Лученкова а в понятие и сущность государственной службы как административно правового института

Обновлено: 04.05.2024

Под государственной службой (ГС) понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Она осуществляется на государственных должностях в аппарате органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей.

Общая цель ГС – управление государственными делами, связанное с разделением государственной власти на: законодательную, исполнительную, судебную. Цели ГС можно рассматривать в следующих аспектах:

1.Государственно‑политический:реализация обязательств государства по обеспечению определенного уровня жизни, удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

2.Экономический: повышение эффективности государственного регулирования экономики; осуществление от имени государства управления государственной собственностью; поддержка предпринимательства; обеспечение финансирования затрат на государственную службу; снижение затрат на содержание государственного аппарата.

3.Социальный: исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов; решение общегосударственных задач управления; практическое осуществление функций государства; создание условий для связи государственного аппарата с народом.

4.Правовой: обеспечение соблюдения законодательства страны; создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата.

5.Организационный: организационно-техническое обеспечение органов государственной власти; профессионализация государственного аппарата, организация учебы; совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе; приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государственной службы.

Функции ГС связаны с непосредственным исполнением полномочий власти. Функции организации ГС можно рассматривать:

1. Как профессиональной деятельности: -осуществление государственного управления: планирование, прогнозирование, принятие решений, исполнение, координация, информация, контроль, стимулирование; -организация аппарата на выполнение полномочий государственных органов; -обеспечение ответственности, дисциплинированности аппарата.

2. Как правового института:-реализация законов государства; -разработка проектов законов и других нормативных актов о государственной службе; -соблюдение законодательства о государственной службе; -регулирование правового статуса государственных служащих.

3. Как социального института:-производство государственных социальных услуг: образование, воспитание, правовая защита, безопасность; реализация интересов, прав и свобод граждан; -эффективное решение социальных задач государства; регулирование и разрешение социальных конфликтов; -регулирование социального статуса государственных служащих.

4. Как публично-правового отношения государства и служащего: -правовая и социальная защита государственных служащих; -определение правовых правил прохождения государственной службы: разработка правовых, нормативных актов, устанавливающих государственно-служебные отношения; -регулирование численности и качественного состава государственной службы; -создание условий для профессионального роста кадров аппарата.

Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению государственной власти (целей, задач и функций государства). Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба.

Государственная служба выполняет основные задачи государственного управления:

1.выработка стратегии, доктрины, концепции социального, экономического и политического развития страны;

2.подбор кадров, способных реализовать эту стратегию;

3.создание организационных структур власти;

4.принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;

5.осуществление в целях реализации принятых решений прогнозирования, координации, сбора информации.

Принципы организации и функционирования государственной службы

в Российской Федерации

К ГС относится исполнение должностных полномочий лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В».

ГС основана на следующих принципах:

- верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечение их прав;

- приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия (обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина);

- единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ;

- разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, возрастание конкретных функций в лице государства, общественных организаций;

- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

- обязательности для ГС решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;

- единства основных требований, предъявляемых к ГС;

- профессионализма и компетентности ГС;

- гласности в осуществлении ГС;

- ответственности ГС за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

- стабильности кадров ГС в государственных органах;

- социальной защищённости ГС (денежное содержание, оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение).


Целью данной статьи является исследование теоретические подходы к определению понятия государственной службы. Отмечаются ее наиболее приоритетные признаки и особенности, дается их подробная характеристика.

Методическая основа работы заключается в использовании системного подхода, сравнительного политического анализа и синтеза.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в современных условиях действуют законы, подтвержденные нормативно-правовыми документами, на основании которых государственная служба управляет процессами общества, политики, промышленности и прочих отраслей. Качество и эффективность управления, к сожалению, не на должном уровне развития страны.

Государственная служба в Российской Федерации — постоянно развивающееся сложное явление, призванное выполнять функциональные назначения государства. Основная задача государственной службы — единение федеративного государства с помощью системного использования конституционно-правовых и организационных принципов. Проблема профессиональной компетенции государственных гражданских служащих приобретает особую актуальность для России в современных условиях.

В статье представлены основные теоретические подходы к определению понятия государственной службы. Отмечаются ее наиболее приоритетные признаки и особенности, дается их подробная характеристика.

Ключевые слова: государственная служба, государство, власть, правовой институт, политическая система, законодательство.

Институт государственной службы всегда развивается одновременно с государством. Чем выше уровень развития державы, тем многофункциональнее и сложнее его управляющий аппарат [5, c.131].

В большинстве стран, в том числе и в России, государственная служба развилась из отношений «сюзерен-вассал», господин и подчиненный ему вольный человек, исполняющий определенные обязанности за предоставляемые ему блага. Это может быть плата деньгами или землей, часто практиковались награждения «холопами», т. е. крепостными, какими-либо привилегиями (торговыми) [7, c.14].

Исторически понятие госслужбы прошло трансформацию от служения государю как человеку (личного служения) до службы государству в том смысле, как оно понимается сейчас, и в данной же формации. Изначально существовала только личная служба государю (князю или царю), которая породила особый социальный класс — служилого дворянства [7, c.15].

Важность исследования данной сферы определяется ролью общественных служб как элементов политической системы, обеспечивающих успех социальных преобразований в России, которые проводит власть.

Определим содержание термина «государственная служба». В теории учеными даются разные определения этого понятия.

Законодательное, то есть легальное определение данного понятия впервые было дано в Федеральном законе от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», который ныне утратил силу. Согласно статье 2 названного Федерального закона под государственной службой понималась «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов» [1]. В связи с принятием в 2003 году Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» [2] содержание понятия «государственная служба» было несколько расширено.

Современные исследователи определяют госслужбу как трудовую деятельность, заключающеюся в практической реализации государственных функций сотрудниками государственных учреждений, подразумевающих обеспечение, в том числе, инновационного развития страны [3, c.142].

Сущностные и содержательные особенности понятия «государственная служба», по мнению ряда авторов, подразумевают «с одной стороны, практическое, а с другой — профессиональное участие граждан в выполнении различных целей, а также функций государства за счет того, что исполняются различные государственные должности, которые были образованы в органах государственной власти». Для исследователей — это публичный социально-правовой институт, который включает в себя три основополагающих, взаимосвязанных друг с другом элемента: государство, государственный орган и государственную должность [4, c.25] .

Несмотря на множественность взглядов на понятие «государственная служба», значение этого термина имеет четкое закрепление в действующем законодательстве, регулирующем государственно-служебные отношения [6, c.48].

Так, согласно ныне действующему законодательству под государственной службой понимается «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации в целом, а также ее субъектов; федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также устанавливаемые конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации, соответственно» [2]. Благодаря более подробному толкованию данного понятия можно легко определить круг участников общественных отношений, связанных с исполнением обязанностей в органах управления.

Согласно вышеназванному определению, можно выделить следующие характерные признаки государственной службы. Во-первых, это государственная деятельность, так как она осуществляется в органах государственной власти, а также от имени и по поручению государства. Данный признак выделяется в силу того, что в Российской Федерации имеется также институт муниципальной службы, который осуществляется соответственно на муниципальном уровне, и поэтому одним из принципов государственной службы является ее взаимосвязь с муниципальной службой [3, c.143].

В-третьих, основной задачей государственной службы является обеспечение исполнения полномочий органов власти. Государственные служащие исполняют свои обязанности не для себя и не для руководящих ими лиц, а для общества и для государства. Также данный признак подчеркивает тот момент, что данную задачу выполняют лишь лица, занимающие именно должности государственной службы, а не лица, замещающие государственные должности (понятия «должность государственной службы» и «государственная должность» имеют разные значения). То есть выполнение функций лицами, замещающими государственные должности, лежит за пределами государственной службы, и деятельность этих лиц регулируется иными нормативно-правовыми актами.

В-четвертых, государственная служба — это публичная служба. Данная деятельность осуществляется открыто, гласно, она имеет официальный характер. Данный признак подчеркивается таким принципом, как открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих [4, c.27]. Доказательством этому может служить, например, тот момент, что практически все органы власти имеют официальные Интернет-ресурсы, на которых освещается их деятельность, в частности, опубликовываются принятые ими нормативно-правовые акты, отчеты об их деятельности. Также каждый гражданин может обратиться в органы управления с предложением или жалобой, не только непосредственно придя в данный орган, но и посредством телефонной связи, а также воспользовавшись услугами почтовой связи, в том числе и электронной почтой.

В-пятых, государственная служба осуществляется только в государственном органе и только на должности, включенной в реестр должностей государственной службы. В каждом органе государственной власти имеется свой штатный список, но в него включены не только лица, непосредственно исполняющие обязанности государственных служащих, а также лица обслуживающего персонала. К ним относятся технический персонал, водители, лица из числа работников охранных предприятий, а также иные. Данные работники не относятся к государственным служащим, однако, их наличие в органе государственной власти также необходимо для поддержания организационного порядка. Также не относятся к государственным служащим лица, работающие в бюджетном государственном учреждении или организации. Это, например, воспитатели дошкольных учреждений, учителя общеобразовательных школ, а также преподаватели высших и средних профессиональных учебных заведений, врачи медицинских учреждений и так далее.

Таким образом, государственная служба — это «служение» на благо государства — по значению, и профессиональная деятельность работников государственных организаций — по определению.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, Российская Федерация, государственная власть, лицо, Россия, служащий, государственный орган, муниципальная служба, основная задача, политическая система.


В статье раскрываются основные понятия, принципы и виды государственной службы в Российской Федерации. Государственная служба, как самостоятельный институт административного права, имеет крайне важное значение для обеспечения эффективности государственного управления и, в конечном итоге, реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Рассмотрение порядка прохождения государственной службы показывает, что существуют достаточно большое количество проблем как правового регулирования данной процедуры, так и практики применения соответствующих норм.

Ключевые слова: государство, государственное управление, государственная служба, закон, законодательство.

С принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года наше государство вступило на новый путь развития, предполагающий развитие демократического республиканского федеративного государства и построение правового, социального государства. Одним из главных принципов политической системы стал принцип разделения властей, развитие которого актуально и в настоящее время. Актуальность также подтверждается предпринимаемыми попытками реформирования системы государственного управления, о чем свидетельствует Указ Президента РФ от 07.05.2012 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Действующее законодательство о государственной службе предусматривает определенную систему государственной службы, включающую несколько видов государственной службы в зависимости от назначения и уровня государственной власти. Из трех видов государственной службы только гражданская служба может функционировать на уровне субъектов Российской Федерации. При этом законодатель регламентирует только федеральную гражданскую службу, предоставляя субъектам РФ возможность собственного правового регулирования данной сферы отношений.

Государственная служба представляет собой сложное комплексное правовое явление, которое можно трактовать в нескольких аспектах:

— правовой аспект: государственная служба рассматривается как комплексный институт, объединяющий нормы конституционного, административного, финансового, уголовного и иных отраслей права;

— организационный аспект: государственная служба предстает как организованная государством система осуществления его задач и функций государственными служащими;

— функциональный аспект: государственная служба рассматривается с двух позиций: в широком смысле как выполнение государственными служащими своих обязанностей в государственных организациях: государственных органах, предприятиях, учреждениях и иных; в узком смысле как выполнение государственными служащими своих обязанностей в государственных органах.

Действующее законодательство содержит общее понятие государственной службы — профессиональная служебная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий РФ и ее органов, субъектов РФ и их органов, и лиц, замещающих государственные должности.

Правовой основой государственной службы выступает целый массив действующего законодательства:

1) Конституция РФ: право на участие в управлении государством; федеральная государственная служба — в ведении РФ.

«О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ;

«О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ;

«О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ;

«О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ;

«О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202–1.

3) Указы Президента РФ:

«О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ на 2009–2013 гг». от 10.03.2009 г. № 261 (например, мониторинг общественного мнения за эффективностью работы государственных служащих);

«О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» от 31.12.2005 г. № 1574;

«О государственных должностях РФ» от 11.01.1995 г. № 32;

«Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12.08.2002 г. № 885 (проявлять корректность, внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами; избегать конфликтных ситуаций; воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей);

«О службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 05.06.2003 г. № 613;

4) Постановления Правительства РФ:

«О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременных субсидий на приобретение жилого помещения»;

5) Акты федеральных органов исполнительной власти: приказы, инструкции министерств;

6) Конституции республик, уставы других субъектов РФ содержат отдельные нормы, закрепляющие вопросы государственной службы, принимаются законы.

Государственная служба характеризуется целым рядом отличающих ее от других институтов признаков:

1) является разновидностью публичной службы;

2) осуществляется на профессиональной основе;

3) является служебной деятельностью (то есть, подчинена обеспечению исполнения полномочий определенных в законе субъектов), которая зависит и определяется функциями и полномочиями соответствующих органов;

4) характеризуется разнородностью субъектов, на обеспечение исполнения полномочий которых направлена служебная деятельность (РФ, ее субъекты, их государственные органы, лица, замещающие государственные должности РФ и ее субъектов);

5) государственной службе присуща дифференциация должностей в государственных органах на государственные и негосударственные должности, не являющиеся должностями государственной службы.

Важной составляющей правового регулирования государственной службы является принцип как некое руководящее правило, основополагающее правило, положенную в основу правового регулирования. Государственная служба строится на основе получивших законодательное закрепление принципов организации и функционирования государственной службы.

Статья 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» закрепляет перечень основных принципов построения и функционирования системы государственной службы:

1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

4) равный доступ граждан к государственной службе;

5) единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

6) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

7) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

8) профессионализм и компетентность государственных служащих;

9) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Статья 2 Федерального закона «О системе государственной службы» предусматривает, что государственная служба, как самостоятельная система, включает в себя (функциональный признак):

1) государственную гражданскую службу:

б) гражданская служба субъектов РФ;

2) военную службу (только федеральная);

3) государственную службу иных видов (только федеральная).

Государственная служба в зависимости от федеративного устройства государства может быть подразделена на федеральную и государственную службу субъектов Федерации.

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность, направленную на обеспечение исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности субъектов, которые осуществляют управленческие функции для разрешения экономических и социальных задач.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены следующие функциональные признаки государственной гражданской службы:

а) работу на государственной службе осуществляют только граждане Российской Федерации. Это юридически обеспечивается также в ст. ст. 13 и 21 Закона о государственной гражданской службе. В действующей редакции Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не содержится (в отличие от первоначальной редакции ст. 14) прямого запрета на занятие иностранцами должностей государственной службы. В то же время принятие иностранных граждан на государственную гражданскую службу сейчас недопустимо, поскольку государственная гражданская служба осуществляется исключительно гражданами России;

б) государственная гражданская служба является профессиональной деятельностью. Заметим, что здесь законодатель не раскрывает характерных признаков гражданской службы как профессиональной деятельности. В науке же под профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков, требующая определенной подготовки и образования. Именно такая деятельность может обеспечивать компетентное и эффективное исполнение полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности.

Между тем профессионализм и компетентность гражданских служащих являются законодательно установленным принципом государственной службы Российской Федерации. Поэтому профессиональная деятельность на государственной службе предполагает наличие у служащего профессионального образования.

В целях обеспечения необходимого уровня профессионализма и компетентности государственных служащих установлена классификация должностей гражданской службы (всего 5 групп). С учетом такой классификации (т. е. в соответствии с категориями и группами должностей) установлены квалификационные требования к должностям гражданской службы. В число таких требований входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы и иных видов государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

в) государственная гражданская служба осуществляется с целью обеспечения полномочий федеральных и региональных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Одно из редких определений понятия «орган государства» приведено в Большом юридическом словаре. Это организованная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке руководства обществом. Представляется, что государственный орган — это образованное в установленном порядке публично-правовое лицо, наделенное государственно-властными полномочиями организационно-распорядительного характера по выполнению задач и функций государства (или субъектов федеративного государства). Определяющим признаком государственного органа является наличие у него властно-управленческих организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий, осуществляемых от имени государства по отношению к иным субъектам права и общественного управления.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, Российская Федерация, государственная гражданская служба, гражданская служба, орган, государственное управление, профессиональная деятельность, служащий, правовое регулирование, профессиональная служебная деятельность.


«Студенческий вестник»: научный журнал. № 16(36). Часть 1. – М., Изд. «Интернаука», 2018. – 64 с.

«Студенческий вестник»: научный журнал. № 16(36). Часть 2. – М., Изд. «Интернаука», 2018. – 56 с.

Анонсы статей

3. Культурология.

Статья: КОНЦЕПЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА В ИСТОРИИ КУЛЬУРЫ ПО КАРЛУ АВГУСТУ ВИТТФОГЕЛЮ И ЛЬВУ НИКОЛАЕВИЧУ ГУМИЛЕВУ

Статус: Статья опубликована

Статья: ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ РАЗЛИЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Статус: Статья опубликована

Статья: ГЕНЕЗИС ПРАВОВОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статус: Статья опубликована

4. Лингвистика.

Статья: Синхронды аударма процесі

Статус: Статья опубликована

Статья: GENERAL PROBLEMS OF TRANSLATION

Статус: Статья опубликована

8. Физическая культура.

Статья: Развитие логики посредством физической культуры

Статус: Статья опубликована

Статья: Организация самостоятельных занятий по физической культуры у студентов с реестрами тяжелой атлетики

Статус: Статья опубликована

9. Филология.

Статья: Особенности когнитивного подхода к изучению фразеологических единиц

Статус: Статья опубликована

10. Юриспруденция.

Статья: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОСТУПКА АДВОКАТА

Статус: Статья опубликована

Статья: Защита прав и законных интересов налогоплательщиков

Статус: Статья опубликована

Статья: УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В ОТНОШЕНИИ ЛИЦА, ЗАКЛЮЧИВШЕГО ДОСУДЕБНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Статус: Статья опубликована

Статья: Фундаментальные особенности и значение обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления

Статус: Статья опубликована

Статья: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА

Статус: Статья опубликована

Статья: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

Статус: Статья опубликована

Статья: ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА НЕДВИЖИМОСТИ В РОССИИ

Статус: Статья опубликована

Статья: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПА "ЕДИНОГО ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ" И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Статус: Статья опубликована

Статья: ИСТОРИЯ ПОЛИЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ДРЕВНОСТИ И АНТИЧНОСТИ

Статус: Статья опубликована

Статья: ПОЛИЦИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПОСЛЕ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

Статус: Статья опубликована

Статья: Актуальные вопросы судебной практики по договору энергоснабжения

Статус: Статья опубликована

16. Медицинские науки.

Статья: ОСТРЫЙ АППЕНДИЦИТ НА ФОНЕ БЕРЕМЕННОСТИ С РАССМОТРЕНИЕМ КЛИНИЧЕСКОГО ПРИМЕРА

Статус: Статья опубликована

18. Сельскохозяйственные науки.

Статья: ПРИМЕНЕНИЕ ПОРОШКА ИЗ КРУПКИ ЗЕРНА СОРГО, ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ

Статус: Статья опубликована

Статья: ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПЕЧЕНЬЯ ЗАТЯЖНОГО, ВЫРАБОТАННОГО ИЗ МУКИ ВЫСШЕГО СОРТА С ДОБАВЛЕНИЕМ ЛЬНЯНОЙ МУКИ

Статус: Статья опубликована

19. Науки о земле.

Статья: УРЕНГОЙСКОЕ НЕФТЕГАЗОКОНДЕНСАТНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Статус: Статья опубликована

20. История.

Статья: ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АМЕРИКАНОК И ФОРМИРОВАНИЕ ТИПА «НОВОЙ ЖЕНЩИНЫ» В «ПРОГРЕССИВНУЮ ЭРУ»

Статус: Статья опубликована

Статья: Сольвычегодские святые

Статус: Статья опубликована

Статья: Образ мученика Христофора в Строгановском лицевом шитье

Статус: Статья опубликована

Статья: Российская империя и балканские страны: международные отношения по дневникам Николая II

Статус: Статья опубликована

21. Политология.

Статья: Два равенства теории справедливости Джона Ролза

Статус: Статья опубликована

23. Социология.

Статья: Перспективы развития социальной работы в контексте Российской социальной политики

Статус: Статья опубликована

33. Информационные технологии.

Статья: Реализация метода Эндрюса в программной среде LabVIEW

Статус: Статья опубликована

37. Машиностроение.

Статья: Система управления с силовой обратной связью схватом манипулятора для человека-оператора

Статус: Статья опубликована

48. Энергетика.

Статья: МАЛЫЕ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ И МИНИ-ГЭС СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИИ

Государственная служба как правовой институт представля­ет собой совокупность юридических норм, регулирующих ста­новление, организацию и функционирование государственной службы, поведение и деятельность ее кадров по реализации Кон­ституции и законов Российской Федерации, а также личный пра­вовой статус государственных служащих. Государственно-служебные отношения регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о государственной службе. Основой этой работы в настоящее время являются феде­ральные законы «О системе государственной службы», «О государст­венной гражданской службе» и других видах государственной службы Российской Федерации.

Сущность государственной службы как правового институ­та предполагает решение трех важных задач, касающихся страны в целом, государственной службы в отдельности и государствен­ного служащего как личности.

1. На уровне государства и общества основной задачей государ­ственной службы является реализация Конституции и законов РФ, законодательства субъектов РФ, обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, укрепление национальной безопас­ности с учетом интересов регионов, государственного суверенитета, экономической самостоятельности, духовно-нравственной само­бытности. Такие функции может эффективно выполнять лишь вы­сокопрофессиональный, стабильный, рационально выстроенный и организационно продуманный, в экономическом и правовом отно­шении обеспеченный аппарат государственных органов.

2. На уровне самой государственной службы речь идет о разра­ботке и реализации специального законодательства об этой службе как совокупности юридических норм, правил и процедур, регули­рующих отношения, связанные с организацией государственной службы и выполнением стоящих перед ней задач. Предусмотрены особые процедуры замещения государственных должностей, спе­цифический порядок и технологии прохождения службы, система управления ею и др. Все эти правовые нормы нацелены на соблю­дение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

В советский период государственная служба практически не регулировалась нормами права. По правовому положению госу­дарственные служащие ничем не отличались от других категорий граждан. Господствовала «трудовая» теория государственной службы. Считалось, что норм Кодекса законов о труде (КЗОТа) достаточно для ее упорядочения. Отношения в государственном аппарате в этот период регулировались общими законодатель­ными актами о Совете Министров, местных Советах, а также специальными нормативными актами - временными правилами о работе в государственных учреждениях и предприятиях.

В настоящее время имеется два закона о государственной службе, около трех десятков указов Президента РФ и постанов­лений Правительства РФ. Это на порядок меньше, чем в дорево­люционный период. На начало XX в. в России насчитывалось бо­лее 200 крупных нормативных актов, которые регулировали го­сударственную службу (законы, царские указы, постановления правительства, уставы и т. д.). Еще более обширно современное законодательство о государственной службе в развитых странах мира, насчитывающее по тысяче и более базовых нормативных правовых актов.

3. На индивидуальном уровне становление и развитие правово­го института государственной службы проявляется в определе­нии соответствующего правового статуса государственного слу­жащего, т. е. юридической формы его социального положения как работника, находящегося на службе государству. Его состоя­ние включает правосубъектность, права и обязанности (полномо­чия), ответственность, ограничения, запреты и гарантии.

Таким образом, сущность правового института государствен­ной службы выражается в реализации законов государства, обеспе­чении соблюдения прав и свобод человека и гражданина, формиро­вании необходимой для этого нормативной правовой базы государ­ственной службы, а также правового статуса государственного слу­жащего, обеспечении режима законности в их действиях.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: