Квазигосударственные образования как субъекты международного права

Обновлено: 24.04.2024

Квазигосударство как объект международного права. Создание вольного города на основе международного договора. Понятия, определяющие государственно подобные образования. Квазигосударственность как этап, предшествующий становлению государственных форм.

Рубрика Государство и право
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 02.04.2015
Размер файла 19,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема: Понятие «Квазигосударство»

квазигосударство международный вольный город

Квазигосударства один из видов субъектов международного права. К ним в первую очередь относят т.н. "вольные города". Данный термин представляет собой обобщенное понятие, поскольку применяется не только к городам, но и к определенным районам. В одном случае соответствующее образование называли вольным городом, в другом -- свободной территорией. В принципе вольные города создавались как один из способов замораживания территориальных притязаний, смягчения в межгосударственных отношениях напряженности, возникающей по поводу принадлежности какой-либо территории. Вольный город создается на основе международного договора или решения международной организации и представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Он имеет свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Его вооруженные силы носят чисто оборонительный характер либо являются не вооруженными силами в традиционном понимании, а скорее силами по охране границ и поддержанию правопорядка. Создатели Вольного города обычно предусматривают способы контроля за соблюдением его статуса, например, назначают с этой целью своих представителей или представителя. На международной арене интересы Вольного города представляют либо заинтересованные государства, либо международная организация. В современных политологических исследованиях термин «квазигосударство» используется достаточно часто. Но практически все исследователи признают, что термин этот используется не строго. Используя понятие «квазигосударство» для описания того правового и геополитического состояния, в котором оказались территории бывшего СССР, необходимо, определить, что, собственно, оно в себя включает. Так, Ф. Лукьянов, в своем интервью в журнале «Россия в глобальной политике» говорит, в частности: «…ситуация в Абхазии и Южной Осетии очень различается по всем показателям. Южная Осетия, безусловно, не квазигосударство. Это нежизнеспособный некий анклав, который сам по себе не может существовать отдельно от России или Грузии. Абхазия, при всей поддержке России, состоявшееся квазигосударство, которое жизнеспособно даже при определенных условиях, не говоря уж о том, что там существует довольно сильная национальная идентичность». Таким образом, очевидно, в политологии нарождается ряд новых определений состояния той социальной целостности, которая, пройдя ряд преобразований, станет настоящим государством. Среди понятий, определяющих государственно подобные образования, выделяются термины «анклав» и «квазигосударство».

Понятие современного государства, таким образом, является многогранным и многомерным. В связи с этим попытки ухватиться за одну словесную формулу, например, правовое государство, социальное государство, вульгарно и прямолинейно их интерпретировать, а тем самым редуцировать до некого мифа могут иметь исключительно негативные последствия - самообман и дезориентацию собственного мышления, навязывание согражданам нелепых и разрушительных утопий. Таким образом, охарактеризовав государство как образование суверенное, территориально целостное, и, что особенно важно, обладающее преемственностью политического строя, попытаемся определить смысл термина «квазигосударство». В статье Р. Хестанова термин «квазигосударство» приводится как синоним ряда терминов, калькированных с английского. ««Неудавшееся» государство - это буквальный перевод с английского (failing или ailed state). Можно его называть «дефектное» или «дефективное». В ходу также понятия «коллапсировавшее государство» и «квазигосударство». В самом общем виде дефектность государства определяется как структурная недостаточность, или «институциональная слабость». Это означает, что государство не в состоянии контролировать свою территорию, гарантировать безопасность своим гражданам, поддерживать господство закона, обеспечивать права человека, эффективное управление, экономическое развитие и общественные блага. В списке дефектных государств значится не меньше 20 стран. В зависимости от критериев одни и те же страны могут быть сочтены как «неудавшимися», так и «слабыми». Состав списка варьируется. В категории неудавшихся (failing) попадают Афганистан, Ангола, Бурунди, Демократическая Республика Конго, Либерия, Сьерра-Леоне, Судан - тоже немного. Но зато число «слабых» стран превысило полсотни. Среди слабых: Белоруссия, Грузия, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, некоторые южноамериканские и азиатские страны. Слабое и дефектное государство в настоящее время не может быть попросту поглощено более сильным, как в былые времена. Многие ученые и политики сейчас приходят к выводу о том, что «падающие» (failing) или «несостоявшиеся» (failed) государства составляют большую часть Третьего мира и значительную часть бывшего Второго мира, что эти страны не способны к самостоятельному развитию и представляют собой серьезную угрозу международной стабильности. Термин «квазигосударство» представляется более корректным в том аспекте, что он фиксирует определенную временную направленность процесса становления государства.

Территориальное квазигосударственное объединение поддерживается политическим, экономическим и/или военным авторитетом лидера. Здесь нет провинции, периферии, поскольку каждая территориальная корпорация считает себя субъектом союза, независимым и самостоятельным в пределах своих границ. Общее политическое пространство сохраняется за счет военного или иного давления субъекта, претендующего на роль центра этого социального образования. В нем не существует регулярного цивилизованного налогообложения, а взимание средств для содержания аппарата власти строится на даннических отношениях. В то же время вождь-лидер берет на себя ответственность за защиту общей территории и населяющих ее людей от внешнего врага и внутренней крамолы. Он же сосредоточивает (в пределах преданной ему властной группировки) основные функции власти: учредительную, законодательную, военную, судебную и исполнительную. Однако сохраняются вероятность смены кланов у кормила (кормушки) власти и клановая борьба за нее.

Квазигосударственность, по-видимому, представляет собой в каких-то условиях этап, предшествующий становлению государственных форм. Одновременно она может быть моментом развития уже сложившейся государственности в ситуациях, когда оказывается необходимым учредить на территории новые ее формы. Различные национально-государственные образования России в своей истории не раз попадали в типологически сходные ситуации. Названный этап может являться и моментом возвратного движения к начальной, не пройденной самостоятельно стадии государственного устроения. Ярким примером, подтверждающим выдвинутый тезис, выступает нынешнее общественно-политическое развитие Калмыкии. Обычно возврат к этапу квазигосударственности продиктован тем, что элементы былого положения вещей консервируются в общественном сознании и постоянно сохраняются, с одной стороны, как своего рода рудимент, а с другой - как необходимая основа государственного строительства. Социальная память культивирует устойчивые представления о квазигосударстве как об «идеальной» форме демократии (якобы правлении «демоса» - самого народа), поскольку эта форма уподобляется охлократии. Именно с квазигосударственными пережитками в социальной психологии связана идея об учредительных полномочиях народовластия. Последнее при нормальном, спокойном состоянии общества находится в «спящем» положении, но в кризисные моменты проявляется как прерогатива народа, могущая быть делегирована его харизматическому политическому лидеру. Нечто подобное Россия уже испытала в отнюдь не отдаленные времена - весной и осенью 1993 г. Нельзя не видеть и того, что в случае развала уже имевшей место государственности общество возвращается к ее ранней стадии. И в эти относительно непродолжительные периоды его политическая жизнь приобретает черты, характерные для квазигосударства.

Не все исследователи рассматривают квазигосударство как этап государственного формирования. Например, В.А. Колосов и Н.С.Мироненко относят квазигосударства к разряду неконтролируемых территорий, признавая, тем не менее, что квазигосударства обладают всеми необходимыми атрибутами нормального государства, а их власти полностью контролируют свою территорию. В качестве примера таких образований авторы приводят Приднестровскую Молдавскую Республику, Республику Абхазия, Нагорный Карабах. Нельзя не отметить, что в рамках регионально-экономических исследований регион зачастую рассматривается как квазигосударство, в качестве относительно обособленной системы национальной экономики. Такой подход может осуществляться лишь внеполитологического контекста, так как не учитывает значимых для определения государства понятий суверенитета и правовой политической преемственности. Необходимо также отделить понятие квазигосударства от часто употребляемого понятия анклава. Анклавы - это области, находящиеся в течение более или менее продолжительного времени в окружении чужеродной среды. Таким образом, по своей природе анклавы (как равнозначный часто употребляется термин «эксклавы») в значительной степени зависят от внешне влияния - экономического, политического, культурного. Хотелось бы отметить, что проблема разграничения терминов «квазигосударство», «непризнанное государство» или «зона ограниченного суверенитета» значительно сложнее, чем, например, различение понятий «квазигосударство» и «анклав», что не позволяет решить ее в рамках данной работы. Поэтому эти термины будут использоваться как синонимические. Проблемы политико-правового характера, не позволяющие выделить квазигосударство как настоящее, установившееся государство, будут рассмотрены в следующих параграфах.

Проблема квазигосударств в последнее время получила большое развитие в политологических работах, освещающих различные аспекты безопасности и этнических конфликтов, что подтверждает значимость этих новых «реальных игроков» на международной арене, однако при анализе состояния и статуса квазигосударств необходимо уточнить критерии, способствующие пониманию проблематики. Сложность восприятия проблемы квазигосударств зачастую сводится к традиционному формально - юридическому формату. Анализ механизма возникновения квазигосударственных образований позволяет констатировать, что принцип равноправия и самоопределения народов, лежащий в основе формирования квазигосударственных образований, - это оптимальная правовая основа предотвращения и урегулирования конфликтов, и защиты прав человека, не порождающая при этом новых противоречий, обострений, жертв, из которого следует право народа любого государства определять свой политический режим, руководить экономической жизнью своей страны, распоряжаться своими естественными ресурсами, право на развитие, право решать все внутренние вопросы (языка, религии и т.п.). Народ сохраняет за собой указанные права и в случае принадлежности к многонациональному государству, хотя часть этих прав в силу этого обстоятельства передается государству. Процесс признания квазигосударственного образования в качестве самостоятельного государства может происходить по одному из двух возможных вариантов: 1) конститутивному (согласно которому возникшее государство становится субъектом международного права только после получения признания со стороны других государств); 2) декларативному (согласно которому государство является субъектом международного права с момента своего возникновения, а факт его признания лишь констатирует такую правосубъектность и способствует вхождению нового государства в систему межгосударственных отношений).

Признание квазигосударства в качестве самостоятельного государства осуществляется в форме письменного послания от признающего государства, передаваемого дипломатическим путем (поэтому понятие международно-правового признания можно отождествлять с понятием дипломатического признания) или на торжественной церемонии провозглашения независимости. А в зависимости от объема юридических последствий, которое влечет за собой международно-правовое признание, различается признание де-юре (de jure) и де-факто (de facto), при этом обе формы признания являются юридическими, поскольку влекут за собой определенные правовые последствия для признаваемой стороны, хотя и в разном объеме. Важнейшим механизмом включения квазигосударственных образований на постсоветском пространстве в систему международных политико-правовых отношений являются соглашения о статус-кво и институт многостороннего переговорного процесса. Исследование основных форм и перспектив взаимодействия квазигосударственных образований на постсоветском пространстве дает все основания утверждать, что лишь кажется, будто после распада СССР возникло 15 новых независимых государств, 12 из которых являются членами СНГ. Как показывает анализ практики межгосударственных отношений и деятельности ряда международных организаций, таких стран больше. Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика, Республика Южная Осетия и Республика Абхазия давно уже живут самостоятельной жизнью, и с бывшими метрополиями их практически ничего не связывает; Появление на постсоветском пространстве нового межгосударственного объединения квазигосударств - это не случайный, а, скорее, закономерный процесс, подтверждающий их стремление к полной независимости и наличие для этого реальных возможностей, что подтверждается наличием у них таких атрибутов независимой государственности, как:

* территория, власть и население;

* соблюдение процедур легитимации государственной власти путём выборов;

* современная правовая и политическая системы;

* устойчивые экономические, культурные и политические контакты с другими странами;

* соблюдение условий безопасности для внешнего мира;

* соблюдение современных социальных и экологических стандартов;

* информационная открытость общества и другие характеристики.

В настоящее время в качестве моделей решения проблемы квазигосударств мировым сообществом используются следующие варианты действий:

* успешное подавление квазигосударств;

* неудавшееся подавление квазигосударств;

* замороженный конфликт вокруг квазигосударства;

* отказ от суверенизации;

* стимулированная извне суверенизация;

Проблему каждого конкретного квазигосударства, независимо от его географического расположения, этнического состава населения и иных факторов, следует решать индивидуально, с использованием своего комплекса методов, и учета мнения всего мирового сообщества, что позволит придти к оптимальному решению.

Квазигосударства необходимо рассматривать исключительно как явления Нового времени, так как до указанного периода отсутствовали универсальные юридические предписания, позволяющие объявить определенное государственно-подобное образование «вне закона» с точки зрения общепринятых международно-правовых норм. История явления квазигосударств показывает, что через стадию «самопровозглашенного государства» прошло едва ли не большинство государств мира, начиная от Нидерландов (последние получили юридическое признание только в 1648 г., т. е. через 70 лет после обретения фактической независимости), США, государств Латинской Америки и т. д.

Сам факт появления и существования квазигосударств до настоящего времени свидетельствует об устойчивости подобного феномена в современном обществе. Неопределенный политико-правовой статус подобных государственных образований становится причиной втянутости их в правые конфликты, так как квазигосударственные образования становятся предметом интересов сопредельных государств и центров политической силы. Все вышеперечисленное требует теоретико-правого осмысления с учетом ретроспективы указанных процессов для поиска наиболее адекватных моделей государственно-правовой организации рассматриваемых образований и определения места этих моделей в теории государства.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

Понятие, объект, цели и классификация международного договора, его содержание и структура. Государство как субъект международного договора. Переговоры как способ подготовки текста. Ратификация договора. Действительность и недействительность соглашения.

дипломная работа [93,2 K], добавлен 30.01.2012

Понятие и разновидности источников международного права. Сравнительная характеристика международного договора и международного обычая, определение их места и значения в российской правовой системе и направления нормативного регулирования на сегодня.

курсовая работа [61,7 K], добавлен 23.08.2013

Приоритет и верховенство норм современного международного права в международном сообществе и в национальных правовых системах государств. Нормы обычного права и международного договора. Статут Международного суда ООН. Односторонние акты государств.

реферат [23,6 K], добавлен 21.12.2014

Понятие международного публичного права и его субъекты. Общепризнанные принципы и нормы как основная часть международного права. Государственное принуждение в международном праве. Устав ООН как основной документ современного международного права.

реферат [19,7 K], добавлен 29.12.2016

Понятие государствоподобных образований как особых политико-религиозных или политико-территориальных единиц, анализ их международно-правового статуса в качестве субъектов международного права. Признаки субъектов международного права, их классификация.

Государственно-подобные образования (квазигосударства) являются производными субъектами международного права, поскольку также как и международные организации, создаются первичными субъектами – суверенными государствами.
Создавая государственно-подобное образование, государства наделяют их соответствующим объемом прав и обязанностей. В этом и состоит принципиальное отличие квазигосударств от основных субъектов международного права. В остальном, государственно-подобное образование обладает всеми признаками, присущими суверенному государству: собственной территорией, государственным суверенитетом, высшими органами государственной власти, наличием собственного гражданства, а также способностью выступать в качестве полноправного участника международных правоотношений.
Государственно-подобные образования являются, как правило, нейтрализованным и демилитаризованным.
Теория международного права выделяет следующие виды государственно-подобных образований:
1) политико-территориальные (Данциг – 1919 г., Западный Берлин – 1971 г.).
2) религиозно-территориальные (Ватикан – 1929 г., Мальтийский Орден – 1889 г.). В настоящее время субъектом международного права является только одно религиозно-территориальное государственно-подобное образование – Ватикан.
Мальтийский орден признан суверенным военным образованием в 1889 г. Его местопребывание – Рим (Италия). Основной целью Ордена является благотворительность. В настоящее время Орден установил дипломатические отношения с суверенными государствами (104), означающими его международное признание. Кроме того, Орден имеет статус наблюдателя при ООН, собственную валюту и гражданство. Однако этого недостаточно. Орден не располагает ни своей территорией, ни собственным населением. Из чего следует, что субъектом международного права он не является, а его суверенитет и способность участвовать в международных отношениях, можно назвать правовой фикцией.
Ватикан, в отличие от Мальтийского ордена обладает практически всеми признаками государства: собственной территорией, населением, высшими органами власти и управления. Особенность его статуса заключается в том, что цель его существования – представление интересов католической церкви на международной арене, а практически все население является подданными Святого престола.
Международная правосубъектность Ватикана официально подтверждена Латеранским договором 1929 г. Однако еще задолго до его заключения институт папства получил международное признание. В настоящее время Святой Престол установил дипломатические отношения со 178 суверенными государствами и другими субъектами международного права – Европейским Союзом и Мальтийским орденом. Следует отметить, что весь объем международной правосубъектности, предоставленной Ватикану осуществляет Святой престол: участвует в международных организациях, заключает международные договоры, устанавливает дипломатические отношения. Сам Ватикан является только территорией Святого Престола.

Государственноподобные образования относятся к субъектам с ограниченной междуна­родной правосубъектностью (дееспособностью).

К ним относятся отношения вассалитета, колониальные терри­тории, территории доминионов и протекторатов, сохра­няющие свою политическую и правовую значимость тер­ритории кондоминиумов, несамоуправляющие террито­рии, подмандатные и подопечные территории, а также территории с неопределившимся статусом (sub judice) и «ничейная земля» (terra nullis). Bce эти отношения и территориальные образования характеризовались либо отсутствием либо существенным ограничением сувере­нитета и, следовательно, международной правосубъект­ности.

Основной особенностью государственноподобных образований (квазигосударств) является то, что они не тождественны государствам (хотя и имеют почти все признаки такого образования, являясь как бы мини-государствами), не обладают государственным суверенитетом, но выступают в качестве самостоятель­ных, хотя и в ограниченной степени, участников меж­дународно-правовых отношений.

Такой специальный международно-правовой статус государственноподобных субъектов устанавливается в соответствии с межгосударственными договорами. Их международная правосубъектность определяется тем, что они способны самостоятельно и независимо от государств и других субъектов международного права осуществ­лять установленные права и обязанности.

К числу квазигосударств ранее относились «вольные города». Западный Берлин; в настоящее время — Вати­кан, Андорра, Монако, Сан-Марино, находящиеся под про­текторатом сопредельных государств и Мальтийский орден.

Вольные города создавались как один из способов замораживания территориальных притязаний, смягчения в межго­сударственных отношениях напряженности, возникающей по по­воду принадлежности какой-либо территории.

Вольный город создается на основе международного договора или решения международной организации и представляет собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Он имеет свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Его вооруженные силы но­сят чисто оборонительный характер либо являются не вооруженны­ми силами в традиционном понимании, а скорее силами по охране границ и поддержанию правопорядка. Создатели вольного города обычно предусматривают способы контроля за соблюдением его статуса, например назначают с этой целью своих представителей или представителя. На международной арене интересы вольных го­родов представляют либо заинтересованные государства, либо международная организация. Статус Вольного города Данцига, существовавшего в период между двумя мировыми войнами, был гарантирован Лигой Наций, а во внешних сношениях интересы го­рода представляла Польша. Свободная территория Триест, создан­ная на основе мирного договора с Италией 1947 года и разделенная между Италией и Югославией Соглашением 1954 года, находилась под защитой Совета Безопасности ООН.

Нормы соответствующих международных договоров и дипломатическая история свидетельствуют о следую­щих характерных чертах их международной правосубъектности:

— вольные города являлись производными субъек­тами международного права, поскольку их статус опре­делялся группой государств и фиксировался в заклю­ченном этими государствами договоре;

— реализация международных прав и обязанностей была опосредована участием в этой деятельности госу­дарств-«учредителей» или международной организации (Краков находился «под покровительством» трех госу­дарств — России, Австрии и Пруссии; Данциг был по­ставлен «под защиту» Лиги Наций, а его дипломатиче­ское представительство осуществлялось Польшей; ста­тус Триеста должен был обеспечиваться Советом Безопасности ООН);

— демилитаризация и нейтрализация вольного го­рода рассматривались как неотъемлемый признак его международно-правового статуса, в связи с чем воспре­щалось возведение военных сооружений, создание во­енных баз, размещение иностранных воинских частей, вовлечение вольного города в военные союзы.

Особым статусом пользовался Западный Берлин, ко­торый согласно четырехстороннему соглашению 1971 года между СССР, США, Великобританией и Францией становился специфическим субъектом международно­го права. В соответствии с этим соглашением запад­ные секторы Берлина (располагались на территории быв­шей ГДР) были объединены в особое и самостоятельное политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой, судом, полицией и т.д.). В со­глашении подтверждалось, что западные секторы Бер­лина по-прежнему не являются составной частью ФРГ и не будут управляться ею впредь. Органам власти За­падного Берлина была передана часть полномочий, на­пример право на нормотворческую деятельность. Ряд правомочий осуществлялось властями держав-победи­тельниц.

Соглашение 1971 года было дополнено рядом согла­шений между ГДР, сенатом Западного Берлина и ФРГ по различным вопросам. Так, такими соглашениями был урегулирован порядок внешних сношений этого образо­вания (прежде всего с ГДР и ФРГ), процедура представи­тельства его интересов в международных сношениях. Ин­тересы населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консульски­ми должностными лицами ФРГ. После объединения Гер­мании действие четырехстороннего соглашения было пре­кращено и в июне 1991 года Берлин был объявлен сто­лицей единого немецкого государства.

Ватикан — город-государство, который является ме­ждународным и идеологическим центром римско-ка­толической церкви. Ватикан в силу сложившегося обычая обладает специфической международно-правовой субъектностью. При этом государст­ва и международные организации нередко подчеркивают, что речь идет о правосубъектности Святого престола, а не като­лической церкви. Под таким наименованием он участвует и в многочисленных конвенциях. Исторически нынешний Ватикан стал наследником Папской области, существовавшей с 756 года, когда франкский король Пипин Короткий по­дарил папе Стефану II Рим и несколько провинций центральной Италии. В 1870 году, в ходе завершения объе­динения Италии, папское государство прекратило свое самостоятельное существование наряду с другими госу­дарствами Аппенинского полуострова.

Ватикан расположен в пределах западной части сто­лицы Италии — Рима, на холме Монте-Ватикано и име­ет площадь 0,44 кв. км. В самом Риме Ватикану при­надлежат три собора (Санта-Мария Маджоре, Сан-Джовани ин Латерно и Сан-Паоло), ряд дворцов и вилл общей площадью в 0,7 км. км. В Ватикане находится рези­денция главы католической, церкви — Папы Римского. Постоянное население Ватикана составляет около 1 ты­сячи человек, большинство из которых является слу­жащими ватиканских учреждений.

Ватикан — абсолютная теократическая монархия. Глава государства — Папа Римский, которому принад­лежит законодательная и судебная власть. Исполнитель­ная власть принадлежит правительству — Римской ку­рии, в которую входят Государственный секретариат» 9 конгрегации (духовные ведомства), 3 трибунала, 12 пап­ских комиссий и другие ведомства. Функции премьер-министра исполняет Государственный секретарь. Ад­министративное управление территорией осуществля­ет губернатор, назначаемый папой.

Ватикан — выборная монархия. Папа избирается по­жизненно коллегией (конклавом) кардиналов католи­ческой церкви из их числа.

Правовое положение Ватикана определено Латеранскими соглашениями, подписанными между Италией и Святым престолом (так до сих пор именуется в меж­дународных договорах Ватикан) 11 февраля 1929 года. Этот договор положил конец многолетним трениям ме­жду Италией и Ватиканом и был заключен по инициа­тиве главы фашистского правительства Б. Муссолини, который после прихода к власти нуждался в политиче­ской поддержке такой мощной силы, как католическая церковь. От имени Ватикана договор был подписал пап­ским представителем Гаспари.

В преамбуле Латеранского договора международно-правовой статус государства «Город Ватикан» опреде­лен следующим образом: для обеспечения абсолютной и явной независимости Святейшему престолу, гаранти­рующей бесспорный суверенитет на международной арене, выявилась необходимость создания «государства» Ва­тикан, признавая по отношению к Святейшему престо­лу его полную собственность, исключительную и абсолютную власть и суверенную юрисдикцию. В ответ на признание Италией его суверенитета Ватикан заяв­лял, что не желает и не будет принимать участия в «свет­ском соперничестве между другими государствами. за исключением случая, когда стороны обратятся с совме­стным призывом за миротворческой миссией Святей­шего престола».

В соответствии с этими документами Ватикан поль­зуется определенными суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство (гра­жданами /подданными/ Ватикана являются около 700 человек), квазивооруженные силы (роту швейцарских гвардейцев) и т.д.

В 1984 году Латеранские соглашения были пере­смотрены в сторону снижения формального вмешатель­ства церкви в политические и гражданские дела Ита­лии (так, согласно новшествам, католицизм уже не при­знается единственной религией Итальянского государ­ства, итальянским гражданам разрешено расторжение брака и т.д.).

Роль Ватикана в международной политике, его влия­ние в мире базируется на огромном количестве верую­щих-католиков, которых насчитывается более 800 млн. человек (в т.ч. 280 млн. — в Европе, 390 — в Америке, 60 — в Африке, 65 — в Азии и около 5 млн. в Австра­лии и Океании). Проводником его политики является католическое духовенство (1,7 млн. человек священ­нослужителей, 0,4 млн. человек священников), около 2 тыс. монашеских орденов, наиболее крупными из ко­торых являются ордена иезуитов (26 тыс.), францисканцев (40 тыс.), салезианцев, капуцинов, бенедиктинцев, до­миниканцев.

Ватикан активно участвует в международных отно­шениях, учреждает в других государствах достоянные представительства (представительство Ватикана есть и в Украине), возглавляемые папскими послами (нунция­ми или интернунциями), активно участвует в деятель­ности международных организаций, являясь членом ря­да из них (МАГАТЭ, МСЭ, Всемирный почтовый союз и др.), или выступает при них в .качестве постоянного на­блюдателя (ООН, ЮНЕСКО, ФАО).

Согласно Апостолической конституции «Пастор Бо­нус», вступившей в силу 1 марта 1989 года, право пред­ставлять государство Ватикан на международной арене принадлежит главе католической церкви — папе. Он же вправе заключать международные договоры Вати­кана как глава католической церкви по делам церкви (конкордаты — Итальянский конкордат /Латеранские соглашения/. Польский конкордат и др.), так и свет­ские договоры от имени государства Ватикан. Так, на­пример, Ватикан участвовал в Совещании по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе, проходившем в 1975 году в Хельсинки, и подписал Заключительный акт (мно­госторонний международный договор), принятый по его итогам.

Андорра — это государство, относящее себя к наибо­лее ранним европейским демократиям, которое распо­ложено на юго-западе Европы между Францией и Ис­панией. Первые летописные упоминания об Андорре относятся к 805 году.

В Конституции Андорры, принятой 28 апреля 1993 года, зафиксировано официальное название государст­ва — Принципат (Княжество) Андорра. Такая форма правления имеет свою давнюю историю. В 1278 году после примирения испанского епископа Урхельского (Испания) и французского графа де Фуа (Франция), над ней был установлен двойной суверенитет Испании и Франции. В настоящее время от имени Испании прав­ление Андорры осуществляет епископ города Сеоде Урхеля, а от имени Франции — президент этой страны, который автоматически становится, князем Андорры (к нему это право перешло «по наследству» от короля Наварры, который впоследствии стал королем Фран­ции Генрихом IV). Исполняя функции главы государ­ства, соправители обладают равными полномочиями. Со­гласно статье 44 Конституции они связаны с «осущест­влением арбитража между публичной властью и ее институтами и сдерживанием их деятельности». До 1993 года, находясь под двойным протекторатом, Ан­дорра платила символическую денежную дань Франции в размере 960 франков и епискому Урхельскому — 460 песет, а также последнему дань в натуре — 12 головок сыра, 12 каплунов, 12 куропаток, 6 окороков. До послед­него времени существовали должности французского и испанского викариев — представителей президента Франции и епископа Урхельского.

Первая конституция Андорры была принята в 1866 году, на ее основе в 1933 году было введено всеобщее избирательное право для мужчин, а в 1970 году — для женщин. По конституции 1993 года, принятой на рефе­рендуме, Андорра является суверенным парламентским княжеством, а фактически республикой, так как в стра­не имеется законодательный орган — однопалатный Ге­неральный Совет (старейший после Исландии парламент в Европе, действующий с 1419 года), который избирает­ся всеобщим прямым голосованием на 4 года и состо­ит из 28 членов (половина членов проходит ротацию каждые 2 года). Важнейшими парламентскими функ­циями является принятие бюджета и контроль за дея­тельностью правительства. Генеральный Совет осуще­ствляет также утверждение (ратификацию) междуна­родных договоров Андорры. Исполнительный совет (правительство) Андорры действует в составе 5 мини­стров и включает министра внешних связей. Вооружен­ные силы в этом государстве отсутствуют, но существуют небольшие полицейские формирования, обеспечиваю­щие охрану общественного порядка.

И хотя Андорра, приобретшая в 1993 году полный суверенитет, является членом ООН, в соответствии с под­писанными Францией и Испанией договорами, именно главы дипломатических миссий этих двух государств (государств-протекторов), представляют интересы Андор­ры при ООН и в других странах.

Княжество Монако — государство, расположенное в южной Европе, на побережье Средиземного моря, окру­жено с суши территорией Франции и фактически нахо­дится под протекторатом этого государства. Само кня­жество, территория которого всего 1,89 кв. км, состоит из трех слившихся округов»городов: Монако, Монте-Кар­ло и Кондамина. Столица княжества — город Монако, в котором проживает 3 тыс. человек (около 10 % населе­ния страны), население всей страны, составляет около 30 тыс. человек, из которых около 6 тыс. коренные жи­тели страны — монегаски. Несмотря на то что офици­альным языком Монако является французский язык, здесь распространены также монегасский, итальянский, английский языки.

В исторической ретроспективе Монако находилось под фактическим и юридическим протекторатом мно­гих государств, прежде всего Франции. В 1861 году был заключен франко-монегасский договор, по которому при­знавалась политическая независимость Монако. На его основе в 1911 году актом главы государства — князя Монако — была октрарирована (дарована) первая кон­ституция Монако — так называемый конституционный ордонанс. Однако во франко-монегасском договоре от 17 июля 1918 года, вновь были закреплены отношения протектората. Согласно договору, Франция «обеспечи­вает княжеству Монако защиту его независимости и суверенитета, гарантирует неприкосновенность его тер­ритории», а его международные отношения всегда долж­ны быть «предметом предварительного согласования» между двумя правительствами. Мало того, согласно это­му договору, 2 места из 4 в Правительственном совете Монако (правительство) занимают представители Фран­ции, включая пост Государственного министра. Монако является конституционной монархией. Гла­вой государства является представитель княжеской ди­настии Гримальди, который осуществляет законодатель­ную власть совместно с Национальным советом (пар­ламентом), состоящим из 18 депутатов, избираемых на 5 лет путем всеобщего, прямого и тайного голосования. М9нако сохраняет свою государственность до тех пор, пока у князя имеются наследники. В том случае, если же окажется, что престол не занят «по причине отсут­ствия прямого или усыновленного наследника», Мона­ко будет поглощено Францией — войдет в ее состав на правах территориальной автономии.

Согласно конституции 1962 года Монако является «суверенным и независимым государством в рамках общих принципов международного права и конвенций с Францией». Таким образом, международная правосубъектность этой страны реализуется Францией.

Сан-Марино — государство, расположенное в северо­восточной части Аппенинского полуострова, в окруже­нии территории Италии, имеющее территорию 61 кв. км. Население страны составляет свыше 25 тысяч человек, причем большинство из санмаринцев постоянно про­живает за ее пределами, главным образом в Италии, Франции и США.

Сан-Марино — одна из старейших республик в Ев­ропе, основанная в 301 году, хотя первое упоминание о «республике Сан-Марино» появляется только в доку­ментах Х века. Функции главы государства и прави­тельства (Государственный конгресс) выполняют 2 рав­ноправных капитана-регента, избираемых Большим ге­неральным советом (парламентом) из числа своих членов (60 депутатов) на 6 месяцев: с 1 апреля по 30 сентября и с 1 октября по 31 марта ежегодно. В Государственный конгресс входят 10 министров, которые одновременно являются депутатами парламента.

Действующая конституция республики принята в 1600 году (с изменениями в 1906 году). С 1862 года Сан-Марино находится под протекторатом Италии (по­следний договор был заключен в 1953 году). Согласно договору суверенитет республики носит ограниченный характер: она не имеет права собирать таможенные сбо­ры, выпускать полноценные денежные знаки (имеет хождение итальянская лира, с 1972 года республика чека­нит в нумизматических целях собственную монету), вы­ращивать табак, производить табачные изделия и винный спирт, организовывать на своей территории ра­дио-телестанции, игорные дома. За отказ от этих прав Сан-Марино получает от Италии ежегодную компенса­цию в размере 9 млрд. лир. Сан-Марино состоит в та­моженном и почтовом союзе с Италией, экономика стра­ны теснейшим образом связана с экономикой соседне­го государства.

При проведении внешней политики Сан-Марино при­держивается принципов нейтралитета и неприсоедине­ния (не участвует в военных и экономических группи­ровках). Страна участвует в ряде международных дого­воров, является постоянным участником процесса европейского сотрудничества в рамках СБСЕ-ОБСЕ, чле­ном Совета Европы с 1988 года. В мае 1992 года Сан-Марино вступило в ООН.

Мальтийский орден был признан в 1889 году суве­ренным образованием. Его возникновению предшест­вовало создание в XII веке в Палестине духовно-рыцар­ского ордена иоаннитов (госпитальеров). Первоначаль­ной резиденцией ордена являлся иерусалимский госпиталь (дом для паломников) святого Иоанна. В кон­це XIII века иоанниты ушли с Востока и перебрались на остров Мальта, где с 1530 по 1798 годы функциони­ровал созданный ими Мальтийский орден. С 1834 года после упадка рыцарского острова-государства местопре­быванием ордена является Рим.

Официальной целью ордена является благотворитель­ность, он поддерживает дипломатические отношения со многими государствами. Но ни своей территории, за ис­ключением старинного особняка на одной из улиц Ри­ма, ни своего населения он не имеет. Поэтому суверени­тет и международная правосубъектность Мальтийско­го ордена является правовой фикцией.

Определенным объемом международной правосубъектности обладают государственно-подобные образования. Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым становятся субъектами международного права. Такие образования обладают территорией, суверенитетом, имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры.

Таковыми, в частности, являлись вольные города, а в настоящее время — Ватикан.

Вольные города.Вольным городом называется государство-город, обладающий внутренним самоуправлением и некоторой международной правосубъектностью. Одним из первых таких городов был Великий Новгород. К числу вольных городов относились и ганзейские города (в состав Ганзейского союза входили Любек, Гамбург, Бремен, Росток, Данциг, Рига, Дерпт, Ревель, Амстердам, Кенигсберг, Киль, Штральзунд

и др.— всего 50 городов). В XIX и XX вв. статус вольных городов определялся международно-правовыми актами или резолюциями Лиги Наций и Генеральной Ассамблеи ООН и других организаций. Статус вольного города Данцига (в настоящее время Гданьск) был определен в ст. 100—108 Версальского мирного договора 1919 г., в Польско-данцигской Конвенции 1920 г. и в ряде других соглашений (например, в соглашении 1921 г. и в решениях Верховного комиссара Лиги Наций, признанных в последствии польским правительством).

Объем международной правосубъектности вольных городов определялся международными соглашениями и конституциями таких городов. Последние не являлись государствами или подопечными территориями, а занимали как бы промежуточное положение. Вольные города не обладали полным самоуправлением. Они подчинялись только международному праву.Для жителей вольных городов создавалось специальное гражданство. Многие города имели право заключать международные договоры и вступать в межправительственные организации. Гарантами статуса вольных городов выступали либо группа государств, либо международные организации (Лига Наций, ООН и др.). Неотъемлемым признаком вольного города являются его демилитаризация и нейтрализация.

Особый международно-правовой статус имел Западный Берлин. статус демилитаризованного вольного города, способного осуществлять международные функции в условиях гарантии со стороны четырех держав: Великобритании, СССР, США и Франции Международно-правовой статус Западного Берлина был определен

Четырехсторонним соглашением, подписанным правительствами Великобритании, СССР, США и Франции 3 сентября 1971 г. Особый статус Западного Берлина был аннулирован в 1990 г. В соответствии с Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г. объединенная Германия включает территории ГДР, ФРГ и всего Берлина.

Ватикан.В 1929 г. на основании Латеранского договора, подписанного папским представителем Гаспари и главой правительства Италии Муссолини, было искусственно создано ≪государство≫ Ватикан (договор пересмотрен в 1984 г.). Создание Ватикана диктовалосьстремлением итальянского фашизма в его внутренней и внешней политике заручиться активной поддержкой католической церкви. В преамбуле Латеранского договора определен международно-правовой статус государства ≪Город Ватикан≫ следующим образом: для обеспечения абсолютной и явной независимости Святейшему престолу, гарантирующей бесспорный суверенитет на международной арене, выявилась необходимость создания ≪государства≫ Ватикан, признавая по отношению к Святейшему престолу его полную собственность, исключительную и абсолютную власть и суверенную юрисдикцию. Главная цель Ватикана —создать условия независимого правления для главы католической церкви. Вместе с тем Ватикан является самостоятельной международной личностью. Он поддерживает внешние связи со многими государствами, учреждает в этих государствах свои постоянные представительства (посольства), возглавляемые папскими нунциями или интернунциями. Делегации Ватикана участвуют в работе международных организаций и конференций. Он является членом ряда межправительственных организаций (МАГАТЭ, МСЭ, ВПС и др.), имеет постоянных наблюдателей при ООН, ФАО, ЮНЕСКО и других организациях.

Согласно Основному закону (Конституции) Ватикана право представлять государство принадлежит главе католической церкви — папе.

При этом следует отличать договоры, заключаемые папой как главой церкви по делам церкви (конкордаты), от светских договоров, которые он заключает от имени государства Ватикан .

Международные отношения представляют собой сложную систему, в которую включается множество субъектов. Субъектами международного права являются государства, каждое из которых имеет общие для всех признаки. К признакам государства относятся: единая территория, наличие армии, независимость во внешней и внутренней политике, единая валюта и ряд других. Исключительными субъектами международных отношений выступают государственно-подобные образования. Они имеют особый статус и полномочия.

Государственно-подобные образования

Понятие «государственно-подобные образования»

Государственно-подобные образования – это особые субъекты международного права, производные политические, территориальные и религиозные единицы, имеющие относительно самостоятельный статус. Другое название таких образований – квазигосударства. Государственно-подобные образования имеют большинство признаков государства, но отличаются некоторой зависимостью от них. Квазигосударства устанавливаются силой международных актов – договоров или соглашений. Как правило, государственно-подобные образования находятся под патронатом других государств, либо союзов государств.

Первыми государственно-подобными образованиями являлись города эпохи Средневековья, получившие независимость в экономической, социальной и правовой сферах. Например, города Ганзейского союза. В более позднее время независимыми государственными образованиями признавались города Краков (в 1815 году, находился под покровительством России, Австрии и Прусии) и Данциг (в 1919 году), а также территория Западного Берлина (в 1971 году).

На сегодняшний день государственно-подобными образованиями являются Ватикан и Мальтийский орден. Это религиозно-территориальные образования.

Ватикан является центром всего католического мира. Город-государство состоит в международных отношениях со многими странами. Правовой статус Ватикана был зафиксирован в 1984 году. Он имеет свою территорию и органы власти, а население – это должностные лица из числа представителей церкви.

Мальтийский Орден ведет свою историю с раннего Средневековья. Но независимым образованием был признан в 1889 году. Фактически, это государственное образование прописано только на бумаге, поскольку по факту не имеет своей территории, а население составляют представители разных народов и стран. Официальная деятельность Ордена – благотворительность. Он также состоит в дипломатических отношениях со многими государствами.

Государственно-подобные образования

Признаки государственно-подобных образований

Квазигосударства имеют целый ряд признаков, роднящих их с независимыми субъектами международного права:

  • Территория в пределах установленных границ. Как правило, государственно-подобные образования располагаются на определенной территории, которая устанавливается правовыми актами, и признается всеми участниками международных отношений.
  • Население. Количество тех, кто проживает на территории государственного образования, постоянно.
  • Гражданство. Между квазигосударством и населением, проживающим на его территории, устанавливается политико-правовая связь. Такое государство обязуется обеспечить безопасность своих граждан и предоставить им политические, социальные, экономические и культурные права. Граждане, в свою очередь, несут перед государством определенные законодательством обязанности.
  • Система органов власти. Власть государственно-подобных образований независима во внутренней политики и в некоторых вопросах международных отношений.
  • Участие в качестве субъекта на международной арене. При этом, полномочия таких государственных образований ограничены актами международного права.
  • Наличие собственного законодательства во главе с высшим законодательным актом (Конституцией, Уставом и другими).

Однако от государств, как самостоятельных субъектов мирового права, государственно-подобные образования отличают некоторые признаки:

  • Квазигосударства не имеют суверенитета в привычном понимании этого слова, поскольку их население состоит из представителей разных народов и национальностей.
  • Государственно-подобные образования не обладают полной самостоятельностью в международной политике. Они зависимы от решений более сильных государств или объединений государств.

Наличие государственно-политических образований имеет огромное значение в международной политике. Предоставление автономий отдельным городам, политическим или религиозным образованиям, позволяет в мирном русле решить вопросы принадлежности спорных территорий и не допустить военных действий между государствами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: