Лицо командного состава компании отвечающее за подготовку на судах

Обновлено: 10.05.2024

В соответствии со статьей 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2015, N 29, ст. 4356) и подпунктом 5.2.53.14 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2009, N 3, ст. 378), приказываю:

к приказу Минтранса России

от 25 сентября 2020 г. N 396

ВНОСИМЫЕ В ПОЛОЖЕНИЕ О ДИПЛОМИРОВАНИИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ

ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА, УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ

МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 12 МАРТА 2018 Г. N 87

1. Подпункт "г" пункта 3 дополнить абзацем следующего содержания:

"При совмещении должностей судоводителя и судового механика допускаются другие сочетания совмещения должностей при наличии у членов экипажа дипломов, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 3 настоящего Положения".

2. В пункте 4 перед словом "боцман" вставить слово "шкипер;".

3. В пунктах 23, 56, 84 и 96 слова "медицинское заключение, подтверждающее годность для работы на судах по состоянию здоровья" заменить словами "медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на судне.".

4. Пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. Квалификационные испытания проводятся при:

первичном получении квалификационного документа (за исключением случая, предусмотренного пунктом 22 настоящего Положения);

получении диплома в случае повышения в должности;

получении диплома при истечении срока действия диплома, и отсутствии необходимого стажа плавания;

первичном получении диплома лицами, имеющими военно-морское образование;

получении диплома судоводителя маломерного судна;

получении диплома судоводителя прогулочного судна.".

5. Пункт 19 изложить в следующей редакции:

"19. Протокол квалификационных испытаний вносится в информационную систему, ему присваивается уникальный идентификационный номер, после чего протокол подписывается всеми членами комиссии, присутствующими на заседании. Протокол квалификационных испытаний служит основанием для выдачи квалификационного документа (за исключением случая, предусмотренного пунктом 22 настоящего Положения) при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Положением.".

6. Пункт 24 изложить в следующей редакции:

"24. Для получения квалификационного свидетельства дополнительно к документам (копиям), указанным в пункте 23 настоящего Положения, необходимо представить справку, подтверждающую стаж плавания не менее одного месяца, выданную в соответствии с настоящим Положением, или справку, подтверждающую выполнение учебной программы, включающей практическую подготовку на судне не менее одного месяца, а также пройти в образовательной организации, указанной в пункте 22 настоящего Положения, подготовку по одной из программ: подготовка шкипера, подготовка боцмана, подготовка рулевого, подготовка матроса, подготовка моториста, подготовка лебедчика, подготовка радиооператора, подготовка электрика судового, подготовка повара судового, подготовка проводника на водном транспорте, подготовка моториста-рулевого, подготовка моториста-матроса, подготовка лебедчика-моториста, согласованных Росморречфлотом.".

7. В пункте 43 слова "полученные на основании записей в трудовой книжке" дополнить словами ", а также сведениями о трудовой деятельности в электронной форме".

8. Пункт 47 изложить в следующей редакции:

"47. Выдача квалификационного документа осуществляется через информационную систему на основании протокола квалификационных испытаний с формулировкой "соответствует должности" (в случае, предусмотренном пунктом 22 настоящего Положения, протокол квалификационных испытаний не требуется), путем присвоения каждому выдаваемому квалификационному документу уникального идентификационного номера, при условии, что информация об образовании и подготовках, необходимых для получения квалификационного документа, имеется в информационной системе. Рекомендуемые образцы квалификационных документов приведены в приложении к настоящему Положению.".

9. Пункт 50 изложить в следующей редакции:

"50. В дипломы вносятся следующие ограничения:

"недействительно для работы судоводителем на судах с радиолокационными станциями" - при отсутствии у судоводителей тренажерной подготовки в тренажерном центре по использованию радиолокационной станции;

"недействительно для работы судоводителем на судах с электронными картами" - при отсутствии у судоводителей тренажерной подготовки в тренажерном центре по использованию электронных карт";

"недействительно для работы членом экипажа земснаряда производительностью более 700 м3/ч" - при отсутствии высшего или среднего профессионального образования, а также при отсутствии стажа плавания на земснарядах производительностью более 700 м3/ч не менее двух месяцев за последние пять лет";

"недействительно для работы на пассажирских судах" - при отсутствии подготовки в образовательной организации для работы на пассажирских судах;

"недействительно для работы на наливных судах, осуществляющих перевозки опасных грузов" - при отсутствии подготовки в образовательной организации для работы на наливных судах;

"недействительно для работы на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт" - при отсутствии высшего или среднего профессионального образования, а также при отсутствии стажа плавания не менее двух месяцев за последние пять лет на судах мощностью главных двигателей более 330 кВт.".

10. В пункте 59 слова "недействительно для работы на судах мощностью до 330 кВт" или "недействительно для работы на земснарядах производительностью менее 700 м3/ч" заменить словами "недействительно для работы на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт" или "недействительно для работы на земснарядах производительностью более 700 м3/ч".

11. Пункт 60 изложить в следующей редакции:

"60. При отсутствии высшего или среднего профессионального образования по смежной специальности лица, имеющие дополнительное профессиональное образование, полученное по результатам обучения по программе профессиональной переподготовки, согласованной Росморречфлотом, по окончании учебы получают дипломы помощника капитана, помощника командира земснаряда, помощника механика, помощника капитана - помощника механика, помощника командира земснаряда - помощника механика, помощника электромеханика с ограничениями: "недействительно для работы на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт" или "недействительно для работы на земснарядах производительностью более 700 м3/ч;".

12. Абзац первый пункта 79 изложить в следующей редакции:

"79. Для занятия должностей, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, на пассажирских судах с мощностью главных двигателей более 550 кВт необходимо пройти подготовку в образовательной организации по управлению неорганизованной массой людей по программе, согласованной Росморречфлотом.".

13. Абзац первый пункта 80 изложить в следующей редакции:

"80. Для занятия должностей, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, на наливных судах с главными двигателями мощностью более 550 кВт, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая суда с главными двигателями мощностью более 550 кВт, буксирующих либо толкающих другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, необходимо пройти подготовку в образовательной организации для работы на наливных судах, осуществляющих перевозки опасных грузов;".

14. Пункт 81 изложить в следующей редакции:

"81. Лицам командного состава, работающим на судах мощностью главных двигателей менее 330 кВт или на земснарядах производительностью менее 700 м3/ч, для получения дипломов без ограничений помощника капитана на судах мощностью главных двигателей более 330 кВт или помощника командира земснаряда на земснарядах производительностью более 700 м3/ч необходимо представить документ о наличии высшего или среднего профессионального образования и справку о стажировке не менее месяца на судах мощностью главных двигателей более 330 кВт или на земснарядах производительностью более 700 м3/ч.".

15. Дополнить пункт 88 Положения абзацем в следующей редакции:

"При обмене документа на право управления маломерным судном, выданного Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России, на диплом судоводителя маломерного судна, при условии эксплуатации беспалубных маломерных судов грузоподъемностью до 500 кг, используемых в целях промышленного рыболовства, теоретическая и практическая подготовка по управлению маломерным судном по программе, согласованной Росморречфлотом, не требуется, а квалификационные испытания не проводятся. В диплом судоводителя маломерного судна вносится ограничение: "Только беспалубные маломерные суда грузоподъемностью до 500 кг, используемые в целях промышленного рыболовства.".

1 Каждый кандидат на получение документа лица командного состава судна, ответственного за охрану, должен продемонстрировать компетентность, позволяющую ему принять на себя задачи, обязанности и ответственность, перечисленные в колонке 1 таблицы A-VI/5.

2 Уровень знаний по вопросам, перечисленным в колонке 2 таблицы A-VI/5, должен быть достаточным для того, чтобы кандидат мог действовать в качестве назначенного лица командного состава судна, ответственного за охрану.

3 Подготовка и опыт, требующиеся для достижения необходимого уровня теоретических знаний, понимания и профессиональных навыков, должны принимать во внимание руководство, приведенное в разделе B-VI/5 настоящего Кодекса.

4 Каждый кандидат на получение документа должен представить доказательство того, что он достиг требуемого стандарта компетентности в соответствии с методами демонстрации компетентности и критериями для оценки компетентности, приведенными в колонках 3 и 4 таблицы A-VI/5.

Спецификация минимального стандарта компетентности для лиц командного состава судна, ответственных за охрану

Знание, понимание и профессиональные навыки

Методы демонстрации компетентности

Критерии для оценки компетентности

Ведение плана охраны судна и контроль за его осуществлением

Знание международной политики в области охраны на море и обязанностей правительств, компаний и назначенных лиц, включая элементы, которые могут относиться к пиратству и вооруженному разбою

Знание цели и элементов плана охраны судна, связанных с этим процедур и ведения записей, включая те, которые могут относиться к пиратству и вооруженному разбою

Знание уровней охраны на море и вытекающих из этого мер и процедур охраны на судне и на портовом средстве

Знание требований и процедур, касающихся проведения внутренних проверок, инспекций на местах, контроля и наблюдения за действиями в области охраны, указанными в плане охраны судна

Знание методов и процедур, используемых для изменения плана охраны судна

Знание планов действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с охраной, и процедур для реагирования на угрозы, затрагивающие охрану, или нарушения мер охраны, включая положения о поддержании важнейших операций взаимодействия судно/порт, включая также элементы, которые могут относиться к пиратству и вооруженному разбою

Рабочее знание терминов и определений, касающихся охраны на море, включая элементы, которые могут относиться к пиратству и вооруженному разбою

Оценка результатов одобренной подготовки или экзамена

Процедуры и действия соответствуют принципам, установленным Кодексом ОСПС и Конвенцией СОЛАС 1974 года с поправками

Требования законодательства, относящиеся к охране, правильно определяются

Процедуры обеспечивают состояние готовности к реагированию на изменения уровней охраны на море

Связь в пределах ответственности лица командного состава судна, ответственного за охрану, четкая и понятная

Оценка риска, угрозы и уязвимости с точки зрения охраны

Знание оценки риска и механизмов оценки

Знание документации, относящейся к оценке охраны, включая Декларацию об охране

Знание способов, применяемых для того, чтобы обойти меры охраны, включая способы, применяемые пиратами и вооруженными грабителями

Знания, позволяющие распознавать, на недискриминационной основе, лиц, которые могут создать угрозу, затрагивающую охрану

Знания, позволяющие распознавать оружие, опасные вещества и устройства, и информированность об ущербе, который они могут причинить

Знание методов управления массами людей и их контроля, при необходимости

Знание вопросов проведения и координации досмотров

Знание методов физического досмотра и проверок без вскрытия

Оценка результатов одобренной подготовки или одобренного опыта и экзамена, включая практическую демонстрацию умения:

.1 проводить физический досмотр

.2 проводить проверки без вскрытия

Процедуры и действия соответствуют принципам, установленным Кодексом ОСПС и Конвенцией СОЛАС 1974 года с поправками

Процедуры обеспечивают состояние готовности к реагированию на изменения уровней охраны на море

Связь в пределах ответственности лица командного состава судна, ответственного за охрану, четкая и понятная

Проведение регулярных проверок судна с целью убедиться в осуществлении и поддержании надлежащих мер охраны

Знание требований к установлению районов ограниченного доступа и наблюдению за ними

Знание вопросов контроля доступа на судно и к районам ограниченного доступа на судне

Знание методов эффективного наблюдения за палубами и районами вокруг судна

Знание аспектов охраны, относящихся к обработке груза и судовых запасов совместно с другим судовым персоналом и соответствующими должностными лицами портовых средств, ответственными за охрану

Знание методов контроля посадки, высадки и доступа на судне людей, погрузки и выгрузки их вещей

Оценка результатов одобренной подготовки или экзамена

Процедуры и действия соответствуют принципам, установленным Кодексом ОСПС и Конвенцией СОЛАС 1974 года с поправками

Процедуры обеспечивают состояние готовности к реагированию на изменения уровней охраны на море

Связь в пределах ответственности лица командного состава судна, ответственного за охрану,четкая и понятная

Обеспечение того, чтобы оборудование и системы охраны,если они имеются, правильно функционировали, были проверены и откалиброваны

Знание различных типов оборудования и систем охраны и их ограничений, включая те, которые могут использоваться в случае нападений пиратов и вооруженных грабителей

Знание процедур, инструкций и рекомендаций по использованию судовых систем тревожного оповещения

Знание методов испытаний, калибровки и технического обслуживания систем и оборудования охраны, особенно во время рейса

Оценка результатов одобренной подготовки или экзамена

Процедуры и действия соответствуют принципам, установленным Кодексом ОСПС и Конвенцией СОЛАС 1974 года с поправками

Поощрение информированности и бдительности в вопросах охраны

Знание требований к подготовке, проведению учений и занятий согласно соответствующим конвенциям, кодексам и циркулярам ИМО, включая те, которые относятся к борьбе с пиратством и вооруженным разбоем

Знание методов повышения информированности и бдительности в вопросах охраны на судне

Знание методов оценки эффективности учений и занятий

Оценка результатов одобренной подготовки или экзамена

Процедуры и действия соответствуют принципам, установленным Кодексом ОСПС и Конвенцией СОЛАС 1974 года с поправками

Связь в пределах ответственности лица командного состава судна, ответственного за охрану, четкая и понятная

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

На каждом судне назначается лицо командного состава, ответственное за охрану.

Лицо командного состава, ответственное за охрану судна — лицо, подотчетное капитану, назначенное Компанией для решения вопросов обеспечения охраны судна, включая выполнение плана охраны судна и связь с должностным лицом Компании, ответственным за охрану, и должностным лицом портового средства, ответственным за охрану.

Лицо командного состава, ответственное за охрану судна, должно знать:

• международные конвенции, кодексы, нормативно-правовые документы и стандарты (правила и нормы), относящиеся к борьбе с терроризмом;

• национальное законодательство и правила по борьбе с терроризмом;

• функции и ответственность организаций, имеющих отношение к охране;

• организацию взаимодействия охранных служб на море;

• методологию оценки охраны судна;

• сферу деятельности Компании, условия эксплуатации, технико-эксплуатационные характеристики и состояние судов Компании, а также квалификацию, компетентность и профессиональную подготовленность судового персонала;

• расположение, назначение и конструктивные особенности служебных, общественных и жилых помещений судна;

• план охраны судна;

• судовые и портовые операции;

• оборудование и системы охраны.

Лицо командного состава, ответственное за охрану судна, должно иметь:

• высшее (среднее) морское образование в объеме программ признанных и полномочных учебных заведений;

• стаж работы на судах в командных должностях;

• знание английского языка в объеме, как минимум, необходимом для понимания разговора, ведения переписки, делового общения и оформления документов;

• сертификат о прохождении курса обучения по применению Кодекса в признанной Администрацией организации по утвержденной или согласованной программе.

Лицо командного состава, ответственное за охрану судна, должно обеспечить:

• введение в действие и функционирование плана охраны судна;

• проведение регулярных проверок охраны судна с целью обеспечения выполнения соответствующих мер по охране;

• координацию действий членов экипажа судна и взаимодействие с должностными лицами портовых средств по охране судна при обработке груза и судовых запасов;

• повышение степени осознания членами экипажа важности вопросов обеспечения охраны и повышения бдительности на судне; проведение внутренних аудиторских проверок охраны судна и устранение несоответствий, обнаруженных при аудиторских проверках и освидетельствованиях судна;

• периодический пересмотр плана охраны судов с целью его совершенствования, исправления недостатков и корректировки в соответствии с изменениями требований к охране; доклады должностному лицу Компании, ответственному за охрану, о любых недостатках и несоответствиях по охране, выявленных на судне, и предложениях по их устранению, а также о предложениях по корректировке плана охраны судна;

• устранение несоответствий, обнаруженных при освидетельствованиях судов и внутренних аудиторских проверках; обучение членов экипажа судна;

• проведение регулярных учений по проверке готовности судовой команды к выполнению обязанностей по охране;

• координацию вопросов, связанных с охраной судна, с соответствующими должностными лицами портовых средств, должностным лицом Компании, ответственным за охрану;

• надлежащую эксплуатацию, проверку и обслуживание судового охранного оборудования;

• выяснение у должностного лица портового средства, в порт которого судно следует, уровня охраны;

• подтверждение получения инструкций относительно изменения уровня охраны судна на 2 или 3;

• подтверждение получения инструкций должностному лицу портового средства об установленном в порту уровне охраны более высоком, чем на судне;

• оформление Декларации об охране, если:

— судно эксплуатируется с более высоким уровнем охраны, чем портовое средство или другое судно, с которым оно взаимодействует;

— между Договаривающимися правительствами имеется соглашение о Декларации об охране, охватывающее определенные международные рейсы, или специфические суда, занятые в этих рейсах;

— существует угроза нарушения охраны или был инцидент, связанный с нарушением охраны судна или портового средства, - в зависимости от случая;

— судно находится в таком порту, где не требуется наличия одобренного плана охраны портового средства; или

— судно взаимодействует с другим судном, для которого не требуется наличие одобренного плана охраны.

• координацию действий с должностным лицом портового средства при наличии на судне более высокого уровня охраны, чем в порту;

• обсуждение мер охраны с должностным лицом портового средства при оформлении Декларации об охране;

• совместимость требований охраны с требованиями безопасности на море;

• информацию должностного лица портового средства и национальных или местных органов, ответственных за охрану, о попытках проникновения в порту на судно лиц, не желающих или неспособных удостоверить свою личность и/или обосновать цель своего посещения;

Лицо командного состава, ответственное за охрану судна, имеет право:

• контролировать деятельность членов экипажа судна по вопросам охраны;

• осуществлять проверку организации охраны судна;

• контролировать организацию обучения судового экипажа по вопросам охраны;

• проводить совещания по рассмотрению и обсуждению выявленных нарушений правил и стандартов по охране судна;

• осуществлять переписку с судами и внешними организациями и принимать участие от имени Компании в совещаниях и конференциях по вопросам охраны судов.

Должностное лицо Компании и лицо командного состава судна, ответственные за охрану, должны обладать знаниями и пройти соответствующую подготовку по всем или части из перечисленных ниже пунктов:

• связанная с охраной административная работа;

• соответствующие международные конвенции, кодексы и рекомендации;

• соответствующие государственное законодательство и правила;

• область ответственности и функции других, имеющих отношение к охране, организаций;

• методология оценки охраны судна;

• методы проведения освидетельствований охраны судна и проверок;

• судовые и портовые операции и условия;

• меры охраны судна и портовых средств;

• готовность к чрезвычайным обстоятельствам, принятие ответных мер и прогнозирование возможных ситуаций;

• приемы обучения по охранной тематике, включающей меры и процедуры охраны;

• знание современных видов и вариантов угрозы для защищенности;

• распознавание и обнаружение оружия, опасных веществ и устройств;

• распознавание характерных признаков и типов поведения лиц, могущих создать угрозу защищенности;

• уловки, применяемые с целью обойти меры охраны;

• оборудование и системы охраны, их эксплуатационные ограничения;

• методы проведения аудиторских проверок, инспекций, контроля и надзора за состоянием охраны;

• методы проведения контактных досмотров и бесконтактных проверок;

• тренировки и учения охраны, включая проводимые совместно с портовыми средствами;

• разбор тренировок и учений охраны.

Кроме того, лицо командного состава, ответственное за охрану судна, должно обладать адекватными знаниями и пройти обучение по всем или части из перечисленных ниже вопросов, в зависимости от привходящих обстоятельств:

• план охраны судна и относящиеся к нему процедуры (включая обучение принятию контрмер по вводным);

• приемы обращения и управления людскими массами;

• эксплуатация оборудования и систем охраны;

• испытание, калибровка и, при нахождении в море, техническое обслуживание оборудования и систем охраны.

Все члены экипажа судна должны обладать достаточным знанием соответствующих положений плана охраны судна, включая:

• смысл различных уровней охраны и вытекающие отсюда требования;

• порядок действий при чрезвычайных обстоятельствах и планы действий в спрогнозированных ситуациях;

• распознание и обнаружение оружия, опасных веществ и устройств;

• распознание характерных признаков и типов поведения лиц, могущих создать угрозу защищенности;

• уловки, применяемые с целью обойти меры охраны.

Члены экипажа судна, имеющие специальные обязанности и область ответственности по охране, должны понимать свою ответственность за охрану судна в соответствии с планом охраны судна, а также должны обладать дополнительными знаниями для выполнения своих обязанностей, включая следующее:

• знание современных видов угрозы и ее вариантов;

• приемы обращения и управления людскими массами;

• эксплуатация оборудования и систем охраны;

• испытание, калибровка и, при нахождении в море, техническое обслуживание оборудования и систем охраны;

• приемы проведения проверок, контроля и наблюдения за обстановкой;

• методы контактного досмотра людей, личного имущества, багажа, груза и судовых запасов.

Для обеспечения действенного выполнения положений плана охраны судна, тренировки должны проводиться по меньшей мере раз в три месяца. Дополнительно к этому, в случае единовременной замены более 25% экипажа лицами, в течение трех последних месяцев не при­нимавшими участия в каких-либо тренировках на данном судне, тренировка должна проводиться в недельный срок от даты такой замены.

Различного типа учения, с возможным участием в них должностных лиц Компании, ответственных за охрану, должностных лиц портовых средств, ответственных за охрану, соответствующих властей Договаривающихся правительств, а также лиц командного состава, ответственных за охрану судов, следует проводить по меньшей мере однаж­ды в течение календарного года, причем промежуток между последовательными учениями не должен превышать 18 месяцев. На этих учениях должны отрабатываться связь, координация действий, обеспечение силами и средствами и принятие контрмер.

До входа в район, где случаются нападения, экипаж судна должен практически проиграть процедуры, изложенные в судовом плане охраны. Должны быть тщательно отработаны сигналы аварийно-предупредительной сигнализации и все процедуры. Если инструкции подлежат оглашению через систему громкоговорящей связи или личные радиотелефоны, они должны быть четко поняты теми, кто, может быть, не полностью овладел языком, на котором подаются инструкции.

Невозможно в полной мере отразить, как важно то, чтобы все возможные для доступа на судно места, ключевые и безопасные зоны на судне были закрыты или контролировались в порту, на якоре или на ходу в опасных районах. Экипаж должен быть подготовлен использовать любое дополнительное оборудование наблюдения или обнаружения, установленное на судне. Планирование и подготовка персонала должны основываться на том, что нападение произойдет, а не на вере в то, что благодаря везению, этого не будет. Демонстрируя нападающим, что судно имеет готовый к нападению и подготовленный экипаж, выполняющий судовой план охраны, можно ослабить их уверенность в успехе нападения на судно.

Любая Компания, эксплуатирующая суда, подпадающая под действие главы XI-2 Кодекса ОСПС, должна назначить у себя должностное лицо, ответственное за охрану, а на каждом из своих судов — лицо командного состава, ответственное за охрану судна.

Должностное лицо Компании, ответственное за охрану — лицо, назначенное Компанией для обеспечения проведения оценки охраны судов, выработки, представления на одобрение и последующего выполнения планов охраны судов и для связи с должностными лицами портовых средств, ответственными за охрану, и лицом командного состава, ответственного за охрану судна.

Должностное лицо Компании, ответственное за охрану, отвечает за то, чтобы в отношении судов Компании, закрепленных за ним, была проведена оценка охраны судна. От него не требуется лично выполнять всю работу, связанную с исполнением этих должностных обязанностей, однако оно несет главную ответственность за ее надлежащее выполнение.

Оценка судна на предмет охраны. Перед тем как приступить к выполнению оценки охраны судна, должностное лицо Компании, ответственное за охрану, должно обеспечить привлечение всех имеющихся сведений о результатах оценки угрозы в тех портах, куда судно будет заходить или где будет производить посадку или высадку пассажиров, а также о портовых средствах и мерах их защиты. Необходимо изучить предыдущие отчеты об аналогичных охранных потребностях. Если это возможно, нужно встретиться с соответствующими лицами на судне и в портовом средстве для обсуждения целей и методологии оценки, при этом необходимо следовать всем руководящим указаниям, исходящим от Договаривающихся правительств.

Оценка охраны судна должна быть обращена на следующие эле­менты на судне или внутри него:

• охрану материального характера;

• систему защиты экипажа;

• радиосистемы и другие системы связи, включая компьютерные системы и сети;

• прочее, что будучи повреждено или использовано для незаконного наблюдения, создает риск для людей, собственности или судовых операций или операций в пределах портового средства. Лица, участвующие в проведении оценки охраны судна, должны иметь возможность пользоваться помощью экспертов в отношении:

• знания современных видов и вариантов угрозы для защищенности;

• распознавания и обнаружения оружия, опасных веществ и устройств;

• распознавания характерных признаков и типов поведения яиц, могущих создать угрозу защищенности;

• уловок, применяемых с целью обойти меры охраны;

• методов подготовки происшествий, влияющих на защищенность;

• воздействия взрывчатых веществ на судовые конструкции и оборудование;

• принятых вариантов подхода к осуществлению взаимодействия «судно—порт»;

• прогнозирования возможных ситуаций, готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них;

• охраны материального характера;

• радиосистем и других систем связи, включая компьютерные систе­мы и сети;

• судовых и портовых операций.

Должностное лицо Компании, ответственное за охрану, должно по лучить и записать сведения, необходимые для проведения оценки, включая:

• общее устройство судна;

• расположение зон, доступ в которые должен быть ограничен;

• расположение и назначение каждого фактического или потенциального места доступа на судно;

• изменения уровня воды при приливо-отливных явлениях, что может оказывать воздействие на уязвимость или защищенность судна;

• грузовые помещения и организацию укладки груза;

• места хранения судовых запасов и существенно необходимых средств технического обслуживания и ремонта;

• места храпения несопровождаемого багажа;

• имеющееся аварийное и дежурное оборудование, обеспечивающее выполнение существенно необходимых функций;

• количественный состав экипажа, его существующие обязанности по охране судна, а также какая бы то ни было существующая практика Компании по его обучению;

• имеющиеся в наличии средства охраны и безопасности, предназначенные для защиты пассажиров и экипажа судна;

• средства выхода наружу, эвакуации и места сбора, которые должны содержаться так, чтобы в чрезвычайной ситуации обеспечить порядок и безопасность оставления судна;

• имеющиеся договоры с частными охранными Компаниями, предоставляющими услуги по охране судна и прилегающей водной акватории;

• уже введенные в действие меры и порядок охраны, включая проверки и процедуры контроля, системы идентификации, средства обнаружения и слежения, документы, удостоверяющие личность, связь, сигнализацию, освещение, системы контроля доступа и иные системы подобного назначения.

При проведении оценки охраны судна следует рассмотреть, продолжают ли отвечать своей цели существующие меры охраны и руководство по охране, процедуры и операции, предусмотренные как для обычных, так и для чрезвычайных условий, а также определить руководящие указания по охране, включая следующее:

• участки ограниченного доступа;

• порядок действий при пожаре и иных чрезвычайных обстоятельствах;

• уровень надзора за экипажем судна, пассажирами, посетителями, продавцами, ремонтным техническим персоналом, портовыми ра­бочими и пр.;

• частота и эффективность обходов в целях охраны;

• системы контроля доступа, включая пропускные системы;

• системы и процедуры охранной связи;

• используемые в интересах охраны двери, заграждения и освещение;

• оборудование системы охраны и обнаружения, если имеются.

При проведении оценки охраны судна следует рассмотреть всякую возможную угрозу, что может включать следующие типы влияющих на защищенность происшествий:

• повреждение или разрушение судна или портового средства, на­пример, посредством применения взрывных устройств, поджога, саботажа или как результат вандализма;

• похищение или захват судна или находящихся на нем людей;

• подозрительные действия с грузом, важным судовым оборудованием, системами или судовыми запасами;

• несанкционированный доступ или использование чего-либо, включая присутствие безбилетных пассажиров;

• контрабандный провоз оружия или оборудования, включая оружие массового поражения;

• использование судна для перевозки лиц, намеревающихся учинить влияющее на защищенность происшествие, и/или их оборудования;

• использование самого судна в качестве оружия или средства поражения или причинения ущерба;

• нападения со стороны моря при стоянке у причала или на якоре;

• нападения при нахождении в море.

При проведении оценки охраны судна следует учесть все возможные факторы уязвимости, что может включать:

• противоречия между мерами безопасности и мерами охраны;

• противоречия между обязанностями по охране и другими обязанностями членов экипажа;

• обязанности по несению вахты, количественный состав экипажа судна, в особенности, как это влияет на усталость экипажа, бдительность и способность исполнять обязанности;

• любые выявленные недочеты обучения;

• любое оборудование и системы охраны, включая системы связи.

Должностное лицо Компании, ответственное за охрану, и лицо командного состава, ответственное за охрану судна, должны постоянно и со вниманием относиться к воздействию, которое, возможно, оказывают меры охраны на членов экипажа, находящихся на судне в течение длительных периодов времени. При разработке мер охраны особое внимание следует обращать на удобство, комфорт и соблюдение интересов личной жизни членов экипажа и на их способность к сохранению профессиональной годности в течение продолжительных периодов времени.

По завершении процесса оценки охраны судна следует подготовить отчет, состоящий из краткого изложения того, каким образом прово­дилась оценка, описания каждой уязвимой стороны, выявленной в ходе проведения оценки, а также описания контрмер, которые могут быть приняты в отношении каждой уязвимой стороны. Отчет должен быть защищен от несанкционированного доступа или разглашения.

Отчет о проведении оценки охраны судна должен рассматриваться и утверждаться должностным лицом Компании, ответственным за охрану, если только эта оценка не проводилась его Компанией самостоятельно.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: