Лишение права управления воздушным судном

Обновлено: 05.05.2024

1. Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел.

2. Постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники.

3. Постановление судьи о лишении права управления судном (в том числе маломерным) исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил пользования судами (в том числе маломерными).

4. Постановление судьи о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за связью.

5. Постановление судьи о лишении права осуществлять охоту исполняется должностными лицами органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания.

6. Постановление судьи о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему исполняется должностными лицами территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации.

Комментарии к ст. 32.5 КОАП РФ

1. В соответствии со ст. 3.8 Кодекса лишение специального права назначается только судьей.

Исполнение постановлений о лишении специального права возлагается на должностных лиц соответствующих органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в определенной сфере деятельности.

Данное положение во многом объясняется тем, что исполнение постановления о лишении специального права производится путем изъятия соответствующего удостоверения или иных документов (см. комментарий к ст. 32.6). Согласно ст. 27.10 Кодекса при совершении правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством определенного вида, у водителя, судоводителя, пилота соответствующее удостоверение изымается на срок до вступления постановления в законную силу. Указанное изъятие производится должностными лицами органов, уполномоченных исполнять постановления о лишении специального права.

2. Постановления о лишении права управления транспортными средствами, за исключением тракторов, самоходных машин и других видов техники, уполномочены исполнять должностные лица органов внутренних дел (милиции).

В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденным Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (с изм. и доп.), на данную Государственную инспекцию возлагаются обязанности по контролю за соблюдением Правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Поэтому исполнение постановлений о лишении права управления автомототранспортными средствами осуществляется прежде всего сотрудниками соответствующих подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

3. Постановления о лишении права управления тракторами, самоходными машинами или другими видами техники уполномочены исполнять должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники (см. комментарий к ст. 23.35).

Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. N 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации" (с изм. и доп.), определена система органов гостехнадзора. В нее входят государственные инспекции органов исполнительной власти субъектов РФ и государственные инспекции городов и районов.

Непосредственное осуществление государственного надзора возложено на государственных инженеров-инспекторов указанных государственных инспекций.

4. Постановления о лишении права управления судами (в том числе маломерными) уполномочены исполнять должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил пользования судами (в том числе маломерными).

Кодексом предусмотрено лишение права управления воздушным судном (ст. 11.5), судами морского и внутреннего водного транспорта, включая маломерные суда (ч. 2 ст. 11.7, ст. 11.9). Контрольно-надзорные функции в области функционирования соответствующих видов транспорта возложены на органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта, на органы государственной инспекции по маломерным судам, органы, уполномоченные в области авиации (см. комментарий к ст. ст. 23.36, 23.40, 23.42). Поэтому исполнение постановлений о лишении права управления судами соответствующих видов производится различными должностными лицами указанных органов.

5. В настоящее время статьями Особенной части Кодекса лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств не предусмотрено.

6. Постановления о лишении права охоты уполномочены исполнять должностные лица (государственные охотничьи инспектора) государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий контроль и надзор.

7. Следует иметь в виду, что с 1 июля 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ постановления о лишении права осуществлять охоту будут исполнять должностные лица органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания.

В соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами МВД России осуществление данной деятельности возложено на сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 336-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 9 настоящей статьи, если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полета без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна -

влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.

4. Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

5. Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, -

влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.

6. Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

7. Управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -

влечет лишение права управления воздушным судном на срок от двух до трех лет.

8. Допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

9. Выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Федеральным законом от 26.07.2019 № 217-ФЗ внесены изменения в статьи 11.4, 11.7 и 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, усиливающие административную ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства, а также нарушение правил плавания.

Внесенными изменениями в статью 11.4 КоАП РФ установлено, что за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрено наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей (ранее штраф составлял – 2 000 до 5 000 рублей); для должностных лиц - от 100 000 до 150 000 рублей (ранее – от 25 000 до 30 000 рублей); для юридических лиц осталось без изменений: от 250 000 до 300 000 или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом, нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей (ранее – от 3000 до 5000 рублей); на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 рублей (ранее – от 30 000 до 50 000 рублей); на юридических лиц осталось без изменений: от 300 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Новая редакция статьи 11.7 КоАП РФ устанавливает, что нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10000 рублей (ранее – от 500 до 1000 рублей) или лишение права управления судном на срок от шести месяцев до одного года.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.7 КоАП РФ, повлечет наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Возросли также в 10 раз штрафы за иные нарушения судоводителями правил плавания в территориальных водах Российской Федерации.

Так, за превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков предусматривает наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей (ранее – от 300 до 500 рублей), или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

Осуществление капитаном судна плавания без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов предусматривает административный штраф в размере от 20 000 до 25 000 рублей (ранее – от 2000 до 2500 рублей) или лишение права управления судном на срок до трех месяцев.

Новая редакция статьи 11.8 КоАП РФ увеличивает также размер наказания за управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости (максимальный размер штрафа составит – 10 000 рублей, ранее составлял – 1 000 рублей).

За управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передачу управления судном лицу, не имеющему права управления, предусмотрен штраф от 10 000 до 15 000 рублей (ранее – от 1 000 до 2 000 рублей).

Указанные изменения вступили в силу с 26.07.2019.

Южная транспортная прокуратура

Южная транспортная прокуратура

19 сентября 2019, 12:34

Ужесточена административная ответственность за правонарушения, допускаемые при эксплуатации судов и использовании воздушного пространства

Федеральным законом от 26.07.2019 № 217-ФЗ внесены изменения в статьи 11.4, 11.7 и 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, усиливающие административную ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства, а также нарушение правил плавания.

Внесенными изменениями в статью 11.4 КоАП РФ установлено, что за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрено наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей (ранее штраф составлял – 2 000 до 5 000 рублей); для должностных лиц - от 100 000 до 150 000 рублей (ранее – от 25 000 до 30 000 рублей); для юридических лиц осталось без изменений: от 250 000 до 300 000 или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом, нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей (ранее – от 3000 до 5000 рублей); на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 рублей (ранее – от 30 000 до 50 000 рублей); на юридических лиц осталось без изменений: от 300 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Новая редакция статьи 11.7 КоАП РФ устанавливает, что нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10000 рублей (ранее – от 500 до 1000 рублей) или лишение права управления судном на срок от шести месяцев до одного года.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.7 КоАП РФ, повлечет наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет.

Возросли также в 10 раз штрафы за иные нарушения судоводителями правил плавания в территориальных водах Российской Федерации.

Так, за превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков предусматривает наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей (ранее – от 300 до 500 рублей), или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев.

Осуществление капитаном судна плавания без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов предусматривает административный штраф в размере от 20 000 до 25 000 рублей (ранее – от 2000 до 2500 рублей) или лишение права управления судном на срок до трех месяцев.

Новая редакция статьи 11.8 КоАП РФ увеличивает также размер наказания за управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости (максимальный размер штрафа составит – 10 000 рублей, ранее составлял – 1 000 рублей).

За управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передачу управления судном лицу, не имеющему права управления, предусмотрен штраф от 10 000 до 15 000 рублей (ранее – от 1 000 до 2 000 рублей).

Указанные изменения вступили в силу с 26.07.2019.

1. Нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 9 настоящей статьи, если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полета без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна -

влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.

4. Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

5. Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, -

влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.

6. Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

7. Управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -

влечет лишение права управления воздушным судном на срок от двух до трех лет.

8. Допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

9. Выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Комментарии к ст. 11.5 КОАП РФ

1. В комментируемой статье, действующей в редакции Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 336-ФЗ, установлена ответственность за девять составов правонарушений, из которых восемь являются основными (ч. ч. 1, 3 - 9), а один - квалифицированным, т.е. составом с отягчающим обстоятельством (ч. 2). При этом ч. ч. 3 - 9 содержат составы правонарушений, являющиеся специальными по отношению к составу, описанному в ч. 1.

Все правонарушения посягают на общий объект - безопасность эксплуатации воздушных судов в части, относящейся к порядку допуска к выполнению полетов, а также к правилам подготовки и выполнения полетов. Правонарушения, содержащиеся в ч. ч. 1 и 2, имеют также дополнительный объект - здоровье личности.

2. Основные требования по безопасности эксплуатации воздушных судов применительно к допуску к полетам и их выполнению содержатся в ВК РФ (ст. ст. 33 - 39, 56 - 60, 66 - 68, 87) и Федеральных авиационных правилах: "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (Приказ Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128 (с изм.)); "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации" (Приказ Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 132 (с изм.)); "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения" (Приказ Минтранса России от 18 июня 2003 г. N 147 (с изм.)); "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (Приказ Минтранса России от 12 сентября 2008 г. N 147).

3. В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрен общий состав правонарушения, заключающийся в нарушении порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 3 - 9 этой же статьи, повлекших по неосторожности причинение легкого вреда здоровью потерпевшего. Состав правонарушения сформулирован как материальный, объективная сторона которого включает в себя действие либо бездействие, последствия и причинную связь между ними.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется неосторожностью по отношению к последствиям. Субъектами правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные и юридические лица.

В ч. 2 этой статьи содержится состав того же правонарушения с отягчающим обстоятельством, в качестве которого выступает более тяжкое последствие, а именно - причинение здоровью потерпевшего вреда средней тяжести. Субъективная сторона и субъекты этого правонарушения совпадают с аналогичными признаками состава правонарушения, сформулированного в ч. 1.

Определения легкого вреда здоровью и средней тяжести вреда здоровью применительно к рассматриваемым составам правонарушений сформулированы в примечаниях к комментируемой статье. Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522. Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 г. N 194н.

Нарушение порядка допуска к выполнению полетов либо правил подготовки и выполнения полетов, не повлекшее последствий, указанных в ч. ч. 1 или 2 данной статьи, административным правонарушением не является, за исключением случаев, предусмотренных в ч. ч. 3 - 9 той же статьи. Причинение потерпевшему по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти в результате нарушения правил эксплуатации воздушного транспорта, совершенное лицом, обязанным соблюдать эти правила в силу выполняемой работы или занимаемой должности, является преступлением, ответственность за которое наступает по ст. 263 УК РФ.

4. В ч. ч. 3 - 9 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за специальные составы правонарушений, являющиеся частными случаями нарушения порядка допуска к выполнению полетов либо их подготовки и выполнения.

5. Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полетов без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна наказывается по ч. 3 комментируемой статьи. Состав правонарушения формальный, объективную сторону которого составляет действие - взлет с нарушением установленных правил. Так, Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации" установлено, что воздушное судно эксплуатируется в соответствии с его эксплуатационной документацией, а также в пределах эксплуатационных ограничений, предписанных уполномоченным органом государства регистрации воздушного судна (п. 2.16). При отказе двигателя или при появлении других неисправностей, угрожающих безопасности полета, если не достигнута скорость принятия решения на продолжение взлета, взлет должен быть немедленно прекращен. В этом случае запрещается повторный взлет до выяснения и устранения причин, вызвавших прекращение взлета (п. 3.57).

Субъективная сторона правонарушения - умысел. Субъектом правонарушения является командир воздушного судна, который принимает окончательные решения о взлете и посадке воздушного судна (п. 1 ч. 1 ст. 58 ВК РФ).

6. По ч. 4 комментируемой статьи наказывается управление воздушным судном лицом, не имеющим такого права. Общие требования к пилотам воздушных судов содержатся в Федеральных авиационных правилах "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации". Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота самолета, дирижабля объемом более 4600 куб. м, свободного аэростата, планера, вертолета, сверхлегкого воздушного судна с массой конструкции более 115 кг необходимо получить свидетельство, предусмотренное Правилами (п. 2.1). При выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносится отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений) (п. 2.2).

Рассматриваемое правонарушение совершается путем действия. Состав сформулирован как формальный и с субъективной стороны характеризуется умышленной виной. Субъект - любое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, включая лиц, имеющих свидетельства пилотов, при управлении воздушным судном иного типа, чем указано в таком свидетельстве.

7. Правонарушение, ответственность за которое содержится в ч. 5 комментируемой статьи, представляет собой нарушение предписаний ст. ст. 33, 34 и 66 ВК РФ. Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, включаются в Государственный реестр гражданских воздушных судов с выдачей свидетельства о государственной регистрации. При этом воздушному судну присваивается государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на воздушное судно.

С объективной стороны правонарушение совершается путем действий. Состав сформулирован как формальный с альтернативными признаками предмета правонарушения. Субъективная сторона - умысел. Субъект правонарушения - специальный (командир воздушного судна).

8. Правонарушение, состав которого сформулирован в ч. 6 комментируемой статьи, является нарушением предписаний ст. 67 ВК РФ, а также требований Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации".

Состав правонарушения сформулирован как формальный с альтернативными признаками объективной стороны и заключается либо в управлении воздушным судном, на котором отсутствует необходимая документация, либо в управлении воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документа на право управления данным типом такого судна. Правонарушение совершается путем действий и характеризуется умышленной виной. Субъект правонарушения - лицо, входящее в летный экипаж воздушного судна.

9. В ч. 7 комментируемой статьи предусматривается ответственность за формальный состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны. Объективная сторона может быть выполнена путем: 1) управления воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения; 2) уклонения лица, управляющего воздушным судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения; 3) передачи управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения. Таким образом, правонарушение может быть совершено как действием, так и бездействием.

Состояние опьянения возникает после приема (введения в организм человека) алкоголя, наркотического средства или иного одурманивающего вещества и "приводит к нарушению сознания, когнитивной деятельности, восприятия, суждения, эмоционального состояния или поведения либо других психофизиологических функций и реакций" человека (см.: Лексиконы психиатрии Всемирной организации здравоохранения. Киев, 2001. С. 221). Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации" (п. 2.5) и "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (п. 1.9) запрещают выполнять или предпринимать попытки выполнить функции члена экипажа воздушного судна гражданской авиации, а также функции, предоставляемые свидетельствами и соответствующими квалификационными отметками, в состоянии алкогольного опьянения или находясь под воздействием любого психоактивного вещества.

Субъективную сторону правонарушения составляет вина в форме умысла. Субъект правонарушения специальный. Таким субъектом может быть командир воздушного судна или другое лицо летного состава, управляющее воздушным судном.

10. В ч. 8 комментируемой статьи содержится формальный состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны и предмета правонарушения. В объективную сторону правонарушения входят следующие действия: 1) допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации; либо не поставлено на государственный учет; либо не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака; либо имеет заведомо подложные такие знаки; либо на котором отсутствует судовая и полетная документация; либо на котором не укомплектованы летный или кабинный экипаж; либо которое имеет неисправности, запрещающие его эксплуатацию без специального разрешения; либо на котором нарушены норма пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке; либо 2) допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на это права или находящегося в состоянии опьянения; либо 3) обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на это права или находящимся в состоянии опьянения.

Все указанные действия являются нарушениями предписаний ВК РФ и Федеральных авиационных правил, относящихся к безопасности эксплуатации воздушных судов, включая их техническое обслуживание.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла. Субъектами правонарушения могут быть граждане и должностные лица, имеющие необходимую подготовку и осуществляющие допуск к полету воздушных судов и их обслуживание, а также допуск к такому обслуживанию.

11. В ч. 9 данной статьи установлена ответственность за выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные российским законодательством. В соответствии с ч. 4 ст. 88 ВК РФ полеты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.

Правонарушение, состав которого является формальным, совершается действием. С субъективной сторона оно характеризуется умышленной виной. Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные и юридические лица.

12. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 6, 8 и 9 комментируемой статьи, рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42). Дела о правонарушениях, совершенных по ч. 7 данной статьи, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1). Они также могут рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 3 и 5 этой же статьи, при условии, если должностные лица, к которым поступают такие дела, передадут их на рассмотрение судей.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ч. 1 и п. 50 ч. 2 ст. 28.3). Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ч. 7 комментируемой статьи, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Лишение специального права назначается судьей.

2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

4. Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.2 статьи 8.37 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 3.8 КОАП РФ

1. Административное наказание в виде лишения физического лица специального права заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом.

Предоставление специального права осуществляется в соответствии с установленными правилами. Так, общие положения, касающиеся получения права на управление автотранспортными средствами, предусмотрены в ст. ст. 23, 25 - 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп.).

В настоящее время в соответствии со статьями Особенной части Кодекса назначаются лишение права охоты (ч. 1 ст. 8.37); лишение права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3); лишение права управления воздушным судном (ст. 11.5); лишение права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8 и др.).

2. В диспозициях статей Особенной части Кодекса, предусматривающих лишение специального права, прямо указывается на грубые нарушения соответствующих правил (например, управление судном или автомототранспортным средством в состоянии опьянения). Следует иметь в виду, что повторное совершение однородного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 4.3). Поэтому систематическое нарушение порядка пользования специальным правом обусловливает назначение наказания в виде лишения этого права. В настоящее время подобное административное наказание установлено (ст. ст. 12.8, 12.10).

3. Лишение специального права назначается только судьей (см. комментарий к ст. 23.1).

4. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет, причем максимальный размер такого срока, назначаемого за повторное нарушение, устанавливается санкцией соответствующей статьи Особенной части Кодекса.

5. Кодексом предусмотрены определенные ограничения в назначении наказания в виде лишения специального права. Так, лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется этим транспортным средством в связи с инвалидностью, а лишение права охоты - к лицу, для которого охота является источником средств к существованию. Это является одним из проявлений гуманности положений Кодекса.

При совершении определенных нарушений в области дорожного движения вышеупомянутое ограничение в применении лишения права управления транспортными средствами не действует. Имеются в виду следующие случаи: управление транспортным средством в состоянии опьянения; уклонение от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения; оставление в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия (см. комментарии к ст. ст. 12.8, 12.26, 12.27).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: