуществляется в форме внеплановых документарных или выездных проверок.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

абзацы 2 - 4 утратили силу с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

7. В ходе проверки должностными лицами, проводящими проверку, осуществляются следующие мероприятия:

а) беспрепятственный осмотр территории в целях установления факта нахождения иностранных граждан или лиц без гражданства на территории проверяемого объекта (при проведении выездной проверки);

б) проверка соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе определение законности пребывания и соблюдения установленного порядка осуществления иностранными гражданами или лицами без гражданства трудовой деятельности, а также порядка привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда;

Информация об изменениях:

Подпункт "в" изменен с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

в) получение на основании мотивированного письменного запроса информации и документов, являющихся объектами или относящихся к предмету внеплановой документарной проверки;

г) фиксирование в установленном порядке выявленных фактов нарушения миграционного законодательства Российской Федерации.

8. По результатам проверки должностными лицами, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме.

9. Должностные лица, проводящие проверки, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля.

10. Решения и действия или бездействие должностных лиц, проводящих проверку, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

12. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

13. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

14. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

15. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

16. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

17. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

18. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

19. Утратил силу с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению об осуществлении
федерального государственного
контроля (надзора) в сфере миграции

Критерии
отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекающих к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются принимающей или приглашающей стороной, к определенной категории риска

Утратило силу с 3 сентября 2021 г. - Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Информация об изменениях:

Установлен порядок федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

Госконтроль осуществляет ФМС России и ее территориальные органы при участии МВД России и его территориальных органов.

Последовательность административных действий и процедур при осуществлении госконтроля определяется административным регламентом по исполнению госфункции контроля и надзора за соблюдением миграционного законодательства.

Госконтроль осуществляется в форме проверок.

Проверяющий выполняет следующие мероприятия. Беспрепятственно осматривает территорию, чтобы установить факт нахождения здесь иностранцев или лиц без гражданства (при проведении выездной проверки). Проверяет, не нарушается ли миграционное законодательство (в т. ч. определяет законность пребывания и соблюдение порядка осуществления трудовой деятельности иностранцами или лицами без гражданства, а также привлечения иностранных работников в Россию и использования их труда). Получает на основании мотивированного письменного запроса информацию и документы, являющиеся объектами или относящиеся к предмету документарной проверки. Фиксирует выявленные факты нарушения миграционного законодательства.

По результатам проверки составляется акт.

Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. N 1162 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции"

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 19 ноября 2012 г. N 266, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. N 47 ст. 6511

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 24 августа 2021 г. N 1405

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2021 г.

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2017 г. N 1668

Изменения вступают в силу с 5 января 2018 г., за исключением пункта 2, вступающего в силу с 1 января 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2016 г. N 907

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток.

При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

При расчете срока временного пребывания иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, необходимо учитывать суммарный срок его предыдущего пребывания и планируемый период нахождения в Российской Федерации в рамках 180 суток. Суммарный срок предыдущего и планируемого периодов пребывания в рамках 180 суток не должен превышать 90 суток, за исключением периодов временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации в связи с продлением ему срока временного пребывания в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. № 1744 «Об увеличении срока временного пребывания на территории Российской Федерации граждан Украины, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины» гражданам Украины, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, срок временного непрерывного пребывания на территории Российской Федерации увеличен до 180 суток с даты каждого въезда на территорию Российской Федерации независимо от цели их въезда.

Срок временного пребывания в Российской Федерации может быть продлен при наличии у иностранного гражданина одного из оснований, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 7 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ.

Для продления срока временного пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину либо принимающей его стороне необходимо обратиться с мотивированным заявлением в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания.

Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации утвержден приказом МВД России от 18 декабря 2017 г. № 933.

В соответствии со статьей 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза (далее – трудящийся ЕАЭС) и членов его семьи определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся ЕАЭС с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации до истечения срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Федеральным законом № 115-ФЗ или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок временного пребывания (срок действия визы).

Постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания

Правила заполнения уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания

Бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке, исправления не допускаются.

В уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения:

а) о лице, подлежащем постановке на учет:

фамилия, имя, отчество;

гражданство (подданство);

дата и место рождения;

пол;

вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

цель въезда;

профессия;

дата въезда в Российскую Федерацию;

серия и номер миграционной карты (за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации);

заявленные сроки пребывания;

адрес места пребывания;

адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания);

б) о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны:

фамилия, имя, отчество;

вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;

адрес места жительства;

наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии помимо сведений, предусмотренных пунктом "а", указываются следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество ответственного лица организации;

- вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации;

- адрес места жительства ответственного лица организации;

- наименование организации;

- адрес организации;

- идентификационный налоговый номер организации;

- наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина (за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 и 4 статьи 22 Федерального закона № 109-ФЗ) выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации (при наличии печати).

В случае представления уведомления о прибытии в электронной форме принимающая сторона, являющаяся физическим лицом, свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью данного лица, а в случае, если принимающей стороной является организация, – усиленной квалифицированной электронной подписью организации.

Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания

Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в следующих случаях:

- при постановке иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания – после получения сведений о постановке данного иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания;

- в случае смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим на основании свидетельства о смерти либо надлежащим образом заверенной копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

- при установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания – на основании заключения территориального органа МВД России;

- при убытии иностранного гражданина из места пребывания после получения уведомления об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания;

- в случае выезда иностранного гражданина из Российской Федерации.

Уведомление территориального органа МВД России об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания

Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства подает в территориальный орган МВД России в месте нахождения жилого помещения непосредственно – лично или в электронной форме либо через многофункциональный заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства установленной формы (далее – заявление о регистрации).

Заявление о регистрации подается в течение семи рабочих дней с даты получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.

В случае подачи иностранным гражданином заявления о регистрации в электронной форме, оно подписывается простой электронной подписью или усиленной квалифицированной подписью заявителя.

Иностранный гражданин одновременно с заявлением о регистрации представляет:

- документ, удостоверяющий личность (представление лицом без гражданства не требуется);

- вид на жительство или разрешение на временное проживание;

- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации (договор, свидетельство о праве собственности либо иной документ), и их копии.

Иностранный гражданин вправе не представлять документы, подтверждающие право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, если сведения, содержащиеся в этих документах, находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а только указать в заявлении о регистрации такие сведения.

Должностное лицо территориального органа МВД России, принявшее заявление о регистрации, в тот же день проставляет соответствующую отметку о регистрации (снятии с регистрации) в виде на жительство либо в случаях, предусмотренных пунктом 14 Правил осуществления миграционного учета, в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, а также в заявлении о регистрации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 9.1 и 13.3 Правил осуществления миграционного учета.

В случае поступления в территориальный орган МВД России заявления о регистрации и копий документов, необходимых для регистрации (снятия с регистрации) иностранного гражданина по месту жительства, в электронной форме, соответствующая отметка о регистрации (снятии с регистрации) в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, либо в виде на жительство или разрешении на временное проживание лица без гражданства проставляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в территориальный орган МВД России оригиналов данных документов и документа (сведений о нем), подтверждающего право пользования жилым помещением.

В случае непредставления иностранным гражданином документа, подтверждающего право пользования жилым помещением (прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающий содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), регистрация иностранного гражданина по месту жительства осуществляется подразделением по вопросам миграции не позднее следующего рабочего дня после получения необходимой информации от соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления.

Многофункциональный центр в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема заявления о регистрации, представляет заявление о регистрации, вид на жительство либо в случаях, предусмотренных пунктом 14 Правил осуществления миграционного учета, документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, а также прилагаемые к заявлению о регистрации документы в территориальный орган МВД России.

Многофункциональный центр по желанию заявителя выдает ему в день обращения справку о приеме документов для регистрации (снятия с регистрации) по месту жительства в произвольной форме, заверенную печатью.

В случае подачи заявления о регистрации через многофункциональный центр документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, либо вид на жительство, либо разрешение на временное проживание лица без гражданства с проставленной отметкой о регистрации (снятии с регистрации) по месту жительства выдается ему многофункциональным центром, принявшим данное заявление.

Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для регистрации иностранного гражданина по месту жительства, являются:

- нарушение требований к форме и содержанию заявления о регистрации.

- если текст заявления о регистрации не поддается прочтению.

- если в заявлении о регистрации имеются исправления.

- отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом.

- истечение срока действия документа, удостоверяющего личность заявителя или иностранного гражданина, в отношении которого подается заявление о регистрации либо уведомление о прибытии.

Основанием для отказа в регистрации иностранного гражданина по месту жительства является неподтверждение в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведений о документах, подтверждающих право пользования жилым помещением, указанных в заявлении о регистрации, в случае, если копии таких документов не были представлены иностранным гражданином при подаче данного заявления в соответствии с подпунктом 58.1 пункта 58 Административного регламента.

За регистрацию иностранного гражданина по месту жительства взимается государственная пошлина в размере 350 рублей.

Правила заполнения заявления о регистрации иностранного гражданина по месту жительства

Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства

Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в следующих случаях:

- регистрация иностранного гражданина по иному месту жительства – на основании отрывной части заявления о регистрации;

- прекращение у иностранного гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, – на основании документа, подтверждающего прекращение у иностранного гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

- прекращение у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в Российской Федерации – на основании документа, подтверждающего аннулирование вида на жительство (в случае, когда срок действия вида на жительство ограничен в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ) или разрешения на временное проживание либо истечение срока действия вида на жительство или разрешения на временное проживание;

- вступление в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной – на основании заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной;

- смерть иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, – на основании свидетельства о смерти либо заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или
об объявлении его умершим;

- установление факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении – на основании заключения территориального органа МВД России.

Заинтересованное физическое или юридическое лицо для осуществления снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" и "д" пункта 16 Правил осуществления миграционного учета, представляет в территориальный орган МВД России непосредственно – лично либо через многофункциональный центр заявление
о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства установленной формы (далее – заявление о снятии с регистрации).

Заинтересованное лицо, подающее заявление о снятии с регистрации в территориальный орган МВД России или многофункциональный центр, обязано представить документ, удостоверяющий его личность.

В случае если заявление о снятии с регистрации подается юридическим лицом, в многофункциональный центр или территориальный орган МВД России также представляется документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица.

Многофункциональный центр в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема заявления о снятии с регистрации, представляет указанное заявление, а также прилагаемые к нему документы в территориальный орган МВД России в месте нахождения жилого помещения.

Многофункциональный центр по желанию заявителя выдает ему в день обращения справку о приеме документов для снятия с регистрации по месту жительства в произвольной форме, заверенную печатью.

Заявление о снятии с регистрации заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При написании заявления о снятии с регистрации не допускается использование аббревиатур, сокращение слов.

Должностное лицо территориального органа МВД России, принявшее заявление о снятии с регистрации, в тот же день осуществляет снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 17 Правил осуществления миграционного учета.

При непредоставлении заинтересованным физическим или юридическим лицом документа, необходимого для снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" и "д" пункта 16 Правил осуществления миграционного учета, снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется не позднее следующего рабочего дня после получения необходимой информации от соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления после получения необходимой информации от соответствующих государственных органов или органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 июля 2015 года N 367/807

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3032; 2003, N 27, ст.2700; N 46, ст.4437; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2006, N 30, ст.3286; N 31, ст.3420; 2007, N 1, ст.21; N 49, ст.6071; N 50, ст.6241; 2008, N 19, ст.2094; N 30, ст.3616; 2009, N 19, ст.2283; N 23, ст.2760; N 26, ст.3125; N 52, ст.6450; 2010, N 21, ст.2524; N 30, ст.4011, N 31, ст.4196; N 40, ст.4969; N 52, ст.7000; 2011, N 1, ст.29, 50; N 13, ст.1689; N 17, ст.2318, 2321; N 27, ст.3880; N 30, ст.4590; N 47, ст.6608; N 49, ст.7043, 7061; N 50, ст.7342, 7352; 2012, N 31, ст.4322; N 47, ст.6397; N 50, ст.6967; N 53, ст.7640, 7645; 2013, N 19, ст.2309, 2310; N 23, ст.2866; N 27, ст.3461, 3470, 3477; N 30, ст.4036, 4037, 4040, 4057, 4081; N 52, ст.6949, 6951, 6954, 6955, 7007; 2014, N 16, ст.1828, 1830, 1831; N 19, ст.2311, 2332; N 26, ст.3370; N 30, ст.4231, 4233; N 48, ст.6638, 6659; N 49, ст.6918; N 52, ст.7557; 2015, N 1, ст.61, ст.72, N 10, ст.1426; N 14, ст.2016.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст.6511.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы:

Руководитель Федеральной
миграционной службы
К.О.Ромодановский

Министр внутренних дел
Российской Федерации
В.А.Колокольцев

в Министерстве юстиции

22 октября 2015 года,

регистрационный N 39426

Приложение
к приказу
ФМС России и МВД России
от 31 июля 2015 года N 367/807

Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников

I. Общие положения

1. Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Федеральной миграционной службы, ее территориальных органов, Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников.

Далее - "иностранные граждане", если не указано иное.

Далее - "должностные лица".

Далее - "государственный контроль".

Наименование государственной функции

2. Федеральный государственный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников.

Наименование федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию

3. Исполнение государственной функции осуществляют Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы при участии Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов в соответствии с установленной компетенцией.

Подразделениями системы ФМС России в настоящем Административном регламенте именуются структурные подразделения центрального аппарата ФМС России, территориальные органы ФМС России, структурные подразделения территориальных органов ФМС России.

Органами внутренних дел Российской Федерации в настоящем Административном регламенте именуются структурные подразделения центрального аппарата МВД России, территориальные органы МВД России регионального уровня, управления на транспорте МВД России по федеральным округам, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции

4. Исполнение государственной функции осуществляется подразделениями системы ФМС России и органами внутренних дел Российской Федерации в соответствии с:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 31, ст.4398.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; N 18, ст.1721; N 30, ст.3029; N 44, ст.4295, 4298; 2003, N 1, ст.2; N 27, ст.2700, 2708, 2717; N 46, ст.4434, 4440; N 50, ст.4847, 4855; N 52, ст.5037; 2004, N 19, ст.1838; N 30, ст.3095; N 31, ст.3229; N 34, ст.3529, 3533; N 44, ст.4266; 2005, N 1, ст.9, ст.13, 37, 40, 45; N 10, ст.762, 763; N 13, ст.1077, 1079; N 17, ст.1484; N 19, ст.1752; N 25, ст.2431; N 27, ст.2719, 2721; N 30, ст.3104, 3124, 3131; N 40, ст.3986; N 50, ст.5247; N 52, ст.5574, 5596; 2006, N 1, ст.4, 10; N 2, ст.172, 175; N 6, ст.636; N 10, ст.1067; N 12, ст.1234; N 17, ст.1776; N 18, ст.1907; N 19, ст.2066; N 23, ст.2380, 2385; N 28, ст.2975; N 30, ст.3287; N 31, ст.3420, 3432, 3433, 3438, 3452; N 43, ст.4412; N 45, ст.4633, 4634, 4641; N 50, ст.5279, 5281; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.21, 25, 29, 33; N 7, ст.840; N 15, ст.1743; N 16, ст.1824, 1825; N 17, ст.1930; N 20, ст.2367; N 21, ст.2456; N 26, ст.3089; N 30, ст.3755; N 31, ст.4001, 4007, 4008, 4009, 4015; N 41, ст.4845; N 43, ст.5084; N 46, ст.5553; N 49, ст.6034, 6065; N 50, ст.6246; 2008, N 10, ст.896; N 18, ст.1941; N 20, ст.2251, 2259; N 29, ст.3418; N 30, ст.3582, 3601, 3604; N 45, ст.5143; N 49, ст.5738, 5745, 5748; N 52, ст.6227, 6235, 6236, 6248; 2009, N 1, ст.17; N 7, ст.771, 777; N 19, ст.2276; N 23, ст.2759, 2767, 2776; N 26, ст.3120, 3122, 3131, 3132; N 29, ст.3597, 3599, 3635, 3642; N 30, ст.3735, 3739; N 45, ст.5265, 5267; N 48, ст.5711, 5724, 5755; N 52, ст.6406, 6412; 2010, N 1, ст.1; N 11, ст.1169, 1176; N 15, ст.1743, 1751; N 18, ст.2145; N 19, ст.2291; N 21, ст.2524, 2525, 2526, 2530; N 23, ст.2790; N 25, ст.3070; N 27, ст.3416, 3429; N 28, ст.3553; N 29, ст.3983; N 30, ст.4000, 4002, 4005, 4006, 4007; N 31, ст.4155, 4158, 4164, 4191, 4192, 4193, 4195, 4198, 4206, 4207, 4208; N 32, ст.4298; N 41, ст.5192, 5193; N 46, ст.5918; N 49, ст.6409; N 50, ст.6605; N 52, ст.6984, 6995, 6996; 2011, N 1, ст.10, 23, 29, 33, 47, 54; N 7, ст.901, 905; N 15, ст.2039, 2041; N 17, ст.2310, 2312; N 19, ст.2714, 2715, 2769; N 23, ст.3260, 3267; N 27, ст.3873, 3881; N 29, ст.4284, 4289, 4290, 4291, 4298; N 30, ст.4573, 4574, 4584, 4585, 4590, 4591, 4598, 4600, 4601, 4605; N 45, ст.6325, 6326, 6334; N 46, ст.6406; N 47, ст.6601, 6602; N 48, ст.6728, 6730, 6732; N 49, ст.7025, 7042; N 49, ст.7056, 7061; N 50, ст.7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст.621; N 10, ст.1166; N 15, ст.1723, 1724; N 18, ст.2126, 2128; N 19, ст.2278, 2281; N 24, ст.3068, 3069, 3082; N 25, ст.3268; N 29, ст.3996; N 31, ст.4320, 4322, 4329, 4330; N 41, ст.5523; N 47, ст.6402, 6403, 6404; N 49, ст.6752, 6757; N 53, ст.7577, 7580, 7602, 7639, 7640, 7641, 7643; 2013, N 8, ст.718; N 14, ст.1651, 1657, 1666; N 19, ст.2323, 2325; N 26, ст.3207, 3208, 3209; N 27, ст.3454, 3469, 3470, 3477, 3478; N 30, ст.4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4081, 4082; N 31, ст.4191; N 43, ст.5443, 5444, 5445, 5446, 5452; N 44, ст.5624, 5643, 5644; N 48, ст.6159, 6161, 6163, 6165; N 49, ст.6327, 6341, 6343, 6344; N 51, ст.6683, 6685, 6695, 6696; N 52, ст.6961, 6980, 6986, 6994, 7002; 2014, N 6, ст.557, 559, 566; N 11, ст.1092, 1096; N 14, ст.1561, 1562; N 19, ст.2335.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 1996, N 9, ст.773; N 34, ст.4026; 1999, N 28, ст.3471; 2001, N 17, ст.1644; N 21, ст.2063; 2002, N 12, ст.1093; 2002, N 48, ст.4746, 4737; 2003; N 2, ст.167; N 52, ст.5034; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3233; 2005, N 1, ст.18; 39; 43; N 27, ст.2722; N 30, ст.3120; 2006, N 2, ст.171; N 3, ст.282; N 23, ст.2380; N 27, ст.2881; N 31, ст.3437; N 45, ст.4627; N 50, ст.5279; N 52, ст.5497, 5498; 2007, N 1, ст.21; N 7, ст.834; N 27, ст.3213; N 31, ст.3993; N 41, ст.4845; N 49, ст.6079; N 50, ст.6246; 2008, N 17, ст.1756; N 20, ст.2253; N 29, ст.4318; N 30, ст.3597, 3616, 3617; 2009, N 1, ст.14, 19, 20, 23; N 7, ст.775; N 26, ст.3130; N 29, ст.3582; N 52, ст.6428; 2010, N 19, ст.2291; N 31, ст.4163; 2011, N 7, ст.901; N 15, ст.2038; N 29, ст.3618; N 49, ст.7015, 7041; N 50, ст.7335, 7347; 2012, N 50, ст.6954, 6963; N 53, ст.7607, 7627; 2013, N 7, ст.609; N 19, ст.2327; N 26, ст.3207; N 27, ст.3434, 3459; N 30, ст.4078; N 44, ст.5641; N 51, ст.6687; 2014, N 11, ст.1100; N 19, ст.2304, 2334; N 26, ст.3377; N 43, ст.5799; 2015, N 1, ст.52; N 14, ст.2020.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 14, ст.1649; N 28, ст.3487; 2000, N 2, ст.134; N 32, ст.3341; 2001, N 53, ст.5016, ст.5026; 2002, N 1, ст.2; 2003, N 22, ст.2066; N 23, ст.2174; N 27, ст.2700; N 28, ст.2873; N 52, ст.5037; N 27, ст.2711; N 31, ст.3231; N 45, ст.4377; 2005, N 27, ст.2717; N 45, ст.4585; 2006, N 6, ст.636; N 31, ст.3436; 2007, N 1, ст.28, ст.31; N 18, ст.2118; N 22, ст.2563, ст.2564; 2008, N 26, ст.3022; N 27, ст.3126; N 30, ст.3616; N 48, ст.5500, 5519; 2009, N 29, ст.3632; N 30, ст.3739; N 48, ст.5711, 5731, 5733; N 51, ст.6155; N 52, ст.6450; 2010, N 1, ст.4; N 11, ст.1169; N 31, ст.4198; N 32, ст.4298; N 40, ст.4969; N 45, ст.5752; N 48, ст.6247; N 49, ст.6420; 2011, N 1, ст.16; N 24, ст.3357; N 27, ст.3873; N 29, ст.4291; N 30, ст.4575, 4593; N 47, ст.6611; N 48, ст.6730; N 49, ст.7014, 7070; 2012, N 14, ст.1545; N 26, ст.3447; N 27, ст.3588; N 31, ст.4333; N 50, 6954; 2013, N 9, ст.872; N 19, ст.2321; N 23, ст.2866; N 26, ст.3207; N 27, ст.3445; N 30, ст.4049, 4081; N 40, ст.5037, 5038; N 44, ст.5640, 5645; N 52, ст.6985; 2014, N 14, ст.1544; N 23, ст.2924; N 26, ст.3372, 3404; N 40, ст.5315; N 45, ст.6157, 6158; N 48, ст.6657, 6660, 6663; 2015, N 1, ст.15; N 10; ст.1419.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 12, ст.425; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 26, ст.2956; 1998, N 30, ст.3613; 2000, N 33, ст.3348; N 46, ст.4537; 2003, N 27, ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; 2006, N 31, ст.3420; 2007, N 1, ст.29; 2008, N 30, ст.3616; 2011, N 1, ст.29; N 27, ст.3880; 2012, N 10, ст.1166; N 47, ст.6397; N 53, ст.7647; 2014, N 52, ст.7557.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст.4029; 1998, N 30, ст.3606; 1999, N 26, ст.3175; 2003, N 2, ст.159; N 27, ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 27, ст.2877; N 31, ст.3420; 2007, N 1, ст.29; N 3, ст.410; N 49, ст.6071; N 50, ст.6240; 2008, N 19, ст.2094; N 20, ст.2250; N 30, ст.3583, 3616; N 49, ст.5735, 5748; 2009, N 1, ст.30; N 7, ст.772; N 26, ст.3123; N 52, ст.6407, 6413, 6450; 2010, N 11, ст.1173; N 15, ст.1740, 1756; N 21, ст.2524; N 30, ст.4011; N 31, ст.4196; N 52, ст.7000; 2011, N 1, ст.16, 28, 29; N 13, ст.1689; N 15, ст.2021; N 17, ст.2321; N 50, ст.7339, 7340, 7342; 2012, N 31, ст.4322; N 47, ст.6398; N 53, ст.7597, 7628, 7646; 2013, N 23, ст.2866, 2868; N 27, ст.3470, 3477; N 30, ст.4036, 4040, 4057; N 48, ст.6165; N 51, ст.6694; N 52, ст.6954, 6955; 2014, N 16, ст.1828; N 19, ст.2311; N 23, ст.2930; N 49, ст.6921; N 52, ст.7557; 2015, N 1, ст.36, 57, 75, 77.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3806; 2001, N 11, ст.1002; 2002, N 30, ст.3032, 3033; 2003, N 27, ст.2700; 2004, N 18, ст.1687; N 27, ст.2711; 2006, N 31, ст.3420; 2007, N 24, ст.2832; 2008, N 19, ст.2094; N 52, ст.6227, 6235; 2009, N 1, ст.30; 2010, N 21, ст.2524; 2011, N 1, ст.16; N 27, ст.3867; 2013, N 19, ст.2326; 2014, N 23, ст.2930; N 48, ст.6638.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст.3285; 2007, N 49, ст.6071; 2008, N 30, ст.3589, 3616; 2009, N 29, ст.3636; 2010, N 21, ст.2524; N 31, ст.4198; N 52, ст.7000; 2011, N 13, ст.1689; N 27, ст.3880; N 29, ст.4291; N 49, ст.7061; N 50, ст.7342; 2012, N 31, ст.4322; 2013, N 23, ст.2866; N 48 ст.6165; N 51, ст.6696; N 52, ст.6950, 7557.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: