Кто является представителями договорной теории происхождения государства и права

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 07.09.2024

Договорная или естественно-правовая теория происхождения государства и права рассматривает процесс образования государства исключительно как процесс, в рамках которого общество объединилось на основе договора. Первыми, кто пытался объяснить процесс появления такого общественного явления как государство, в рамках данной теории были древнегреческие софисты. Философская мысль последующих периодов (Новое время) также не обходила вниманием естественно-правовую теорию происхождения государства и права, оно развивалась многими выдающимися представителями политико-правовой мысли того времени.

Выдающимися представителями договорной теории стали Гуго Гроций, Бенедикт Спиноза (Голландия), Томас Гоббс и Джон Локк (Англия), Жан-Жак Руссо и Поль Гольбах (Франция), Александр Радищев (Российская Империя). Во много их воззрения были противопоставлением божественной теории происхождения государства и права, главенствующей в средневековой религиозной философии. Они полагали, что власть правителя возникает отнюдь не от божественного промысла, а в силу договора между самими людьми.

Поль Гольбах. Договорная теория.

Например, французский мыслитель Поль Гольбах подвергал резкой критике идею о происхождении государственной власти божьим промыслом. Особое внимание в формировании государственной власти Поль Гольбах уделял вопросу воли самого общества. Он полагал, что идеи божественного происхождения государства и права являются исключительно социально вредными.



Жан-Жак Руссо. Договорная теория.

Общественный договор является ключевым понятием и проблемой естественно-правовой (договорной) теории происхождения государства и права, именно поэтому многие мыслители уделяли особое внимание этому вопросу. Так, наиболее ярко вопросы сущности общественного договора попытался раскрыть выдающийся французский мыслитель Жан-Жак Руссо в свое труде «Об общественном договоре». Он полагал что сущность (самое важное в нем) общественного договора является форма соединения людей, которая защищала бы личные и имущественные интересы как отдельного человека, так и всего общества. Жан-Жак Руссо полагал, что государство есть продукт общественного договора, союз членов общества. Сущностью и целью существования государства, по его мнению, является забота о благе всего общества в целом и каждого его члена в частности. При этом право есть инструмент, с помощью которого государство достигает свою цель. Также он отстаивал идеи народовластия, согласно его воззрениям только лишь воля народная может управлять государством согласно общественному договору.

В рамках договорной теории происхождения государства и права последовательно отстаивается тезис о том, что любой народ имеет право на сопротивление не праведной власти вплоть до ее свержения.





Джон Локк. Договорная теория.

Английский философ Джон Локк выдвигал теория о том, что естественное состояние человека – состояние исключительной свободы. Таким образом, до появления государства человеческое общество находилось в естественном состоянии. Такое состояние общество предполагало ряд противоречий и конфликтов, так в естественном состоянии отсутствовали институты, которые могли бы разрешать споры и конфликтные ситуации между людьми. Именно по этой причине, в целях построение равного и справедливого общества люди были вынужденные создать государство. Общество осознается, что для достижения общего благо необходимо передать часть функций по общественному управлению (часть своей свободы) отдать группе людей, занимающихся управлением, в результате возникает государство. Цель существования государства по Джону Локку – защита естественных прав людей.



Томас Гоббс. Договорная теория.

Томас Гоббс, также как Джон Локк предполагал, что до возникновения государства общество находилось в естественном состоянии. Однако Томас Гоббс отстаивал тезис о том, что люди находились в состоянии войны «все против всех», а конечной свободой является состояние анархии и всеобщего хауса. Таким образом, общество приходит к пониманию того, что необходимо ограничить всеобщую свободу для общего блага и справедливости, это ограничение и есть суть общественного договора. Государство согласно воззрениям Томаса Гоббса возникает в результате делегирования общество полномочий по поддержанию общественного порядка определенной группе людей. Власть государства абсолютна, и независима от любых внешних и внутренних сил. Государство может применять к своим подданным любые средства принуждения для достижения высшей цели – поддержание общественного порядка, ограждать общество от внешних и внутренних врагов.



А.Н. Радищев. Договорная теория.

Выдающимся российским представителем договорной или естественно-правовой теории был А.Н. Радищев. Он полагал, что государственная власть принадлежит исключительно народы и передана им правителю (монарху). При этом народ должен иметь возможность контролировать правителя. Общественный договор по Радищеву есть молчаливое согласие членов общества на передачу части властных полномочий для защиты слабых и организации всеобщей справедливости. А.Н. Радищев, также отстаивал право народа на восстание, если правитель злоупотребляет своими полномочиями или чинит произвол. Сущность и основной целью государство является достижение «блаженства граждан».

Существует множество разнообразных концепций возникновения государства. Все они призваны объяснить, как и почему в разных уголках мира на определенных этапах истории стали появляться определенные институты управления, которые трансформировались в государства.

Таблица с основными теориями происхождения государства

Одной из самых популярных концепций является договорная теория.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Договорная теория — концепция, в основе которой лежит представление о том, что государство является результатом заключения общественного договора.

Договорная теория тесно связана с доктриной естественного права.

Естественное право — представление о том, что все люди от рождения обладают неотъемлемыми правами уже по факту своей принадлежности к человеческому роду.

Примеры естественных прав: право на жизнь, свободу совести, достоинство личности.

Естественное право противостоит доктрине правового позитивизма.

Правовой позитивизм — представление о том, что у человека есть только те права, которые дарованы ему государством и прописаны в законах.

В чем заключается главная идея договорной теории

Сущность теории состоит в том, что в основе государства лежит общественный договор. Все члены общества отказываются от части своих интересов ради взаимного блага.

В первобытную эпоху люди жили в естественном состоянии. При этом шла постоянная борьба за выживание с применением физической силы. Когда люди научились взаимодействовать между собой, они добровольно пожертвовали частью собственной независимости ради безопасности всего общества.

Основные функции государства в теории общественного договора:

  • защита граждан от внешней угрозы;
  • упорядочивание отношений;
  • разрешение конфликтов;
  • установление правил и норм поведения в интересах всего социума;
  • обеспечение естественных прав и свобод граждан.

Авторы теоретических положений

Долгое время основателями договорных концепций считали философов-просветителей XVII—XVIII века.

Сейчас достоверно установлено, что идеи, близкие к доктрине общественного договора, стали разрабатывать еще мыслители античной эпохи.

Лучше всего до наших дней дошли представления древнегреческого философа Антифонта, жившего в V веке до нашей эры.

В своем труде «Об истине» Антифонт высказывает следующие идеи:

  1. В основе государства лежит соглашение между людьми.
  2. Цель общественного соглашения — личная безопасность его участников.
  3. Все члены общества призваны охранять государственный договор.

При этом Антифонт отмечает недостатки сложившейся в его время государственной системы:

  1. Законы слишком ограничивают свободу человека («Есть законы для глаз, ушей и даже мыслей»).
  2. Законы не всегда охраняют людей от взаимных обид, а часто сами служат источником вражды.
  3. В отсутствии свидетелей законы нарушаются, и за это не следует никакого наказания.

Основные положения концепции общественного договора были сформулированы в эпоху Нового времени европейскими мыслителями.

Наибольший вклад в развитие договорной теории внесли:

  1. Гуго Гроций (1583—1645) — голландский философ, юрист, драматург. Заложил основы современного международного права. В своем труде «О праве войны и мира» он высказал фундаментальную мысль о том, что государство представляет собой «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Эта идея стала отправной точкой для развития теории общественного договора.
  2. Томас Гоббс (1588—1679) — английский мыслитель-теоретик. Создал теорию механистического материализма, стоял у истоков политической философии и концепции государственного суверенитета. В своей главной книге «Левиафан» он утверждает, что люди объединяются в государства, чтобы выйти из состояния «войны всех против всех».
  3. Джон Локк (1632—1704) — английский педагог и философ. Один из самых влиятельных философов эпохи Просвещения и теоретиков либерализма. Его идеи позже нашли отражение в Декларации независимости США. В работе «Два трактата о правлении» он описывает государство как добровольное объединение людей. Граждане дают права суверену и подчиняются ему для того чтобы сохранить свои права и свободы. Локк высказывает новаторские и очень смелые для своего времени мысли о том, что власть государства не должна быть безграничной и абсолютной. Естественные права человека могут быть ограничены только в той мере, в какой это требуется для охранения себя и других. Правители не должны произвольно распоряжаться жизнью и имуществом граждан.
  4. Шарль-Луи Монтескье (1689—1755) — французский философ, писатель и правовед. Один из основоположников идеологии либерализма. Разработал концепцию о необходимости разделения власти на три независимых ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В своем главном трактате «О духе законов» он писал о необходимости политической свободы. Она может быть достигнута только через надлежащую организацию государственности и установление справедливых законов. Ему принадлежит знаменитое высказывание «Свобода есть право делать все, что дозволено законами».
  5. Жан-Жак Руссо (1712—1778) — франко-швейцарский мыслитель и писатель, одна из ключевых фигур эпохи Просвещения. В труде «Об общественном договоре» Руссо высказывает мысль о том, что человечество эволюционирует в своем развитии от дикости до общественного состояния. Затем происходит разделение общества на классы, появляется имущественное и политическое неравенство. Политическая элита заключает с обществом соглашение, принимая на себя функции правового урегулирования, но на самом деле она заинтересована только в защите своих корыстных интересов. Впоследствии добровольно переданная власть превращается в тиранию. Деспотия является неотъемлемым признаком молодого государства. Защитой он нее служит развитие гражданского общества и формирование талантливого управленческого аппарата.

В России одним из первых сторонников и популяризаторов теории общественного договора был философ и писатель Александр Радищев (1749—1802). За свои вольнолюбивые мысли он был отправлен Екатериной II в ссылку.

Особенности договорной теории

В договорных теориях государства есть некоторые различия. Например, Жан-Жак Руссо критиковал идеи Локка и Гоббса о существовании людей в «естественном состоянии» до образования государства. Но в целом содержание договорных концепций имеет много схожих черт.

Основные особенности теории:

  1. В большинстве концепций основополагающим является представление о наличии у человека врожденных естественных прав.
  2. Государство возникло в результате добровольного объединения людей на определенном историческом этапе.
  3. Причиной отказа людей от части собственных прав и интересов является стремление к правопорядку и всеобщему благу.
  4. В результате заключенного соглашения формируется система взаимных прав и обязанностей государства и его отдельных граждан.
  5. При нарушении индивидом установленных законов органы власти вправе предать его наказанию. Но и граждане вправе бороться с властью, если она коренным образом нарушает их естественные права.

Представление о договорном характере государства дает гражданам право расторгать соглашение с властью, если она плохо справляется со своими обязанностями.

Наиболее радикальные взгляды среди сторонников договорной теории высказывал Жан-Жак Руссо. Он проповедовал идею социального равенства и прямо говорил о праве народа на восстание против несправедливых правителей. Неслучайно этого философа называют одним из «отцов» Великой французской революции.

Преимущества и недостатки теории

Главным недостатком договорной теории является ее идеализированный характер. Не существует доказательств, что в определенный исторический период на конкретных территориях путем заключения соглашений создавались государства.

Сторонники договорных концепций пытаются объяснить это тем, что речь идет не о подписании конкретных бумаг, а об определенном состоянии общества, при котором люди были готовы принять ту или иную государственно-организационную форму.

Иногда отдельно выделяют 2 договора между государством и обществом:

  1. Первичное соглашение об объединении.
  2. Вторичный договор о подчинении.

В качестве примера договорного создания государства часто ошибочно приводят легенду о призвании на княжение скандинавского правителя Рюрика славянскими племенами. На самом деле процесс создания государства не может ограничиваться приходом к власти конкретного человека или даже целой династии. Это сильное упрощение исторических процессов.

Минусы концепции:

  1. «Общественный договор» — это абстрактная конструкция, результат теоретического обобщения.
  2. В описании концепции учитываются только правовые характеристики. При этом не берутся во внимание экономические, социальные, культурные и иные признаки государства.
  3. Общество рассматривается как единое целое. На самом деле оно состоит из различных социальных групп, часто имеющих противоположные интересы.

Плюсы:

  1. Договорные теории имели решающее значение в формировании современных демократических режимов и становлении гражданского общества.
  2. Впервые была сформулирована идея о народном суверенитете, то есть о том, что власть принадлежит народу.
  3. Подчеркивалось, что государство должно служить интересам всего общества, а не только узкому слою правящей элиты.

Теория общественного договора стала той почвой, на которой из реакционных монархий возникли современные демократические республики.

Примеры государств

Не существует государств, в отношении которых было бы доказано, что они возникли на основе заключения соглашения между членами общества. Но есть ряд стран, в становлении государственности которых огромную роль сыграла теория общественного договора.

Соединенные Штаты Америки возникли путем подписания договора, но на основе уже имеющейся государственности. При этом Декларация независимости США во многом заимствовала идеи договорной теории.

Основные положения Декларации от 1776 года:

  • все люди от рождения наделены неотчуждаемыми правами;
  • для обеспечения этих прав люди учредили правительства;
  • представители власти берут на себя обязательства по справедливому правлению и соблюдению естественных прав;
  • если власть нарушает права человека, народ вправе свергнуть правительство и учредить новое.

Франция

Франция прошла долгий путь к установлению демократической формы правления. В конце XVIII века в этой стране происходила кровавая революция, сторонники которой во многом были вдохновлены идеями французских просветителей.

В ходе революции народ реализовал свое право на восстание против несправедливой власти, как это предписывалось в концепции общественного договора.

В XIX веке в стране несколько раз менялась монархическая и республиканская форма правления. В настоящее время Франция — это одна из самых развитых демократий в мире. В преамбуле французской Конституции содержится Декларация прав человека и гражданина, принятая еще в ходе Великой французской революции.

Основные положения Декларации 1789 года:

  • каждый человек от рождения имеет право на свободу личности, слова и убеждений;
  • все люди равноправны;
  • цель любого политического союза — обеспечение прав граждан;
  • источником власти является народ;
  • каждый гражданин имеет право на сопротивление угнетению.

Швейцария

Швейцария представляет собой конфедерацию, то есть союз государств. В основе союза лежит договор о взаимных правах и обязанностях.


Над проблемой происхождения государства работали ученые многих веков. Как произошло деление на страны, что лежит в основе научных выводов и подходов? Вопросов достаточно много, ответы на них идеологи разных религий находили в своих учениях.


Теории происхождения государства

Общепризнанной классификацией считается признание нескольких теорий. Основоположники каждого научного направления доказывают свою точку зрения и предлагают различные причины появления государства. Можно перечислить несколько идеологий:

  • Теологическая. Теория основывается на божественном происхождении государства. Власть как вера вечная и незыблемая, ей нужно подчиняться, понимая, что государь – представитель воли Бога. Представители идеологии – Ж. Маритен, Д. Мерсье.
  • Патриархальная.

Другие теории предлагают связать государство с ирригацией, признавая силу географических и климатических условий образования конкретных стран. Есть идеология, основанная на связи власти и собственности, – патримониальная.

Интересен подход к проблеме в России. В. И. Ленин пытался объяснить возникновение государства экономическими причинами социального характера – материалистическая теория.


Договорная теория

Одной из теорий является договорная теория происхождения государства и права. Идеология ученых нашла свое отражение в работах философов Древней Греции и Рима. Кратко о договорной теории происхождения государства рассказывается ниже:

которые читают вместе с этой





Авторы теоретических положений

Кто является автором идеологии? Разрабатывал идею такого развития государственной власти Гуго Гроций (мыслитель и правовед Голландии), Ж. Ж. Руссо (французский просветитель), Джон Локк (философ Англии). Идеи теории нашли свое отражение в работах русского писателя А. Н. Радищева. В работах Локка изучается появление в человеческом разуме желания объединиться с себе подобными. Конфликты и непонимания разрешались во время общения, люди учились договариваться, распределять функции и, в итоге, сформировали государства. У Гоббса в истоках лежит вражда и война, борьба за территорию привела к необходимости поддерживать общественный порядок. Так появляется договор и его продукт – объединение людей против врагов.

Суть теории

Представители договорной теории происхождения государства берут за основу понятие «договор», который заключается между людьми. Продуктом общественного договора становится государство. Коллективное начало соединяло человека с другими, но всегда объединение строилось на основе договоренности о каких-то отношениях. Умения индивидов становились достоянием всей системы. Закон, по которым жил определенный коллектив, – итог договора, цель его или задача. Сторонники теории исходят от первобытного человека, развивающегося постепенно, как общество.

Суть договорных отношений легко прослеживается в системе исполнения законов. Если начинается злоупотребление властью, договор с ее представителями расторгается: происходят революции, свержения и смены политических устройств отношений.

Естественно – правовая теория

В работах многих авторов происходит сближение двух линий развития истории: теория естественного права и договорного происхождения государства. Но в них все же есть различия: естественное право делает упор на правовых отношениях, договорная – на заключении отношений для объединения в государство. Для первой ближе изучение возникновения правовых отношений.

Интересно то, что некоторые авторы считают договорную теорию частью теории естественного права.

Плюсы и минусы теоретического подхода

У основоположников договорной теории были сторонники и противники. Они предлагали изучить плюсы и минусы такого подхода к проблеме. Критика способствовала развитию идей, одни доказывали их правоту, другие искали ошибки.

Плюсы подхода:

  • в теории нашли отражение особенности человеческой психики;
  • демократичность положений;
  • отказ от религиозного начала жизни;
  • поиск практических доказательств на примере истории.

Минусы научной идеи:

  • человек должен изначально представлять, к чему он стремится;
  • договор можно расторгнуть без законных оснований;
  • человек может не подчиниться общему договору, остаться в стороне от государства.

Договорная теория недооценивала множество факторов, влияющих на общество, – социальные, экономические, военные. С другой стороны, налицо преувеличение роли субъекта, от идеализации его взглядов зависит вид новой общности.

К каждой теории относится свой круг понятий и толкований. Их следует изучить, чтобы понять, как сложно подходил человек к пониманию объединения в общности и проблеме происхождения государства.

Что мы узнали?

Мы познакомились с основными теориями происхождения государства, их различиями и представителями. Выяснили, что по договорной идеологии государство – это объединение людей на основе договора с целью достижения общих благ. У теории есть свои положительные моменты, но есть и противоречия.

Государства возникали и формировались разными путями. Выделяют восточный путь, начавшийся на на Древнем Востоке и продолжавшийся в Африке, Америке. Особенность этого пути в «азиатском способе производства». Главными факторами являются: земельная община, коллективная собственность, переход родоплеменной знати в чиновничий аппарат управления. Коллективная собственность переходит в государственную. Классовая дифференциация не наблюдается здесь отчетливо. Государство одновременно организовывает производство и эксплуатирует работников – сельских общинников.

По-другому возникали государства в Южной Европе, где ведущую роль играло классовое расслоение, которое произошло в результате интенсивного формирования частной собственности. Сюда относятся возникновение Древней Греции, Рима. В Риме долгое время противоборствовали две группы свободных членов родоплеменного общества: патриции и плебеи. Это тоже оказало существенное влияние на классовое расслоение.

На вопрос возникновения государств в западной и восточной Европе существует несколько точек зрения. Сторонники первой точки зрения говорят о разложении первобытных отношений и зарождении феодальных (Россия, Германия). Вторая точка зрения сводится к тому, что после разложения родового строя наступает период длительный по времени, когда родовая знать определяется в особую группу, обеспечивает себя привилегиями, захватывает большую часть собственности. Крестьяне при этом не теряют своей свободы и имеют в собственности землю. Такой тип государства называется профеодальным.

В России IX-X вв формой государственности были города-государства Новгород, Псков, Суздаль с общинным устройством и общим собранием – вече. Эти города повлияли на формирование государственно-правового управления. Общественные отношения регулировали обычное и договорное право. В 862 г. новгородцами на княжение был приглашен Рюрик. Он не имел права собирать налоги, город просто оплачивал его работу.

Пути возникновения государства различны, существует несколько теорий.

Теологическая теория происхождения государства

К родоначальникам этой теории можно отнести Августина, Фому Аквинского. Древнейшая из теорий отражает теократические черты первых государств: законность культа и его обрядов, роль жрецов, соглашение между религиозной и светской властью.

Согласно данной теории творцом всего является Бог. Поэтому сущность государства, его природу познать невозможно, так как это божье творение. Теория не отрицает существование земного государства и поддержание в нем порядка. Благодаря этой теории престиж государства и государственной власти был высоко поднят. Теория к тому же осуждала преступность, способствовала утверждению порядка в обществе.

Патриархальная теория возникновения государства

Этой теории придерживались в Древней Греции и Риме, она была распространена во времена средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. Родоначальником можно считать Аристотеля, который считал, что государство – это естественная форма человеческой жизни. Вне государства человек осуществлять общение, деятельность не может. Человек – это общественное существо, он стремится объединится с себе подобными, образовать патриархальную семью. Когда таких семей создается множество, происходит образование государства. Аристотель приравнивал власть государства к отцовской власти.

Л.Филмер в абсолютистской Англии, ссылаясь на патриархальную теорию, доказывал то, что королевская власть была дана Адаму Богом, поэтому он не только отец человеческого рода, но и властелин.

Патриархальная теория развивалась и в России. М.Н.Покровский считал, что древняя государственная власть развивалась из власти отцовской. У русского народа глубоко заложена вера в «отца народов», хорошего царя, вождя не без влияния патриархальной теории.

Теория договорного появления государства

Теория тоже древняя. Древнегреческие софисты считали, что люди объединились на договорных началах для того, чтобы обеспечить справедливость. Эпикур провозглашал, что государство покоится на взаимном договоре.

Сторонников этой теории было много во всех концах света: Г.Гроций, Б.Спиноза, А.Радищев, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Люди изначально находились в определенном естественном состоянии и обладали правами и свободами от рождения. Гоббс считал, что это состояние «войны всех против всех». Затем ради достижения мира люди заключили общественный договор и передали часть своих прав государству, обещая подчиняться ему. Государство должно было сохранить неотчуждаемые права человека: свободу, безопасность, право собственности.

Руссо считал, что договор – основа законной власти. Каждый, кто договаривается, должен подчиняться общей воле (государству), став его участником. Суверенитет принадлежит народу в целом, правитель уполномочен народом, он отчитывается перед ним и сменяется по его воле.

Учение Гегеля и теория завоевания

Г.В.Гегель создал свою теорию происхождения государства. Основой государства он определил «мировой разум» – абсолют духа и разума. Государство, по мысли Гегеля, не может служить отдельным лицам и не может создаваться ими. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не может быть представителем чьих-то интересов, оно является абсолютной самоцелью. Государство имеет цель в себе, высшую из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности – быть достойным членом государства.

Гегель не признает суверенитет народа как основу государства и идею демократии, вытекающую из него. По утверждению Гегеля народ не знает, чего хочет «разумная воля» и чего он хочет сам, поэтому верховная власть не может выражать интересы народа.

В начале XX века стала распространяться теория насилия (завоевания). Опираясь на исторические факты, основоположники теории считали войны и завоевания основой государства. Л.Гумплович утверждал, что все государства возникли при помощи актов насилия.

Ирригационная, органическая и марксистская теории происхождения государства

Необходимость строительства и эксплуатации огромных ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае сделало возможным образование государства. Хозяйственные процессы выделили класс чиновников – управленцев, которые стали злоупотреблять своим положением и порабощать общество. Основателем ирригационной теории является К. Виттфогель и его работа «Восточный деспотизм». Он называет этот период гидравлическим или агроменеджериальным.

Органическая теория, сторонниками которой являются Спенсер, Вормс, утверждает, что государство сформировалось при естественном развитии. Государство появилось вместе с людьми и является творением сил природы.

Марксистская теория появления государства хорошо раскрыта в работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для данной теории характерен материалистический подход. Возникновение государства связано с появлением частной собственности, возникновением классового общества и классовым антагонизмом.

Ленин говорил о государстве как об аппарате для применения насилия, поддержания господства одного класса над другим.

«Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий» – в этом суть марксистской теории.

Теория общественного договора является одной из множества концепций происхождения государства. Суть данной теории заключается в том, что люди договорились принять соглашение о превращении своего «естественного состояния» в «состояние гражданское».

Идеи данной концепции появились в учениях раннего буддизма, китайской и древнегреческой философии (Эпикур, Лукреций Кар), философии Средневековья. Однако полностью сформировалась договорная теория в Западной Европе в XVII – XVIII вв.

Договорную теорию развивали в своих трудах Т. Гоббс (1588 – 1679), Дж. Локк (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и другие мыслители.

Договорная теория Т.Гоббса

Т. Гоббс в своем труде «Левиафан» указывал на то, что люди, находясь в своем «естественном состоянии», прибывали в положении «войны всех против всех».

Естественное состояние общества Гоббс определил как исключительно индивидуалистическое,поскольку в таком состоянии люди равны между собой, свободны и независимы друг от друга, а по своей естественной природе к тому же являются существами эгоистичными, всегда действующими из соображений собственной выгоды и безопасности. И для того, чтобы обезопасить себя, они решили заключить договор, по которому отказываются от полной индивидуальной свободы в пользу государства, обеспечивающего социальный порядок.

Задачами такого государства должны быть безопасность, стабильность и процветание его народа.

Теория общественного договора Дж.Локка

Договорное происхождение государства интерпретируются Дж. Локком в духе новых в то время идей либерализма. В своем труде «Два трактата о правлении» Локк указывал на то, что в догосударственном состоянии царит естественный закон, который, выражая разумность человеческой природы, нуждается в мире и безопасности для всего человечества. Человек, защищая свою жизнь, свободу, собственность, в естественном состоянии имеет право наказывать нарушителей этого закона. Однако средств защиты недостаточно для обеспечения безопасной жизни, поэтому попытки преодолеть недостатки естественного состояния приводят к заключению общественного договора о создании государства.

Таким образом, государство представляет собой «совокупность людей, которые соединились на почве ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, которая должна улаживать конфликты между ними и наказывать преступников». Законы, которые создаются в государстве, должны соответствовать естественному закону (не наносить вреда другому) и предусматривать естественные и неотъемлемые права и свободы человека.

Ж.-Ж. Руссо в свое работе «Об общественном договоре» считал, что государство должно защищать личность и имущество каждого из членов общества. Именно поэтому люди вступают в договорные отношения с ним. Граждане имеют право расторгнуть договор, если государство злоупотребляет властью и пытается установить свою диктатуру с помощью революции.

Руссо рассуждает об ограничении естественного состояния в целях полезности, которую принесет объединение на основе общественного договора. Польза заключается в следовании «общей воле», приоритете общественных интересов над частными.

Так же Руссо высказал идею того, что каждое политическое устройство должно быть оценено в зависимости от социально-политического положения его народа.

Из современных мыслителей можно отметить Дж. Ролза (1921 – 2002), который взял договорную теорию как основу в свою концепцию справедливости. В работе «Теория справедливости» Ролз отмечает, что в условиях отказа людей от «природного состояния» существовало два варианта: первый вариант - выбор принципа равенства в приписывании основных прав и обязанностей, включая равенство в собственности. Данный принцип означает выбор коллективистического государства и коллективистического общества. Второй вариант – принцип социального и экономического неравенства, по которому неравное положение людей справедливо в том случае, если оно приводит к компенсирующим преимуществам для каждого человека и, в частности, для менее преуспевающих членов общества. Этот принцип означает выбор индивидуалистического государства и индивидуалистического общества.

Многие ученые критикуют Ролза за простоту его суждений, указывая, что люди, пребывающие в «природном состоянии», вряд ли могли бы сделать выбор между равенством или неравенством.

Теория общественного договора является попыткой объяснить природу государственной власти, отношения «согласия (консенсуса)» и «принуждения», а так же основу социального порядка, который организовывает общественную жизнь людей. Договорная теория относится к утилитаристским концепциям, которые утверждают, что социальный порядок отвечает интересам всех членов общества.

Существование различных подходов к вопросу происхождения государства говорит о том, что эта проблема остается актуальной до сих пор.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: