Государственные служащие как субъекты административного права курсовая

Обновлено: 27.03.2024

Закон о системе государственной службы создает условия единой общефедеральной правовой базы государственной службы РФ, придания ей профессионального характера. Этот закон предусматривает создание единой системы государственной службы в Российской Федерации, включая гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу, и определяет для указанных видов службы общие институты и единые… Читать ещё >

Государственные гражданские служащие как субъекты административного права ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Общие условия государственной службы РФ и ее система. Понятие государственной гражданской службы РФ.

Закон о системе государственной службы создает условия единой общефедеральной правовой базы государственной службы РФ, придания ей профессионального характера. Этот закон предусматривает создание единой системы государственной службы в Российской Федерации, включая гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу, и определяет для указанных видов службы общие институты и единые дефиниции. Согласно данному Закону государственная служба РФ — это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации, т. е. деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков по обеспечению исполнения полномочий:

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Деятельность самих лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, указанным Законом к государственной службе не относится.

Законом о системе государственной службы определена система государственной службы РФ, которая включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

Кроме того, государственная служба РФ подразделяется на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.

Федеральная государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лип, замещающих государственные должности РФ. Видами федеральной государственной службы являются федеральная государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в Закон о системе государственной службы.

Государственная служба субъектов РФ — это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий субъектов РФ, а также полномочий государственных органов субъектов и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. К государственной службе субъектов РФ относится только государственная гражданская служба субъекта РФ. Другие виды государственной службы, в том числе военная и правоохранительная служба, службой субъектов РФ быть не могут.

Государственная гражданская служба РФ (гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы РФ (должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба РФ подразделяется:

на федеральную государственную гражданскую службу (федеральная гражданская служба);

государственную гражданскую службу субъектов РФ (гражданская служба субъектов РФ).

Принципами гражданской службы являются:

приоритет прав и свобод человека и гражданина;

единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия се прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

профессионализм и компетентность гражданских служащих;

стабильность гражданской службы; доступность информации о гражданской службе; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией, Законом о системе государственной службы, Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о гражданской службе), другими федеральными законами, указами Президента РФ , постановлениями Правительства РФ , нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами государственных органов.

В соответствии с законом гражданским служащим признается гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Одним из ключевых институтов гражданской службы, определенных Законом о гражданской службе, является институт должности гражданской службы. Прохождение гражданской службы возможно только на должности государственной службы. При освобождении от должности и не будучи назначенным па другую должность лицо увольняется с гражданской службы.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ , должности государственной гражданской службы субъектов РФ — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений Закона о гражданской службе в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность (26, "https://referat.bookap.info").

В Законе о гражданской службе содержится классификация должностей гражданской службы, которые подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

высшие должности гражданской службы;

главные должности гражданской службы;

ведущие должности гражданской службы;

старшие должности гражданской службы;

младшие должности гражданской службы.

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента РФ (см. Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574). Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы РФ. Порядокведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы РФ утверждается указом Президента РФ .

К должностям гражданской службы устанавливаются квалификационные требования. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

Для замещения должностей государственной гражданской службы формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта РФ и кадровый резерв государственного органа субъекта РФ. Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве. При отказе гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается в общем порядке, предусмотренном Законом о гражданской службе.

В соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы гражданским служащим присваиваются классные чипы гражданской службы. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Классный чин гражданской службы — действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом РФ . В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы — государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством РФ . Другие классные чины гражданской службы присваиваются руководителем государственного органа (лицом, замещающим государственную должность). Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.

Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим утверждено Указом" Президента РФ от 01.02.2005 № 113.

Ранее присвоенные федеральным государственным служащим квалификационные разряды считаются соответствующими классными чинами гражданской службы.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым руководителем государственного органа и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

Важным понятием является и стаж (общая продолжительность) гражданской службы. В стаж гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы; государственных должностей; должностей муниципальной службы; выборных должностей в органах местного самоуправления; иных должностей в соответствии с федеральными законами. Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы РФ и зачета в него иных периодов замещения должностей устанавливается указом Президента РФ .

Стаж государственной гражданской службы РФ для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Целью курсовой работы является изучение государственных служащих как субъектов административного права и сущности правовых норм регулирующих статус государственных служащих.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и классификацию государственных гражданских служащих.
2. Рассмотреть основные элементы административно-правового статуса государственных гражданских служащих.
3. Проанализировать ответственность государственных гражданских служащих.

Оглавление

Введение….……………………………………………………………………
3
Государственные гражданские служащие как социально-профессиональная общность……………………………….……………..

5
1.1 Понятие государственного гражданского служащего……………….
5
1.2 Классификация государственных служащих……………………….
6
Правовой статус государственного гражданского служащего как субъекта административного права………………………………………

9
2.1 Права и обязанности государственного гражданского служащего………………………………………………………………

9
2.2 Ограничения и запреты, связанные с государственной службой.

13
2.3 Гарантии при прохождении государственной службы…………
17
Ответственность государственных служащих ……………………….…
22
Заключение…………………………………………………………………..
25
Список используемой литературы……………..………………………..
26

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

Юридическая школа

кафедра конституционного и административного права/ Кафедра гражданского и предпринимательского права

Государственные гражданские служащие как субъекты административного права

Выполнил: студентка 2 курса

Заочной формы обучения

  1. Государственные гражданские служащие как социально-профессиональная общность……………………………….……………..

1.1 Понятие государственного гражданского служащего……………….

1.2 Классификация государственных служащих……………………….

  1. Правовой статус государственного гражданского служащего как субъекта административного права………………………………………

2.1 Права и обязанности государственного гражданского служащего……………………………………………………… ………

2.2 Ограничения и запреты, связанные с государственной службой. . . .

2.3 Гарантии при прохождении государственной службы…………

Список используемой литературы……………..………………………..

Государственным служащим издавна принадлежит важная роль в деле становления и развития российского государства. В современных условиях они решают ряд задач, направленных, прежде всего, на обеспечение поступательного развития рыночной экономики, соблюдения правовых и демократических принципов в российском обществе, стабилизации общественных и экономических процессов, социальной стабильности, защиты прав и свобод граждан.

Говоря о государственном гражданском служащем, необходимо отметить, что он является субъектом права, а также является реальным участником различных правоотношений. Правоотношения, в которых они участвуют, достаточно разнообразны, но, как показывает практика государственного управления, наиболее часто государственные гражданские служащие участвуют в административных правоотношениях. Именно поэтому необходимо исследовать категорию «государственного гражданского служащего» как субъекта административного права.

Целью курсовой работы является изучение государственных служащих как субъектов административного права и сущности правовых норм регулирующих статус государственных служащих.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

1. Раскрыть понятие и классификацию государственных гражданских служащих.

2. Рассмотреть основные элементы административно-правового статуса государственных гражданских служащих.

3. Проанализировать ответственность государственных гражданских служащих.

В основу курсовой работы вошли научные труды Д. Н.Бахрах, Б. В.Россинского, Ю. Н Старилова, В.А.Козбаненко.

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ
    1. Понятие государственного гражданского служащего

    Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета. Правовое положение (статус) государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. 1

    Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д. 2

    Как отмечает В.А. Козбаненко в своей работе «Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное»: «общий правовой статус государственных и муниципальных служащих устанавливается на основе Конституции России федеральным законодательством. По своей сути правовой статус государственных и муниципальных служащих – это определенная нормами права совокупность прав, обязанностей, социально-правовых гарантий, правовых ограничений, ответственности, выражающая установленные и обеспеченные государством меры должного и возможного поведения лиц, исполняющих должностные обязанности в области государственно – либо муниципально-служебных отношений» 3 .

    Говоря о государственном гражданском служащем, необходимо отметить, что он является субъектом права и реальным участником различных правоотношений. Правоотношения, в которых участвуют государственные гражданские служащие, разнообразны, но, как показывает практика государственного управления, наиболее часто государственные гражданские служащие участвуют в административных правоотношениях.

    1.2 Классификация государственных служащих

    В настоящее время при множестве действующих нормативных правовых актов о государственной службе целесообразно классифицировать государственных служащих по тем же критериям, по которым классифицируется сама государственная служба. В зависимости от органа государственной власти государственные служащие могут быть разделены на федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ. Правовой статус федеральных государственных служащих регламентируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в будущем предполагается принятие закона «О федеральной государственной гражданской службе»), Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», а также иными федеральными нормативными правовыми актами. Правовое положение государственных гражданских служащих субъектов РФ устанавливается законодательными актами, принимаемыми в субъектах Федерации.

    В зависимости от групп занимаемых должностей государственной службы можно выделить государственных служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы.

    Если в качестве критерия классификации государственных служащих взять способ поступления на государственную службу, то можно выделить избираемых государственных служащих; назначаемых государственных служащих; служащих, замещающих государственную должность государственной службы по конкурсу.

    Все государственные служащие могут быть разделены на две группы: лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, прокурорские работники и др.); служащие, не принимающие присягу (например, служащие отделов и управлений областной администрации).

    Если положить в основу деления государственных служащих такой критерий, как специальные профессиональные обязанности и характер государственной службы, то выделяются гражданские государственные служащие и государственные служащие, находящиеся на военной и правоохранительной службе.

    В соответствии с принципом разделения государственной власти различаются государственные служащие, замещающие государственные должности в органах представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти.

    По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц (иногда их называют также сотрудниками государственных органов) и служащих, не являющихся должностными лицами (обычных служащих).

    В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта РФ ведутся, в том числе на электронных носителях, реестры государственных служащих, которые формируются на основе персональных данных государственных служащих.

    Статья 43 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 07 июля 2004 года № 79-ФЗ определяет порядок ведения представителем нанимателя реестра государственных гражданских служащих Российской Федерации. Реестры федеральных государственных гражданских служащих в федеральных государственных органах и реестры государственных гражданских служащих субъектов РФ образуют Сводный реестр государственных гражданских служащих Российской Федерации, порядок ведения которого утверждается указом Президента РФ. 4

    2 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО КАК СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

    Субъекты административного права — реальные участники административно- правовых отношений, — обладая административно- правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах). 5

    Одной из главных особенностей административно-правового статуса государственного гражданского служащего Российской Федерации является наличие законодательно утвержденного особого правового положения гражданских служащих. В соответствии с Федеративным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 № ФЗ-79 года, на них распространяется специальный правовой режим, характерный наличием особых прав и обязанностей, запретов и ограничений. Данная служебно-правовая нагрузка компенсируется законодательно закрепленными государственными гарантиями и социальными льготами. Всё это ставит гражданского служащего, как должностного лица, представляющего государство, в особое правовое положение, выделяя его из всех других профессиональных групп и социальных категорий граждан.

    2.1 Права и обязанности государственного гражданского служащего

    Д.Н. Бахрах подчеркивает, что «субъектами административного права следует признать участников управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения – основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и в общем круг тех и других совпадает» 6 .

    Целью курсовой работы является изучение государственных служащих как субъектов административного права и сущности правовых норм регулирующих статус государственных служащих.
    Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
    1. Раскрыть понятие и классификацию государственных гражданских служащих.
    2. Рассмотреть основные элементы административно-правового статуса государственных гражданских служащих.
    3. Проанализировать ответственность государственных гражданских служащих.

    Оглавление

    Введение….……………………………………………………………………
    3
    Государственные гражданские служащие как социально-профессиональная общность……………………………….……………..

    5
    1.1 Понятие государственного гражданского служащего……………….
    5
    1.2 Классификация государственных служащих……………………….
    6
    Правовой статус государственного гражданского служащего как субъекта административного права………………………………………

    9
    2.1 Права и обязанности государственного гражданского служащего………………………………………………………………

    9
    2.2 Ограничения и запреты, связанные с государственной службой.

    13
    2.3 Гарантии при прохождении государственной службы…………
    17
    Ответственность государственных служащих ……………………….…
    22
    Заключение…………………………………………………………………..
    25
    Список используемой литературы……………..………………………..
    26

    Файлы: 1 файл

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

    В качестве основного элемента правового статуса государственного служащего, обусловливающего ее эффективное функционирование, выступают права государственного служащего, установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации от 07 июля 2004 года № 79-ФЗ.

    Гражданский служащий имеет право на:

    1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

    2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей;

    3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

    4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

    5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

    6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

    7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

    8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

    9) защиту сведений о гражданском служащем;

    10) должностной рост на конкурсной основе;

    11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

    12) членство в профессиональном союзе;

    13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

    14) проведение по его заявлению служебной проверки;

    15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

    16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

    17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

    18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом. 7

    Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, так как государство (государственный орган) принимает на работу гражданина главным образом в целях возложения на него соответствующих должностных обязанностей.

    Круг общих (основных) обязанностей государственного служащего сводится к следующему.

    1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

    2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

    3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

    4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

    5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

    6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

    7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

    8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

    9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

    10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

    11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

    12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. 8

    Существуют также должностные обязанности, которые присущи конкретному виду государственной службы и конкретной занимаемой должности. Они регламентированы в должностных инструкциях, а также локальных нормативных актов того учреждения, в котором проходит службу государственный служащий.

    Таким образом, государственный служащий обладает набором прав, которые в совокупности с обязанностями являют собой один из важнейших элементов административно–правового статуса государственного служащего.

    2.2 Ограничения и запреты, связанные с государственной службой

    Для государственного гражданского служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе (ст. 16 и 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Гражданский служащий не может быть принят на государственную гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

    1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

    2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

    3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

    4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

    5) близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

    6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

    7) наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

    9) непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. 9

    В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

    1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

    2) замещать должность гражданской службы в случае:

    а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации";

    б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

    в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

    3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

    4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход,

    5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;

    6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц;

    7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с российским законодательством;

    8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

    9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

    10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

    11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

    12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

    13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

    14) создавать в государственных органах структуры политических партий, общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

    15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

    16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

    17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

    Целью курсовой работы является изучение государственных служащих как субъектов административного права и сущности правовых норм регулирующих статус государственных служащих.
    Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
    1. Раскрыть понятие и классификацию государственных гражданских служащих.
    2. Рассмотреть основные элементы административно-правового статуса государственных гражданских служащих.
    3. Проанализировать ответственность государственных гражданских служащих.

    Оглавление

    Введение….……………………………………………………………………
    3
    Государственные гражданские служащие как социально-профессиональная общность……………………………….……………..

    5
    1.1 Понятие государственного гражданского служащего……………….
    5
    1.2 Классификация государственных служащих……………………….
    6
    Правовой статус государственного гражданского служащего как субъекта административного права………………………………………

    9
    2.1 Права и обязанности государственного гражданского служащего………………………………………………………………

    9
    2.2 Ограничения и запреты, связанные с государственной службой.

    13
    2.3 Гарантии при прохождении государственной службы…………
    17
    Ответственность государственных служащих ……………………….…
    22
    Заключение…………………………………………………………………..
    25
    Список используемой литературы……………..………………………..
    26

    Файлы: 1 файл

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

    2. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

    3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

    4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 10

    Таким образом, государство накладывает на госслужащего ограничения и запреты, связанные с тем, чтобы государственный служащий более эффективно использовал свое служебное время в интересах государства и общества.

    2.3. Гарантии при прохождении государственной службы

    Важнейшую роль в обеспечении эффективной работы государственного аппарата играют разнообразные и существенные гарантии, которые установлены для государственного служащего Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

    1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

    2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

    3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

    4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

    5) медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

    6) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ;

    7) выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

    8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих" и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

    9) возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащему устанавливаются соответственно постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке возмещения расходов на переезд сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, переведенных на службу в другую местность, членов их семей, а также на перевозку их имущества» от 07 Июля 2011 г. N 542 и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

    10) защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ;

    11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом Российской Федерации от 9 апреля 2007 г. N 43-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

    2. В случае освобождения гражданского служащего от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются по его выбору.

    3. Гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами. 11

    Что касается дополнительных социальных гарантий, то гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на:

    1) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;

    2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием,

    3) замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со ст. 31 настоящего Федерального закона;

    4) гражданским служащим может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых постановлением Правительства РФ

    5) иные государственные гарантии. 12

    Комментируемые статьи 52 и 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливают основные государственные гарантии гражданских служащих, которые корреспондируются с основными правами гражданских служащих, установленными ст. 14 и, как правило, детализированными в иных статьях комментируемого Федерального закона.

    Так, право на равные условия оплаты труда и на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания детализированы в ст. 50 и 51, право на отдых - в ст. 45 и 46.

    Федеральный закон о страховании государственных служащих РФ до настоящего времени не принят, что не означает отсутствия соответствующих гарантий для гражданских служащих, поскольку на них распространяются в полном объеме нормы "общих" Федеральных законов:

    1) Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";

    2) Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изм. от 29.11.2010 N 313-ФЗ);

    3) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" №125-ФЗ (с изм. от 03 декабря 2011 г.);

    4) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" № 166-ФЗ (с изм. от 22 июля 2008 г.).

    Следует отметить, что перечень гарантий не является закрытым, на что прямо указано в ч. 3. Так, на гражданских служащих распространяются нормы ст. 212 ТК РФ в части обязанности представителя нанимателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и, в частности, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569).

    1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛ УЖАЩИХ

    Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность. 13

    Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания.

    Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников).

    Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных служащих согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ (ст. 14): замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[ 14 ].

    Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ).

    В течение срока действия дисциплинарного взыскания, меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

    В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.

    Российское законодательство предусматривает административную ответственность государственных служащих в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

    Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. 15

    Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285—293 УК РФ) 16 . В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности.

    Для государственных служащих установлена материальная ответственность. Она выполняет право-восстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

    Действующее законодательство о государственной службе не содержит соответствующих правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. Однако, как известно, в сфере регулирования государственно-служебных отношений действует законодательство о труде. Поэтому соответствующие статьи Трудового кодекса РФ или специальных законов и иных нормативных правовых актов распространяются и на случаи материальной ответственности государственных служащих.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: