Ликвидация фонда по решению суда пошаговая инструкция

Обновлено: 01.05.2024

(введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 167-ФЗ)

1. Арбитражный суд рассматривает заявление о принудительной ликвидации фонда в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Заявление о принудительной ликвидации фонда рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи указанного заявления.

При рассмотрении заявления о принудительной ликвидации фонда предварительное судебное заседание, предусмотренное Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, не проводится.

2. Решение арбитражного суда о ликвидации фонда вступает в законную силу со дня его принятия. Обжалование решения арбитражного суда о ликвидации фонда не приостанавливает исполнение данного решения.

Со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации фонда наступают последствия, предусмотренные Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для случая признания фонда несостоятельным (банкротом).

Принудительная ликвидация фонда осуществляется в порядке и в соответствии с процедурами, которые предусмотрены Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для конкурсного производства, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Арбитражный суд не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу решения о ликвидации фонда направляет данное решение в Банк России, Агентство и уполномоченный регистрирующий орган. Уполномоченный регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что фонд находится в процессе ликвидации на основании решения арбитражного суда.

3. Ликвидатором фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, является Агентство.

4. Со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации фонда деятельность временной администрации прекращается, ликвидатор фонда приступает к осуществлению своих полномочий и действует до дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации фонда.

В срок, не превышающий 10 дней со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации фонда, временная администрация передает ликвидатору фонда имеющуюся у нее бухгалтерскую и иную документацию (включая сведения о размере требований кредиторов фонда), материальные и иные ценности, принятые от исполнительных органов фонда, а также печати и штампы фонда (при их наличии).

5. После окончания срока предъявления требований кредиторами фонда ликвидатор фонда составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит отдельно следующие сведения:

1) в случае ликвидации фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, - о составе имущества, составляющего средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, размере обязательств фонда перед застрахованными лицами, требованиях иных лиц в соответствии с законодательством;

2) о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда.

6. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается ликвидатором фонда и подлежит согласованию Банком России в срок не позднее одного месяца со дня его направления в Банк России в установленном им порядке.

7. Удовлетворение требований кредиторов фонда осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом после его согласования Банком России за счет денежных средств, полученных от реализации имущества фонда, денежных средств, полученных от реализации имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, в порядке очередности, установленной Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", если не выявлены обстоятельства, предусмотренные пунктом 12 настоящей статьи.

Удовлетворение требований кредиторов фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, осуществляется в порядке очередности, установленной статьей 187.11-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

8. Ликвидатор фонда обязан принимать меры, направленные на обеспечение сохранности средств пенсионных накоплений, денежных средств, полученных от реализации имущества фонда, денежных средств, полученных от реализации имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, имущества фонда.

Ликвидатор фонда вправе передать средства пенсионных накоплений в доверительное управление в целях реализации имущества, составляющего средства пенсионных накоплений.

9. Срок ликвидации фонда не может превышать трех лет со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о его ликвидации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по ходатайству ликвидатора фонда.

10. В случае, если имеющиеся у фонда денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов фонда, ликвидатор фонда осуществляет реализацию имущества фонда в порядке, установленном Банком России.

11. Размер расходов, связанных с доверительным управлением средствами пенсионных накоплений, а также с реализацией имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, определяется решением совета директоров Агентства и не может превышать 5 процентов средств, полученных от реализации имущества, составляющего средства пенсионных накоплений. В случае, если размер таких расходов превышает 5 процентов указанных средств, сумма превышения таких расходов оплачивается за счет иного имущества фонда, за исключением средств пенсионных резервов.

12. В случае недостаточности денежных средств, полученных от реализации имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, либо имущества фонда, ликвидатор фонда по согласованию с Банком России в письменной форме направляет в арбитражный суд заявление о признании фонда несостоятельным (банкротом).

13. Отчет о результатах ликвидации фонда с приложением ликвидационного баланса утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

В данной статье мы поговорим о порядке Ликвидации Фонда — одной из форм некоммерческих организаций. Давайте начнем с основных понятий. Что же такое ликвидация?

Ликвидация представляет собой процесс прекращения деятельности юридических лиц, при этом отсутствует переход прав и обязанностей Фонда в порядке правопреемства к другим лицам.

Если Вы решили ликвидировать Фонд, необходимо учесть, что это сложная процедура, так как Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда. Ликвидация фонда — это долгий и трудный процесс, который может длиться до 2-х лет.

Именно ликвидацию Фонда часто доверяют экспертам в области НКО, которые могут значительно сократить срок, а сложность работы для них обычный процесс. На опыте одного из экспертов рассмотрим этот процесс:

Быстро и официально

Причины ликвидации фонда (добровольная и принудительная ликвидация фонда)

Работа фонда может быть сопровождены как успехами, так и трудностями, которые приводят именно к необходимости ликвидации по различным причинам. Причины ликвидации фонда могут быть связаны как добровольными, так и с вынужденными обстоятельствами.

Если говорить о добровольных обстоятельствах, то решение принимают добровольно на заседании компетентного органа управления Фонда об обращении в суд с просьбой прекратить дальнейшую деятельность Фонда. Простыми словами, инициируют такую ликвидацию создатели Фонда. Чаще всего причиной такого решения является:

  • Нехватка денежных средств для осуществления дальнейшей деятельности Фонда;
  • Безуспешные попытки найти источники финансирования фонда;
  • Исчерпаны возможности по реализации мероприятий, которые направлены на достижение общественно - полезных целей, которые определены уставом Фонда, в связи с тем, что такие общественно-полезные цели достигнуты на государственном уровне (например, государство приняло целевую программу по проведению таких же мероприятий).

Принудительные обстоятельства ликвидации сопровождены обращением в суд с заявлением о закрытии фонда при отсутствии на руках соответствующего согласия учредителей или органов управления Фонда. В таких случаях инициируют подготовку и подачу иска в суд зачастую государственные органы. В суд могут обратиться с заявлением о ликвидации Фонда, в основном если Фонд:

  • Ведет деятельность, требующую наличие государственного разрешения в форме определённой лицензии, которая у фонда, как раз, отсутствует;
  • Ведет деятельность, которая не соответствует его уставным целям (например, фонд занимается политической деятельностью, а в его уставе содержаться культурные цели);
  • Ведет деятельность, которая противоречит действующему законодательству и другими нормативными актами.

В подобных случаях судебные решения о прекращении работы Фонда могут быть приняты по заявлению третьих лиц, которые не являются его учредителями и членами органов управления.

Фонд отличает от других некоммерческих организаций то, что он может быть ликвидирован исключительно по решению суда по заявлению заинтересованных лиц если:

  • У фонда недостаточно имущества для того, чтобы реализовывать цели создания фонда и возможность получения необходимого имущества невозможна;
  • Цель создания фонда не может быть достигнута, а изменение целей создание фонда не может быть реализовано;
  • Фонд в своей деятельности не соблюдает цели создания Фонда, которые предусмотрены его уставом;
  • В иных случаях, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.

Процедура ликвидации фонда

Как говорилось ранее, фонд может быть ликвидирован в случае неоднократного и грубого нарушения законодательства Российской Федерации. Также ярким примером принудительной ликвидации фонда может служить осуществление фондом экстремистской деятельности, которая повлечет за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда.

Также фонд может быть ликвидирован в случае не сдачи фондом отчетов о деятельности, составе руководящих органов, документов о поступлении и расходовании фондом денежных средств в Минюст. В таком случает Минюст подает исковое заявление в суд по месту нахождения фонда иск о ликвидации и исключении сведений о фонде из Единого государственного реестра юридических лиц.

Обращаем Ваше внимание, что ликвидация фонда осуществляется в порядке административного судопроизводства, а не гражданского судопроизводства.

Как правило, пред подачей искового заявления о ликвидации Фонда по инициативе Минюста предшествует вынесенное предупреждение Фонду о возможной ликвидации, при этом укапается срок устранения замечаний. То есть в случае своевременного получения такого предписания и устранения замечаний Фонд может избежать принудительной ликвидации Фонда со стороны государства.

Однако здесь есть очень важный момент. Для того, чтобы Фонд получил такое предписание, фонд должен получать всю корреспонденцию, в противном случае такое письмо из государственного органа можно пропустить и возможности устранить замечаний не будет. Стоит обратить на это внимание Фондам, у которых нет фактических офисов, а адрес является «покупным». Даже если Вы приобретаете только договор аренды, а не сам офис, позаботьтесь о своевременном почтовом уведомлении.

Кроме того, в Фонде может быть проведена проверка деятельности, например, на факт нахождения фонда по его месту нахождению (адресу), который содержится в Едином государственном Реестре Юридических лиц. По результату такой проверки Минюстом может быть также вынесено предупреждение об устранении нарушении с указанием сроков, в случае, если Фонд отсутствует по указанному адресу.

Принимать решение о том, чтобы обратиться в суд с заявление о ликвидации Фонда могут заинтересованные лица, среди них и члены высшего органа управления Фондом.


Порядок ликвидации фонда

Для того, чтобы ликвидировать Фонд нужно совершить ряд определённых действий в следующей последовательности.

Иск о ликвидации фонда

Подается в суд исковое заявления о прекращении работы фонда. Подготовить и подать подобное заявление вправе учредители фонда либо третьи лица.

Исковое заявление нужно будет подать в районный или городской суд по месту юридического адреса фонда. В заявлении нужно указать причины ликвидации фонда и приложить к нему подтверждающие документы.

Исковое заявление в суд о начале процедуры ликвидации Фонда должно быть составлено с учетом положений процессуального кодекса к его содержанию:

  • Указывается наименование суда, в который подается исковое заявление;
  • В исковое заявление вносятся сведения об истце, то есть о лице, которое заинтересовано в ликвидации Фонда. Указывается адрес, номер телефона, электронная почта истца;
  • В иске нужно указать сведения об ответчике, то есть сведения о наименование фонда и его реквизиты — Адрес, ИНН, ОГРН.
  • В иске нужно изложить обстоятельства, которые являются основанием ликвидации фонда. Так Гражданский кодекс содержит в себе случаи, когда фонд может быть ликвидирован на основании решения суда. К примеру, в случае нехватки имущества у фонда для реализации целей создания фонда. Поэтому исковое заявление должно содержать в себе конкретные случаи, которые предусмотренные законом как основание для ликвидации фонда.
  • В исковом заявлении нужно указать конкретное требование о ликвидации фонда.
  • В приложении к исковому заявлению должны быть перечислены прилагаемые к иску документы;
  • Исковое заявление должно быть подписано истцом с расшифровкой его подписи, и в исковом заявлении ставится дата;

Суд рассматривает исковое заявление о прекращении работы фонда и начале процедуры ликвидации. Суд должен в течение 5 рабочих дней принять решение в отношении принятого искового заявления. Суд может принять следующее решение:

  • принять исковое заявления к производству;
  • отклонить заявление в силу отсутствия доказательств для ликвидации фонда;
  • оставить заявление без движения, если такое будет оформлено неправильного.

В соответствии с действующим законодательством решение о ликвидации должно быть принято судом в течение двух месяцев с даты поступления искового заявления.

Если судебный орган удовлетворяет поданное исковое заявление о начале процедуры ликвидации Фонда, то выносится определение, копия которого должна быть направлена заявителю, а также запускается процедура ликвидации фонда.

С этой целью суд назначает ликвидационную комиссию или ликвидатора. С момента назначения ликвидатор или ликвидационная комиссия принимает на себя управление делами фонда.

Подача документов в Минюст

Учредители фонда или орган, который вынес решение о ликвидации, в трехдневный срок с момента его принятия в письменной форме сообщают об этом в орган, который осуществляет государственную регистрацию юридических лиц. Для Фондов это территориальный орган Министерства Юстиции. На основании уведомления в Единый государственный реестр юридических лиц вносят запись о начале процедуры ликвидации Фонда, а также о назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии.

Ликвидационная комиссия или ликвидатор предоставляют в Минюст следующие документы:

  • заявление по форме Р15016;
  • копия судебного постановления о ликвидации фонда и назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора;
  • протокол заседания компетентного органа Фонда, который принял решение о прекращении деятельности Фонда.

Стоит отметить, что отсутствует необходимость извещение органов, которых контролируют уплату страховых взносов, о начале процедуры ликвидации фонда. Кроме того, Налоговый кодекс не содержит предписание о направлении уведомления в территориальную налоговую. Минюст самостоятельно передает информацию во остальные государственные органы.

Выявление всех кредиторов ликвидируемого фонда с последующей оценкой вероятности погашения установленных долговых обязательств фонда.

В Вестнике публикуется информация о ликвидации организации, о сроках и порядке заявления требований кредиторами. Обращаем Ваше внимание, что срок публикации не должен превышать 2-х месяцев.

Составление промежуточного и ликвидационного баланса

По истечению двух месяцев после публикации заявления в Вестнике ликвидационная комиссия или ликвидатор должны сформировать промежуточный и ликвидационный балансы. В балансах должны быть отражены сведения об имуществе организации.

Далее необходимо снова обратиться в суд с исковым заявлением.

В исковом заявление нужно просить суд об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса Фонда, а также о возложении на ликвидационную комиссию или ликвидатора по осуществлению ликвидации Фонда.

К исковому заявлению необходимо приложить следующие документы:

  1. копию документа, подтверждающего, что истец является заинтересованным лицом - копия выписки из ЕГРЮЛ;
  2. лист записи о начале процедуры ликвидации;
  3. промежуточный ликвидационный баланс;
  4. ликвидационный баланс;
  5. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  6. копию Устава Фонда.

Подача ликвидационных балансов и заявления Р15016 в Минюст

Следующий этап является последним в процедуре ликвидации Фонда. В Минюст необходимо подать промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, утвержденный судом, а также заявление по форме Р15016. Заявление по форме Р15016 подписывает ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии. Заявление необходимо заверить у нотариуса, а также оплатить государственную пошлину.

После этого в выписку из Единого государственного реестра юридических лиц вносится запись о том, что фонд ликвидирован.

Нюансы в процедуре ликвидации фонда

Даже в том случае, если у Фонда отсутствуют долги, то промежуточный баланс Фонда нужно подготовить и утвердить не ранее чем через два месяца после опубликования уведомления о ликвидации фонда в "Вестнике государственной регистрации".

Расчеты с кредиторами могут начаться с даты утверждения промежуточного баланса. Расчеты должны утвердить ликвидатор или ликвидационная комиссия в порядке, определённом действующим законодательством Российской Федерации. После их проведения формируется ликвидационный баланс.

Конечно же, если в Фонде отсутствует кредиторская задолженность, то необходимость в расчетах отпадает. Поэтому эксперты полагают, что промежуточный и итоговый балансы могут быть утверждены одновременно.

Последствия ликвидации некоммерческого фонда

После того, как фонд прекратит свою деятельность, и в Единый государственный реестр юридических лиц внесут запись о том, что Фонд ликвидирован, необходимо:

  • закрыть все счета в банках;
  • утилизировать печать, а все документы фонда передать в архив.

После того, как фонд будет закрыт может остаться нереализованное имущество Фонда в виде неиспользованных денежных средств. В такой ситуации действует главный принцип, который заключается в невозможности передачи средств фонда его учредителям или членам органов управления фонда путем их разделения между собой.

В отношении оставшегося имущества действуют следующие правила:

  • имущество должно быть реализовано, а полученные после реализации средства должны быть направлен на решение уставных целей фонда. Иначе средства передаются государству.
  • не использованные денежные средства могут быть направлена на цели создания фонда, на незаконченные мероприятия фонда, а при их отсутствии перечисляются государству.

Обращаем Ваше внимание, что существуют некоторые особенности последствий процедуры ликвидации фонда.

Например, все заложенности фонда и задолженности его учредителей и членов органов управления – это совершенно разные самостоятельные и независящие друг от друга долговые обязательства. Фонд не имеет право погасить задолженность своих учредителей и членов органов управления фонда. Это значит, что за личные обязательства учредителей фонда и членов органов управления сам Фонд не несет ответственность.

Долги фонда могут быть погашены только за счет собственных денежных средств Фонда и имущества, которое числится на балансе фонда. Личные средства и имущество учредителей Фонда и членов органов управления Фонда не могут быть использованы для целей погашения задолженностей Фонда.

Долги учредителей и членов органов управления Фонда могут быть погашены исключительно самостоятельно учредителями и членами органов управления Фонда, и никакого отношения к деятельности фонда не имеют.

Начало процесса ликвидации фонда не означает полное прекращение его деятельности. В процессе ликвидации фонда можно заключать сделки с целью завершения мероприятий, которые были начаты до момента ликвидации Фонда, а также с целью завершения принятых ранее обязательств по отношению к своим сотрудникам.

Начало ликвидации фонда не освобождает руководство Фонда от обязанности уплаты, установленных действующим законодательством, налогов и сборов, а также от ответственности за невыплату в полном объеме заработной платы сотрудникам фонда.

Кроме того, стоит отметить, что процедура ликвидации Фонда является процедурой, которая требует тщательного соблюдения не только требований действующего законодательства, но и обязательств как перед сотрудниками Фонда, так и перед людьми, которым была обещана помощь.

Обратившись к нам, вы можете оперативно получить:

  • квалифицированную юридическую помощь в виде консультации по вопросам ликвидации любых форм некоммерческих организаций с учетом их особенностей;
  • помощь по выбору формы ликвидации фонда с учетом норм действующего законодательства Российской Федерации;
  • подготовку всех необходимых документов для ликвидации Фонда, оформление всех бумаг «под ключ», которые гарантируют успешное закрытие работы фонда;
  • полное юридическое сопровождение Фонда на всех этапах ликвидации фонда.

Пишите или Звоните!

Форум НКО - крупнейшее сообщество НКО в России

Вам также может быть интересно:

Здравствуйте, подскажите , пожалуйста, при ликвидации благотворительного фонда при подаче искового заявления госпошлина оплачивается фондом, как юр лицо или возможна оплата физическим лицом- истцом, подающего исковое заявление, он- же один из учредителей фонда. Благодарю.

Ответ Юриста НКО: Добрый день! Да, оплатить гос.пошлину таким образом возможно.

1. Как можно ликвидировать некоммерческую организацию?

Некоммерческую организацию можно ликвидировать добровольно по решению учредителей и принудительно по решению суда (для некоторых видов НКО предусмотрена возможность ликвидации только по решению суда, например для фондов ).

В этой инструкции пойдет речь о добровольной ликвидации некоммерческих организаций, регистрацией и ликвидацией которых занимается Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России).

В целом процедура ликвидации НКО делится на несколько этапов:

  1. Принятие решения о ликвидации, формирование ликвидационной комиссии, установление порядка и сроков ликвидации.
  2. Публикация уведомления о ликвидации организации в органах печати, выявление кредиторов и уведомление их о ликвидации, составление промежуточного ликвидационного баланса.
  3. Расчеты с кредиторами, составление ликвидационного баланса и государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией.

Средний срок ликвидации НКО составляет несколько месяцев.

2. Что нужно сделать на первом этапе ликвидации некоммерческой организации?

На первом этапе ликвидации НКО ее учредители должны:

  • принять на общем собрании решение о ликвидации организации и оформить решение протоколом или другим документом, предусмотренным соответствующим нормативно-правовым актом;
  • сформировать ликвидационную комиссию или назначить ликвидатора;
  • установить порядок и сроки ликвидации.

Созданная комиссия получает полномочия по управлению делами некоммерческой организации и выступает от ее имени в суде.

О принятом решении учредителю или органу, принявшему решение о ликвидации, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения нужно сообщить в письменной форме в территориальный орган Минюста России по месту нахождения организации, чтобы в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесли сведения о том, что организация находится в стадии ликвидации.

Для этого в Минюст нужно подать:

  • уведомление о ликвидации по форме Р15016;
  • протокол (решение) уполномоченного учредительными документами органа (лица) НКО, принявшего решение о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора, об установлении сроков и порядка ликвидации, заверенный ее печатью, подписанный надлежащими лицами (председателем и секретарем — для коллегиальных органов управления некоммерческой организации).

Минюст рассмотрит документы и примет решение о ликвидации НКО, а затем отправит документы в Федеральную налоговую службу (ФНС) для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процессе ликвидации.

3. Что нужно сделать на втором этапе ликвидации некоммерческой организации?

На втором этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна разместить в органах печати, в которых публикуют данные о государственной регистрации юридических лиц, информацию о том, что НКО приступила к процессу ликвидации, а также о сроках и порядке заявления требований кредиторами.

Затем ликвидационная комиссия должна принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности и уведомить кредиторов о ликвидации в письменной форме.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационной комиссии нужно составить промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой НКО, перечне предъявленных кредиторами требований, о результатах их рассмотрения. Баланс утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации.

На этом этапе в Минюст необходимо подать:

  • уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15016;
  • промежуточный ликвидационный баланс;
  • протокол (решение) уполномоченного органа НКО об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

На основании промежуточного баланса ликвидационная комиссия должна произвести расчеты с кредиторами из имеющихся у организации денежных средств. Если у НКО (за исключением частных учреждений ) недостаточно средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество организации с публичных торгов.

Остатки имущества НКО направляются на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительность. Если использование имущества ликвидируемой организации в соответствии с ее учредительными документами невозможно, оно обращается в доход государства.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если законами, другими правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами учреждения не предусмотрено иное.

При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между членами партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если федеральными законами или учредительными документами партнерства не установлено иное.

Остатки имущества некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляются на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительность. Если использование имущества партнерства в соответствии с его учредительными документами невозможно, оно обращается в доход государства.

При недостаточности имущества для расчета с кредиторами или наличии признаков несостоятельности (банкротства) ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) обычная процедура ликвидации прекращается, ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов, и начинаются процедуры, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Что нужно сделать на третьем этапе ликвидации некоммерческой организации?

На третьем этапе, после завершения расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс, который утверждается учредителями некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации. Ликвидационный баланс должен быть нулевым, а все задолженности перед бюджетом погашены.

Затем ликвидационной комиссии нужно представить в Минюст для государственной регистрации организации в связи с ее ликвидацией:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р15016;
  • протокол (решение) уполномоченного органа НКО об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  • ликвидационный баланс;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины (при подаче документов онлайн государственную пошлину оплачивать не нужно);
  • документ , подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах.

5. Как подать документы для ликвидации некоммерческой организации?

На всех этапах процедуры ликвидации НКО документы подают в Минюст России и его территориальные органы по месту нахождения организации. Подать документы можно:

  • онлайн на портале госуслуг;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке и описью вложения (адреса центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов можно узнать на сайте Минюста);
  • лично или через представителя (график работы органов можно узнать на сайте Минюста).

При подготовке и подаче документов важно соблюсти требования к их оформлению.

Форму заявления (уведомления) и правила его заполнения можно найти на сайте ФНС.

Государственная регистрация некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией занимает не более 10 рабочих дней. Когда ФНС занесет запись о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ, это будет значить, что процедура завершена и организация прекратила свое существование.

6. У меня остались вопросы. Куда обратиться?

Вы можете обратиться в центральный аппарат Минюста России или в его территориальные органы за консультацией по вопросам:

  • перечня документов, необходимых для государственной регистрации, и требований к их оформлению;
  • размера государственной пошлины;
  • порядка и сроков предоставления государственной услуги;
  • порядка обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, предоставляющих государственную услугу.

Консультации предоставляются при личном обращении (в часы приема заявлений), по телефону, по обычной и электронной почте.

Сопровождение НКО наша профессия. Ликвидация НКО, заключительное действие в жизненном цикле некоммерческой организации. Приняв решение ликвидации НКО, необходимо знать несколько важных вещей, которые мы тут и рассмотрим. Важно знать все особенности этого процесса в Минюсте, чтобы ответить на следующие вопросы:

Прекращение деятельности некоммерческих организаций

Как и коммерческие организации, НКО организовываются с определенными целями, функционируют, могут быть реорганизованы и ликвидированы, перестав быть субъектами правовых и гражданских отношений с момента ликвидации.

Быстро и официально

Как показывает практика, создание некоммерческих организаций и прекращение их работы происходит постоянно. Но при этом законодательство, предусматривающее их ликвидацию, еще несовершенно, как и его применение в реалиях современной жизнедеятельности. Чтобы понять существующие в этой области проблемы, выявить основные тенденции, вызванные постоянными переменами в общественных отношениях и найти их оптимальные решения, требуется постоянно изучать и анализировать существующее законодательство, регламентирующее деятельность НКО.

В настоящее время в Российской Федерации законодательные нормы, касающиеся ликвидации некоммерческих объединений, не могут полномерно обеспечить правовое регулирование в этой области, что отрицательно сказывается на деятельности НКО, как субъектов гражданского права. Это влечет за собой возникновение судебных споров и разбирательств. Один из весомых недостатков заключается в том, что в области существующего гражданского законодательства нет закрепления четкой регламентации прекращения деятельности некоммерческой организации. Нередко при ликвидации споры возникают также при определениях гарантий для кредиторов НКО и для государства, являющегося кредитором относительно налоговых обязательств.

Цена ликвидации некоммерческой организации

Стоимость ликвидации НКО зависит от ее организационно- правовой формы. Например, ликвидировать Автономную некоммерческую организацию, Частное учреждение Ассоциацию, или Общественную организацию не составит труда, если Вы обращаетесь за нашей квалифицированной помощью (при соблюдении всех норм действующего законодательства) и стоимость данной процедуры фиксированная — 45500 рублей.

Услуга по ликвидации некоммерческой организации в 45500 состоит из пяти этапов:

  1. Уведомление о начале процедуры ликвидации некоммерческой организации
  2. Назначение ликвидатора или ликвидационной комиссии некоммерческой организации
  3. Публикация в органах печати о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами
  4. Регистрационные действия, связанные с составлением промежуточного ликвидационного баланса, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения
  5. Представление составленного ликвидационного баланса, исключение некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

Важно помнить, что помимо услуг по ликвидации отдельно оплачиваются расходы на нотариуса, публикацию в органах печати и государственную пошлину. Данную стоимость спрогнозировать сложно, поскольку все зависит от публикации в органах печати, так как их стоимость рассчитывается за квадратный сантиметр текста, вышедшего в печать, но примерная сумма всех расходов от 8000 рублей.

Обращаем внимание, что некоммерческая организация до исключения ее из единого государственного реестра юридических лиц обязана сдавать все отчеты, предусмотренные законодательством Российской Федерации – в ИФНС, ФСС, ПФР и помимо расходов на ликвидацию необходимо помнить об оплате работ бухгалтера, так как если будет не сдан хотя бы один отчет или останется непогашенный штраф (пени), организацию не смогут ликвидировать.

При условии что Вы задолго до ликвидации отказались от помещения и фактически организация нигде не находится, то могут возникнуть проблемы на последнем этапе ликвидации с указанием причины в отказе - предоставление недостоверных сведений о месте нахождения организации, и уведомление кредиторов не надлежащим образом.

Как происходит ликвидация некоммерческих объединений?

В переводе с латыни ликвидация или liguidatio означает окончание дел, относительно НКО она определяется как прекращение, завершение деятельности. Еще на этапе создания некоммерческой организации нужно знать, какие основные требования предъявляются законодательством к ее ликвидации, и ознакомиться с пошаговой инструкцией завершения деятельности, что поможет избежать ошибок и проблем с законом. При этом следует учитывать, что для разных организационных форм НКО этапы ликвидации могут несколько отличаться.

Поэтапная ликвидация некоммерческой организации

Высшим органом управления НКО принимается решение о прекращении ее деятельности, после чего выбирается ликвидационная комиссия, в некоторых случаях – ликвидатор. Затем определяется представитель НКО, который будет подавать документацию, касающуюся ликвидации некоммерческого объединения, в соответствующий государственный орган, как правило это Министерство юстиции. С момента принятия решения о ликвидации и до подачи документов должно пройти не более 3-х дней.

Необходимо подать следующие документы:

  • Решение, которым были назначены ликвидационная комиссия или ликвидатор;
  • Нотариально заверенное уведомление о прекращении деятельности НКО, составленное по форме Р15016.

Следующим этапом предусматривается уведомление общественности о предстоящей ликвидации НКО. С этой целью ликвидационной комиссией или ликвидатором публикуется соответствующее заявление в «Вестнике государственной регистрации». С момента уведомления отсчитывается срок требований по кредиторам, который не должен быть меньше 2-х месяцев.

Для размещения публикации в государственном издании необходимо предоставить в редакцию:

  1. Решение о прекращении деятельности НКО;
  2. Сопровождающее письмо и заявка на размещение публикации;
  3. Квитанцию, подтверждающую оплату размещения информации.

После уведомления о предстоящем прекращении деятельности, ликвидационной комиссией или ликвидатором изучаются дела некоммерческого объединения и выявляются существующие обязательства. Затем составляется график их погашения, проводится сверка со всеми государственными фондами, налоговым и другими органами. После этого все установленные задолженности должны быть ликвидированы.

После устранения задолженностей и расчетов по обязательствам бухгалтерская документация НКО приводится в требуемое состояние и определяется промежуточный баланс, который предоставляется в соответствующий государственный орган вместе с формой Р15003.

Если в НКО есть оформленные штатные сотрудники, то они должны быть уволены после погашения установленных обязательств.


На последнем этапе составляется окончательный ликвидационный баланс НКО, который затем утверждается высшим управленческим органом и подается вместе с формой Р15016 в соответствующий государственный орган.

После того, как НКО было исключено из государственного реестра, его деятельность прекращается. Но в обязательном порядке необходимо совершить еще несколько важных действий – закрыть расчетные счета, подготовить и передать документацию для хранения в государственном архиве.

Как советуют специалисты, после ликвидации НКО нужно сохранять документацию, подтверждающую ее исключение из государственного реестра, на протяжении 3-х лет

Ликвидация некоммерческих организаций в 2022 году – особенности и нюансы

От ликвидации не застрахована ни одна НКО. Поэтому следует предусматривать возможность принятия управляющим органом решения о прекращении деятельности некоммерческого объединения.

Существует ряд причин, влекущих за собой ликвидацию НКО. Основными из них являются:

  • Прекратилось финансирование;
  • Цели, поставленные при создании НКО, достигнуты и ее дальнейшее существование нецелесообразно;
  • Между лицами, создавшими НКО, возникли разногласия относительно направлений функционирования организации, что делает ее дальнейшее существование невозможным;
  • Препятствия деятельности некоммерческого объединения со стороны государственных органов;
  • Организаторы НКО потеряли интерес к выполняемой деятельности и не видят смысл в ее дальнейшем существовании.

Проблема всех некоммерческих организаций заключается в том, что законодательство, регламентирующее их деятельность, построено так, что создать НКО намного легче, чем потом ее ликвидировать. Со стороны государства это вполне логично и объяснимо, поскольку некоммерческим объединением осуществлялась определенная деятельность и у него были обязательства перед государством, перед другими организациями и физическими лицами. Поэтому при ликвидации контролирующие органы должны убедиться, что НКО были выполнены все требования, предусмотренные законодательством, а именно:

  • Организацией выплачена зарплата в полном объеме всем своим сотрудникам;
  • Закрыты все обязанности и задолженности перед кредиторами;
  • Уплачены все налоговые суммы;
  • Сдана вся необходимая отчетность за весь период существования НКО;
  • Кредиторы уведомлены о предстоящем прекращении деятельности некоммерческого объединения;
  • Имущество, остающееся после ликвидации НКО, распределено согласно уставу организации.

Кто занимается ликвидацией НКО?

Решение о прекращении деятельности некоммерческой организации принимается высшим органом управления НКО. Также этим органом назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, утверждается промежуточный и окончательный баланс.

В зависимости от организационной формы НКО, высший орган может быть:

  • Общим собранием в общественных НКО;
  • Советом или Президиумом, согласно уставу, в автономных некоммерческих объединениях;
  • Если НКО является фондом, то решение о прекращении деятельности принимается судом согласно заявлению заинтересованного лица.

Согласно решению управляющего органа, прекращение деятельности НКО возлагается на ликвидационную комиссию или ликвидатора – человека, принимающего на себя все обязанности по завершению дел.

Ликвидационная комиссия или ликвидатор занимаются:

  • Подготовкой и предоставлением необходимой документации в соответствующий орган;
  • Уведомлением кредиторов о прекращении деятельности некоммерческой организации;
  • Публикацией информации о предстоящей ликвидации в государственное печатное издание;
  • Взаимодействует с государственными фондами и органами при получении и подаче справок, уведомлений и других бумаг.

Также в ликвидации НКО принимает участие бухгалтер, в обязанности которого входит:

  • Ведение и подготовка бухгалтерской отчетности;
  • Составление промежуточного и окончательного баланса;
  • Проведение сверок с государственными фондами и кредиторами;
  • Решение других задач, касающихся бухгалтерии.

На первый взгляд может показаться, что в ликвидации НКО нет ничего сложного, однако важно помнить:

  • После принятия высшим органом НКО решения о прекращении деятельности назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия. С этого момента на протяжении 3-х дней государственный орган уведомляется о том, что началась процедура ликвидации;
  • После получения ликвидатором соответствующих документов для кредиторов публикуется уведомление о предстоящем прекращении деятельности НКО;
  • По истечении двух месяцев с момента публикации бухгалтером составляется, а высшим органом утверждается промежуточный, а затем и окончательный баланс. Все необходимые документы подаются ликвидатором в Минюст;
  • Если документация предоставлена в полном объеме, обязанности и задолженности закрыты и претензий к НКО нет, то организация исключается из государственного реестра, и ее деятельность прекращается.

Если строго соблюдать все требования законодательства РФ, то прекращение деятельности НКО пройдет без проблем и затруднений. Следует знать, что это не совсем быстрый процесс – от момента принятия решения о ликвидации до полного завершения дел пройдет минимум 6 месяцев.

Но, как показывает практика, в настоящее время существует ряд нюансов, из-за которых возникают трудности при проведении ликвидационных мероприятий. О них нужно знать еще до принятия решения о ликвидации, чтобы избежать осложнений и проблем с законодательством.

ВАЖНО! Чаще всего встречаются следующие проблемы при ликвидации НКО:

Если при ликвидации НКО возникнут проблемы, которые невозможно решить по каким-либо причинам, то ее придется отменить и закрывать некоммерческое объединение другим способом, например, провести его реорганизацию.

На практике существует еще две возможности завершить деятельность НКО практически без усилий.

Первая, передать НКО. Сменить руководителя, учредителей и органы управления. НКО передается новым владельцам, которые преследуют схожие цели, полны сил и решимости. Дело в том, что некоммерческие организации моложе 1 года имеют ряд ограничений при реализации своей деятельности. Но приняв действующую НКО, большая их часть будет отсутствовать.

Второй способ самый сомнительный. Для этого нужно закрыть банковский расчетный счет, не сдавать отчеты в соответствующие госорганы, не подтверждать продолжение работы, то есть не выполнять никаких действий, как бы забыв о существовании некоммерческого объединения.

В таком случае НКО признается недействующей и на этом основании исключается из государственного реестра. Но, решившись на такой шаг, нужно знать - за то, что учредители организации не поступили согласно законодательству РФ, не провели ликвидацию согласно правилам, и за них это сделало государство, исключив НКО из реестра, все лица, участвовавшие в этой организации, дисквалифицируются на 3 года. Запись об их дисквалификации вносится в государственный реестр юридических лиц. Фактически они попадают в черный список, должны выйти из участия в других организациях и создать новую не смогут 3 года.

Имущество НКО после ликвидации

Порядок распределения имущества при ликвидации некоммерческой организации обязательно указывается в уставе организации. Как правило, имущество после расчета с кредиторами направляется на цели некоммерческой организации, а если это не представляется возможным, то данное имущество обращается в доход государства. Очень важно помнить, что имущество при ликвидации не распределяется между ее учредителями (участниками, членами).


Особенность ликвидации некоммерческого фонда.

В том случае, когда Вы планируете ликвидировать Фонд, стоит учитывать, что это более сложная процедура, поскольку Фонд можно ликвидировать только на основании решения суда и это довольно длительный и трудоемкий процесс, который иногда может продлиться до 2-х лет. При таких вводных стоимость ликвидации Фонда начинается от 90000 рублей.

Особенность ликвидации Фонда, как уже отметили выше, состоит в том, что Фонд ликвидируется только через суд. Ниже мы коротко опишем этапы ликвидации Фонда:

Все этапы ликвидации некоммерческой организации осуществляются строго в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ее уставом, например выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой организации производится ликвидатором в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Расчет кредиторов осуществляется на основании бухгалтерской отчетности и выявленного имущества организации, а оставшееся имущество после расчета с кредиторами распределяется в соответствии с уставом организации.

Может, мне продать свою НКО?

Затраты на ликвидацию НКО составляют около 50т.р. Часто решение ликвидировать свою некоммерческую организацию возникает по причине отсутствия денег. В связи с чем этих 50000 просто нет. Но бросать НКО нельзя из-за дисквалификации директора и учредителей. Существует альтернатива, передать организацию тем, кто полон сил и денежных средств продолжить развивать Ваше направление, фактически продав её. Если Вашей НКО более года, есть все шансы. В итоге Вы не теряете 50000, а получаете от 30000. Если интересно ниже ссылка там все подробно написано:

Достаточно: наименования, год создания и наличие деятельности.

Пишите или Звоните!

Форум НКО - крупнейшее сообщество НКО в России

Добрый день! Сможете проконсультировать по вопросу ликвидации АНО? Кто имеет полномочия по принятию решения по ликвидации АНО: учредителя или члены Правления как прописано в Уставе?
"3.6. К исключительной компетенции высшего органа управления Центра -Правления входит:
3.6.8 реорганизация и ликвидация Центра." К сожалению в Уставе не прописана компетенция Правления о назначении ликвидационной комиссии. Поэтому и возник вопрос по учредителям, смогут ли они принять решение ликвидации на общем собрании учредителей АНО?
Заранее благодарю за ответ.

Ответ: Добрый день, Наталья! Решение о ликвидации принимает, орган, к которому отнесена данная компетенция в уставе вашей АНО.

Добрый день! Возник вопрос, который, увы, у Вас не озвучен. Как выглядит пошаговая ликвидация учреждения , при отсутствии учредителя, в том случае когда это предстоит сделать самому руководителю и бухгалтеру.
Минюст сказал что Устав позволяет нам это сделать своими силами, потому как учредитель ликвидировался. Я , как руководитель организации параллельно сейчас могу создать новую организацию и штат перевести туда. Как?
Хотелось бы понимать пошагово этот процесс. Что мне делать с сотрудниками, которых 16 человек.
Спасибо. С уважением, Любовь

Ответ: Добрый день, Любовь!
Принять решение о ликвидации учреждения может только его учредитель.
Другие способы ликвидации частного учреждения не учредителем, нам к сожалению, не известны, если Вам Минюст сказал что можно ликвидировать частное учреждение без учредителя, то лучше за разъяснениями обратиться к специалистам данного Минюста.

Ст. 18 не распространяется на религиозные организации, казенные учреждения, Госкомпанию "Автодор".

Статья 18. Ликвидация некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

П. 2 ст. 18 не применяется к международным фондам.

2. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

2.1. Отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации ликвидируется также:

1) в случае ликвидации соответствующей иностранной некоммерческой неправительственной организации;

2) в случае непредставления сведений, указанных в пункте 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;

3) в случае, если его деятельность не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами, а также представленным в соответствии с пунктом 4 статьи 32 настоящего Федерального закона сведениям.

3. Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.

5. Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации бюджетного учреждения осуществляются в порядке, установленном:

1) Правительством Российской Федерации - в отношении федерального бюджетного учреждения;

1.1) органом публичной власти федеральной территории - в отношении бюджетных учреждений, подведомственных органам публичной власти федеральной территории;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципального бюджетного учреждения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: