Метод толкования теории государства и права

Обновлено: 28.04.2024

Способы (методы) толкования — это совокупность приемов анализа правовых норм, раскрытия их смысла (содержания) в целях практической реализации.

Различают такие способы (методы) толкования:

1) филологическое (грамматическое, текстовое, языковое) толкование — уяснение смысла нормы права путем грамматического анализа ее словесной формулировки с использованием законов филологии; основывается на данных грамматики, лексики и предполагает анализ слов, предложений, словесных формулировок юридических норм. Прежде всего устанавливают значение каждого слова и выражения, употребленного в нормативном предписании. Затем переходят к анализу грамматической

Раздел IV. Теория прям

формы существительных и прилагательных, наклонений глаголов, вида причастий и т.д. Далее уясняют грамматическую структуру предложений. Отдельные слова и выражения, знаки препинания недопустимо трактовать как лишние. В результате грамматического толкования выявляется буквальное содержание нормы права, на основании которого далеко не всегда можно сделать достоверный вывод;

2) системное толкование — уяснение смысла нормы путем установления ее системных связей с другими нормами. Суть его заключается в том, что норма сопоставляется с другими нормами, устанавливаются ее место и значение в данном нормативном акте, в отрасли права, во всей правовой системе. Все нормы нуждаются в системном толковании, особенно нормы отсылочные и бланкетные, которые построены так, что могут рассматриваться только в единстве с нормами, к которым сделана отсылка;

3) историко-политическое толкование (в том числе — исторн-ко-сравнительное) -- уяснение смысла норм права на основе анализа конкретных исторических условий их принятия; выяснение целей и задач, заложенных законодателем. Важен учет социально-экономических и политических факторов, обусловивших инициативу и само появление акта, процесса его обсуждения — парламентского слушания первого, второго, постатейного и т.п., в частности доклада и содоклада по проекту принимаемого нормативно-правового акта.

Существенное значение в историке-политическом толковании имеют альтернативные проекты, их сравнение, публикации в печати при обсуждении законопроекта, дебаты в парламенте, вносимые поправки, основания их принятия или отклонения. Сами по себе историко-по-литические данные не могут быть источником понимания закона и стать основанием для принятия юридических решений.

Все способы юридического толкования используются в совокупности, в комплексе.

Некоторые ученые (C.C-Алексеев1) выделяют еще логическое и специально-юридическое толкование.

1) логическое толкование — уяснение смысла нормы права путем использования законов и правил формальной логики;

Й^ТбО"8 с государств0 и "Р^0- Начальный курс. М.: Юр.лит, 1993.

Глава 21. Толкование норм права

позволяет раскрыть содержание юридических норм, которое иногда не совпадает с буквальным смыслом по причине неудачного избрания законодателем словесных форм. При логическом толковании анализируются не слова и выражения, а понятия, которые они отражают. С помощью логических операций, включающих анализ и синтез, построение силлогизма (логического умозаключения, состоящего из двух посылок и вывода) и т.д., из нормативных предписаний, «разбросанных» по тексту законодательного акта, формулируется толкуемая норма права;

2) специально-юридическое толкование — уяснение смысла нормы, основанное на достижениях юридических наук; такие достижения могут заключаться в самом тексте закона — дефиниции понятий, а также в разъяснениях судебных инстанций и в научных комментариях. Толкование права юристом-профессионалом является компетентным в силу того, что юрист использует в процессе толкования специальные юридические знания. Поэтому специально-юридическое толкование занимает центральное место среди иных способов толкования.

Следует отметить, что логический подход присущ каждому способу толкования, поскольку он включает общезначимые формы (понятия, суждения) и средства определений мысли, необходимые для рационального познания. Логическое (логико-правовое) и специально-юридическое толкование выделяются не потому, что они имеют какое-то особое «внешнее» значение. Наоборот, специфика этих двух способов толкования состоит в том, что они составляют внутреннюю профессионально-ценностную сторону интерпретатора: юрист не может толковать иначе, чем специально-юридически и логически. Однако без этих качеств толкователя не состоятся другие способы толкования — филологическое, систематическое, историко-политическое. Поэтому логический и специально-юридический анализ — это скорее не приёмы анализа правовых норм, а «базовые» начала и качественные характеристики толкователя, и как таковые они входят в систему его интеллектуальной деятельности, являются его основой. Иначе: это внутренний ценностный срез профессиональной правовой культуры.

Таким образом, выделение логического и специально-юридического анализа правовых норм в качестве специальных «внешних» способов (методов) официального толкования не является обязательным.

Раздел I У. Теория прав» j

§ 3. Виды толкования норм права по субъектам

Решающим моментом в определении видов толкования правовых норм является субъект — лицо или орган, дающий это толкование. Толковать нормы права могут все субъекты права. Субъектами толкования норм права являются органы законодательной и исполнительной власти, судебные и прокурорские органы, юридические и физические лица. Но значение такого толкования, его юридическая обязательность и компетентность неодинаковы. В зависимости от субъектов толкование имеет различные юридические последствия.

По субъектам и юридическим последствиям различают:

— разъяснение содержания и цели правовых норм, сформулированное в специальном акте уполномоченным органом в рамках его компетенции, и имеющее юридически обязательную силу для всех, кто применяет разъясняемые нормы. Напр., правом официального толкования Конституции Украины наделен только Конституционный суд. Его толкование общеобязательно, легально (узаконено).

Официальным толкованием занимается узкий специфический круг участников.

— разъяснение содержания и цели правовых норм, исходящее от лиц, не имеющих на то официальных полномочий, и потому не обладающее юридически обязательной силой. Напр., толкование статьи закона профессором права оказывает помощь юридической практике и способно повлиять на официальное толкование. Однако оно не общеобязательно, не легально.

Неофициальное толкование имеет силу общественного мнения, индивидуального авторитета личности интерпретатора, формирует ту интеллектуально волевую и нравственно юридическую среду, из которой правоприменители и другие заинтересованные лица черпают свои представления о законности и справедливости юридического дела.

Неофициальное толкование присуще всему обществу.

Глава 21. Толкование норм права Официальное толкование

(по сфере действия) нормативное казуальное (индивидуальное) — официальное разъяснение, которое неотделимо от правовой нормы, распространяется на широкий круг общественных отношений — на неограниченное количество случаев, предусмотренных толкуемой нормой. — (казус — случай) — официальное разъяснение, обязательное только для конкретного случая и для лиц, в отношении которых оно проводится; имеет место там, где в процессе правоприменения ставится цель — разъяснить норму, чтобы правильно решить дело.

Сфера действия толкуемой нормы находится в зависимости от правомочий субъекта толкования. Нормативное аутентичное легальное (делегированное) — содержание нормы толкует — общеобязательное толкова ся тем органом, который ее установил, т.е.

автором нормы. ние нормы осуществляется органом, который данную норму Субъектами такого толкования не устанавливал, но уполномо могут быть все правотворческие органы. (Напр., законы, как правило, разъясняются парламентом. Однако Верховная Рада Украины не имеет права официального толкования ею же принятых законов. В соответствии со ст. 147 Конституции Украины нормативное толкование Конституции и законов Украины осуществляет Конституционный суд. Верховный Совет Автономной Республики Крым разъясняет порядок применения нормативно-правовых чен законом или по поручению ее толковать постоянно или разово. Правом такого толкования обладает Конституционный суд, Верховный суд. Высший арбитражный суд Украины. (Напр., Разъяснения Высшего Арбитражного суда Украины № 02-5/276 от 06.08.97 «О некоторых вопросах практики применения Закона Украины «О предпринимательстве»). Такое толкование обязательно для субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, даю актов, им изданных). щего толкование.

Раздел IV. Теория прем!

Казуальное (индивидуальное) судебное административное — осуществляется судебными органами при рассмотрении конкретных дел и находит свое выражение в приговорах или решениях по этим делам. — осуществляется министерствами, ведомствами, местной государственной администрацией; содержит указания соответствующим органам как последние должны решить то или иное дело.

— толкование норм, которое основывается на профессиональных зна-j ниях в области права. Оно может быть двух MOW.

— толкование учеными вузов, научно-исследовательскими учреждениями (разработка правовых концепций — доктрин в результате анализа норм права и изложение их в статьях, монографиях, научных комментариях практики, устных и письменных обсуждениях норма-' тивных актов);

— толкование юристов-практиков: должностных лиц государственного аппарата, прокуроров, судей, адвокатов, работников юридических служб, редакциями юридических журналов и газет, радио и телевидения в специально-юридических консультациях и обзорах.

— толкование норм права, которое основывается на знаниях в смежных областях науки — биологии, экономики, истории, политики и др., включает специальную (неправовую) компетенцию субъекта толкования — биолога, историка, экономиста, философа, журналиста и др.

— толкование норм права всеми субъектами права на основе житейского опыта, фактов повседневной жизни в соответствии с их уровнем правосознания. Обыденное толкование — это правовое явление, выражающее правовые чувства, эмоции, представления, происходящие в сфере психики граждан в связи с использованием прав и исполнением обязанностей; отношение к праву в целом и конкретному нормативно-правовому акту в частности.

При уяснении смысла нормы права исследуются не только ее содержание, но и ее правовые связи с другими предписаниями и элементами самой нормы, а также связи нормы права с другими общественными явлениями.

Уяснение нормы права осуществляется при помощи определенных приемов (способов), которые представляют собой совокупность средств, позволяющих установить содержание нормы и выраженной в ней воли законодателя.

В литературе выделяют следующие способы толкования права: грамматический, логический, систематический, историко-политический, телеологический, специально-юридический и функциональный.

Грамматический способ толкования права (иначе его называют «филологический, текстовой») основан на анализе отдельных слов, лексической связи между словами, в том числе с помощью знаков препинания, союзов, вводных слов и др.

Логический способ состоит в том, что он предполагает исследование логической связи между отдельными положениями нормы права или акта на основе правил логики, поскольку смысл предписания не всегда совпадает с его словесной формой. Анализу подвергаются не отдельные слова, а обозначаемые ими понятия, явления, соотношение между ними.

Систематический способ определяется тем, что каждая норма права есть часть системы права, следовательно, взаимодействует с множеством норм. Поэтому при систематическом способе смысл нормы уясняется путем определения места и значения данной нормы с другими нормами в данном институте, данной отрасли, подотрасли права. Кроме того, раскрываются юридические связи толкуемой нормы с другими нормами, близкими ей по содержанию. Это помогает установить сферу действия данной нормы, круг субъектов, на которых она распространяется, позволяет также выявить противоречия и коллизии в законодательстве, нормы, которые фактически не действуют. При толковании используется связь норм Общей части кодекса с Особенной частью. Это также дает возможность более полно раскрыть смысл и содержание толкуемой нормы права.

Историко-политический способ состоит в установлении тех или иных условий и обстоятельств (экономических, политических, социальных и иных), которые вызвали к жизни данную правовую норму, в том числе цели и задачи, которые ставило перед собой государство, регулируя данную сферу общественных отношений. Без учета историко-политической обстановки, в которой принималась данная норма или данный акт, создается опасность принятия решений формально правильных, но, по существу, противоречащих тем задачам, которые ставились при регулировании общественных отношений.

Реализация нормы права — это юридически значимое действие, содержащее правильную государственную оценку фактических обстоятельств дела. Например, нормы периода военного времени невозможно правильно истолковать без учета данной обстановки.

Телеологическое (целевое) толкование позволяет обеспечить правильное, точное и единообразное понимание и применение закона. Оно направлено на выявление целей издания акта, как непосредственных, так и перспективных, конечных. Такой способ толкования необходим при существенных изменениях общественно-политической обстановки в стране и коренных изменениях правового регулирования общественных отношений.

Специально-юридический способ толкования права представляет собой изучение технико-юридических приемов выражения воли законодателя. Иначе говоря, данный способ базируется на правилах юридической техники. При этом содержание норм права устанавливается посредством анализа юридических терминов, понятий, конструкций. Считается, что специально-юридическое толкование предполагает следующие приемы:

а) нормативное толкование, т. е. установление нормативности правила поведения;

б) уяснение особенностей юридических конструкций;

в) определение отраслевой принадлежности нормы;

г) терминологическое толкование;

д) сопоставление содержания нормы с примечаниями к ней, оговорками и другими приемами.

Важно также изучение содержания конкретной нормы на основе постановлений пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также решений Конституционного Суда РФ.

Функциональное толкование права сводится к учету условий и факторов, при которых реализуется норма права, в том числе особенностей места, времени и других обстоятельств. Так, при определении размера алиментов, подлежащих выплате на несовершеннолетних детей, суд должен учитывать материальное, семейное положение сторон и другие «заслуживающие внимания» обстоятельства (ст. 68, 83 СК РФ).

Для установления точного смысла нормы и воли законодателя используются одновременно не все приемы, а лишь один-два. А в сложных случаях может потребоваться применение всех способов толкования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

50. Способы приобретения права собственности

50. Способы приобретения права собственности Первоначальные способы приобретения права собственности:— оккупация — захват бесхозной вещи. Вещь, не изъятая из оборота и не имеющая собственника, поступает в собственность того, кто первый ее захватит с намерением себе

51. Способы прекращения права собственности

51. Способы прекращения права собственности Как индивидуализированное право право собственности предопределялось жизненной и правовой судьбой субъекта права, предметом права (вещью). Утрата собственности могла происходить вследствие изменения фактически-физических

§ 12.1 Понятие и значение толкования норм права

§ 12.1 Понятие и значение толкования норм права Под толкованием норм права понимается деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них воли

§ 12.2 Уяснение смысла норм права (приемы толкования)

§ 12.2 Уяснение смысла норм права (приемы толкования) С помощью приемов толкования исследуется норма права, интерпретатор познает ее содержание, получает полное и исчерпывающее представление о норме. Знание таких приемов способно уберечь от ошибок, поверхностного и

§ 12.3 Результаты толкования (толкование норм права по объему)

§ 12.3 Результаты толкования (толкование норм права по объему) На основании результатов текстуального анализа в совокупности с другими приемами толкования интерпретатор делает вывод: понимать ли словесное выражение нормы буквально либо сузить или расширить то

6.3. Способы толкования закона и подходы к толкованию права

6.3. Способы толкования закона и подходы к толкованию права В предыдущем параграфе было уделено значительное внимание классификации феноменов толкования. Однако основное смысловое содержание современной интерпретационной концепции заключается не столько в

§ 5. Французская доктрина толкования права

§ 6. Проблемы толкования закона и права в переходный период (Флоренция, XVI в., Н. Макиавелли)

21. Первоначальные способы приобретения права собственности

21. Первоначальные способы приобретения права собственности Первоначальные способы (юридические основания) приобретения права собственности:1. Изготовление новых вещей (с использованием своих материалов).2. Получение плодов и доходов от своих вещей.3. Occupatio — оккупация

32. Способы приобретения и прекращения права собственности

32. Способы приобретения и прекращения права собственности Способы приобретения права собственности — обстоятельства, при наступлении которых лицо приобретает право собственности на определенную вещь.Способы приобретения права собственности делятся на

28. Право собственности: понятие, формы, виды. Содержание права собственности. Способы приобретения. Прекращение права собственности

28. Право собственности: понятие, формы, виды. Содержание права собственности. Способы приобретения. Прекращение права собственности В объективном смысле право собственности — система норм права, закрепляющих и охраняющих отношения в обществе по присвоению продуктов

§ 2. Способы (приемы) толкования правовых норм

§ 2. Способы (приемы) толкования правовых норм Специфика правового толкования требует использования в этом процессе специальных процедур, технологий, способов.Под способами толкования понимается совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания

Раздел 6 Способы и приемы стимулирования исполнения обязательств в коммерческом договоре

Раздел 6 Способы и приемы стимулирования исполнения обязательств в коммерческом договоре 1. Способы обеспечения исполнения договорных обязательств В договорных отношениях порой возникают ситуации, когда риск неисполнения обязательств достаточно велик. Кроме

21.1 Общее понятие толкования права

21.1 Общее понятие толкования права Необходимость толкования норм права возникает в процессе правоприменения, поскольку невозможно применить норму права, не уяснив ее точный смысл. Но такая необходимость появляется в процессе не только правоприменения, но и

21.3 Виды толкования права

21.3 Виды толкования права Толкования-разъяснения права различаются в зависимости от субъектов, которые дают толкования норм права или отдельных актов. Выделяют два главных вида толкования по этому основанию: официальное и неофициальное.Официальное

Толкование права – это деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смысла (подлинного содержания) правовых норм.

Главной целью толкования является установление подлинного точного смысла и содержания правовой нормы и нормативного акта в целом. При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет её. Речь идёт только о разборе, анализе, изучении данной нормы. Немаловажную роль в толковании имеет субъективное начало, поскольку толкование во многом зависит от уровня правосознания, профессионализма, компетентности, культуры толкующих лиц. Толкование связано со всеми способами реализации права. Оно является обязательной стадией правоприменительного процесса. Таким образом, толкование – важнейшее условие правильного понимания и применения норм права.

Толкование включает в себя как разъяснение, так и уяснение, поскольку сначала необходимо понять суть той или иной нормы, уяснить самому её содержание и смысл. Только после этого следует разъяснение, т.е. толкование нормы для других людей. Разъяснение находит внешнее выражение в специальных актах, которые называются акты-толкования или интерпретационные акты.

Юридическая наука выработала определённые способы толкования правовых норм, под которыми понимаются конкретные приёмы, процедуры, технологии, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя – в целях правильного её применения.

Различают следующие способы:

Предполагается анализ нормы права с точки зрения лексико-грамматических, стилистических, морфологических требований, выяснения значения отдельных слов, фраз, выражений, союзов и т.д. Таким образом, выделяется буквальный смысл закона.

Это интерпретация норм права на основе законов логики. Выясняется прежде всего внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трёх её элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Существуют приёмы формальной логики, применяемые с целью достижения подлинного смысла, а именно доведение до абсурда и доказательство от противного.

Это установление смысла правовой нормы в связи с местом, которое она занимает в системе права, а также в зависимости от её «окружения». Это обусловлено системностью самого права, где все нормы тесно взаимосвязаны, расположены в определённом порядке, зависят друг от друга. Здесь упор делается на внешние связи норм права.

Во внимание принимаются те социальные условия, в которых была принята та или иная норма, - не отпали ли эти условия, как изменилась и изменилась ли вообще экономическая и политическая ситуация. Используются материалы, которые были в момент подготовки данного нормативно-правового акта. Важно выяснить, в чём заключалась необходимость принятия данной нормы.

Это толкование специальных юридических терминов, непонятных для основной массы населения.

6) Телеологический (целевой).

Толкование направлено на выяснение тех целей, которые преследовал законодатель, издавая тот или иной нормативно-правовой акт.

Правовые нормы неодинаковы по своему характеру действия, функциональному содержанию. Есть нормы разрешающие и запрещающие, регулятивные и охранительные и т.д. У них разные функции. Это важно иметь ввиду при толковании. Также здесь учитываются тип и механизм, направленность правового регулирования.

Существуют классификации видов толкования по различным основаниям.

Так, толкование по объёму подразделяется на три вида:

1) Буквальное (адекватное) толкование.

Это толкование, при котором словесное выражение нормы права и её действительный смысл совпадают.

2) Ограничительное толкование.

Это толкование, при котором норме права придаётся более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. Например, ст. 57 Конституции: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Но очевидно, что платить обязаны только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане, а не «каждый».

3) Расширительное толкование.

Это такое толкование, когда норме права придаётся более широкий смысл, чем это вытекает из её словесного выражения. Например, ст.6 Конституции говорит о том, что российские граждане обладают на территории РФ равными правами и несут равные обязанности. В то же время ст. 62 говорит, что иностранцы и лица без гражданства на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ.

Кроме того, различают виды толкования по субъектам:

1) Официальное толкование.

Это обязательное толкование, дающееся уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, имеющее юридическое значение.

Оно подразделяется на ряд подвидов:

- нормативное (общее): распространяется на широкий круг субъектов и носит характер общих установок.

- казуальное (индивидуальное): касается определённого факта, дела, поступка; не имеет общеобязательного значения, его цель – разрешение данного уникального случая.

- аутентичное (авторское): исходит от органа или должностного лица, издавшего толкуемый нормативный правовой акт.

- легальное (разрешённое, делегированное): такое толкование официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции.

- судебное: осуществляется судебными органами и, прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом, а также Конституционным Судом РФ.

2) Неофициальное толкование.

Оно исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной. Поэтому такое толкование не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечёт.

Неофициальное толкование делится на виды:

- профессиональное (компетентное): даётся юристами-профессионалами, т.е. лицами с высшим юридическим образованием, хорошо знающим действующее законодательство и практику его применения. Его ценность – в глубоких знаниях и компетенции толкующих лиц.

В рамках профессионального толкования выделяют ещё доктринальное (научное) толкование, которое даётся учёными, представителями науки. Его ценность – в аргументированности, доказательности. Примером могут послужить комментарии к кодексам, монографии, доклады, содержащие толкование норм права.

- обыденное: это первичный, житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами. Оно может быть как верным, так и ошибочным.

Таким образом, акты толкования – один из важнейших видов правовых актов. Их функциональное значение состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. Хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, их роль в механизме правового регулирования очень велика. Без них этот механизм оказался бы ослабленным. Ведь если норма неправильно понята, то за этим последует неправильное её применение.

Методология теории права и государства представляет собой комплекс взаимосвязанных методов (т. е. приемов, способов, подходов) и принципов, при помощи которых осуществляется процесс изучения предмета данной науки.

Методология, в более широком смысле, может пониматься как «метатеория, рефлексивная по своей сути, исследующая методы познания той или иной научной дисциплины, условия их использования и возможные результаты их применения».[15]

Метод в науке, в научной деятельности – это средство (прием), с помощью которого добывается новое знание либо осуществляется систематизация, оценка, обобщение имеющейся информации. Таким образом, метод науки определяет, каким образом исследуется ее предмет (это способ познания окружающей действительности).

Философской (мировоззренческой) основой теории государства и права выступает диалектика, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания. Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные (расширение и сужение сферы государственного социального обеспечения фактически способствует изменению исторического содержания государства); закон единства и борьбы противоположностей (развитие государства и права непосредственно связано с борьбой социальных сил); закон отрицания отрицания (в новой государственно-правовой системе всегда присутствуют элементы старой и зародыши новой системы).[16]

Конкретно диалектические моменты в познании проявляются в историческом подходе – в рассмотрении того, как данное явление (государство и право) возникло, какие этапы в своем развитии оно прошло, чем оно является в настоящее время.

Проявлением диалектики служит требование всестороннего подхода к изучаемым явлениям. Должны быть исследованы все стороны явления, а также связи с другими явлениями, в которых проявляются его свойства. Так, при изучении права анализируются не только его существенные признаки, но и формы (источники), функции, связи с политикой, моралью, правосознанием и т. д.

В процессе изучения теории государства и права используются общенаучные, специальные и частные методы.

1. Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т. д.

Системно-структурный метод предполагает исследование внутреннего устройства (структуры) изучаемого явления, а также исследование связей как между составными частями внутри самого явления, так и с родственными явлениями и институтами. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка. Как система может быть рассмотрено любое явление (хотя не всякий объект научного анализа в этом нуждается).[17]

Функциональный метод используется для выделения в различных системах составляющих структурных частей с точки зрения их предназначения, роли, взаимосвязи, а также реального действия исследуемых явлений. В частности, применение функционального метода в процессе характеристики государства позволяет сформулировать основные направления государственной деятельности в политической, экономической, экологической и других сферах общественной жизни. Данный метод используется также при изучении отдельных государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.

Метод моделирования исходит из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначные соответствия, так что, зная характеристику одного из них (модели), можно с достаточной определенностью судить о другом (об оригинале). Таким образом, данный метод предполагает создание моделей, концепций того или иного явления и изучение созданной модели, а затем распространение полученных сведений на существующие в реальности явления. Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и т. д.

В последнее время в философии уделяется довольно много внимания синергетике и синергетическому подходу как общенаучному методу исследования.[18] Суть синергетического подхода как общенаучного метода в том, что он объясняет появление систем способностью явлений и процессов к спонтанной, не обусловленной их предыдущим количественным развитием, самоорганизации в сложные и целостные объекты.

В юриспруденции уже имеются попытки применить синергетику в объяснении явлений права и государства. Впервые об этом заговорил профессор А. Б. Венгеров, широко привлекавший данные других наук к решению проблем право- и государствоведения. Так, он пишет: «Теория государства и права постепенно начинает впитывать и методологию, идущую от синергетики, формирующейся новой науки о самопроизвольных, самоорганизационных, случайностных процессах. Эти методологические идеи позволяют лучше понять различные процессы самоуправления и управления в государственно-правовой сфере, особенно при развитии демократических начал в местном самоуправлении, в структуре исполнительной власти. Новые данные о конструктивной роли случая в общественном развитии объясняют субъективный фактор в государственно-правовой жизни общества, позволяют наряду с закономерными причинно-следственными связями учитывать и случайностные, вероятностные связи».

Специфическим общенаучным методом является математический метод, который своим предметом имеет количественную сторону явлений, немаловажную в изучении права и государства. В свое время И. Кант утверждал, что наука становится таковой только тогда, когда использует математику.

Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для плодотворной научной деятельности.

Анализ предполагает выделение составных частей и изучение простейших составляющих того или иного явления.

Синтез предполагает обобщение данных, полученных в ходе анализа и получение качественно нового знания об исследуемом явлении.

Гипотеза – научное предположение о направлении развития исследуемого явления в обозримом будущем.

Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частным выводам.[19]

Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.[20]

Все перечисленные приемы познания тесно связаны между собой и используются исследователями в комплексе. Так, анализ, т. е. расчленение целого на составные части, позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, например, структуру государственного механизма, системы права и т. д. В свою очередь синтез предполагает процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Например, на основе объединения и обобщения основных признаков, характеризующих государство, государственный орган, право, правоотношение, правонарушение, юридическую ответственность, формулируются и их общие понятия. Таким образом, анализ и синтез рассматриваются как первичное и производное знание и представляют собой неразрывно связанные этапы восприятия научной информации.

С анализом и синтезом также непосредственно связаны индукция и дедукция. По сути, индукция представляет собой процесс перехода аналитического знания в синтезированное, поскольку любые обобщения лишь тогда могут претендовать на истинность, когда в их основу положены первичные истинные данные. К примеру, аналитическое восприятие отдельных (частных) моментов, характеризующих право (понимание права как системы правил (норм), общности формальных источников, совокупности правоотношений, явления культуры, средства коммуникации и т. п.), позволяет сформировать общее (синтезированное) представление о сущности и содержании данного феномена. Соответственно дедукция может быть условно названа «обратным синтезом», поскольку предполагает вычленение из информации обобщенного характера конкретных сведений. В частности, знание общих закономерностей, характеризующих законотворческий процесс, позволяет высказывать предложения, касающиеся оптимизации отдельных его составляющих.

2. Специальные методы – это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных или социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический и др.

Социологический метод олицетворяет собой особое направление общетеоретических исследований – социологию права, которая изучает «право в действии»: связи права с жизнью. Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приемы, как анкетирование, опросы населения, проведение социально-правовых экспериментов и т. д.

Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, правонарушения и т. д.).

Метод экстраполяции (распространения) позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий, т. е. распространять знания, полученные при изучении одного юридического явления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем общетеоретических знаний.

3. Частно-правовые методы – это приемы и способы познания, выработанные непосредственно той или иной юридической наукой. К частно-правовым методам теории государства и права относят методы типологии права, сравнительного правоведения, интерпретации права, восполнения пробелов в праве, теоретико-правового моделирования и прогнозирования, формально-юридический метод и др.

Метод типологии права предполагает выделение и анализ основных типов правопонимания. Посредством этого метода систематизируются наиболее значимые в научном отношении представления о сущности права, о его месте и роли в системе социальной жизнедеятельности.

Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ. Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких политических и правовых систем.

При этом сравнение может быть синхронным – когда сравниваются государственно-правовые системы, существующие в одно время; и дихронным – когда сравниваются явления, существовавшие на различных исторических этапах развития общества.

Метод сравнения включает в себя следующие этапы:

– изучение сравниваемых институтов по отдельности;

– сравнение выявленных признаков с позиции их сходства и различия;

Методы толкования (интерпретации) права (уяснение, разъяснение) используются в процессе уяснения и разъяснения сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения.

Методы восполнения пробелов в праве (аналогия права, аналогия закона) позволяют принять решение по делу в ситуации, когда, с одной стороны, имеется ситуация требующая урегулирования правовыми средствами, а с другой – отсутствует формальный источник права, в котором бы эти средства были закреплены.

Метод теоретико-правового моделирования предполагает создание теоретических моделей, в рамках которых воплощаются представления об идеальных (для данного периода социально-политического развития) формах государства и права. К примеру, для современной отечественной юридической науки идеальной моделью государства считается правовое государство.

Метод теоретико-правового прогнозирования позволяет выдвигать и аргументированно доказывать возможность развития ситуации в сфере функционирования государства и права по тому или иному сценарию.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т. д.). Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм) права, формальной определенности права и его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники – все это конкретные проявления формально-юридического метода. Данный метод применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их формы.

Предложенную классификацию методов науки нельзя абсолютизировать, по меньшей мере, по двум основаниям. Во-первых, в современных условиях наблюдается широкая интеграция наук, происходящая, в частности, и путем заимствования методов. Например, в юридической науке все шире распространяются методы социологии, психологии, логики, кибернетики, информатики. Во-вторых, методологическая основа конкретного научного исследования представляет собой, как правило, весьма сложную «связку» различных методов и приемов, нацеленных на максимально полный, всесторонний охват изучаемого объекта. По этим причинам отнесение методов к общенаучным, частнонаучным либо к специальным носит относительный, условный характер.

Кроме методов (инструментов, средств, приемов) в рамках методологии выделяют также принципы научного познания , т. е. основополагающие начала, идеи, на основании которых осуществляется осмысление предмета науки. К принципам познания в области теории государства и права относятся: историзм, объективность, универсальность, плюрализм.

Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

Объективность как методологический принцип означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение, общественное мнение, сформировавшаяся традиция) по возможности сводится к минимуму.

Универсальность теории государства и права заключается в том, что она изучает общие закономерности развития государства и права, безотносительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе, исторической эпохе. Понятия и принципы, сформулированные в рамках теории государства и права, выступают в качестве оценочных критериев, в сравнении с которыми может быть рассмотрена практически любая реально существующая (существовавшая в истории человеческой цивилизации) государственно-правовая система.

Принцип плюрализма закрепляет возможность существования различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ, порою отстаивающих противоречивые точки зрения. При этом не допускается насильственного насаждения каких-либо идейно-теоретических схем, объявления их «абсолютными истинами» (как было, например, с идеями марксизма, знакомство с которыми проходило под лозунгом «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно»).

Методология теории права и государства представляет собой комплекс взаимосвязанных методов (т. е. приемов, способов, подходов) и принципов, при помощи которых осуществляется процесс изучения предмета данной науки.

Методология, в более широком смысле, может пониматься как «метатеория, рефлексивная по своей сути, исследующая методы познания той или иной научной дисциплины, условия их использования и возможные результаты их применения».[15]

Метод в науке, в научной деятельности – это средство (прием), с помощью которого добывается новое знание либо осуществляется систематизация, оценка, обобщение имеющейся информации. Таким образом, метод науки определяет, каким образом исследуется ее предмет (это способ познания окружающей действительности).

Философской (мировоззренческой) основой теории государства и права выступает диалектика, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания. Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные (расширение и сужение сферы государственного социального обеспечения фактически способствует изменению исторического содержания государства); закон единства и борьбы противоположностей (развитие государства и права непосредственно связано с борьбой социальных сил); закон отрицания отрицания (в новой государственно-правовой системе всегда присутствуют элементы старой и зародыши новой системы).[16]

Конкретно диалектические моменты в познании проявляются в историческом подходе – в рассмотрении того, как данное явление (государство и право) возникло, какие этапы в своем развитии оно прошло, чем оно является в настоящее время.

Проявлением диалектики служит требование всестороннего подхода к изучаемым явлениям. Должны быть исследованы все стороны явления, а также связи с другими явлениями, в которых проявляются его свойства. Так, при изучении права анализируются не только его существенные признаки, но и формы (источники), функции, связи с политикой, моралью, правосознанием и т. д.

В процессе изучения теории государства и права используются общенаучные, специальные и частныеметоды.

1. Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т. д.

Системно-структурный метод предполагает исследование внутреннего устройства (структуры) изучаемого явления, а также исследование связей как между составными частями внутри самого явления, так и с родственными явлениями и институтами. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка. Как система может быть рассмотрено любое явление (хотя не всякий объект научного анализа в этом нуждается).[17]

Функциональный метод используется для выделения в различных системах составляющих структурных частей с точки зрения их предназначения, роли, взаимосвязи, а также реального действия исследуемых явлений. В частности, применение функционального метода в процессе характеристики государства позволяет сформулировать основные направления государственной деятельности в политической, экономической, экологической и других сферах общественной жизни. Данный метод используется также при изучении отдельных государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.

Метод моделирования исходит из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначные соответствия, так что, зная характеристику одного из них (модели), можно с достаточной определенностью судить о другом (об оригинале). Таким образом, данный метод предполагает создание моделей, концепций того или иного явления и изучение созданной модели, а затем распространение полученных сведений на существующие в реальности явления. Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рациональной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и т. д.

В последнее время в философии уделяется довольно много внимания синергетике и синергетическому подходу как общенаучному методу исследования.[18] Суть синергетического подхода как общенаучного метода в том, что он объясняет появление систем способностью явлений и процессов к спонтанной, не обусловленной их предыдущим количественным развитием, самоорганизации в сложные и целостные объекты.

В юриспруденции уже имеются попытки применить синергетику в объяснении явлений права и государства. Впервые об этом заговорил профессор А. Б. Венгеров, широко привлекавший данные других наук к решению проблем право- и государствоведения. Так, он пишет: «Теория государства и права постепенно начинает впитывать и методологию, идущую от синергетики, формирующейся новой науки о самопроизвольных, самоорганизационных, случайностных процессах. Эти методологические идеи позволяют лучше понять различные процессы самоуправления и управления в государственно-правовой сфере, особенно при развитии демократических начал в местном самоуправлении, в структуре исполнительной власти. Новые данные о конструктивной роли случая в общественном развитии объясняют субъективный фактор в государственно-правовой жизни общества, позволяют наряду с закономерными причинно-следственными связями учитывать и случайностные, вероятностные связи».

Специфическим общенаучным методом является математический метод, который своим предметом имеет количественную сторону явлений, немаловажную в изучении права и государства. В свое время И. Кант утверждал, что наука становится таковой только тогда, когда использует математику.

Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для плодотворной научной деятельности.

Анализ предполагает выделение составных частей и изучение простейших составляющих того или иного явления.

Синтез предполагает обобщение данных, полученных в ходе анализа и получение качественно нового знания об исследуемом явлении.

Гипотеза – научное предположение о направлении развития исследуемого явления в обозримом будущем.

Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частным выводам.[19]

Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.[20]

Все перечисленные приемы познания тесно связаны между собой и используются исследователями в комплексе. Так, анализ, т. е. расчленение целого на составные части, позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, например, структуру государственного механизма, системы права и т. д. В свою очередь синтез предполагает процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Например, на основе объединения и обобщения основных признаков, характеризующих государство, государственный орган, право, правоотношение, правонарушение, юридическую ответственность, формулируются и их общие понятия. Таким образом, анализ и синтез рассматриваются как первичное и производное знание и представляют собой неразрывно связанные этапы восприятия научной информации.

С анализом и синтезом также непосредственно связаны индукция и дедукция. По сути, индукция представляет собой процесс перехода аналитического знания в синтезированное, поскольку любые обобщения лишь тогда могут претендовать на истинность, когда в их основу положены первичные истинные данные. К примеру, аналитическое восприятие отдельных (частных) моментов, характеризующих право (понимание права как системы правил (норм), общности формальных источников, совокупности правоотношений, явления культуры, средства коммуникации и т. п.), позволяет сформировать общее (синтезированное) представление о сущности и содержании данного феномена. Соответственно дедукция может быть условно названа «обратным синтезом», поскольку предполагает вычленение из информации обобщенного характера конкретных сведений. В частности, знание общих закономерностей, характеризующих законотворческий процесс, позволяет высказывать предложения, касающиеся оптимизации отдельных его составляющих.

2. Специальные методы – это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных или социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический и др.

Социологический метод олицетворяет собой особое направление общетеоретических исследований – социологию права, которая изучает «право в действии»: связи права с жизнью. Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приемы, как анкетирование, опросы населения, проведение социально-правовых экспериментов и т. д.

Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, правонарушения и т. д.).

Метод экстраполяции (распространения) позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий, т. е. распространять знания, полученные при изучении одного юридического явления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем общетеоретических знаний.

3. Частно-правовые методы – это приемы и способы познания, выработанные непосредственно той или иной юридической наукой. К частно-правовым методам теории государства и права относят методы типологии права, сравнительного правоведения, интерпретации права, восполнения пробелов в праве, теоретико-правового моделирования и прогнозирования, формально-юридический метод и др.

Метод типологии права предполагает выделение и анализ основных типов правопонимания. Посредством этого метода систематизируются наиболее значимые в научном отношении представления о сущности права, о его месте и роли в системе социальной жизнедеятельности.

Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ. Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких политических и правовых систем.

При этом сравнение может быть синхронным – когда сравниваются государственно-правовые системы, существующие в одно время; и дихронным – когда сравниваются явления, существовавшие на различных исторических этапах развития общества.

Метод сравнения включает в себя следующие этапы:

– изучение сравниваемых институтов по отдельности;

– сравнение выявленных признаков с позиции их сходства и различия;

Методы толкования (интерпретации) права (уяснение, разъяснение) используются в процессе уяснения и разъяснения сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения.

Методы восполнения пробелов в праве (аналогия права, аналогия закона) позволяют принять решение по делу в ситуации, когда, с одной стороны, имеется ситуация требующая урегулирования правовыми средствами, а с другой – отсутствует формальный источник права, в котором бы эти средства были закреплены.

Метод теоретико-правового моделирования предполагает создание теоретических моделей, в рамках которых воплощаются представления об идеальных (для данного периода социально-политического развития) формах государства и права. К примеру, для современной отечественной юридической науки идеальной моделью государства считается правовое государство.

Метод теоретико-правового прогнозирования позволяет выдвигать и аргументированно доказывать возможность развития ситуации в сфере функционирования государства и права по тому или иному сценарию.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т. д.). Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм) права, формальной определенности права и его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники – все это конкретные проявления формально-юридического метода. Данный метод применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их формы.

Предложенную классификацию методов науки нельзя абсолютизировать, по меньшей мере, по двум основаниям. Во-первых, в современных условиях наблюдается широкая интеграция наук, происходящая, в частности, и путем заимствования методов. Например, в юридической науке все шире распространяются методы социологии, психологии, логики, кибернетики, информатики. Во-вторых, методологическая основа конкретного научного исследования представляет собой, как правило, весьма сложную «связку» различных методов и приемов, нацеленных на максимально полный, всесторонний охват изучаемого объекта. По этим причинам отнесение методов к общенаучным, частнонаучным либо к специальным носит относительный, условный характер.

Кроме методов (инструментов, средств, приемов) в рамках методологии выделяют также принципы научного познания , т. е. основополагающие начала, идеи, на основании которых осуществляется осмысление предмета науки. К принципам познания в области теории государства и права относятся: историзм, объективность, универсальность, плюрализм.

Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

Объективность как методологический принцип означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение, общественное мнение, сформировавшаяся традиция) по возможности сводится к минимуму.

Универсальностьтеории государства и права заключается в том, что она изучает общие закономерности развития государства и права, безотносительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе, исторической эпохе. Понятия и принципы, сформулированные в рамках теории государства и права, выступают в качестве оценочных критериев, в сравнении с которыми может быть рассмотрена практически любая реально существующая (существовавшая в истории человеческой цивилизации) государственно-правовая система.

Принцип плюрализма закрепляет возможность существования различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ, порою отстаивающих противоречивые точки зрения. При этом не допускается насильственного насаждения каких-либо идейно-теоретических схем, объявления их «абсолютными истинами» (как было, например, с идеями марксизма, знакомство с которыми проходило под лозунгом «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно»).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: