Методы внесудебного разрешения административно правовых споров

Обновлено: 26.04.2024

У журнала много статей про суды и юридические стороны проблем. Хотелось бы услышать о внесудебных способах урегулирования.

Знаю, что существует медиация. Действует ли она в России и нужна ли вообще? Или суд лучше?

Иван, давайте по порядку.

Внесудебные способы урегулирования — это всего лишь юридическое определение переговоров, а медиация — один из их видов.

Общий принцип такой: когда у сторон возникает конфликт, они сначала стараются разрешить спор в личной беседе или по переписке. Если договориться не получилось, только тогда стороны идут в суд.

Внесудебные и досудебные способы

Внесудебные способы урегулирования споров легко перепутать с досудебными. Разница большая.

Внесудебные способы — это переговоры, в которых вы можете не участвовать, если не хотите. Досудебные способы — это обязательные средства решения спора. Стороны должны непременно использовать их до того, как пойдут в суд. Иначе суд откажет просто потому, что не соблюли обязательный порядок решения спора.

Если договор займа заключен между физическими лицами, обязательного досудебного порядка нет.

Но на практике досудебный претензионный порядок — всегда плюс для будущего суда. Даже если договориться не удалось, суд примет во внимание, что переговоры велись.

Медиация

Медиация — это те же самые переговоры, только кроме сторон конфликта в нем участвует третий человек — медиатор. Он занимает нейтральную позицию и помогает сторонам решить спор добровольным соглашением, не доводя дело до суда. Эта процедура применяется в гражданских и арбитражных делах.

Медиация бывает трех видов:

  1. Внесудебная — когда стороны точно не хотят идти в суд, но общее решение конфликта найти не могут.
  2. Судебная — когда стороны уже в суде, но решили все же прийти к соглашению добровольно.
  3. Досудебная — когда стороны предусмотрели в договоре обязательную процедуру медиации перед походом в суд.

Чтобы начать процедуру медиации, стороны заключают соглашение о медиации и выбирают медиатора. По закону инициирующая сторона направляет другой стороне предложение урегулировать спор при помощи медиатора. Если в срок до 30 дней ответ не получили — предложение можно считать отклоненным.

Медиаторы бывают профессиональные и непрофессиональные, работают за гонорар или бесплатно. Их можно найти в организациях, занимающихся медиацией, — коммерческих и некоммерческих. Например, через реестр медиаторов.

Даже если услуги медиатора платные, в некоторых случаях это значительно дешевле, чем оплачивать судебные расходы: госпошлины, гонорары юристов и прочие затратные мероприятия. В целом внесудебное урегулирование позволяет сократить расходы.

Медиация: разрешаем споры без суда

В 2010 г. у российских граждан появилась возможность не доводить споры до суда, а урегулировать их с помощью посредника 1 . Такая альтернативная процедура разрешения конфликта называется медиацией. 26 июля текущего года приняты поправки в законодательство, которыми были введены новые примирительные процедуры – переговоры и судебное примирение 2 . Эти способы урегулирования споров позволяют конфликтующим сторонам найти решение, которое устроит каждого.

Что такое медиация?

Медиация – это альтернативный, внесудебный способ урегулирования спора при содействии независимого посредника – медиатора, который помогает участникам конфликта найти взаимоприемлемое решение.

В каких случаях может помочь медиация?

Медиация применяется для урегулирования гражданских, трудовых и семейных споров. А после принятия поправок 26 июля с помощью примирительных процедур можно решать также административные споры.

Медиация может помочь в тех случаях, когда есть возможность найти решение, которое устроит обе стороны спора. Эта процедура предполагает, что во внимание принимаются интересы сторон, а не доказательства и правовые позиции, как при судебном разбирательстве.

Медиация особенно актуальна в тех случаях, когда спорящих связывают длительные взаимоотношения и ставится задача их сохранить или прекратить наиболее удобным способом. Например, после развода суд может определить место жительства ребенка, а с помощью медиации родители могут договориться об участии в его воспитании.

Как проводится процедура медиации?

Медиатор разъясняет сторонам суть и принципы процедуры. Затем выслушивает их заявления: как каждый из участников спора видит конфликт. Формулируются вопросы, которые стороны готовы совместно обсуждать. Затем медиатор выявляет интересы сторон. Участники предлагают возможные решения, которые оцениваются на реалистичность и соответствие интересам каждого из них. В результате может быть заключено медиативное соглашение, которое фиксирует достигнутые договоренности.

Переговоры: в чем особенность этой примирительной процедуры?

Переговоры проводятся участниками конфликта без посредника – медиатора или судебного примирителя. Порядок проведения переговоров определяют стороны.

Судебное примирение: что это такое и как оно может помочь?

Эта процедура предполагает участие судебного примирителя, которым может быть судья в отставке или работник аппарата суда. Регламент судебного примирения еще только предстоит утвердить Верховному Суду РФ. Судебный примиритель сможет изучать материалы судебного дела. Он будет вести переговоры со сторонами и способствовать нахождению взаимоприемлемого решения. Вероятно, эта процедура займет промежуточное положение между медиацией и судебным разбирательством.

Кто может выступить с инициативой проведения примирительной процедуры?

Примирительные процедуры проводятся добровольно. С инициативой вправе выступить стороны.

Суд может предложить, но не обязать пройти примирительную процедуру. Она проводится на любой стадии судебного процесса. На это время судебное заседание откладывается. Если сторонам не удается достигнуть договоренностей, судебное разбирательство возобновляется.

Кто может быть медиатором и как его найти?

Медиаторы бывают непрофессиональные и профессиональные. Непрофессиональным медиатором может быть любой человек, которому стороны доверяют разрешение конфликта. К нему предъявляется несколько требований: достижение возраста 18 лет, дееспособность и отсутствие судимости.

Если спор передан на разрешение суда, для проведения примирительной процедуры может быть приглашен только профессиональный медиатор. Он должен соответствовать нескольким требованиям: достижение возраста 25 лет, высшее образование и дополнительное профессиональное образование в сфере медиации.

Для поиска специалиста можно обратиться в организации, обеспечивающие проведение примирительных процедур, или СРО медиаторов. При выборе медиатора стоит учитывать опыт и репутацию специалиста.

Список судебных примирителей будет утвержден Пленумом Верховного Суда РФ на основе кандидатур, предложенных судами.

Что будет после проведения процедуры медиации?

Результатом примирения могут быть мировое соглашение, полный или частичный отказ от иска (или апелляционной/кассационной/надзорной жалобы), полное или частичное признание иска, признание обстоятельств дела.

Мировое соглашение, признание иска и отказ от него утверждаются судом, если они не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц.

Накладывает ли мировое соглашение обязанности на участников конфликта?

Соглашение, заключенное после проведения примирительной процедуры, является гражданско-правовой сделкой и рассчитано на добровольное исполнение. И обычно это так и происходит, поскольку соглашение является взаимовыгодным. Подобные договоренности добровольно исполняются намного чаще, чем решения судов.

Если соглашение заключается в ходе судебного разбирательства и утверждено судом, то оно подлежит принудительному исполнению. На него может быть выдан исполнительный лист.

У участников спора есть возможность удостоверить «внесудебное» медиативное соглашение у нотариуса. В таком случае оно будет иметь силу исполнительного документа и с ним можно обращаться напрямую к судебному приставу. Нотариальное удостоверение медиативных соглашений – это добровольная процедура. Проводится она исключительно при согласии обеих сторон.

1 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Ключевые слова: РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА; НОТАРИУС; МЕДИАЦИЯ; ТРЕТЕЙСКИЙ СУД; SETTLEMENT OF DISPUTES; ADMINISTRATIVE PROCEDURE; NOTARY; MEDIATION; ARBITRATION COURT.

Аннотация: В настоящее время разработаны и используются довольно большое количество внесудебных способов разрешения споров. Их использование становится все более актуальным ввиду большой загруженности государственных судов, возможности затягивания рассмотрения дела в суде, получения решения, которое не удовлетворяет обе стороны и других факторов. В статье проанализированы наиболее используемые и перспективные способы разрешения споров в РФ.

Одной из категорий процессуального права являются формы защиты права. Форма защиты права — определяемая законом деятельность компетентных органов по защите права, т.е. по установлению фактических обстоятельств, применению к ним норм права, определению способа защиты права, вынесению решения и осуществлению контроля за его исполнением [5, с. 27]. Условно все формы защиты права можно подразделить на 2 группы: внесудебная и судебная группы форм (исходя из положений ст. ст. 11, 12 ГК РФ). Итак, охарактеризуем некоторые урегулированные законодательно внесудебные формы разрешения споров и проведем их сравнительную характеристику.

Для начала рассмотрим административный порядок защиты гражданских прав. Согласно п. 2 ст. 11 ГК РФ, защита гражданских прав в порядке обращения к административной процедуре осуществляется в случаях, предусмотренных законом (например, признание патента недействительным по основаниям, предусмотренным ст. 1398 ГК РФ может осуществляться путем подачи возражения/заявления в соответствующий исполнительный орган государственной власти). В некоторых случаях административная процедура является обязательной до обращения к судебной защите гражданских прав, в частности, по некоторым земельным спорам. Административная процедура осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти Российской Федерации или её субъекта. Исследователи относят административный порядок защиты гражданских прав в РФ к испанской модели, при котором «реализация административного порядка защиты осуществляется органами, входящими в систему исполнительной власти и не образующими иерархически выстроенную структуру административной юстиции». [6, с. 23] В связи с этим выдвигаются предложения о создании специального административного органа, уполномоченного рассматривать гражданские дела во внесудебном порядке или принятия ряда правовых актов, регламентирующих данную деятельность [6, с. 26]. Был даже предложен проект Федерального закона «Об административных процедурах» (проект № 64090-3), однако уже долгое время он так и остается непринятым.

Административная процедура, как правило, имеет преимущество перед судебной в том, что занимает более короткие сроки. Порядок действий внутри административной процедуры может фиксироваться отдельными решениями исполнительных органов или же не иметь принятых промежуточных решений. Завершается административная процедура принятием административного акта (решения, постановления) уполномоченным органом государственной власти. Административный акт может быть обжалован в вышестоящий орган исполнительной власти. Здесь можно отметить преимущества административной процедуры перед судебной: это оперативность рассмотрения жалобы, бесплатный характер, а также то, что вышестоящая инстанция не может оставить жалобу без рассмотрения. Стоит также отметить, что разрешение гражданского дела в административном порядке не препятствует последующему обращению за защитой в государственные судебные органы.

Ещё одним способом внесудебного разрешения спора является обращение к нотариусу. Нотариус – это должностное лицо, которое уполномочено совершать юридически значимые действия от имени государства. Нотариусы в своей деятельности в самом широком смысле можно отнести к правоохранительным субъектам: путём совершения нотариальных действий охраняются права и интересы граждан и юридических лиц. Однако не вся нотариальная деятельность может быть отнесена к процедурам внесудебного разрешения споров. Наверное, самым ярким примером внесудебной деятельности нотариуса по разрешению спора можно назвать совершение исполнительной надписи о взыскании задолженности или истребовании имущества; об обращении взыскания на заложенное имущество ((глава XVI, XVI1) Основ законодательства о нотариате). Однако здесь следует обратить внимание на то, что нотариус не может разрешать спор о праве, но способствует реализации бесспорных требований (можно провести аналогию с судебным приказом). Исполнительная надпись представляет собой исполнительный документ, к содержанию которого предъявлены определенные требования (ст. 92 Основ законодательства о нотариате). Должник уведомляется нотариусом о совершении исполнительной надписи. Исполнительная надпись может быть предъявлена к исполнению в течение трех лет, если взыскателем является гражданин; одного года – при взыскании долга предприятием. Действия нотариуса могут быть обжалованы как должником, так и взыскателем в судебном порядке путем подачи жалобы в форме заявления в районный суд по месту нахождения нотариуса (ст. 49 Основ, ст.ст. 310 – 312 ГПК РФ). Возникший спор о праве решается в порядке искового производства. Как отмечают исследователи, в настоящий момент деятельность нотариуса как органа внесудебного разрешения споров довольно ограничена, учитывая в том числе и опыт зарубежных государств. В связи с этим имеются предложения о развитии компетентности нотариуса в разрешении споров в качестве медиатора, в частности, о дополнительной профессиональной подготовке нотариусов, включение специальных правовых ном в Основы законодательства о нотариате, улучшение организационно-технического обеспечения и др. [8, с. 24]

Выше мы упомянули медиатора как лицо, способное осуществлять защиту прав заинтересованных лиц во внесудебном порядке. Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» медиатором является независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Для начала действия процедуры медиации, в отличие от всех вышеупомянутых внесудебных процедур, необходимо согласие на это обеих сторон спорного правоотношения. Таким образом, в медиативной процедуре должны в обязательном порядке: обе стороны правоотношения, а также медиатор, который не может быть представителем какой-либо стороны или оказывать одной из сторон какую-либо помощь юридического, консультационного и иного характера. Кроме того, возможно наличие четвертого участника – собственно, суда, имеющего в производстве дело, по которому проходит медиативная процедура. Воля сторон может закрепляться в соглашении о применении процедуры медиации или быть оговорена в договоре. Кроме того, стороны могут обратиться к процедуре медиации и во время судебной процедуры. К соглашению о проведении процедуры медиации предъявляются определенные требования (ст. 8 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования…»). Также законодательно ограничен срок проведения процедуры медиации – 60 дней по общему правилу, с возможностью продления до 180 дней при условии, что процедура медиации начата до обращения в суд. При прохождении процедуры после начала судебной процедуры в государственном суде или третейском суде срок проведения медиации – 60 дней. По достижении согласия стороны заключают медиативное соглашение, знаменуя окончание процедуры медиации. Также процедура урегулирования спора может быть прекращена по иным основаниям, предусмотренным в законе (ст. 14 ФЗ «Об альтернативной процедуре…). Медиативное соглашение заключается в письменной форме с указанием определенных в законе условий (ст. 12 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров…»). Даже утвержденное судом медиативное соглашение не является обязательным для исполнения, в связи с чем одна из сторон вправе в последующем обратиться в суд с ходатайством о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение его условий. В целом следует сказать о том, что медиативная процедура является довольно новой для отечественного законодательства, поэтому в научной литературе до сих пор идут изыскания и выдвигаются предложения о различных аспектах реализации данного института, дальнейших путях его развития (например, Самохвалов Н.А. Концептуальные идеи и модель института медиации в современной России; Аболонин В.О. Судебная медиация: теория, практика, перспективы).

Особым видом разрешения споров во внесудебном порядке является третейское разбирательство, также именуемое арбитражем. Данная процедура урегулирована специальным Федеральным законом от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», который заменил Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Порядок разбирательства определен указанным нами Федеральным законом. Не углубляясь в процедуру третейского разбирательства, отметим основные моменты, необходимые для сравнительного анализа, проводимого в данной статье. Третейское разбирательство представляет собой процесс разрешения спора и принятия решения третейским судом, действующим постоянно или образованным для разрешения конкретного спора между сторонами. Возможность проведения третейского разбирательства определяется обеими сторонами гражданского правоотношения: стороны обязаны заключить соответствующее арбитражное соглашение в письменной форме или же сделать так называемую арбитражную оговорку в договоре. Согласие на передачу дела в третейский суд может быть выражено и путем обмена процессуальными документами между сторонами (ч. 4 ст. 7 ФЗ). Стороны имеют определенную свободу в формировании состава суда (ст.11). Срок арбитражного (третейского) разбирательства законодательно не ограничен. Арбитражное разбирательство начинается со дня, когда ответчиком получено исковое заявление. Арбитраж (третейский суд) вправе принимать определенные решения, не касающиеся разрешения существа спора, содержащиеся в выносимых постановлениях. Арбитражное (третейское) разбирательство прекращается вынесением решения арбитража (третейского суда). Также арбитражное (третейское) разбирательство может быть прекращено по основаниям, предусмотренным законом (ст. 36 ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ»). Решение арбитражного (третейского) суда исполняется добровольно, однако государственные арбитражные суды и суды общей юрисдикции на основании заявления могут выдавать исполнительные листы на принудительное исполнение данных решений или же отменить принятое решение. Также государственные суды вправе контролировать и отменять принятие иных решений арбитражем (третейским судом) по заявлению заинтересованной стороны (например, решение о наличии компетенции третейского суда и принятии дела к своему производству). Тем не менее, стороны вправе предусмотреть, что решение арбитражного (третейского) суда является окончательным и обязательным для исполнения.

Кроме рассмотренных нами внесудебных способов урегулирования споров существуют и другие, как нормативно закрепленные (например, мировое соглашение), так и не упоминаемые законодателем (мини-суд и др.). В целом, вряд ли можно перечислить все возможные внесудебные способы рассмотрения споров, можно лишь говорить о частоте их использования субъектами гражданских и иных частных правоотношений. Как можно заметить, формы внесудебного урегулирования могут отличаться между собой довольно значительно по закреплению (или отсутствию такового) в нормативных правовых актах по субъектному составу, волеизъявлению сторон, проводимой процедуре урегулирования при использовании конкретного вида внесудебного урегулирования. Вряд ли можно оспорить вывод о том, что внесудебные способы урегулирования споров должны чаще избираться сторонами, их закрепление и развитие должно поддерживаться государством в том числе. Последствия вышесказанного сложно ограничить несколькими словами: это и формирование обычаев делового оборота, улучшение деловых отношений и этики, снижение нагрузки на суды, более быстрое рассмотрение споров и многое другое.

Волков Александр Михайлович, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доцент кафедры административного и финансового права Российского университета дружбы народов, кандидат юридических наук, доцент.

Лютягина Елена Александровна, доцент кафедры административного и финансового права Российского университета дружбы народов, кандидат юридических наук.

В статье приведен анализ административных споров и судебных способов их разрешения в области природопользования и предложены пути их совершенствования.

Ключевые слова: административные споры, способы разрешения, совершенствование законодательства, конфликты, субъективные права, природопользование.

Administrative-legal disputes and judicial ways of their resolving

A.M. Wolkov, H.A. Lyutyagina

The article presents the analysis of administrative disputes and judicial ways of their resolving in the sphere of use of natural resources and suggested the ways of their improvement.

Key words: administrative disputes, the methods of resolving, improvement of the legislation, conflicts, subjective rights, use of natural resources.

Можно выделить две основные разновидности административных споров в сфере природопользования и охране окружающей среды: споры о законности правовых актов управления; споры о субъективных правах и обязанностях природопользователей [1].

В случае спора об оценке законности того или иного акта органа исполнительной власти предметом спора является вопрос о соответствии или несоответствии оспариваемого акта закону или нормативному акту большей юридической силы. Анализ положений процессуальных законов показывает, что к такого вида спорам относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов органов управления природопользованием в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Рассмотрение в качестве предмета административно-правового спора вопроса о законности правового акта предполагает, что предметом спора является и сам акт, который оспаривается.

Предмет другой разновидности административно-правовых споров в сфере природопользования носит иной характер. Законность правового акта или действия властного органа становятся в данном случае предметом спора наряду с субъективными правами и обязанностями природопользователей. Специфика предмета данной категории административных споров в Российской Федерации весьма отчетливо проявляется в рамках производства по одной из категорий дел, вытекающих из административных (публичных) правоотношений, в судах общей юрисдикции или арбитражных судах - об оспаривании ненормативных актов, решений и действий властных органов и должностных лиц.

В сфере природопользования административно-правовые споры возникают при реализации публичными субъектами управленческих функций и в пределах установленных полномочий. Тогда административный спор может возникать в связи с управленческой деятельностью, в частности, государственного органа, наделенного контрольными функциями. Органы исполнительной власти как федерального уровня (Ростехнадзор, Рослесхоз, Росприроднадзор и другие органы уровня субъектов РФ) наделены в соответствующей сфере надзорно-контрольными полномочиями [2]. Значит, спор может возникнуть с участием любого субъекта, осуществляющего управленческое воздействие в сфере природопользования в силу исполняемых им полномочий [3]. Спор также может возникнуть и в связи с осуществлением исполнительным органом регулятивных функций. Эти споры, как правило, инициируются природопользователями, т.е. регулируемыми субъектами [4].

Административно-правовые споры при осуществлении правоохранительных функций органами исполнительной власти наиболее распространены [5].

В отличие от административного порядка разрешения административно-правовых споров судебная форма разбирательства таких споров характеризуется рядом особенностей [6]. Особого рода органы, обладающие максимально возможной независимостью от спорящих сторон и прерогативой осуществлять судебную власть при разрешении отнесенных к их ведению споров, выступают ее организационной основой. А.Б. Зеленцов определяет судебную форму разрешения административных споров как деятельность специальных, определенным образом организованных органов, судов (общих и/или специализированных), осуществляющих в рамках установленного законодательством процессуального порядка юрисдикцию по административным делам и разрешающих их посредством издания актов правосудия принудительным для сторон образом [7].

К делам, возникающим из публичных правоотношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, разрешаемых в судах общей юрисдикции, могут относиться дела по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов, и дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела, возникающие из публичных правоотношений, связанные с оспариванием нормативно-правовых актов в сфере природопользования и охраны окружающей среды, затрагивающих права и законные интересы заявителей в сфере экономической и предпринимательской деятельности, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя, дела о взыскании природоресурсных платежей и налогов. Таким образом, правосудие по административным делам в России осуществляют две системы судов - суды общей юрисдикции и арбитражные суды (ст. 245 ГПК РФ и ст. 29 АПК РФ [8]). Статья 126 Конституции РФ устанавливает, что судам общей юрисдикции подсудны уголовные, гражданские, административные и иные дела. Вместе с тем ст. 26 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" допускает учреждение специализированных административных судов, в том числе административных.

Следовательно, представляется возможным дать признаки административно-правового спора в сфере природопользования: спор возникает в связи с реализацией управленческих функций публичными органами в области природопользования; спор о правах и обязанностях субъектов административного права, осуществляющих природопользование; спор характеризуется негативной реакцией субъектов природопользования в конкретном административном правоотношении (непринятием предписанных правил или невыполнением последних); спор сторон, которые не равны в материальном смысле; спор сторон, равных в процессуальном смысле.

Причина любого правового спора лежит в убеждении одной из спорящих сторон, что поведение другой стороны неправомерно. Орган, наделенный полномочиями по разрешению такого спора, обязан дать юридическую оценку основанию возникновения спора, и это является его основной задачей. Основанием административно-правового спора в области природопользования является юридический факт, послуживший поводом для возникновения, изменения или прекращения административного правоотношения. Цель административно-юрисдикционного процесса состоит в том, чтобы установить, какое действие (правомерное или неправомерное) или бездействие является основанием спора [9]. Для этого при рассмотрении индивидуально-конкретного административного спора в области природопользования компетентный орган исследует факты, на основании которых устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования или возражения лиц, участвующих в деле.

Внутриотраслевую классификацию административно-правовых споров в области природопользования можно представить в следующем виде: споры в сфере недропользования; споры в сфере землепользования; споры в сфере лесопользования; споры в сфере водопользования.

Административно-правовые споры, связанные с применением водного законодательства, возникают в следующих случаях: при взыскании ущерба окружающей среде (природным ресурсам) [10], о признании недействующим нормативных или ненормативных актов [11].

Подвидами административно-правовых споров в сфере недропользования будут споры [12] при предоставлении права пользования недрами, в том числе по итогам конкурсов и аукционов [13], в случае отказа в предоставлении права пользования недрами (в выдаче лицензии); в случае перехода прав пользования недрами; при внесении изменений в условия пользования недрами; в случае привлечения к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства [14]; при прекращении права пользования недрами, в том числе по причинам, связанным с нарушением условий недропользования.

Земельный кодекс РФ (ст. 64) предусматривает, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Административно-правовые споры, связанные с применением земельного законодательства, возникают в следующих случаях: при заключении или расторжении договора аренды земельного участка [15]; при существенных нарушениях условий договора аренды [16]; в случае невыполнения землепользователем или арендатором своих обязанностей [17]; в случае привлечения к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства [18]; в случае государственной регистрации или отказа в регистрации договора аренды, постановки на кадастровый учет земельного участка [19]; при невыполнении и/или превышении полномочий публичных субъектов [20]; при оспаривании правомочных действий органов власти [21]; в случае несоблюдения законодательства при привлечении к ответственности [22]; при несоблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором; дела, связанные с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд, т.е. публичных нужд [23]; при взыскании ущерба окружающей среде (природным ресурсам).

Процессуальные функции главных распорядителей средств федерального бюджета (Роснедра, Росводресурсы, Рослесхоз, Росприроднадзор, Ростехнадзор и др.) определяются законами. Они выступают в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту (пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ).

Анализ нормативных правовых актов показывает, что процессуальными функциями, например, Федерального агентства по недропользованию будут: ответчик, истец или третье лицо. Как ответчик Роснедра выступают по искам: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы частных лиц ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия); о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями Роснедр или их территориальных органов. Как истец оно может выступать: по искам, связанным с неисполнением (ненадлежащим исполнением) государственных контрактов; при оспаривании актов органов власти (как правило, субъектов РФ). И как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Роснедра могут выступать по искам: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы частных лиц ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) территориальных органов Роснедр; по налоговым спорам, связанным с применением ставки 0% по налогу на добычу полезных ископаемых, особенностями налогообложения сверхнормативных потерь, определением объекта налогообложения и способа его оценки.

При разрешении споров перед судами встает вопрос о соотношении гражданского законодательства и законодательства о недрах [24]. Существует судебная практика, рассматривающая этот вопрос с диаметрально противоположных позиций: рассмотрение лицензии и любых ее неотъемлемых частей в качестве гражданско-правовой сделки не соответствует закону [25]; лицензионное соглашение является гражданско-правовой сделкой [26].

Подобное регулирование позволяет отнести лицензию как к публично-правовым, так и к частноправовым отношениям. Сторонники и той и другой точек зрения, опираясь, по сути, на одни и те же нормы Закона о недрах, приходят к взаимоисключающим выводам [27]. Кроме того, иногда и суды применяют правила о недействительности сделок к действиям по выдаче лицензий, отказывая в использовании правил об истечении срока исковой давности [28].

Однако суды делают правильное заключение о том, что лицензионное соглашение является сделкой, но не гражданско-правовой. Оно является административным договором. Тому есть веские причины. В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет условия и форму договорных отношений недропользования и может дополняться условиями, непосредственно не установленными Законом, но не противоречащими ему [29].

Для однозначного толкования административно-правового режима лицензирования недропользования внесены изменения в законодательство в части невозможности заключения лицензионных соглашений [30]. При этом необходимо четко оговорить формы договорных отношений недропользования (контракта на предоставление услуг с риском и без риска).

Следующее основание возникновения споров - оспаривание итогов конкурсов и аукционов [31]. Они могут происходить в случаях: противоречия экологическому законодательству, законодательству об особо охраняемых природных территориях, законодательству о малочисленных коренных народах и др.; представления неполной информации о предмете торгов - нарушения правил торгов [32]; нарушения административной процедуры проведения конкурса и аукциона.

В настоящее время особую актуальность среди споров в сфере природопользования и охраны окружающей среды, рассматриваемых арбитражными судами и судами общей юрисдикции, занимают дела, связанные с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд, т.е. публичных нужд [33].

При обжаловании в суд ненормативных актов публичных органов об изъятии земельного участка заявители оспаривают либо наличие публичных нужд, либо соблюдение принципа исключительности, закрепленного законодательством [34]. От соблюдения порядка изъятия зависит соблюдение законных прав и интересов собственников и иных правообладателей, а также публичных интересов. Наличие пробелов и коллизий в законодательстве влечет необоснованное затягивание процедуры изъятия и нарушение законных прав и интересов участников таких отношений.

На лесных участках, предоставленных в аренду, меры пожарной безопасности, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 53 ЛК РФ, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. При этом следует иметь в виду, что зачастую арендаторов принуждают обеспечивать ликвидацию лесного пожара на территории арендуемого ими участка за свой счет, включая указанное условие в договор. Между тем такой пункт договора противоречит положениям ЛК РФ. При рассмотрении споров о признании указанного пункта договора не соответствующим законодательству РФ суды указывали, что арендатор не является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по тушению лесных пожаров, в связи с чем он не может обеспечить ликвидацию лесного пожара только своими силами, что не исключает в установленном законом порядке его привлечения к тушению возникшего лесного пожара [35].

Другим основанием административных споров является нарушение (или предполагаемое нарушение) административной процедуры проведения конкурса и аукциона [36]. Как правило, государственный орган отказывает в принятии заявки ввиду того, что организацией не представлено всех необходимых документов.

Вышеприведенное показывает, что можно сделать вывод о законодательном закреплении понятия "административное судопроизводство". Нужно согласиться с А.Б. Зеленцовым в том, что такое судопроизводство есть государственно-властная деятельность по разбирательству административно-правовых конфликтов [37]. В процессе разрешения этих конфликтов в рамках определенной судебной процедуры констатируется в правозащитных целях незаконность (законность) административно-правовых актов, наличие (отсутствие) конкретных субъективных публичных прав и обязанностей либо устанавливается ответственность за административные проступки. Административное судопроизводство заключается в деятельности суда по разбирательству дел об административных проступках и административных спорах, возникающих в связи с нарушением субъективных публичных прав и законных интересов частных лиц. Такая деятельность осуществляется в процессуальной форме в судебных заседаниях с участием сторон и других субъектов процесса и состоит в установлении фактических обстоятельств дела путем исследования доказательств, проверки законности административных актов и в разрешении дела, т.е. применении соответствующего материального закона.

Библиография

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Административные споры

Административный процесс выделяется Конституцией РФ в самостоятельную отрасль судопроизводства. Административно-правовые споры разрешаются судами общей юрисдикции, специальными трибуналами и арбитражными судами в рамках установленных правовых процедур.

Что такое административные споры

Административные споры — это установление законности всех действий, которые совершаются административным органом в отношении граждан.

Данные споры возникают в случае административных правонарушений выявленных со стороны органов власти, физических и юридических лиц. Споры по административным вопросам делятся на две группы, связанные с обжалованием постановлений о назначении наказаний и с признанием недействительными ненормативных актов государственных органов.

Проверка законности действий государственных органов осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения споров о праве между гражданами и административными органами. В рубрике административные споры рассмотрены основные судебные разбирательства в рамках кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

Как возникает административно правовой спор

В повседневной жизни и предпринимательской деятельности часто приходится иметь дело с государственными структурами: налоговыми, таможенными, пограничными органами, органами внутренних дел (в том числе, ГИБДД) и многими другими.

Одним из самых распространенных вопросов граждан является определение подведомственности дел, то есть разграничение их между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Другой не менее важной задачей для заявителей является правильное определение закона, на который следует ссылаться, обращаясь в суд, т.к. правовые отношения в этой области регламентируются большим количеством законодательных актов.

Правила рассмотрения указанных дел установлены Кодексом административного судопроизводства (КАС РФ) или Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), а иногда и Гражданско-процессуальным кодексом (ГПК РФ).

Стороны административных споров

Стороны в административном деле — это лица, материально-правовой спор которых становится предметом судебного разбирательства.

Можно выделить следующие обязательные признаки стороны подобных дел:

  1. Стороной может быть лишь субъект права. Следовательно, требование административного истца всегда должно быть обращено к определенному субъекту;
  2. стороной в административном деле не может быть объект (как это имеет место в некоторых случаях в гражданском судопроизводстве — см., например, п. 3 ст. 1175 ГК);
  3. наличие у субъекта процессуальной правоспособности (см. ч. 1, 5, 7 — 9 ст. 5 КАС, ч. 1 ст. 43 АПК). Процессуальная дееспособность признаком стороны не является (стороной может быть и малолетний ребенок, и любое иное недееспособное лицо);
  4. субъект должен быть заинтересован в определенном разрешении материально-правового спора.

Эта заинтересованность может носить непосредственный характер (например, когда оспариваемый публичный акт адресован строго определенному субъекту) либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. Действующее законодательство по-разному именует стороны в административном деле: в КАС законодатель использует термины «административный истец» и «административный ответчик«, а в АПК — «заявители» и «заинтересованные лица»

Порядок разрешения административных споров

В соответствии с действующим законодательством общие суды рассматривают 4 (четыре) основных категории споров:

  1. споры, возникающие в связи с нарушением прав и свобод граждан действиями и решениями органов государственной власти и местного самоуправления;
  2. споры по поводу правомерности (законности) назначения наказаний;
  3. споры, возникающие из избирательных правоотношений;
  4. в связи с защитой избирательных прав; споры по поводу законности нормативных актов органов исполнительной власти.

Данные споры являются сложными, предлагаем вам воспользоваться нашей услугой: юрист по административным делам.

Виды административных споров

  1. о привлечении к административной ответственности;
  2. о привлечении к дисциплинарной ответственности;
  3. о пересмотре постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  4. по спорам субъектов публичной власти о компетенции;
  5. по спорам о правомерности нормативных и ненормативных актов органов публичной власти по вопросам компетенции;
  6. по спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по вопросам компетенции;
  7. по спорам между субъектами Российской Федерации;
  8. по спорам, возникающим в ходе проведения избирательной компании, референдума;
  9. о взимании налогов, сборов, иных обязательных платежей, пеней и по иным налоговым спорам;
  10. по спорам в области таможенного дела и таможенного регулирования и др.

Причина любого правового спора лежит в убеждении одной из спорящих сторон, что поведение другой стороны неправомерно. Орган, наделенный полномочиями по разрешению такого спора, обязан дать юридическую оценку основанию возникновения спора, и это является его основной задачей. В настоящий момент административные споры рассматриваются в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Правила подсудности

  • Судьи ВС РФ пришли к выводу, что кассация не вправе отменить судебный акт только из-за нарушения правил подсудности, если заявитель выиграл спор с административным органом.
  • Одновременно апелляционным судам разрешили направлять дело по подсудности в суд общей юрисдикции, если будет установлено, что дело не подлежало рассмотрению в арбитражном суде.

Внесудебный порядок рассмотрения административных споров

Внесудебный порядок урегулирован Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». В компетенцию уполномоченного по правам человека входит рассмотрение жалоб граждан на действия и решения органов государственной власти и должностных лиц. Но здесь же отметим, что жалоба рассматривается Уполномоченным уже после прохождения судебного или административного порядка, если гражданин не согласен с принятым по делу решением.

Во внесудебном порядке административно правовые споры разрешаются также посредством применения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», регулирует порядок рассмотрения обращений граждан на решения и действия (бездействие) граждан и досудебный порядок их обжалования (в частности, глава 2.1 Закона).

Административные споры

Виды административных производств

Соответственно, в рамках административного судопроизводства в общих судах можно выделить несколько вида производств.

Административные споры в арбитражном процессе

Если спор связан с осуществлением экономической деятельности, его разрешение производится в соответствии с АПК РФ. В ст.29 АПК РФ закреплен перечень споров, подведомственных исключительно арбитражным судам. Среди них:

  • об оспаривании постановлений, решений и действий (бездействия) властных органов,
  • об правонарушениях, которые перечислены в КоАПе,
  • о взыскании налогов, сборов и штрафов,
  • оспаривание нормативно-правовых актов в сфере интеллектуальной собственности,
  • несколько других категорий дел.

Заявления по этой категории дел подаются в арбитражный суд после соблюдения попытки досудебного урегулирования разногласий (ч. 2 ст. 189 АПК РФ).

Административные споры в судах общей юрисдикции

Остальные виды дел рассматриваются судами общей юрисдикции – мировыми судьями или районными судами – по правилам КАС РФ. Это, например, дела об оспаривании нормативных правовых актов (ПФР, ФСС и других органов), которые арбитражные суды не рассматривают, а также разногласия по поводу взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц и определения кадастровой стоимости недвижимого имущества.

В то же время споры, происходящие из принятия актов властных органов, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей должны рассматриваться в порядке ГПК РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»). Например, этому исключению подверглись служебные споры, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий и т.д.

Важным при рассмотрении правовой основы административного судопроизводства является Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». В ч. 1 ст. 19 указывается, что Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по административным делам.

Споры об административных правонарушениях

Дело об административном правонарушении возбуждается при наличии признаков состава административного правонарушения, перечень которых содержится в КоАП. Подавляющее большинство дел этой категории связано с нарушением Правил дорожного движения.

В редких случаях протоколы составлены безупречно, а постановления вынесены в полном соответствии с законом. Формальные нарушения должностных лиц (например, вынесение постановления неуполномоченным лицом), как и отсутствие вины, — надежный повод для отмены наказания. К слову, в связи с сокращенными сроками обжалования актов должностных лиц медлить с обращением в суд крайне нежелательно.

Во время полученная юридическая помощь обеспечит сохранение денежных средств, времени и позитивного эмоционального состояния.

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Присылаем статьи пару раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.


В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновить на сайте.



Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!
Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: