Куликов николай владимирович когда суд

Обновлено: 26.04.2024

Почти два месяца Николай Куликов предпочел не отвечать на обвинения, звучавшие в его адрес. Он держал "информационную паузу", отказываясь комментировать федеральным СМИ любые упреки в свой адрес. Лишь в конце октября Николай Владимирович рассказал о том, что на самом деле стоит за его увольнением.

Николай Куликов родился в октябре 1960 года в Новороссийске. Потомственный моряк, отец был капитаном танкеров в Арктике. В 1984 году окончил судоводительский факультет Новороссийского Высшего инженерного морского училища. Защитился блестяще, представив диплом на английском языке. В соответствии со своим желанием был распределен на Север. Морскую биографию начал в Мурманском морском пароходстве в должности 4-го помощника капитана теплохода "Дмитрий Донской". Имеет почти десять лет мореходного стажа. Возглавлял комсомольскую организацию пароходства. В 1995 году получил второе высшее образование - окончил Академию международного бизнеса (Москва).
В 1994 году вместе с единомышленниками из Мурманского морского пароходства и корпорации "ЛУКОЙЛ" создал компанию ОАО "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер", став ее руководителем. Кандидат технических наук. Мастер спорта по борьбе самбо, имеет "черный пояс" по карате, отлично стреляет.

- Николай Владимирович, давайте начнем с самого начала. Какую должность вы сейчас занимаете?

- Пока официально я числюсь безработным.

- Но вы же являетесь председателем совета директоров Мурманского морского пароходства?

- Сейчас нет. Совет директоров Мурманского морского пароходства возглавляет первый заместитель министра транспорта - Вячеслав Рукша.

- После скандального увольнения с поста генерального директора "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкера" в ваш адрес звучали самые разные обвинения. В газетах сообщалось, что вы не хотели отдавать новому директору финансовые документы компании. Вас также обвиняли в перекачке активов "ЛАТ" в дружественные лично вам финансовые структуры.

- Давайте разберемся по порядку.
28 августа нынешнего года около 16 часов в московский офис компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" позвонил вице-президент "ЛУКОЙЛа" господин Барков и сообщил мне, что президент нефтяной компании Вагит Алекперов больше не хочет со мной работать.
Нужно отметить, что на тот момент компания "ЛУКОЙЛ" владела 100 процентами акций компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер". Но для полного понимания вопроса я считаю необходимым заострить внимание на одном факте.

В 2001 году я принял предложение о назначении на должность генерального директора компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер", со мной был оформлен трудовой контракт сроком на пять лет. После чего со стороны "ЛУКОЙЛа" поступило предложение продать 40% акций компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер". Я продал их по номинальной стоимости, что составляло 40 тысяч рублей (реальная стоимость этого пакета составляла на тот момент несколько десятков миллионов долларов. - ред.). Из них 20% принадлежали Мурманскому морскому пароходству и 20% - лично мне.
Позже неожиданно выясняется, что по прошествии некоторого времени со мной не желают работать. То есть, сначала акции за бесценок купили, а потом вдруг разговаривать не хотят.

- Получается, что господин Алекперов вас попросту "кинул"?

- Получается, что так.

- А в чем вы видите причину резко изменившегося отношения к вам со стороны руководства "ЛУКОЙЛа"?

- На мой взгляд, причина в том, что некоторые бездарные люди, в том числе и бывшие выходцы из Мурманского морского пароходства, не сумев организовать свой бизнес, решили снять меня с должности, сфабриковав лживые доносы и не до конца представляя себе ситуацию.

- В вас увидели конкурента?

- Возможно, это так.

- В свое время было много шума вокруг финансовых документов компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер", которые вы, якобы, не хотели отдавать вновь назначенному генеральному директору. Пожалуйста, расскажите подробности?

- На 29 августа у меня была запланирована командировка, поэтому утром я вылетел по делам компании. Когда приземлился, мне сообщили, что подписано решение Совета директоров о моем снятии с должности с 28 августа. Я написал заявление об увольнении по собственному желанию с 29 августа. Обычно при увольнении работодатель дает время руководителю на передачу дел. Мне его не предоставили, да ещё и уволили задним числом. Вечером 29 августа я сообщил коллективу о принятом на Совете директоров решении и попрощался с людьми.

- Как коллеги отреагировали на ваше увольнение?

- 97 процентов коллектива тоже написали заявления об увольнении из компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер".

- Наверняка, такой демарш не вызвал радости у компании "ЛУКОЙЛ"?

- Думаю, что да. Именно поэтому все дальнейшие события могу назвать грубой инсценировкой со стороны компании "ЛУКОЙЛ". Судите сами.
30 августа я пришел в офис, чтобы все-таки начать процесс передачи дел. Через некоторое время мне позвонил господин Барков и сообщил о том, что готов забрать документы. Но спустя какое-то время до меня дошла информация о том, что я как будто бы не хочу с ними расставаться, и в "ЛУКОЙЛе" по этому поводу очень тревожатся.

Затем раздался звонок от начальника службы безопасности "ЛУКОЙЛа" господина Изотова. Станислав Петрович пообещал, что в 17 часов приедут люди и заберут документы.
Все бумаги были готовы, нужно было лишь приехать за ними и забрать. Около пяти часов вечера к офису компании подъехал автобус, из которого выскочили неизвестные люди - человек 15, и потребовали вынести им документы. Мы готовы были предоставить им все бумаги, но они неожиданно заявили, что пока не готовы забрать их.

- Несколько странная передача дел.

- Мы предложили им забрать хотя бы печати и коды от банковских счетов. Но у нас ничего забирать не стали. Вместе с тем, мы уже имели информацию о том, что "ЛУКОЙЛ" крайне заинтересован в том, чтобы меня дискредитировать. В какой-то момент мы даже думали, что к нам в офис нагрянет ОМОН.

- А для этого были основания?

- Основания были созданы искусственно. Замечу, что никто документы не выбрасывал.

- Но все газеты сообщили о том, что из офиса компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" пропали все финансовые документы.

- 6 сентября "ЛУКОЙЛ" обратился в МВД с просьбой проверить, как активы Мурманского морского пароходства и компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" перекачивались в компании, близкие к Николаю Куликову.

- У меня есть соответствующие копии документов, подписанных президентом компании "ЛУКОЙЛ" Алекперовым и вице-президентом Барковым о том, что все финансовые операции, которые проходили в Мурманском морском пароходстве и компании "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер", были проведены в соответствии с действующим федеральным законодательством. Я считаю, что господам из "ЛУКОЙЛа" нужно более внимательно посмотреть свои документы, после чего отпадет необходимость предъявлять необоснованные обвинения задним числом.

Кстати, конверт с официальным решением о своем увольнении я получил из "ЛУКОЙЛа" также спустя две недели. На этом конверте стоял штемпель "ЛУКОЙЛа" о том, что письмо мне было направлено 28 августа. Но на самом деле по почте оно не доставлялось. Это грубая фальшивка. На самом деле, в таких фальшивых мелочах видно истинное лицо "ЛУКОЙЛа".

- Что сейчас представляет собой покинутая вами компания "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер"?

- Я не могу рассуждать о чужом бизнесе.

- А кому сейчас принадлежат танкеры, которые строил "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер"?

- Насколько мне известно, все танкеры принадлежат "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкеру", шесть из которых находятся сейчас в бербоут-чартере у Мурманского морского пароходства.

- Могут ли структуры "ЛУКОЙЛа" предъявить требования вернуть им эти танкеры?

- По действующему договору, Мурманское морское пароходство должно быть за год предупреждено о том, что договор бербоут-чартера расторгается. Ведь на этих судах работают люди, которые зарплату получают, свои семьи кормят. Однако, просчитывая возможную ситуацию, мы стали строить программу экономической независимости Мурманского морского пароходства.

- На чем она основана?

- Это программа по переоборудованию балкеров, имеющихся в составе флота ММП. Причем эта программа экономически выгоднее, чем программа по строительству новых судов.

- Николай Владимирович, некоторые средства массовой информации Мурманской области в последнее время активно "сватают" вас на должность губернатора Мурманской области. Вы не думали о том, чтобы уйти в политику?

- Нет. На прошлых выборах губернатора Мурманской области я поддерживал кандидатуру Юрия Евдокимова. Готов поддержать его и на предстоящих выборах. В то же время, хотелось бы отметить, что действующий губернатор Мурманской области достаточно сильная фигура, и, по моему мнению, он в состоянии самостоятельно добиться успеха.

Беседовал Виктор Хабаров (главный редактор газеты "Норд-Вестъ Курьер"), специально для ИА "Росбалт"

Экс-главу ПАО "Мурманское морское пароходство" Алексея Глазунова задержали из-за обвинения в невыплате зарплат и сокрытии крупных денежных средств. Скоро придут и за владельцем банкротящегося ПАО "ММП" – Николаем Куликовым?


Алексею Глазунову грозит до 7 лет лишения свободы и штраф в размере 2 млн рублей, сообщает корреспондент The Moscow Post. В июне генеральный директор покинул пост по собственной инициативе, но избежать наказания не удалось. По версии следствия, Глазунов направил 88 млн рублей на расчетные счета контрагентов вместо погашения недоимки "ММП" по налогам.

Не "аукнутся" ли промахи руководства владельцу многострадального "Мурманского морского пароходства" Николае Куликове?

Неужели Куликов не знал о крупной сумме с шестью нулями, которую "припрятал" Глазунов? Теперь генерального директора ждут "лучшие места". А владелец "ММП" остался не у дел? К кому в итоге ушли миллионы?

А ведь крупная северная компания еле держится, чтобы не свалиться в "банкротство". "ММП" успел накопить порядка 70 исков о взыскании долгов. Вот и ООО "Газпромнефть Марин Бункер" в прошлом году попыталось признать компанию Куликова банкротом и вернуть себе 8 млн рублей долга, об этом писал "ПортНьюз" Правда иск вскоре был отозван.

Куликов пока "держится на плаву"?

Как Николаю Куликову удается вести бизнес, когда компания буквально "потонула" в скандалах и "минусах"? По информации "ТВ-21" "Мурманское морское пароходство" с января 2019 г. по июнь увеличило чистый убыток почти в 16 раз – до 485.6 млн рублей. Выручка упала в 2,2 раза, стоимость в 2,7 раз. Сотрудники компании не могут дождаться зарплаты с мая. Кроме того, руководство сократило рабочую неделю на 18 часов. Видимо, руководство не нашло другого способа сэкономить…

Как пишет блогер на сайте "АвтоТрансИнфо", якобы Арбитражный суд Мурманской области рассматривает материалы дела о банкротстве "ММП", в числе заявителей числится 17 кредиторов.

Но как крупнейшая компания, которая берет на себя основную долю грузоперевозок в российском секторе Арктики и регулярно получает миллионные госзаказы смогла "подойти" к черте банкротства?

57,6% акций "ММП" владеет ООО "Арктические технологии", 23,5% принадлежат государству в лице Росимущества. При этом ООО "Арктические технологии" на 100% принадлежат Куликову, то есть бизнесмен фактически полностью контролирует "ММП". Контролирует и банкротит?

В 2014 г. Росимущество пыталось продать акции "ММП", но на три пароходства: ОАО "Северное морское пароходство", ОАО "Мурманское морское пароходство и ОАО "Северное речное пароходство" так и не нашлось покупателей, об этом писало "РБК" При этом контрольный пакет акций "Северного морского пароходства" и "Северного речного пароходства" принадлежал уже знакомой фирме – ООО "Арктические технологии". По сути Куликов – единоличный владелец…

В том же 2014 г. Куликов приобрел 5,54% "Мурманского морского судоходства" у панамского офшора, об этом писали "Ведомости". А там, где ранее были офшоры вполне вероятен и вывод средств. Бизнесмен выкупил долю у иностранного акционера, чтобы "замести следы"?


Через "Арктические технологии" Куликов управляет всеми активами? Кстати, 1 сотрудник за 2017 г. заработал аж 38 млн рублей при выручке в 0 рублей. Подозрительно?

Чтобы экономить топливо члены экипажа полностью отключали электричество. Свет давался только на один час. Чтобы приготовить еду использовали мангал прямо на корме. Все это время руководство "ММП" заявляло, что поводов для беспокойства нет…

Проблемы были и с другими суднами компании. Чтобы погасить долги "ММП" в принудительном порядке продало сухогруз "Иван Лопатин" в Литве за 5 млн евро. Экипажу пришлось дожидаться новой команды сотрудников, чтобы вернуться в Россию. Кроме того "ММП" распрощалось с теплоходами "Поморье" и "Кузьма Минин" и танкера "Варзуга", об этом писал "ТВ-21".

Вот только "Кузьма Минин", за который США заплатили аванс в размере 1,3 млн долларов был арестован и продан за долги в "Лондоне", об этом писал "Норд-Ньюз.ру".

Кроме того иностранная фирма Sarga потребовала 286 тыс. долларов за оказание услуг теплоходу "Поморье", который тоже был продан за долги. Скорее всего, Куликов до сих пор не выплатил долги по искам. И, скорее всего, не выплатит…

Куликов бьется сам с собой?

Интересное судебное разбирательство развернулось в июле. По информации блогера на сайте "Суд51" "Мурманское морское пароходство" подало в суд на ООО "Финансирование и развитие морского судоходства" на сумму порядка 150 млн рублей. При этом нынешний генеральный директор "ММП" – Анатолий Юрасов – ранее работал в фирме-ответчике.

Более того, ООО "Финансирование и развитие морского судоходства" принадлежит на 95% ООО "Арктические технологии" и на 5% Николаю Куликову, то есть полностью контролируется последним. Получается, Куликов решил отсудить у самого себя 150 млн рублей? Схема больше похожа на простое перекачивание средств, которые вряд ли пойдут на погашение долгов "ММП".


Юрасов поможет выиграть суд?

2017 г. ООО "Финансирование и развитие морского судоходства" закончила с выручкой порядка 1,5 млрд рублей, однако сейчас компания не может совершать расходные операции по счетам, из-за ограничений налоговой инспекции. Куликов вместе с новым генеральным директором могут получить крупную сумму через суд?

Почему действия Куликова до сих пор никто не пресек? Возможно, бизнесмен действительно выкачивает деньги из "Мурманского морского пароходства" лавируя на грани банкротства. Убыточный актив так или иначе будет финансироваться государством, как стратегически важный. Может все дело в том, что ранее Куликов, по слухам, работал в спецслужбах?

Влиятельные "друзья" помогли заняться бизнесом после громкого увольнения из "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер"? Бизнесмена подозревали в выкачивании средств, а также в причастности к похищени. Вице-президента "ЛУКОЙЛа" Сергея Кукуры, об этом писали "Документы и Факты".

По сути ПАО "Мурманское морское пароходство" уже давно могло избавиться от долгов, тут и богатые госзаказы, и финансирование, и продажа крупных суден, и довольно крепкие в финансовом плане учредители. Может, Куликов специально банкротит крупную компанию, чтобы не сводить счеты с кредиторами и перекинуть обязанности на государство?

Скорее всего, Куликов сращивает свои предприятия в одну структуру: тут и "ММП" и ООО "Арктические технологии" и ООО "Финансирование и развитие Морского Судоходства". Не приведет ли объединение к неконтролируемому выводу средств и распродаже активов по частям?

Крупный теневой банкир Алексей Куликов подал прошение об УДО, в колонии он не провел ни дня из десятилетнего срока.


Один из крупнейших теневых банкиров Алексей Куликов подал ходатайство об освобождении из заключения условно-досрочно. Несмотря на назначенный срок более чем в 10 лет заключения, в колонии он не пробыл и дня. Куликов сидел в СИЗО и активно сотрудничал со следствием. На свободе он сможет встретиться со своим хорошим знакомым — экс-замначальника ГСУ СКР по Москве Денисом Никандровым.

Алексей Куликов был арестован в 2016 году, с тех пор ему дважды выносили приговоры. Один раз — за хищение 3,2 млрд рублей из Промсбербанка, а второй раз — за растрату средств страховой компании «Оранта». Последний срок Подольский суд определил осенью 2019 года, путем частичного поглощения он превысил 10 лет колонии. Но в самой колонии Куликов не оказался — он подал прошение отбывать срок в хозотряде СИЗО № 5, которое и было удовлетворено. Тем более, что и следователям банкир нужен был «под рукой», поскольку он давал показания по разным делам. По российскому законодательству один день в изоляторе приравнивается к 1,5 дням в колонии, поэтому недавно Куликов получил право на УДО, которым сразу воспользовался. Соответствующее ходатайство, поданное в Головинский суд столицы, будет рассмотрено 28 февраля.

Алексей Куликов заключил досудебное соглашение в рамках расследования о хищении средств Промсбербанка и страховой компании «Оранта». Произошло это в период, когда был арестован близкий друг банкира и экс-сотрудник Управления К ФСБ РФ Дмитрий Фролов (сейчас вместе со своим преемником на посту главы банковского отдела ФСБ РФ Кириллом Черкалиным находится под стражей по обвинению в коррупции, при обысках у полковников нашли денег и ценностей на 12 млрд рублей). По словам источников в правоохранительных органах, помимо показаний на теневого банкира Ивана Мязина (тоже участвовавшего в хищении средств Промсбербанка), Куликов рассказал немало интересного и о Фролове.

Собеседники агентства высказывают мнение, что именно благодаря Фролову Куликов долгие годы мог уходить от ответственности. В частности, в случае, когда он стал одним из основных фигурантов дела о хищениях миллиардов рублей из бюджета под видом возмещения НДС. Расследовал это дело тогда еще следователь СКР Денис Никандров, который недавно вышел на свободу, отсидев срок за получение взятки за освобождение «авторитета» Андрея Кочуйкова (Итальянец).

По версии СК РФ, из 4,4 млрд рублей, похищенных в 2009—2010 годах из бюджета под видом возмещения НДС, 790 млн рублей вначале поступили одной подставной структуры, а потом были переведены на счета фирм «Даймонд» и «Альфамед» в «Кредитимпэкс банке», который принадлежал Куликову. Дальше деньги по «липовым» контрактам на строительные работы были отправлены в Турцию. «Даймонд» и «Альфамед», как полагали в СК РФ, являлись так называемыми транзитными фирмами, при помощи которых средства сомнительного происхождения отправлялись из РФ за границу. За несколько лет через них в общей сложности прошло 25 млрд рублей. Фирма «Даймонд» в свое время была создана (а потом несколько раз перерегистрировалась) при участии хозяина компании «Налоговый консультант» Яна Зеленкевича. Он же имел отношение и к другим фирмам, участвовавшим в транзите похищенных из бюджета денег. По мнению оперативников, Куликов контролировал весь транзитный канал. Разрешение на возврат НДС выдавала ИФНС № 28, которой руководила тогда Ольга Степанова.

Когда же хищениями заинтересовались оперативники, стали происходить удивительные события. Зеленкевич скончался при странных обстоятельствах. А Куликов, побывав на ряде допросов у Никандрова, неожиданно превратился в добровольного помощника следствия. Другие участники расследования рассказывали, что Куликов объезжал ряд фигурантов громкого дела с разговорами о проводках, связанных с похищенными деньгами, и необходимости дать нужные показания. Более того, Куликов загадочным образом участвовал в допросах вместе с Никандровым.

В конце концов данное дело фактически развалилось. В суд пошли лишь ряд «стрелочников». Степановой никаких официальных претензий выдвинуто не было. Нескольким ее подчиненным предъявили обвинения по «легким» статьям УК, но потом их уголовное преследование было прекращено.

По версии СД МВД РФ, акционеры Промсбербанка Алексей Куликов и Иван Мязин отдавали распоряжения выдавать под фиктивные залоги кредиты десяткам фирм-«однодневок». Таким образом из банка было выведено 3,2 млрд рублей, которые оказались за границей. Согласно схеме, разработанной организаторами аферы, после выдачи кредитов Промсбербанк переуступил права требования по ним своей «дочке» — страховой компании «Оранта». Та продала кредиты подконтрольным фигурантам дела фирмам, расположенным в Молдавии и Прибалтике. Эти фирмы-нерезиденты через заграничные суды требовали от должников возврата средств, далее деньги оседали за пределами РФ.

В ходе расследования удалось собрать материалы о том, что теневой банкир в свое время был участником самых крупных каналов по отмыванию денег. «У Мязина имелись обширные связи в правоохранительных органах, а также в ЦБ РФ и действовавшей на тот момент ФСФР», — заявляли на допросах свидетели. По версии следствия, в массовом выводе средств из РФ ранее участвовали «Русский земельный банк», «Российский кредит», «Саммит банк», Deutsche Bank, эстонское отделение Danske Bank и др. При этом Иван Мязин организовывал «прикрытие деятельности инвестиционных компаний по выводу денежных средств за рубеж через свои связи в ЦБ РФ, организовывал потоки денежных средств, поиск и вовлечение в данную деятельность сторонних банков и инвестиционных компаний».

Мязин недавно был приговорен к восьми годам колонии. Расследование части дела о гигантских отмывочных каналах продолжается.

Николая Куликова взяли вместе с «Поморянами»

Картины Рериха и полотна Айвазовского изъяты во время обысков у учредителя Мурманского морского пароходства, бывшего работника КГБ и топ-менеджера совладельца «Лукойла» Вагита Алекперова Николая Куликова. Ранее за хищение 580 млн рублей, невыплату 100 млн рублей зарплаты 88 млн рублей налогов был взят под арест гендиректор ММП Алексей Глазунов, его коллега Александр Брынцев оштрафован на 200 тыс рублей.

Осенью 2018 года мурманское информагентство «СеверПост» сообщало, что картина «Поморяне. Вечер» была куплена председателем совета директоров Мурманского морского пароходства Николаем Куликовым на аукционе Сотбис 23 ноября 2000 года. На сайте Sotheby`s действительно сообщается, что в этот день была продана картина Рериха, начальная стоимость которой оценивалась в £100–120 тыс, сумма продажи не указана.

По данным РБК, в 2008 году картина «Поморяне. Вечер» была представлена в Мурманском художественном музее, на выставке одной картины. В экспозиции музея она оставалась еще несколько лет, однако затем была оттуда забрана. В 2018 году, по данным «СеверПоста», картина была выставлена Мурманским морским пароходством на продажу. При этом ее местонахождение оставалось неизвестным.

СК отмечает, что обыски прошли по месту нахождения представительства ПАО «Мурманское морское пароходство» в Москве, а также по месту жительства его учредителя, которому предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями, повлекшим тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 УК).

Как ранее сообщали СМИ, финансовые проблемы у Мурманского морского пароходства длятся уже не один год. Около десятка судов остались в зарубежных портах, в том числе под арестом, из-за долгов судовладельца перед контрагентами. Моряки с судов неоднократно жаловались на задержки зарплаты, просроченные контракты, нехватку продуктов питания и топлива. За последний год три судна ММП, стоявших в США, Англии и Литве, были проданы с аукционов. Как ранее сообщал ТАСС координатор Международной федерации транспортных рабочих Сергей Фишов, в зарубежных портах сейчас остаются четыре судна ММП.

Принадлежащее Николаю Куликову ООО «Арктические технологии» контролирует 57,6% акций ММП. Еще 29,9% акций предприятия, по данным портала «Инфопресса», он владеет персонально. Человек этот имеет довольно яркую биографию. Николай Куликов – выпускник Новороссийского высшего инженерно-морского училища, бывший сотрудник КГБ СССР, направлявшийся в «горячие точки».

В 1990-х он руководил «Управлением морского и речного транспорта НК «ЛУКОЙЛ», а также компанией «ЛУКОЙЛ» — Арктик-танкер», входящими в структуру Вагита Алекперова, являлся одним из ведущих топ менеджеров его нефтяной империи. В 1998 году Николай Куликов выступил инициатором приобретения «ЛУКОЙЛом» более 60% акций ММП стоимостью $15 млн, а затем вступил в должность председателя совета директоров компании. Одновременно был также приобретен контрольный пакет акций Северного морского пароходства.

Правда, позже выяснилось, что купленные акции странным образом перешли в собственность неких третьих фирм, в том числе компании «Арктические технологии». Произошло это явно не без ведома их собственника Николая Куликова.

Тут в дело неожиданно вмешался первый вице-президент «ЛУКОЙЛа» Сергей Кукура, курировавший активы Алекперова. По его инициативе в августе 2002 года Николай Куликов был со скандалом уволен, а пришедший ему на смену Георгий Касаткин узнал, что бухгалтерские базы и ряд финансовых документов исчезли. Началось расследование, грозившее Куликову крупными неприятностями, но в сентябре произошло загадочное похищение Сергея Кукуры неизвестными, потребовавшими за него выкуп в $6 млн. Правда, спустя две недели вице-президент был освобожден, по его словам, без всякого выкупа. В СМИ появилась версия, что результатом возвращения Сергея Кукуры стали определенные финансовые обязательства, взятые на себя руководством нефтяной компании. В частности, речь шла о передаче Николаю Куликову прав на руководство Мурманским и Северным пароходствами.

Подтверждением возможного сговора может служить следующий факт. В своих беседах с журналистами, Николай Куликов не уставал подчеркивать, что акции пароходства приобретались без привлечения средств «ЛУКОЙЛа», это был его частный проект. В свою очередь, представители нефтяной компании утверждали обратное. Однако при этом они не предприняли абсолютно никаких шагов для возвращения потерянных ими активов.

Новые «жертвы» Куликова

Моряки задержанного в Великобритании сухогруза «Кузьма Минин» не надеются на быстрое разрешение ситуации, — сообщает источник «Документов и Фактов». Судно и экипаж в количестве 18 граждан РФ задержаны в порту Фалмут (Великобритания).

Собственником сухогруза является «Мурманское Морское пароходство» (ММП). Это уже не первый случай с судами компании, находящейся в предбанкротном состоянии. Председатель совета директоров ММП Николай Куликов ситуацию не комментирует. Кому может быть выгодно плачевное положение легендарного пароходства?

«В заложниках» у миллиардера

В декабре прошлого года «Кузьма Минин» сел на мель у берегов Великобритании. Пришлось обращаться за помощью к британским береговым службам. Судя по всему, именно из-за повреждений, полученных в результате инцидента, портовые власти Фалмута задержали судно.

По версии координатора Международной федерации транспортных рабочих Сергея Фишова, судно задержали за долги. Сухогруз до этого арестовывали в Нидерландах. Дошло до того, что профсоюз британских моряков собирал деньги экипажу «Кузьмы Минина» на еду.

А ведь речь идет о российском судне под российским флагом. И это не единичный случай. На данный момент за долги за рубежом арестовано еще несколько судов ММП. Гендиректор Александр Брынцев и председатель совета директоров Николай Куликов

Не так давно на арестованном в Абиджане (Кот-ди-Вуар) судне «Федор Ткачев» умер капитан. Вероятнее всего, основной причиной смерти являются плохие условия содержания. В октябре прошлого года на арестованном в Новом Орлеане теплоходе «Поморье» также скончался моряк.


Старенький сухогруз «Кузьма Минин» «выбросился» на мель, не выдержав позора?

В России против ММП один за другим подаются иски. Пароходство должно даже клининговой компании «Альянс Плюс» и чудом избежало банкротства по иску из-за ненадлежащего оформления документов. Но в картотеке еще около 70 заявлений о взыскании долгов.

В пароходстве периодически возникают задолженности по зарплате. По состоянию на сентябрь прошлого года задолженность составляла 9 млн. рублей и стала причиной для возбуждения уголовного дела.

Руководство компании винит во всем западные санкции, но толком не может объяснить, как санкции связаны с деятельностью компании. Ведь ММП является ключевой компанией для обслуживания Севморпути и имеет только государственных контрактов на 1,2 млрд. рублей.


Разориться, имея стабильные, хорошо и вовремя оплачиваемые государственные контракты, можно только специально?

Николая Куликова можно назвать «ветераном перекачивания активов». Первые обвинения в его адрес звучали еще в 2002 году. Тогда же Куликова со скандалом уволили из «»ЛУКОЙЛ»-Арктик-танкер». Якобы, он «выкачивал» из ММП и «ЛУКОЙЛ»-Арктик-танкер» активы в подконтрольные себе фирмы.

Кроме того, выдвигалась версия о возможной причастности Николая Куликова к похищению первого вице-президента компании Сергея Кукуры. Якобы, именно Кукура настоял на увольнении Куликова, узнав, что подконтрольные Куликову компании в обход законных процедур завладели акциями ММП. Кукура хотел заявить в милицию, но после похищения ему стало не до этого. Об этом писало информационное агентство «Au92».

«ЛУКОЙЛ» заинтересованно наблюдает?

Впрочем, если бы Куликов на самом деле «увел» у «ЛУКОЙЛ» «Мурманское морское пароходство» в 2002 году, то вряд ли бы он столько лет спокойно просидел в кресле председателя совета директоров ММП. Скорее всего, Вагит Алекперов и Николай Куликов уже давно разрешили конфликт в непубличном пространстве.

В любом случае, это означает, что к ММП имеет отношение «ЛУКОЙЛ», компания, которая имеет множество «северных» проектов. Возможно, Куликов просто «расчищает площадку» для новой компании Алекперова?

Вероятнее всего, с Куликовым и «ЛУКОЙЛ»-ом связано еще одно ключевая для России компании — Северное морское пароходство (СМП), базирующееся в Архангельске. Оно также имеет крайне выгодные государственные заказы общей суммой 0,4 млрд. рублей. Что если «ЛУКОЙЛ» хочет создать единое пароходство на базе Северного и Мурманских морских пароходств?


Портфель госзаказов СМП выглядит менее внушительно, но тоже весьма солидный.

А чтобы оптимизировать расходы Мурманское морское пароходство просто-напросто «банкротят». Ведь выкупить имущество компании-банкрота всегда проще. В 2014 году Росимущество пыталось продать 23,5% акций ММП за 700 млн. рублей. Об этом писали РБК.

Выставленные на аукцион 20% акций СМП обошлись бы покупателю минимум в 200 млн. рублей. Желающих приобрести пакет акций не оказалось. Возможно, Куликов и Алекперов уже тогда посчитали, что выгоднее «по максимуму» вывести деньги из более крупного, Мурманского морского пароходства, а уже потом создать новое. Ведь очевидно, что проект по созданию нового пароходства в Мурманске государство выделит деньги.

Северный завоз как определяющий фактор

До самых северных регионов России еще не дотянулась невидимая рука рынка. Поэтому их по-прежнему централизованно снабжают в рамках федеральной программы. Северный завоз осуществляется силами Северного морского пароходства и Мурманского морского пароходства.


Безопасность северных регионов России под угрозой?

Считается, что обе компании находятся под контролем Куликова. В первую очередь это означает, что на данный момент национальная безопасность России может быть подорвана человеком с весьма и весьма не однозначным прошлым.

А еще это означает, что просто так Мурманское морское пароходство «обанкротить» нельзя. Его будут изо всех сил «спасать» силами всей страны. Этим и пользуются Куликов и, возможно, Алекперов, по сути «взяв в заложники» моряков ММП и «вытягивая» средства государство.

В любом случае, ситуация требует экстренного вмешательства государства. И как одного из акционеров пароходства и как государства, граждане которого сейчас находятся под арестом в иностранных портах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: