Лишение гражданства как мера дополнительного наказания назначенного судом применяется в странах

Обновлено: 13.05.2024


Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов:

По общему правилу жилые помещения по договорам социального найма иностранным гражданам и лицам гражданства …

Земельные участки могут быть приобретены в собственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц .

в границах Российской Федерации за исключением приграничных территорий и иных особо установленных территорий

Соответствие между государствами и временем проживания в государстве для получения гражданства:

Великобритания - 7 лет, Испания - 10 лет, Венгрия - 3 года, США - 5 лет, Германия - 8 лет, Швеция - 12 лет

Лишение гражданства как мера дополнительного наказания, назначенного судом, применяется в странах

Упрощенный порядок приобретения гражданства для лица, если его родители были или являются гражданами страны или если лицо поступило на службу в вооруженные силы, занимает государственную должность, называется …

Выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории прежнего государства новым независимым государством называется …

Понятие, которым определяется приобретение гражданства по рождению:

Выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашение части территории прежнего государства новым независимым государством, когда лицо может оставить прежнее гражданство или выбрать новое – это:

Практика знает различные способы приобретения гражданства — это

вступление в брак

Во всех случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под регистрационный порядок, оформляется ходатайство на имя Президента, который и принимает решения по этим вопросам; оформляются они Указом Президента; срок рассмотрения ходатайств – не более:

Если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой — представляет собой лицо без гражданства, ребенок независимо от места рождения является:

гражданином Российской Федерации

Что такое конституционно-правовой институт личности, гражданства и т.д.?

Совершение преступлений, подрывающих государственный строй и безопасность РФ, необходимо расценивать как отказ от обязательства быть верным России, соблюдать Конституцию и законодательство страны. В этом случае лишение российского гражданства логически оправдано - к такому выводу пришел Конституционный суд РФ, изучив запрос Верховного суда Республики Карелия. К рассмотрению дело о гражданстве не принято, однако КС дал исчерпывающее толкование норме, которая была поставлена под сомнение.

Основанием для изучения конституционности части второй статьи 22 Федерального закона "О гражданстве РФ" стал иск, который подал Алексей Новиков к ГУ МВД России по городу Москве, к МВД по Республике Карелия и Управлению МВД России по городу Петрозаводску.

Он пытался оспорить решение о лишении его российского гражданства.

А поскольку до 2004 года Новиков жил по документам советского периода, дело получило огласку как "депортация в СССР". Решение о приеме бывшего жителя Украинской ССР в российское гражданство было принято в 2004 году по упрощенной схеме.

А в феврале 2017 года мужчина был осужден за приготовление к участию в деятельности организации, признанной Верховным судом РФ террористической.

Через полгода после вынесения Новикову приговора вступили в силу изменения в закон о гражданстве, позволившие отменять ранее принятое решение о предоставлении гражданства, если "заявитель не имел намерения нести обязанности, установленные российским законодательством для граждан Российской Федерации, а целью приобретения гражданства было осуществление деятельности, представляющей угрозу основам ее конституционного строя".

Совершение преступлений, подрывающих государственный строй и безопасность РФ, надо расценивать как отказ от обязательства быть верным России

КС РФ также отметил, что законодатель вправе охранять основы государственного строя и безопасность страны путем лишения гражданства тех лиц, деятельность которых ставит эти важнейшие условия под угрозу. Принципы справедливости, равенства, соразмерности ограничений прав и свобод, а также принципы устойчивости и равенства гражданства независимо от оснований его приобретения требуют, чтобы список преступных деяний, влекущих такие последствия, был исчерпывающим. В то же время КС еще раз напомнил о том, что компетентные должностные лица обязаны всесторонне рассмотреть каждый конкретный случай.

- В противном случае в России как правовом государстве не соблюдались бы - в нарушение принципов справедливости и правовой безопасности - предопределенные статьей 55 (часть 3) Конституции РФ требования необходимости и пропорциональности ограничений прав и свобод, обращенные, по смыслу ее статьи 18, не только к законодателю, но и к органам исполнительной и судебной власти, - указано в определении .

Это заключение относит вопрос о российском гражданстве Алексея Новикова на уровень Верховного суда Карелии. Рассмотрение дела будет продолжено там. Однако даже если решение московского главка останется в силе, ни о какой "депортации в СССР" речи не идет. Алексей Новиков сможет получить временное удостоверение сроком на 10 лет, которое выдается лицам без признаваемых в РФ документов, подтверждающих их личность.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

1. Суд Ямало-Ненецкого автономного округа оспаривает конституционность следующих законоположений:

части четвертой статьи 47 УК Российской Федерации, согласно которой в случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу, а в случае его назначения в качестве дополнительного к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия;

части второй статьи 36 УИК Российской Федерации, в силу которой при назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы его срок исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения.

Как следует из представленных материалов, 23 ноября 2015 года мировым судьей судебного участка N 1 судебного района города окружного значения Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа гражданин У., ранее - 12 августа 2014 года - подвергнутый административному наказанию в виде лишения права управлять транспортными средствами на 1 год 8 месяцев за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и вновь управлявший автомобилем в этом состоянии в период действия административного наказания, осужден по статье 264.1 "Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию" УК Российской Федерации к 250 часам обязательных работ с лишением права управлять транспортными средствами на 2 года 6 месяцев.

21 февраля 2018 года У. приговором Лабытнангского городского суда осужден по части первой статьи 318 "Применение насилия в отношении представителя власти" УК Российской Федерации к 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении и лишением права управлять транспортными средствами на 3 месяца 14 дней - с применением статьи 70 данного Кодекса, путем присоединения к наказанию, назначенному по последнему приговору, неотбытой части дополнительного наказания по приговору от 23 ноября 2015 года. На основании части второй статьи 75.1 УИК Российской Федерации городской суд определил порядок следования осужденного в колонию-поселение - самостоятельно, однако к отбыванию лишения свободы У. не приступил, поскольку не получил предписание о направлении к месту отбывания этого наказания.

11 июня 2020 года приговором Лабытнангского городского суда У. опять осужден по статье 264.1 УК Российской Федерации за управление автомобилем в состоянии опьянения. С применением статьи 70 данного Кодекса ему окончательно назначено 7 месяцев лишения свободы в колонии-поселении с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами на 3 года, а также предписано самостоятельно следовать к месту отбывания лишения свободы.

До вступления приговоров в законную силу в отношении У. судом избиралась мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Приговор от 11 июня 2020 года обжалован осужденным - как несправедливый в силу его суровости. Постановлением от 20 июля 2020 года суд Ямало-Ненецкого автономного округа приостановил апелляционное производство по жалобе и направил в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации запрос о проверке конституционности части четвертой статьи 47 УК Российской Федерации и части второй статьи 36 УИК Российской Федерации. По утверждению заявителя, эти взаимосвязанные положения противоречат статьям 1 (часть 1), 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой не позволяют засчитывать в срок отбывания дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью период с момента вступления приговора в законную силу до дня прибытия в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы в колонии-поселении, куда оно должно проследовать самостоятельно.

Одной из правоограничительных мер, включенных в систему предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации видов наказаний (статья 44), является лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое применяется в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания (часть вторая статьи 45) и состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного, а в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части данного Кодекса, - на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания (части первая и вторая статьи 47). Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как дополнительный вид наказания может назначаться и когда оно не предусмотрено статьей Особенной части данного Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности содеянного и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (часть третья его статьи 47).

Во всяком случае лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных статьей Особенной части данного Кодекса, и с учетом положений его Общей части, в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, причем более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается, только если менее строгий вид не сможет обеспечить достижение целей наказания (часть первая статьи 6, часть вторая статьи 43 и часть первая статьи 60 данного Кодекса). По смыслу приведенных законоположений назначение осужденным более строгих видов наказаний (в частности, лишения свободы), а равно присоединение к основному наказанию дополнительного свидетельствуют о повышенной степени общественной опасности содеянного, серьезном уровне причиненного преступлением вреда или угрозы его причинения.

Исходя из задач уголовного закона, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет, помимо сугубо правоограничительной составляющей, еще и явно выраженную превентивную направленность, отнимая у осужденного перспективу злоупотребления возможностями, вытекающими из занятия той или иной деятельностью, в целях предупреждения повторного совершения им аналогичного преступления, что предопределяет необходимость разумной конкретизации в приговоре - при условии его исполнимости - запрещаемой профессиональной или другой деятельности (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N 1797-О, от 20 декабря 2018 года N 3397-О и др.). В наибольшей мере превентивная направленность этого дополнительного вида наказания проявляется в контексте требований норм Особенной части данного Кодекса.

2.1. Как следует из запроса, конституционность части четвертой статьи 47 УК Российской Федерации и части второй статьи 36 УИК Российской Федерации суд Ямало-Ненецкого автономного округа оспаривает в связи с преступлением, предусмотренным статьей 264.1 УК Российской Федерации, предусматривающей ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения.

Само по себе использование транспортных средств создает повышенную опасность для окружающих (пункт 1 статьи 1079 ГК Российской Федерации), а управление ими в состоянии опьянения объективно снижает уровень безопасности дорожного движения. Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" запрещена эксплуатация транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (пункт 2.1 статьи 19). Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090) также запрещают водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения (пункт 2.7).

Обязательность вводимых запретов обеспечивается, как правило, закреплением санкций за их нарушение. Исходя из этого, законодатель был вправе предусмотреть ответственность за несоблюдение запрета на управление транспортными средствами в состоянии опьянения, которая в системе действующего правового регулирования имеет преимущественно административно-правовую природу. Вместе с тем, в целях предупреждения общественно опасного поведения, грубо нарушающего указанный запрет, законом предусмотрена и уголовная ответственность за такого рода деяния. В Постановлении от 25 апреля 2018 года N 17-П Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что положения уголовного и административно-деликтного законодательства проводят объективно оправданную дифференциацию публично-правовой ответственности водителей в зависимости от наступления или ненаступления по их вине тех или иных последствий.

2.2. Порядок исчисления срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания дифференцирован законодателем в зависимости от особенностей (вида) назначенного основного наказания.

В соответствии с частью четвертой статьи 47 УК Российской Федерации в случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы оно распространяется на все время отбывания основного наказания, но при этом срок дополнительного наказания исчисляется с момента отбытия наказания основного. Данной норме корреспондирует статья 36 УИК Российской Федерации, согласно которой срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы и при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу, причем в такой срок не засчитывается время, когда осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью; при назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы его срок исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения, а требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяются также на все время отбывания осужденным указанных основных видов наказаний.

При этом в силу статьи 35 УИК Российской Федерации независимо от вида основного наказания требования приговора о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие запрещенной осужденному деятельностью, которые обязаны аннулировать разрешение и изъять документ, предоставляющий ему право заниматься ею. Этому корреспондирует пункт 1 статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", который в числе оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами предусматривает лишение данного права.

Тем самым лицо утрачивает право управлять транспортным средством путем прекращения его действия ввиду того, что вступившим в законную силу приговором суда установлен факт управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и, соответственно, назначено наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами или с их эксплуатацией, и ввиду обязательности, независимо от обращения к исполнению, приговора, дающего основания для аннулирования уполномоченным органом ранее выданного водительского удостоверения (пункты 1 - 9 части первой статьи 299, статьи 308, 390, 392, 393 и 397 УПК Российской Федерации).

Таким образом, по смыслу части четвертой статьи 47 УК Российской Федерации и части второй статьи 36 УИК Российской Федерации, применяемых в системе действующего правового регулирования, лицо утрачивает право управлять транспортным средством с момента вступления в законную силу приговора суда, которым признан факт управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и назначено наказание, предусмотренное статьей 47 УК Российской Федерации. Срок же этого дополнительного вида наказания, определенного приговором суда, начинает исчисляться после исполнения основного наказания, связанного с лишением свободы (со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения, в том числе из колонии-поселения), что само по себе не создает неопределенности оспариваемых судом Ямало-Ненецкого автономного округа норм, не может расцениваться как противоречие конституционному принципу равенства всех перед законом, поскольку подобный порядок объективно обусловлен повышенной степенью общественной опасности соответствующих преступных деяний, особенно повторных.

2.3. Суд Ямало-Ненецкого автономного округа утверждает, что в случае назначения дополнительного наказания в виде запрета заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами и основного наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении, куда осужденному надлежит следовать самостоятельно, срок отбывания дополнительного наказания необходимо - с целью соблюсти оптимальный баланс как прав и свобод привлеченного к уголовной ответственности лица, так и общего интереса, состоящего в эффективной защите личности, общества и государства от преступлений, - исчислять с момента вступления приговора в законную силу с перерывом течения этого срока на время пребывания осужденного в исправительном учреждении и возобновлением со дня освобождения оттуда.

Следовательно, заявитель фактически настаивает - за рамками обстоятельств конкретного уголовного дела - на внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в действующее законодательство, направленных на возможность зачета в срок отбывания дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами времени, истекшего с момента вступления приговора в законную силу до прибытия осужденного в колонию-поселение. Однако решение данного вопроса не отнесено к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Представленные заявителем материалы свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела, находящегося в его производстве, поводом для направления запроса в Конституционный Суд Российской Федерации послужили обстоятельства, касающиеся неприведения предыдущего приговора (которым назначено основное наказание в виде лишения свободы в колонии-поселении) в исполнение, а не связанные с дефектностью правовых норм. Между тем исследование обстоятельств, которые могут иметь значение для конкретного дела, и выбор норм, подлежащих применению, в том числе с учетом статьи 83 УК Российской Федерации, являются прерогативой суда, разрешающего это дело.

Принимая во внимание вышесказанное, запрос суда Ямало-Ненецкого автономного округа не может быть признан допустимым в соответствии с требованиями части первой статьи 101 и статьи 102 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса суда Ямало-Ненецкого автономного округа, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения признаются допустимыми.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

“Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство”, гласит статья 15 Всеобщей декларации прав человека.

Декларация прав человека создавалась после Второй мировой войны, и у многих ее формулировок был конкретный повод возникновения. В том числе у статьи 15: Нюрнбергские законы, принятые в нацистской Германии в 1935 г., предполагали лишение гражданства евреев, цыган и прочих лиц “неарийского происхождения”. Неграждане оказались “вне закона”: у них больше не было прав, по отношению к ним, со стороны государства и частных лиц, был возможен любой произвол.

Лишение гражданства - картинка

Право человека на гражданство является “правом обладать правами”, писала Ханна Арендт после Второй мировой войны, и эта фраза упоминается во всех работах, посвященных проблеме. Абстрактные “права человека”, с точки зрения Арендт, невозможно защитить, если человек не признается государством в качестве своего гражданина.

Человек, у которого нет гражданства, не имеет права на работу, получение образования и медицинской помощи. Право подразумевает наличие некоей “правовой идентичности” (legal Identity); государство, со своей стороны, не обязано предоставлять права тем, кто этой идентичности лишен.

Notice blue

Паспорт — это не только обязанности и возможности, но и основание для защиты базовых прав и соблюдения юридических процедур.

“Нет документа, нет и человека”, как говорил Коровьев, персонаж Булгакова из “Мастера и Маргариты”.

Почему лишение гражданства снова стало актуальной правовой практикой

В гаагской “Конвенции, регулирующей некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве”, принятой в 1930 г., указывается, что “каждый человек должен обладать гражданством, и должен обладать только одним гражданством”.

Ситуация существенно изменилась за прошедшие 90 лет: наличие двух паспортов далеко не редкость, а многонациональные семьи стали для Европы повседневной реальностью. Гражданство не только “наследуется”, но и “приобретается”.

Как правило, законы о лишении гражданства затрагивают “натурализованных граждан” и лиц, которые могут получить паспорт другой страны по праву рождения и / или имеют близких родственников в стране происхождения. Для современных государств приобретенное гражданство натурализованных граждан “неотъемлемым правом” не является. Если паспорт может быть приобретен, он может быть и отнят.

Как правило, лишение паспорта не допускается законами в отношении тех, кто может оказаться в состоянии “безгражданства” (statelessness). Целый ряд международных конвенций, во всяком случае, это запрещает. Однако война с терроризмом внесла в эту ситуацию коррективы.

Лишение гражданства в странах ЕС и Великобритании: законы и практика

Законы о лишении гражданства — предмет ожесточенных споров в европейских судах и Европарламенте. Практика претерпевает постоянные изменения, однако основания для лишения можно объединить в несколько категорий.

  • Резидентство другой страны. Продолжительное пребывание за границей (резидентство) является причиной лишения гражданства по законам 10-ти стран Евросоюза. Если в Ирландии на Кипре и на Мальте эти нормы распространяются на всех натурализованных граждан, то в Бельгии, Дании, Испании и Швеции — только на лиц, которые были рождены за пределами страны (получили паспорт не по праву рождения).
  • Гражданство другой страны (законы о запрете на двойное гражданство). Получение иностранного паспорта может привести к потере гражданства в девяти странах ЕС: Австрии, Германии, Ирландии, Латвии, Литве, Нидерландах, Словакии, Испании и Эстонии.
  • Служба в иностранной армии и / или государственная служба за рубежом может стать причиной для лишения гражданства по законам 12-ти стран Евросоюза.
  • Государственная измена. Нелояльность по отношению к государству, акты измены и предательства являются поводом для лишения гражданства в 15-ти странах ЕС. В число действии, подпадающих под это определение, законы включают: совершение тяжких преступлений против страны (Бельгия, Болгария, Дания и Нидерланды), действия, направленные против конституционного порядка страны и ее институтов (Дания, Латвия, Литва, Франция и Эстония), нелояльность в публичных выступлениях (Кипр, Мальта и Ирландия), а также действия, направленные против национальных интересов страны (Греция, Франция, Румыния, Словения и Великобритания). В Бельгии, Болгарии, на Кипре, в Эстонии, Франции, Ирландии, Литве и на Мальте паспорт может быть аннулирован только у натурализованных граждан.
  • Приобретение гражданства обманным путем. На этом основании паспорт может быть отозван во всех странах ЕС кроме Польши, Хорватии и Швеции. Как правило, именно этот пункт используется властями стран ЕС в сложных ситуациях: например, если новый гражданин был признан виновным в суде, подпал под действие санкций и т. д.
  • Террористическая деятельность указывается в качестве причины лишения гражданства в законах Франции, Нидерландов и Великобритании.

В Великобритании, например, паспорт может быть аннулирован, если “министр внутренних дел Великобритании будет убежден, что лишение гражданства будет способствовать общественному благу”. По закону гражданства не могут быть лишены те, кто в результате останется “лицом без гражданства” (stateless person). На практике, однако, Великобритания аннулирует паспорта даже в этих случаях, если, с точки зрения британского правительства, человек обладает правом получения гражданства в другом государстве, например по наследованию. Эта норма применялась даже в отношении лиц, которые в своей “настоящей родине” никогда не жили и даже никогда не были.

На основании этих законов в период с 2006 по 2015 гг. британского паспорта лишился 81 человек, в 2015‒2017 гг., на волне эскалации конфликта в Сирии и войны с “Исламским государством”, — более 150 человек, в 2018 г. — 21 человек.

Законы о лишении гражданства — предмет ожесточенной критики со стороны правозащитных организаций. Правозащитники называют их расистскими и указывают на потенциальную опасность: например, только в Великобритании эти законы позволяют лишить паспорта несколько миллионов человек.

Кроме того, законы и практика лишения гражданства фактически создают две категории граждан: “настоящих граждан” и натурализованных. Хотя с формальной точки зрения они ничем не отличаются — у них такой же паспорт.

За пределами ЕС

Европейские меры и дискуссии выглядят бурей в стакане на фоне законов и “правоприменительной практики“ других государств. Например, в числе беженцев из Мьянмы — около 700 тыс. детей, которые живут в лагерях в самой Мьянме, в Бангладеше, Малайзии, Таиланде и Индонезии. Мьянма не признает рохинджа своими гражданами, и дети не могут получить даже статус беженцев.

После 2011 г. более 300 тыс. детей были рождены в семьях беженцев-сирийцев. По оценкам ООН, в 2016 г. в Ливане проживали 30 тыс. сирийских детей без гражданства и 60 тыс. в Турции.

В период с 2012 г. власти Бахрейна лишили гражданства по меньшей мере 738 чел., в том числе правозащитников, политических деятелей и журналистов.

Лишение гражданства родителей в большинстве случаев подразумевает потерю гражданства их детьми.

Можно ли отобрать “золотой паспорт”?

Лишение гражданства — практика, которая применяется не только в отношении мигрантов и беженцев, но также владельцев “золотых паспортов”.

В октябре прошлого года, на основании выводов комиссии, выявившей нарушения при предоставлении гражданства, Кипр отозвал паспорта 45 человек. Поводом для правительственных действий послужили журналистские расследования. В ноябре 2019 г. кипрские судебные и миграционные власти анонсировали начало процесса по отзыву паспортов у 26 чел., в том числе у ряда российских олигархов.

Мальтийские власти также отзывали гражданство у лиц, признанных виновными в суде, а также членов их семей.

sign

по подбору подходящей юрисдикции
и условий программы для получения
гражданства за инвестиции.

выбор подходящей юрисдикции и условий программы для получения гражданства за инвестиции.


Сайты партнеры:

Не торопитесь уходить!

Помните, что лучшим стимулом для развития сайта, является ваша активность на нем.

Проведите на ресурсе больше времени, попробуйте найти для себя еще что-то интересное в разных каталогах, дайте ссылку на сайт знакомым, напишите на форуме в разделе замечания и предложения что бы вы хотели увидеть нового и необходимые Вам материалы будут добавлены быстрее.

Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Основы конституционного (государственного права зарубежных) стран

Виды источников конституционного права зарубежных стран:

Основной источник конституционного права Саудовской Аравии - это Коран.

Нормативно-правовой акт. обладающий высшей юридической силой. - это Конституция.

Конституция Омана - .

октроированная

принята военными властями

принята Учредительным собранием

Правильная последовательность принятия конституций:

3 Конституция Австрии
4 Конституция Индии
2 Конституция Люксембурга
1 Конституция США
5 Конституция Испании

Соответствие между видами конституций по времени принятия н государствами:

Новые конституции первой волны --- Австрия

Новейшие конституции --- Китай

Старые конституции --- Бельгия

Европейская модель конституционного контроля носит . характер

централизованный

Установленная законодательным путем процедура по контролю за соответствием конституции актов, издаваемых государственными органами и частными лицами, называется конституционный контроль

Соответствие между государствами и количеством членов органа конституционного контроля:

Испания --- 12 судей

Словакия --- 13 судей

Италия --- 15 судей

Франция --- 9 судей

---------- 12 основных и 6 запасных судей

Конституционный контроль, при котором вопрос о соответствии закона или иного акта нормам конституции вне какого-либо возникшего спора, вне связи с конкретными обстоятельствами, называется абстрактный

По времени применения конституционный контроль бывает:

предварительный

Процедура, согласно которой орган судебной власти приостанавливает применение акта административной власти или распоряжение администрации с целью обеспечения прав граждан, - это .

Mandato de seguranca

Соответствие между государствами н временем проживания в государстве для получения гражданства:

Великобритания --- 7 лет

Испания --- 10 лет

Венгрия --- 3 года

США --- 5 лет

Германия --- 8 лет

Швеция --- 12 лет

Выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории прежнего государства новым независимым государством называется оптация

Лишение гражданства как мера дополнительного наказания, назначенного судом, применяется в странах

Латинской Америки

Социалистическая концепция прав человека исходит из принципа

природного неравенства мужчин и женщин

коллективизма

принадлежности к определенному племени

Прием в гражданство осуществляется, по общему правилу, от имени .

главы государства

Конституция - это . источник права

традиционный

Источники конституционного права, которые коренятся в условиях реальной жизни конкретного государства, называются фактические

Внутригосударственные договоры как источники конституционного права характерны для:

централизованных унитарных государств

децентрализованных унитарных государств

монолитных унитарных государств

сложных унитарных государств

Государства, имеющие «жесткую» конституцию:

Соответствие между государствами и годами принятия конституции:

Польша - 1997

Франция - 1958

Испания - 1978

Япония - 1947

Мнение или постановление, выраженное большинством голосов или избирателей, или членов представительного учреждения, называется вотум

Общественные отношения, реально существующие в стране и регулируемые в той или иной степени конституционными актами, называются . конституция

В государствах с европейской моделью конституционный контроль осуществляется:

конституционными судами

конституционными советами

Члены Конституционного совета Франции назначаются:

Председателем Национального собрания

членами Национального собрания

Председателем Судебного департамента

Председателем Сената

Предварительный конституционный контроль может быть только

Члены судебных органов в государствах с американской моделью конституционного контроля назначаются .

главой государства

председателем Верховного суда

В государствах с американской моделью конституционный контроль может осуществляться:

Верховным судом

всеми судами

Конституционный контроль, при котором проверка конституционности акта вверяется каждому суду или судье, называется диффузный

Прием в гражданство в Японии осуществляется .

Министром юстиции

Упрощенный порядок приобретения гражданства для лица, если его родители были или являются гражданами страны или если лицо поступило на службу в вооруженные силы, занимает государственную должность, называется регистрация

Соответствие между государствами и дополнительными условиями для натурализации:

ОАЭ -- Принадлежность к государственной религии

Германия --- Наличие жилища

Великобритания --- Хороший характер

Австрия --- Наличие средств к существованию

------------ Принадлежность к государственной партии

Обычно-правовая концепция прав человека исходит из принципа .

природного неравенства мужчин и женщин

принадлежности человека к определенному племени

Предварительный конституционный контроль осуществляется в(во) .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: