Какие вопросы можно задать раскольникову на суде

Обновлено: 27.03.2024

Ценности, которые формируются в процессе урока: свобода и ответственность.

За одну неделю до проведения урока Суд над Раскольниковым учитель совместно с

учащимися должен обсудить и выбрать:

1) участников суда;

2) дать задание участникам подготовить выступления/речи на суде и в течение

недели обсудить эти выступления (при этом нужно учитывать логику, грамотное

построение речи, убедительность).

ВАЖНО ДАТЬ УЧАЩИМСЯ СВОБОДУ. Путь они сами поработают над заданием.

2. Соня Мармеладова

3. Дуня Раскольникова

4. Родион Раскольников

5. Группа учеников – защита

6. Группа учеников-обвинение

7. Присяжные заседатели

I. Мозговой штурм

Назвать положительные и отрицательные черты характера Родиона Раскольникова.

1. Добрый, способен отдать последние 1. Замкнутый.

2. Жалостливый. 3. Способен убить человека.

3. Способный защитить беззащитного. 4. Считает, что может распоряжаться

4. Любящий сын и брат. судьбами людей.

5. Стремится изменить жизнь. 5. Создал античеловеческую теорию

6. Способен раскаяться. Кровь по совести.

7. Борется с несправедливостью. 6. и т. д.

II. Судебный процесс

В аудиторию входят судья, присяжные заседатели, рассаживаются. Обвиняемый Р.

Раскольников находится в зале суда – справа от судьи и присяжных в углу аудитории.

Слушается дело бывшего студента Петербургского университета Родиона

Раскольникова, обвиняемого в убийстве коллежской ассесорши Алены Ивановны и ее

сводной сестры Лизаветы.

Родион Раскольников совершил преднамеренное убийство, причем убил пожилую

женщину, которая была гораздо слабее его и не могла себя защитить.

Но Раскольников этим убийством хотел защитить тех, кого обирала старуха-

процентщица, забирала у них последнее и наживалась на этом.

Алена Ивановна не совершала ничего противозаконного, она давала за вещи деньги,

которые помогали людям жить. Теперь Раскольников лишил их такой возможности.

Раскольников хотел спасти на старухины деньги тысячи людей, которые страдали от

нищеты. Он – добрый и жалостливый человек, не раз помогал знакомым и незнакомым

людям, в частности семье Мармеладовых.

В зал суда приглашается Софья Семеновна Мармеладова. Что Вы можете рассказать о

Ваша честь, я знаю Родиона Романовича как доброго и великодушного человека. Он

защищал свою честь перед господином Лужиным. Когда мы находились в бедственном

положении, он помог нам деньгами, причем отдал последнее, хотя сам в них очень

Он рассказывал Вам об убийстве?

Да, рассказывал. Как он мучался. Он был не в себе, страдал.

Раскольников убил не только старуху-процентщицу, но и ее сводную сестру Лизавету,

беззащитную и ни в чем не виновную, но самое большое преступление – он убил еще не

родившегося ребенка Лизаветы. Такой ценой он хотел спасти тысячу людей?

Да, убийство ничем нельзя оправдать. Но нужно учесть, что Лизавету Родион не хотел

убивать. Он убил непреднамеренно, когда она вошла в квартиру. Так как после первого

убийства он был не в себе, он убил Лизавету в состоянии аффекта. Ваша честь, прошу

учесть, что Родион Раскольников находился в очень тяжелом положении: отсутствие

средств, исключение из университета, переживание за сестру.

В зал суда приглашается Евдокия Романовна Раскольникова.

Ваша честь, мой брат Родион – добрый и заботливый. Он учился ради нас с мамой. Мы

живем очень бедно, помогать брату не могли, поэтому он ушел из университета. Я хотела

выйти замуж за Лужина, чтобы помочь Родиону, хотя не любила Лужина. Родион был

против этого брака, он не принимал моей жертвы. Он мучился, что не мог помочь нам. Он

хотел защитить меня от таких, как Лужин и Свидригайлов. Он всегда защищал тех, кто не

может защитить себя. Он был в гневе, когда получил письмо от маменьки и узнал, как

обошелся со мной господин Свидригайлов, как выгнали меня с позором. Он любит нас, но

ничем не может нам помочь, так как сам ничего не имеет. Да, он совершил тяжкое

убийство, но будьте к нему милосердны, он находился в безвыходном положении.

Защита представила Раскольникова как доброго, жалостливого человека. Но они

забыли об античеловеческой теории Раскольникова кровь по совести, которая позволяет

подсудимому перешагнуть через кровь, вершить суд над людьми. Это страшная теория,

она разрешает совершать убийство. Раскольников сам говорил, что этим убийством он

проверял себя. Под его топор попадают виновные и невиновные. Обвиняемый достоин

сурового наказания. Если каждый решит проверить себя ценой убийства, что же будет?

Суд предоставляет последнее слово обвиняемому Родиону Раскольникову.

Господа судьи, я попытаюсь объяснить свои поступки и причины, подтолкнувшие

меня к ним. Я хотел получить образование, но был не в состоянии. Я видел, как

несправедливо все в жизни. У кого-то есть все, у кого-то – ничего. Я не могу смотреть

спокойно, как живут бедные. Я хотел их защитить. . . Старуха-процентщица наживалась на

бедных. Я хотел ее богатством спасти бедных от нищеты. Я раскаиваюсь, что убил

Лизавету . Я не подумал, что после убийства не смогу воспользоваться теми

вещами, что украл. Они напоминали мне об убийстве. Я понял, что не имел права идти

туда и совершать убийство. Я не сильный, я – такая же вошь, как и все. Это черт меня

повел в дом старухи. Никому я не помог деньгами. Наверное, добрые дела не делаются

Суд удаляется на совещание, которое можно провести методом аквариум.

В нашем случае метод "аквариум" – форма диалога, когда ребятам предлагают

обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того,

кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут

быть несколько желающих. (На нашем уроке диалог в аквариуме ведут судьи. )

Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема -

"аквариум". Метод аквариум дает школьникам возможность увидеть своих

сверстников со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на

чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою

После перерыва оглашается приговор суда.

Суд учел обстоятельства жизни обвиняемого, выступление защиты, которая говорила

о хороших чертах Родиона Раскольникова, учел раскаяние подсудимого. Суд принял во

внимание и преднамеренность убийства, повлекшего за собой убийство двух невинных

жертв и вынес следующий приговор. Зачитывается приговор.

После вынесения приговора идет обсуждение в группе с ребятами обоснованности

решения суда и об отношении ребят к преступлению Раскольникова. Очень важно

обратить внимание на то, что жажда делать добро другим ценой чужой жизни говорит о

жажде свободы от закона человеческого. Преступивший этот закон один раз, уже не

вернется к обычному пониманию запрета на убийство. И должна быть ответственность за

проявление такой свободы, которая, по сути, и не свобода, а стереотип мышления: Если

у меня нет, то я отниму, убью, но сделаю так, как мне кажется справедливым. Любой из

нас может стать жертвой такого философа. И Ф. М. Достоевский об этом предупреждает

наше общество, особенно если учесть, в какое историческое время это было написано.

Домашнее задание: написать письмо Р. Раскольникову от имени Сони Мармеладовой,

Дуни Раскольниковой, Разумихина или от себя лично (по выбору )

Письмо Родиону Раскольникову от Катерины Ивановны. (Ольга Ахеева)

Милый Родя, как ты там? Мы очень сильно скучаем по тебе. У нас все хорошо. Но

меня мучает только одна мысль: как ты там и здоров ли? Я все жду твоего освобождения,

но потом понимаю, что впереди еще так много долгих лет. Я считаю, что ты не виноват и

сделал это не ради себя, а ради других людей.

Родя, я знаю, ты очень добрый и щедрый человек. Ты помогаешь совершенно

незнакомым тебе людям, отдавая последние деньги. Ведь ты всегда делал все не ради

своей цели, а ради тех, кто нуждается в твоей помощи.

Мы ждем тебя с нетерпением!

Здравствуй, Родион! Пишет тебе Пустянцев Дима. Я давно хотел задать тебе вопрос,

но никак не мог решиться. Но вот настал момент, когда смогу объяснить свою точку

зрения на твой поступок. Я часто спрашиваю себя, зачем ты совершил это преступление?

Ведь можно было решить эту проблему совершенно иным образом. Но, с одной стороны,

я могу тебя понять, в каких тяжелых условиях ты жил, как тяжело приходилось твоей

матери. Но ведь убийство – это не выход из ситуации. Ты думал и надеялся, что об этом

убийстве никто не узнает. Но, как говорится, сколько ниточка не вьется, а конец всегда

найдется. И найдется такой следователь, который раскусит твой план. Как это и

Совершая этот ужасный поступок, ты хотел реализовать свою теорию кровь по

совести. Но, совершив убийство, ты осознал, что не так просто быть сильным.

Ну ладно, я не буду тебя обвинять, что сделано, того не вернуть.

Бог даст, свидимся опять!

Я не могла остаться равнодушной после того, как услышала о тебе, вернее, о том, что

Я понимаю, не мне тебя судить. Ведь мы даже незнакомы. Но я не могу молчать, я

считаю, ты должен знать, что многим тебя не понять. Интересно, о чем ты думаешь, читая

мое письмо? Наверное, ты себе места не находишь. Я знаю, тебе неприятно. Мне знакомо

это чувство. Но тебе повезло больше, по крайней мере, ты можешь получать и читать мои

письма и ощущать это неприятное чувство, осознавая, что ты наедине со своими

мыслями, не понятый другими. А кого-то ты лишил даже такой возможности. Ты – эгоист.

И даже сейчас ты уверен, что я не права, ты оправдываешься перед собой. Ты страшный,

непредсказуемый человек. Неужели у тебя даже рука не дрогнула? Как ты пошел на

убийство? Да ты больше, чем убийца. Надеюсь, ты это осознаешь. Я хотела бы верить, что

тобой двигало не что иное, как борьба за справедливость и желание помочь этими

деньгами нуждающимся в них. Но ты слишком много на себя взял. Кем ты себя возомнил?

Мне больше нечего сказать.

Здравствуйте, дорогой Родион Романович!

Пишет Вам Анастасия Григорьевна, хорошая подруга Сони. Вы, наверное, меня плохо

помните, мы с Вами мало встречались, но я о Вас очень много слышала. Мне о Вас

рассказывала Сонечка. Когда я узнала об этом ужасном происшествии, я была в шоке! Я

никогда не думала, что Вы способны на такой нечеловеческий поступок. Я всегда была о

Вас очень хорошего мнения. По рассказам Сони, Вы очень добрый и сердечный человек,

который всегда готов помочь людям. Но этот поступок говорит совсем обратное. Как Вы

могли распоряжаться чужой жизнью? Это ведь очень жестоко с Вашей стороны! Как мог

такой умный, образованный и жалостливый человек пойти на это преступление?

Конечно, я не вправе осуждать Вас, и я не осуждаю, а высказываю свое мнение. Я думаю,

что Вы поняли свою ошибку. И это наказание исправит Вас. Родион, у Вас будет много

времени, чтобы обо всем подумать и все понять. Я очень надеюсь, что Вы исправитесь, и

в дальнейшем у Вас, Родион, не будет таких страшных ошибок. Я Вам хочу дать совет:

запомните, что если Вы хотите помочь людям, никогда не идите на преступление. Убив

человека, Вы никому не поможете и кровавыми деньгами ничью судьбу не устроите. Вы

должны научиться сдерживать свои чувства и эмоции и научиться подавлять в себе гнев и

месть. Я знаю, что в душе Вы – хороший человек! Я надеюсь, что Вы выберете

Итоговый урок по роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»

Изучение романа Достоевского – сложный этап постижения мира подростками, становление их философского мировоззрения через погружение в идейную структуру романа. Подводя итог изучению романа, кажется логичным провести урок, на котором каждый учащийся возьмет на себя роль одного из героев романа и подготовит свое выступление на предполагаемом суде над Раскольниковым (тем интереснее воспроизвести процесс над героем романа, что его нет в сюжете романа).

Перед уроком каждый учащийся определяется с позицией на суде. Выбираются защитник и обвинитель, председатель суда, а также предполагаемые свидетели. Главная роль, конечно, Раскольникова.

В процессе подготовки урока был обнаружен интересный материал, который по сути дублировал дело вымышленного студента Раскольникова. Это «Дело о бывшем студенте Данилове» («Суд присяжных в России», Лениздат, 1991 г.,с.92-146).

«14–15 февраля 1867 года Московским окружным судом с участием присяжных заседателей было рассмотрено дело по обвинению бывшего студента Алексея Михайловича Данилова в убийстве, мошенничестве и наименовании себя ложными фамилиями. Данилов обвинялся в том, что 12 января 1866 года он убил отставного капитана Попова и его служанку, финляндскую уроженку Марию Нордман. Покойный Попов приехал из Петербурга в Москву в октябре 1865 года и решил заняться ссудой денег под проценты. По сведениям родственников у него было 23-29 тысяч рублей капитала. Большая часть денег и несколько оставленных под залог вещей были похищены. Подозрение пало на Данилова, но ни на следствии, ни в суде он виновным себя не признал.»

Несмотря на видимую похожесть преступлений реального и книжного героев, конечно, Данилов далек от тех мучений совести и угрызений от содеянного, которые мучили героя Достоевского, так как реальный преступник виновным себя не признал, несмотря на тяжесть улик. Но данный процесс представляется интересным для ознакомления, так как в материалах суда имеются речь обвинителя, защитника и председателя суда.

Хочется предупредить, что суд на уроке не должен в полной мере соответствовать судебному процессу, так как наш суд литературный, а значит условно-игровой, что позволяет пригласить на процесс и уже умерших по сюжету романа героев. Каждый учащийся в процессе подготовки к уроку продумывает свой ответ на вопрос, определяется с позицией, готовит пересказ важных для принятия решения эпизодов. (Сценарий урока приблизителен, каждый может вносить свои изменения и дополнения, а также важен момент импровизации).

Ход урока

    • Секретарь: Встать! Суд идет.
    • Председатель: Слушается дело бывшего студента Петербургского университета об убийстве старухи-процентщицы Алены Ивановны и её сестры Елизаветы с корыстной целью, краже и укрывательстве похищенного. Предлагается вызвать свидетелей обвинения.
    • Обвинитель: Бывший студент Родион Раскольников обвиняется в преднамеренном убийстве старухи-процентщицы, коллежской секретарши, с целью обогатиться. Обвиняемый, сообщите суду, когда, при каких обстоятельствах вам пришла мысль убить Алену Ивановну.
    • Раскольников: За полтора месяца до убийства я как-то зашел в плохонький трактиришко после того как по крайней нужде заложил у процентщицы колечко, подаренное мне сестрой Дуней перед отъездом в Петербург. Там я услышал разговор студента и офицера об Алене Ивановне. Это мне показалось странным: я только от неё, и они говорят о ней же. Студент тогда сказал, эти слова врезались мне в память:

    Вопросы Разумихину.

    • Обвинитель: Скажите, Дмитрий Прокофьевич, на какие средства вы живете.
    • Разумихин: В основном уроками и переводами.
    • Обвинитель: Хватает вам на жизнь?
    • Разумихин: Перебиваюсь. Стараюсь без дела не сидеть.
    • Обвинитель: Вы помогали Раскольникову?
    • Разумихин: Да, иногда уроки подбрасывал, так когда едой помогал.
    • Обвинитель: Прошу обратить внимание суда, что молодой человек живет нисколько не лучше обвиняемого, однако же не пошел убивать. Напротив, всеми силами помогал подсудимому. У меня вопросов нет.
    • Председатель суда: У защиты есть вопросы к свидетелю по делу?
    • Защитник: Есть. Что вы можете сказать о подсудимом?
    • Разумихин: Родион хороший человек. Душа у него большая, переживает он за всех. Вот как-то полгода назад детей из пожара спас. Ведь никто не кинулся в огонь, а зевак-то как обычно много было. А вот он не задумываясь, бросился в огонь и спас ведь погорельцев. А потом еще он очень за сестру свою переживал. Она замуж собралась выходить за человека недостойного. Родион не мог этой жертвы принять. Да и Лужин-то Петр Петрович неприятный человек, я вам скажу.
    • Защитник: Расскажите обстоятельства, при которых произошла ссора между Раскольниковым и Лужиным.
    • Разумихин: Родя был против брака Евдокии Романовны с этим господином, он убедил сестру отказать ему. Когда Лужин получил отказ, видимо, решил очернить в глазах всех Родиона и подложил деньги(по словам Лебезятникова)в фартук Софье Семёновне, а потом обвинил её в воровстве.Ну тут они и поругались.
    • Судья: Суд принимает во внимание ваше свидетельство.
    • Обвинитель: Я пердлагаю пригласить в зал суда свидетеля Петра Петровича Лужина.
    • Председатель суда: Пожалуйста, пригласите Лужина П.П.
    • Вопросы к Лужину:
    • Обвинитель: Расскажите суду, с какой цель вы прибыли в Петербург?
    • Лужин: Известное дело, я открываю адвокатскую контору здесь.Своим трудом в губернском городе N скопил необходимые средства, решил способствовать всеобщему благу, помогать, так сказать, вершить правосудие.
    • Обвинитель: Что вы можете сказать о подсудимом?
    • Лужин: Дерзкий, заносчивый молодой человек. Он мне сразу не понравился. Я с ним, представьте, на равных разговаривал, уважая достоинство и честь моей невесты, а он кричит: «Вон! По вашей, дескать, теории жить, так людей можно резать!» Я тогда не понял, к чему это он, а теперь-то прекрасно понимаю, о чём он тогда бесновался. Сам зарезал, и ещё оправдание себе ищет. Нет ему оправдания. Чтобы чего-то достичь, надо поработать, лишения потерпеть, а он, видите ли, терпеть не хотел. Вот оно - непочтение к закону, дерзость этакая, нигилистическая, модные веяния.
    • Защитник: А при каких обстоятельствах вы сделали предложение Евдокии Романовне Раскольниковой?
    • Лужин: Она гувернанткой служила у моей родственницы, Марфы Петровны Свидригайловой. Властная была дамочка, скажу я вам. Показалось ей, что девушка соблазнила её мужа, вот она и выгнала её взашей. Ан вышло наоборот. А Марфа Петровна её уже на весь город ославила. Девушка с подмоченной репутацией - позор для семьи. Вот она и предложила мне посвататься, чтобы вину перед ней искупить. А я что, посмотрел: девушка образованная, умная, красивая, кроткая. Я в убытке не буду. Решил помочь. выбраться из нищеты. Красивая и умная жена - украшение мужа. Но вот Родиону Романычу показалось, что я неуважительно к ней отношусь.
    • Защитник: В чём это выражалось?
    • Лужин: Как я к ним давеча пришёл, он так и закричит, что я жену беру из выгоды.Что бедная жена послушнее будет, чем богатая. А я и не отрицаю. Мне жена нужна, а не публичная девка. Он-то, видимо, себе в жёны хочет взять эту Мармеладову с панели.
    • Раскольников: Вы не смеете!
    • Председатель суда: Прекратить! ВЫ, Пётр Петрович, ведите себя достойно. Вы свободны.
    • Защитник: Можно пригласить в качестве свидетеля Софью Семёновну Мармеладову.
    • Председатель суда: Разрешаю.

    Вопросы к Софье Мармеладовой

    • Защитник: Представьтесь, пожалуйста.
    • Соня: Я Софья Семёновна Мармеладова, дочь покойного титулярного советника Семёна Захаровича Мармеладова.
    • Защитник: Расскажите, пожалуйста, как вы оказались на панели? Ведь так вы зарабатывали на хлеб?
    • Соня: Я уже больше не хожу туда. Ну да если надо, слушайте. Четыре года назад, мы тогда в провинции жили, Екатерина Ивановна овдовела.Мы с батюшкой, только маменьку схоронили. Жили неплохо, у папеньки работа была приличная, денег хватало.Тут-то и пришла отцу мысль жениться на Екатерине Ивановне. Она женщина красивая, молодая, но совсем в нищете была, да ещё трое детей. Поженились они, и всё поначалу неплохо было, но вот папеньку сократили, и мы остались без куска хлеба. Полтора года назад мы переехали в Петербург, по знакомству папенька место выхлопотал, устроился работать. Но семья увеличилась, и всё не хватало. И на квартиру надо, и на питание, и на одежду. Папенька, мне кажется, просто не выдержал, вот и запил. Жизнь стала невыносимой. Катерина Ивановна кричит то на детей, то на меня, то на папеньку. А он что, напьется, придёт домой и спит. Однажды Катерина Ивановна от отчаяния и отправила меня на панель. А где ещё денег взять ? Малыши голодные плачут, несмышлёные совсем.
    • Защитник: Как отец реагировал на это положение?
    • Соня: Не знаю. Деньги приходил спрашивать, когда на опохмелку надо было. Ничего не говорил. А что скажешь, когда люди в крайней степени отчаяния! Куда пойти, к кому обратиться? Никто не поможет. Хотя что это я, помог же мне господин Свидригайлов, царствие ему небесное. Три тысячи рублей дал на деток Катерины Ивановны. Так что я теперь не хожу больше на панель! Господь милостив.
    • Председатель суда: Благодарю вас. Вопросы у обвинения к свидетельнице есть?
    • Обвинитель: Да, Ваша честь! Скажите это вы украли сто рублей у господина Лужина?
    • Соня: Что вы! Что вы! Побойтесь бога! Деньги тогда мне господин Лужин предложил, только десять рублей ассигнацией. Я ещё брать не хотела. Ведь Родион Романович, светлая голова и чистое сердце, все похороны оплатил! Сам последний кусок доедает, однако мачехе моей да и мне тоже как помог. А ведь мы едва знакомы были. А Пётр Петрович так настаивал, чтобы я деньги взяла. Просто очень настаивал, да и свидетель у меня есть Лебезятников Андрей Семёнович. Он всю это сцену видел. Спросите хоть у него.
    • Председатель суда: Спросим, обязательно спросим.
    • Соня: А денег я не брала, что касательно сторублевого билета. Я его в глаза не видела. Как он мне его в карман подсунул. Не знаю. День был страшный, тяжёлый, папеньку хоронили. (вытирает слёзы)
    • Защитник: Что вы можете сообщить суду по поводу подсудимого Родиона Романовича Раскольникова?
    • Соня: Родион Романович - прекрасный человек, прекрасный.
    • Обвинитель: Прекрасный а двух женщин убил!
    • Соня: Он не хотел. Это не он. Это дьявол его попутал. Он голоден был, нищета его угнетала. Он измучился весь. Как он страдал! Он ко мне пришёл и всё рассказал, я почувствовала его боль. Ведь он не знал, как вырваться из этого ужаса. А тут с сестрой такое, Лужин Пётр Петрович, может, он уважаемый человек. Но я думаю, что он нехороший, а Родион Романович спасти хотел Дунечку от брака этого. Вы не представляете, какое у него сердце. Нам его Бог послал, ведь он так помог нам, и папеньку похоронили, и детей-то пристроили тоже через его хдопоты, наверняка, это он убедил Свидригайлова наследство оставить. А Родион Романович очень хороший человек, я за ним на каторгу пойду. (плачет)
    • Председатель суда: Успокойтесь, можете быть свободны.
    • Защитник: Прошу разрешить пригласить Лебезятникова Андрея Семёновича, Ваша честь.
    • Председатель суда: Разрешаю.
    • Защитник: Представьтесь, пожалуйста.
    • Лебезятников: Я, Лебезятников Андрей Семёнович, служу в министерстве. По случаю живу в соседях, жил, правильно сказать, умерли же все, с Мармеладовыми. Наблюдал воочию, как эта семейка пользовалась сердечной добротой и высокой душой этой девушки! Вы не знаете, не представляете, какая душа, какая это натура!
    • Защитник: По делу, пожалуйста.
    • Лебезятников: Да. Да, я видел, как господин Пётр Петрович положил деньги в кармашек фартука. Я-то думал, какое благородство проявил этот человек, уверовал в его благие намерения. А он, когда на поминках обвинил Соню - эту чистую душу, невинную, святую девушку, я не смолчал! Я всё сказал, что это он подложил деньги! А вы бы смолчали!
    • (Можно пригласить в качестве свидетелей Дуню Роскольникову, Свидригайлова, Алёну Ивановну, Николку-маляра, квартального, которому Родион дал денег для спасения девушки, Порфирия Петровича и проч.)

    Последнее слово подсудимого: Я, Раскольников Родион Романович, бывший студент Петербургского университета, юридического факультета. Случилось так, что я оказался в затруднительном финансовом положении. Посудите сами, есть люди, которые разъезжают на каретах, тройках, питаются деликатесами, а тут на хлеб насущный денег нет, как учиться. когда мамаша средств на жизнь не имеет, когда сестра собой жертвует, как Сонечка Мармеладова! Вы скажете, что она замуж выходила бы, а чем лучше, жить с нелюбимым человеком изо дня в день. чем это не проституция. Это ещё хуже, потому что под видом благопристойности. Не мог я этого терпеть. Да, я хотел воспользоваться деньгами, но не смог. не смог. Слаб оказался. Простите меня, все, люди добрые! Простите!

    Обвинение

    Родион Раскольников - студент, не располагающий средствами к продолжению обучения, сын престарелой матери, не имеющей возможности ему реально помочь. Нищету, и невозможность заработать достаточное количество денег легальным путем, можно было бы считать причинами, побудившими его встать на путь совершения преступления. Однако Родин Раскольников не единственный человек, испытывающий подобные трудности. Убийство показалось ему наиболее подходящим способом решения проблем. Дальнейшие события, сложились так, что Раскольников просто не смог отказаться от задуманного. Отсутствие в предполагаемый день убийства сестры старухи-процентщицы, выезд из квартиры единственного соседа по площадке просто подтолкнули Раскольникова к совершению убийства. Но самым главным стимулом было корыстное желание Раскольникова заполучить деньги старухи, чтобы иметь начальный капитал для открытия своего дела, при этом его не смущала кровь потерпевшей на этих деньгах. Составив подробный план совершения убийства, Раскольников около 18.30 ч., предварительно зайдя в дворницкую за топором, отправился к потерпевшей. Применив силу, Раскольников вошел к ней в дом, отдал залог, чем отвлек внимание, и когда потерпевшая отвернулась, нанес ей два удара топором в область головы. В результате причиненных телесных повреждений потерпевшая скончалась на месте. Расправившись с потерпевшей, Раскольников стал осматривать ее жилье, разыскивая ценные вещи и деньги. В ходе обыска в квартиру пришла сестра потерпевшей. Боясь разоблачения, Раскольников, тем же топором, нанес ей один удар в область лба, в результате которого сестра потерпевшей скончалась на месте. Вернувшись домой, Раскольников положил топор на место, а похищенное спрятал в своей квартире.
    Вина его подтверждается, протоколом осмотра места происшествия, протоколом изъятия топора со следами бурого цвета, похожими на кровь, заключением судебно-биологической экспертизы, согласно которой следы бурого цвета на топоре, являются кровью, которая по групповой принадлежности может быть кровью потерпевших, заключениями судебно-медицинских экспертиз тел потерпевших, согласно которым их смерть наступила в результате ударов тупым твердым предметом, с ограниченной поверхностью соударения, например, обухом топора, а также показаниями свидетелей.
    Обстоятельствами, смягчающими вину подсудимого Раскольникова Р.Р. можно признать совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, а также активное способствование подсудимого раскрытию преступления и возврат имущества, добытого в результате преступления.

    Индивидуализм – противопоставление интересов отдельной личности интересам общества, т.е. преобладание индивидуального начала над общественным.
    Нравственность – правила, определяющие поведение.
    Гуманизм – человечность в отношении к людям.
    Участники урока: судья, адвокат, присяжные заседатели, обвинитель, Раскольников, Соня, Дуня, Разумихин, автор, Лужин и др.

    Слово учителя. Страшен мир тупого гробового молчания. Все блага мира захвачены богатыми дармоедами. А он молод, красив, умен, полон энергии. У него есть мечта. Это мечта – переделать мир. Найти достойное место в этой жизни. Ради осуществления этой мечты и была придумана эта античеловеческая по своей сущности теория, для подтверждения которой был необходим этот эксперимент. К чему же он приводит? К страшным душевным мукам.

    Он мечется по Петербургу, теряет сознание об одном упоминании об убийстве, теряет рассудок, и в то же время его, как магнитом, тянет на место преступления, он страдает даже во сне. И так каждый день, час, минуту, каждое мгновение. И нет конца этой боли…. Что привело Раскольникова к этой черте? Имел ли он на это право? Эти вопросы будут волновать и заставлять думать. Чтобы лучше понять и разобраться в причинах преступления, мы и проводим сегодня урок-суд над героем.

    Секретарь. Встать! Суд идет! Прошу представителей защиты и обвинения занять свои места. Прошу всех сесть.

    Секретарь. Для дачи показаний слово предоставляется обвиняемому Р.Р.Раскольникову (клянется)

    Судья. Родион Романович, расскажите о себе.
    – Признаете ли вы себя виновным в данном преступлении?

    Обвинение. Для чего Вы убили Алену Ивановну?
    – Не страшно ли Вам было поднять топор на безвинную Лизавету

    (Проводится следственный эксперимент.)

    – Вы создали теорию. В чем заключается ее смысл?
    – А чем же отличить? «Клеймы» что ли какие или одежду особую завести?
    – А много ли таких людей, которые право имеют? (людей с новой мыслью мало рождается, из 100тысяч один)
    – Расскажите о мотивах преступления?

    Адвокат. Как распорядились украденным?

    Судья. В зал судебного заседания приглашаются свидетели со стороны защиты.

    Адвокат. Род ваших занятий.
    – С какого времени знаете Раскольникова?

    Обвинение. Каковы отношения между Раскольниковым и студентами?

    Адвокат. Знаете ли поступки, которые характеризуют Раскольникова с положительной стороны?

    2. Авдотья Романовна.

    Обвинение. Изменился ли Родион Романович после того, как стал учиться в университете? Как это проявилось?

    Адвокат. Почему Вы отказались выйти замуж за господина Лужина?

    3. Соня Мармеладова

    Адвокат. Расскажите о первой встрече с Раскольниковым.

    Обвинение. Почему именно Вам Раскольников рассказывает о совершенном преступлении? Вы знали о его планах?

    – Разделяете ли взгляды Раскольникова, касающиеся его теории?

    Обвинение. Вы подкармливали жильца совершенно бескорыстно или были другие причины? Как к этому относился Родион Романович.

    Адвокат. Убирая комнату Раскольникова, не находили ли Вы в ней драгоценности?

    Адвокат. Расскажите, при каких обстоятельствах Вы встречались с обвиняемым.

    Свидетели от обвинения.

    1. Петр Петрович Лужин

    Обвинение. Ваше отношение к Раскольникову?

    Адвокат. Клевета на Соню Мармеладову – это месть Раскольникову?

    – Для чего Вам это было нужно?

    2. Порфирий Петрович

    Адвокат. Вы, «человек с сердцем и совестью», признались, что «….мне эти ощущения знакомы? И статейку я прочел Вашу как знакомую». Вы разделяете взгляды Раскольникова

    Свидетель от автора. Ваша честь, нельзя не отметить, что большое влияние на душевное состояние Раскольникова оказывает город, в котором он живет.

    Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы.

    А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумерки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен:

    Город пышный, город бедный,
    Дух неволи, стройный вид,
    Свод небес зелено-бледный,
    Сказка, холод и гранит…

    Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта крайне бедная и убогая жизнь

    Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры – не в богатых районах столицы, а на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, лишенных всякой архитектуры, где люди «так и кишат». Герои Достоевского сторонятся «пушкинских» кварталов. Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню…Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в XVIII веке был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса, где крепостные подвергались публичному наказанию (вспомните некрасовские строки «Вчерашний день, часу в шестом…»). В двух шагах от красной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать (!) питейных заведений. Раскольников, по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

    Сцены уличной жизни надо сопоставить и систематизировать, чтобы обосновать вывод: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

    Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье. Коморка Раскольникова , «проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, – это темные, сырые «гробы».

    Все вместе: пейзажные квартиры Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» – создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления.

    Судья. Суд прослушал выступления свидетелей. Родион Романович, Вам предоставляется последнее слово.

    Родион Романович Раскольников. Господа присяжные заседатели, благодарю за предоставленную мне возможность сказать последнее слово.

    Меня обвиняют в убийстве старухи-процентщицы и её сводной сестры Лизаветы Ивановны. Не стану отрицать того ,что очевидно ,а, впрочем ,я и сам признался в преступлении. Одна смерть за сто жизней взамен -да ведь тут арифметика.

    Я хотел себя проверить, кто я: «тварь дрожащая» или право имею.

    Я хотел Наполеоном стать. Я однажды подумал, если бы у Наполеона не было Тулона, Египта, а была бы перед ним старушонка, никому не нужная, задумался ли бы он, преступить или нет. И пришёл к такому выводу, что он бы ни на минуту не задумался. Я хотел Наполеоном стать. Но это всё вздор. Я хотел выйти из создавшегося положения, выйти разом. Я хотел всё изменить. Я не хотел дожидаться всеобщего счастья (как это делают социалисты). Жизнь мне дана один раз, и я должен успеть сделать. Нет! Это всё не то. Я хотел иметь власть над всем человеческим муравейником. Но всё это вздор, почти одна болтовня.

    Я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, ещё наклонен к сумасшествию. (Уж пусть всё зараз!) Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Вы ведь знаете, в какой конуре я живу. А знаете ли вы, что низкие потолки и тесные стены душу и ум теснят. И я теперь знаю, что кто крепок и силен умом и духом ,тот над людьми и властелин! Кто много посмеет, тот и прав.

    Я…я захотел осмелиться и убил…я только осмелиться захотел. Мне надо было узнать, вошь ли я ,как все, или человек. Тварь ли я дрожащая или право имею.

    Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки! А старушонку эту чёрт убил, а не я. Вот и вся причина.

    Судья. Суд выслушал последнее слово подсудимого. Слово предоставляется стороне обвинения.

    Обвинение. Страшной, призрачной представляется жизнь, протекающая на петербургских улицах, в петербургских трущобах. Картины ужасной реальной жизни – убийство старухи-процентщицы, появление «человека из-под земли», называющего Раскольникова «убивцем», «странные, отчаянные вопли с улицы» – похожи на кошмарные грёзы безумного. А бредовые видения Раскольникова похожи на реальную действительность.

    Да! Таков страшный мир нищеты, невыносимых страданий, мир, в котором рождаются полубезумные замыслы Раскольникова.

    Многое вызывает в Раскольникове сочувствие, но всё же он убийца, и мы не должны об этом забывать. Никто не имеет права брать топор, идти и убивать человека пусть даже такого мерзкого, как старуха-процентщица. Никакие мотивы не могут этого оправдать. Я прошу суд разобраться и вынести свой строгий и справедливый вердикт. Я считаю, что преступник должен быть приговорён к каторжным работам

    Адвокат. Мой подзащитный Раскольников Родион Романович – бывший студент – живёт в мрачной угнетающей обстановке. Он чувствует себя никому не нужным, отверженным. Живёт он в квартире, «похожей более на шкаф, чем на квартиру». И здесь, в темноте и духоте, проходит большая часть его жизни. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщицы Алёны Ивановны. Он считает общество социально несправедливым, поэтому в его голове рождается идея установления социальной справедливости насильственным путём, и объясняет он это разрешением «крови по совести».

    Мотивы преступления абсолютно ясны: нищета, неудачи, невозможность продолжать обучение в университете, желание упрочить своё скверное положение, а также помочь своей матери и сестре, которая ради «драгоценного брата» жертвует своей жизнью, свободой (должна выйти замуж не по любви) – всё это вынудило Раскольникова совершить преступление. Жизнь загнала его в угол, не оставив выбора. К тому же на совершение преступления повлияло болезненное состояние подсудимого в тот момент. Этот факт был засвидетельствован доктором Зосимовым, который заключил, что «самое преступление не могло иначе и случиться, как при некотором временном умопомешательстве». Поэтому в момент убийства Раскольников полностью не осознавал происходящего.

    Перед нами не злодей-убийца. В основе преступления Раскольникова лежит психологическая, философская тайна. И суду следует хорошо в ней разобраться. Давайте взглянем на мир глазами Раскольникова, переживем его муки. Ведь муки, сомнения одолевают его до убийства. А как он мучается после преступления. Его одолевают кошмары, он не находит себе места, не переносит общества, даже самые близкие люди ему в тягость, он просит оставить его одного. Ударом топора по старухе он отделил себя от людей. Подсудимый страдает и терзается после преступления.

    В преступлении Раскольникова выражен индивидуалистический бунт. Он бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества. Он хотел в одиночку, не дожидаясь всеобщего счастья, перестроить мир. В этом он, конечно, не прав. В одиночку общественный строй не изменить.

    Я прошу суд учесть всё это при вынесении приговора моему подзащитному.

    Секретарь. Суд удаляется на совещание для вынесения приговора.

    Судья. Заслушав и обсудив дело по обвинению в убийстве старухи-процентщицы Алены Ивановны, бывшим студентом университета Раскольникова Родиона Романовича суд постановляет:

    Приговорить студента Раскольникова Родиона Романовича к восьми годам каторжных работ.

    Учитель. «И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности, гуманизму». (Ч. Айтматов)

    В своем романе Достоевский учит верить, творить добро и сострадать. Если в противостоянии добра и зла будет побеждать зло, то человечество не сможет выжить.

    Проблема, рассмотренная Достоевским в романе «Преступление и наказание», актуальна и для наших дней. В злом и бесчеловечном мире очень трудно сохранить любовь, доброту и сострадание. Но надо стоять за свои ценности и перед беспощадной действительностью не опускать руки и творить добро, ибо «Обрести Христа – значит обрести собственную душу».

    Цель урока: определить, в чем “правда” Сони Мармеладовой; проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на “преступление” Сонечки, как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне; осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.

    Оформление урока: портрет Ф.М.Достоевского, выполненный В.Г. Перовым в 1872 г., картина И.Н. Крамского “Христос в пустыне” 1872 г., Микеланджело “Страшный суд”, рисунки учащихся, музыка “Аве Мария”, Нагорная проповедь.

    Предварительно учащимся было задано прочитать 4 главу 4 части, обратить внимание на поведение героев при встрече, выписать авторские ремарки; определить, в каком контексте звучит библейская притча о Воскресении Лазаря; подумать о том, какие нравственные уроки, заключенные в ней, извлекут для себя герои романа.

    1. Слово учителя.

    Мы продолжаем работу над произведением Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.

    Произведение “Преступление и наказание” учит нас тому же, что и Библия: милосердию, состраданию, добру, ответственности перед высшим судом за каждый свой шаг. Но прежде, чем приступим к анализу произведения, хочу обратить ваше внимание на картину Крамского “Христос в пустыне” и портрет Ф.М. Достоевского. Постараемся увидеть, что в них общего.

    Посмотрите внимательно на картину Ивана Николаевича Крамского “Христос в пустыне” 1872 года. Основа сюжета этой картины трактуется по-разному:

    1) Христос, приняв крещение и услышав голос с небес о его мессианском назначении на земле, уходит в пустыню, где в течение 40 дней пребывает в полном уединении, без пищи, он размышляет о своем назначении, о том, как трудно это выполнить, как трудно на это решиться.

    2) Преданный одним из своих учеников Иудой, Христос удалился на ночь в пустыню, чтобы решить: скрыться ли от властей иудейских или погибнуть за свою идею.

    - Что, по-вашему, в картине является композиционным и смысловым центром? (Руки Иисуса – до боли сжатые, словно пытается связать воедино мир, землю и небо.)

    Перед нами драма: превращение частного человека в посланника божьего среди людей, страдающего за людей. Обратите внимание на портрет Ф.М.Достоевского, выполненного В.Г.Перовым в 1872 году. Что общего в этих двух, на первый взгляд, разных картинах? (У Достоевского тоже руки сжаты до боли, взгляд сосредоточен, боль в глазах.)

    4. Слово учителя.

    Романы Ф.М. Достоевского – это размышления о пути человеческом, о выборе, который делает человек: путь совести, сострадания – нелегкий путь. В портрете Достоевского заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царствие добра, любви, милосердия, справедливости. По Достоевскому, путь к этому – нравственное совершенствование каждого человека.

    5. Послушайте стихотворение Льва Болеславского “Чудных отцу в небесной синеве”. (Читает ученик.)

    Одним из основных библейских мотивов романа Достоевского является мотив страшного суда за грехи человеческие. Перед вами картина Микеланджело “Страшный суд”. Какой эпизод из “Преступления и наказания” может стать иллюстрацией страшного суда? (4-й сон Раскольникова.)

    - Какие основные евангельские заповеди он нарушил? (Не убий, возлюби ближнего своего.)

    Итак, Раскольников совершил преступление, которое завело его в тупик. Соня же в это время получила желтый билет. Линии их жизни пересеклись в самой критической точке для них: именно в тот момент, когда нужно было раз и навсегда решить, как жить дальше. Старая вера Раскольникова уже пошатнулась, а новую он пока еще не обрел. Обреченность и невольная жажда смерти как выход из тупика овладели им.

    Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: “Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и греть.” Кто же в романе несет этот свет? (Таким теплым светом становится Соня.)

    Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. В этом утверждают нас встречи героя с ней.

    Именно Сонечка, беззащитная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливости и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольникова

    - Почему падшая женщина спасает душу Раскольникова? (Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей.)

    - Какие черты подчеркивает в ней Достоевский? (Достоевский постоянно подчеркивает ее робость, застенчивость, даже запуганность.)

    Расскажите о жизни Сони.

    ( Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Истощенные голодом дети выжили благодаря Соне. Ее жертва теплотой проникает в души людей. Она отдает Мармеладову последние “греховные гроши” на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях. Даже людям, окружавшим ее, такой поступок кажется воистину христианским, а ее грехопадение в этом случае кажется святым.)

    - Скажите, пожалуйста, как на жизнь смотрит Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова? (Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправедливости. Его теория толкает на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов переступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим “муравейником”. Идея и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой дорогой. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижения, в условиях, казалось бы, исключающих всякую чистоту (моральную), она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу.)

    Итак, Раскольников идет к Соне. Как объясняет он свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него? (Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению.)

    - Как можно объяснить поведение Раскольникова, бесцеремонно осматривающего комнату? Кого он ожидал увидеть? (Он хочет понять, как она преступница живет, чем дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается, голос его становится тихим.

    Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос: “Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду”.)

    - Каким представляет себе Раскольников будущее девушки? (“Броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат.”)

    - Три дороги и все погибельные. Почему она не сделала этого? В чем же причина? (Вера, глубокая, способная творить чудеса. Сила. В Соне увидел силу, позволяющую ей жить. Ее источник в заботе о чужих детях и их несчастной матери. Уповает на Бога и ждет избавления.)

    - Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, законам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, сострадание живут в ней.

    Книга, которую заметил на комоде в комнате Сони Раскольников, оказалась Новым Заветом в русском переводе. Евангелие принадлежало Лизавете. Невинная жертва принимает смерть безмолвно, но она будет “говорить” Божьим словом. Раскольников просит прочитать ему про Воскресение Лазаря. Почему выбран этот эпизод из Евангелия? (Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в “этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”, теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.)

    7. Работа с текстом.

    Прочитайте эпизод чтения Соней отрывка из Евангелия, проследите за состоянием Сони. Почему такое состояние испытывает она? (Звучит музыка “ Аве Мария”. У Сони дрожали руки, голоса не хватало, не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг вся преобразилась.

    Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания чуда. Раскольников смотрел на нее, слушал и понимал, как Иисус любит тех, кто страдает. “Иисус прослезился”, – в это время Раскольников обернулся и увидел, “что Соня дрожит в лихорадке”. Он ожидал этого.)

    - Она хотела, чтобы Раскольников принял веру во Христа и через нее смог пройти к возрождению путем страдания. Почему Евангелие читают преступник и блудница? (Евангелие показывает путь к возрождению, почувствовали соединение душ.)

    - Достоевский выделил слова “Я есмь Воскресение и жизнь”. Почему? (Пробуждается душа.)

    -С каким впечатлением о Соне Раскольников уходит? (Раскольников, слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о ней. Христианской любовью любит людей Соня. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о власти над всею тварью дрожащею, понял правду Сони, ее жертвенную чистоту.)

    - Уходя от Сони, он сказал, что скажет, кто убил. “Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал”. В романе важно не только к кому приходит с признанием Раскольников, но и где это происходит – в квартире у портного Капернаумова, где Соня комнату снимает. Капернаумов – фамилия значимая.

    Капернаум – город, часто упоминаем в Новом Завете; здесь поселился Иисус Христос после того, как оставил Назарет, и Капернаум стал называться “Его городом”. В Капернауме Иисус совершил много чудес и исцелений, сказал много притчей: “И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с ним и учениками Его. Увидевши то, Фарисеи сказали ученикам Его: “ Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?”. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные”.

    - В комнате Сони в квартире портного Капернаумова сходятся грешники и страдальцы, убогие – все больные и жаждущие исцеления: сюда приходит и Раскольников, чтобы сознаться в преступлении.

    Знаем, что здесь символичны числа. В 11 часов Раскольников приходит к Соне. В Евангелии от Матвея есть притча о работниках в виноградниках.

    “Царствие Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в 11. … и пришедши около одиннадцатого часа получили по динарию.” “Так будут последние первыми, а первые последними; ибо много званых, а мало избранных”.

    - Итак, мы видим, что для Раскольникова еще есть возможность покаяться, искупить свой грех страданием (в 7 часов рассоединил свою жизнь с богом) и воссоединиться с Богом.

    10. Инсценирование разговора Раскольникова с Соней.

    - Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей дилемму? (Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, чем Лужину, то Раскольников тем самым был бы ею оправдан: вышло бы, что он имел право убить процентщицу. Она не может решать: кто должен жить, а кто нет.)

    - Почему Раскольников признается Соне в убийстве? Что она испытывает к нему? (Соня полна сострадания к Раскольникову и думает только о том, как тяжело ему жить, испытывая мучения совести.

    Говорит: “Говори, я про себя пойму”. Все окружающее она воспринимает сердцем, душой, а не разумом, как Раскольников.)

    - В чем причина совершения преступления, по мнению Сони? (“От бога вы отошли, и вас поразил, дьяволу продал”.)

    Как вы понимаете это выражение? (По мнению Сони, теория, рожденная в ненависти и презрении к людям, преумножающая зло и нравственное опустошение, отрицает добро, любовь, сострадание.

    Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.)

    - Какой путь предлагает Соня Раскольникову? (Страдание принять и искупить себя им, вот что надо. Она не может мыслить иначе, для нее нет ни вопроса, ни сомнения.)

    12. Слово учителя.

    Главная проблема романа: имеет ли право человек решать, кому жить, кому не жить.

    Сонина правда победила. Она помогла сгореть индивидуалистической философии Раскольникова. Своей жалостью и человечностью вернула ему ту полноту восприятия себя самого и окружающего, которая, казалось, навсегда была утрачена, стерта переживаниями о содеянном. Но он еще не принимает крест от Сони. Крест – это человеческие страдания. Тяжкий крест не для себя, а для других. Он еще к этому не готов.

    13. Чтение сцены на Сенной площади.

    Раскольников нарушил главную библейскую заповедь “не убий”, а верующая Соня обнимает его. Почему? Ответьте словами Нагорной проповеди. (Прощайте да прощены будете.)

    - Смогла ли Соня привести Раскольникова к вере, когда это происходит? (В эпилоге, на каторге.)

    - Как к Соне относились каторжники? (Били ее, кланялись ей.)

    - Что значит для писателя эпилог? (Раскольников с Соней, которая последовала за ним на край света, которая спасла и спасает его ежедневно, ежечасно, не давая погаснуть едва тлеющему огоньку добра в его душе. Именно здесь происходит человеческое прозрение Раскольникова, которое отрешает его от болезни индивидуализма, от стены, которую в своих мыслях он чуть не возвел между собой и другими “обыкновенными” людьми.)

    - Возрождение приходит к герою романа как преодоление болезни. Что необычного мы в нем видим, чего ни в одной сцене не видели? (Слезы – это очищение, просыпается душа…)

    15. Слово учителя.

    Слезы – рубеж нового этапа его жизни. Ему становится легче дышать. Он начинает видеть высокий смысл тех, кого считал обыкновенными. Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные идеалы, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освещенных религией.

    На последней странице романа вновь появляется число “семь”, означающее союз человека с Богом. “Им оставалось еще семь лет”. Это начало очищения, а впереди 7 лет, только тогда может наступить полное очищение. В чем же сила Сонечки? (В умении любить, сострадать, в самопожертвовании во имя любви.)

    Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” – вот вывод, к которому приходит Достоевский.

    “Блаженный тот, на которого сойдет благодать Божья”, – так сказано в Нагорной проповеди, которую Достоевский считал бесценной. “Блаженны”… ведь это о Сонечке и о тех людях, которые умеют сострадать другому человеку. Хотелось бы, чтобы вы так же, как и Соня, любили людей такими, каковы они есть, умели прощать и дарили бы свет, исходящий от вашей души, другим людям.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: