Курсовая досудебное урегулирование налоговых споров

Обновлено: 24.04.2024

Начиная с 2014 г. действует обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров (в т.ч. споров, связанных с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц). Обозначим основные этапы досудебного обжалования.

Благодаря действию Федерального закона от 02.07.2013 г. №153-ФЗ, с 1 января 2014 г. действует досудебный порядок обжалования для всей категории налоговых споров.

Алгоритм действия налогоплательщика заключается в следующем

1 этап. Составление жалобы (апелляционной жалобы)

В зависимости от процедуры обжалования жалобы подразделяются на апелляционные и общие жалобы. Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа, не вступившего в силу, такая жалоба называется апелляционной (п.9 ст.101 HК РФ), а если решение вступило в силу - жалобой.

В какие строки должна быть составлена жалоба (апелляционная жалоба)?

Для апелляционной жалобы такой срок установлен - один месяц со дня вручения обжалуемого решения налогового органа. Для вступившего в силу решения налогового органа жалоба подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ).

В соответствии с пп.2 п.1 ст.139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.

ПРИМЕР

Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.

Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.

Таким образом, налогоплательщиком нарушен срок обжалования решения инспекции, установленный положениями ст.139 НК РФ. Учитывая изложенное, а также отсутствие ходатайства со стороны налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы Управление ФНС России по г. Москве оставило жалобу без рассмотрения (решение АС г. Москвы от 07.05.2015 г. №А40-211031/2014).

Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.01.2015 г. №А81-6309/2014).

При этом суды могут признать пропуск срока уважительным ввиду незначительности его нарушения, а также, если ранее уже оспаривалось подобное решение (решение АС Краснодарского края от 25.01.2016 г. №А32-30739/2015).

2 этап. Подача в вышестоящий налоговый орган (через налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика) жалобы либо апелляционной жалобы на вынесенное решение налогового органа

Далее налоговая инспекция по месту регистрации налогоплательщика в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).

3 этап. Вынесение решения вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) налогоплательщика

Это заключительный этап мирного урегулирования налогового спора. Принятое решение вышестоящим налоговым органом (для крупнейших налогоплательщиков - ФНС РФ, для остальных налогоплательщиков - УФНС по соответствующему субъекту РФ) вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом также зависят от вида жалоб

Так, жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматриваются в течение одного месяца со дня их получения. Но при определенных обстоятельствах (например, если возникает необходимость в получении дополнительной информации от нижестоящих налоговых органов) данный срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц.

По иным жалобам решения принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).

Жалоба на решение либо иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.

4 этап. Обращение в суд

Если досудебное урегулирование спора не принесло желаемых результатов, налогоплательщик обращается в судебные органы.

Отметим, что с практической точки зрения подавать апелляционную жалобу для налогоплательщика выгодней, чем обычную жалобу. Это связано с тем, что налогоплательщик «оттягивает» срок исполнения обжалуемого решения налогового органа, поскольку пока не будет рассмотрена апелляционная жалоба, решение налогового органа не вступит в законную силу (абз.2 п.9 ст.101, ст.101.2 НК РФ). А в случае подачи обычной жалобы налоговый орган имеет право на принудительное взыскание, начисленной по итогам вынесенного решения, недоимки.

Досудебное урегулирования налоговых споров как способ сокращения количества судебных споров и издержек государства на судебную систему и администрирование. Концепция последовательного урегулирования налоговых споров в досудебном и судебном порядке.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.02.2016
Размер файла 17,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

студент гр. ЮЮБ-201-0 И. В. Глазунова

Научный руководитель Ю. С. Квасникова

В последнее время тема досудебного урегулирования налоговых споров является одной из актуальных в налогово-правовой теории и практике.

Повышенное внимание по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров вызвано стремлением сократить количество судебных споров, а также необходимостью сокращения судебных издержек государства на судебную систему и администрирование в целом.

Досудебное урегулирование налоговых споров - это процедура, применение которой позволяет оперативно урегулировать возникающие конфликты, не доводя разрешение спора до судебного разбирательства. [1]

С принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" была изменена процедура судебной защиты - с 1 января 2009 года досудебное обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения стало обязательным [2]. Законодателем была реализована концепция последовательного урегулирования налоговых споров: в досудебном и далее - в судебном порядке.

С 1 января 2014 года вступили в силу изменения в НК РФ, распространившие обязательную процедуру досудебного обжалования на все акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия и бездействия их должностных лиц [3].

Помимо объекта обжалования, с 1 января 2014 г. меняются и сроки.

Во-первых, изменился срок на подачу апелляционных жалоб - до одного месяца, в отличие от прежней редакции - в течение 10 рабочих дней со дня получения решения.

Во-вторых, изменился и срок для подачи жалобы. Он устанавливается общий - в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения) или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (за исключением отдельных случаев). Что касается предыдущей редакции, срок обжалования в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения был установлен в течение одного года, в отношении других решений, действий (бездействия) - в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Данный способ защиты прав имеет как достоинства, так и недостатки.

К преимуществам досудебного порядка урегулирования налоговых споров можно отнести:

1) сохранение деловой репутации. Налогоплательщик заинтересован в урегулировании спора, не доводя его до суда [4];

2) отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины, которая согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ составляет для организация 3000 рублей и судебных расходов.

3) оперативность, жалоба рассматривается в сжатые сроки (жалобы на решения по налоговым проверкам рассматриваются в течение месяца, на действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов - в течение 15 дней);

4) при отрицательном результате обжалования налогоплательщик может учесть позицию налогового органа и при обращении в суд более тщательно подготовиться к своей защите [5];

5) данный порядок позволяет значительно разгрузить судебную систему в части рассмотрения налоговых споров.

Подтверждением данного утверждения служит приведённая далее статистика.

Согласно официальным данным Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации количество споров, рассмотренных арбитражными судами Российской Федерации с участием налоговых органов, ежегодно, начиная с 2010 года, сокращается на 15 - 20 процентов [6].

С одной стороны, можно выделить такой позитивный момент, как простота и оперативность административного обжалования в сравнении с судебным порядком рассмотрения налоговых споров. Однако до тех пор, пока данный порядок не будет детально урегулирован в НК РФ, и все тонкости процедуры будут прописаны в Законе, нельзя говорить о простоте данной процедуры.

К недостаткам досудебного порядка урегулирования споров можно отнести: налоговый спор досудебный

1) это не последняя стадия спора, учитывая в дальнейшем обращение в суд в случае неудовлетворения требований вышестоящим налоговым органом; данное обстоятельство влечет за собой затягивание срока разрешения спора на несколько месяцев.

2) поскольку подразделения налогового аудита созданы в структуре налоговых органов, им трудно сохранять объективность при вынесении решений, заключений на акт налоговой проверки [7].

3) отсутствие права на личное участие в рассмотрении жалобы, заявления.

В целях совершенствования процедуры досудебного урегулирования налоговых споров необходимо существенно конкретизировать некоторые положения рассматриваемой процедуры, закрепив в НК РФ:

1) порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков вышестоящими налоговыми органами; процессуальные права и обязанности заявителя и налоговых органов в ходе досудебного производства;

2) положение об ответственности должностных лиц налогового органа, принимающих решение по результатам рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке;

3) положения об обязанности налоговых органов извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрения жалобы;

В заключении необходимо сказать, что досудебное урегулирование - это, прежде всего, цивилизованная форма решения налогового конфликта между налоговым органом и налогоплательщиком. Досудебный порядок, закрепленный НК РФ, создает гарантии обеспечения прав налогоплательщика путем дополнительной проверки законности вынесенных решений нижестоящими налоговыми органами. Но, несмотря на это, в целях повышения качества работы налоговых органов механизм досудебного урегулирования должен совершенствоваться.

Список использованных источников

2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" // Российская газета, N 165, 29.07.2006

5. Российская Бизнес-газета: Налоговое обозрение № 802 от 21 июня 2011 г.

7. Артамонова Л.Г. Досудебное урегулирование налоговых споров и оценка эффективности работы налоговых органов // Налоговая политика и практика. 2010. N 3

Подобные документы

Изучение сущности и понятия налогового спора как экономической категории. Порядок реализации налоговых споров. Анализ урегулирования налоговых споров в досудебном порядке на примере Ростовской области. Споры по вопросам права и факта, процедурные споры.

курсовая работа [320,8 K], добавлен 16.03.2016

Понятие и виды налоговых споров, зарубежный опыт разрешения конфликтных ситуаций. Анализ результатов практики урегулирования и пути совершенствования досудебного улаживания налоговых споров в России. Применение правовых методов избегания разногласий.

курсовая работа [354,8 K], добавлен 07.07.2015

Понятие, признаки и виды, предметы и причины налогового спора. Административное обжалование и его функции. Анализ разрешения налоговых споров в досудебном и судебном порядке в России и за рубежом. Повышение эффективности их досудебного урегулирования.

курсовая работа [186,7 K], добавлен 12.03.2017

Обзор положений урегулирования споров, предусмотренных российским законодательством и деловой практикой. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров. Претензия: сущность и порядок предъявления. Сроки предъявления претензии.

контрольная работа [24,7 K], добавлен 31.07.2011

Соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров. Анализ судебной статистики хозяйственных судов. Право предъявления претензий и исков. Правовые акты, регламентирующие правоотношения в сферах транспорта, электронной и почтовой связи.

Понятие и виды налоговых споров, зарубежный опыт разрешения конфликтных ситуаций. Анализ результатов практики урегулирования и пути совершенствования досудебного улаживания налоговых споров в России. Применение правовых методов избегания разногласий.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 07.07.2015
Размер файла 354,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. Анализ практики и пути совершенствования досудебного урегулирования налоговых споров на примере Приморского края

2.1 Анализ результатов урегулирования налоговых споров в досудебном порядке

Одним из наиболее значимых аспектов деятельности налоговых органов является контрольная работа, направленная на администрирование процесса исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств. По результатам контрольной работы производится доначисление налогов, неуплаченных налогоплательщиками самостоятельно, а также соответствующих пеней и штрафных санкций [30].

Налогоплательщики, не согласившиеся с выводами налоговых органов о необходимости уплаты доначисленных сумм, подают возражения. Если претензии налогоплательщиков обоснованы, то налоговые органы снимают часть своих требований при досудебном урегулировании споров: на стадии рассмотрения возражений или при последующей подаче жалоб.

Так, за 2013 год налогоплательщиками края путем подачи возражений, а также посредством устного заявления доводов на рассмотрении в инспекции материалов проверок, оспорено 2894 акта налоговых органов, оспариваемая сумма составила 4,191 млрд. руб. (более 57% всей оспоренной суммы, или 2,427 млрд. руб. приходится на споры с 38 налогоплательщиками, доначисления по проверкам которых составили более 25 млн. руб.).

По результатам рассмотрения возражений налоговыми органами в отчетном периоде доводы налогоплательщиков удовлетворены на сумму 1,202 млрд. руб., что составило 28,7% от оспоренных налогоплательщиками сумм [31].

В основном требования налогоплательщиков по результатам рассмотрения возражений признаются обоснованными в связи с представлением налогоплательщиками документов, ранее не представленных к проверке (48% от общей удовлетворенной суммы) либо в связи с наличием смягчающих обстоятельств снижаются штрафы (17%).

Налогоплательщики, не согласившиеся с выводами территориальных налоговых органов, подают соответствующие жалобы в вышестоящий налоговый орган (Управление).

В отчетном периоде в налоговых органах края находилось на рассмотрении 840 жалоб, из них оставлено без рассмотрения 40 жалоб (4,8% от поступивших на рассмотрение). Это жалобы, при подаче которых налогоплательщиками не соблюдены соответствующие требования: жалоба не подписана или подана неуполномоченным лицом (отсутствует доверенность на представителя), подана с пропуском предусмотренного ст.139 НК РФ срока представление жалобы по предмету и основанию аналогичной ранее рассмотренной и т.п.

В ряде случаев предпринятые инспекциями меры по урегулированию спорной ситуации явились основанием для отзыва жалобы налогоплательщиками. За 2013 год до вынесения решения по жалобе налоговым органом заявителями отозвано 62 жалобы (7,4% от поступивших на рассмотрение).

В целом за рассмотрено налоговыми органами Приморского края в 2013 году 712 жалоб, оспариваемая налогоплательщиками сумма составила 3,774 млрд. руб. Из рассмотренных удовлетворено полностью или частично жалоб 311 налогоплательщиков на сумму 281,618 млн. руб. Общий процент удовлетворения жалоб по количеству составил 43,7%, по сумме - 7,5%. [35]

При этом по искам налогоплательщиков, предъявленным к налоговым органам, судами первой инстанции в 2013 году вынесено 354 решения (для сравнения в досудебном порядке рассмотрено 712 жалоб), из них 158 решений по спорам, не прошедшим досудебное урегулирование (налогоплательщиками оспорены действия (бездействие) налоговых органов, связанные с принудительным взысканием, с отказами в возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм, государственной регистрацией, истребованием документов, приостановлением операций по счетам и др.).

Приведенные данные свидетельствуют об эффективной работе налоговых органов края по досудебному урегулированию налоговых споров.

В целом, следует отметить, что процедура досудебного урегулирования по-прежнему является эффективным инструментом разрешения возникающих налоговых споров, поскольку не требует от заявителя дополнительных финансовых затрат (на уплату пошлины или привлечение юриста), а также позволяет разрешить ситуацию в более короткие сроки по сравнению со сроками судебного производства. Это позволяет надеяться, что в будущем налогоплательщики будут отдавать предпочтение именно досудебному, нежели судебному урегулированию возникающих споров с налоговыми органами [31].

Досудебный порядок урегулирования споров с налоговыми органами является эффективным правовым механизмом, способным значительно снизить нагрузку на судебную систему при сохранении качества защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

Как правило, основанием для возникновения спорных ситуаций между налогоплательщиками и налоговыми органами являются результаты контрольной работы налоговых органов.

Налогоплательщики в случае несогласия с выводами налоговых органов о необходимости уплаты доначисленных сумм налогов, пени, штрафа вправе представить в налоговый орган в установленном порядке письменные возражения, либо давать объяснения по соответствующему акту налогового контроля. Если доводы налогоплательщиков обоснованны, то соответствующие претензии налоговых органов при досудебном урегулировании споров снимаются на стадии рассмотрения материалов налогового контроля.

Так, по итогам 9 месяцев 2014 года путем представления письменных возражений (ходатайств, пояснений), а также посредством устного заявления доводов на стадии рассмотрения материалов налогового контроля налогоплательщиками оспорено 2279 акта налоговых органов на общую оспариваемую сумму 4908 млн. руб.

Доводы налогоплательщиков по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок и иных форм контроля удовлетворены полностью либо частично в 2073 случаях на общую сумму 1391 млн. руб., что составило 28,3% от оспоренной суммы.

В основном, требования налогоплательщиков по результатам рассмотрения возражений признаются обоснованными в связи с представлением налогоплательщиками документов, ранее не представленных к проверке (51% общей удовлетворенной суммы), либо в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, снижаются штрафы (12%).

В случае несогласия с актами налоговых инспекций ненормативного характера, а также действиями (бездействием) их должностных лиц, налогоплательщики вправе обратиться в налоговый орган с соответствующий жалобой.

Так, за 9 месяцев 2014 года находилось на рассмотрении 607 жалоб, из них оставлено без рассмотрения 23 жалобы (3,8% от поступивших на рассмотрение). Это жалобы, при подаче которых налогоплательщиками не соблюдены соответствующие требования: жалоба не подписана или подана неуполномоченным лицом (отсутствует доверенность на представителя), подана с пропуском срока обжалования и т.п.

В ряде случаев предпринятые инспекциями меры по урегулированию спорной ситуации явились основанием для отзыва жалобы налогоплательщиками. За отчетный период до принятия налоговым органом решения по жалобе заявителями отозвано 26 жалоб (4,3% поступивших жалоб).

В целом за 9 месяцев 2014 года налоговыми органами Приморского края рассмотрено 510 жалоб, оспариваемая налогоплательщиками сумма составила 2024 млн. руб. Из них удовлетворено полностью или частично 316 жалоб на общую сумму 775 млн. руб. Общий процент удовлетворения жалоб по количеству составил 62,0%, по сумме - 38,3%.

По искам налогоплательщиков, предъявленных к налоговым органам, судами первой инстанции в Приморском крае вынесено 181 решение (в досудебном порядке рассмотрено в 2,8 раза больше споров), из них 45 решений по спорам, не прошедшим досудебное урегулирование (налогоплательщиками оспорены действия (бездействие) налоговых органов, связанные с принудительным взысканием, с отказами в возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм, истребованием документов и др.).

Таким образом, как элемент контроля за законностью и обоснованностью деятельности налоговых органов, итоги работы по урегулированию споров с налогоплательщиками в досудебном порядке за 9 месяцев 2014 года свидетельствуют о ее достаточной эффективности.

2.2 Анализ правоприменительной практики по вопросам разрешения налоговых споров в досудебном порядке

Анализ результатов урегулирования налоговых споров в досудобном порядке можно осуществить по следующим показателям:

1. Процент удовлетворения возражений

2. Процент удовлетворённых сумм

Рассмотрим указанные показатели за 3 года.

Таблица 2.1. Анализ результатов урегулирования споров на стадии рассмотрения материалов проверки [34]

Досудебное урегулирование налоговых споров очень выгодный процесс для любого налогоплательщика, поскольку экономит бюджет и сохраняем мир между участниками налоговых взаимоотношений. Что делать, если Вам пришло письмо с налоговой? Требуют уплатить налог на доходы, налог на имущество, уплатить начисленные пени?

Споры с налоговой начинаются именно с получением фирмой одного из актов налоговиков. Любой акт налоговой инспекции так или иначе связан с дополнительным финансовым обременением налогоплательщика: доначисление, штраф, пени. В такой ситуации без адвоката по налоговым спорам не обойтись. Позвоните нам и Ваши права будут защищены!


Порядок досудебного урегулирования налогового спора

Любо решение налогового органа налогоплательщик вправе оспорить как по форме, так и по содержанию. Процесс оспаривания решений налоговых органов возможен не только путем обращения в суд. Законом предусмотрены две процедуры: судебная и внесудебная. Какой стоит отдать предпочтение? Видится – досудебной. Это обусловлено временными, физическими и финансовыми затратами. Тем более, иск о нарушении процедуры принятия какого-либо налогового акта невозможно без предъявления досудебной претензии.

Итак, налогоплательщик принял решение о досудебном порядке урегулирования спора. Рассмотрим, какие действия в этом случае необходимо совершить лицу:

О бжалуя решение налогового органа в апелляционном порядке, налогоплательщик фактически продлевает срок вступления в силу решения налогового органа, которое вступит в силу только после вынесения решения по итогам рассмотрения апелляционной жалобы.

Внимание : смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Срок на подачу жалобы в рамках досудебного урегулирования

ВНИМАНИЕ : если лицо пропустило срок для подачи жалобы по уважительным причинам, то, подавая жалобу, необходимо одновременно просить восстановить срок для подачи такой жалобы, обосновав надлежащим образом уважительность причин пропуска срока. В ином случае налоговым органом жалоба будет оставлена без рассмотрения.

При рассмотрении заявления в суде, если не имеется оснований для восстановления срока, это будет являться причиной для отказа в удовлетворении заявления налогоплательщика.

В качестве уважительных причин пропуска срока для подачи жалобы могут являться обстоятельства, которые не зависели от заявителя, которые он не мог контролировать. Также имеется судебная практика, когда суды признают пропуск срока уважительным, если он нарушен незначительно, а также, если подобное решение уже оспаривалось ранее.

А в какой же срок должна быть рассмотрена жалоба вышестоящим налоговым органом?

Срок рассмотрения той или иной жалобы зависит от того, какая это жалоба.

Например, если жалоба подана на решение, которое вынесено по итогам налоговой проверки, то срок ее рассмотрения составляет 1 месяц, т.е. в течение месяца со дня получения налоговый орган должен рассмотреть такую жалобу. НО! срок рассмотрения жалобы при определенных обстоятельствах может быть продлен руководителем или его замом еще на один месяц.

По другим жалобам решение должно быть принято в течение 15 рабочих дней. Принятый вышестоящим налоговым органом акт также может быть обжалован в ФНС России в течение 3 месяцев со дня вынесения соответствующего акта.

Сервис «Решения по жалобам»

На сайте ФНС России создан такой интернет-сервис, как «решения по жалобам», на котором можно посмотреть информацию о том, какое решение принято по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика. Лицо сможет посмотреть решение налогового органа, но с ограничением доступом к определенной информации согласно законодательству РФ.

Преимущества досудебного разрешения налоговых споров

Стоит оценить совокупность всех возможных преимуществ от урегулирования спора с налоговой до обращения в суд, а именно,

  • пытаясь разрешить спор в досудебном порядке, лицо не производит уплату госпошлины, а также не несет иных каких-либо судебных расходов;
  • оформление жалобы в налоговую является намного проще, нежели оформление жалобы в суд;
  • плюс процедуры досудебного урегулирования налоговых споров заключается в скором рассмотрении вашего обращения . Стоит отметить, что принятые в пользу налогоплательщика судебные акты в 100 % случаях подлежат обжалованию сотрудниками налоговых органов как в апелляционном, так и в кассационном порядках. Поэтому судебные процессы тянутся несколькими месяцами. Рассматривается жалоба налоговым органом в более короткие сроки в отличие от суда, а именно, 15 календарных дней или месяц в зависимости от того, какая жалоба подана;
  • решение по жалобе исполняется в сжатые сроки, поскольку для налоговых органов такое решение уполномоченного органа, вынесенное на основании НК РФ, является обязательным.
  • финансовая сторона состоит в отсутствии трат, неизбежных при судебном разбирательстве: государственная пошлина, транспортные расходы.

Урегулирование спора с налоговой в Екатеринбурге

Осуществляя правовую помощь, налоговый адвокат изучает внутренний документооборот компании, проверяет решение налогового органа на соответствие действующей системе нормативно-правовых актов (основание, процедура принятие, лицо, правомочное его принимать, фактические несоответствия, вычислительные неточности), готовит письменные возражение, пояснение, жалобу в налоговый орган, заявление, готовит и представляет новые доказательства, присутствует с клиентом на личном приеме налогового инспектора, принимает участие при производстве выемки, инвентаризации, последующих действиях налоговой инспекции.

В любой ситуации бездействие лишь откладывает проблему. Споры с налоговыми органами можно и нужно решать на стадии их возникновения. Досудебное урегулирование налоговых споров возможно только посредствам действий. Не стоит ждать пока истечет срок досудебного урегулирования либо налоговая обратится в суд за принудительным взысканием – обратитесь за помощью адвоката нашего Адвокатского бюро, и мы гарантируем, что разногласия с налоговой начнут решаться с нашей помощью, от Вас требуется лишь начать решать проблему позвонив нам и записавшись на консультацию.

Не упустите возможность — узнайте порядок возврата налогов с нашей помощью


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

В процессе использования законодательных положений о сборах и обязательных бюджетных платежах (налогах) между ФНС и плательщиками нередки конфликтные ситуации, которые разрешаются в результате направления искового заявления в суд или с помощью метода досудебного регулирования.

Как бороться с фейком в налоговых спорах и возможен ли пересмотр судебных актов при обнаружении лжи?

Определение категорий и понятий

Понятие для определения разногласий или споров по налогам законодательно не предусмотрено. Под этим термином понимают несогласия, относящиеся к пониманию или трактовке прав и обязанностей сторонами налоговых взаимоотношений, а также споры по законности актов, применяемых при взимании обязательных выплат (ст. 2 НК РФ).

Субъекты разделяются на

  • публичные (структуры ФНС или таможенные)
  • и частные, под которыми понимаются выплачивающие сборы, налоги лица и агенты (налоговые).

Содержание конфликтов или споров связано с источником их возникновения: правовыми взаимоотношениями по сборам и обязательным платежам (взиманию, определению), исполнению контроля, обжалованию полученных в ходе налоговых проверок заключений, действий уполномоченных (должностных) лиц с возможностью их привлечения к ответственности при нарушениях в налоговой сфере (ФЗ № 146, 31.07.1998).

К участникам (субъектам) налоговых взаимоотношений отнесены (ст. 9 НК РФ):

  • граждане и предприятия, на законодательной основе признанные плательщиками сборов или обязательных бюджетных выплат, налогов;
  • предприятия и граждане, признанные по закону агентами;
  • структуры ФНС;
  • таможенные структуры.

Данные субъекты выступают во взаимоотношениях как участники или как инициаторы конфликтов, связанных с обязательными бюджетными платежами.

Предметом для спора чаще бывают несогласия с рассмотрением обязанностей и прав участников взаимоотношений (граждан, организаций), касающиеся решений публичных органов/уполномоченных лиц при их несоответствии (предполагаемом) закону (ст. 46, ст. 198 АПК РФ).

Права и обязанности для сторон-плательщиков, часто служащие предметом спора, отражены в НК РФ (ст. 21, ст. 23, ст. 24).

Важно! Возникновение разногласий между сторонами правоотношений имеет место не только в отношении соблюдения и корректности их обязанностей или прав. Причинами служат претензии по законности актов о бюджетных платежах и сборах и иных положений, их соотношению с документами (нормативными), обладающими большей юридической значимостью.

Критерии и классификация налоговых разногласий

В зависимости от того, кто из участников начал оспаривание определенного вопроса во взаимоотношениях сторон, конфликты налогового характера разделяются на возникшие по инициативе:

  • оплачивающих обязательные бюджетные платежи или сборы, агентов;
  • структур таможни или ФНС.

По основанию (предмету) выделяют типы споров:

  • об обязанностях, правах сторон, участвующих в налоговых взаимоотношениях (спорных);
  • о законности использования нормативного документа, касающегося налогов (сборов), бездействия или неправомерных действий уполномоченных лиц.

По взимаемым суммам конфликты разделяют на связанные с:

  • удержаниями прямого типа, их расчетом и выплатами;
  • косвенными выплатами, их расчетом и перечислением.

Предметом требований может служить заявление о:

  • признании несоответствующими закону действий контролирующей структуры;
  • несогласии с отказом контролирующего органа по возврату сумм, перечисленных в излишнем размере;
  • обеспечении мер;
  • признании (по итогам проверки) незаконными действий ФНС;
  • начислении процентов за задержку перечисления средств из бюджета.

По способу разрешения ситуации делят на:

  • подлежащие судебному расследованию (в суде общей юрисдикции, арбитражном, конституционном);
  • решаемые административным (досудебным) порядком.

Судебное рассмотрение конфликтов

Форма и содержание иска определены АПК (ст. 199), при этом заявитель может изменять претензию (основание, размер требований) путем направления дополнительного ходатайства, а подача самого заявления производится по месту расположения отделения ФНС.

Судебное разбирательство начинается после того, как уполномоченным органом принимается заявление.

  • выплате штрафов, имеющих отношение к правонарушениям административного типа;
  • удержании дохода, полученного при действиях противозаконного характера;
  • закрытии организации;
  • установлении недействительности в отношении сделки.

Важно! Ответчик может признавать полученные претензии в полном объеме или только в его части. Возможна подача встречного искового требования со стороны налоговой структуры (ст. 132 АПК).

Досудебный способ урегулирования

С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).

Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.

Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:

  • отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
  • решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).

Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).

Особенности досудебного обжалования

Общие положения, касающиеся процедуры по предъявлению претензий в отношении правовых (ненормативных) актов, действий уполномоченных лиц налоговых структур, определены в НК РФ (ст. 101, ст. 139-141).

В результате изучения полученных данных спорное решение может быть:

  • оставлено без изменения, это значит, что жалоба не удовлетворяется;
  • в части или в полном объеме изменено или отменено;
  • отменено, но принято новое решение;
  • отменено, а производство по делу прекращается.

Если в отведенный законодательно период выводы проверки не обжаловались в порядке апелляции, допускается перенаправление претензии в вышестоящий налоговый орган. Срок отправки составляет 12 месяцев после вынесения спорного решения (ст. 101, ст. 139 НК РФ). Решение готовится в течение 30 дней после получения заявления, при необходимости срок продлевается (на 15 дней). Результат доводится до плательщика в письменном виде.

Для подачи жалобы законодательно установленная форма не предусмотрена, но следует соблюсти некоторые требования, в том числе:

  • претензии должны быть обоснованными и четко сформулированы;
  • в виде доказательств допускается приложение документов по спорному вопросу, прецедентов из арбитражной практики, пояснений МФ РФ, подтверждающих обоснованность жалобы;
  • целесообразно указание подробных контактных данных заявителя (адрес почтовый и электронный, телефонные номера);
  • жалоба от организации должна подписываться руководителем компании или сотрудником, уполномоченным на выполнение определенных действий, нотариально оформленная доверенность на представительство прикладывается к жалобе.

Преимущества возможности досудебного обжалования актов проверяющих органов

Порядок разрешения споров административным методом отличается оперативностью и простотой исполнения, не содержит регламентирующих норм или процедур.

Нет необходимости оплачивать государственную пошлину за рассмотрение проблемной ситуации.

При отказе по претензии налогоплательщик получает четкое изложение позиции вышестоящей структуры по своей жалобе. Подобная информация позволит истцу более качественно подготовиться к судебному процессу (в случае направления искового заявления в суд).

Использование апелляционного метода не только разгружает работу арбитражных судов, но и повышает эффективность и качество взаимоотношений налоговых структур и плательщиков.

Важно! Заявитель имеет возможность отозвать поданную жалобу, пока решение по ней еще не принято (ст. 140 НК РФ). Повторная подача претензии по тому же основанию не предусмотрена законодательно (ст. 139 НК РФ).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: