Курсовая принцип доступности правосудия и проблемы его реализации в гражданском процессе

Обновлено: 24.04.2024

Анализ организационно-функциональных (осуществление правосудия только судом, независимость, равенство перед законом, гласность) и функциональных (законность, диспозитивность, состязательность, непосредственность) принципов гражданского судопроизводства.

Рубрика Геология, гидрология и геодезия
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.03.2010
Размер файла 47,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

3.9 Принцип непрерывности

В соответствии с этим принципом разбирательство дела осуществляется при неизменном составе суда (ч. 2 ст. 157 ГПК РФ). Основной смысл, заложенный в этом принципе, состоит в том, чтобы обеспечить внимательный подход к рассмотрению и разрешению дела. Судья, рассматривая одно дело, не может отвлекаться на рассмотрение других дел. Перерыв в судебном разбирательстве назначается только для отдыха. До принятия решения по делу или до отложения его рассмотрения суд не вправе рассматривать другие дела.

Рассмотрение заявления о вынесении судебного приказа (гл. 11 ГПК РФ) производится без судебного заседания и не относится к случаям нарушения принципа непрерывности, если такое рассмотрение имеет место в перерыве между заседаниями по гражданскому делу.

Заключение

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Принципы гражданского судопроизводства" можно сделать ряд выводов:

Значение принципов гражданского процессуального права определяется, прежде всего, их влиянием на нормотворческую деятельность. При внесении различных изменений в законодательство нормотворческие органы не должны допускать противоречия новых норм права действующим его принципам. Велико значение принципов процессуального права и для правоприменительной деятельности: они определяют основные формы и методы деятельности правосудия по гражданским делам, сущность процессуальной формы гражданского судопроизводства. В ГПК РФ нет отдельной статьи закрепляющей значение принципов гражданского судопроизводства. Законодатель полагается на принципы как фундамент всей системы гражданского процессуального законодательства. Право на судебную защиту, являющеесяодним из конституционных прав человека и гражданина, также является гарантией всех иных прав и свобод человека и гражданина. В этом его особенность и основная ценность, поэтому ст. 18 Конституции прямо предусматривает, что права и свободы граждан обеспечиваются правосудием, а ст. 46 гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Каждый участник гражданских правоотношений, который считает, что его права и законные интересы нарушены, вправе искать защиты в суде, который, выявив нарушение права, выносит решение, восстанавливающее нарушенное право, которое, после вступления решения суда в законную силу, обязаны выполнять все - органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, организации (не зависимо от форм собственности), физические лица. Принципы гражданского судопроизводства выражаются как в отдельных нормах наиболее общего содержания (в Конституции), так и в законодательстве о судоустройстве и судопроизводстве, а также во всей системе отраслевого законодательства, применяемого судами при рассмотрении и разрешении гражданских дел, как-то: гражданского, трудового, брачно-семейного, земельного, экологического, административного и иных отраслей права, где есть гарантии реализации на практике общих правовых предписаний. Без таких норм принципы превратились бы в призывы, лозунги. Принципы гражданского судопроизводства тесно связаны между собой и образуют одну логическую систему. Только взятые вместе, в качестве системы они характеризуют процессуальное право гражданского судопроизводства как отрасль, и определяют состязательное построение процесса и нарушение любого из этих принципов, приводит, как правило, к нарушению другого, а то и всей цепи принципов. Поэтому одни принципы в этой системе можно рассматривать в качестве гарантий реализации других. Принципы гражданского процессуального права выражаются как в отдельных нормах наиболее общего содержания, так и в целом ряде процессуальных норм, в которых находятся гарантии реализации на практике общих правовых предписаний. Без гарантирующих норм принципы превращаются в призывы, лозунги. Поскольку принципы гражданского процессуального права осуществляются в процессуальной деятельности, постольку они не только принципы права, но и принципы гражданского процесса. Считаю, что с течением времени увеличивается количество принципов гражданского процесса. На мой взгляд, это связано как с увеличением числа межотраслевых принципов (например, конституционных), так и с расширением круга принципов гражданского судопроизводства за счет указания в качестве отдельного принципа -- равенства всех перед законом и судом. Этот принцип и раньше присутствовал в нормах действующего гражданского процессуального законодательства, однако его значение признается столь важным, что законодатель счел необходимым выделить его в отдельную статью.

Библиографический список литературы

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993г. // Российская газета. - 25 декабря 1993 года.

3. Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 №3132-1 (ред. от 24.07.2007, с изм. от 31.01.2008). -М.: Издательство "Кодекс", 1995.-32 с.

5. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 мая 1995 г. - №18. - Ст. 1589.

6. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.1996 №1-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 05.04.2005 №3-ФКЗ) -М.: Юридическое бюро "Городец", 1996.-32 с.

7. Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" от 1 июня 2005 г. // Российская газета. 2005. 7 июня.

8. Арбитражный процесс. Учебник / Отв. Ред. проф. В.В. Ярков - М.: Издательство БЕК, 2001.- 324с.

9. Гражданский процесс : учеб. для вузов / Под ред. М. К. Треушникова -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Городец, 2007.- 543с.

10. Гражданский процесс. Учебник / Под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота.- М.: "Проспект", 1998.-645с.

11. Гражданский процесс: Учебник / Отв. Ред. проф. В.В. Ярков - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2001.-565с.

12. Жуйков В. Принцип диспозитивности в гражданском судопроизводстве // Российская юстиция. - 2003.- №7.- С.73.

13. Жуйков В. Принцип состязательности в гражданском судопроизводстве // Российская юстиция. - 2003- №6. - С.32.

14. Жуйков В.М. Проблемы гражданского процессуального права. - М., 2001.- 298с.

15. Иванов Р.Л. О понятии принципов права. Вып. 2// Вестник Омского университета. 1996.-С.34.

16. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. /Под общей редакцией В.И. Нечаева. - М., 2008.623с.

17. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации"/Отв. ред. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И.Радченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Норма, 2003. - 213с.

18. Миронов В.И. Принципы гражданского судопроизводства // ЭЖ-Юрист. - 2002. - №12. - С.19.

19. Мельник В.И. Принцип доступности судебной защиты и юридической помощи в гражданском процессе // Вестник СГАП.- 2002. - № 2. - С. 6--9.

20. Сидоренко В.М. Принцип доступности правосудия и проблемы его реализации в гражданском и арбитражном судопроизводстве: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2002.-54с.

21. Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. - М., 1982.-56с.

22. Федина А. С. Принцип законности в гражданском процессе. - Тверь, 2002.

23. Чесовской Е. Б. Действует ли принцип объективной истины в гражданском процессе? // Российская юстиция. - 2001.- №5. - С.93.

24. Чесовской Е. Принцип процессуальной активности суда в гражданском судопроизводстве // Российская юстиция. - 2003. - №8. - С.23.

25. Шишкин С. А. Состязательность в гражданском и арбитражном судопроизводстве. - М.: Городец, 1997.-67с.

Подобные документы

Общая характеристика исследуемого пласта. Выбор и обоснование выемочной машины. Увязка конструктивных и режимных параметров функциональных машин. Технические характеристики оборудования очистного забоя. Расчет скорости подачи очистного комбайна.

контрольная работа [175,8 K], добавлен 09.12.2013

Составление инженерно-геологического разреза участка строительства и его интерпретация. Анализ рельефа, горных пород и их свойств, подземных вод, инженерно-геологических процессов. Оценка физико-механических свойств грунтов исследуемой территории.

курсовая работа [18,6 K], добавлен 26.01.2014

Значение инженерной геологии для промышленного и гражданского строительства. Описание условий образования и строительные свойства грунтовых отложений (аллювиальных). Относительный и абсолютный возраст горных пород. Основной закон фильтрации подземных вод.

курсовая работа [1,4 M], добавлен 24.06.2011

Анализ геолого-геохимической изученности Узбекистана, состояние золотого промысла. Разработка классификации золоторудных и золотосодержащих месторождений, основанной на рациональном комплексировании рудно-формационных и геолого-промышленных принципов.

автореферат [2,2 M], добавлен 13.06.2015

Рассмотрение схемы и принципов действия гидравлической поршневой насосной установки. Анализ спуска и подъема погружного агрегата. Расчет оборудования при фонтанной эксплуатации скважин. Определение глубины спуска, давления в скважине, диаметра штуцера.

курсовая работа [631,3 K], добавлен 22.04.2015

Гидравлический расчет одноступенчатого перепада высотой Р= 1,5 м, необходимость устройства которого вызвано резким изменением отметок поверхности земли на пути канала. Установление характера сопряжение бьефов. Критическая глубина в канале перед перепадом.

контрольная работа [361,3 K], добавлен 08.12.2014

Исследование поведения радона, выделяющегося из массива. Прогноз тектонических землетрясений с помощью геодинамический мониторинга. Его преимущества перед сейсмологическим мониторингом. Изменение во времени концентрации радона при растяжении массива.

Конституционное право каждого на судебную защиту не может считаться обеспеченным, если правосудие остается недоступным.

Проблемы обеспечения доступности правосудия стали особенно активно обсуждаться в нашей стране в связи со вступлением России в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что возлагает на Российскую Федерацию соответствующие международно-правовые обязательства, в том числе связанные с реализацией положений п. 1 ст. 6 Конвенции, предусматривающих право каждого при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое публичное разбирательство его дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Содержание

ГЛАВА 1.ДОСТУПНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ………………………………………5

1.1 Понятие доступности правосудия……………………………………………. 5

1.2 Доступность правосудия в различных стадиях гражданского процесса…….8

ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ

ПРАВОСУДИЯ В РОССИИ……. …………..…………………. 12

2.1 Проблемы доступности правосудия…………………………………….…….12

2.2Актуальные проблемы применения электронного правосудия

2.3Государственная автоматизированная система Российской

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………..30

Вложенные файлы: 1 файл

11гражд процесс.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

«Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления»

Межотраслевой региональный институт подготовки кадров

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Допустить к защите:

__________ /к.ю.н., доцент

по дисциплине «Гражданское процессуальное право»

на тему: ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПНОСТИ ПРАВОСУДИЯ

Исполнитель: слушатель заочной формы обучения набор 2010 г.

АРТЕМЬЕВА ГАЛИНА ПЕТРОВНА /______________/

ГЛАВА 1.ДОСТУПНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ………………………………………5

1.1 Понятие доступности правосудия…………………… ………………………. 5

1.2 Доступность правосудия в различных стадиях гражданского процесса…….8

ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ

ПРАВОСУДИЯ В РОССИИ……. …………..…………………. . 12

2.1 Проблемы доступности правосудия…………………………………….…….12

2.2Актуальные проблемы применения электронного правосудия

2.3Государственная автоматизированная система Российской

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………..30

Конституционное право каждого на судебную защиту не может считаться обеспеченным, если правосудие остается недоступным.

Проблемы обеспечения доступности правосудия стали особенно активно обсуждаться в нашей стране в связи со вступлением России в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что возлагает на Российскую Федерацию соответствующие международно-правовые обязательства, в том числе связанные с реализацией положений п. 1 ст. 6 Конвенции, предусматривающих право каждого при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое публичное разбирательство его дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Идея правого и справедливого суда является одной из немногих, объединяющих все слои общества. Именно поэтому судебная реформа началась значительно раньше присоединения России к Европейской конвенции. Зримыми результатами этой реформы являются появление независимой судебной власти, принятие новых процессуальных законов, обеспечивающих для любого лица, ищущего судебную защиту, реальную возможность в ее получении.

Проблема обеспечения доступности правосудия является многоаспектной, она имеет судоустройственную, финансовую, организационную и процессуальную стороны.

Доступность правосудия связана с кадровым обеспечением судейского корпуса, аппарата судов, наличием системы квалифицированной юридической помощи, образовательным уровнем населения и уровнем юридического образования в частности.

Проблема обеспечения доступности правосудия требует системного подхода к анализу соответствующих процессуальных норм и институтов, поиска новых способов ее решения, обновления имеющихся представлений о процессуальных механизмах устранения преград в получении судебной защиты.

Задачи настоящей работы определяются необходимостью выявления основных трудностей, с которыми сталкиваются лица, обращающиеся в суды общей юрисдикции, в получении эффективной правовой защиты, а также необходимостью выработки соответствующих рекомендаций, имеющих целью облегчить получение такой защиты.

В настоящей работе суммированы представления об основных проблемах доступности правосудия в гражданском процессе и возможных путях их решения. Соответствующие предложения по совершенствованию процессуального законодательства и формированию оптимальной судебной практики, обеспечивающей доступность правосудия для всех слоев общества, помогут правоприменителям в своей деятельности

ГЛАВА 1.ДОСТУПНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ

1.1. Понятие доступности правосудия

Доступность правосудия закреплена в ст.46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Никакие ограничения этого права недопустимы. Процессуальное законодательство конкретизирует эту возможность применительно к различным стадиям процесса и правовым ситуациям.

Доступность правосудия означает не только возможность инициирования (возбуждения) дела, но и возможность пользоваться всеми процессуальными средствами, предусмотренными процессуальным законодательством. В этом аспекте доступность правосудия выглядит как:

а) доступность инициирования (возбуждения) дела; б) доступность обжалования судебного решения (определения); в) доступность возбуждения пересмотра судебных постановлений в порядке надзора; г) доступность возбуждения пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.

Доступность всех перечисленных стадий и составляет доступность правосудия в судопроизводстве.

Каждая из стадий процесса строго регламентируется процессуальным законодательством, однако может по разным причинам содержать нормы, препятствующие доступности этой стадии процесса. Если такие нормы выявляются, то они подлежат устранению, поскольку противоречат ст.46 Конституции РФ. 1

Доступ к правосудию в настоящее время находится не столько в правовой сфере, сколько в экономической. Отсутствие достаточного финансирования судов, обеспечивающего безотказное функционирование правосудия, отражается на всех аспектах доступности, приводит к нарушению сроков рассмотрения дел и другим нарушениям процессуального законодательства. Эта проблема выходит за рамки правовой и решается с учетом приоритетов и экономических возможностей государства. Попытка решать ее правовыми средствами (искусственным сокращением числа дел в судах, сокращением числа лиц, имеющих право принесения протестов в порядке надзора, и т.п.) вряд ли будет способствовать доступности и эффективности правосудия.

Правосудие в арбитражных судах действительно должно быть доступным, т.е. подходящим для всех граждан и юридических лиц как в смысле легкости для понимания принципов устройства и функционирования судебных учреждений, так и в плане возможности пользоваться им с целью защиты нарушенных или оспоренных субъективных гражданских прав.

В арбитражных судах, за редчайшими исключениями, волокиты нет, но также имеется колоссальная перегруженность судей. Эта перегруженность, помноженная наво многом формалистические традиции разрешения дел, приводит в результате к тому, что в основу судебного решения кладется истина не объективная, а формальная. Столь же формально в арбитражных судах соблюдаются, а если назвать вещи своими именами, то вообще не соблюдаются отдельные принципы судопроизводства, например принцип гласности (ст.123 Конституции, ст.9 АПК РФ)

Власти России стали больше обращать внимания на вопросы доступа к правосудию и его соответствия международно-правовым стандартам после вступления нашей страны в Совет Европы и присоединения к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, другим базовым документам Совета Европы и признания юрисдикции Европейского суда по правам человека. Конституционным правом обращения в данный суд воспользовались более 12 тыс.российских граждан. Из такого большого количества обращений не следует делать однозначный вывод о плохой работе российского правосудия, ведь коммуницировано 126 жалоб, из которых признаны приемлемыми всего 12.

В связи с членством России в Совете Европы необходимо обратить внимание на План действий по системам юридической помощи, принятый в мае 2002 г. Европейским комитетом по правовому сотрудничеству Совета Европы.

В Плане мероприятий определены четыре проблемы:

- создание и укрепление систем юридической помощи, главным образом через оказание технического содействия, обмен накопленным опытом и разработку некоторых общих позитивных стратегий для стран-участниц в деле разработки различных аспектов юридической помощи;

- практическая организация программ юридической помощи. Следует собирать информацию о наиболее удачном опыте в этой сфере; такая информация может быть использована теми странами, которые пытаются создать новые системы юридической помощи и улучшить уже существующие программы;

- создание веб-сайтов программ юридической помощи с целью улучшить информированность общественности о существовании систем юридической помощи; создание ссылок на другие интернет-ресурсы, на которых граждане могут получить информацию;

- содействие в развитии транснациональной юридической помощи, создание более прозрачного процесса и предоставление информации о способах получения юридической помощи.

Новизна данного Плана действий состоит в том, что впервые в системах юридической помощи возникли проекты «горизонтальных» программ, претворение которых связано с сотрудничеством и межправительственными мероприятиями.

Для расширения свободного доступа к правосудию в России следует привлечь потенциал информационных технологий. Единое информационное пространство России должно пополниться сведениями о суде, месте его расположения и времени работы, о его предметной и территориальной подсудности, о правилах обращения в суд и порядке судопроизводства. Нелишними будут информация о ходе конкретного судебного процесса и архивные материалы.

Подытоживая сказанное, отметим, что доступность правосудия является сложной и многоаспектной проблемой, решение которой требует финансовых, правовых и организационных подходов и ресурсов. Достижение реального доступа к правосудию в России связано с системной конструктивной деятельностью государственных структур, институтов гражданского общества и граждан.

1.2 Доступность правосудия в различных стадиях гражданского процесса

Начальным моментом реализации доступности правосудия является обращение в суд, принятие судьей заявления. Основания к отказу в принятии заявления перечислены в ст.129 ГПК, среди которых указано вступившее в законную силу вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем основаниям определение о принятии отказа от иска и прекращении по этим основаниям производства по делу (п.3 ст.129 ГПК). Эта норма препятствует реализации права на обращение в суд, поскольку не учитывает разницу между длящимися и единовременно реализуемыми материальными правоотношениями. Отказ от иска по длящимся материальным правоотношениям не может служить основанием к отказу в принятии заявления, так как сохраняется то правоотношение, по поводу которого возник спор.

В перечисленных и в подобных им других случаях повторное обращение в суд вполне правомерно, поскольку и после вынесения определения о прекращении производства по делу материальное правоотношение остается в неизменном виде и может быть видоизменено в принудительном порядке на основании решения суда.

В соответствии со ст.ст.4, 42 ГПК (в прежней редакции) обращаться в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц могли органы государственного, местного самоуправления, организации и отдельные граждане. Эти субъекты, обращаясь в суд от собственного имени, реализовывали общественный интерес. Своими действиями они способствовали восстановлению нарушенного правопорядка. Для обращения в суд не обязательно было согласие лиц, в интересах которых возбуждалось дело. Однако в течение процесса предпочтение отдавалось воле субъектов, имеющих личный (частный) интерес. Если они отказывались от процесса, производство по делу прекращалось. Действия лиц по возбуждению гражданского дела в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц представляли собой дополнительную гарантию доступности правосудия.

Конституционное право каждого на судебную защиту не может считаться обеспеченным, если правосудие остается недоступным.

Проблемы обеспечения доступности правосудия стали особенно активно обсуждаться в нашей стране в связи со вступлением России в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что возлагает на Российскую Федерацию соответствующие международно-правовые обязательства, в том числе связанные с реализацией положений п. 1 ст. 6 Конвенции, предусматривающих право каждого при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое публичное разбирательство его дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Содержание

ГЛАВА 1.ДОСТУПНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ………………………………………5

1.1 Понятие доступности правосудия……………………………………………. 5

1.2 Доступность правосудия в различных стадиях гражданского процесса…….8

ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ

ПРАВОСУДИЯ В РОССИИ……. …………..…………………. 12

2.1 Проблемы доступности правосудия…………………………………….…….12

2.2Актуальные проблемы применения электронного правосудия

2.3Государственная автоматизированная система Российской

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………..30

Вложенные файлы: 1 файл

11гражд процесс.doc

В связи с изменениями, внесенными в ст.42 ГПК Законом от 7 августа 2000 г., органы государственного управления, органы местного самоуправления, организации и граждане могут обращаться в суд в защиту интересов совершеннолетних дееспособных лиц лишь по их просьбе. При таком положении обращение этих субъектов в суд уже не выглядит дополнительной гарантией доступности судебной защиты, а представляет собой своеобразную форму бесплатной правовой помощи наряду с платной, оказываемой адвокатами и другими оплачиваемыми представителями.

Не обеспечивает полной реализации доступности правосудия немедленное вступление в законную силу решений и определений, невозможность их кассационного обжалования. Поэтому вполне правомерно в точном соответствии с Конституцией Российской Федерации были внесены изменения в законодательство, предусматривающие возможность кассационного обжалования решений и определений, выносимых в первой инстанции Верховным Судом РФ. А позднее изменениями, внесенными Законом от 7 августа 2000 г., было предусмотрено немедленное вступление в законную силу отдельных решений по делам, связанным с защитой избирательных прав (ст.208 ГПК). Налицо определенное ограничение доступности правосудия, оправданность которого сомнительна, поскольку вполне можно было ограничится немедленным исполнением решений, сохраняя возможность их кассационного обжалования.

Особое место занимает стадия пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора. Доступность этой стадии гражданского процесса для участвующих в деле лиц осложнена необходимостью волеизъявления высших должностных лиц суда и прокуратуры, которые могут после ознакомления с материалами дела и выявления нарушений внести протест на вступившие в силу судебные постановления в соответствующий суд. Лица, участвующие в деле, могут лишь информировать этих лиц, что могут, впрочем, сделать и не участвующие в деле лица. Поэтому движущей силой здесь является не личный, а общественный интерес, выразителями которого являются высшие должностные лица суда и прокуратуры, проверяющие правильность вынесенных судебных актов.

Отмена Законом от 7 августа 2000 г. ст.ст.11 и 12 ГПК, предусматривающих надзор вышестоящих судов за судебной деятельностью и прокурорский надзор, ни в коей мере не означает, что не проводится проверка судебных актов нижестоящих судов вышестоящими и прокурор не реализует в гражданском судопроизводстве своих функций по надзору. Все это имеет место, но в форме и в пределах, не влияющих на независимость судей в гражданском процессе. 2

Таким образом, доступность правосудия в надзорной инстанции неразрывно связана с волеизъявлениями компетентных должностных лиц суда и прокуратуры. В соответствии с законодательством эти лица не должны иметь личной заинтересованности в деле, они должны быть выразителями общественных интересов в правосудии. Но ни один представитель государственной власти, в том числе прокурор и судья, не является «воплощением законности», как это иной раз преподносится. Существует лишь фактическая презумпция, что в их действиях реализуется общественный интерес. Что это лишь презумпция – подтверждается тем, что в силу закона действия любого представителя власти, в том числе и судьи, могут быть обжалованы в предусмотренном законом порядке. Презумпция о том, что должностное лицо действует в общественных интересах может быть опровергнута.

Поэтому при реформировании гражданского судопроизводства нет необходимости отдавать предпочтение в принесении протестов судье или прокурору. Они оба в равной степени могут реализовывать эту функцию как выразители общественных интересов, могут и проигнорировать общественный интерес в угоду личным пристрастиям. Никаких гарантий здесь быть не может, поскольку человеческая деятельность, в каких бы сферах она не осуществлялась, подвержена одним и тем же влияниям.

В стадии пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам доступность правосудия обеспечивается предоставлением лицам, участвующим в деле, права подавать заявления, но это право ограничено трехмесячным сроком, со дня, когда были обнаружены обстоятельства. Прокурор же может подавать заявления без каких бы то ни было временных ограничений. Временные ограничения для участвующих в деле лиц не оправданны, так как, кроме всего прочего, не связаны с истечением времени с момента вынесения пересматриваемого судебного постановления, а связаны с моментом обнаружения обстоятельств, а это сможет быть и по истечении длительного времени. Права лиц, участвующих в деле, на возбуждение пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам, должны быть уравнены с правами прокурора.

Следует отметить, что доступ к правосудию в настоящее время находится не столько в правовой сфере, сколько в экономической. Отсутствие достаточного финансирования судов, обеспечивающего безотказное функционирование правосудия, отражается на всех аспектах доступности, приводит к нарушению сроков рассмотрения дел и другим нарушениям процессуального законодательства. Эта проблема выходит за рамки правовой и решается с учетом приоритетов и экономических возможностей государства. Попытка решать ее правовыми средствами (искусственным сокращением числа дел в судах, сокращением числа лиц, имеющих право принесения протестов в порядке надзора, и т.п.) вряд ли будет способствовать доступности и эффективности правосудия.

ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ

ПРАВОСУДИЯ В РОССИИ

2.1 Проблемы доступности правосудия

В качестве одного из признаков правового государства традиционно рассматривается независимость суда и осуществляемого им правосудия. Различными государствами предпринимались более или менее результативные шаги, направленные на приближение правосудия к искомому идеалу его независимости. Однако этого оказалось не достаточно. «Период судебного романтизма», когда казалось, что снятием ограничений на обращение в суд можно было решить если не все, то хотя бы значительную часть проблем, стоящих перед российским обществом, не принес ожидаемых плодов. Наступила более длительная и проблемная стадия ориентированного на практику критического осмысления всего комплекса вопросов, связанных с судебной властью.

В этой системе высокого уровня значимости достигла проблема доступности правосудия (в той или иной степени независимого) . В пользу такого вывода свидетельствуют как национальные источники, так и документы Совете Европы. Так, Комитетом Министров СЕ была разработана и принята Рекомендация №R (81) 7 государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию. По представлению данного органа СЕ, облегчить доступ к правосудию можно, опираясь на ряд принципов, направленных на информирование граждан о средствах защиты своих прав в суде, на упрощение, ускорение и удешевление судебного разбирательства. Следует признать, что генеральные направления на пути обеспечения доступа к правосудию, определенные в мае 1981 г., не утратили своей актуальности и по истечении более двух десятилетий.

Российскому государству еще предстоит создать условия, когда доступ к правосудию не будет зависеть от правовых познаний или материального положения. Вместе с тем в качестве важного результата надлежит рассматривать то, что судебная власть и судопроизводство обрели системный характер.

С проблемой доступа к правосудию непосредственно связано конституционное 9ч.1 ст.46) гарантирование судебной защиты, чем придается смысл обращению лица в суд. Очевидно, что не имея такого доступа, лицо не может реализовать свое конституционное право на судебную защиту.

Обращение к словарным источникам позволило выяснить, что характеристика «доступный» применима к тем субъектам и объектам, к которым можно удобно подойти; в которые можно проникнуть; которые открыты для посещения или пользования; внимательные ко всем, к ним обращающимся; получаемые за умеренную плату. Следовательно, если кто-то (что-то) отвечает хотя бы одному из приведенных требований, то можно говорить о его доступности. Применительно к суду и правосудию этого отнюдь не достаточно. Качество доступности ими приобретается только при совокупности всех вышеназванных свойств. Эта особенность усложняет задачу реального, а не формального достижения доступа к правосудию.

Анализ текста Конституции РФ дает основание говорить о доступе к правосудию в двух смыслах – народовластном и правозащитном. В первом случае речь идет о доступе к осуществлению правосудия в контексте конституционного права участвовать в управлении делами государства. Во втором – о доступе к правосудию для защиты лицом своих нарушенных прав и свобод, равно как и законных интересов.

В каждом из названных подходов доступ к правосудию адресуется различным субъектам. Так, исходя из конституционных норм ч.5 ст.32, ч.2 ст.47, ч.4 ст.123, субъектами доступа к осуществлению правосудия являются граждане Российской Федерации в качестве присяжных заседателей. В правозащитном смысле доступ к правосудию адресуется всем лицам, находящимся под юрисдикцией России, для защиты ими собственных нарушенных прав и свобод посредством конституционного гарантирования каждому судебной защиты. Согласно ч.3 ст.55 и с.3 ст.56 Конституции РФ, право на доступ к правосудию не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения. Вместе с тем достаточно распространено его косвенное ограничение: физические препятствия (отдаленность судов), непосильные затраты, языковые проблемы, недостаточные знания, отсутствие доверия к судам и др. 3

Государства, ориентируя свои системы правосудия на соблюдение названных требований в целях обеспечения каждому доступа к правосудию, закрепляют их в своих конституциях и законодательстве. Так, согласно Конституции РФ, органы судебной власти самостоятельны (ст.10), все лица равны перед судом (ч.1 ст.19), а разбирательство во всех судах открытое (ч.1 ст.123). Вместе с тем существуют серьезные препятствия реализации данных принципиальных положений, что неизбежно ограничивает доступ к правосудию и его эффективность. Под эффективностью имеется в виду способность правосудия разрешить в разумные, по возможности, наименее длительные сроки поступившие дела при соблюдении баланса прав личности, а также обеспечение безусловного исполнения принятых судами решений.

Данные проблемы активно обсуждаются научным сообществом и практическими работниками России. Среди причин, мешающих реальному торжеству конституционного принципа доступа к правосудию в России, называются недостаточное количество судов и судей, порождающее невероятную их перегрузку количеством дел; неразвитость специализации судов; громоздкая процедура рассмотрения дел. Следствием этого является нарушение такого признанно важного аспекта принципа справедливого суда, как осуществление его в разумные сроки или без необоснованного промедления. Важно отметить, что основанием для признания срока производства чрезмерным служат лишь такие задержки, ответственность за которые может быть возложена на судебные и иные государственные органы. С нарушением процессуальных сроков рассматривается каждое шестое гражданское дело, 9,9% дел в уголовном судопроизводстве (в 2000 г.), по более чем 40 тыс. дел нарушение сроков превышало 6 мес.

Приводится статистика, что в России в суды ежегодно поступает 8 млн. дел или в среднем по 500 на судью. Это в 2-3 раза превышает нормативно установленную величину. О явной неадекватности увеличения штатной численности судей возраставшему объему работы свидетельствует тот факт, что при незначительном с начала судебной реформы (примерно 10%) увеличении штатной численности судей количество рассмотренных судами уголовных дел возросло в 2,5 раза, а гражданских – более чем в 3.

В контексте рассмотрения российских проблем доступа к правосудию уместно обратить внимание на специализацию судов, о чем упоминается в ч.3 ст.4, ч.2 ст.19, ст.26 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». В данном направлении не только ведутся научные дискуссии о создании ювенальных, трудовых, земельных судов, но и предпринимаются определенные шаги. Например, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» специально оговаривает установление порядка судебной защиты и судебную защиту прав и законных интересов ребенка, что нацеливает на формирование особого порядка подобной защиты как составной части ювенальной юстиции.

Несмотря на то, что среди отечественных ученых и специалистов в области разработки законодательства о несовершеннолетних все еще не сложилось единого мнения о том, что собой представляет ювенальная юстиция и насколько она необходима для России, представляется неоспоримой необходимость глубокой проработки всей совокупности проблем, связанных с формированием надежной и доступной системы судебной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.

Исследование понятия доступности. Определение доступности правосудия по отношению к гражданам. Общепризнанные принципы и нормы международного права. Обязанность суда принять обращение к рассмотрению. Простота и ясность процедуры рассмотрения дела.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 10.08.2018
Размер файла 21,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Принцип доступности правосудия: правовое содержание и гарантии

Дьяченко Виктория Игоревна, студент

Сущность, содержание понятия «доступность правосудия» является объектом научных исследований, что определяет существование различных научных подходов к понятию «доступность правосудия». Так, М.И. Клеандров указывает, что правосудие можно охарактеризовать как способ осуществления государственной власти, точнее ее судебной власти. Правосудие, как это следует даже из написания этого слова, состоит из двух частей: право и суд. правый (в смысле «основанный на праве») суд, а судопроизводство и судоустройство являются неотъемлемой компонентой понятия «правосудие» [6, c. 11]. Д. Козак определял доступность правосудия как наличие институциональных и процессуальных гарантий, обеспечивающих право потенциальных участников процесса получить справедливое правосудие [7, c. 5].

Право на доступ к правосудию обладает универсальным характером, является объектом международно-правовой регламентации и защиты. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации) являются составной частью ее правовой системы, имеют приоритет над внутринациональным российским законодательством.

Первостепенными, стержневыми для всей российской правовой системы являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее - Конвенция), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах. Влияние Всеобщей декларации прав человека и Конвенции на внутринациональное российское законодательство и российскую судебную практику значительно, прямое указание на международно-правовые нормы Всеобщей декларации прав человека и Конвенции содержится во многих судебных актах, что свидетельствует о непосредственном применении судами Российской Федерации данных международно-правовых документов.

В соответствии со ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой Советом Европы 4 ноября 1950 года, каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Впоследствии в статье 14 Международного пакта ООН о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года были воспроизведены положения статьи 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Основываясь на толковании Европейским Судом по правам человека положений Европейской Конвенции Э. Гротрайан отмечает, что положениями ее п. 1 ст. 6 закрепляется «право на суд», которое включает в себя три элемента:

Во-первых, право на рассмотрение спора независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Этот элемент включает в себя, по сути, требования к организации судебной системы.

Во-вторых, право на рассмотрение в суде споров о гражданских правах. Данный элемент содержит правило о подведомственности дел судебным органам.

В-третьих, право на доступ к правосудию. Применительно к гражданскому процессу из этого права прямо следует обязанность государства по организации судоустройства и судопроизводства с учетом положений принципа доступности правосудия.

Конституция, закрепившая принцип доступности судебной защиты, дает основание для использования в этой сфере международных правовых стандартов. Как предусмотрено п. 3 ст. 46, каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ указывает в качестве одной из главных задач судопроизводства задачу по обеспечению доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также права каждого лица на справедливое публичное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом.

Содержание принципа доступности правосудия составляют следующие положения:

1) доступ к суду свободен для каждого в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов; 2) судебное решение может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию и пересмотрено с целью исправления судебной ошибки (вступившее в законную силу судебное решение только по обстоятельствам существенного и неопровержимого характера); 3) судебные органы должны предпринимать активные действия по разрешению социально-правового конфликта в разумный срок, в том числе в процессе исполнения судебного решения.

Определяя круг лиц, имеющих доступ к судебной защите, Конституция употребляет термин «каждый» (п. 1 ст. 46). Судебная защита доступна гражданам России и иностранным гражданам (п. 3 ст. 62). Имевшиеся ранее ограничения для обращения в суд за защитой своих прав военнослужащих сняты. Теперь за защитой своих прав могут обращаться в суд и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Доступность судебной защиты включает и права несовершеннолетних граждан. Ребенок может самостоятельно обратиться в суд по достижении 14-летнего возраста, судебную защиту прав малолетних осуществляют их родители или законные представители.

Доступность судебной защиты подкрепляется обязанностью суда принять обращение к рассмотрению, отказ возможен только в случаях, предусмотренных законом.

Судебная защита осуществляется судом в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Сложившаяся система законодательства обеспечивает доступность судебной защиты граждан от посягательства на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также от незаконных решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).

Некоторые авторы (М.С.Шакарян) выделяют следующие условия (гарантии) доступности правосудия:

гарантированное право на обращение в суд в четко (ясно) установленном порядке, не допускающем субъективизма при применении закона;

близость суда к населению;

разумные судебные расходы с правом неимущего быть освобожденным от них;

разумные сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел;

научно-обоснованные нормативы нагрузки судей;

простота и ясность процедуры рассмотрения дела;

гарантия бесплатной юридической помощи нуждающимся.

Несмотря на нормативное закрепление в Конституции РФ равенства субъектов судопроизводства, обеспечение его на практике вызывает некоторые вопросы. Представляется, что это обусловлено следующими обстоятельствами: граждане имеют разный уровень образования, правовых навыков, интеллекта, финансовые возможности.

Для обеспечения полноценного участия в состязательном процессе, реального и равного доступа к правосудию стороны нуждаются в квалифицированной юридической помощи для ведения своего дела. Однако говорить о доступности правосудия в полной мере сложно, т. к. для многих граждан получить квалифицированную юридическую помощь затруднительно.

В ст. 20 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» № 324-ФЗ от 24 ноября 2011 г. перечислены категории граждан имеющие право на бесплатную юридическую помощь. Анализ указанной статьи выявил проблему: что делать человеку, который не подпадает под указанную в законе категорию лиц, и не имеющего средств для обращения к профессиональному специалисту? Так, например, бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам, чей среднедушевой доход на семью не превышает прожиточного минимума. Однако превышение дохода на 100 руб. делает получение такой помощи невозможным [4, c. 12].

Показательным примером является опыт некоторых зарубежных стран, в которых не существует проблемы по оказанию бесплатной юридической помощи. Так, в законодательстве Хорватии устанавливает, что право на юридическую помощь должно быть предоставлено, если «несение издержек, связанных с юридическими процедурами, лишит индивида или его семью средств к существованию». Об этом говорил на V Всероссийском съезде судей Президент РФ Путин В.В., который в своем докладе отметил, что «любое судебное разбирательство требует денег, и зачастую немалых… Поэтому позволить себе пойти в суд за правдой может далеко не каждый человек» [5, c. 6].

Для большинства населения РФ возможность воспользоваться услугами адвоката по гражданским делам не обеспечена. Одной из причин является их недостаточное количество, неравномерное распределение по территории страны.

Предлагается принять следующие меры, которые позволят решить возникшие проблемы по преодолению преград к доступности правосудия.

Необходимо расширить перечень граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи. Здесь целесообразно воспользоваться опытом зарубежных стран, в которых за помощью может обратиться любой человек, для которого судебное разбирательство даже при наличии изначальных финансовых возможностей может в последующем сильным образом «ударить по карману».

Ввести ответственность для лиц за ненадлежащее оказание юридической помощи. Целесообразно применять к ним меры штрафного характера. Данные средства можно в качестве компенсации отдать лицу, который не получил качественную юридическую помощь. Подобные меры будут носить компенсаторный и пресекательный характер.

Применять меры стимулирующего характера за добросовестное отношение к выполняемым обязанностям, выраженным в качественной помощи по правовым вопросам.

Создать общедоступные юридические консультационные центры при судах.

Необходимо повышать правовую культуру и грамотность населения путем принятия государственных целевых программ.

доступность правосудие гражданин

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, N 9, ст. 851.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.

3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6725.

4. Бесплатная юридическая помощь в России // Взгляд из регионов, журнал «Закон», 2012. C. 12.

5. Вступление Президента РФ В. В. Путина на V Всероссийском съезде судей // Вестник Высшего арбитражного суда РФ, № 1, 2001. С. 6.

6. Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 11.

7. Козак К. Суд в современном мире: проблемы и перспективы // Российская юстиция. 2001. N 9. С. 5.

Подобные документы

Доступность правосудия: понятие, содержание и пределы. Изменение предмета иска в контексте обеспечения доступа к правосудию. Использование информационных технологий для взаимодействия с судом, а также для получения общей информации о деятельности суда.

контрольная работа [52,1 K], добавлен 23.09.2016

Понятие принципов правосудия, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную власть. Содержание принципа независимости судей при отправлении правосудия. Правовые и процессуальные гарантии независимости судей при отправлении правосудия.

реферат [30,9 K], добавлен 28.02.2010

Понятие, сущность и значение российского уголовного правосудия. Отличительные особенности судовой системы страны. Содержание и характеристика законодательных гарантий правосудия. Проблемы конституционного обеспечения правозащитной функции судебной власти.

курсовая работа [47,8 K], добавлен 15.12.2010

Понятие, содержание и значение принципов в уголовном праве. Классификация принципов уголовного права РФ: принцип законности, равенства граждан перед законом, принцип вины, справедливости, гуманизма. Общепризнанные принципы и нормы международного права.

курсовая работа [55,4 K], добавлен 16.02.2011

Сущность приговора и его значение как заключительной и решающей части судебного разбирательства. Изучение видов данного акта правосудия, процедуры постановления решения о виновности или невиновности обвиняемого. Содержание и структура приговора.


Создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности

Терёшкина Александра Анатольевна, магистрант

Научный руководитель: Новикова Татьяна Юрьевна, кандидат юридических наук

Дальневосточный филиал Российского государственного университета правосудия (г. Хабаровск)

Статья посвящена изучению некоторых проблем реализации конституционных прав на доступность правосудия в Российской Федерации. Целью работы является выявление такого рода проблем и предложение путей их решения. В статье содержится анализ направлений доступности правосудия, которые требуют особого внимания, по мнению граждан Российской Федерации, а именно таких, как физическая доступность, информационная доступность, сервисная доступность. При написании работы использовался сравнительный метод исследования и метод анализа.

Актуальность затронутой нами темы обусловлена социально-политическими, общественно-экономическими трансформациями, которые происходят в Российской Федерации. Конституция Российской Федерации [1] зафиксировала и провозгласила деление государственной власти на три самостоятельные ветви. При этом Конституция РФ объявила, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а государство призвано гарантировать их защиту. Именно по этой причине законодательная, исполнительная и судебная власти должны быть в равной мере «прозрачны» и доступны для граждан, так как эти ветви власти реализовывают свою деятельность, прежде всего, с учетом интересов и нужд граждан. При этом статья 18 Конституции Российской Федерации непосредственно возлагает на правосудие долг и обязанность по обеспечению соблюдения прав и свобод граждан.

Одним из основных направлений организации деятельности государственной власти по осуществлению конституционных прав и свобод человека и гражданина, их эффективной защиты в суде признается доступность судебной власти и, как следствие, доступность правосудия. Особое внимание данной проблеме отдается в конституционном, гражданском и уголовном судопроизводстве.

Безусловно, научные исследования вопросов доступности правосудия позиционируются как значимая часть изысканий, которые посвящены современным проблемам российского правосудия. Нужно отметить, что вопросы доступности правосудия неизменно обозначались как приоритетные, вызывающих особую необходимость в глубоком и основательном изучении и анализе со стороны исследователей-процессуалистов.

В настоящее время особо важна возможность свободно, без наличия каких-либо препятствий обращаться в суд по вопросам защиты от любых противозаконных покушений на права и свободы граждан. Актуально в Российской Федерации в последние годы обращение в судебные органы по проблемам несогласия с неправомерными (незаконными) решениями, действиями или бездействием государственных или муниципальных органов и должностных лиц.

В Российской Федерации важнейшую роль в настоящее время играет необходимость решения вопроса о доступе к правосудию, и эта проблема имеет много различных аспектов. Перед исследователями стоит важная задача по поиску максимально результативной и действенной модели правосудия, которая непосредственно и достаточно тесно связана с рассмотрением, анализом и решением вопросов обеспечения доступа к правосудию.

По мнению специалистов «Становление гражданского общества также невозможно без эффективного и справедливого правосудия, которое не может считаться таковым, если является недоступным. С одной стороны, ухудшение экономических и социальных условий жизни граждан существенно изменило взгляды на ценность судебных процедур. При этом граждане часто стремятся избежать громоздких и обременительных судебных процедур в связи с возникающими конфликтами и спорами. С другой стороны, роль правосудия в современных условиях значительно возросла и в качественном, и в количественном плане. Компетенция судебной власти постоянно расширяется; правосудие становится последним прибежищем для тех, кто отчаялся в поисках справедливого разрешения спора или конфликта. Но расширение судебной подведомственности явилось одной из причин, которые привели к перегрузке судебной системы, что отрицательно повлияло на доступ к правосудию». [2]

Бесспорно, одна из составляющих доступности правосудия — нормальное финансирование (в объемах, необходимых для полноценного осуществления функционирования судебных органов). Но, конечно, нельзя не отметить, что проблемы доступа к правосудию не заключаются только в материальных и организационных факторах, которые непосредственно оказывают влияние на деятельность судебной власти.

Изменение характера судопроизводства и трансформирование в целом следственного процесса повлекло за собой возникновение ранее уже существовавших проблем доступа к правосудию. Одна из наиболее актуальных среди них — потребность в получении гражданами профессиональной юридической помощи. «Право на доступ к правосудию и справедливому разбирательству в разумный срок является одним из основных признаков любого демократического общества. Российская Федерация, являясь членом Совета Европы, обязана обеспечивать находящимся на ее территории лицам доступ к правосудию на уровне международных стандартов.

Правосудие непосредственно влияет на развитие конституционализма в нашей стране, создает баланс между государством и гражданином в правовой системе, между всеми ее элементами, позволяет обеспечить законную и справедливую реализацию прав и законных интересов граждан. Право на доступ к правосудию обладает универсальным характером, является объектом международно-правовой регламентации и защиты». [3]

При этом, проведенные нами исследования (наблюдения, интервью, опросы населения) дают возможность выделить среди всех достаточно важных и значимых проблем доступности правосудия те, которые в большей степени вызывают беспокойство у населения. Мы бы предложили выделять три направления (аспекта) доступности правосудия, которые требуют особого внимания, по мнению граждан Российской Федерации.

Охарактеризуем кратко эти аспекты

Физическая доступность — комплексная характеристика существующих возможностей и ограничений для заинтересованных лиц, связанных с допуском к суду как государственному органу, его отдельным структурным подразделениям и должностным лицам

Информационная доступность — комплексная характеристика существующих возможностей и ограничений для заинтересованных лиц в отношении сведений публичного характера, связанных с осуществлением правосудия и реализацией права на судебную защиту

Сервисная доступность — комплексная характеристика существующих в суде условий для оптимизации получения заинтересованными лицами публичных услуг и совершения действий, направленных на реализацию права граждан на судебную защиту.

Доступное правосудие — это одно из серьезнейших достижений цивилизации, основополагающее благо, обеспечивающее своим гражданам правовое государство.

Именно в связи с этим считаем возможным и актуальным среди представленных аспектов особое внимание уделить информационной доступности правосудия. Прежде всего, это связано с невероятно стремительным развитием информационных технологий, которые в современном мире обеспечивают получение и передачу информации любого уровня, содержания, объема достаточно быстро и на любые расстояния. Доступность правосудия (мы бы сформулировали это как открытость, прозрачность) определяется ещё и тем, насколько свободно граждане могут не только обратиться в судебные органы, но и получить соответствующую информацию, которая связана как с порядком приема и рассмотрения обращений за судебной защитой, но и с тем, какое принято решение, каким образом в дальнейшем будет развиваться судебный процесс, что необходимо или допустимо предпринять для защиты своих прав гражданам и т. п. По нашему мнению — принцип доступности правосудия — это не только обеспеченная законом возможность беспрепятственно обратиться в суд за защитой своих прав и получить судебную защиту, но и возможность свободно следить за процессом судебного рассмотрения вопроса, получить консультацию или справку как о деятельности какого-либо конкретного суда, так и по общим вопросам правосудия в целом.

По мнению некоторых исследователей «Заинтересованные лица сталкиваются с самыми различными препятствиями, ограничивающими возможность получения судебной защиты. В этом качестве могут выступать, например, правовые запреты или материальные барьеры. Принцип доступности правосудия необходимо рассматривать не только как судопроизводственный, но и как судоустройственный принцип. Но в целом это — межотраслевой принцип, который распространяет свое действие на все виды судопроизводства: гражданское, административное, уголовное и конституционное. В уголовном судопроизводстве, где речь идет о таких человеческих ценностях, как свобода, физическое и психическое здоровье, принцип доступности правосудия имеет даже большее значение, чем в гражданском. В равной степени такие факторы, как высокий размер судебных расходов, проблемы оказания квалифицированной юридической помощи, сроки судебного разбирательства, территориальная расположенность суда и многие другие влияют на доступ к правосудию в любом виде судопроизводства». И именно разрешение большинства из этих проблем в доступе к правосудию будет возможно при обеспечении информационной доступности правосудия и судебного разбирательства.

Таким образом, подводя краткий итог данному исследованию, необходимо отметить актуальность рассматриваемой нами темы, острую необходимость ее скорейшего и эффективного разрешения на территории государства. Кроме того, именно информационная доступность кажется нам наиболее актуальной с связи с тем, что решающую роль в этом вопросе играют два аспекта: стремительное развитие информационных технологий, которое не должно пройти мимо системы правосудия в нашей стане. Второй аспект возможно покажется не таким масштабным и глобальным, но практика показывает, что его значение и важность не менее актуальны для нашего государства. Территориальная разбросанность населения по большим и малым населенным пунктам обуславливает важность информационно-электронного доступа граждан к суду, правосудию в целом.

Именно эти аргументы и дают нам основания определить информационную доступность судебной системы, правосудия в России как одну из самых актуальных на сегодняшний день.

  1. Конституция Российской Федерации: принята на всенарод. голосовании 12 дек. 1993 г.: [в ред. федер. конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ] // Российская газета. — 1993. — № 237
  2. Ниесов В. А. О системной организации нормативно-правового обеспечения информационной безопасности судебных и правоохранительных органов // Мир и безопасность. — 2007. — № 4. — С. 44–46.
  3. Назинцева А. Ю. Доступность правосудия как гарантия реализации права на судебную защиту в сфере гражданской юрисдикции / А. Ю. Назинцева // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 592–594.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, доступность правосудия, правосудие, информационная доступность, судебная защита, особое внимание, судебная власть, комплексная характеристика, сервисная доступность, физическая доступность.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: