Либеральное правовое государство это

Обновлено: 25.04.2024

Либеральная концепция: сущность и основные положения

Рассмотрим основные модели правового государства.

Либеральная концепция базируется на теории естественного права, основоположником которой является англичанин Адам Смит. Основные постулаты данной концепции таковы:

  • Право обладания частной собственностью носит естественный характер, оно никоим образом не зависит от государства.
  • Государство и экономика – совершенно разные сферы, которые не совпадают.
  • Личность стоит впереди общества.
  • Общество стоит впереди государства.

Приверженцы либеральной концепции полагают, что органы правового государства не обладают собственными целями. Они рассматривают государственную машину в качестве «ночного сторожа», не имеющего права вмешательства в различные сферы деятельности общества, в том числе социальные отношения, экономическое развитие, культурную политику и пр. Основное назначение государства – устанавливать для всех единые правила посредством правовых норм, поддерживать общественный порядок, стоять на страже прав и свобод граждан, гарантировать неприкосновенность частной собственности. Такая модель государства базируется на индивидуализме, активности гражданского общества, максимальной свободе личности, правах человека. При этом человеку следует самому стремиться реализовывать свои права. Необходимо подчеркнуть, что данная концепция признает политические права, но не признает права социально-экономического толка.

Государства, полностью построенные на основе либеральной концепции, существуют только в теории. Тем не менее ее идеи активно используются и развиваются многочисленными партиями либерально-демократической направленности.

Социально-правовая модель государства: характеристики, особенности

Фундаментом такого государства служат активные процессы экономического и общественного плана, в которых государство участвует самым непосредственным образом. Если говорить более конкретно, то его участие происходит в ключевых сферах общественной жизни, таких как наука, образование, охрана здоровья, культура и пр.

Концепция социально-правового государства получила свое развитие в 20-м столетии. Согласно этой концепции, государство обязано заботиться о своих гражданах, осуществлять поддержку малоимущих и социально незащищенных прослоек общества. Такие идеи отражены в Основных законах ряда европейских государств, в том числе Франции, Испании, Турции и многих других.

Каждое конкретное социально-правовое государство строится на базе его конституционных положений и норм. Для понимания государственных функций существует единый правовой подход. Он обусловлен теми методами, которые использует конкретный исследователь. Государство может производить достаточно активное вмешательство во всевозможные сферы общественного существования посредством различных механизмов и инструментов. К ним относятся и инструменты принуждения, требуемые лишь в особых случаях и применяемые в специальном порядке. Власть имеет три ипостаси: законодательную, исполнительную, судебную. Не существует приоритета какой-то одной власти, каждая ветвь решает свои задачи, возложенные на нее Конституцией.

Главные интересы, которые должно защищать государство – это интересы человека, индивидуума, гражданина. Эти интересы первичны по отношению к общественным и государственным интересам. Отношения гражданина и государства строятся по такому принципу: государство гарантирует и защищает права и свободы человека, а он, в свою очередь, соблюдает возложенные на него государством обязанности. Человек получает свои ключевые права в момент рождения, и никто не может их у него отнять либо ограничить в них. Социальные основы общества должны быть защищены.

Модели правового государства: либеральная концепция

Выделяют несколько моделей правового государства.

Либеральная концепция. В ее основе лежит теория естественного права, в основу которой легли идеи английского ученого Адама Смита. В качестве основных положений данной концепция можно выделить следующие положения:

  • Право частной собственности являлось естественным правом, которое абсолютно не зависело от государства;
  • Сферы экономики и государства не совпадают;
  • Личность занимает первичное место по отношению к обществу;
  • Общество в свою очередь занимает первичное положение по отношению к государству.

Согласно данной концепции построения правого государства, его органы не имеют собственных целей. Ученые называют государство в качестве «ночного сторожа», которое не должно было вмешиваться в какие-либо сферы отношений, будь то социальный, экономические отношения, управление экономикой или культурой и т.д. Оно только устанавливает «правила игры» своими правовыми нормами, охраняет порядок в обществе, защищает права и свободы человека и гражданина, сферу частной собственности. Здесь культивируется индивидуализм, активность личности, без каких-либо ограничений установленных прав и свобод. Производится культивация индивидуализма, поощряется активность личности, не допускаются ограничения свободы в какой-либо форме, однако личность сама обеспечивает реализацию своих прав. Признаются политические права, однако не признаются социально-экономические.

В реальности таких государств практически не существует. Однако идеи, которые были высказаны высшим, очень часто встречаются и проявляются в деятельности либерально демократических партий, приобретая новые направления.

Модели правового государства: социально-правовое государство

Социально-правовое государство. Оно характеризуется наличием активных экономических и социальных процессов, в которых государство непосредственно принимает участие. То есть оно участвует в важнейших жизненных моментах общества, например, в науке, в образовании, здравоохранении, культуре и так далее.

Данная идея появилась примерно в XX веке. В основу легло возложение на государство заботы о человеке, необходимости поддерживать те слои населения, которые были социально незащищенные. В частности, данные положения нашли отражение в конституциях Франции, Турции, Испании и так далее.

Готовые работы на аналогичную тему

Исходя из этого положения, модель каждого конкретного государства строится исходя из тех норм, которые заложены в конституции данного государства. Однако сформировался общий правовой подход к пониманию функций государства. Как правило, он зависит от того, какую методологию применяет исследователь. Государство активно вмешивается в различные сферы жизни, имея различные инструменты. В частности, это могут быть инструменты принуждения, которые применяются в особом порядке и в исключительных случаях. Власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. При этом не идет речь о приоритете какой-либо из властей, все они обладают разным приоритетом, и призваны решать те задачи, которые возложены на само государство.

Во главу защищаемых интересов ставятся интересы личности, то есть человека и гражданина. Интересы общества и государства отодвигаются на второй план. Государство берет на себя обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, а граждане, соответственно, должны соблюдать те обязанности, которые возлагаются на них государством. Права человека неотъемлемы и принадлежат ему от рождения. Никто не может ограничить его в правах, защищаются социальные основы жизни общества.

Правовое государство – такое государство, в котором наиболее полно обеспечены права и свободы личности, а государственная власть основана на праве, связана правом и осуществляется в правовых формах.

Правовое государство – это наличие гражданского общества, правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, суверенитет народа, всеобщность права, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, – это суверенная политико-территориальная организация публичной власти всего народа.

Основные черты правового государства: распространение требований и норм конституции и законов на все гражданские и политические институты, включая правящую партию, на всех граждан и все сферы жизни общества; признании того, что определяющим принципом правового регулирования есть признание достоинства личности; взаимная ответственность государства перед самой личностью, а личности перед государством; признании гражданами авторитета, права, закона, обязательств жить и действовать так, чтобы не причинять вреда интересам других граждан; особенная роль суда в решении всех спорных вопросов, подконтрольность ему всех граждан и институтов.

Таким образом, правовое государство – это система органов и институтов, которые гарантируют нормальное функционирование гражданского общества. Принципы правового государства: всеобщность правления правовых законов, разделение властей, приоритет прав и свобод человека, юридическая ответственность государства и личности. Правовое государство базируется на разделении и балансе власти, политическом плюрализме, подзаконности власти и управлении, конституционном надзоре, широком местном самоуправлении, установлении меры власти. Правовое государство обеспечивает: приоритет права и закона, максимальную гарантию прав и свобод граждан, равенство всех перед законом, ответственности гражданина и государства, судебной и другой защиты граждан.

Либеральное государство характеризуется такими специфическими признаками6:

- формализм закона и формальное равенство прав; либеральное государство - это формально-правовое государство, не признающее социальных и иных различий граждан;

- приоритет индивидуальных прав и свобод граждан, невмешательство в их частные дела, в право собственности и социальные отношения. В Англии до сих пор нет закона об ограничении рабочего дня;

- ограничением многопартийности старыми («традиционными») партиями. Исключение новых партий из участия во власти. Либеральные государства межвоенного периода запрещали деятельность коммунистических, а иногда и социал-демократических партий, а также пропаганду идей социализма в печати. Эти меры принимались по законам о защите конституционного строя от пропаганды его насильственного свержения. Во многих случаях речь шла об ограничении демократии;

- правительство парламентского большинства и отсутствие сильного противовеса.

Главной ценностью либерализма является свобода.

Основными принципами либерализма являются: абсолютная ценность; личности и ее приверженность свободе, выраженной в правах, человека; принцип индивидуальной свободы как социальной: выгоды, т.е. выгоды; для всего общества; закон как сфера реализации свободы, уравновеши­вающий права отдельного человека и других людей, как гарантия безопас­ности; господство закона, а не людей, сведение вопросов власти к вопросам права; разделение властей Как условие господства закона независимость судебной власти, подчинение политической власти судебной; верховенство закона как инструмента социального контроля; приоритет прав человека над правами государства.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования для каждого гражданина, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Деятельность такого государства направлена на утверждение в обществе социальной справедливости, что достигается различными средствами: с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и пр.

Любое государство, как уже было отмечено ранее, опосредуется правом, «живет» правом, является важной гранью бытия права. По­этому идею правового государства невозможно свести просто к пред­ставлению о государстве, в котором имеется в наличии право. Сам термин «правовое государство» в этом случае являлся бы плеоназ­мом, т. е. избыточным термином, так как при таком подходе невоз­можно утверждение о существовании «неправовых» государств.

Концепция правового государства — феномен идеологический, ибо опирается на специфическое ценностное представление о самом праве. При этом надо отметить, что данная концепция — не просто теоретическое построение, аопределенный итог развития западно­европейской культуры, итог, предопределенный самыми разными обстоятель ств ам и.

Выше уже упоминалось о том, что западная культура покоится на представлении оестественных и неотчуждаемых правах каж­дого человека иобщественном договоре как идеологической основе любого «нормального» государства. В рамках такоголиберальногомировоззрения право ассоциируется сличной свободой, с автономной(самостоятельной и ни от кого не зависящей) июридически равной с другими личностью, снезыблемостью еесвященного права на частную собственность и частную жизнь.

Индивид оказывается тем центром, вокруг которого «враща­ются» общество и государство. При этом предполагается, что любые

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

действия государства могут совершаться только с одобрения каждого и должны быть направлены прежде всего на защиту частных инте­ресов членов общества. Такое общество, в котором каждый может беспрепятственно реализовать свои прирожденные права и свобо­ды, называетсягражданским обществом. Последнее пришло на смену обществуфеодальному, т. е. сословному, негражданскому обществуподданных. Гражданское общество естественной формой своего существования предполагает демократию, предоставляющую всем равные юридические возможности участия в политической жизни государства. Гражданское общество, демократия и правовое государство оказываются синонимами индивидуалистического об­щества, организованного на правовых началах. При этом, однако, идеологически (следовательно, и аксиологически) гражданское об­щество как общество свободных и независимых собственников про­тивопоставляется государству. Своего главного врага теоретики ли­берализма видят не в отдельных представителях самого гражданского общества и не в возможной внешней угрозе, а впубличной власти собственного государства, которое, обладая монополией на органи­зованное принуждение, может потенциально посягать на ценностно-приоритетные индивидуальные права и свободы граждан. Поэтому либеральная концепция правового государства предполагает такую организацию государственной власти, котораяподчинена праву, понятому как осуществление верховенства прав и свобод чело­века и гражданина. Из этих предпосылок вытекают и основные признаки правового государства.

Иную, не индивидуалистическую, арелигиозно-персонали-стическую трактовку прав человека и соборно-коммуникатив-ное обоснованиегражданского общества можно найти в русской философии права. Например, Н. А. Бердяев, называвший либерализм «поверхностным движением» за отсутствие в нем духовного, онто­логического обоснования духовной свободы человеческой личности, полагал, что «неотъемлемые и священные свободы и права человека обоснованы в Церкви Христовой, признающей бесконечную природу человеческого духа и защищающей его от неограниченных посяга­тельств внешнего государства и общества». И. А. Бердяев, вслед за многими другими мыслителями, подчеркивает антиисторический характер либеральной доктрины естественного права, которое, считаясь

Глава X. Политико-правовая идеология правового государства

совершенным, противопоставляется несовершенному исторически существующему праву. По мнению философа, концепция неотъем­лемых и священных прав человека как естественных, прирожденных основана на идеализации «естественного человека», «естественного состояния», которого никогда не было в истории. Неотъемлемые и священные права, подчеркивает Н. А. Бердяев, человек имеет не как «естественное» существо, а как существо духовное, обладающее возрожденной божественной благодатью природой. Следовательно, глубокого, онтологического, а не поверхностно-либерального обо­снования прав человека следует искать не в «естестве» человека, а в Церкви Христовой: «Бесконечное право человеческой души есть не "естественное", а "историческое" право христианского мира».'

С. Л. Франк видит ложность характерной длялиберализма индивидуалистической, или«атомистической», теории обществав том, что общество понимается в ней как простаясовокупностьонтологическиобособленных друг от другаиндивидов, для которых сотрудничество естьсредство удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей. Казалось бы, противоположная либе­ральнойсоциалистическая концепция общества на самом деле также исходит из индивидуалистического, атомистического, пред­ставления о природе гражданского общества, требуя, однако,абсо­лютного «обобществления», коллективизации жизни, т. е. устра­нения гражданского общества. Она требует его устранения именно потому, что не усматривает в нем подлинного общественного един­ства, а видит лишь механический агрегат единичных, своекорыстных, взаимно антагонистических сил, искажающих подлинную цель об­щества.

В политико-правовом учении С. Л. Франка гражданское обще­ство предстает каксамоорганизующееся общество, каккоммуни­кативная структура. Гражданское общество — это «общественное единство, спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из свободного соглашения воль отдельных членов общества».

По мнению С. Л. Франка,«индивиды сутьне атомы, случайно сталкиваю­щиеся между собой и имеющие свое подлинное бытие только взамкнутой сфере самих себя, а подлинныечлены органического целого, как быискони, по самой

' Бердяев Н. А. Философия неравенства // Русское зарубежье: Изистории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С. 122-123;131-132.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

своей онтологической природе, предназначенные кединству в формесвободного взаимодействия и взаимосближения (выделено нами.—Акт.)». Из такого по­нимания гражданского общества вытекает и смысл его существования: «оно есть не внешнее средство для удовлетворения интересов отдельных людей, а именно необходимая форма общественного сотрудничества, форма служения (выделено нами. —Авт.), осуществления объективной правды через вольное взаимодействие отдельных членов общественного целого». Следовательно,индивидуальная сво­бода естьне цель общественной жизни, не прирожденное и первичное правосубъекта, а егообщественная обязанность, которая имеет не самодовлеющую, а функциональную ценность: как и всякое субъективное право оно обусловлено и оправдано началомслужения. Не интерес и право личности, а «интересы служения правде требуют, в силу функционального значения личной свободы, расчленения общества на отдельные, защищенные правом центры свободной активности и обес­печения каждому из них надлежащей сферы свободы». «Из природы общества как органического многоединства, из необходимого сочетания в духовной жизни, ле­жащей в основе общества, начал солидарности и свободы следует необходимость расчленения общества на отдельных субъектов прав, связанных между собой через свободное соглашение воль», 2

Таким образом, в теоретических построениях С. Л. Франка (и это характерно вообще для русской политико-правовой мысли) гражданское общество мыслится как общество, основанное прежде всего надуховной коммуникации. Именно приверженность одним и тем же духовным ценностям дает возможность членам такого об­щества не просто существовать в качестве обособленных социальных атомов, озабоченных исключительно собственной выгодой реализа­ции принадлежащих им прав, но выступать ответственными субъек­тами публичных отношений по поводу общих целей и задач. Такое коммуникативное сообщество в указанном смысле противостоит организованному на формально-правовых началах «классическому» гражданскому обществу.

Признаки либерального правового государства

Концепция правового государства, как уже было отмечено выше, является на Западе не просто теоретической конструкцией, но и реаль­ным итогом развития западного общества, воплощенным в политиче­ских и правовых институтах, процессах и процедурах, характеризующих

2 Франк С. Л. Духовные основы общества: Введение в социальную филосо­фию// Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С.426-427.

Выше были рассмотрены черты правового государства, которые характеризуют его с политико-юридической сторо­ны, но не было затронуто его социальное назначение. Между тем по своим социальным характеристикам правовое государ­ство было и может быть различным. Можно рассмотреть три вышеназванные модели правового государства.

В основе либеральной концепции правового государства лежат теория естественного права и английская политическая экономия, и прежде всего воззрения Адама Смита. Основные ее идеи: право частной собственности — естественное право независимо от государства; экономика и государство — это отдельные сферы; личность имеет первенство по отношению к обществу, а общество — по отношению к государству. Госу­дарство не имеет собственных целей, оно выполняет роль «ноч­ного сторожа»: защищает частную собственность, свободу лич­ности, в экономические и социальные отношения не вмеши­вается, от всякой заботы о благосостоянии граждан воздер­живается. Делается ставка на индивидуализм, на активность личности, которая в условиях свободы сама себя всем обес­печивает. За гражданами признаются политические права, со­циально-экономические же права отрицаются. Экономиче­ская и социальная функции за государством не признаются,

В наше время чисто либеральных государств, проводящих политику только «ночного сторожа», не существует. Однако идеи либерализма живы в виде «неолибералиэиа» или «нео­консерватизма» и проявляются в политике партий либераль­но-демократического толка.

Неоконссрватизм проявился в политике тэтчеризма в Англии, рейганомики в США, в политике буржуазных партий после поражения на выборах шведских социал-демократов.

Его успех был обусловлен кризисом социал-демократической модели государства, которое оказалось перегруженным эко­номическими и социальными задачами, усилением бюрокра­тической регламентации, снижением роли личной инициати­вы, предпринимательства и конкуренции, усилением тенден­ции социального иждивенчества.

Неоконсерваторы выступают за деэтатизацию, разгосу­дарствление всех сфер жизни: ограничение роли государства в экономике, приватизацию государственной собственности, демонтаж социальных программ в сфере здравоохранения, просвещения и т. д.

Можно сделать вывод, что в современных условиях чисто либеральное государство, «ночной сторож», не вмешиваю­щееся в экономическую и социальную сферы, уходит в про­шлое. Заметим, что политика либерализма проводится и в пашей стране в ходе реформ (приватизация государственной собственности, либерализация цен и прочие меры, связанные с созданием рыночной экономики), которые также сопровож­даются сокращением расходов на социальные нужды. Однако построение чисто либерального правового государства встре­чает сопротивление и в нашем обществе, в особенности воб-ласти сокращения расходов в социальной сфере.

Социальное правовое государство в отличие от чисто либе­рального характеризуется более активной интервенцией в экономические и социальные отношения, проводит активную

социальную политику в сфере науки, образования, здравоох­ранения, культуры и т. и. Положение о социальном государ­стве прямо зафиксировано в конституциях Франции (ст. 2). ФРГ (ст. 20), Испании. В первом президентском варианте проекта Конституции РФ характеристика российского госу­дарства, как социального, отсутствовала. В окончательный же вариант она была внесена (ст. 7). Однако тенденция к огра­ничению социальной функции государства, безусловно, про­явилась, например в отсутствии закрепления права на общее среднее образование (ст. 43 КонституцииРФ).

Как известно, процесс реформы политической системы в России и бывших союзных республиках начался с решений XIX партийной конференции КПСС. В качестве одной из важных была поставлена задача формирования социалисти­ческого правового государства. Решение этой задачи связы­валось с максимальным обеспечением прав и свобод совет­ского человека, с ответственностью государства перед граж­данином, с возвышением авторитета закона, со строгим его соблюдением всеми органами, с правовой реформой и т. д. На основе решений конференции были внесены изменения в конституции СССР и союзных республик, приняты новые за­коны о выборах, выбраны на демократических началах Вер­ховные Советы, которые путем принятия новых законов про­должили реформы. Были сделаны значительные шаги в деле формирования правового социалистического. ^ .государства. приняты многие законы в сфере политических прав граждан, стала формироваться многопартийность, были созданы Ко­митет конституционного контроля СССР, Конституционный СудРСФСР, велись подготовительные работы в сфере судеб­ной реформы и т. д.

Социалистический путь развития был прерван событиями 1991 и 1993 гг. Возможность или невозможность формирова­ния правового социалистического государства переместилась из сферы практики в сферу теории, идеологии, политической и идеологической борьбы в рамках Конституции.

11.4. Формирование правового государства в России

Нынешнее Российское государство функционирует на ос­нове Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабр?-1993 г. Согласно Конституции Россия — Российская Федера-

ция является демократическим, республиканским, федератив­ным, правовым (ст. 1) и социальным государством (ст. 7), стро­ится на принципе разделения властей (ст. 10).

По форме правления Россия — президентская республика с элементами парламентской республики. Конституция РФ наделяет Президента РФ значительными полномочиями, прописанными в гл. 4. Президент— глава государства, Вер­ховный главнокомандующий, гарант Конституции, он оп­ределяет основные направления внешней и внутренней политики, назначает с согласия Государственной Думы Пред­седателя правительства, по предложению последнего — ми­нистров, возглавляет Совет Безопасности, вводит военное по­ложение, при определенных условиях распускает Государст­венную Думу и пр.

Элементы парламентской республики видятся в праве Го­сударственной Думы выразить Правительству недоверие. Од­нако вопрос об отставке Правительства решает Президент РФ. Если в течение трех месяцев Дума повторно выразит не­доверие Правительству, то Президент может ее распустить. Он может ее распустить и в случае трехкратного отклонения кан­дидатур на пост Председателя правительства. Процедура же отстранения от власти Президента настолько сложна, что фактически невозможна.

Высшим представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат:

Совета Федерации и Государственной Думы. Общепризнано, что в отношениях этих органов сложился дисбаланс в пользу усиления президентской власти.

По форме государственного устройства Россия — федера­ция договорно-конституционная, асимметричная, построен­ная по национальному (республики) и территориальному (края и области) признакам (см. 4.3).

Политический режим в России согласно Конституции — демократический. Конституция РФ закрепляет широкий круг нрав и свобод граждан, предусматривает институты предста­вительской и непосредственной демократии, систему органов местного самоуправления, демократического правосудия и т. д. Положения Конституции конкретизированы в текущем законодательстве. Однако в силу социально-экономической ситуации переходного к капитализму периода политический режим неустойчив, в нем наблюдаются элементы авторита-ризма (силовой разгон Верховного Совета, попытка решения

чеченской проблемы с помощью военной силы и др.). После президентских выборов 1996 г. нередки утверждения об эле­ментах олигархического режима (власти немногих финансо­вых магнатов).

Функции Российского государства (см. 3.6).

В формировании правового государства в России сделаны •значительные шаги, но в полной мере оно правовым еще не является. Для этого требуются дальнейшие преобразования в экономической, социальной, политической, правовой и иде­ологической сферах.

В экономический сфере предстоит создание развитойры­ночной экономики. Здесь сделаны значительные шаги: при­знано равенство разных форм собственности; большая часть государственной собственности приватизирована: сформиро­валась система субъектов рыночнойэкономики. Однакоэто не привело к экономическому росту. Наблюдаются спад про­изводства, рост безработицы, неплатежей и т. д. Среднее и мелкое предпринимательство полной свободы не получило, подвержено воздействию коррумпированного чиновничества и криминальных структур. Реформа всельском хозяйстве за­стопорилась, здесь также наблюдаетсяспад производства.

В социальной сфере для правового государства необходимо преобладание среднего класса, достаточно материально обес­печенного, заинтересованного в стабильности общества (ин­теллигенция, квалифицированный рабочий класс, мелкие и средние предприниматели, фермеры и др.). Однако в дейст­вительности произошло размывание среднего класса. Обще­ство распалось на очень богатых и бедных.

В политической сфере необходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправ­ления, создание оптимального баланса ветвей власти, форми­рование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах и т. д. Меж­ду тем участие народа, разочаровавшегося в реформах, на­столько низкое, что в законах о выборах органов субъектов федерации для признания выборов действительными уста­новлен минимум явки избирателей ~ 25%. Между тем обще­известно, что демократические системы сохраняют стабиль­ность и жизнеспособность именно в силу активного участия граждан в делах общества. Значительный вес в избирательных процессах приобретают средства массовой информации.

В правовой сфере сделаны определенные шаги в формиро­вании правового государства. В значительной мере обновлено

законодательство. В основном создана правовая база рыночной экономики, приняты многие законы, связанные с совершенст­вованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан и т. д. В числе новых законов следует назвать прежде всего Конституцию РФ, конституции респуб­лик и уставы областей, краев, автономных округов как субъек­тов федерации, новые гражданский, уголовный, семейный, трудовой кодексы, законы о судах, о прокуратуре и т. д. Однако формирование правовой системы далеко не закончено.

Актуальной проблемой является укрепление законности. Экономическая реформа, переход к рыночной экономике, приватизация, передел собственности, безработица и другие факторы породили невиданную ранее в стране организован­ную преступность, коррупцию, снижение уровня исполни­тельной дисциплины в государственном аппарате, новые ви­ды экономической преступности, преступления против лич­ности, нарушение трудовых прав граждан. Очевидно, что без существенных успехов в деле снижения уровня преступности говорить о правовом государстве не приходится.

В идеологической сфере непременным условием для право­вого государства являются повышение уровня политической и правовой культуры, искоренение правового нигилизма, прежде всего в государственном аппарате, оздоровление нрав­ственного климата в государстве.

Отметим-в-заключение, что Российское государство — это государство переходного периода, посттоталитарное, несущее на себе как признаки прошлого, так и признаки, обусловлен­ные становлением рыночной экономики, первоначальным накоплением капитала, формированием класса буржуазии, в значительной части бюрократизированной, номенклатурной, мафиозной. Это государство пока полудемократическое, по­луправовое, полусоциальное.

11.5. Тоталитарное государство

Тоталитарное государство — антипод государства право­вого. Понимание сути правового государства углубляется в сопоставлении с тоталитарным, поэтому дадим хотя бы крат­кую его характеристику.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: