Кто сосредоточивал в своих руках всю законодательную судебную исполнительную и военную власть

Обновлено: 25.04.2024

Главной задачей советского права в годы «перестройки» было юридическое оформление горбачевских реформ. Конституционная реформа была оформлена поправками к Конституции СССР, принятыми в октябре 1988 г. на сессии Верховного Совета СССР, и законом «Об учреждении поста президента СССР» (март 1990 г.). Промышленная реформа базировалась на «Законе о государственном предприятии» (июнь 1987 года). Юридической базой сельскохозяйственной реформы стали Постановление ЦК КПСС «Об аграрной политике КПСС в современных условиях» (март 1989 г.), наметившее основные направления реформирования сельского хозяйства СССР, указ об «Аренде и арендных отношениях»
(май 1989 г.), разрешивший «срочное пользование» землей «от 5 до 50 лет и на более длительный срок», и «Закон СССР о земле» (февраль 1990 г.), предусматривавший право советских граждан на получение земельных участков в «пожизненно наследуемое пользование» (с запрещением продажи земли и сдачи ее в аренду). Легализация частного сектора экономики была оформлена «Законом об индивидуальной трудовой деятельности» (ноябрь 1986 г.) и «Законом о кооперации в СССР» (июнь 1988 г.).

Обострение политической борьбы и начало распада СССР сделали необходимым принятие ряда других законов – «О правовом режиме чрезвычайного положения», «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзных республик из СССР» (апрель 1990 г.), «Об общественных объединениях» (октябрь 1990 г.), «О всенародном голосовании (референдуме) СССР» (декабрь 1990 г.).

Таким образом, в годы «перестройки» были разрушены практически все основы советского тоталитаризма – однопартийная система, мощная репрессивная машина, унитарное многонациональное государство, цензура, советская избирательная система («выборы без выбора»), плановая экономика и др. В то же время некоторые элементы тоталитарной системы (отсутствие многопартийных выборов, господство номенклатуры и т.д.) сохранились.

Лекция 11

Государство и право Российской Федерации (1990-2007 гг.)

в 1990-1991 гг.

Сразу же после выборов народных депутатов РСФСР (март 1990 г.), в которых победили российские радикалы (активисты движения «Демократическая Россия», других демократических партий и т.п.), началась борьба старой союзной и новой российской элит. Ее причины:

1. Борьба высшего и среднего эшелона номенклатуры за союзную собственность (80% российских предприятий).

2. Личный конфликт М.Горбачева и Б.Ельцина.

3. Качественное отличие российской власти от союзной:
в структуре первой преобладали радикалы, второй – консерваторы.

Первое столкновение новой российской власти с союзным руководством произошло уже на I съезде народных депутатов РСФСР (июнь 1990 г.), когда была принята «Декларация о государственном суверенитете РСФСР» (12 июня 1990 г.). Она провозгласила Россию суверенным государством, закрепила верховенство ее Конституции и законов над союзными, право российских властей на национальные богатства России и дипломатическое представительство в других союзных республиках и иностранных государствах.

Вторым шагом по пути оформления российского суверенитета стали выборы президента РСФСР (12 июня 1991г.), на которых победил председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин. Уже в первом туре он получил 57% голосов, а четыре коммунистических кандидата вместе – 30%, в том числе Н.Рыжков, занявший второе место, – 16%. Став президентом, Ельцин нанес удар по главной опоре союзной государственности, КПСС, подписав 20 июля 1991г. указ о департизации, по которому первичные организации КПСС и КП РСФСР, созданной в 1990 г., должны были прекратить свою деятельность на предприятиях, в учреждениях и в силовых структурах, находящихся на территории России.

Решающее значение в борьбе российского и союзного руководства имели августовские события 1991 г., в связи с чем некоторые современные историки называют российское государство 1991-
1993 гг. «Августовской республикой» (термин из доклада доктора исторических наук В.Н.Березовского «Феномен Августовской республики» на научной конференции в Институте российской истории РАН в декабре 1994 г.). В это время был ликвидирован ряд структур, скреплявших Союз (КПСС, союзные парламент, правительство, министерства и т.д.), союзная собственность на территории РСФСР передана российской властям, и началось формирование российской национальной гвардии.

11.2. Августовская республика (1991-1993 гг.)

Политическую жизнь Августовской республики определял конфликт исполнительной и законодательной власти (президента Б.Ельцина и его правительства, с одной стороны, народных депутатов РФ – с другой). Его причины:

1. Изменение задач, стоявших перед народными депутатами (пока у них с президентом был общий враг - КПСС и союзное руководство, они были союзниками, когда же этот враг был повержен, вчерашние союзники стали делить захваченную власть и превратились во врагов).

2. Конфликт глав исполнительной и законодательной власти (президента Б.Ельцина и председателя Верховного Совета РФ Р.Хасбулатова.).

3. Громоздкая структура российского парламента (народных депутатов было 1037, поэтому каждый их съезд автоматически превращался в митинг, с которым исполнительной власти было невозможно договориться).

4. Усиление коммунистической оппозиции (в 1991-1993 гг. в Москве в дни старых коммунистических праздников, 1 мая или
7 ноября, проходили многотысячные демонстрации левой оппозиции, часто сопровождавшиеся столкновениями с милицией, и эти митинговые страсти накаляли и без того напряженную атмосферу на заседаниях Верховного Совета РФ и съездах народных депутатов РФ).

5. Бюрократизация исполнительной власти (в результате «номенклатурного реванша» господствующие позиции в окружении Ельцина заняли его старые сослуживцы по Свердловскому обкому и Московскому горкому КПСС, не способные к компромиссу с радикалами из числа народных депутатов). Первое столкновение двух ветвей российской власти произошло на VI съезде народных депутатов РФ (апрель 1992 г.), который дал резко негативную оценку экономическим реформам Е.Гайдара и потребовал его отставки, но после вмешательства президента гайдаровское правительство было спасено и продолжило реформы. Однако уже на VII съезде народных депутатов (декабрь 1992 г.) парламентская оппозиция добилась отставки Гайдара (главой правительства стал В.Черномырдин, занимавший этот пост до марта 1998 г.) и попыталась организовать импичмент Ельцину (эта попытка провалилась, т.к. противники президента не смогли собрать необходимого для начала процедуры отставки главы государства количества голосов). В марте 1993 г. обострение отношений президента и парламента привело к первому кризису Августовской Республики. 20 марта Ельцин подписал указ об «Особом порядке управления страной» (ОПУС), по которому на 25 апреля назначался референдум о доверии президенту и народным депутатам. В случае победы на нем главы государства деятельность съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ приостанавливалась, и в России вводилось президентское правление. Фактически это была попытка государственного переворота, но она провалилась, т.к. Конституционный Суд РФ признал ОПУС противоречащим действовавшей в то время Конституции РСФСР 1978 г. с поправками начало 90-х годов, а IX съезд народных депутатов РФ 26 марта после провала новой попытки импичмента внес в вопросы референдума новый вопрос - о социально-экономической политике исполнительной власти. В референдуме 25 апреля 1993 г. участвовало 64% избирателей. 59% из них проголосовали за доверие президенту и против досрочных президентских выборов, его социально-экономическую политику одобрили 53% избирателей, за досрочные парламентские выборы проголосовали 74% из них. Однако идея досрочных выборов обеих ветвей власти была отклонена, т.к. для этого нужно было собрать более 50% голосов списочного состава избирателей, а ни одна из сторон такого числа голосов собрать не смогла (при этом число противников у президента оказалось гораздо меньше, чем у парламента: за досрочные парламентские выборы проголосовали 46 млн чел., за досрочные президентские выборы –34 млн). Такие результаты референдума обе ветви власти расценили, как свою победу и начали открытую борьбу на уничтожение противника. Президент созвал Конституционное совещание, подготовившее проект Конституции, которая передавала всю полноту власти главе государства, и заручился поддержкой силовых структур (в середине сентября зарплата офицерам МО и МВД была увеличена на 80%). Народные депутаты отклоняли все правительственные законопроекты и готовили ликвидацию института президентства (это должен был сделать X съезд народных депутатов, намеченный на октябрь 1993г.). Таким образом, вина за трагический исход осенних событий 1993 г. лежит на обеих ветвях власти. Они начались с президентского указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» (21сентября 1993г.), по которому деятельность съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ прекращались, на декабрь 1993 г. назначались выборы в новый парламент, Государственную Думу, и референдум по новой Конституции, а до этого в России вводилось прямое президентское правление. Конституционный Суд РФ (заключением суда 21 сентября) и Верховный Совет РФ (постановлением 22 сентября) оценили этот указ как государственный переворот и основание для смещения Ельцина с поста президента. В ночь на 22 сентября президентом был назначен вице-президент А.Руцкой, и началась раздача оружия сторонникам советской власти. На X съезде народных депутатов РФ (23 сентября -
4 октября 1993 г.) было сформировано новое правительство. Таким образом, в России установилось двоевластие (было два президента, два правительства и две противостоящие друг другу военные силы – силы МО и МВД, подчиненные Ельцину и вооруженные отряды защитников Белого Дома) и возникла реальная угроза гражданской войны. В ночь на 24 сентября в Москве начались вооруженные столкновения (группа офицеров, сторонников Верховного Совета РФ, напала на штаб Вооруженных сил СНГ). В ответ 27-28 сентября Белый Дом был блокирован силами МВД, но 3октября сторонники советской власти прорвали блокаду и попытались захватить всю Москву (взяли московскую мэрию и штурмовали телецентр в Останкино). Поэтому в столицу были введены армейские дивизии (Таманская, Кантемировская и Тульская), и к вечеру 4 октября сопротивление защитников Белого Дома было подавлено, а его руководство (А.Руцкой, Р.Хасбулатов и др.) арестовано. В уличных боях 3-4 октября погибло 1,5 тыс. чел. Таким образом, Августовская республика пала, и в России был установлен новый политический режим - «четвертооктябрьский» (термин академика П.В.Волобуева).

11.3. «Четвертооктябрьский режим»

(1993-1999 гг.)

«Четвертооктябрьский режим», установленный в результате государственного переворота 21сентября – 4 октября 1993 г., был политическим выражением «латиноамериканского варианта» модернизации России. Его социальная опора - «Августовский блок» (союз новой номенклатуры и буржуазии), цель которого – закрепление результатов номенклатурной приватизации и первоначального накопления капитала. Социальная сущность этого режима наложила заметный отпечаток на его политическую систему, в которой соединялись демократические и авторитарные институты (современные российские ученые употребляют для обозначения этого гибрида термины «демократура», «конституционно-выборное самодержавие», «имперское президентство» и т.п.).

Юридически новый политический режим был оформлен Конституцией РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Ее главная особенность - сосредоточение всех трех ветвей власти в руках президента. Он назначает и смещает (с согласия Государственной Думы) главу правительства, Генерального прокурора РФ (с согласия Совета Федерации), подбирает кандидатуры членов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, имеет широкие законодательные права (законодательной инициативы, издания указов, отлагательного вето), руководит внешней политикой и т.д. Высший орган законодательной власти, двухпалатное Федеральное собрание (нижняя палата - Государственная Дума, верхняя - Совет Федерации) реальной власти не имеет, являясь «приводным ремнем» (выражение политолога Л.Шевцовой) исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти де юре является Правительство РФ, де-факто - Президент, т.к. правительство подотчетно и подконтрольно только ему, он назначает и смещает председателя правительства и всех его членов, напрямую руководит важнейшими министерства (обороны, иностранных и внутренних дел). Высшие органы судебной власти (Верховный Суд РФ) фактически также подчинены Президенту, т.к. он подбирает кандидатуры их судей (позже они утверждаются советом Федерации). Академик П.В.Волобуев оценил закрепленный Конституцией РФ 1993 г. государственный строй так:

«По форме нам дарована президентская республика, фактически мы получили полумонархию (некоронованного монарха), а точнее имперское президентство». Выброшен вон фундаментальный принцип разделения властей. Президент сосредоточил в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. В некоторых отношениях наш «демократический» Президент по неограниченности власти превзошел даже…императора Николая II». Ответом российского общества на создание ельцинской «полумонархии» стали результаты парламентских выборов 1993-1995 гг. В декабре 1993 г. на выборах в Государственную Думу партия власти (Выбор России») получила 16% голосов, ЛДПР - 25% КПРФ - 10%, прокоммунистическая Аграрная партия России (АПР) - 12%. В декабре 1995 г. партия власти («Наш дом - Россия») получила 10% голосов, КПРФ - 22%, ЛДПР - 11%, партия демократической оппозиции ЯБЛОКО - 7%. Таким образом, на этих парламентских выборах победила не партия власти (ВР и НДР), а коммунистическая оппозиция. Причины этого:

1. Социальные результаты экономической политики правительств Гайдара и Черномырдина (обнищавшее в результате их реформ население отомстило реформаторам, проголосовав за их противников).

2. Участие в выборах в первую очередь традиционного коммунистического электората (сельского населения, малоимущих, малообразованных и пожилых людей).

3. Глубокий кризис демократического лагеря.

Однако в 1996 г. Ельцин, мобилизовав все ресурсы, сумел временно преодолеть кризис своего режима и победить на президентских выборах (во втором их туре, в июле 1996 г., он получил 54% голосов, лидер КПРФ Г. Зюганов - 40%).

Причины этой победы:

1. За годы реформ серьезно изменилась социальная структура населения России и мотивация поведения российского электората.

2. Опасность коммунистического реванша заставила большинство россиян сплотиться вокруг Ельцина (по словам Е. Гайдара, «сработал инстинкт самосохранения»).

3. Президенту удалось сплотить на антикоммунистической платформе самые разнородные политические силы – от левых (блок «Женщины России», часть АПР и др.) до ультраправых («Память» Д.Васильева, Русское национальное единство и т.п.).

4. Ельцин имел значительный перевес над Зюгановым в организационных и финансовых возможностях (на президентскую пропагандистскую компанию было истрачено 130 трлн. руб., каждый процент прибавки рейтинга президента с 6% до 32% обошелся в
1 млрд. долл.).

5. Руководство КПРФ боялось брать власть в условиях тяжелого экономического кризиса.

Однако в конце 90-х годов кризис «четвертооктябрьского режима» вновь обострился, что доказали экономический кризис 1998 г. и вторжение чеченских боевиков в Дагестан в 1999 г. В этих условиях Ельцин 31 декабря 1999 г. отказался от власти, и исполняющим обязанности Президента стал глава российского правительства В.В. Путин, популярность которого быстро росла. Это доказали парламентские выборы в декабре 1999 г., на которых проправительственные блоки «Единство» и «Отечество - вся Россия» получили 36% голосов, демократическая оппозиция (ЯБЛОКО и Союз правых сил) - 15%, КПРФ - 24%, ЛДПР - 6%.

Д еспотия в переводе с греческого означает неограниченную власть. Сегодня под деспотией мы понимаем определенную форму государства, при которой вся власть сосредоточена в руках одного правилетя-властителя, как правило, наследственного монарха, который правит государством по средствам военно-бюрократического аппарата.

Такая форма управления как деспотия была характерна для Древнего Востока, например, для Древнего Египта, Ирана, Индии, Китая.

Деспотическая форма правления

Кстати, отсюда и понятие — восточная деспотия.

Характерные черты деспотической формы власти

  • полный произвол власти;
  • абсолютное бесправие народа.

Основные положения деспотического государства

  • Воля тирана – закон;
  • Личность тирана божественна;
  • Монарх – верховный собственник земли;
  • Власть деспота неограниченна.

Причины появления деспотов

Деспотия

Историки отмечают, что основная причина появления безграничной деспотии заключается в длительном сохранении общинного уклада. Напомним, что при общинном строе все члены сообщества обрабатывают землю сообща или передают наделы во временное пользование семьям. При таком укладе еще нет частной собственности, поэтому государственная власть обычно предстает в такой форме как деспотия.

Представьте себе небольшую группу людей (общину), где все вместе обрабатывают землю для дальнейшего сбора урожая, чтобы самим же и прокормиться. У власти стоит племенной вождь, который и управляет всей этой общиной, принимает важные решения, раздает приказы, кому чем заниматься. Постепенно община разрастается, превращается в поселение, город, государство, а власть так и осталась в руках одного племенного вождя с кучкой ближайших родственников, которые могут давать советы. Но при этом номинально вся власть все равно сосредоточена в руках одного человека — так начинается деспотия.

despotiya-3

Именно этот поздний первобытнообщинный строй с длительным сохранением общих правил для всех и с одним главарем порождает форму власти, известную как деспотия. А учитывая абсолютную власть монарха и его обожествление, мало кто сопротивлялся тому, что во главе будут наследники тирана.

Классический пример тирании – Древний Египет. У власти фараон, сын Ра (бог Солнца). В его руках сосредотачивалась законодательная, судебная, исполнительная и военная власть. Народ был полностью зависим от своего монарха.

Деспотия прослеживалась в Вавилонии, Ассирии, в Персидской державе, Древней Индии, Китае, Иране и во многих других. В каждом отдельном государстве были свои особенности, например, иногда деспот не обожествлялся.

Тирания в действии

Верховный правитель через посредников:

  • Организовывал общественные работы;
  • Взимал налоги;
  • Строил ирригационные сооружения — дополнительный полив земель (необходимо для эффективного земледелия);
  • Обеспечивал защиту от внешних врагов;
  • Захватывал земли внешних врагов.

Все это требовало формирования ведомств: ведомство военных дел, внутренних дел и публичных работ и за их счет деспотия могла функционировать.

despotiya-4

Законов как таковых не было, верховный правитель применял политику запугивания. А эффективным орудием в этом был божественный культ. Жрецы стали настолько могущественными, что даже вершили правосудие, но все равно деспотия не давала им слишком много власти.

Права человека при тирании

1. Сохранение общинного строя

Первобытно общинный строй не сдавал своих позиций, а это значит, что о частной собственности еще даже речи быть не могло, все члены семьи были коллективно ответственны и преступления одного ложились на плечи всех членов общины.

2. Закрепление социального неравенства

Приближенные по роду к монарху еще имели преимущества, что же касается рабов, вольноотпущенников и других категорий свободных людей, их права ущемлялись.

3. Религиозные основы

Право было тесно связано с моральной ответственностью и религиозными канонами. Например, в честь празднований определенного бога запрещалось чинить беспорядки на улицах. Любое правонарушение одновременно являлось и нарушением канонов религии.

despotiya-5

4. Устные нормы морали

Даже, когда государство использовало письменные источники, право все равно оставалось устным и передавалось как обычаи из поколения в поколение.

5. Закрепление распространенных случаев

В юридической практике деспотом прописывались конкретные случаи, а уже от них отталкивались для трактовки правосудия в других случаях.

6. Формализм права

Правовые нормы очень долго оставались в зачаточном состоянии.

Развитие Восточных стран с деспотической формой правления было замедленно за счет:

  • Чрезмерной централизации управления;
  • Архаизма правовых норм;
  • Бесправия народа;
  • Стагнации общественных отношений.

Нельзя сказать, что деспотическая форма правления была результатом алчности одних и глупости других. Формирование такой формы власти обуславливалось и географическими факторами. В частности, земледелие на Востоке было достаточно сложным занятием, требовалось создание запасов на случай различных стихийных бедствий, неурожая; нужно было жесткое управление для объединения общин.

Но с другой стороны деспотия так замедлила развитие стран, что на арену внешнего мира вышла западная цивилизация и заменила на этом поприще восточную.

В результате спланированной операции на Восточным Фронте Красная армия, 14 ноября 1919 года, заняла Омск в ходе Гражданской войны. Город находился под контролем правительства во главе с Верховным Правителем России, адмиралом Александром Васильевичем Колчаком. Он отказался от обороны Омска и покинул его вместе правительством. Красная Армия взяла город практически без боя и настолько быстро, что многие колчаковские офицеры и чиновники не успели понять, что произошло.

Омское Правительство было составлено из Верховного Правителя, Совета Министров и Совета Верховного Правителя. Также в правительство входило Чрезвычайное Государственное Экономическое Совещание, которое позднее было преобразовано в Государственное Экономическое Совещание.

При Омском правительстве 17 декабря 1918 года было создано особое «Подготовительное совещание», занимавшееся вопросами внешней политики и координирующее деятельность с делегацией «Русского Политического Совещания», представляющей Белую Россию на Парижской мирной конференции.

При Колчаке был восстановлен Правительствующий Сенат. Департамент милиции и государственной охраны, официально включенный в состав Министерства Внутренних дел, фактически был самостоятельной структурой. Руководство идеологической работой было возложено на Центральный осведомительный отдел при Главном штабе и Отдел печати при канцелярии Совета Министров.

Правительство состояло в основном из бывших членов делового Совета Министров Уфимской директории, содействовавших перевороту Колчака. Объединяло сибирских областников кадетского направления, кадетов и народных социалистов.

Верховный Правитель России как глава государства сосредоточил в своих руках все ветви власти: исполнительную, законодательную, судебную. Он обладал неограниченной властью, являясь высшей руководящей инстанцией. Любой законодательный акт становился действующим лишь после подписи Верховным Правителем. Также Верховный Правитель являлся одновременно и Верховным Главнокомандующим.

Власть Верховного Правителя рассматривалась как исключительно временная, до победы над большевиками и созыва Учредительного собрания. Накануне падения Омска, утром 10 ноября 1919 года Совет Министров выехал в Иркутск по Транссибирской железной дороге. Здесь он оказался оторванным от армии и от Верховного Правителя. Омск пал 14 ноября, фронт разваливался. Подавленный неудачами, Вологодский подал в отставку.

Сформировать новое правительство было поручено Пепеляеву, который вскоре уехал из Иркутска к Колчаку. По всей Сибири начались массовые восстания, белые неумолимо отступали на восток. В этой обстановке 21 декабря 1919 года в Черемхове вспыхнуло рабочее восстание, 24 декабря поддержанное в самом Иркутске. Руководство над Правительством взял на себя Управляющий Министерством Внутренних Дел Александр Червен-Водали.

Осознавая близость своего краха, Колчак 4 января 1920 года подписал указ о предрешении своего отречения в пользу генерала Деникина, которому власть планировалось передать по прибытии в Верхнеудинск. Власть на Востоке России переходила к атаману Семенову, а 5 января власть над Иркутском оказалась в руках эсеро-меньшевистского Политцентра. Российское правительство было низложено.

Первым шагом Екатерины II по пути создания такой системы управления была крупная реформа Сената, предпринятая в 1763 г. Сосредоточив в своих руках почти всю законодательную инициативу, исполнительную и судебную власть и достигнув высшей точки своего развития, Сенат с середины 50-х гг. начал терять прежнюю роль в государственном управлении. Вынужденный заниматься рассмотрением множества мелких дел. Сенат не смог сосредоточить свое внимание на решении вопросов общегосударственного значения, и многие из его начинаний не получили должного развития.

Необходимость реорганизации этого высшего государственного учреждения была очевидной. План реформы Сената, подготовленный воспитателем наследника Павла и ближайшим советником императрицы в первые годы ее царствования Н.И.Паниным и утвержденный Екатериной II, предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в определенной сфере государственного управления. Четыре департамента находились в Петербурге, а два в Москве (вместо сенатской конторы).

Важнейшие вопросы управления («государственные и политические дела») были сосредоточены в первом департаменте, возглавляемым самим генерал-прокурором. Этот департамент обнародовал законы, ведал Тайной экспедицией и Канцелярией конфискаций, финансами и финансовым контролем, промышленностью, торговлей, государственными и церковными имуществами и соответствующими им учреждениями.

В ведомстве второго департамента находились вопросы суда, межевания, рассмотрение прошений на имя императрицы и т.п.

Четвертый департамент занимался военно-сухопутными и военно-морскими делами.

Московские департаменты соответствовали петербургским: пятый — первому, а шестой — второму. Все департаменты, кроме первого, возглавлялись обер-прокурорами, подчиненными генерал-прокурору

Генерал-прокурор Сената — глава правительства

Генерал-прокурор превратился в высшего чиновника государства, первого и единственного министра, в ведении которого находились важнейшие и разнообразные дела управления, с которым на практике чаще всего предпочитали сноситься президенты коллегий и губернаторы. Генерал-прокурор от имени и по поручению императорской власти осуществлял надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений; он выступал не только как блюститель законов, но и зачастую исполнял функции министра финансов, юстиции, внутренних дел. Генерал-прокурор пользовался правом ежедневного доклада императрице о решенных в Сенате делах, а в случае разногласия в мнениях сенаторов по какому-либо делу на общем собрании департаментов докладывал о нем императрице и добивался ее личного решения. Так, например, проект о новых штатах местных учреждений, составленный Л.П.Шаховским и одобренный Сенатом, не был утвержден Екатериной II.

Назначая в феврале 1764 г. на этот пост князя А.А.Вяземского, который оставался фактическим главой государственного аппарата почти до конца царствования Екатерины II, императрица составила для него так называемое «Секретнейшее наставление» — программу практических мер, которые надлежало проводить генерал-прокурору в своей работе.

Деятельность разносторонне одаренного и хорошо образованного князя А.А.Вяземского, занимавшего свой пост почти 30 лет, не ограничивалась надзором и контролем за отправлением правосудия и организацией работы прокурорской системы, а была весьма разнообразна и временами настолько расширялась, что охватывала все основные отрасли государственного управления. Он пользовался полным доверием Екатерины II, был верным советником и надежным проводником всех ее идей и новшеств в области государственного устройства и управления.

На первый взгляд реформа Сената носила чисто административный характер, но если при Елизавете Петровне сенаторы имели право вносить предложения о рассмотрении любого вопроса на заседание Сената, то теперь это право полностью перешло к генерал-прокурору. Реформа 1763 г. меняла порядок рассмотрения дел: они должны были решаться единогласно в департаментах, и лишь в случае возникновения разногласий вопрос выносился на общее заседание Сената. Таким образом, каждый департамент выступал как самостоятельное подразделение Сената со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство этого высшего государственного учреждения. В ходе реформы Сенат лишился своей законодательной функции, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа. Их сочетание в одном учреждении было главным недостатком реформы, но на некоторое время центральный аппарат управления заработал четче и эффективнее.

Для того, чтобы понять смысл разделения властей, закрепленного в Конституции, необходимо знать основные виды власти.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

- является постоянно действующим органом;

- Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно;

- заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания);

- палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств;

- члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления).

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по пропорциональной системе.

К ведению Совета Федерации относится:

- одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой;

- утверждение изменения границ;

- утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения;

- назначение выборов Президента РФ;

- назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ;

- отрешение Президента от должности.

Председатель Совета Федерации - Сергей Михайлович Миронов («Справедливая Россия») избран 5 декабря 2001 года и 30 марта 2007 года

К ведению Государственной Думы относится:

- принятие федеральных законов;

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Председатель Государственной думы - Борис Вячеславович Грызлов («Единая Россия») избран 29 декабря 2003 года и 24 декабря 2007 года

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из :

- Председателя Правительства РФ;

- заместителей Председателя Правительства РФ;

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Председатель правительства РФ – Путин В.В.

Полномочия Правительства РФ:

- разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет;

- обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой;

- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- управляет федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

- организует охрану собственности и общественного порядка;

- в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами;

- издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение;

- имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ);

- в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ - система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят :

- Конституционный Суд РФ - Председатель Конституционного Суда Российской Федерации — Зорькин Валерий Дмитриевич;

- Верховный Суд РФ - Председатель Верховного суда РФ — Вячеслав Михайлович Лебедев;

- Высший Арбитражный Суд РФ - Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ — Иванов Антон Александрович;

- система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские);

- система арбитражных судов.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный Суд разрешает дела:

- о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ;

- не вступивших в силу международных договоров;

- споры между федеральными органами власти;

- споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти;

- споры между высшими гос. органами власти субъектов;

- проверяет конституционность законов;

- дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:

- никакой гос. орган , должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов;

- основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты;

- судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком;

- судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны;

- судья не может быть привлечен к административной ответственности;

- к уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей — органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.

Необходима ли, по-вашему, такая сложная система государственных органов? Приведите не менее 3 аргументов своей позиции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: