Кто входит в аппарат суда общей юрисдикции

Обновлено: 25.04.2024

При определении структуры и штатного расписания районного суда необходимо руководствоваться Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Данная Инструкция была утверждена приказом № 61 Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде (02.04.2011г.)

Структура суда представляет собой организационное устройство суда, в котором отражена схема подчиненности подразделений и должностей, а также принципы их взаимодействия.

Под штатным расписанием суда понимают документ, содержащий описание структуры суда, в частности, наименования и количество должностей, соответствующие им должностные оклады, тарифные ставки, допустимые должностные поощрения и надбавки, классные чины.

Разработанные структура и штатное расписание должны соответствовать определенной численности штата и не превышать лимиты выделенного бюджета на оплату труда. Утверждение документов осуществляет председатель суда после согласования с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ.

Структура суда

Основные должностные единицы районного суда представлены председателем суда, его заместителем или заместителями и судьями. Очевидно, что конечная структура районного суда будет зависеть от численности работников.

Предположим, что количество работников районного суда составляет 15-25 единиц. Тогда структура суда будет выглядеть следующим образом:

  • председатель суда;
  • помощник председателя суда;
  • заместитель председателя суда (если количество судей больше 7);
  • судьи;
  • помощники судей.

Такой районный суд будет представлен следующими отделами:

  • общий (вопросы по кадрам, делопроизводство, материально-техническое обеспечение);
  • обеспечения судопроизводства.

Помимо указанного свою деятельность осуществляет администратор суда, не включаемый в штат, находящийся в подчинении у председателя суда и исполняющий его указания.

Для численности сотрудников 26-45 единиц структура районного суда изображена ниже на рисунке 1.

Структура суда

Рисунок 1. Структура районного суда (26-45 сотрудников)

В свою очередь, численность работников, задействованных в деятельности районного суда, устанавливается из принципа достаточности для содействия реализации прав всех граждан, по месту проживания относящихся к территории конкретного судебного района.

При определении штатной численности судей в районном суде, в том числе, руководствуются общим, закрепленным бюджетными показателями, количеством судей всех федеральных судов общей юрисдикции: численность судей районного суда должна находиться в границах запланированных финансовых данных. Количество судей районного суда устанавливает Судебный Департамент, согласовывая этот показатель с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Законодательно предусмотрена возможность при необходимости организовать постоянное судебное присутствие.

Судебное присутствие представляет собой обособленное подразделение районного суда, реализующее его полномочия, образованное с целью приблизить правосудие к отдаленно расположенному месту пребывания или проживания лиц-участников дела.

Должности председателя суда, его заместителя и судей районного суда замещаются по назначению Президента РФ по представлению Председателя Верховного Суда, при этом должно иметь место положительное заключение квалификационной коллегии судей, действующей на территории соответствующего субъекта России. Сроки пребывания в должностях следующие:

  • для судьи максимальный срок пребывания в должности составляет 70 лет;
  • председатель и его заместитель или заместители определяются на должность сроком на 6 лет. При этом законом предусмотрена возможность одному и тому же лицу занять должность повторно, но не более 2-х раз подряд.

Председатель районного суда

Председатель районного суда – должностное лицо, деятельность которого направлена на исполнение процессуальных и административных функций в рамках реализации возложенных на районный суд полномочий.

К управленческой деятельности председателя районного суда относится:

  • организация функционирования суда;
  • установление и контроль над исполнением правил внутреннего распорядка в подведомственном районном суде с опорой на типовые правила, утвержденные Советом судей РФ;
  • распределение обязанностей между подчиненными сотрудниками (заместители, судьи);
  • организация мероприятий по повышению квалификации судей и сотрудников аппарата суда;
  • реализация мер поощрения или дисциплинарной ответственности в отношении подчиненных;
  • информирование сотрудников об аспектах своей деятельности и функционировании районного суда в целом;
  • общее руководство аппаратом суда, в частности, назначение и освобождение от должности;
  • реализация прочих полномочий, связанных с организацией деятельности подведомственного районного суда.

К числу иной деятельности председателя, не связанной непосредственно с управлением судом, относится:

  • реализация полномочий в качестве судьи, а именно рассмотрение и разрешение дел в ходе судебных заседаний (отправление правосудия);
  • организация работы, связанной с изучением и анализом судебной практики подведомственного районного суда;
  • на основании проведенного анализа формирование представлений о ликвидации условий и причин, которые способствуют возникновению правонарушений;
  • личный прием граждан, рассмотрение жалоб на действия суда;
  • вынесение представлений относительно назначения и освобождения от должности администратора суда.

В ситуации, когда председатель районного суда временно отсутствует, согласно его поручению реализация полномочий председателя возлагается на заместителя. Если же у председателя отсутствует заместитель, полномочия передаются одному из судей этого районного суда.

Аналогично, в ситуации, когда полномочия председателя были приостановлены или прекращены, они передаются на исполнение заместителю или, в случае отсутствия такового, одному из судей районного суда (согласно решению Председателя Верховного Суда РФ).

Обеспечение функционирования районного суда с точки зрения организации (реализация мероприятий информационного, финансового, кадрового, материально-технического и пр. характера) является задачей Судебного Департамента при Верховном суде РФ и аппарата конкретного районного суда.

Аппарат районного суда

Под аппаратом районного суда понимают структуру в составе районного суда, деятельность сотрудников которой направлена на организационное обеспечение деятельности судей.

Руководство аппаратом районного суда осуществляет его председатель. Выделяют две группы работников аппарата районного суда (Закон о судах общей юрисдикции, ст.38, ч.6 и 8):

  • Федеральные государственные гражданские служащие. Представителям этой группы работников, как государственным служащим, присваиваются классные чины и иные специальные звания. К ним причисляют:
    • начальников отделов и их заместителей,
    • помощников председателя, его заместителя (заместителей) и судей;
    • консультанта;
    • специалистов (главный, старший (I, II категории), специалист I категории);
    • секретарей суда и судебных заседаний.
    • технический персонал по обслуживанию зданий суда;
    • персонал по охране;
    • персонал транспортного хозяйства;
    • курьеры;
    • прочие сотрудники, принимаемые согласно трудовому договору в районный суд.

    Помимо непосредственного руководства аппаратом председатель районного суда также определяет структуру, численность сотрудников и штатное расписание аппарата подведомственного районного суда. При этом данные организационные моменты должны быть согласованы с Судебным департаментом, и численность сотрудников аппарата не может превышать заложенных в федеральный бюджет плановых показателей.

    Параметры аппарата районного суда (количество сотрудников, отделы и их названия) не обязательно совпадают у районных судов разных судебных районов, определяются организационно-штатным расписанием суда. Указ Президента РФ № 1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы» (31.12.2005г.) закрепляет перечень должностей работников аппаратов судов.

    Функции аппарата районного суда

    Деятельность аппарата суда направлена на реализацию следующих функций:

    • прием и выдача документов;
    • удостоверение копий судебной документации;
    • контроль над уплатой пошлин и сборов;
    • вручение уведомлений и вызовов;
    • в рамках назначенных дел организационная подготовка к слушанию;
    • ведение протоколов заседаний суда;
    • учет движения дел, а также сроков их прохождения в судебной инстанции;
    • обеспечение хранения дел, судебной документации;
    • участие в обработке данных практики суда;
    • осуществление деятельности по ведению статистики суда;
    • информационно-справочная деятельность;
    • прием граждан (Закон о судах общей юрисдикции, ст.39).

    Полномочия помощника председателя суда

    Данная должность замещается (осуществляется освобождение от нее) по назначению председателя районного суда. Перечень полномочий помощника председателя суда (судьи) зависит от вида судопроизводства. Для помощника судьи районного суда в гражданском судопроизводстве определены следующие обязанности:

    • проверка заявлений и документации, поступивших по первой инстанции, на предмет их соответствия нормам законодательства, достоверности и полноты содержащихся в них сведений. Судья может поручить помощнику выяснение конкретных вопросов относительно поступивших материалов;
    • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение по изученным материалам дела и предложение о том, какое определение должно быть вынесено (из числа указанных в ГПК РФ, ст.133-136);
    • составление проектов сопроводительных писем в адрес участников дела о направлении принятых судьей судебных актов;
    • контроль над соблюдением сроков устранения условий, которые могут воспрепятствовать рассмотрению гражданского дела, или тех условий, что способствуют оставлению заявления без движения, приостановлению судопроизводства. Своевременный доклад о ситуации относительно этих условий судье;
    • осуществление мероприятий с целью подготовки дела к разбирательству в суде, в частности, формирование и отправка пакета документации заинтересованным лицам, согласно поручению судьи участие в решении вопросов относительно назначения дела к разбирательству;
    • контроль над получением участниками дела почтовых отправлений, содержащих судебные акты, повестки, своевременный доклад судье в ситуации неполучения адресатом почтового отправления (возврат);
    • согласно поручениям судьи формирование запросов в соответствующие государственные органы с целью определения места пребывания лиц-участников дела;
    • проверка поступивших жалоб (на соответствие нормам ГПК РФ (ст.332, 333)) граждан на определение мирового судьи;
    • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение относительно поступившей частной жалобы и предложение о том, какое должно быть вынесено определение (из числа указанных в ГПК РФ, ст.334);
    • исполнение других поручений судьи, которые связаны с рассмотрением дела гражданского характера в первой инстанции.

    В настоящее время процессуальный статус помощника судьи не установлен процессуальными кодексами РФ. Исполнение должностных полномочий помощником осуществляется согласно должностной инструкции, а также Типовым должностным регламентам, определенным приказом Судебного департамента № 272 (06.12.2010г.).

    Администратор районного суда

    Данное должностное лицо не включено в штат районного суда. Назначение на эту должность (освобождение от нее) осуществляет начальник управления Судебного управления на основании представления председателя суда.

    Администратор исполняет распоряжения председателя соответствующего районного суда, освобождая его от деятельности, которая не имеет непосредственного отношения к отправлению правосудия. Ключевой обязанностью администратора является обеспечение организации функционирования суда, в том числе:

    • взаимодействие с адвокатурой и органами правопорядка;
    • информационно-правовое обеспечение деятельности районного суда;
    • ведение статистики;
    • ведение делопроизводства, архивация документации;
    • материально-техническое обеспечение судей и иных сотрудников суда;
    • социальное обеспечение судей и иных работников суда;
    • организация охраны зданий районного суда и пр.

    Консультант районного суда

    Такая должность вводится в случае наличия значительного объема судебной работы в районном суде. К обязанностям консультанта относится:

    • прием частных лиц;
    • справочная работа по вопросам законодательства и судебной практики;
    • своевременное изучение изменений, происходящих в действующем законодательстве, формирование доклада судьям об этих изменениях;
    • участие в мероприятиях по повышению квалификации иных работников аппарата суда.

    Заведующий канцелярией районного суда

    Для устройства районного суда характерно наличие одной канцелярии, многосоставного суда – две канцелярии: по гражданским делам и уголовным делам. Деятельность заведующего, в том числе, опирается на Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, определенную приказом Судебного департамента № 36 от 29.04.2003г. Заведующий канцелярией в рамках своей служебной деятельности выполняет следующие функции:

    • организация делопроизводства в конкретном районном суде;
    • распределение всего объема работы между подчиненными сотрудниками, контроль над ее выполнением;
    • оформление переписки служебного характера между районным судом и иными инстанциями (вышестоящими судебными или органами правопорядка);
    • ведение книги приказов и распоряжений в рамках функционирования районного суда.

    Секретари

    Секретарь районного суда исполняет служебные обязанности такие как:

    • делопроизводство по судебным делам, которые подлежат разбирательству в суде;
    • ведение журналов и учетно-статистических карточек;
    • обеспечение хранения вещественных доказательств и пр.

    Секретарь судебного заседания, в свою очередь, в рамках служебной деятельности выполняет следующие действия:

    • ведение протоколов заседаний суда в процессе судебного разбирательства дел;
    • подготовка судебного заседания технического характера;
    • осуществление вызова в заседание суда лиц-участников дела (истец, ответчик, адвокат, прокурор, свидетель и пр.), контроль их явки в суд и пр.

    Задача по поддержанию определенного порядка функционирования районного суда подлежит исполнению Федеральной Службой Судебных Приставов РФ в лице судебных приставов. Относительно обеспечения порядка деятельности районного суда судебный пристав обязан:

    2. Структура аппарата суда и штатное расписание

    федерального суда общей юрисдикции

    2.1. Аппарат суда состоит из соответствующих структурных подразделений - отделов, не входящих в их состав должностей "помощник председателя суда" и "помощник судьи", а также должностей, не относящихся к должностям федеральной государственной гражданской службы.

    2.1.1. В федеральных судах общей юрисдикции, где численность аппарата суда не позволяет создавать отделы, аппарат суда состоит из отдельных должностей, как относящихся, так и не относящихся к должностям федеральной государственной гражданской службы.

    2.1.2. Структура аппарата суда, в том числе количество и наименование отделов, его организационное построение, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей, численность работников и штатное расписание, определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации либо с начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации в пределах установленной приказом Судебного департамента общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период, и в соответствии с положениями Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции.

    2.1.3. В структуру аппарата верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа в соответствии с утвержденным штатным расписанием соответствующего суда с учетом примерной структуры, определенной Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, в зависимости от численности работников могут входить: отдел делопроизводства, отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам, отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдел по обеспечению деятельности президиума суда, отдел судебной статистики и правовой информатизации, кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики, отдел государственной службы и кадров, отдел материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий, финансово-бухгалтерский отдел.

    2.1.4. В структуру аппарата районного суда, городского суда, межрайонного суда (далее - районные суды) в соответствии с утвержденным штатным расписанием соответствующего суда с учетом примерной структуры, определенной Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, в зависимости от численности работников могут входить: общий отдел (отдел материально-технического обеспечения, отдел государственной службы и кадров, отдел информатизации), отдел обеспечения судопроизводства (отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдел по обеспечению судопроизводства по гражданским делам).

    2.2. Конкретные задачи, функции и направления деятельности структурных подразделений аппарата суда - отделов определяются настоящим Положением, соответствующими положениями об отделах федерального суда общей юрисдикции, утверждаемыми председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

    2.2.1. В федеральных судах общей юрисдикции, где соответствующие структурные подразделения не созданы, конкретные задачи, функции и направления деятельности аппарата суда определяются настоящим Положением и соответствующими должностными регламентами (инструкциями) работников аппарата суда.

    2.3. Контроль за деятельностью структурных подразделений аппарата суда и работников аппарата суда, а также руководство деятельностью начальников структурных подразделений - отделов осуществляет непосредственно председатель федерального суда общей юрисдикции и (или) его заместители в соответствии с распределением должностных обязанностей.

    2.4. Непосредственное руководство структурными подразделениями аппарата суда осуществляют начальники отделов, а в период их временного отсутствия - их заместители. В случае временного отсутствия заместителя начальника отдела либо отсутствия должности заместителя начальника отдела обязанности начальника отдела приказом председателя суда возлагаются на одного из работников аппарата суда.

    2.5. Распределение функциональных обязанностей между работниками структурного подразделения осуществляется начальником соответствующего отдела или его заместителем в соответствии с возложенными на структурное подразделение аппарата суда задачами и функциями, а также в зависимости от его численного состава. В случае отсутствия начальника отдела и его заместителя указанные обязанности приказом председателя суда возлагаются на одного из работников аппарата суда.

    2.6. В федеральных судах общей юрисдикции, где соответствующие структурные подразделения не созданы, контроль, руководство и распределение функциональных обязанностей между работниками аппарата суда осуществляет председатель федерального суда общей юрисдикции и (или) его заместители в соответствии с распределением должностных обязанностей.

    2.7. Работники аппарата суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата суда также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

    2.7.1. Права и обязанности работников аппарата суда, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации и выдаются удостоверения установленного образца.

    2.7.2. Работники аппарата суда, замещающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, осуществляют деятельность на основании заключенных с ними трудовых договоров в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

    2.7.3. Работникам аппарата суда предоставляются социальные гарантии, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2.8. Должности "помощник председателя суда", "помощник судьи" федерального суда общей юрисдикции в состав отделов не включаются, поскольку должности категории "помощники" учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, в реализации их полномочий и замещаются на определенный срок.

    2.9. Назначение и освобождение от должности работников аппарата суда осуществляется приказом председателя соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

    2.10. Должностные обязанности, права, квалификационные требования и ответственность работников аппарата суда определяются соответствующими должностными регламентами (инструкциями), утверждаемыми председателем соответствующего федерального суда общей юрисдикции.

    2.10.1. При разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих аппарата суда необходимо руководствоваться соответствующими методическими рекомендациями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

    2.10.2. Должностные регламенты помощников председателя суда, помощников судей федеральных судов общей юрисдикции разрабатываются и утверждаются в соответствии с положениями типовых должностных регламентов, утвержденных Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

    2.10.3. Должностные инструкции работников аппарата суда, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, разрабатываются и утверждаются с учетом положений и требований трудового законодательства Российской Федерации.

    2.10.4. При осуществлении своей деятельности работники аппарата суда основываются на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод граждан, сохранения конфиденциальности информации и персональных данных, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2.11. Работники аппарата суда в пределах своих должностных обязанностей взаимодействуют с администратором соответствующего суда, осуществляющим полномочия на основании Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".

    Статья 38. Аппарат суда общей юрисдикции

    1. Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

    2. Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

    3. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    4. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

    (в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 N 5-ФКЗ.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

    7. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

    7.1. Имеющие классные чины работники аппарата федерального суда общей юрисдикции обеспечиваются служебным обмундированием.

    (часть 7.1 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

    7.2. Ношение служебного обмундирования является обязательным для работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, участвующих в судебных заседаниях, а также осуществляющих непосредственное (личное) взаимодействие с гражданами и представителями организаций при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с организацией судебных процессов и организационным обеспечением рассмотрения поступающих обращений.

    (часть 7.2 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

    7.3. Порядок и нормы обеспечения служебным обмундированием имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, а также порядок его ношения утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации.

    (часть 7.3 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

    7.4. Техническое описание образцов предметов служебного обмундирования имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

    (часть 7.4 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

    8. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

    9. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

    1. Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

    2. Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

    3. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    4. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

    5. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 N 5-ФКЗ.

    6. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

    7. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

    8. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

    9. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 38 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

    Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

    Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

    Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции, за исключением положения об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

    Возможный состав аппарата суда общей юрисдикции:

    • помощник председателя суда (судьи);
    • администратор суда;
    • помощник судьи;
    • секретарь судебного заседания;
    • канцелярия по уголовным делам;
    • канцелярия по гражданским дела;
    • приемная суда;
    • отдел кадров;
    • архивариус.

    Функции аппарата суда общей юрисдикции (ст. 39 ФКЗ О судах общей юрисдикции)

    Аппарат суда общей юрисдикции:

    1. принимает и выдает документы;
    2. удостоверяет копии судебных документов;
    3. производит вручение документов, уведомлений и вызовов;
    4. контролирует уплату пошлин и сборов;
    5. осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;
    6. оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;
    7. обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;
    8. ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;
    9. обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;
    10. осуществляет хранение дел и документов;
    11. участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;
    12. осуществляет прием граждан.

    Значительная часть работы, выполняемой в районных судах, при­ходится на долю его аппарата, который непосредственно обес­печивает организационно не только осуществление правосудия, но и обобщение судебной практики, сбор и анализ судебной статистики, учет и систематизацию законодательства, а также выполнение других задач.

    Ближайшими помощниками председателей (районных судей), на­ряду с помощниками, являются адми­нистраторы судов. Введение таких должностей в судах общей юрис­дикции всех уровней, в том числе в районных судах, предусмотрено ст. 17 Закона о Судебном департаменте. Администратор суда принимает меры по организационному и материально-бытовому обеспечению деятельности суда, взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива, организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, обеспечивает работу хозяйственной службы, осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

    Заведующий канцелярией отвечает главным образом за распреде­ление работы между сотрудниками канцелярии, контролирует ее ис­полнение, обеспечивает сохранность журналов учета, служебной пе­реписки, книг приказов и распоряжений по суду и иной документа­ции, оформляет служебную переписку с вышестоящими судебными органами, правоохранительными и иными государственными учреж­дениями, общественными объединениями, предприятиями.

    Секретари суда ведут делопроизводство по судебным делам, под­лежащим рассмотрению конкретными судьями. Они хранят материа­лы дел, ведут необходимые журналы и карточки, обеспечивают хра­нение вещественных доказательств по уголовным делам, оформляют законченные производством дела и сдают их в архив.

    Секретарь судебного заседания ведет протоколы судебных засе­даний, направляет повестки участникам судебного разбирательства и свидетелям, обеспечивает информацию о месте и времени рассмотре­ния дел, назначенных к слушанию.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: