Механизм реализации адвокатом отношений с доверителем при наличии оснований полагать что сделки или

Обновлено: 05.05.2024

1. Настоящие рекомендации разработаны в целях повышения эффективности работы адвокатов при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Рекомендации).

2. Правовую основу Рекомендаций составляют:

2.1. Конституция Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации;

2.2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ);

2.3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ);

2.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг" (далее - Постановление N 82);

2.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 667);

2.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 492);

2.7. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 804 "Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 804);

2.8. Приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок" (далее - Приказ N 103);

2.9. Приказ Росфинмониторинга от 3 августа 2010 г. N 203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Приказ N 203);

2.10. Приказ Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. N 110 "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Приказ N 110);

2.11. Кодекс профессиональной этики адвоката принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.

2.12. Иные федеральные законы и нормативные правовые акты по вопросам ПОД/ФТ.

3. Настоящие Рекомендации могут дополняться и изменяться по мере развития законодательной базы и анализа имеющейся практики исполнения требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

4. Адвокаты, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего доверителя следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом доверителя, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций, обязаны принимать меры, направленные на противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом положений статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ.

5. В соответствии с требованиями статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ адвокаты обязаны:

5.1. Разработать правила внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля разрабатываются адвокатами с учетом Постановления N 667.

5.2. Назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, в том числе для адвокатов, установленным Постановлением N 492.

Согласно пунктам 2 и 4 Постановления N 492 адвокаты, возлагающие на себя функции специального должностного лица, обязаны пройти обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Адвокаты проходят вышеуказанное обучение с учетом Приказа N 203.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.

5.3. Идентифицировать доверителя (лицо, находящееся у него на обслуживании), установив следующие сведения:

в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

в отношении иностранной структуры без образования юридического лица - наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности, а в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией также состав имущества, находящегося в управлении (собственности), фамилию, имя, отчество (при наличии) (наименование) и адрес места жительства (места нахождения) учредителей и доверительного собственника (управляющего).

5.4. В соответствии с правилами внутреннего контроля документально фиксировать информацию, полученную в результате их реализации и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

5.5. При наличии у адвоката любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - подозрительные операции), он обязан уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение трех рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки).

Порядок представления адвокатами информации о подозрительных операциях в Росфинмониторинг установлен Постановлением N 82 и Приказом N 110.

Подготовка ФЭС также может осуществляться с помощью автоматизированного комплекса программных средств по вводу, обработке и передаче информации, предоставляемого Росфинмониторингом (далее - АРМ), а также с помощью иного программного обеспечения, разработанного с учетом структур, приведенных в приложениях к Приказу N 110.

ФЭС подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - ЭП) адвоката.

ФЭС может также передаваться посредством использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме".

Представление ФЭС осуществляется адвокатами с использованием Личного кабинета либо АРМ.

В случае невозможности представления ФЭС в Росфинмониторинг через Личный кабинет или АРМ, до устранения причин, препятствующих представлению, ФЭС формируются с помощью Личного кабинета, АРМ либо иного программного обеспечения и представляются в Росфинмониторинг на машинном носителе в виде электронного документа в формате xml-файла, подписанного усиленной квалифицированной ЭП, с сопроводительным письмом нарочным или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам во время доставки: сопроводительное письмо и машинный носитель помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения целостности упаковки.

Сопроводительное письмо должно содержать следующую информацию об адвокате:

- фамилия, имя, отчество;

В соответствии с пунктом 4 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ адвокаты не вправе разглашать факт передачи в Росфинмониторинг соответствующей информации.

При этом согласно пункту 5 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ требование о передаче информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу не относится к сведениям, на которые распространяется законодательство Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны.

Адвокаты при выявлении подозрительных операций вправе руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, установленными Приказом N 103.

5.6. Хранить документы и сведения, полученные при исполнении Федерального закона N 115-ФЗ, в срок не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

6. Адвокаты в целях выявления среди своих клиентов лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемые в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ, обязаны получить доступ к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - перечень).

В соответствии с требованиями Постановления N 804 доступ к вышеуказанному перечню осуществляется только через Личные кабинеты.

В целях получения доступа к перечню, а также организации работы по представлению в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях адвокатам необходимо подключиться к Личному кабинету.

Для регистрации в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга без использования усиленной квалифицированной ЭП адвокатам, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций, необходимо:

К заявке на бумажном носителе необходимо приложить скан-копию документа, подтверждающего статус адвоката.

Электронная заявка на регистрацию подписывается ЭП адвоката.

После успешной первичной авторизации в личном кабинете адвокату необходимо изменить пароль доступа к своему личному кабинету.

Адвокаты изучают схемы и типологии легализации (отмывания) преступных доходов и финансированию терроризма, размещенные в открытых источниках информации, а также в Личном кабинете.

1. В соответствии п.2 ст.3 ФЗ «Об АД» фундаментальным принципом адвокатуры является принцип законности, т.е. никакие нормы законодательства об адвокатуре (ст.4 ФЗ «Об АД») не могут использоваться адвокатами в противоправных целях. Адвокаты обязаны соблюдать требования ФЗ «О противодействии легализации…» и применять его в части, распространяющейся на адвокатов с учётом специфики статуса, определенного действующим законодательством. На значимость специального правового положения адвоката в национальном законодательстве прямо указывается в Рекомендациях ФАТФ «Международные стандарты по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения», предполагающих учёт страновых особенностей и национальных правовых систем.

2. В силу пп.1) п.1 ст.7 ФЗ «Об АД», ст.10 КПЭА адвокаты не вправе содействовать доверителям в обходе требований ФЗ «О противодействии легализации…».

4. Вместе с тем, учитывая открытый перечень видов юридической помощи, относящихся к адвокатской деятельности в соответствии с п.1 ст.1, п.3 ст.2 ФЗ «Об АД», осуществление адвокатами определённых видов деятельности подпадает под действие ФЗ № 115-ФЗ и требует соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и распространения оружия массового поражения. Подготовка или осуществление адвокатами операций с денежными средствами или иным имуществом, перечисленных в п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации…», допустимы при условии соблюдения всех соответствующих требований, установленных для адвокатов ФЗ № 115-ФЗ.

5. Адвокатам следует исходить из того, что в случаях, когда адвокат лично осуществляет или готовится лично осуществлять в интересах доверителя любую из пяти видов операций с денежными средствами или иным имуществом деятельности, приведённых в п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации…», он осознанно выходит за рамки статуса независимого профессионального советника по правовым вопросам (п.1 ст.2 ФЗ «Об АД»), защищенного при осуществлении профессиональной деятельности адвокатской тайной (п.2 ст.2, п.1 ст.8 ФЗ «Об АД»). По смыслу действующего законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре (ст.4 ФЗ «Об АД») личное участие адвоката в осуществлении в интересах доверителя действий, относящихся к общегражданскому обороту, не должно служить основанием для неразглашения по мотиву сохранения адвокатской тайны такой информации о представляемом, которая могла бы стать известной контрагентам доверителя, если бы эти действия совершались доверителем самостоятельно. В подобных случаях ссылка адвоката на необходимость сохранения профессиональной тайны является злоупотреблением статусом адвоката и подрывом доверия к институту адвокатуры.

6. Адвокатам следует учитывать, что в случаях, когда юридическая помощь доверителю оказывается по вопросам, указанным в п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации…», но не предполагает личного осуществления адвокатом конкретных видов операций с денежными средствами и или иным имуществом (например, консультирование, подготовка проектов документов, сопровождение доверителя при реализации правоотношения лично доверителем), полученная адвокатом информация относится к охраняемой законом адвокатской тайне и не подлежит разглашению в силу прямого указания п.5 ст.7 1ФЗ «О противодействии легализации…».

7. В силу п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации…» в случаях, когда адвокаты готовят или осуществляют: — сделки с недвижимым имуществом; — управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; — управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; — привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; — создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций, на адвокатов распространяются требования об идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя (пп.1 п.1 ст.7 ФЗ № 115- ФЗ), о принятии мер по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов (пп.1.1 п.1 ст.7 ФЗ № 115-ФЗ), о принятии мер по идентификации бенефициарных владельцев клиентов (пп.2 п.1 ст.7 ФЗ № 115-ФЗ), о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (пп.6 п.1 ст.7 ФЗ № 115-ФЗ), о разработке правил внутреннего контроля (п.2 ст.7 ФЗ № 115-ФЗ), документированию и хранению сведений о клиенте (п.4 ст.7 ФЗ № 115-ФЗ), а также о приёме на обслуживание и обслуживании публичных должностных лиц (пп.1,3,5 п.1, п.п.3,4 ст.7.3., п.5 ст.7.5. ФЗ № 115-ФЗ).

8. Применительно к адвокатам под приёмом на обслуживание и обслуживанием клиентов (пп.1, 1.1 п.1 ст.7ФЗ № 115-ФЗ) подразумевается принятие и исполнение поручения, предметом которого является совершение адвокатом в интересах доверителя только операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации…». При оказании юридической помощи, не предусматривающей совершения адвокатом в интересах доверителя операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации…», на адвоката не распространяются требования по выявлению публичных должностных лиц и обновлении информации о них (пп.1,4 п.1 ст.3.7. ФЗ № 115-ФЗ), определению источника происхождения денежных средств и иного имущества (пп.3 п.1 ст.7.3. ФЗ № 115-ФЗ), уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами и иным имуществом (пп.5 п.1 ст.7.3. ФЗ № 115-ФЗ), а также о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества (п.5 ст.7.5. ФЗ № 115- ФЗ). В частности, не подлежат замораживанию (блокированию) на основании п.5 ст.7.5. ФЗ № 115-ФЗ денежные средства, полученные адвокатом в качестве аванса за оказание юридической помощи, не предусматривающей совершения адвокатом в интересах доверителя операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации…».

9. Соответствующие операции с денежными средствами или иным имуществом (п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации…») должны быть прямо указаны в предмете соглашения в качестве оказываемой юридической помощи (п.4 ст.25 ФЗ «Об АД»), в противном случае их совершение является дисциплинарным нарушением (оказанием юридических услуг вне адвокатской деятельности – п.3 ст.9 КПЭА, нарушением требований к оформлению соглашения – ст.25 ФЗ «Об АД»). При заключении соглашения об оказании юридической помощи, предусматривающего подготовку и осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом, перечисленных в п.1 ст.71 ФЗ № 115-ФЗ, адвокат обязан в порядке пп.5) п.4 ст.25 ФЗ «Об АД» включить в него условие, разъясняющее применимость к правоотношениям ФЗ «О противодействии легализации…», в частности, обязанности адвоката по информированию уполномоченного органа без уведомления об этом доверителя в случае появления любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма (п.п.2,4 ст.71 ФЗ № 115-ФЗ). Отсутствие данного условия в соответствующем соглашении является злоупотреблением доверием и подрывом доверия к адвокатуре (п.п.2,3 ст.5 КПЭА).

10. Совершение операций с денежными средствами или иным имуществом (п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации…») должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями п.6 ст.16 КПЭА (в т.ч. об указании в сопровождающих операцию документах на совершение её адвокатом по поручению доверителя, о наличии письменного указания доверителя о совершаемых выплатах, об учёте в делопроизводстве финансовых документов о совершаемых операциях).

11. Подготовка и совершение адвокатом операций с денежными средствами или иным имуществом (п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации…») без заключения соответствующего соглашения об оказании юридической помощи является самостоятельным дисциплинарным нарушением.

12. Надлежащее заключение соглашения об оказании юридической помощи, предусматривающего подготовку и осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом, перечисленных в п.1 ст.71ФЗ «О противодействии легализации…», предполагает соблюдение требований пп.1 п.1 ст.7 ФЗ № 115-ФЗ об идентификации клиента, а также последующее соблюдение требований п.4 ст.7 ФЗ № 115-ФЗ об обязательном документировании и хранении соответствующих сведений в течение пяти лет.

13. Заключение соглашения об оказании юридической помощи, предусматривающего подготовку и осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом, перечисленных в п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации…», влечет обязанность по уведомлению уполномоченного органа в случаях, предусмотренных п.2 ст.71 ФЗ № 115- ФЗ.Для исполнения данной обязанности адвокату, заключившему соглашение, рекомендуется зарегистрироваться в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга в установленном порядке. В случаях, предусмотренных уставом или внутренними документами адвокатского образования, осуществление регистрации адвоката в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга может быть возложено на соответствующее адвокатское образование. При этом ответственность за надлежащее исполнение требований п.2 ст.71 ФЗ № 115-ФЗ несёт адвокат.

14. Обязанность по уведомлению уполномоченного органа, установленная п.2 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации…», возникает исключительно в отношении соглашения об оказании юридической помощи, предусматривающего подготовку и осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом, перечисленных в п.1 ст.71ФЗ № 115-ФЗ. Норма п.1 ст.71 ФЗ № 115-ФЗ не допускает расширительного толкования.

15. При наличии оснований по уведомлению уполномоченного органа, предусмотренных п.2 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации…», адвокаты обязаны представлять соответствующую информацию в уполномоченный орган в электронной форме через Личный кабинет либо на оптическом или цифровом носителе. Передача информации в уполномоченный орган осуществляется адвокатами самостоятельно или через Адвокатскую палату Московской области (АПМО) в течение 3 (трёх)рабочих дней, следующих за днём выявления соответствующих оснований.

16. В интересах законности и недопущения нарушений прав и законных интересов доверителей, а также дискредитации института адвокатуры, адвокатам в каждом случае возникновения сомнений относительно обязанности применять нормы ФЗ «О противодействии легализации…» настоятельно рекомендуется в порядке пп.19) п.3 ст.31 ФЗ «Об АД», п.4 ст.4 КПЭА обращаться за разъяснениями в Совет АПМО. Уведомление адвокатами уполномоченного органа в случаях, не предусмотренных п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации…», является необоснованным разглашением адвокатской тайны и образует состав дисциплинарного нарушения.

17. Информация, направляемая в уполномоченный орган в соответствии с п.2 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации…», должна содержать: — сведения, необходимые для идентификации клиента (пп.1 п.1 ст.7 ФЗ № 115-ФЗ); — вид операции с денежными средствами и или иным имуществом (п.1 ст.71 ФЗ № 115-ФЗ); — дата совершения операции с денежными средствами и или иным имуществом и сумму, на которую она совершена; — обстоятельства, послужившие основанием полагать, что операция с денежными средствами или иным имуществом клиента осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма.

18. Согласно с п.4 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации…» адвокат не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации, указанной в п.2 ст.71 ФЗ № 115-ФЗ.

19. В соответствии с п.1 ст.7 ФЗ «ОБ АД» настоящие разъяснения являются обязательными для адвокатов – членов АПМО при применении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

Как купить материалы для подготовки: ответы на тест, теорию и задачи за 2490 рублей?

1. Нажмите на кнопку "Перевести";
2. Заполните необходимые поля;
3. При возврате в магазин сервис автоматически перенаправит Вас на страницу для скачивания материалов (теорию, задачи, тест) и на всякий случай отправит Вам материалы на указанный адрес электронной почты.

Статья 48 Конституции РФ предусматривает, что в определенных законом случаях профессиональная юридическая помощь оказывается гражданам бесплатно.

Статья 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» устанавливает порядок оказания юридической помощи гражданам РФ бесплатно.

Юридическая помощь гражданам РФ, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам РФ, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

истцам — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

ветеранам Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

гражданам РФ- при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

гражданам РФ, пострадавшим от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией.

Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534″О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» в 10 субъектах федерации были созданы государственные юридические бюро по оказанию бесплатной юридической помощи.

О ходе эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам и предложениях по формированию и реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам было принято Решение коллегии Министерства юстиции РФ то 23 мая 2007 г., объявленное приказом Минюста РФ от 22 июня 2007 г. N 129. А по результатам эксперимента было принято Положение об оказании бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро (утв. постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. N 1029).

Была создана государственная структура по оказанию профессиональной юридической помощи.

Однако, как следует из анализа итогов работы государственных юридических бюро в ходе эксперимента, на каждое бюро были потрачены бюджеты не менее 10 млн. руб. при низкой эффективности их деятельности, выраженной в малом количестве лиц, которым была оказана юридическая помощь. Представляется, что данные средства на тех же условиях можно было истратить на оплату услуг адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках тех же юридических консультаций.

Данный порядок оказания бесплатной юридической помощи реально действовал до конца 2012 года в связи с тем, что 21 ноября 2011 года принят Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ».

Указанным Федеральным законом устанавливаются основные гарантии реализации права граждан РФ на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в РФ, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

Статья 24 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» определяет статус юридической консультации.
В случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ учреждает юридическую консультацию.
Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деятельности юридической консультации регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
Представление органа исполнительной власти субъекта РФ о создании юридической консультации должно включать в себя сведения:

о судебном районе, в котором требуется создать юридическую консультацию;

о числе судей в данном судебном районе;

о необходимом в данном судебном районе числе адвокатов;

о материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности юридической консультации, в том числе о предоставляемом юридической консультации помещении, об организационно-технических средствах, передаваемых юридической консультации, а также об источниках финансирования и о размере средств, выделяемых на оплату труда адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации.

После согласования с органом исполнительной власти субъекта РФо необходимом в данном судебном районе числе адвокатов, совет адвокатской палаты принимает решение об учреждении юридической консультации, утверждает кандидатуры адвокатов, направляемых для работы в юридической консультации, и направляет заказным письмом уведомление об учреждении юридической консультации в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокаты направляются для работы в юридических консультациях. При этом советом адвокатской палаты может быть предусмотрена выплата адвокатам, осуществляющим профессиональную деятельность в юридических консультациях, дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты.

Как купить материалы для подготовки: ответы на тест, теорию и задачи за 2490 рублей?

1. Нажмите на кнопку "Перевести";
2. Заполните необходимые поля;
3. При возврате в магазин сервис автоматически перенаправит Вас на страницу для скачивания материалов (теорию, задачи, тест) и на всякий случай отправит Вам материалы на указанный адрес электронной почты.


1. Настоящие рекомендации разработаны в целях повышения эффективности работы адвокатов при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Рекомендации).

2. Правовую основу Рекомендаций составляют:

2.1. Конституция Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации;

2.2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ);

2.3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ);

2.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» (далее – Постановление № 82);

2.5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 667);

2.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 492);

2.7. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 804);

2.8. Приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» (далее – Приказ № 103);

2.9. Приказ Росфинмониторинга от 3 августа 2010 г. № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Приказ № 203);

2.10. Приказ Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”» (далее – Приказ № 110);

2.11. Кодекс профессиональной этики адвоката принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.

2.12. Иные федеральные законы и нормативные правовые акты по вопросам ПОД/ФТ.

3. Настоящие Рекомендации могут дополняться и изменяться по мере развития законодательной базы и анализа имеющейся практики исполнения требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

4. Адвокаты, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего доверителя следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом доверителя, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций, обязаны принимать меры, направленные на противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом положений статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

5. В соответствии с требованиями статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ адвокаты обязаны:

5.1. Разработать правила внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля разрабатываются адвокатами с учетом Постановления № 667.

5.2. Назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, в том числе для адвокатов, установленным Постановлением № 492.

Согласно пунктам 2 и 4 Постановления № 492 адвокаты, возлагающие на себя функции специального должностного лица, обязаны пройти обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Адвокаты проходят вышеуказанное обучение с учетом Приказа № 203.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.

5.3. Идентифицировать доверителя (лицо, находящееся у него на обслуживании), установив следующие сведения:

в отношении физических лиц – фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

в отношении иностранной структуры без образования юридического лица – наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности, а в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией также состав имущества, находящегося в управлении (собственности), фамилию, имя, отчество (при наличии) (наименование) и адрес места жительства (места нахождения) учредителей и доверительного собственника (управляющего).

5.4. В соответствии с правилами внутреннего контроля документально фиксировать информацию, полученную в результате их реализации и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

5.5. При наличии у адвоката любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее – подозрительные операции), он обязан уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение трех рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки).

Порядок представления адвокатами информации о подозрительных операциях в Росфинмониторинг установлен Постановлением № 82 и Приказом № 110.

Подготовка ФЭС также может осуществляться с помощью автоматизированного комплекса программных средств по вводу, обработке и передаче информации, предоставляемого Росфинмониторингом (далее – АРМ), а также с помощью иного программного обеспечения, разработанного с учетом структур, приведенных в приложениях к Приказу № 110.

ФЭС подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – ЭП) адвоката.

ФЭС может также передаваться посредством использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

Представление ФЭС осуществляется адвокатами с использованием Личного кабинета либо АРМ.

В случае невозможности представления ФЭС в Росфинмониторинг через Личный кабинет или АРМ, до устранения причин, препятствующих представлению, ФЭС формируются с помощью Личного кабинета, АРМ либо иного программного обеспечения и представляются в Росфинмониторинг на машинном носителе в виде электронного документа в формате xml-файла, подписанного усиленной квалифицированной ЭП, с сопроводительным письмом нарочным или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам во время доставки: сопроводительное письмо и машинный носитель помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения целостности упаковки.

Сопроводительное письмо должно содержать следующую информацию об адвокате:

– фамилия, имя, отчество;

В соответствии с пунктом 4 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ адвокаты не вправе разглашать факт передачи в Росфинмониторинг соответствующей информации.

При этом согласно пункту 5 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ требование о передаче информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу не относится к сведениям, на которые распространяется законодательство Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны.

Адвокаты при выявлении подозрительных операций вправе руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, установленными Приказом № 103.

5.6. Хранить документы и сведения, полученные при исполнении Федерального закона № 115-ФЗ, в срок не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

6. Адвокаты в целях выявления среди своих клиентов лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемые в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, обязаны получить доступ к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – перечень).

В соответствии с требованиями Постановления № 804 доступ к вышеуказанному перечню осуществляется только через Личные кабинеты.

В целях получения доступа к перечню, а также организации работы по представлению в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях адвокатам необходимо подключится к Личному кабинету.

Для регистрации в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга без использования усиленной квалифицированной ЭП адвокатам, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций, необходимо:

К заявке на бумажном носителе необходимо приложить скан-копию документа, подтверждающего статус адвоката.

Электронная заявка на регистрацию подписывается ЭП адвоката.

После успешной первичной авторизации в личном кабинете адвокату необходимо изменить пароль доступа к своему личному кабинету.

Адвокаты изучают схемы и типологии легализации (отмывания) преступных доходов и финансированию терроризма, размещенные в открытых источниках информации, а также в Личном кабинете.

Во исполнение пункта 2.8 протокола заседания Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения от 17 декабря 2020 г. N 4 подготовлены дополнения в Перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена у лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката, вопросами на знание обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ.

На основании изложенного Совет ФПА РФ решил

1. Дополнить Перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена у лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката для устного собеседования (утвержден решением Совета ФПА РФ 28 января 2016 г.) следующими вопросами:

I. В блок вопросов с названием: Статус адвоката. Полномочия и обязанности адвоката. Органы адвокатуры и адвокатские образования:

1. Основные обязанности адвоката, связанные с деятельностью по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Личный кабинет адвоката на официальном сайте Росфинмониторинга: необходимость и цели открытия, механизм использования.

II. В блок вопросов с названием: Отношения адвоката с доверителем:

1. Механизм реализации адвокатом отношений с доверителем при наличии оснований полагать, что сделки или финансовые операции, по которым адвокатом оказывается юридическая помощь, доверителем осуществляются или могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

III. В блок вопросов с названием: Гарантии независимости адвоката, ответственность адвоката:

1. Соотношение выполнения адвокатом предписаний Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" с обязанностью по сохранению адвокатской тайны.

2. Настоящее решение вступает в силу с 1 мая 2021 г.

3. Опубликовать настоящее решение в журнале "Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации", а также на сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: