Курсовая понятие и признаки правосудия отличие от иных видов государственной деятельности

Обновлено: 25.04.2024

Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

Для определения понятия правосудия надо прежде всего установить отличительные черты, характерные для данного вида государственной деятельности.

Первым отличительным свойством правосудия является его осуществление только судом. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения его функций иными государственными органами и общественными объединениями. А воплощать в жизнь правосудие вправе только судьи, наделенные в законном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Вторым отличительным свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов.

Третьим отличительным свойством правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридических дел.

Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает также арбитражное судопроизводство.

Следующим отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством.

Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и справедливость судебных решений, недопущение и устранение ошибок, является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса. При осуществлении правосудия судьи обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона о статусе судей).

Судопроизводство не совпадает с правосудием, являющимся основной формой осуществления судебной власти, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия. Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности.

Таким образом, правосудие – это совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, подведомственных судам административных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

Понятие правосудия, его признаки и особенности. Анализ демократических основ правосудия. Характеристика судебной власти, осуществляющей правосудие. Взаимодействие органов внутренних дел с органами правосудия. Основные принципы осуществления правосудия.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.02.2016
Размер файла 20,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра уголовного права и процесса

По дисциплине: «Правоохранительные органы»

На тему: «Понятие правосудия и принципы его осуществления»

Студентка группы ЮУПз-151

Заочной формы обучения

Введение

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Эти органы - основное звено механизма правоприменения, без которого не может существовать современное государство. Правосудие - одно из направлений государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.

Наличие в судебной системе трех видов правосудия: конституционного, арбитражного и системы судов общей юрисдикции, отличающихся по структуре и специфике деятельности, порождает особые формы разграничения компетенции между судами разных уровней.

Президент России также обращает внимание на проблемы доступности и качества правосудия, перегруженности судей, длительности рассмотрения дел в судах, оказания юридической помощи малоимущим гражданам, повышения правовой культуры.

Цель реферата является в изучение понятия правосудия, его общей характеристики, анализ его демократических основ. В последние годы в юридической литературе уделяется значительное внимание проблемам правового государства, разделения властей и становления судебной власти.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ понятия правосудия, сложившегося в юридической науке на настоящий день, раскрыть взаимосвязь понятий «правосудие».

2. Определить признаки, присущие правосудию, позволяющие отличать его от других видов государственной деятельности;

3. На основе понятия правосудия, а также действующего законодательства, сформулировать основные принципы правосудия.

В завершение настоящего введения хочется заметить, что наряду с существующими и лишь частично обозначенными в настоящей работе проблемами в исследуемой сфере, в последнее время наметилась и положительная тенденция, свидетельствующая, что новая судебная политика России призвана на деле обеспечить решительный поворот суда к нуждам граждан, нацеленность всех звеньев судебной системы на ограждение законных интересов каждого индивидуума, а также коллективов и общества в целом от любых видов недозволенных действий и преступных посягательств, в том числе и со стороны властных структур.

правосудие власть орган судебный

1. Понятие правосудия. Взаимодействие органов внутренних дел с органами правосудия

В науке принято определять правосудие как деятельность суда по разрешению конкретных дел и правовых вопросов в процессуальном порядке путем применения правовых норм к фактам и отношениям. У разных авторов на этот счет есть свои дополнительные свойства и характеристики, которые, на их взгляд, присущи правосудию. М.С. Строгович указывал, что правосудие -- это государственная деятельность, осуществляемая судом, заключающаяся в том, что суд путем разбирательства и разрешения уголовных и гражданских дел в установленных законом правовых (процессуальных) формах защищает от всяких посягательств государство, права и законные интересы граждан, учреждений, организаций, обеспечивает законность в деятельности учреждений, организаций, должностных лиц, в поведении граждан.

По определению В. И. Даля, «правосудие» -- «правый суд, решение по закону, по совести, … правда.»

С. И. Ожегов определил правосудие более ограничительно как «деятельность судебных органов.»

В теории права и в законодательстве правосудие нередко трактуется широко, и подразумевает всю сферу юстиции, включая процессуальную и исполнительную деятельность. Например, в уголовном праве России в понятии субинститута преступлений против правосудия термин правосудие охватывает как досудебную (дознание и предварительное следствие), так и судебную процессуальную деятельность, а также исполнение судебных решений. Это понимание правосудия в широком смысле.

Поэтому в содержание понятия «правосудие» в законодательстве часто включается только судебная деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел. Это понимание правосудия в узком смысле.

Говоря о правосудии, его сущности и признаках, необходимо дать характеристику судебной власти, призванной осуществлять правосудие. По определению О. А. Галустьяна, судебная власть - это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Судебная власть, будучи самостоятельной ветвью государственной власти, имеет прямое отношение к деятельности иных правоохранительных органов. Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку правоправности их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов. Немаловажное значение взаимодействия на условиях сотрудничества в рамках судейского сообщества имеет формирование у судей высоконравственных убеждений, взглядов, развитие положительных черт характера и т.п. Вместе с тем, ограничение взаимодействия судей только пределами своего судейского сообщества, формирует у судей стремление к замкнутости системы, к защите корпоративного, ведомственного интереса, порой воспитывает некритичность восприятия мнений других участников судебных процессов, а в некоторых случаях приводит и к коррупции, о которой нередко упоминается в средствах массовой информации.

На формирование судейского решения значительное влияние оказывает взаимодействие суда с другими правоприменительными органами, то есть органами внутренних дел. Как известно, одной из общих целей для всех органов, осуществляющих правоприменение в правоохранительной сфере, будь то суд, прокуратура или органы внутренних дел, таможенные органы, является правильное рассмотрение и разрешение дела о правонарушении, принятие законного и обоснованного решения.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на основе:

- равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;

- самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;

- гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;

- ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.

Взаимодействие с судами и органами юстиции может проводиться в следующих согласованных формах:

- взаимное информирование о состоянии преступности и судимости;

- использование данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью;

- совместная работа по подготовке законопроектов о борьбе с преступностью;

- проведение совместных семинаров и конференций, участие соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов;

- направление совместных информационных писем, справок, обзоров;

- участие в подготовке постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Таким образом, правосудие представляет собой основное полномочие и цель судебной власти, выражающееся в осуществлении судом подзаконной правоохранительной и правозащитной деятельности по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел на основе неуклонного соблюдения требований закона и установленного им процессуального порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, объективность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

2. Принципы осуществления правосудия

Принципы правосудия -- это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Эти положения пронизывают все законодательство, материальное и процессуальное, в области судебной деятельности, на них строится работа всех звеньев судебной системы.

Опираясь, прежде всего, на действующую Конституцию, можно выделить следующие принципы правосудия:

1. Законность. В соответствии с положениями ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Принцип законности -- универсальный правовой принцип, относящийся не только к правосудию, но и к деятельности всех правоохранительных органов.

2. Единство судебной системы. Основным принципом построения судебной системы России является ее единство. Государством устанавливаются правовые гарантии реализации и соблюдения этого принципа. Утверждение принципа единства необходимо для исключения отступлений в судоустройственном нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования организации судебной власти в Российской Федерации.

3. Самостоятельность правосудия означает, что отношения между всеми ветвями власти должны строиться только на основании и в рамках закона. Ни Президент, ни законодательная, ни исполнительная власти не вправе в обход утверждённой законом процедуры изменять статус судей в категориях заработной платы, должностного положения и т.д.

4. Принцип независимости правосудия тесно связан с предыдущим принципом самостоятельности и означает не вмешательство кого-либо в принятие решений по любым делам, которые рассматриваются в судах. «Однако на деле суды, равно как прокуроры и следователи, часто оказываются под давлением преступников, их родственников или оставшихся на свободе сообщников, а также участвующих в гражданском процессе сторон…

5. Принцип равенства всех перед законом и судом закреплен в ст. 19 Конституции РФ. В соответствии с ним государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

6. Принцип права граждан на судебную защиту . Был провозглашен в 1948 г. «Всеобщей декларацией прав и свобод человека». Ст. 10 этого документа гласит: «Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости и беспристрастным судом.

7. Принцип презумпции невиновности. Презумпция невиновности -- это правовое положение, согласно которому обвиняемый признается (презюмируется) невиновным, пока его виновность не будет установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Принцип презумпции невиновности содержится в ст. 49 Конституции РФ и ст. 14 УПК РФ.

8. Принцип обеспечения обвиняемому или подозреваемому права на защиту. Право на защиту закреплено в ст. 48 Конституции РФ, которая провозглашает, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной, в случаях, установленных законом.

9. Принцип гласности судопроизводства закреплен в ст. 123 Конституции РФ, а также в ФЗ «О судебной системе РФ» и других актах. Сущность данного принципа заключается в реализации контроля со стороны общественности за работой судебных органов.

10. Принцип охраны чести и достоинства личности. Согласно принципу охраны чести и достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ), «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Достоинство, свобода, неприкосновенность и другие личные права являются правами человека.

11. Принцип состязательности и равноправия сторон. В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон. Состязательность судебного процесса означает такое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функции обвинения и функции защиты, причем функцию обвинения осуществляет одна сторона, а функцию защиты -- другая.

12. Принцип национального языка судопроизводства. Согласно этому принципу (ст. 26 Конституции РФ) каждый гражданин имеет право пользоваться родным языком.

13. Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства. Согласно данному принципу, суд все свои выводы, содержащиеся в приговоре, обязан делать только на основании доказательств, исследованных самим судом в судебном заседании (допрос подсудимого, потерпевшего, свидетеля, осмотр вещественных доказательств и т.д.).

Заключение

Подводя итоги настоящего исследования, необходимо отметить, что процесс осуществления правосудия в нашей стране - явление не одномоментное и не столько связанное с рассмотрением конкретных судебных дел, сколько с общим социально-правовым состоянием государства и общества. Многоплановость правосудия определяет постоянное развитие его принципов, обмен положительным опытом с другими государствами, неиссякаемое стремление исследования его сущности.

Итак, правосудие представляет собой основное полномочие и цель судебной власти, выражающееся в осуществлении судом подзаконной правоохранительной и правозащитной деятельности по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел на основе неуклонного соблюдения требований закона и установленного им процессуального порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, объективность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Судебная власть - самостоятельная и независимая сфера публичной власти, представляющая собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, а также систему государственных органов, осуществляющих данные полномочия.

Судебная система - совокупность всех судов данного государства, имеющих общие задачи, связанных между собою отношениями по осуществлению правосудия.

В заключение хочется отметить, что Правосудие -- важнейшая функция правового государства. От его эффективности зависит реализация права, а следовательно, осуществление политики государства, выраженной в законе.

Список литературы:

1. Правоохранительные органы в России: учебное пособие / Л.В. Петракова. - Кемерово: КемИ РГТЭУ., 2010-168с.

2. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / под редакцией В.П. Божьева.- М: Спарк, 2010-336с.

3. Правоохранительные органы РФ: учебник / Ю. А. Дмитриев, М. А. Шапкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Эксмо, 2010-378с.

6. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник. Под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2010 - 1232 с.

Подобные документы

Понятие, признаки, функции и принципы судебной власти, формы ее осуществления: отправление правосудия, судебный контроль. Характеристика конституционных принципов правосудия. Основные положения статуса судей как носителей судебной власти в России.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 22.06.2010

Понятие и признаки судебной власти; принципы осуществления правосудия; органы судейского сообщества России. Потребность в суде как социальном институте защиты, разрешение социальных конфликтов. Реформы судебной власти, реализации прав и свобод человека.

реферат [27,8 K], добавлен 15.12.2008

Судебная власть, система ее органов. Понятие, отличительные черты судебной власти. Понятие, признаки правосудия. Характеристика отдельных принципов правосудия. Сущность правосудия. Статус судей. Органы судейского сообщества. Осуществление правосудия.

курсовая работа [31,8 K], добавлен 05.10.2008

Преступления в сфере: обеспечения независимости судей, правильности отправления правосудия должностными лицами органов правосудия, выполнения гражданами обязанности содействовать правосудию, исполнения приговоров, решений идругих актов правосудия.

курсовая работа [71,0 K], добавлен 15.12.2007

Деятельность судебной власти, осуществляемая от имени государства, по разрешению гражданских, административных, уголовных и прочих дел. Компетенция правосудия. Проблематика дефиниции сущности правосудия.

реферат [15,8 K], добавлен 03.10.2006

Понятие, сущность и значение российского уголовного правосудия. Отличительные особенности судовой системы страны. Содержание и характеристика законодательных гарантий правосудия. Проблемы конституционного обеспечения правозащитной функции судебной власти.

курсовая работа [47,8 K], добавлен 15.12.2010

Характеристика и основные задачи конституционного правосудия и контроля. История развития конституционного правосудия в Российской Федерации и США. Сравнительная характеристика всех органов конституционного правосудия в Российской Федерации и США.

Цель работы – анализ правосудия в современной России. Для достижения цели предполагается решить ряд задач:
- определить понятие правосудия;
- рассмотреть конституционные принципы правосудия в РФ;
- проанализировать современное состояние правосудия;
- рассмотреть пути совершенствования правосудия в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ПОНЯТИЕ ПРАВОСУДИЯ 5
1.1 Роль правосудия в гражданском обществе 5
1.2 Отличительные признаки правосудия 7
2 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) ПРАВОСУДИЯ, ИХ ПОНЯТИЕ, ИСТОКИ И ЗНАЧЕНИЕ 9
2.1 Конституционные принципы осуществления судебной власти. 11
3 ПРАВОСУДИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 17
3.1 Анализ состояния правосудия в настоящее время 17
3.2 Перспективы совершенствования правосудия в Российской Федерации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа содержит 1 файл

350ПравосудиеВРФ(курсовая).doc

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Эти органы – основное звено механизма правоприменения, без которого не может существовать современное государство. Правосудие – одно из направлений государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место. Правосудие занимает особое место в системе гарантий защиты прав и свобод личности еще и потому, что эффективность такой защиты гораздо выше, чем у других государственных органов. Суды обладают огромными полномочиями, необходимыми для защиты прав и свобод человека и гражданина.Правосудие способно предоставлять большие гарантии защиты прав и свобод личности, и вопрос заключается только в практической реализации имеющихся возможностей.Статистические данные, в частности, ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека показывают, что ситуация в области прав и свобод человека в России, несмотря на отдельные позитивные сдвиги, продолжает по многим параметрам оставаться неудовлетворительной. Это касается как нарушения социально-экономических прав человека, так и права на свободу совести, религии, мысли и убеждений, права на судебную защиту, права на жизнь и личную неприкосновенность.

Сравнительный анализ докладов Уполномоченного показал, что идет тенденция к увеличению нарушений прав человека: 2004 год – 22 815 обращений, 2005 – 24 985 обращений, 2006 – 33 455 обращений, 2007 – 36 634 обращения, 2008 – 30 392 обращения, 2009 год – 33425 обращений. Большинство из этих жалоб принимается к рассмотрению и по ним проводится соответствующая работа. Причем, как отмечается, особую тревогу вызывают действия сотрудников правоохранительных органов, которые при исполнении своих должностных обязанностей сами становятся нарушителями многих прав человека 1

Тема правосудия в современной России очень актуальна, поскольку суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

Цель работы – анализ правосудия в современной России. Для достижения цели предполагается решить ряд задач:

- определить понятие правосудия;

- рассмотреть конституционные принципы правосудия в РФ;

- проанализировать современное состояние правосудия;

- рассмотреть пути совершенствования правосудия в РФ.

Решению задач и достижению поставленной цели будет способствовать анализ материалов нормативных документов, а также учебной и специальной литературы.

1.1 Роль правосудия в гражданском обществе

Роль и значение правосудия обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести прежде всего то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного определенного в законе воздействия, а равно при реабилитации тех, кто незаконно и необоснованно привлекался к ответственности. Такое же слово принадлежит ему и при определении правовых последствий, вытекающих из рассмотрения споров между гражданами, связанных с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав, предоставленных им. Правосудие также является способом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательством.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д. ) и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них общеобязательность. Она означает, в частности, что вступивший в силу приговор, определение или постановление, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединении, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений по гражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняются автоматически. Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого условия. Но если, к примеру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех и на всей территории страны.

Неисполнение судебного решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом. Например, в соответствии со ст. 315 УК злостное неисполнение государственным или иным служащим решения, приговора, определения или постановления суда либо воспрепятствование их исполнению может быть наказано различными мерами наказания, начиная от штрафа в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда и кончая лишением свободы до двух лет.

Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением (функцией) правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам.

1.2 Отличительные признаки правосудия

Правосудию присущ ряд других специфических признаков.

К их числу следовало бы отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. Статья 4 Закона о судоустройстве однозначно говорит, что правосудие должно осуществляться путем:

— рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

— рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

Другим отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях. А это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонном соблюдении гражданского процессуального, арбитражного процессуального или уголовно-процессуального законодательства. Предписания эти регулируют практически все наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок формирования законного состава суда, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и т. п. ). Все процессуальные предписания в конечном счете направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу.

К отличительным признакам правосудия относится, наконец, также то, что оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

С учетом отмеченных отличительных признаков правосудия его можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешение гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающие законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Демократические основы (принципы) правосудия — это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны, данного вида государственной деятельности. Такие положения являются основополагающими для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в государственном механизме и политической системе общества.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу, — Конституции РФ, конституционных и других федеральных законах. Они также берут свои истоки и в таких высокоавторитетных актах, как Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.

В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности в сфере организации и деятельности правосудия.

Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования правосудия у нас в стране. Они также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества, отраженный, к примеру, в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в которых можно найти немало прогрессивных положений по вопросам организации и осуществления правосудия. Эти документы признаны большим числом государств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными к исполнению.

Для общей характеристики демократических основ (принципов) правосудия существенным является то, что их содержание постоянно совершенствуется. Особенно активно идет этот провес в последние годы. Заметное содействие этому процессу призвано оказать стремление реализовать пользующийся широким признанием замысел преобразовать наше государство в правовое и по-настоящему демократическое.

Полная реализация обозначенных в Конституции РФ стратегических задач в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, демократизации правоохранительной системы, по идее, должна привести к тому, что судебная власть станет такое же влиятельной, авторитетной и полноправной, как и другие ветви государственной власти — исполнительная и законодательная. И это, естественно, сможет стать стимулом для благоприятной корректировки содержания принципов правосудия.

2.1 Конституционные принципы осуществления судебной власти.

Осуществление правосудия только судом.

Правосудие осуществляется только судом. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ". Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ". Создание чрезвычайных судов не допускается. Присвоение властных полномочий суда преследуется по закону.

Цель работы – анализ правосудия в современной России. Для достижения цели предполагается решить ряд задач:
- определить понятие правосудия;
- рассмотреть конституционные принципы правосудия в РФ;
- проанализировать современное состояние правосудия;
- рассмотреть пути совершенствования правосудия в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ПОНЯТИЕ ПРАВОСУДИЯ 5
1.1 Роль правосудия в гражданском обществе 5
1.2 Отличительные признаки правосудия 7
2 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) ПРАВОСУДИЯ, ИХ ПОНЯТИЕ, ИСТОКИ И ЗНАЧЕНИЕ 9
2.1 Конституционные принципы осуществления судебной власти. 11
3 ПРАВОСУДИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 17
3.1 Анализ состояния правосудия в настоящее время 17
3.2 Перспективы совершенствования правосудия в Российской Федерации 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа содержит 1 файл

350ПравосудиеВРФ(курсовая).doc

Принцип законности является общеправовым принципом. В соответствии со статьёй 120 Конституции РФ судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Применительно к судебной власти принцип законности означает, что суды обязаны осуществлять судебную власть в соответствии с порядком, установленным процессуальными и иными федеральными законами, и при осуществлении судебной власти правильно применять действующие законы. Суды обязаны применять Конституцию РФ, федеральные законы и иные действующие на её территории нормативные правовые акты. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции, уставу, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу (при несоответствии подзаконного правового акта закону - в соответствии с законом). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Самостоятельность судов, независимость судей.

Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Судьи (а также присяжные, народные и арбитражные заседатели), участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом, к конституционным гарантиям независимости судов и судей относятся несменяемость судей, неприкосновенность судей, финансирование судов из федерального бюджета. Судьи несменяемы, их полномочия могут быть прекращены или приостановлены соответствующей квалификационной коллегией судей не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи неприкосновенны, судья не может быть привлечён к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемой федеральным законом. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (статья 124). Незаконное воздействие на судей, вмешательство в деятельность суда влечёт ответственность в соответствии с законом.

Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел, участие граждан в осуществлении правосудия.

Рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется единолично или коллегиально. Согласно статье 47 Конституции РФ никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. Законный состав суда по различным делам устанавливается процессуальным законодательством. Коллегиальное рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах общей юрисдикции осуществляется коллегией в составе судьи и двух народных заседателей, в составе трёх судей или президиумом суда, а уголовных дел - также коллегией в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (статья 123 Конституции РФ). Обвиняемый в совершение преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (статья 47 Конституции РФ). При назначении исключительной меры наказания - смертной казни, обвиняемому предоставляется право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей (статья 20 Конституции РФ).

Право на судебную защиту.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию. Порядок обжалования действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, установлен Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (1992), другими федеральными законами.

Состязательность и равноправие сторон.

Все равны перед законом и судом (статья 19 Конституции РФ). Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям. Стороны судебного процесса, как правило, обладают равными процессуальными правами.

Гласность судебного разбирательства.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (например, когда затрагивается государственная, коммерческая тайна, сведения о гражданах конфиденциального характера). Решение суда, принятое как в открытом, так и в закрытом заседании, провозглашается публично. Заочное разбирательство уголовных дел не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Государственный язык судопроизводства.

Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, в других арбитражных судах, в военных судах ведутся на государственном языке РФ - русском языке. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции, в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, у мировых судей ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой расположен суд. Лицам, не владеющим языком судопроизводства, предоставляются право выступать и давать объяснения в суде на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, пользоваться услугами переводчика.

Право на квалифицированную юридическую помощь.

Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, она оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В случаях, установленных статьёй 51 УПК РФ (например, по делам несовершеннолетних), участие защитника в уголовном деле обязательно.

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Другие конституционные принципы уголовного судопроизводства.

Никто не может быть повторно осуждён за одно и то же преступление. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (согласно Уголовному кодексу РФ понятие "помилование" охватывает и смягчение наказания).

3.1 Анализ состояния правосудия в настоящее время

Судейское сообщество страны принимает меры по укреплению судебной власти, повышению ее авторитета, реализации конституционных гарантий обеспечения судебной защиты прав и свобод граждан, а также прав физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Показательными в этом отношении являются данные о количестве рассматриваемых судами дел. Так, ежегодно судами общей юрисдикции рассматривается более 5 миллионов гражданских дел, около 1 миллиона уголовных дел, более 3 миллионов дел об административных правонарушениях, 1 миллион материалов, арбитражными судами - 1 миллион дел по экономическим спорам и более 100 тысяч заявлений.

Конституционным Судом Российской Федерации - более 13 тысяч обращений.

Эти данные свидетельствуют о большой нагрузке на суды, о росте доверия к ним, о доступности и эффективности судебной защиты прав физических и юридических лиц.

Укреплению судебной власти способствовала утвержденная Правительством Российской Федерации федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы". Ее последовательная реализация позволяет решать вопросы, связанные с судебной реформой, улучшением материального положения судов, и в целом положительно сказалась на качестве судебной деятельности, ее культуре.

Однако следует отметить, что такие тенденции в правосудии наблюдаются не во всех судах Российской Федерации.

К сожалению, еще не везде суд стал "скорым, правым и справедливым". Не решена окончательно проблема доступности правосудия, имеются факты волокиты в разрешении судебных дел и вынесения ошибочных судебных решений, что отрицательно сказывается на авторитете судебной власти, на престиже судов и судей.

Проведенный статистических данных свидетельствует о низком уровне состояния правосудия, которое не в полной мере выполняет свое главное предназначение – защиту прав и свобод человека и гражданина.

Отмечается, что имеет место заказной характер принимаемых решений судов. Хотя случаи привлечения к уголовной ответственности судей за коррупцию достаточно редки, отдельные судебные акты не вызывают сомнений в их заказном характере. 3

Исследование научных взглядов ученых-юристов и статистических данных указывает на преобладающую негативную оценку состоянию правосудия, которое говорит о необходимости принятия самых радикальных мер. Те тезисы, в которых содержится положительная оценка состоянию правосудия, делаются с немалыми оговорками.

Стоит острая проблема эффективности правосудия. Эффективное правосудие – это рассмотрение и разрешение судом отнесенных к его компетенции споров в установленной процессуальным законом процедуре, с соблюдением процессуальных сроков, основанные на правильном установлении достоверности фактов и точном применении к ним закона, отвечающие принципам справедливости, равенства, законности и обеспечивающие реальную защиту нарушенных прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.

Основные факторы, определяющие эффективность правосудия, можно выделить следующим образом:

1. Степень увеличения нагрузки на судей по рассмотрению судебных споров. В последние годы просматривается устойчивая тенденция к увеличению споров, рассматриваемых судами, что свидетельствует о росте доверия к судебной системе, к способности судов разрешать дела по существу и защищать нарушенные права и интересы. Однако из-за незначительного увеличения штата судейских работников идет перегруженность в работе судов. Наблюдается парадоксальная ситуация, при которой, с одной стороны, граждане и организации получили практически неограниченную возможность обращения в судебные органы, а с другой – в результате увеличения рассматриваемых судами дел, ведущего к перегрузке судов, создаются препятствия к реализации этого права.

Следствием чрезмерно высокой нагрузки на судей является нарушение процессуальных сроков: дела назначаются несвоевременно, решения выносятся за пределами установленного срока (в большей степени это касается судов общей юрисдикции и мировых судей); принимаются незаконные и необоснованные судебные акты и т. д.

2. Значимость (важность) судебной специализации, оказывающей влияние на качество принимаемых решений. Учитывая объемный массив действующих правовых актов и сложность в применении правовых норм, невозможно быть профессиональным юристом одновременно в различных областях права – гражданского, налогового, административного, трудового, уголовного и т. д. Необходимо, чтобы судьи специализировались на рассмотрении конкретных категорий дел, тогда будет меньше судебных ошибок и больше законных решений.

Правосудие – осуществляемая в особой процессуальной форме деятельность судов по разрешению правовых споров.

Первое свойство правосудия - осуществление правосудия только судом/

Вторым свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами.

Третьей характерной чертой правосудия является то, что оно осуществляется способами, указанными в законе.

Три способа осуществления правосудия: рассмотрение в судебных заседаниях уголовных, гражданских и арбитражных дел.

Правосудие отличается от других форм государственной правоохранительной деятельности по кругу реализуемых задач, кругу гос. органов и должностных лиц, осуществляющих эту деятельность, процедуре реализации правосудия, характеру принимаемых решений, которые являются обязательными для исполнения всеми без исключения, статусом лиц, участвующих в отправлении правосудия.

Понятие, значение и система принципов правосудия.

Принципы правосудия – общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие судов.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных правовых предписаний, регулирующих правосудие. Принципы являются обязательными не только для граждан и органов, призванных соблюдать законы, но и для законодательных органов, которые в своей деятельности должны считаться с демократическими требованиями и традициями. Существенная особенность принципов правосудия – стабильность. Они в меньшей мере подвержены сиюминутным влияниям, чем конкретные правовые предписания.

Система: законность, осуществление правосудия только судом, равенство перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, принцип языка судопроизводства, гласность, состязательность, принцип презумпции невиновности, обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

Принцип осуществления правосудия только судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 118 К РФ правосудие в РФ осуществляется только судом. Только суд, единственный из всех органов, может разрешить по существу в пределах своей компетенции гражданское, арбитражное, административное, уголовное дело, а также дело, рассматриваемое в порядке конституционного производства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: