Кто является гражданином государства по учению аристотеля

Обновлено: 05.05.2024

Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть нравственными качествами.

Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.

В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо. государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Политик и политика

Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь людям необходима политика.

Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве. Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.

Сущность политики заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах.

Формы государственного правления

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

Монархия — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

Аристократия — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой.

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

Отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии — олигархию, отклонение от политии — демократию. отклонение от демократии — охлократию.

В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

Два вида справедливости по Аристотелю: уравнивающая и распределяющая. Характеристика политии, как лучшей формы государства. Главная причина революций и нестабильности в государстве. Основные функции управления: совещательная, исполнительная и судебная.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.03.2009
Размер файла 24,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

  • Введение 2
  • 1. Краткая биография 3
  • 2. Политика Аристотеля 3
  • Заключение 12
  • Список литературы 13

Введение

Великий древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, мыслитель и систематизатор всего античного знания Аристотель изучал почти все проблемы развития природы и общества, создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и самый стиль научного мышления, ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. Кроме того, его взгляды послужили источником для возникновения впоследствии философских течений и школ (аристотелизм), находившихся под влиянием учения Аристотеля. В Средние века (часто в сочетании с неоплатонизмом) аристотелизм получил распространение в греческой патристике и византийской философии, а также в еврейской, арабской (материалистический пантеизм) и европейской философии. В XIII в. он стал философской основой схоластики.

Наследие Аристотеля велико, хотя оно дошло до нас далеко не полностью. Вместе с группой своих учеников он исследовал политическую структуру и историю 158 государственных образований, хотя до нас дошла лишь одна работа этого рода - «Афинская полития». Его самый известный труд о политической науке - «Политика», где помимо выводов, предписаний и описаний содержатся сведения о разных государственных устройствах. Аристотель также излагает и анализирует политические теории других философов, особенно Платона (или свои варианты этих теорий).

Цель реферата - раскрыть сущность гражданства и государства по Аристотелю.

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), которому принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель -- один из самых универсальных мыслителей в истории.

Аристотель родился в небольшом эллинском городе Стагире, в связи с чем его в литературе нередко именуют Стагиритом. Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины (в 367 г. до н.э.), где учился, а затем и преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув Афины (в 347 г. до н. э.), Аристотель в течение ряда лет жил в других греческих государствах, а в 342-340 гг. до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра.

С 335 г. до н. э. Аристотель снова в Афинах. Здесь он основал свою философскую школу - Ликей (лицей) и руководил ею почти до конца жизни.

Аристотель был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика».

2. Политика Аристотеля

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).

Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней.

Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д.

Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).

Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).

В «Политике» Аристотеля общество и государство по существу не различаются. Отсюда немалые трудности понимания его учения. Так, он определяет человека как zoon politikon - «политическое животное». Но что это означает? Есть ли человек животное общественное или государственное? Разница немалая, поскольку может существовать общество и без государства. Но для Стагирита это невозможно. Государство предстает в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей - «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования» (Полит., VII, 7, 1328а). Но для такого общения необходимы досуг, внешние блага, такие как богатство и власть, а также определенные личные качества - здоровье, справедливость, мужество и т.д. В государство, в качестве равноправных граждан, входят только свободные.

Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства. С позиций защиты частной собственности, семьи и прав индивида Аристотель обстоятельно критиковал оба проекта платоновского государства.

Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идет уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т. д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан.

Форму государства Аристотель характеризовал также как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, им различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных - только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них - тирания, олигархия и демократия.

Каждая форма имеет, в свою очередь, несколько видов, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов.

Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государств, т.е. вообще характерен для государства как политического общения.

Из неправильных форм государства тирания - наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Отсюда - высокая оценка им реформ Солона.

Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей.

Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе -- средний достаток, во властвовании - средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии подлежащего равенства. Перевороты оказываются следствием нарушения относительного характера равенства и искажения принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, в других - равенством по достоинству. Так, демократия основывается на том принципе, что относительное равенство влечет за собой и абсолютное равенство, а олигархия исходит из принципа, будто относительное неравенство обусловливает и неравенство абсолютное. Подобная ошибочность в исходных принципах государственных форм и ведет в дальнейшем к междуусобицам и мятежам.

В ходе обоснования своего идеального проекта наилучшего государства Аристотель отмечает, что это - логическое построение и здесь «нельзя искать той же точности, какую мы вправе предъявлять к наблюдениям над фактами, доступными исследованию путем опыта».

Население лучшего государства должно быть достаточным и легко обозримым. Территория лучшего государства должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей.

По Аристотелю, человек - политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи - муж и жена, родители и дети. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими.

Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина в свою очередь - совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Заключение

Завершая работу над рефератом, можно прийти к выводу, что государство, по Аристотелю, - это вид общения между людьми, возникает как общение ради благой жизни. Человек не может существовать вне государства, он существо политическое, общественное, «политическое животное».

Аристотель внимательно исследовал типы политической организации 158 известных ему государств. Средний элемент, «средний класс» есть, по Аристотелю, основа для наилучшего общения людей в государстве. Граждане со средним достатком не стремятся к чужому, как бедняки, им не завидуют богатые.

Формы государственного правления Аристотель делил на правильные и неправильные: в правильных власть руководствуется общественной пользой, в неправильных - личной выгодой. Среди правильных форм Аристотель выделяет монархию, аристократию и политию. Эти правильные формы правления могут вырождаться в неправильные. Монархия вырождается в тиранию. Аристократию может сменить олигархия - господство богатых. Полития может выродиться в демократию - господство большинства, состоящего из бедняков.

Таким образом, подобно тому, как в этике наилучшим способом поведения Аристотель признает выбор «среднего» пути, так и в политике «средняя» форма государственного устройства - полития, свободная от крайностей аристократического, тиранического и демократического строя, - является, по мнению философа, наилучшей.

Аристотель различает три основные функции управления: совещательную, исполнительную и судебную -- и определяет гражданство как активное участие по крайней мере в совещательной и судебной деятельности, но оно возможно лишь в том случае, если человек образован, способен конструктивно мыслить и имеет досуг.


Под формой в философии понимают внешнее очертание или внутреннее устройство какого-либо предмета. В политике понятие «форма правления» используется для анализа государственного устройства. В широком смысле это понятие означает порядок формирования верховной государственной власти, ее органов, определяет их структуру, компетенции, способ формирования. От организации государственной власти во многом зависит ее способность эффективно функционировать, стабильность и престиж правительства. Изучение форм правления приводит к классификации государственных устройств. Первоначально исследованием данной категории занимались философы. На раннем этапе исследования понятие форма государственного устройства и форма правления отождествлялись. Одним из первых, кто сформулировал различия форм правления, был древнегреческий мыслитель Аристотель. Он разграничивал формы правления в зависимости от количества людей, стоящих у власти. Если власть находится в руках одного человека, государство является монархией, если правят несколько человек — аристократией, если все население — демократией. Такой способ классификации, предложенным Аристотелем, использовался и дополнялся многими учеными. Например, российский юрист, М. Н. Марченко, предложил помимо количественного критерия определения формы правления юридический критерий [1]. В основе классификации которого лежит правовой статус высших государственных органов. Помимо количественных, ученый выделяет такие критерии как выборность главы государства, срочность правления, ответственность перед народом, причастность народа к осуществлению власти. Данный пример доказывает, что классификация форм правления, выделенных в IV в. до н. э. может стать основой для современного исследования.

Государство, по Аристотелю, это политическое общение, которое стремится к высшему из всех благ. Оно создается не просто ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо [2]. В силу своей природы и с целью самосохранения человеку властвующему и человеку подвластному необходимо объединяться. Государство произошло естественным путем, в силу природной необходимости в политическом общении. Регулирующей силой политического общения, т. е. государства мыслитель называет право. Люди, входящие в состав государства, не похожи друг на друга и различаются по своим качествам. По Аристотелю, государство состоит из нескольких частей: [2, С.136]

- народная масса, земледельцы, задача которых производить продукты питания;

- ремесленники, занимающиеся искусствами, одни из которых необходимы, другие украшают жизнь;

- люди занимающиеся куплей и продажей, торговцы;

- состоятельные граждане, которые могут служить государству своим имуществом [2, С.137];

- должностные лица, без кого существование государства немыслимо; они «исполняют государственные повинности или непрерывно, или с соблюдением очереди»;

Состояние государственного строя, по Аристотелю, зависит от состояния трех его частей: [2, С.154]

1) Законодательно-совещательный орган (решает вопросы войны и мира, заключает союзы, принимает законы, решает вопросы о казни, об изгнании, кoнфискации имущества, избрании дoлжнoстных лиц и oб их oтчетнoсти).

2) Должности (здесь философ имеет в виду виды должностей, которые должны быть, чем каждая из них должна ведать, а также способ их замещения).

3) Судебные органы.

Таким образом, государство, по Аристотелю, это высшая форма человеческого общения. Т. к. высшая цель человека — это осуществление своего предназначения, то задача правильного государственного устройства — предоставление условий и возможностей для разумной деятельности. В обратном случае государство становится простым союзом, отличающимся лишь пространством [2, С.109]. Государство появляется лишь после возникновения общения между родами с целью благой жизни [2, С.109].

Наилучшее государственное устройство, по Аристотелю, предоставляет своим гражданам три вида блага: физические, духовные и внешние [2, С.219]. И если избыток внешних благ может и навредить, то, относительно духовных, чем их больше, тем большее благо они приносят [2, С.220]. Наилучший вид государственного устройства должен наполнять жизнь каждого человека счастьем и предоставлять для этого все условия. Властвовать и подчиняться гражданам необходимо поочередно, по достижении зрелого возраста, ведь именно такой способ властвования и является справедливым между равными людьми. Если же кто-то превосходит в добродетели, то такой человек и должен властвовать, и подчинение ему нужно считать справедливым и правильным [2, С.225]. И это отличает наилучшее государственное устройство от демократии и олигархии, где властвуют либо все, либо немногие.

1. контролирующие торговые сделки;

2. заботящиеся об общественных и частных зданиях, имеющихся в городе;

3. ведающие государственной собственностью, расположенной за территорией города;

4. контролирующие доходы;

5. занимающиеся охранением частных договоров и копий судебных решений, ведающие судебными делами в их начальной стадии, принимающие письменные жалобы;

6. приводящие в исполнение приговоры суда над гражданами осужденными (этот же орган взыскивает недоимки с государственных должников и сторожит заключенных). Такая власть является самой необходимой и самой тяжелой.

7. охраняющие государство, и должности военные. Здесь Аристотель отмечает, что государство не должно обращать внимания лишь на военную подготовку, существовать такие государства могут только во время ведения войн [2, С.246].

8. И последняя необходимая власть — власть религиозная, которая занимается попечением религиозного культа, восстановлением и охраной священных зданий.

Идеальное государство представляется Аристотелю как не слишком большое и не слишком маленькое, чтобы можно было поддерживать порядок и обеспечить гражданам самодостаточное существование, населенное разумными людьми, где правят опираясь, в первую очередь, на законы, т. к. управлять руководствуясь законом, означает управлять в соответствии с порядком. Если случается, что управляют сразу несколько человек, то их следует назначать стражами закона. В наилучшем государстве добродетель хорошего человека является и добродетелью хорошего гражданином. При плохом государственном устройстве человек добродетельным быть не может.

1. Е. Н. Селютина «Проблемы классификации форм государственного правления в современных условиях»//Ученые записки Орловского государственного университета. № 4(54), 2013.

2. Аристотель «Политика. Афинская полития». Москва. Мысль. 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): государство, государственное устройство, наилучшее государственное устройство, политическое общение, форма правления, власть, гражданин, добродетель, должность, правильное государственное устройство.


Государственное устройство (politeia) есть известная организация верховной власти, [1, С. 103] организация обитателей государства. [1, С. 94] Верховная власть находится в руках одного человека или нескольких. Когда правление осуществляется руководствуясь общей пользой, можно говорить о правильных формах правления, когда в приоритете — благо только верховной власти, то государственные устройства ошибочны. [1, С.105] Такие устройства представляют собой отклонения от правильных и основаны на началах господства, «а государство есть общение свободных людей». [1, С.105] Аристотель выделяет шесть форм правления, три правильные и три неправильные, которые являются отклонениями от правильных. К правильным формам правления он относит царскую власть, т. е. монархию, которая имеет в виду общую пользу, власть немногих, аристократию и власть большинства — политию. Такие государственные устройства являются правильными, т.к высшей целью для них является общая польза и общее благо.

Первым государственным устройством, которое мыслитель называет правильным, является монархия. Монархия, т.е власть царя, может различаться в зависимости от государственного устройства. Такая форма государственного устройства требует народной массы, которая по природе своей призвана подчиняться. Аристотель выделяет 5 видов царской власти:

1. «Пожизненная стратегия». Монарх правит руководствуясь законом, но полной властью не обладает. Верховным военным вождем царь считается только за пределами страны, правом казнить может воспользоваться только во время похода. Также царь обладает судебными полномочиями и ведает религиозным культом. Такое государственное устройство было в лакедемонском государстве. Власть здесь может быть наследственной, либо выборной.

2. «Варварская монархия». Царская власть, встречающаяся у некоторых варварских племен. В отличие от тиранической она является наследственной, но основывается на законе.

3. Следующий вид монархии существовал у древних эллинов. Такой тип государственного устройства носит название эсимнетии. Власть основывается на законе, но не является наследственной.

4. «Царская власть героических времен». Цари выбирались по добровольному согласию граждан из изобретателей тех или иных ремесел, предводителей на войне, основателей государственного объединения; их потомки наследовали царскую власть. В сферу полномочий руководителей входило: предводительство на войне, совершение жертвоприношений, разбирательство судебных дел.

5. «Домохозяйственная, всеобъемлющая власть». Царь здесь является неограниченным владыкой над всеми, подобно домохозяину.

Если правление одного лица называется царской властью, то правление нескольких — аристократией. Основа аристократии — добродетель. Народ в аристократии способен отдать власть людям, отличающимся своей добродетелью и высокими нравственными качествами, а также имеющий богатство, необходимое для прохождения установленного имущественного ценза. [1, С.143] Принимают решения все граждане только в случае необходимости решения начал войны или заключения мира. Аристократия предпочтительнее для государства, чем монархия, т. к. власть осуществляет несколько равно хороших людей. Монархия в прежние времена устанавливалась из-за того, что народ в государстве был малочислен и тяжело было найти нескольких людей, отличающихся добродетелью и нравственными качествами. Кроме того, царями становились за оказанные благодеяния. «А когда нашлось много людей, одинаково доблестных, то, отказавшись подчиняться власти одного человека, они стали изыскивать какой-нибудь общий вид правления и установили политию». [1, С. 124]

Полития, по Аристотелю, это соединение олигархии и демократии. Политией обычно называют государственное устройство, имеющее уклон в сторону демократии. [1, С.144] Более свойственной политии чертой является наличие как можно большего количества граждан, участвующих в управлении. Народ в политии способен и управлять и подчиняться, поэтому должности распределяют исходя из принципа добродетели. [1, С.128] В таком государственном устройстве соединяются два начала — неимущие и состоятельные, демократическое и олигархическое начала. [1, С.144] Существует три способа такого соединения и смешения законоположения:

1. В демократиях за участие в собрании неимущим слоям населения полагается вознаграждение, в олигархиях на состоятельные слои, в случае уклонения от участия в народном собрании, накладывают штраф, неимущие не получают никакого вознаграждения. Общее из этих законоположений, свойственное и демократии и олигархии, будет отличительным признаком политии. [1, С.145]

2. Для участия в народном собрании при демократическом государственном устройстве имущественный ценз отсутствует или является незначительным. В олигархии, наоборот, требуется высокий имущественный ценз. Средний относительно олигархии и демократии имущественный ценз будет соответствовать политии. [1, С.145]

3. Третий способ предполагает замещение должностей по жребию и по выбору. Для демократии более свойственным является выбор должностей по жребию, для олигархии — по выбору. Кроме того, выборы в демократическом государственном устройстве не обусловлены имущественным цензом. Среднее между этими двумя способами и будет больше подходить политии, а именно, назначение должности по выбору, без учета имущественного положения. [1, С. 146]

Итак, Аристотель выделяет три правильные формы правления: монархию, аристократию и политию, отличающиеся количеством правящих, но имеющие общие господствующие жизненные принципы. Такие государственные устройства отличаются добродетелью и справедливостью. Справедливым мыслитель называет не только деление блага поровну между равными, но деление его исходя из достоинства граждан полиса.

Когда правители начали использовать власть только для своего собственного блага, из политии получались олигархии, где начали богатство считать важнее добродетели. При олигархическом строе вся законодательная власть и право участвовать в управлении находится в руках небольшого круга лиц. Строй, при котором должности в законосовещательный орган выбирают из своей же среды, называется крайней олигархией. [1, С.156] И здесь мы можем найти несколько ее видов: [1, С.140]

1. Государственные должности доступны только тем, кто обладает необходимым имущественным цензом. Несмотря на то, что неимущие представляют здесь большинство, к управлению они не допускаются.

2. Сохраняется высокий имущественный ценз, «люди, имеющие его, пополняют недостающих должностных лиц путем кооптации; если это производится из всех таких лиц, то такой строй, по-видимому, имеет аристократических оттенок; если же только из ограниченного числа, то олигархический».

3. Должность отца, в порядке наследования, занимает его сын.

4. Династии, когда властвуют должностные лица, а не закон; власть передается по наследству.

По сути, каждый вид олигархии создается из элементов противоположным элементам демократии. Если для демократии спасительным является многолюдство, то олигархия должна искать средства для своего сохранения в том, что этому противопоставляется, в установлении хорошего порядка. [1, С.213]

Из олигархии возникают тирании, а тирания впоследствии переходит в демократию. [1, С.124] Тирания есть искаженная монархия. Если граждане охраняют царя, то тирана — наемники.

Тирания предполагает неограниченную власть над подданными в пользу правителей. Поэтому свободные люди долго такого рода власть не выносят. [1, С. 147]

Демократическим строем Аристотель называет строй, при котором верховная власть принадлежит большинству свободнорожденных и неимущих. Основным началом демократии является свобода, поэтому одним из условий существования демократии является поочередная смена власти. Верховная власть сосредотачивается в руках народной массы и все решения, принятые большинством должны считаться окончательными и справедливыми, и каждый здесь живет так, как ему хочется. Управляющих государством выбирают сами граждане из числа всего населения. «Все управляют каждым и каждый — всеми, когда до него дойдет очередь». Должности, не требующие особого опыта и знаний замещаются по жребию. Одну и туже должность гражданин не может занимать дважды, если только это не военная должность. При прохождении на государственную должность имущественный ценз совсем отсутствует или является незначительным. По мере своей возможности государственные должности должны быть краткосрочными. Судьи избираются из всех граждан и принимают вопросы по всем государственным разбирательствам, особенно по политическим вопросам и отчетам должностных лиц. За участие в собраниях, решающих государственные задачи и суде гражданам полагается вознаграждение. При таком устройстве обязательно должен существовать совет, задачей которого было бы предварительное рассмотрение проектов. На государственные должности граждане могут назначаться путем выбора, по жребию, или путем соединения этих двух способов.

При демократическом устройстве существует несколько способов осуществления власти. Первый заключается в соблюдении гражданами известной очередности при участии в государственном управлении. Все жители полиса собираются только для решения задач, касающихся самого государственного устройства, «а также для выслушивания распоряжений должностных лиц». [1, С.155] Следующий способ предполагает участие всех вместе, но только для решения вопросов о войне и мире, избрания должностных лиц, принятия отчета, а также по вопросам, касающихся законодательства. Для решения остальных вопросов по жребию назначаются должностные лица. При третьем способе государственными делами, кроме избрания должностных лиц и принятия отчетов, принятия решений о войне и союзах, ведают назначенные путем избрания должностные лица. Четвертый способ состоит в следующем: для принятия решений все граждане объединяются в совещательное собрание. Должностные лица не принимают решений, а могут только выносить предварительное заключение. Такой способ применяется в крайних демократиях, которые соответствуют династической олигархии и тиранической монархии). [1, С.155]

Из того, что существуют разные виды знатных или простого народа (земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки; в Таренте и Византии многочисленной группой являлись рыболовы, в Афинах — военные матросы, на Эгине и на Хиосе — матросы, на Тенедосе — перевозчики.), уже должно быть ясно, что существует и несколько видов демократии. [1, С.138]

1. Первый вид отличает равенство. Ни одно сословие не имеет преимущества над другим, неимущие или состоятельные, все участвуют в осуществлении власти.

2. Следующий вид отличается наличием имущественного ценза, необходимого при прохождении на государственные должности.

3. При третьем виде демократии все граждане в силу своего происхождения имеют право занятия должностей.

4. Для четвертого типа характерно занятие должностей только гражданами.

И при третьем, и при четвертом типе властвует закон.

5. Пятый тип сохраняет все вышеперечисленные условия, кроме того, что верховная власть теперь принадлежит народу, а не закону. «Это бывает в том случае, когда решающее значение будут иметь постановления народного собрания, а не закон». [1, С. 139] Получается, что верховная власть здесь сосредотачивается в руках у демагогов, от которых будет зависеть принятие государственных решений, а народ слепо повинуется их указаниям. Такой вид демократии нельзя назвать государственным устройством, так как там отсутствует власть закона. «Закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов». [1, С. 140]

Наилучшим видом демократии является демократия земледельческая. Люди там не обладают значительной собственностью, и, следовательно, не имеют достаточно свободного времени, чтобы устраивать народные собрания. Труд для них приятнее, чем участие в политической жизни. Ведь обладая всем необходимым они занимаются своим делом, не заботясь о посторонних делах. Для такого вида демократии полезным будет являться следующий порядок:

- Все граждане участвуют в выборе должностных лиц, принимают отчеты от них;

- Народ отправляет обязанности судей;

- Высшие должности замещаются путем выбора, на основании имущественного ценза (чем выше должность, тем выше ценз), либо учитываются интеллектуальные способности.

В таком случае государство будет стремиться к благосостоянию всех граждан, так как управлять ими будут лучшие люди, и управлять они будут справедливо. Мыслитель утверждает, что находиться в некоторой зависимости от других, «дело полезное», так как люди «склонны впадать в ошибки, дурные качества, также как и хорошие, заложены в каждом человеке. Поэтому и управлять государством должны люди, наименее склонные впадать в ошибки». [1, С. 208]

Вторым наиболее благоприятным видом демократии является тот, где население живет скотоводством. Оно близко к земледельческому, и, кроме того, благодаря своей физической закалке, население там оказывается более пригодным для военной службы. [1, С. 209] Ремесленники, торговцы, поденщики, добродетелью не отличаются, поэтому другие виды демократии благоприятными назвать нельзя. На практике приходится шаг за шагом отклоняться от наилучшей формы демократии, но всегда нужно отклонять худшие части населения от участия в управлении. [1, С. 209] Поскольку демократия стремится к равенству, то все граждане должны допускаться к управлению. На практике это может осуществляться несколькими способами:

1. Соблюдение очередности. Все граждане в полном составе собираются только по вопросам принятия законов и выслушивания распоряжений.

2. По жребию или путем избрания назначаются должностные лица, которые занимаются решением всех вопросов, кроме самого избрания на должности, начале войны, принятия отчетов должностных лиц и по вопросам законодательства.

3. Вопросы войны, союзов, отчета должностных лиц решают все граждане, остальными делами ведают выборные должностные лица, имеющие специальные знания.

4. Все граждане принимают решения по государственным делам. Должностные лица могут давать только предварительное заключение.

Нужно обратить внимание на то, что государственное устройство может не соответствовать демократическому, но считаться таким в силу господствующих законов и обычаев, также государство может считаться демократическим, но по укладу жизни будет походить на олигархию. Такие явления можно встретить после государственного переворота, когда законодатель предпочитает вначале проводить мелкие изменения государственного устройства. [1, С.141]

Для всех форм государства, независимо от того, являются ли они правильными или ошибочными, Аристотель выделяет общее правило: иметь сильных сторонников. Однако любое государство нужно рассматривать не только со стороны качества, но и количества. Качество для философа — свобода, богатство, образованность и происхождение. При правильном правлении качество и количество в государстве уравновешено, т.к законодатель привлекает к себе средних граждан, что способствует сохранению устойчивости государственного строя. Мыслитель говорит об одном или двух видах государственного устройства, а остальные считает отклонением. Ошибочно считать, что главными государственными устройствами являются демократия и олигархия, как считают, что существует только два ветра — северный и южный, а остальные считают отклонением. Аристократию, таким образом, часто причисляют к олигархии, а политию — к демократии. [1, С.134] Во всех видах государственного устройства верховную силу имеют решения всего населения или большинства. То, что принято на народном собрании, становится законным, независимо от формы правления. [1, С.144]

Ключевым моментом в учении Аристотеля о государстве является добродетель. Государство и граждане должны стремиться в конечном итоге к одному и тому же: общему благу. В зависимости от наличия добродетели и стремлению к общему благу, государства делятся на правильные и ошибочные. Исследуя конституции греческих государств, он спроектировал свою модель идеального государства, которую можно отнести к своего рода утопии, т. к. на практике такое государственное устройство маловероятно, особенно в современных условиях. Основой для существования прочного государства являются разумные граждане, соблюдающие законы правовые и нравственные. А так как, по своей сути, люди склонны подчиняться в силу необходимости и не совершать плохих поступков только из-за боязни наказания, то правитель должен обучать молодых людей добродетели. Добродетель мыслитель называет «установленной предрасположенностью характера» [2], которая присуща только некоторым, а остальных нужно обучать в «практике благих действий». [2]

1. Аристотель «Политика. Афинская полития». Москва. Мысль. 1997.

2. Матяш Т.П, Матяш Д. В., Несмеянов Е. Е. «Актуальны ли мысли Аристотеля о «хорошем» обществе?»//Гуманитарные и социально-экономические науки № 3, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): государственное устройство, верховная власть, гражданин, имущественный ценз, лицо, царская власть, вид демократии, государство, народное собрание, демократия.

Человек является прирожденным политическим существом и инстинктивно стремится к совместному жительству. Человек по природе стремится к общежитию. Это приводит к возникновению сначала семьи, затем союза семей (селения), а несколько селений образуют государство, как наивысшая форма человеческого общения. Сущность государства – политическое общение людей, соединившихся для достижения общего блага, ради целей возможно лучшего существования. Государство создается не для совместной войны, не для торговых операций, а для того, чтобы жить счастливо.

Управление государством должно быть также общим.

Учение «о формах правления»

Поскольку истинная цель государства – общее благо, формы, в которых это начало реализуется, Аристотель называет правильными. Те, в которых имеются в виду выгоды одних правителей, являются неправильными или извращенными. Правительство тогда хорошо, когда печется об общем благе, плохо тогда, когда заботится о себе.

И те и другие формы разделяются на несколько видов по составу верховной власти. Эта власть может принадлежать либо одному лицу, либо немногим, либо большинству граждан. Отсюда 3 правильных формы правления:

1) Монархия (царство)

Власть одного, при котором имеется ввиду общая польза

Господство немногих, лучших, правящих в общих интересах

Власть большинства, осуществляемая к общему благу

Каждой из правильных форм соответствует извращенная (неправильная):

Власть одного, осуществляемая в его личных интересах

Власть богатых, пренебрегающих интересами бедных

Власть бедного большинства, игнорируя интересы богатых

В 7-8 главах своей книги Аристотель дает очерк совершенного государства. Наилучшее государство – государство, в котором счастливы все его граждане, т.е. интересы государства и граждан здесь совпадают. В отличие от Платона, он убежден, что нельзя сделать государство счастливым, если не все его граждане являются счастливыми.

Совершенное государственное устройство возможно лишь при благоприятной внешней обстановке и соответствующих природно-климатических условиях:

1) Должно быть не слишком большим и не слишком малым; в первом трудно установить порядок; второе – не имеет достаточно средств для существования. Должно быть самодостаточным. Государство должно быть легкообозримым. Это необходимо и для справедливого правосудия и для избрания должностных лиц.

Эллинская народность занимает серединное положение.

Граждане в совершенном государстве должны полностью посвящать себя в политической жизни и добродетели. Гражданство не дается земледельцам и ремесленникам, так как их деятельность не направлена на служение добродетели. Хотя земля принадлежит только гражданам, но обрабатываться она должна рабами и метеками. Занятие земледелием запрещается гражданам. Их исключительное занятие или призвание – служение государству. Служение государству включает:

a. Защиту Отечества

b. Заботу о законодательстве

d. Отправление религиозного культа

В него входят граждане, которые утомились за время службы и нуждаются в отдыхе

Необходимо, чтобы граждане были воспитаны в добродетели. Аристотель разработал систему воспитания духовного, нравственного.

Соединение молодых негативно сказывается на деторождении. Поэтому девушкам подходит более всего в 18 летнем возрасте, а мужчинам в 37. При заключении браков в данном возрасте физические силы в самом расцвете у обоих партнеров. Дети слишком молодых родителей – слабые, в основном девушки и низкие. Дети перезрелые – слабые, с умственными проблемами.

Разумно отстранять от ушей и глаз детей все то, что не соответствует достоинству человека, да и вообще исключить сквернословие среди граждан.

Наилучшее государство Аристотеля представляет собой Аристократию: господство немногих, равных между собой, над бесправной массой земледельцев, ремесленников, рабов; исключается строгое равенство всех тех, кто занимается физическим трудом.

От наилучшего правления, Аристотель отличает то, которое более всего подходит к действительной жизни – Полития или средний государственный строй. Его можно назвать «условно образцовым». Полития состоит в сочетании противоположных начал. Аристотель исходит из того, что составные части всякого государства – богатые и бедные. Отсюда и противопоставление олигархии и демократии. Желательно соединение этих форм, что и достигается в политии. Лучшие черты демократии соединяются с лучшими чертами олигархии. Смягчается противоположность богатства и бедности. Преобладает средний класс.

Полития – средний государственный строй. Здесь во всем господствует средний элемент. В нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, в правлении – средний класс. Встречается полития редко и у немногих, но из всех когда-либо реально существовавших устройств такое государство отвечает идеи политической справедливости. Очевидно, возлагая надежды на Александра, Аристотель смотрел на политию, как на будущий строй греческих полисов.

«Наилучшее государственное общение – то, которое достигается посредством средних. Те государства имеют хороший строй, где средние сильнее каждой крайности. Поэтому величайшее достоинство государство – чтобы граждане обладали средней достаточности».

Считая данную форму правления действительной, Аристотель не отвергает и другие. Он дает советы относительно устройства каждой политической формы, указывая на причины падения правительств и на средства их поддержания. Главной причиной падения правительств Аристотель называл стремление к равенству, поэтому демократия, например, прочнее олигархии, так как здесь народ имеет против себя только меньшинство, а богатым в олигархии опасность угрожает с 2 сторон – и от народа, и от членов собственного сословия. Он называет и другие причины:

· Презрение к правителям

· Чрезмерное превосходство одного лица над другими

Все эти причины действуют различно в разных формах правления. Отсюда и различие в средствах, необходимых для поддержания того или иного правления. Аристотелем они рассматриваются применительно к каждой форме правления. Наиболее неустойчивые формы:

1) Олигархия должна по возможности облегаться в демократическую форму

Олигархии следует заботиться о благе народа. В олигархии особенно важно соблюдать правила, благодаря которым должности не должны делаться средством обогащения. На том же основании здесь полезно предоставлять низшим классам, ибо этим удовлетворяется отчасти честолюбие последних

2) Тирания поддерживается 2 противоположными способами.

I способ – нравственное унижение подданных, возбуждение среди них взаимного недоверия

II способ – возможное приближение к царству, т.е. к правильной форме единовластия. Тиран во всем должен держаться умеренности и не искать излишеств.

Аристотель после анализа причин политических переворотов заключил, что лучше всего умеренные формы власти. Придерживается излюбленного принципа золотой середины (сейчас идет игра в подбор крайних слов к среднему). Благо политическое всегда лежит посередине между 2 крайностей.

Правовые взгляды Аристотеля главным образом изложены в работе Ника Махова«Этика»

Законы бывают положительные, установленные каждым народом для себя, и естественные, признаваемые всеми народами, даже если между ними нет никакой связи и соглашениями. Эти общие, неписанные законы, Аристотель называет правдой или справедливостью. Ими восполняется неполнота писанных законов. Неполнота последних может быть, как ненамеренная, так и намеренная. 1 имеет место тогда, когда что-либо ускользает от внимания законодателя. 2 – когда нельзя дать в законах предписание относительно данного случая. В этих случаях положительных закон должен восполняться естественным (аналогия права). Писанный закон Аристотель разделяет на 2 вида:

1) Законы, предписывающие, что надлежит делать в отношении к обществу

2) Законы, определяющие, что должно делать в отношении к отдельным его членам

Таким образом, намечается деление права на частное и публичное, которое в более четкой форме будет проведено Пульпианом в Римском праве.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: