Какие цели преследует государство при проведении пенсионной реформы в россии

Обновлено: 24.04.2024

16.07.2022 Законопроект о реформе накопительных пенсий может быть внесен в Госдуму, рассказал «Известиям» глава комитета нижней палаты по финрынку Анатолий Аксаков. По его словам, концептуальных разногласий по документу нет. Законопроект предполагает налоговые вычеты в размере 6%, софинансирование со стороны государства и страхование накоплений до 1,4 млн рублей по аналогии с банковскими вкладами. Однако источники «Известий» в ЦБ, Госдуме и Минфине сомневаются, что реформа будет проведена в этом году. Эксперты придерживаются такого же мнения: по их словам, еще не время. К тому же граждане не доверяют системе накопления пенсий. Проект закона о реформе накопительных пенсий, разработанный Минфином и ЦБ, должен поступить в Госдуму в этом году, заявил Анатолий Аксаков. По словам депутата, обсуждения законопроекта проходили, основные разногласия устранены. Планы по налоговым вычетам в размере 6%, софинансированию со стороны государства и страхованию накоплений до 1,4 млн рублей сохраняются. Идею трансформации этих накоплений в системе обязательного пенсионного страхования активно обсуждали участники профильного сообщества, представители Минфина и ЦБ еще с конца прошлого года, рассказали «Известиям» в пресс-службе «СберНПФ». В настоящее время обсуждения концепции продолжаются. Там считают, что эта инициатива сможет простимулировать интерес граждан к добровольным накоплениям.

Ранее, Правительство России не поддержало внесенный депутатами КПРФ законопроект об отмене пенсионной реформы, подразумевающий возвращение пенсионного возраста по старости на уровень 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. «Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается», — говорится в документе. Как сообщает газета «Ведомости», в отзыве на законопроект говорится, что пенсионная реформа направлена на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, адаптацию системы к новым демографическим условиям и обеспечение долгосрочного роста уровня доходов пенсионеров. Инициатива КПРФ же не соответствует данной концепции, заявили в правительстве. «В пояснительной записке к законопроекту отсутствуют объективные обоснования необходимости внесения указанных изменений», — сказано в заключении. Там также говорится, что возвращение пенсионного возраста на прежний уровень потребует дополнительных затрат из бюджета, которые не заложены в законопроектах «О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг.» и «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг.». Наконец, в правительстве отметили, что депутаты не указали источники и порядок финансирования своей инициативы. Указанный законопроект был внесен в Госдуму 17 августа 2021 года группой депутатов во главе с главой КПРФ Геннадием Зюгановым. В пояснительной записке к документу говорилось, что российская экономика «не нуждается в увеличении числа работников», иначе бы бывший премьер-министр Дмитрий Медведев не заявил о необходимости сокращения рабочей недели до четырех дней. Также депутаты привели статистику Финансового университета при правительстве России, согласно которой 30% мужчин страны не доживают до 60 лет, а 43% — до 65 лет. По словам авторов законопроекта, увеличение пенсионного возраста приведет к ухудшению состояния здоровья пенсионеров и росту числа граждан с инвалидностью. «Повышение пенсионного возраста явно увеличит смертность людей старшего возраста из-за роста трудовой нагрузки, а также потому, что безработица и связанные с ней стрессы и самоубийства среди них наверняка умножатся», — заявили в КПРФ. Там также заявили о риске увеличения безработицы среди молодых людей. Объем дополнительных бюджетных расходов в 2022 г. от возвращения пенсионного возраста на прежний уровень депутаты оценили в 604,4 млрд руб. Источник финансирования они не указали.

По сведениям «Ленты.ру», ЦБ РФ совместно с ведущими негосударственными пенсионными фондами (НПФ) подготовили новую пенсионную реформу. Она должна стимулировать россиян активнее участвовать в процессе накопления будущей пенсии. Согласно новой концепции, нынешняя накопительная часть пенсий должна трансформироваться в систему негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), которое дополнит уже существующий аналогичный механизм. Таким образом, ЦБ намерен реформировать нынешнюю систему, несмотря на провалы проектов индивидуального пенсионного капитала (ИПК) и гарантированного пенсионного плана (ГПП). Предполагается, что застрахованные россияне получат возможность полноценно распоряжаться средствами — по словам замглавы ЦБ Виктора Чистюхина, «ощущать их как некую собственность». Такой подход предлагается в противовес нынешней системе, где средствами пенсионных накоплений, перечисленных работодателями до 2014 года (когда была заморожена накопительная часть пенсий), распоряжается государственная управляющая компания ВЭБа, либо выбранный будущим пенсионером НПФ. При этом сами фонды настаивают, что правила для новой системы должны быть стандартизированы и устанавливаться государством в лице ЦБ. Также гражданам предлагается предоставить льготы, призванные стимулировать их активнее участвовать в формировании собственной будущей пенсии. В качестве них могут рассматриваться налоговые вычеты, например, в размере шести процентов от совокупного дохода. Кроме того, не исключено, что в новой системе будет предусмотрена возможность самостоятельного пополнения счетов без участия работодателей. Отмечается, что основная цель нового подхода — обеспечить регулярную выплату пенсий. При этом будет предусмотрено несколько оснований для досрочной выплаты.

Что говорят эксперты? Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade: «Демографические тенденции, действительно, не утешительные. При снижении естественного прироста населения средний возраст будет становиться выше. Но это не означает неизбежное увеличение срока выхода на пенсию. Такой чисто демографический, даже математический подход – неверный и однобокий. Он не учитывает более широкие и разносторонние нюансы – экономические, социальные, медицинские и прочие. Дальнейшее увеличение пенсионного возраста не обеспечит пенсионеров достойными выплатами, не сэкономит бюджет на пенсионных выплатах. Да, формально выплаты именно из Пенсионного фонда России могут относительно уменьшиться за счёт снижения количества пенсионеров. Даже на ближайшие годы, из-за уже принятого увеличения пенсионного возраста число пенсионеров сокращается на 200-300 тыс. человек в год. И, казалось бы, это должно вызвать снижение трансфертов из бюджета в ПФР. А тем более при гипотетической отсрочке выхода на пенсию ещё лет на пять. Но становится больше «предпенсионеров». Им труднее найти работу из-за возраста. Безработица среди них возрастает. Число незанятых вырастет и у более молодых, чьи потенциальные рабочие места будет занимать поколение отцов. А значит, и госпособия увеличатся. У работающих же пожилых людей из-за трудовой нагрузки будут усиливаться болезни. Соответственно, повысятся выплаты по больничным листам, инвалидности. Здесь речь об увеличении только прямых, явных затрат бюджетов. Это повышение госрасходов от увеличения пенсионного возраста, вероятно, станет со временем выше, чем экономия на трансфертах бюджета в ПФР. Попытка экономии приведёт к ещё большим расходам. Даже с точки зрения государства, новое повышение пенсионного возраста – стратегически совершенно неэффективный путь. Но, кроме того, есть и будут ещё и неявные потери от повышения пенсионного возраста. Уменьшение производительности труда из-за роста доли пожилых работников. Ограничение инноваций, которые несут молодые. Сокращение средних доходов населения. Нарушение социальных лифтов между поколениями. Всё это — подрыв эффективного развития страны, стимулирование её отставания и дальнейшей потери конкурентоспособности в мире».

Андрей Нечаев доктор экономических наук, экс-министр экономики РФ: «Низкая рождаемость девяностые годы делает нынешнюю «солидарную» пенсионную систему недееспособной с точки зрения обеспечения достойных пенсий. Но есть вопрос бюджетных приоритетов. Если у нас приоритетны правоохранительные органы, оборона, геополитика — это одна ситуация. Если вы ставите задачу обеспечить достойную жизнь пенсионерам — это другая задача. И за счет перераспределения бюджетных средств можно было бы проблему дефицита Пенсионного фонда, по крайней мере, существенно сгладить. При этом считаю колоссальной ошибкой то, что в стране де-факто ликвидировали накопительную систему. Ее многократное замораживание подорвало доверие людей к накопительным пенсиям, да и многие негосударственные пенсионные фонды оказались в очень сложном положении. До сих пор правительство не знает, какой быть накопительной пенсионной системе, идут бесконечные обсуждения, «а воз и ныне там». Считаю, что дополнить солидарную систему накопительной совершенно необходимо. Это практика всего мира. К тому же у нас, если мы не берем военных и чиновников, пенсия практически не зависит от дохода. И это не стимулирует людей делать какие-то дополнительные взносы в ПФР. Это обеспечивает только накопительная система. Конечно, ее нужно как можно быстрее возрождать и дополнительно стимулировать. Однако, возможного нового повышения пенсионного возраста я не ожидаю. С учетом крайне негативного и совершенно резонного отклика общества, я не думаю, что президент Путин решится второй раз повысить пенсионный возраст. Но и рассчитывать на какой-то скачок пенсий в нынешней пенсионной системе — нереально».

Александр Разуваев, руководитель ИАЦ «Альпари»: «Думаю, что никакого дополнительного увеличения пенсионного возраста не будет. Это очень непопулярная мера. А у нас на горизонте сначала парламентские, потом президентские выборы. Дело, конечно, еще в экономике, остро стоит проблема безработицы, хотя ее уровень в 5,9% — не очень высокий, ведь экономическая теория гласит, что нормальный уровень 6%. Пенсионную реформу проводят, когда не хватает рабочих рук. А Россия всегда может привлечь трудовой ресурс из стран ЕАЭС. Особенно, если, как ожидается, в этот союз вступит Узбекистан. Для самих пенсионеров ситуация никак принципиально не изменится. Копить на пенсию надо самостоятельно, особенно не надеясь на государство. Банк России начал цикл повышения ключевой ставки. Если она будет еще более повышена, то рубль снова станет валютой сбережений. Ну и, конечно, фондовый рынок. Дивиденды компаний растут, биржевые индексы демонстрируют восходящий тренд. Россияне это уже прекрасно поняли. Сейчас в России 12 миллионов брокерских счетов, на которых находится около 7 триллионов рублей».

Таблица выхода на пенсию по годам рождения

Для мужчин:
  • —1-е полугодие (до 30 июня включительно) 1960 года рождения — во 2-ом полугодии 2021 года (в 61,5 года);
  • —2-е полугодие (после 1 июля) 1960 года рождения — в 1-ом полугодии 2022 года (в 61,5 года);
  • —1961 год рождения — в 2024 году (в 63 года);
  • —1962 год рождения — в 2026 году (в 64 года);
  • —1963 год рождения — в 2028 году (в 65 лет);
  • —1964 год рождения — в 2029 году (в 65 лет);
  • —1965 год рождения — в 2030 году (в 65 лет);
  • —1966 год рождения — в 2031 году (в 65 лет);
  • —1967 год рождения — в 2032 году (в 65 лет);
  • —1968 год рождения — в 2033 году (в 65 лет);
  • —1969 год рождения — в 2034 году (в 65 лет);
  • —1970 год рождения — в 2035 году (в 65 лет).
Для женщин:
  • —1-е полугодие (до 30 июня включительно) 1965 года рождения — во 2-ом полугодии 2021 года (в 56,5 лет);
  • —2-е полугодие (после 1 июля) 1965 года рождения — в 1-м полугодии 2022 года (в 56,5 лет);
  • —1966 год рождения — в 2024 году (в 58 лет);
  • —1967 год рождения — в 2026 году (в 59 лет);
  • —1968 год рождения — в 2028 году (в 60 лет);
  • —1969 год рождения — в 2029 году (в 60 лет);
  • —1970 год рождения — в 2030 году (в 60 лет).

Вместе с тем, на пенсию уже после 20 лет службы могут выйти военнослужащие, а также сотрудники органов внутренних дел РФ и бывшего СССР, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Росгвардии. Так, например, если служба по контракту начинается в 20 лет, то в 40 лет военный уже может уйти на заслуженных отдых. — Пенсия за выслугу лет назначается при увольнении со службы, когда на день подачи заявления имеется выслуга 20 и более лет. Если какого-то количества лет не хватает, то право на получение пенсии возникает только при увольнении со службы по достижении 45-летнего возраста и наличии общего трудового стажа в 25 лет и более, из которых не менее 12 с половиной лет должна составлять военная и иная, засчитываемая в специальный стаж, служба. Увольнение в таком случае должно произойти после достижения предельного возраста для службы или по состоянию здоровья, либо же в связи с организационно-штатными мероприятиями, — отметила эксперт. Пенсия за выслугу лет также положена космонавтам и летчикам. Условия выхода: — увольнение, независимо от возраста, при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 календарных лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении; —увольнение в связи с болезнью, проблемами со здоровьем, при наличии выслуги не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин. Также могут воспользоваться правом выйти на пенсию за выслугу лет работники летно-испытательного состава. Это возможно при следующих условиях:—наличие выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин; —получение страховой пенсии по старости, либо страховой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях».

Решение о повышении срока работы государственных гражданских служащих всех уровней власти — федеральных, региональных и муниципальных — с 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин до 63 и 65 лет соответственно было принято еще в 2017 году. С того момента ведется постепенное увеличение возраста выходящих на пенсию госслужащих, а также минимального стажа, который они должны выработать на своей должности, что является одним из условий выхода на пенсию за выслугу лет.Продолжительность стажа согласно приложению к ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»:

  • —в 2021 году — 17,5 лет;
  • —2022 году — 18 лет;
  • —2023 году — 18,5 лет;
  • —2024 году — 19 лет;
  • —2025 году — 19,5 лет;
  • —2026-м и последующих годах — 20 лет. — Как правило, пенсия за выслугу лет госслужащим устанавливается к страховой пенсии по старости или инвалидности и выплачивается одновременно с ней. Право на такую пенсию имеют госслужащие, уволившиеся по своей инициативе, до приобретения права на страховую пенсию по старости или инвалидности, но при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет, — подчеркнула юрист. Также для того, чтобы выйти на пенсию по выслуге лет, госслужащему нужно отработать в должности не менее 12 полных месяцев и уволиться по определенным основаниям, указанным в федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Многодетные женщины с тремя и четырьмя детьми имеют право досрочно выйти на пенсию. — Если у матери 3 ребенка и она воспитала их до достижения 8 лет, она сможет выйти на пенсию на 3 года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений. Если у женщины четверо детей и она воспитала их до достижения 8 лет — на 4 года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений, — пояснила юрист. При этом для досрочного выхода на пенсию многодетным женщинам необходимо выработать в общей сложности 15 лет страхового стажа, а суммарное количество накопленных пенсионных баллов (ИПК) должно составлять не менее нормативного значения — 30 ИПК.Для матерей, имеющих 5 и более детей, после реформы 2019 года ничего не изменилось. Они могут выходить на пенсию в 50 лет.Дети, в отношении которых женщину лишили родительских прав или отменили усыновление, считаться не будут.Вопрос о введении права многодетных отцов досрочно выходить на пенсию пока рассматривается российскими властями.

В-третьих, как сообщает газета «Аргументы и Факты», с 1 августа 2021 года Пенсионный фонд России (ПФР) начал производить перерасчет пенсий работающим пенсионерам. Об этом напомнила зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова. Речь идет о ежегодной корректировке пенсий работающим пенсионерам — с 2016 года им не индексируют пенсионные выплаты. Такой перерасчет производится работающим получателям страховых пенсий по старости и по инвалидности, за которых их работодатели платили страховые взносы в ПФР в предыдущем году. «Пересчитаем тем, кто работал в течение 2020 года — месяц, два или все 12 месяцев при условии, что за этот период работы были уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд», — уточнила Бибикова, кто получит прибавку в августе 2021 года. Размер прибавки к пенсии работающих пенсионеров рассчитывается индивидуально. Он зависит от суммы уплаченных в ПФР страховых взносов и начисленных пенсионных баллов, что в свою очередь определяется размером зарплаты гражданина. Однако размер августовской прибавки ограничен стоимостью трех пенсионных баллов. В 2021 году один балл стоит 98,86 руб., значит три балла — это 296,58 руб. Но стоит иметь в виду, что при корректировке пенсии используется стоимость пенсионного балла, установленная на момент выхода гражданина на пенсию. Например, если человек вышел на пенсию в 2015 году, его прибавку в августе 2021 года посчитают по цене балла за тот год — 71,41 руб. Таким образом, его размер пенсии максимум увеличится на 214,23 руб. Получается, что размер прибавки также зависит и от даты выхода на пенсию работающего пенсионера: чем раньше он это сделает, тем меньше будет прибавка. Ежегодная корректировка пенсий работающих пенсионеров проводится в беззаявительном режиме. Гражданам не нужно идти в ПФР и писать какие-либо заявления либо направлять их онлайн. ПФР производит перерасчет размера выплаты автоматически.

Указанная информация касается действующих и бывших военнослужащих из всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

2. Основные цели и задачи реформирования пенсионной системы

Основные направления проведения реформы и этапы ее законодательного оформления утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 N 2524-р "Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации".

Основными целями развития пенсионной системы, заложенными в Стратегии, являются:

- гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;

- обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы;

- Задачами Стратегии, не связанными напрямую с целями, являются;

- поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности;

- развитие трехуровневой пенсионной системы (трудовая, корпоративная и частная пенсия);

- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Решение вышеуказанных задач и достижение поставленных в Стратегии целей предполагает изменение механизма формирования пенсионных прав. Действующий механизм формирования пенсионных прав не позволяет обеспечить пенсионные права соответствующими финансовыми ресурсами, что ведет к несбалансированности как бюджета Пенсионного фонда РФ, так и федерального бюджета. Введение новой пенсионной формулы, предполагающей переход от формирования пенсионных прав в абсолютных величинах к формированию в относительных величинах (пенсионных коэффициентах), позволяет распределить располагаемые доходы бюджета Пенсионного фонда РФ в каждом году среди пенсионеров, одновременно усиливая зависимость размера пенсии от личного вклада пенсионера в пенсионную систему. Вместе с тем, в целях сохранения приемлемого уровня пенсионного обеспечения пенсионеров, не обеспечивших достаточный вклад в пенсионную систему, предполагается обособление базовой части трудовой пенсии, ресурсное обеспечение которой гарантировано федеральным бюджетом.

Существуют различные подходы к реализации вышеуказанных механизмов. В связи с этим для принятия решения необходимы их детальная проработка и согласование.

В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Прогноз) предложен один из подходов, позволяющих достигнуть цели и решить задачи реформирования пенсионной системы.


Еще в начале 2021 года Минфин по поручению Президента начал подготавливать изменения в пенсионное законодательство. Документ изначально находился под грифом «секретно», не давая возможности экспертам и самим гражданам ознакомиться с теми новшествами, которые готовят для нас чиновники.

В ближайший месяц Правительство должно принять данный законопроект. Кроме того, стало известно, что в Государственную думу внесён законопроект о снижении пенсионного возраста до прежних значений.

Так что же ждать россиянам, что изменится в пенсионном законодательстве и действительно ли нам снизят пенсионный возраст?

Россиян в 2022 году ждёт реформа накопительных пенсий

Еще в феврале этого года я писала публикацию о тех возможных преобразованиях в пенсионной сфере, которые могут ждать россиян после принятия готовящегося Минфином закона.

Нюансы новой реформы стали известны от главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, который изложил их в интервью газете «Известия».

Смысл преобразований заключается в том, что в России в ближайшее время будет создана добровольная накопительная пенсионная система, которая будет софинансироваться государством.

То есть наши законодатели планируют постепенно переложить груз ответственности за будущие пенсии на самих россиян, которые ежемесячно будут откладывать деньги на свою старость самостоятельно в негосударственные пенсионные фонды. Государство же будет стимулировать такие пенсионные накопления, софинансируя часть накоплений и предоставляя гражданам различные льготы и преференции.

Получится ли у государства вернуть доверие к системе пенсионных накоплений?

Напомню, что система пенсионных накоплений у нас существует уже с 2002 года. Ранее данные взносы делались работодателями, которые отчисляли в ПФР за своих работников 6% от их заработных плат, за счёт чего и формировалась накопительная часть пенсии.

Однако после 2014 года, ссылаясь на кризис, Правительство «заморозило» накопительные взносы. Нет, это не значит, что работодатели перестали платить за работников эти 6%. Они их платят до сих пор так же, как и раньше. Только эти деньги уже не идут на пенсионные накопления граждан, а используются на текущие пенсионные выплаты наряду со страховыми взносами (более подробно я писала об этом здесь).

По подсчётам председателя комитета по экономической политике Максима Топилина благодаря «заморозке» из карманов будущих пенсионеров с 2014-го по 2020 год было изъято более 3 миллиардов рублей. На данный момент эта сумма, скорее всего, уже стала больше 4 миллиардов.

Судьба «замороженных» накопительных пенсий, несмотря на то что некогда эта мера заявлялась как временная, «обмусоливается» нашими чиновниками уже который год. Но воз и ныне там. Работодатели, как и прежде, отчисляют за нас деньги на формирование будущей пенсии, которые мы, по сути, никогда не увидим. А государство за счёт этих денег продолжает экономить на выплате пенсионерам, направляя сэкономленные в бюджете средства на более нужные, по их мнению, цели.

После всех этих манипуляций и проведенной в 2018 году пенсионной реформы было бы наивно полагать, что люди побегут добровольно отчислять в негосударственные пенсионные фонды свои кровью и потом заработанные копейки. К слову сказать, НПФ и раньше были не раз замечены в разворовывании денег россиян. Поэтому здесь не поможет ни государственное софинансирование таких взносов, ни какие-либо налоговые и прочие льготы.

Весь вопрос упирается в доверие людей к самой системе. От этого доверия, на мой взгляд, ничего уже не осталось. Правительство с регулярной периодичностью меняет правила игры, за которыми многие даже не успевают следить. Постоянно принимает законы в своих интересах, которые в общей своей массе ухудшают положение самих будущих пенсионеров.

Поэтому у россиян уже давно сложилось, мягко сказать, скептическое отношение ко всем подобным преобразованиям. А если взять в расчет не очень стабильную обстановку, какую мы на протяжении многих лет наблюдаем в нашей экономике, то о надёжности и сохранности пенсионных накоплений в длительной перспективе, на которую в данном законопроекте рассчитывает государство, говорить довольно сложно. В России за этот период могут произойти серьезные изменения, и что станет с вашими деньгами, например, через 10 лет, никто даже не сможет спрогнозировать.

Не менее важный вопрос состоит и в том, смогут ли сами россияне, даже если они и поддержат идею добровольных пенсионных накоплений, делать из своих доходов такие отчисления. Большинство людей в России живут от зарплаты до зарплаты, огромная часть населения закредитована. Не думаю, что все эти люди смогут ежемесячно выделять определенную сумму денег из своего бюджета, чтобы делать отчисления на свою будущую пенсию.

Вернут ли законодатели старый пенсионный возраст?

На днях все центральные СМИ запестрели заголовками о том, что в России планируют вернуть пенсионный возраст до прежних значений – до 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Об этом, в частности, заявил депутат Сергей Миронов, который обещал внести на рассмотрение в Государственную думу законопроект о снижении пенсионного возраста до старых значений.

Но не думаю, что нам стоит ликовать. Лидер «Справедливой России», да и другие партийные фракции уже не раз выдвигали подобную инициативу. Уж не знаю, с благими целями или ради собственного пиара, но партия власти все эти идеи периодически отклоняла.

Вряд ли что-то изменится и на этот раз, так логика всех пенсионных преобразований в нашей стране, на мой взгляд, предельно проста. Государство постепенно и методично избавляется от ненужного ему балласта, стараясь переложить расходы на свои будущие пенсии на плечи самих россиян. И снижение пенсионного возраста в данную концепцию никак не укладывается.

Также я прошу поставить свою оценку публикации, нажав лайк или дизлайк на ваше усмотрение!

Ранее, Правительство России не поддержало внесенный депутатами КПРФ законопроект об отмене пенсионной реформы, подразумевающий возвращение пенсионного возраста по старости на уровень 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. «Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается», — говорится в документе. Как сообщает газета «Ведомости», в отзыве на законопроект говорится, что пенсионная реформа направлена на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, адаптацию системы к новым демографическим условиям и обеспечение долгосрочного роста уровня доходов пенсионеров. Инициатива КПРФ же не соответствует данной концепции, заявили в правительстве. «В пояснительной записке к законопроекту отсутствуют объективные обоснования необходимости внесения указанных изменений», — сказано в заключении. Там также говорится, что возвращение пенсионного возраста на прежний уровень потребует дополнительных затрат из бюджета, которые не заложены в законопроектах «О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг.» и «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг.». Наконец, в правительстве отметили, что депутаты не указали источники и порядок финансирования своей инициативы. Указанный законопроект был внесен в Госдуму 17 августа 2021 года группой депутатов во главе с главой КПРФ Геннадием Зюгановым. В пояснительной записке к документу говорилось, что российская экономика «не нуждается в увеличении числа работников», иначе бы бывший премьер-министр Дмитрий Медведев не заявил о необходимости сокращения рабочей недели до четырех дней. Также депутаты привели статистику Финансового университета при правительстве России, согласно которой 30% мужчин страны не доживают до 60 лет, а 43% — до 65 лет. По словам авторов законопроекта, увеличение пенсионного возраста приведет к ухудшению состояния здоровья пенсионеров и росту числа граждан с инвалидностью. «Повышение пенсионного возраста явно увеличит смертность людей старшего возраста из-за роста трудовой нагрузки, а также потому, что безработица и связанные с ней стрессы и самоубийства среди них наверняка умножатся», — заявили в КПРФ. Там также заявили о риске увеличения безработицы среди молодых людей. Объем дополнительных бюджетных расходов в 2022 г. от возвращения пенсионного возраста на прежний уровень депутаты оценили в 604,4 млрд руб. Источник финансирования они не указали.

По сведениям «Ленты.ру», ЦБ РФ совместно с ведущими негосударственными пенсионными фондами (НПФ) подготовили новую пенсионную реформу. Она должна стимулировать россиян активнее участвовать в процессе накопления будущей пенсии. Согласно новой концепции, нынешняя накопительная часть пенсий должна трансформироваться в систему негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), которое дополнит уже существующий аналогичный механизм. Таким образом, ЦБ намерен реформировать нынешнюю систему, несмотря на провалы проектов индивидуального пенсионного капитала (ИПК) и гарантированного пенсионного плана (ГПП). Предполагается, что застрахованные россияне получат возможность полноценно распоряжаться средствами — по словам замглавы ЦБ Виктора Чистюхина, «ощущать их как некую собственность». Такой подход предлагается в противовес нынешней системе, где средствами пенсионных накоплений, перечисленных работодателями до 2014 года (когда была заморожена накопительная часть пенсий), распоряжается государственная управляющая компания ВЭБа, либо выбранный будущим пенсионером НПФ. При этом сами фонды настаивают, что правила для новой системы должны быть стандартизированы и устанавливаться государством в лице ЦБ. Также гражданам предлагается предоставить льготы, призванные стимулировать их активнее участвовать в формировании собственной будущей пенсии. В качестве них могут рассматриваться налоговые вычеты, например, в размере шести процентов от совокупного дохода. Кроме того, не исключено, что в новой системе будет предусмотрена возможность самостоятельного пополнения счетов без участия работодателей. Отмечается, что основная цель нового подхода — обеспечить регулярную выплату пенсий. При этом будет предусмотрено несколько оснований для досрочной выплаты.

Что говорят эксперты? Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade: «Демографические тенденции, действительно, не утешительные. При снижении естественного прироста населения средний возраст будет становиться выше. Но это не означает неизбежное увеличение срока выхода на пенсию. Такой чисто демографический, даже математический подход – неверный и однобокий. Он не учитывает более широкие и разносторонние нюансы – экономические, социальные, медицинские и прочие. Дальнейшее увеличение пенсионного возраста не обеспечит пенсионеров достойными выплатами, не сэкономит бюджет на пенсионных выплатах. Да, формально выплаты именно из Пенсионного фонда России могут относительно уменьшиться за счёт снижения количества пенсионеров. Даже на ближайшие годы, из-за уже принятого увеличения пенсионного возраста число пенсионеров сокращается на 200-300 тыс. человек в год. И, казалось бы, это должно вызвать снижение трансфертов из бюджета в ПФР. А тем более при гипотетической отсрочке выхода на пенсию ещё лет на пять. Но становится больше «предпенсионеров». Им труднее найти работу из-за возраста. Безработица среди них возрастает. Число незанятых вырастет и у более молодых, чьи потенциальные рабочие места будет занимать поколение отцов. А значит, и госпособия увеличатся. У работающих же пожилых людей из-за трудовой нагрузки будут усиливаться болезни. Соответственно, повысятся выплаты по больничным листам, инвалидности. Здесь речь об увеличении только прямых, явных затрат бюджетов. Это повышение госрасходов от увеличения пенсионного возраста, вероятно, станет со временем выше, чем экономия на трансфертах бюджета в ПФР. Попытка экономии приведёт к ещё большим расходам. Даже с точки зрения государства, новое повышение пенсионного возраста – стратегически совершенно неэффективный путь. Но, кроме того, есть и будут ещё и неявные потери от повышения пенсионного возраста. Уменьшение производительности труда из-за роста доли пожилых работников. Ограничение инноваций, которые несут молодые. Сокращение средних доходов населения. Нарушение социальных лифтов между поколениями. Всё это — подрыв эффективного развития страны, стимулирование её отставания и дальнейшей потери конкурентоспособности в мире».

Андрей Нечаев доктор экономических наук, экс-министр экономики РФ: «Низкая рождаемость девяностые годы делает нынешнюю «солидарную» пенсионную систему недееспособной с точки зрения обеспечения достойных пенсий. Но есть вопрос бюджетных приоритетов. Если у нас приоритетны правоохранительные органы, оборона, геополитика — это одна ситуация. Если вы ставите задачу обеспечить достойную жизнь пенсионерам — это другая задача. И за счет перераспределения бюджетных средств можно было бы проблему дефицита Пенсионного фонда, по крайней мере, существенно сгладить. При этом считаю колоссальной ошибкой то, что в стране де-факто ликвидировали накопительную систему. Ее многократное замораживание подорвало доверие людей к накопительным пенсиям, да и многие негосударственные пенсионные фонды оказались в очень сложном положении. До сих пор правительство не знает, какой быть накопительной пенсионной системе, идут бесконечные обсуждения, «а воз и ныне там». Считаю, что дополнить солидарную систему накопительной совершенно необходимо. Это практика всего мира. К тому же у нас, если мы не берем военных и чиновников, пенсия практически не зависит от дохода. И это не стимулирует людей делать какие-то дополнительные взносы в ПФР. Это обеспечивает только накопительная система. Конечно, ее нужно как можно быстрее возрождать и дополнительно стимулировать. Однако, возможного нового повышения пенсионного возраста я не ожидаю. С учетом крайне негативного и совершенно резонного отклика общества, я не думаю, что президент Путин решится второй раз повысить пенсионный возраст. Но и рассчитывать на какой-то скачок пенсий в нынешней пенсионной системе — нереально».

Александр Разуваев, руководитель ИАЦ «Альпари»: «Думаю, что никакого дополнительного увеличения пенсионного возраста не будет. Это очень непопулярная мера. А у нас на горизонте сначала парламентские, потом президентские выборы. Дело, конечно, еще в экономике, остро стоит проблема безработицы, хотя ее уровень в 5,9% — не очень высокий, ведь экономическая теория гласит, что нормальный уровень 6%. Пенсионную реформу проводят, когда не хватает рабочих рук. А Россия всегда может привлечь трудовой ресурс из стран ЕАЭС. Особенно, если, как ожидается, в этот союз вступит Узбекистан. Для самих пенсионеров ситуация никак принципиально не изменится. Копить на пенсию надо самостоятельно, особенно не надеясь на государство. Банк России начал цикл повышения ключевой ставки. Если она будет еще более повышена, то рубль снова станет валютой сбережений. Ну и, конечно, фондовый рынок. Дивиденды компаний растут, биржевые индексы демонстрируют восходящий тренд. Россияне это уже прекрасно поняли. Сейчас в России 12 миллионов брокерских счетов, на которых находится около 7 триллионов рублей».

Таблица выхода на пенсию по годам рождения

Для мужчин:
  • —1-е полугодие (до 30 июня включительно) 1960 года рождения — во 2-ом полугодии 2021 года (в 61,5 года);
  • —2-е полугодие (после 1 июля) 1960 года рождения — в 1-ом полугодии 2022 года (в 61,5 года);
  • —1961 год рождения — в 2024 году (в 63 года);
  • —1962 год рождения — в 2026 году (в 64 года);
  • —1963 год рождения — в 2028 году (в 65 лет);
  • —1964 год рождения — в 2029 году (в 65 лет);
  • —1965 год рождения — в 2030 году (в 65 лет);
  • —1966 год рождения — в 2031 году (в 65 лет);
  • —1967 год рождения — в 2032 году (в 65 лет);
  • —1968 год рождения — в 2033 году (в 65 лет);
  • —1969 год рождения — в 2034 году (в 65 лет);
  • —1970 год рождения — в 2035 году (в 65 лет).
Для женщин:
  • —1-е полугодие (до 30 июня включительно) 1965 года рождения — во 2-ом полугодии 2021 года (в 56,5 лет);
  • —2-е полугодие (после 1 июля) 1965 года рождения — в 1-м полугодии 2022 года (в 56,5 лет);
  • —1966 год рождения — в 2024 году (в 58 лет);
  • —1967 год рождения — в 2026 году (в 59 лет);
  • —1968 год рождения — в 2028 году (в 60 лет);
  • —1969 год рождения — в 2029 году (в 60 лет);
  • —1970 год рождения — в 2030 году (в 60 лет).

Вместе с тем, на пенсию уже после 20 лет службы могут выйти военнослужащие, а также сотрудники органов внутренних дел РФ и бывшего СССР, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Росгвардии. Так, например, если служба по контракту начинается в 20 лет, то в 40 лет военный уже может уйти на заслуженных отдых. — Пенсия за выслугу лет назначается при увольнении со службы, когда на день подачи заявления имеется выслуга 20 и более лет. Если какого-то количества лет не хватает, то право на получение пенсии возникает только при увольнении со службы по достижении 45-летнего возраста и наличии общего трудового стажа в 25 лет и более, из которых не менее 12 с половиной лет должна составлять военная и иная, засчитываемая в специальный стаж, служба. Увольнение в таком случае должно произойти после достижения предельного возраста для службы или по состоянию здоровья, либо же в связи с организационно-штатными мероприятиями, — отметила эксперт. Пенсия за выслугу лет также положена космонавтам и летчикам. Условия выхода: — увольнение, независимо от возраста, при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 календарных лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении; —увольнение в связи с болезнью, проблемами со здоровьем, при наличии выслуги не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин. Также могут воспользоваться правом выйти на пенсию за выслугу лет работники летно-испытательного состава. Это возможно при следующих условиях:—наличие выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин; —получение страховой пенсии по старости, либо страховой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях».

Решение о повышении срока работы государственных гражданских служащих всех уровней власти — федеральных, региональных и муниципальных — с 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин до 63 и 65 лет соответственно было принято еще в 2017 году. С того момента ведется постепенное увеличение возраста выходящих на пенсию госслужащих, а также минимального стажа, который они должны выработать на своей должности, что является одним из условий выхода на пенсию за выслугу лет.Продолжительность стажа согласно приложению к ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»:

  • —в 2021 году — 17,5 лет;
  • —2022 году — 18 лет;
  • —2023 году — 18,5 лет;
  • —2024 году — 19 лет;
  • —2025 году — 19,5 лет;
  • —2026-м и последующих годах — 20 лет. — Как правило, пенсия за выслугу лет госслужащим устанавливается к страховой пенсии по старости или инвалидности и выплачивается одновременно с ней. Право на такую пенсию имеют госслужащие, уволившиеся по своей инициативе, до приобретения права на страховую пенсию по старости или инвалидности, но при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет, — подчеркнула юрист. Также для того, чтобы выйти на пенсию по выслуге лет, госслужащему нужно отработать в должности не менее 12 полных месяцев и уволиться по определенным основаниям, указанным в федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Многодетные женщины с тремя и четырьмя детьми имеют право досрочно выйти на пенсию. — Если у матери 3 ребенка и она воспитала их до достижения 8 лет, она сможет выйти на пенсию на 3 года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений. Если у женщины четверо детей и она воспитала их до достижения 8 лет — на 4 года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений, — пояснила юрист. При этом для досрочного выхода на пенсию многодетным женщинам необходимо выработать в общей сложности 15 лет страхового стажа, а суммарное количество накопленных пенсионных баллов (ИПК) должно составлять не менее нормативного значения — 30 ИПК.Для матерей, имеющих 5 и более детей, после реформы 2019 года ничего не изменилось. Они могут выходить на пенсию в 50 лет.Дети, в отношении которых женщину лишили родительских прав или отменили усыновление, считаться не будут.Вопрос о введении права многодетных отцов досрочно выходить на пенсию пока рассматривается российскими властями.

В-третьих, как сообщает газета «Аргументы и Факты», с 1 августа 2021 года Пенсионный фонд России (ПФР) начал производить перерасчет пенсий работающим пенсионерам. Об этом напомнила зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова. Речь идет о ежегодной корректировке пенсий работающим пенсионерам — с 2016 года им не индексируют пенсионные выплаты. Такой перерасчет производится работающим получателям страховых пенсий по старости и по инвалидности, за которых их работодатели платили страховые взносы в ПФР в предыдущем году. «Пересчитаем тем, кто работал в течение 2020 года — месяц, два или все 12 месяцев при условии, что за этот период работы были уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд», — уточнила Бибикова, кто получит прибавку в августе 2021 года. Размер прибавки к пенсии работающих пенсионеров рассчитывается индивидуально. Он зависит от суммы уплаченных в ПФР страховых взносов и начисленных пенсионных баллов, что в свою очередь определяется размером зарплаты гражданина. Однако размер августовской прибавки ограничен стоимостью трех пенсионных баллов. В 2021 году один балл стоит 98,86 руб., значит три балла — это 296,58 руб. Но стоит иметь в виду, что при корректировке пенсии используется стоимость пенсионного балла, установленная на момент выхода гражданина на пенсию. Например, если человек вышел на пенсию в 2015 году, его прибавку в августе 2021 года посчитают по цене балла за тот год — 71,41 руб. Таким образом, его размер пенсии максимум увеличится на 214,23 руб. Получается, что размер прибавки также зависит и от даты выхода на пенсию работающего пенсионера: чем раньше он это сделает, тем меньше будет прибавка. Ежегодная корректировка пенсий работающих пенсионеров проводится в беззаявительном режиме. Гражданам не нужно идти в ПФР и писать какие-либо заявления либо направлять их онлайн. ПФР производит перерасчет размера выплаты автоматически.

Указанная информация касается действующих и бывших военнослужащих из всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Ранее, Правительство России не поддержало внесенный депутатами КПРФ законопроект об отмене пенсионной реформы, подразумевающий возвращение пенсионного возраста по старости на уровень 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. «Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается», — говорится в документе. Как сообщает газета «Ведомости», в отзыве на законопроект говорится, что пенсионная реформа направлена на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, адаптацию системы к новым демографическим условиям и обеспечение долгосрочного роста уровня доходов пенсионеров. Инициатива КПРФ же не соответствует данной концепции, заявили в правительстве. «В пояснительной записке к законопроекту отсутствуют объективные обоснования необходимости внесения указанных изменений», — сказано в заключении. Там также говорится, что возвращение пенсионного возраста на прежний уровень потребует дополнительных затрат из бюджета, которые не заложены в законопроектах «О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг.» и «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг.». Наконец, в правительстве отметили, что депутаты не указали источники и порядок финансирования своей инициативы. Указанный законопроект был внесен в Госдуму 17 августа 2021 года группой депутатов во главе с главой КПРФ Геннадием Зюгановым. В пояснительной записке к документу говорилось, что российская экономика «не нуждается в увеличении числа работников», иначе бы бывший премьер-министр Дмитрий Медведев не заявил о необходимости сокращения рабочей недели до четырех дней. Также депутаты привели статистику Финансового университета при правительстве России, согласно которой 30% мужчин страны не доживают до 60 лет, а 43% — до 65 лет. По словам авторов законопроекта, увеличение пенсионного возраста приведет к ухудшению состояния здоровья пенсионеров и росту числа граждан с инвалидностью. «Повышение пенсионного возраста явно увеличит смертность людей старшего возраста из-за роста трудовой нагрузки, а также потому, что безработица и связанные с ней стрессы и самоубийства среди них наверняка умножатся», — заявили в КПРФ. Там также заявили о риске увеличения безработицы среди молодых людей. Объем дополнительных бюджетных расходов в 2022 г. от возвращения пенсионного возраста на прежний уровень депутаты оценили в 604,4 млрд руб. Источник финансирования они не указали.

По сведениям «Ленты.ру», ЦБ РФ совместно с ведущими негосударственными пенсионными фондами (НПФ) подготовили новую пенсионную реформу. Она должна стимулировать россиян активнее участвовать в процессе накопления будущей пенсии. Согласно новой концепции, нынешняя накопительная часть пенсий должна трансформироваться в систему негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), которое дополнит уже существующий аналогичный механизм. Таким образом, ЦБ намерен реформировать нынешнюю систему, несмотря на провалы проектов индивидуального пенсионного капитала (ИПК) и гарантированного пенсионного плана (ГПП). Предполагается, что застрахованные россияне получат возможность полноценно распоряжаться средствами — по словам замглавы ЦБ Виктора Чистюхина, «ощущать их как некую собственность». Такой подход предлагается в противовес нынешней системе, где средствами пенсионных накоплений, перечисленных работодателями до 2014 года (когда была заморожена накопительная часть пенсий), распоряжается государственная управляющая компания ВЭБа, либо выбранный будущим пенсионером НПФ. При этом сами фонды настаивают, что правила для новой системы должны быть стандартизированы и устанавливаться государством в лице ЦБ. Также гражданам предлагается предоставить льготы, призванные стимулировать их активнее участвовать в формировании собственной будущей пенсии. В качестве них могут рассматриваться налоговые вычеты, например, в размере шести процентов от совокупного дохода. Кроме того, не исключено, что в новой системе будет предусмотрена возможность самостоятельного пополнения счетов без участия работодателей. Отмечается, что основная цель нового подхода — обеспечить регулярную выплату пенсий. При этом будет предусмотрено несколько оснований для досрочной выплаты.

Что говорят эксперты? Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade: «Демографические тенденции, действительно, не утешительные. При снижении естественного прироста населения средний возраст будет становиться выше. Но это не означает неизбежное увеличение срока выхода на пенсию. Такой чисто демографический, даже математический подход – неверный и однобокий. Он не учитывает более широкие и разносторонние нюансы – экономические, социальные, медицинские и прочие. Дальнейшее увеличение пенсионного возраста не обеспечит пенсионеров достойными выплатами, не сэкономит бюджет на пенсионных выплатах. Да, формально выплаты именно из Пенсионного фонда России могут относительно уменьшиться за счёт снижения количества пенсионеров. Даже на ближайшие годы, из-за уже принятого увеличения пенсионного возраста число пенсионеров сокращается на 200-300 тыс. человек в год. И, казалось бы, это должно вызвать снижение трансфертов из бюджета в ПФР. А тем более при гипотетической отсрочке выхода на пенсию ещё лет на пять. Но становится больше «предпенсионеров». Им труднее найти работу из-за возраста. Безработица среди них возрастает. Число незанятых вырастет и у более молодых, чьи потенциальные рабочие места будет занимать поколение отцов. А значит, и госпособия увеличатся. У работающих же пожилых людей из-за трудовой нагрузки будут усиливаться болезни. Соответственно, повысятся выплаты по больничным листам, инвалидности. Здесь речь об увеличении только прямых, явных затрат бюджетов. Это повышение госрасходов от увеличения пенсионного возраста, вероятно, станет со временем выше, чем экономия на трансфертах бюджета в ПФР. Попытка экономии приведёт к ещё большим расходам. Даже с точки зрения государства, новое повышение пенсионного возраста – стратегически совершенно неэффективный путь. Но, кроме того, есть и будут ещё и неявные потери от повышения пенсионного возраста. Уменьшение производительности труда из-за роста доли пожилых работников. Ограничение инноваций, которые несут молодые. Сокращение средних доходов населения. Нарушение социальных лифтов между поколениями. Всё это — подрыв эффективного развития страны, стимулирование её отставания и дальнейшей потери конкурентоспособности в мире».

Андрей Нечаев доктор экономических наук, экс-министр экономики РФ: «Низкая рождаемость девяностые годы делает нынешнюю «солидарную» пенсионную систему недееспособной с точки зрения обеспечения достойных пенсий. Но есть вопрос бюджетных приоритетов. Если у нас приоритетны правоохранительные органы, оборона, геополитика — это одна ситуация. Если вы ставите задачу обеспечить достойную жизнь пенсионерам — это другая задача. И за счет перераспределения бюджетных средств можно было бы проблему дефицита Пенсионного фонда, по крайней мере, существенно сгладить. При этом считаю колоссальной ошибкой то, что в стране де-факто ликвидировали накопительную систему. Ее многократное замораживание подорвало доверие людей к накопительным пенсиям, да и многие негосударственные пенсионные фонды оказались в очень сложном положении. До сих пор правительство не знает, какой быть накопительной пенсионной системе, идут бесконечные обсуждения, «а воз и ныне там». Считаю, что дополнить солидарную систему накопительной совершенно необходимо. Это практика всего мира. К тому же у нас, если мы не берем военных и чиновников, пенсия практически не зависит от дохода. И это не стимулирует людей делать какие-то дополнительные взносы в ПФР. Это обеспечивает только накопительная система. Конечно, ее нужно как можно быстрее возрождать и дополнительно стимулировать. Однако, возможного нового повышения пенсионного возраста я не ожидаю. С учетом крайне негативного и совершенно резонного отклика общества, я не думаю, что президент Путин решится второй раз повысить пенсионный возраст. Но и рассчитывать на какой-то скачок пенсий в нынешней пенсионной системе — нереально».

Александр Разуваев, руководитель ИАЦ «Альпари»: «Думаю, что никакого дополнительного увеличения пенсионного возраста не будет. Это очень непопулярная мера. А у нас на горизонте сначала парламентские, потом президентские выборы. Дело, конечно, еще в экономике, остро стоит проблема безработицы, хотя ее уровень в 5,9% — не очень высокий, ведь экономическая теория гласит, что нормальный уровень 6%. Пенсионную реформу проводят, когда не хватает рабочих рук. А Россия всегда может привлечь трудовой ресурс из стран ЕАЭС. Особенно, если, как ожидается, в этот союз вступит Узбекистан. Для самих пенсионеров ситуация никак принципиально не изменится. Копить на пенсию надо самостоятельно, особенно не надеясь на государство. Банк России начал цикл повышения ключевой ставки. Если она будет еще более повышена, то рубль снова станет валютой сбережений. Ну и, конечно, фондовый рынок. Дивиденды компаний растут, биржевые индексы демонстрируют восходящий тренд. Россияне это уже прекрасно поняли. Сейчас в России 12 миллионов брокерских счетов, на которых находится около 7 триллионов рублей».

Таблица выхода на пенсию по годам рождения

Для мужчин:
  • —1-е полугодие (до 30 июня включительно) 1960 года рождения — во 2-ом полугодии 2021 года (в 61,5 года);
  • —2-е полугодие (после 1 июля) 1960 года рождения — в 1-ом полугодии 2022 года (в 61,5 года);
  • —1961 год рождения — в 2024 году (в 63 года);
  • —1962 год рождения — в 2026 году (в 64 года);
  • —1963 год рождения — в 2028 году (в 65 лет);
  • —1964 год рождения — в 2029 году (в 65 лет);
  • —1965 год рождения — в 2030 году (в 65 лет);
  • —1966 год рождения — в 2031 году (в 65 лет);
  • —1967 год рождения — в 2032 году (в 65 лет);
  • —1968 год рождения — в 2033 году (в 65 лет);
  • —1969 год рождения — в 2034 году (в 65 лет);
  • —1970 год рождения — в 2035 году (в 65 лет).
Для женщин:
  • —1-е полугодие (до 30 июня включительно) 1965 года рождения — во 2-ом полугодии 2021 года (в 56,5 лет);
  • —2-е полугодие (после 1 июля) 1965 года рождения — в 1-м полугодии 2022 года (в 56,5 лет);
  • —1966 год рождения — в 2024 году (в 58 лет);
  • —1967 год рождения — в 2026 году (в 59 лет);
  • —1968 год рождения — в 2028 году (в 60 лет);
  • —1969 год рождения — в 2029 году (в 60 лет);
  • —1970 год рождения — в 2030 году (в 60 лет).

Вместе с тем, на пенсию уже после 20 лет службы могут выйти военнослужащие, а также сотрудники органов внутренних дел РФ и бывшего СССР, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Росгвардии. Так, например, если служба по контракту начинается в 20 лет, то в 40 лет военный уже может уйти на заслуженных отдых. — Пенсия за выслугу лет назначается при увольнении со службы, когда на день подачи заявления имеется выслуга 20 и более лет. Если какого-то количества лет не хватает, то право на получение пенсии возникает только при увольнении со службы по достижении 45-летнего возраста и наличии общего трудового стажа в 25 лет и более, из которых не менее 12 с половиной лет должна составлять военная и иная, засчитываемая в специальный стаж, служба. Увольнение в таком случае должно произойти после достижения предельного возраста для службы или по состоянию здоровья, либо же в связи с организационно-штатными мероприятиями, — отметила эксперт. Пенсия за выслугу лет также положена космонавтам и летчикам. Условия выхода: — увольнение, независимо от возраста, при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7,5 календарных лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении; —увольнение в связи с болезнью, проблемами со здоровьем, при наличии выслуги не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин. Также могут воспользоваться правом выйти на пенсию за выслугу лет работники летно-испытательного состава. Это возможно при следующих условиях:—наличие выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин; —получение страховой пенсии по старости, либо страховой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях».

Решение о повышении срока работы государственных гражданских служащих всех уровней власти — федеральных, региональных и муниципальных — с 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин до 63 и 65 лет соответственно было принято еще в 2017 году. С того момента ведется постепенное увеличение возраста выходящих на пенсию госслужащих, а также минимального стажа, который они должны выработать на своей должности, что является одним из условий выхода на пенсию за выслугу лет.Продолжительность стажа согласно приложению к ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»:

  • —в 2021 году — 17,5 лет;
  • —2022 году — 18 лет;
  • —2023 году — 18,5 лет;
  • —2024 году — 19 лет;
  • —2025 году — 19,5 лет;
  • —2026-м и последующих годах — 20 лет. — Как правило, пенсия за выслугу лет госслужащим устанавливается к страховой пенсии по старости или инвалидности и выплачивается одновременно с ней. Право на такую пенсию имеют госслужащие, уволившиеся по своей инициативе, до приобретения права на страховую пенсию по старости или инвалидности, но при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет, — подчеркнула юрист. Также для того, чтобы выйти на пенсию по выслуге лет, госслужащему нужно отработать в должности не менее 12 полных месяцев и уволиться по определенным основаниям, указанным в федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Многодетные женщины с тремя и четырьмя детьми имеют право досрочно выйти на пенсию. — Если у матери 3 ребенка и она воспитала их до достижения 8 лет, она сможет выйти на пенсию на 3 года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений. Если у женщины четверо детей и она воспитала их до достижения 8 лет — на 4 года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений, — пояснила юрист. При этом для досрочного выхода на пенсию многодетным женщинам необходимо выработать в общей сложности 15 лет страхового стажа, а суммарное количество накопленных пенсионных баллов (ИПК) должно составлять не менее нормативного значения — 30 ИПК.Для матерей, имеющих 5 и более детей, после реформы 2019 года ничего не изменилось. Они могут выходить на пенсию в 50 лет.Дети, в отношении которых женщину лишили родительских прав или отменили усыновление, считаться не будут.Вопрос о введении права многодетных отцов досрочно выходить на пенсию пока рассматривается российскими властями.

В-третьих, как сообщает газета «Аргументы и Факты», с 1 августа 2021 года Пенсионный фонд России (ПФР) начал производить перерасчет пенсий работающим пенсионерам. Об этом напомнила зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова. Речь идет о ежегодной корректировке пенсий работающим пенсионерам — с 2016 года им не индексируют пенсионные выплаты. Такой перерасчет производится работающим получателям страховых пенсий по старости и по инвалидности, за которых их работодатели платили страховые взносы в ПФР в предыдущем году. «Пересчитаем тем, кто работал в течение 2020 года — месяц, два или все 12 месяцев при условии, что за этот период работы были уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд», — уточнила Бибикова, кто получит прибавку в августе 2021 года. Размер прибавки к пенсии работающих пенсионеров рассчитывается индивидуально. Он зависит от суммы уплаченных в ПФР страховых взносов и начисленных пенсионных баллов, что в свою очередь определяется размером зарплаты гражданина. Однако размер августовской прибавки ограничен стоимостью трех пенсионных баллов. В 2021 году один балл стоит 98,86 руб., значит три балла — это 296,58 руб. Но стоит иметь в виду, что при корректировке пенсии используется стоимость пенсионного балла, установленная на момент выхода гражданина на пенсию. Например, если человек вышел на пенсию в 2015 году, его прибавку в августе 2021 года посчитают по цене балла за тот год — 71,41 руб. Таким образом, его размер пенсии максимум увеличится на 214,23 руб. Получается, что размер прибавки также зависит и от даты выхода на пенсию работающего пенсионера: чем раньше он это сделает, тем меньше будет прибавка. Ежегодная корректировка пенсий работающих пенсионеров проводится в беззаявительном режиме. Гражданам не нужно идти в ПФР и писать какие-либо заявления либо направлять их онлайн. ПФР производит перерасчет размера выплаты автоматически.

Указанная информация касается действующих и бывших военнослужащих из всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: