Кто считается основоположником судебной речи

Обновлено: 25.04.2024

1. Прочитав главу 1, вы узнали, что риторика родилась в рабовладельческих государствах Древней Греции и рассматри­валась как теория ораторского искусства. Ее отцами являются софисты — платные учителя и составители речей. В это время риторика была “царицей всех наук”, потому что общественная жизнь Эллады требовала от человека искусного владения словом.

2. Против софистов выступил Сократ (его мнение воспроиз­водит философ Платон в своих диалогах). По мнению Сократа, софист—мнимый мудрец, а софистика—лженаука, по­тому что софисты равнодушны к истине и готовы убедить слуша­телей в чем угодно. Для этого они широко использовали со­физмы — преднамеренно ложные выводы.

3. Платон противопоставил практической риторике софистов учение о подлинном красноречии. По его мнению, со­ставляя речь, оратор должен четко определить предмет этой речи, познать о нем истину, познать души л го­де и, для которых речь предназначена. Речь составляется так, чтобы наилучшим образом воздействовать на душу, убедить слушателя в своей правоте. Платон четко определяет композицию речи: она состоит из вступления, изло­жения, доказательств и выводов.

4. Дальнейшее развитие риторики связано с именем древне­греческого философа Аристотеля. Он определяет риторику как “способность находить возможные способы убеждения относи­тельно каждого данного предмета”. Убеждение зависит от ха­рактера говорящего, настроения слушателя и от самой речи. В книге подробно рассмотрены три рода речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Как и для Платона, для Аристоте­ля важна истинность сказанного в речи. Но Аристотель считает, что истина не всегда доступна человеку, а потому можно делать выводы вероятного характера, но обязательно добросовестно. Аристотель много пишет о необходимости понимания человече­ских страстей, возрастных и социальных особенностей слушате­лей, о композиции и стиле речи.

5. Выдающиеся сочинения по риторике были созданы древнеримским оратором, политиком и писателем Цицероном. По его мнению, риторика представляет собой практически полезную си­стематизацию ораторского опыта. Цицерон придерживается классической схемы риторического процесса.

1) найти что сказать;

2) найденное расположить по порядку;

3) придать ему словесную форму;

4) все это запомнить;

6. Опыт классической риторики обобщен в 12 книгах “Рито­рических наставлений” Квинтилиана. Он рассматривает ритори­ку как науку о способности хорошо говорить и силе убеждать. Квинтилиан не считал необходимым жестко придерживаться ри­торических правил, он придавал большое значение само­стоятельности оратора. Квинтилиан разработал стройную систе­му подготовки оратора.

7. Родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме риторика не погибла вместе с античной цивили­зацией, а продолжала жить в средние века и в новое время.

проЧИТАВ ГЛАВУ, ВЫ УЗНАЕТЕ:

ЧТО ТАКОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ, КАК ОНО ВОЗНИКЛО И РАЗВИВАЛОСЬ

В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОЙ РЕЧИ

КАКИЕ ВИДы РЕЧЕЙ ОТНОСЯТСЯ К СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ КРАСНОРЕЧИЮ

В ЧЕМ СВОЕОБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОГО КРАСНОРЕЧИЯ

ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

ИЗОЛИРОВАНЫ ЛИ РОДЫ РЕЧЕЙ ДРУГ ОТ ДРУГА

Как вы помните, в Древней Греции и Древнем Риме выделя­ли эпидейктические, или торжественные, речи, совещательные и судебные. Ломоносов называет те же три рода. Среди конкрет­ных видов речей, которые наиболее часто встречаются, он выде­ляет проповедь — “слово, от духовной персоны народу предлага­емое”, а также надгробную и академическую речь. В “Риторике” Кошанского называется духовное (проповедь, надгробные слова) и мирское красноречие (речи торжественные, похвальные и ака­демические).

В России академическое красноречие зародилось в XVIII в. Президент Российской Академии наук, в состав которой вхо­дил Академический университет, Е. Р. Дашкова ввела чтение лекций и даже добилась у Екатерины II разрешения открыть общедоступные курсы “на российском языке” по основным от­раслям наук для всех желающих.

Это нововведение должно было способствовать распростране­нию просвещения. Ежедневно в течение четырех месяцев круп­нейшие специалисты читали публичные лекции по основным от­раслям наук: С. А. Котельников — математику, Н. Я. Озерецковский — естественную историю, Н. П. Соколов, Я. Д. Захаров — химию, В. М. Севергин—минералогию, А. К. Кононов, М. М. Гурьев — физику. Успех курсов был огромен. В первой своей речи на заседании ученых Дашкова выразила надежду, что наука распространится из Академии по всему Отечеству.

Расцвет академического красноречия в России приходится на XIX в. и связан с пробуждением общественно-политической жиз­ни страны. Наибольшую популярность приобретает вузовская лекция, которая постепенно превращается в общедоступную, т. е. публичную. Характер этого превращения таков: лекцию сна­чала посещают студенты других факультетов, затем все более и более широкая публика. Если в первой половине XIX в. это преимущественно “дамы и господа”, то во второй половине XIX в. состав слушателей становится более пестрым: тут и куп­цы, и приказчики, и мастеровые и т. д. Заметим, что посещение вузовских лекций широкой публикой наблюдается не только в Санкт-Петербурге или Москве, но и в Казани, Одессе и других городах.

Со второй половины XIX в. лекции уже читаются учеными специально для широкой аудитории, т. е. возникает научно-попу­лярная лекция.

Одним из первых ученых, привлекших на свои вузовские лек­ции толпы слушателей, которые не являлись студентами, был Тимофей Николаевич Грановский, профессор Московского уни­верситета, специалист по истории средних веков.

С его именем связывают развитие гражданских традиций в русской лекторской школе. Грановского называли “идеаль­ным профессором 40-х годов”. Он был прирожденным оратором.

“Что такое дар слова? — писал он друзьям.— Красноречие? У меня есть оно, потому что у меня есть теплая душа и убежде­ния”. “Художником на кафедре” называли его друзья и коллеги. После смерти Т. Н. Грановского лекции его были изданы по со­хранившимся записям.

Традиции, утверждаемые Т. Н. Грановским, получили даль­нейшее развитие в лекторской деятельности ученых. Большим успехом пользовались в Московском университете лекции его младшего современника крупнейшего русского филолога и исто­рика литературы Федора Ивановича Буслаева, которого называ­ли “идеальным профессором 60-х годов”.

Многолюдные аудитории собирал на свои лекции замеча­тельный ученый-историк Василий Осипович Ключевский, чи­тавший свой курс в Московском университете во второй полови­не XIX — начале XX в. Эти лекции легли в основу его многотом­ного “Курса русской истории”, который неоднократно издавался в наше время.

Во второй половине XIX — начале XX в. с блеском читали свои вузовские и научно-популярные лекции физиолог Иван Ми­хайлович Сеченов, химик Дмитрий Иванович Менделеев, биолог, основатель первой в России бактериологической станции Илья Ильич Мечников, анатом Петр Францевич Лесгафт, ботаник Климент Аркадьевич Тимирязев. Блестящими образцами акаде­мических речей являются речи академиков, научная деятель­ность которых развертывается в XX в.,— геохимика Владимира Ивановича Вернадского, минералога Александра Евгеньевича Ферсмана, биолога Николая Ивановича Вавилова, физика Льва Давидовича Ландау и др.

За прошедшие два века сложился определенный тип русско­го лектора, читающего как вузовские, так и научно-популярные лекции. Для него характерно — открытие нового в науке, стрем­ление повернуть эти открытия лицом к человеку, гражданствен­ность, народность позиции, умение изложить свое открытие до­ступно и увлекательно.

Вы помните, что, называя три известных в древности рода красноречия, М. В. Ломоносов заметил, что судебное распро­странения в России не имеет. Так было вплоть до реформы 1864 г., которая заложила новые принципы судопроизводства. Слушание дел стало гласным, в процесс ввели прокурора, адво­ката, присяжных заседателей (судьи-непрофессионалы). Суд стал местом публичных заседаний, полем словесных битв чинов прокуратуры и защитников. Громкие судебные процессы привле­кали на свои заседания широкую публику, они стали освещаться

Возникновение и развитие судебного красноречия Судебное красноречие в Древней Греции. Принято считать, что местом зарождения судебного красноречия является Древняя Греция.

Кто считается основоположником судебной речи?

Основоположниками судебного красноречия по праву считаются Коракс и Лисий, которые впервые основали школу красноречия. Главным способом обучения в ней являлось изучение правил и методических приемов красноречия, а также заучивание образцов речей судебных ораторов.

Чем отличается судебная речь от других видов речи?

Предметом судебной речи является то дело, которое рассматривается в уголовном и гражданском процессе. . Тематика судебной речи строго ограничена материалами рассматриваемого дела, речь отличается большей конкретностью, чем любая другая публичная речь. Важная черта судебной речи - правдивость (или объективность), т.

Кто является главным адресатом судебной речи?

Что такое оратор в Древней Греции?

orare — «просить», orator — букв. . Тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия или владеющий ораторским искусством. В некоторых случаях предводитель охлократии.

Что входит в ораторское искусство?

Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) — искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство — это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства (подача) и психологических техник.

Как Демосфен стал оратором?

С ранней юности мечтал Демосфен стать оратором. . Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, покоренная силой его выступления. С этих пор Демосфен забросил все игры и другие занятия: он стал усиленно упражняться в красноречии. Сначала юноша, по обычаям того времени, писал судебные речи для других.

Что такое ораторские способности?

Ораторское мастерство — это, в первую очередь, способность отдельной личности к самовыражению через собственную речь. Кроме того, ораторское искусство во многом — это ещё и умение быть хорошим собеседником. Многие убеждены, что навыки риторики помогают избавиться от комплексов и зажимов, свойственных многим людям.

Каковы основные этапы работы при подготовке к выступлению?

В ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммникативный (определение темы и цели выступления, оценка аудитории и обстановки, подбор материала, создание текста, репетиция), коммуникативный (произнесение речи, ответы на вопросы, ведение полемики) и посткоммуникативный (анализ речи).

Кто такой хороший оратор?

Мастером ораторского искусства является тот человек, который с лёгкостью владеет живым словом и может с его помощью воздействовать на собеседника или целую аудиторию. Иными словами, техника речи настоящего оратора приближается к совершенству. .

Как стать мотивационным оратором?

  1. Начните говорить публично .
  2. Читать, просматривать и слушать других мотивационных ораторов .
  3. Запишите все ваши идеи в качестве материалов .
  4. Пройти курсы общения .
  5. Накопить опыт .
  6. Начните работать в поле .
  7. Стать экспертом .
  8. Получите сертификацию

Как стать искусным оратором?

  1. 1 Знай свою целевую аудиторию Есть золотое правило риторики: если аудитория не понимает оратора, виноват оратор, а не аудитория. .
  2. 2 Постоянно практикуйся .
  3. 3 Работай над невербаликой .
  4. 4 Планируй свое выступление .
  5. 5 Будь гибким

Что такое ораторский талант?

Тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия или владеющий ораторским искусством.

Как улучшить свое ораторское искусство?

  1. Глубоко изучите материал Первым шагом к развитию ораторских способностей и успеху публичного выступления служит глубокое понимание и знание темы выступления. .
  2. Не говорите монотонно .
  3. Говорите доходчиво и уверенно .
  4. Язык тела – ваш друг .
  5. Первое впечатление – последнее впечатление .
  6. Подготовьтесь к речи .
  7. Создайте свой образ

Как улучшить свою риторику?

Для чего нужно учиться ораторскому искусству?

На самом деле учиться ораторскому искусству необходимо каждому, ведь это целая наука как правильно построить речь, чтобы вызывать доверие у собеседника. Как избежать недоговоренности в вашей речи, как уговорить, убедить, доказать свою правоту. . Ораторское мастерство также помогает и в обычной жизни.

Как самому научиться красноречию?

  1. Делайте богаче свой лексикон .
  2. Избавьтесь от ошибок .
  3. Избавьтесь от того, что портит вашу речь .
  4. Работайте над произношением .
  5. Берите пример .
  6. Практикуйтесь постоянно

Что такое риторический идеал?

Это представление — своеобразный образ хорошей речи — называется риторическим идеалом. Риторический идеал связан с особенностями национальной культуры, он отражает исторически сложившиеся социальные, нравственные, этические, эстетические представления об идеальной речи.

Что такое риторический идеал современности?

Итак, риторический идеал – это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающаяся систему ее ценностей – эстетических и этических (нравственных).

Что такое речевой идеал?

Риторический идеал— это «система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее ценностей — эстетических и этических (нравственных)» (А.

Что такое риторический канон?

Целью оратора является успешное выступление перед публикой. Большую помощь в составлении речи может оказать риторический канон, известный еще с античных времен. . Благодаря ему, оратор следует определенной последовательности в своей работе над будущим публичным выступлением.

Что такое Инвенция в риторике?

Инвенция (лат. "Inventio" - "изобретение") - это раздел риторики, изучающий разработку предметной сферы ораторской речи. На этом этапе оратор должен определить свою стратегию, сформировать замысел речи, развернуть ее тему через подбор соответствующего материала.

На каком этапе риторического канона важен тщательный отбор слов и их сочетаний?

Элокуция (от лат. Это этап облечения мысли в слова, на нем совокупность идей, смысловой каркас речи одевается в словесные одежды, получает словесное выражение. Здесь важен тщательный отбор слов и их сочетаний (смысловой, стилистический, даже звуковой).

Аристотель - основоположник риторики. Период зарождения риторики и ее особенности в античности. Адресат судебной речи. Соблюдение правил риторики в речах Ф.Н. Плевако. Анализ этапов на пути от мысли к слову, отраженных в классическом риторическом каноне.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 15.01.2012
Размер файла 24,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская академия правосудия

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Риторика»

1. Основоположником Риторики был

А) Сократ В) Горгий

Б) Аристотель Г) Цицерон

2. Перечислите известных судебных ораторов России (не менее 5)

Анатолий Федорович Кони, Фёдор Никифорович Плевако, Сергей Аркадьевич Андреевский, Александр Иванович Урусов, Александр Яковлевич Пассовер, Владимир Данилович Спасович.

3. Когда зародилась риторика? Что из наследия античной риторики может быть, по вашему мнению, использовано ораторами в наши дни? Обоснуйте свою точку зрения

Риторика (др.-греч. . -- «ораторское искусство» от . -- «оратор») -- филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие. Первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации.

По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона, политическому оратору и адвокату (судебному оратору). Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения». Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора -- не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного, для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы. Труд Коракса до нас не дошёл, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит. Ученик Коракса, Лисий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов. Из его школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения».

4. Кто является адресатом судебной речи

5. Чем знамениты речи Ф.Н. Плевако? Охарактеризуйте их с точки зрения соблюдения правил риторики

Получил прозвище «московский златоуст». Вел и крупные политические процессы, в том числе по Морозовской стачке 1886 года. Всегда отстаивал свободу, честь и достоинство человеческой личности, не пренебрегал и защитой простых, как тогда говорили, маленьких людей, блистая на этих процессах своим красноречием ничуть не меньше, чем на громких делах. Остроумие, находчивость, мгновенная реакция на реплики противника, к месту проявленный сарказм -- все эти качества ярко демонстрировал выдающийся оратор. Для обывательской массы провинциальных углов России Плевако был полумифической фигурой, о которой так много приходилось слышать и которую редко кому приходилось видеть. Но уж если видели и слышали, то неизменно гордились тем, что видели «самого Плевако».

Ф.Н. Плевако часто рассматривает дело с точки зрения «гражданина»: говорит об «общественном мнении» по данному поводу, апеллирует к «общей» (возможно и исторической) памяти аудитории, следствием чего является трансформация образа аудитории, вводит в речь критику или максимально объективно характеризует дело, иногда опирается на здравый смысл. Например, в речи по делу Севских крестьян существует следующий фрагмент: «Русская национальная черта сказалась: тишь, молчаливое страданье и взрыв на мгновение. И хорошее, как подвиг, и дурное, как проступок, у смиренного и безответного, что пятно на лице, как-то случайно, на час-другой, не в смысле природного дефекта, а набегом, мутью, заразой. Русский человек даст порой Минина, порой Пугачева, порой Пожарского, порой Разина. А между этими именами -- десятилетия и столетия молчания и мертвой зыби. » Здесь оратор апеллирует к русскому национальному характеру, как гордости всей русской нации. Считается что, русская душа состоит из противоположностей и отсюда: «тишь, молчаливое страданье и взрыв на мгновение», все это вмещает русская душа, душа каждого из слушающих. Чтобы подчеркнуть эту мысль Ф.Н. Плевако приводит ряды, определяющие две стороны русской души: «хорошее - подвиг - Минин - Пожарский» и в противоположность им «дурное - проступок - Пугачев - Разин». Оратор приводит примеры, в которых присутствует, с одной стороны, факты защиты отечества народом, с другой стороны, приводится ссылка на ряд крестьянских войн против бесправия и произвола, и оратор ставит рассматриваемое дело в один ряд с ними. Основная черта проявления этих противоположностей - это длительные промежутки времени между ними: «десятилетия и столетия», и непродолжительность появлений: «на мгновение», «на час - другой».

Убеждение в случае использования точки зрения «гражданина» строится в большей степени на стилистических средствах, пафосе оратора.

Другим приемом убеждения является включение в речь точки зрения «проповедника», который «проповедует сострадание и человеколюбие». В языковом плане ее «ядром» является высокая и книжная лексика, библейские и книжные метафоры, обращения к суду, риторические вопросы и восклицания, и другие средства, повышающие общий тон речи. В речи по делу Севских крестьян «проповедник» занимает большое место в связи со спецификой рассматриваемого дела, например: «Да, дурное дело, совершенное ими, сегодня им чуждо, как и нам. Их надо пощадить насколько возможно. Русские силы теперь гибнут массами. Будемте скупы на трату их, хотя бы в области правосудия. Оно еще требует жертв, алтари его, приспособленные к человеческому жертвоприношению, не убраны. Но закон дал вам, гг. судьи, широкое право на сокращение кары, на скупость в расходовании человеческой крови и слез. Поменьше их! … Учить правде следует правдою же! Учить уважению к закону - примерами! А где они. Скажите же в вашем приговоре, мягком и человечном, что поднять народ может свет, а не тьма, что пока узки двери в школу и широки в тюрьму, - люди, вроде судимых ныне, подобны слепорожденным: спотыкаясь, они не столь виновны, как зрячие. … Подстрекатель нашего бедного люда -- ставни, загораживающие доступ света в убогие дома его. Не будьте же строги и защитите их от несчастья. » Суть этого приема - апелляция к чувствам слушателей, призыв к человеколюбию судей: «Скажите же в вашем приговоре, мягком и человечном». Эффект усиливается за счет использования книжной лексики и антитез, библейских метафор: «(правосудие) требует жертв, алтари его, приспособленные к человеческому жертвоприношению, не убраны; (право) на сокращение кары; свет и тьма; слепорожденные и зрячие»; обращения к суду, риторических восклицаний: «гг. судьи, Поменьше их! … Учить правде следует правдою же! Учить уважению к закону - примерами! А где они. ». Включение в речь точки зрения «проповедника» помогает оратору воздействовать на чувства аудитории за счет используемых риторических тропов и фигур. К блоку иррациональных средств аргументации можно отнести и прием включения в речь позиции «обвинителя», специфика которой заключается в том, что она помогает адвокату критиковать действия как подсудимого, так и других участников судебного разбирательства. Стиль здесь отличатся обличительным, оценочным характером.

Например, в речи по делу Гилярова-Платонова и Дубенского: «мелочное самолюбие весьма легко оскорбляется и выводит обвинение в оскорблении, в опозорении своего честного имени там, где для этого нет никаких оснований». Оратор выражает негативную оценку истца, используя достаточно резкие выражения. Он акцентирует внимание на этой оценке, навязывая ее аудитории: «мелочное самолюбие весьма легко оскорбляется», «оскорбившийся исправник» и пр. Кроме этого, оратор обвиняет истца в избрании «не совсем прямого пути для очищения своего будто бы опозоренного имени» и указывает наиболее честный путь «прямее и легче было бы путем исследования на месте, путем расспроса прикосновенных к делу лиц восстановить действительные факты». Адвокат «обвиняет» истца в нечестности, в желании продемонстрировать свою состоятельность за счет других. Рассмотренный выше прием убеждения основывается в первую очередь на использовании оценочной лексики, которая помогает снижать образ объекта речи.

Изложение фактов как прием рационального убеждения сводится адвокатом к использованию обыденной логики и опоре на здравый смысл, что с точки зрения логической теории убеждения переводит эмпирическую по форме аргументацию в разряд контекстуально обусловленных или даже некорректных приемов убеждения.

Другое средства убеждения - использование интерпретаций статей закона, что обусловлено спецификой судебной речи. «Оценка (деяния подсудимого. - Е.К.), то есть законное определение преступления, составляет чисто рассудочную деятельность … в основании … защиты лежит юридическая оценка события …». Цель аргументов такого рода - доказательство состоятельности / не состоятельности обвинения по данной статье. Главная задача - анализ вменяемой по делу статьи. Так, в выступлениях Ф.Н. Плевако существуют варианты реализации этого типа доводов, которые мотивированны материалами дела (как в первом из приведенных случаев) или ситуацией суда (как во второй и третьей разновидностях): 1) закон интерпретируется с точки зрения самого закона; 2) закон трактуется с позиций «здравого смысла»; 3) закон толкуется точки зрения общества.

Например, в речи по делу о стачке оратор определяет, была стачка преступной или нет. Для этого Ф.Н. Плевако подробно анализирует статьи закона, поясняя их и, выделяя важные для дела моменты: «обратите внимание на текст ст. 1358 и на соседку ее, на ст. 1359, сообразите отведенное им место в Уложении. Тогда не буду ли я прав, предложив следующий комментарий к закону, подлежащему применению по делу». Оратор включает аудиторию в ход рассуждения и анализа статей, рассчитывая на их внимание к его размышлениям, употребляет юридические термины и обороты «комментарий к закону, подлежащему применению по делу, статья 1258 не ограничивает понятия стачки, наличностью массового прекращения работы до срока…» Здесь оратор полностью опирается на закон, комментируя его. Фрагмент речи выдержан в официально-деловом стиле, из которого выделяется слово «соседка» в отношении статьи 1359, несущее бытовую окраску. Прием интерпретации статей закона можно назвать наиболее корректным и рациональным средством убеждения, которое использует Ф.Н. Плевако в своих выступлениях. Таким образом, Ф.Н. Плевако использовал в своих защитительных речах такие иррациональные средства аргументации как: оценка материалов дела с точки зрения развития общества в целом, включение в речь точки зрения «проповедника» и «обвинителя», которые позволяют оратору воздействовать на чувства аудитории. Кроме того, адвокат уделял внимание фактологической стороне дела и анализировал статьи закона, поясняя его суть присяжным заседателям, что представляет собой, по сути, приемы рационального убеждения, но Ф.Н. Плевако часто низводит их до апелляции к здравому смыслу, что в строгом смысле не является логическими доводами.

6. Какие этапы на пути от мысли к слову отражены в классическом риторическом каноне

судебный риторика речь плевако

Риторический анализ - позволяет понять как устроена готовая речь, то есть проследить путь от мысли к слову. Для этого используется такое понятие как риторический канон.

Этапы классического риторического канона:

1.Инвенция - изобретение (найти что сказать).

2.Диспозиция - расположение изобретения.

3.Элокуция - словесное оформление мысли.

5.Actio hypocrisis - произнесение (исполнение) речи.

Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места» (топы - смысловые модели развития речи).

Инвенция - поиск идей, содержания, смысла будущей речи. По Ломоносову идеи подразделяются на простые и сложные по структуре. Для того, чтобы развить идею испол. смысловой модели « топы « «общие места»: род, вид, часть, целое, определение, сходства, различия, причина, следствие, сравнение.

Совокупность «общих мест» - топика - отражает общие законы мышления или смысловой модели, по которой любой ритор или оратор творит речь. Топика позволяет без напряжения разработать любую идею.

Смысловая модель: Род, вид

Топ, род и вид отражают универсальный закон речи или мышления, умение рассуждать, от общего к частному - дедукция, от частного к общему - индукция.

Смысловая модель: Определение

Предмет речи очень просто можно определить через ближайшие родовые и видовые отличия.

В классической риторической традиции определение (дефиниция, экспликация) речи следует за вступлением.

I способ - подвести под общее понятие.

II способ - определить предмет речи через противопоставление.

III способ - используя метонимию - через смежность предмета.

IV способ - через последовательное перечисление свойств.

Троп: целое, часть.

Используется для определения:

1) Предмет речи рассматривается как часть целого и рассказывается об этом в целом;

2) Рассматриваются элементы (части) предметов речи и говорят о них в отдельности - анализ; и вновь возвращаются к целому на новом познавательном уровне - синтез.

I. Выделяются или перечисляются только те части предмета, которые функционально значимы.

II. Самые заметные признаки и свойства.

Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности речи выделяется следующая структура:

Диспозиция (по Ломоносову) - расположение идей в пристойном порядке. Риторический канон в расположении идей речи отражают европейскую культуру слова. Современные рекомендации, опираясь на традиции, ничего не навязывают оратору, а лишь предлагают определенные образцы. Для того, чтобы описать предмет творчески, описание делится на три части - начало, середина, конец.

1) обращение к предмету описания (О мысль! Люди!)

2) сказать о времени дня или года

3) сказать о месте, где предмет находится или встречается.

(описание от общего к частному).

1) если предмет бездействует (озеро, поляна), описываются перемены в нем происходящие в зависимости от внешних условий (время, погода).

2) неодушевленные физические предметы, которые состоят из частей - описывается каждая часть.

3) нравственный предмет (совесть, благородство) - обращаются к топу, вид, род, разновидность, подобие, противоположность.

4) действующее лицо (киноактер) - описываются свойства. Существуют правила расположения середины, концовки:

а) самое интересное в предмете располагается ближе к концу описания;

б) избегать излишней детализации (брать самое существенное, главное);

1) эмоционально обратиться к предмету речи, выразить свои чувства, пожелания;

2) выразить нравственную идею, моральную мысль.

Элокуция - это этап словесного оформления речи. Важен отбор слов и словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образные средства для выражения смысла речи - «цветы красноречия»).

Actio hypocrisis - произнесение речи на публике предполагает умение пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика).

Подобные документы

Исследование особенностей ораторского искусства в Древней Греции. Анализ ораторских приемов, которыми пользовались софисты и другие видные ораторы античности. Стиль как предмет риторики. Риторический идеал Аристотеля. Основные положения его "Риторики".

реферат [24,0 K], добавлен 04.10.2013

Рождение риторики в древности и ее развитие. Софисты. Их роль в становлении риторики: Сократ, Платон, Аристотель. Современная риторика. Первый закон риторики и принципы диалогизации речевого общения. Речи. Деловая риторика. Беседа. Переговоры.

учебное пособие [473,9 K], добавлен 05.12.2007

Зарождение и развитие риторики. Искусство спора на суде. Основные этапы риторического канона. Виды ораторского искусства. Обвинительная и защитительная речи. Структура и признаки судебной коммуникации. Лингвистические аспекты законодательных текстов.

курс лекций [787,5 K], добавлен 26.04.2014

Развитие и составляющие элементы классической риторики. Трактование риторики греками, римлянами и в период Средневековья, ее определение Ширяевым. Разделы риторики как науки. Ораторские приёмы убеждения слушателя, логичность изложения материала.

реферат [16,0 K], добавлен 21.12.2011

Необходимость риторики для успешной самореализации человека. История возникновения и развития риторики, ее задача как учебного предмета. Рассмотрение современной публичной речи, базирующейся на достижениях современных гуманитарных наук, каноны риторики.

реферат [21,1 K], добавлен 12.01.2011

Современное информационное общество и различный контекст применения искусства риторики. Понятие устной публичной речи и ее родовидовая классификация. Массовая коммуникация и политическая задача риторики. Коллективное авторство и технологичность текста.

курсовая работа [27,8 K], добавлен 23.12.2014

Понятие риторики, история развития как систематической дисциплины. Риторический идеал Сократа, Платона, Аристотеля. Риторика в древнем Риме. Ораторское искусство в период средневековья, эпоху Возрождения. Ее развитие в период с XVII по XIX вв., ренессанс.

1. Понятие судебного красноречия

Прокурора и адвоката, выступающих в судебных прениях, называют судебными ораторами. Это предполагает большую ответственность. Почему? Для ответа на этот вопрос давайте вспомним, кто такой оратор.

Слово оратор заимствовано в XVIII в. из латинского языка (лат. orator - от orare - говорить, излагать). Слово многозначное. Первое его значение - «тот, кто произносит речь», «лицо, произносящее речь». В этом значении слово употребляется как термин: прокурор и адвокат, защищая или оспаривая права истца и ответчика в гражданском процессе и поддерживая государственное обвинение или защищая права подсудимого в уголовном процессе, выполняют свою функцию в соответствии с процессуальным положением в судебном разбирательстве. Роль оратора в этом понимании слова сводится к выполнению действий, предусмотренных процессуальным законом: проанализировать, дать правовую оценку.

Не ошибемся, если скажем, что чаще всего человек, произносящий публичную речь по долгу службы, формально, без любви к делу, без уважения к своей профессии, говорит, как правило, невнятно, неуверенно, монотонно, сбивчиво, заученными стандартными фразами, с речевыми ошибками. Речь его засорена пустыми, ненужными словами типа в общем-то, как бы и др. Об ораторских приемах и говорить не приходится. Слушать такую речь скучно. Да и нужна ли она в суде? Выполняет ли она свое назначение? А оратор даже не задумывается, что речь можно произнести иначе, так, чтобы она стала убедительной, чтобы судья прислушался к ней.

Совсем недавно пришлось слушать речь молодого адвоката, который в течение нескольких минут три раза произнес просторечную форму средства. И когда после окончания процесса я объяснила ему его ошибку, он отреагировал смеясь: «А, да, такое со мной случается. А знаете, ораторское искусство сейчас не востребовано».

Говорить чисто, грамотно, красиво - стыдно? Немодно?

Можно оценивать говорящего как хорошего или плохого оратора, умелого или неумелого, скучного. Но важно помнить, что «От некачественной, неубедительной судебной речи страдают не только интересы правосудия, потерпевшего и подсудимого, но и репутация и имидж судебного оратора, особенно адвоката» [143. С. 279].

Но у слова оратор есть еще второе значение: «тот, кто обладает даром произносить речь, красноречием». Это не только говорящий человек, но человек, умеющий говорить перед аудиторией. Он знает, как привлечь внимание слушателей, потому что он мастер; он владеет ораторским искусством; он любит свое дело. Оратор - это человек, глубоко изучивший тему выступления, материалы дела и свободно владеющий ими; человек, который умеет четко и определенно сформулировать тезис выступления, составить рабочий план; человек, который логично, ясно, убедительно излагает материал. «Оратор есть тот, - писал Цицерон, - кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении». Такими ораторами были выдающиеся юристы прошлого. С большим уважением говорил о них В.М. Савицкий: «Задумайтесь, почему мы с благоговением произносим имена старых русских юристов? Почему часто вспоминаем их?» (Из разговора за «круглым столом» в редакции газеты «Неделя»).


Ораторское искусство

Что такое ораторское искусство? Слово «искусство» обозначает «отрасль творческой художественной деятельности» (выделено мною. - Н.И.); «высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности». Специфической сферой деятельности является ораторское искусство. Это творческая деятельность по подготовке и произнесению публичной речи. Деятельность, основанная на большом упорном труде, в результате которого человек может овладеть умением произносить речь перед аудиторией: говорить логично, доходчиво, увлекательно и убедительно. В теории публичной речи ораторское искусство понимается как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи: это умение формулировать тезис и подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения с целью оказать определенное воздействие на слушателей; это умение доказывать и опровергать, умение убеждать; это речевое мастерство.

Одной из разновидностей ораторского искусства является судебное ораторское искусство, которое нередко называют судебным красноречием. Что такое красноречие?

М.В. Ломоносов писал, что «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить». Но может ли говорить «красно» прокурор, поддерживающий обвинение в убийстве? Уместна ли красивая, образная речь при изложении результатов судебно-медицинской экспертизы? или, например, при правовой квалификации преступления? при определении меры наказания подсудимому?

М.М. Сперанский определял красноречие как «дар потрясать души». Но как может потрясать души судебный оратор?

А.Ф. Кони различал понятия «красноречие» и «ораторское искусство». Красноречие он понимал как «дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений», т.е. как умение говорить образно, как природное дарование. Ораторское же искусство, по его убеждению, «есть умение говорить грамотно, убедительно».

Слово красноречие В.И. Даль определял как науку «и умение говорить и писать красно, убедительно (выделено мною. - Н.И.) и увлекательно».

Современные словари толкуют его так: «1. Способность, умение говорить красиво, убедительно (выделено мною. - Н.И.); ораторский талант || Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика».

Значит, красноречие - это умение говорить не только красиво, но и убедительно, это сочетание таланта и определенных знаний и умений.

Судебное красноречие, основное назначение которого - способствовать установлению юридической истины по делу, формированию внутреннего убеждения судей, имеет свою специфику, которая обусловлена нормами процессуального закона и предполагает оценочно-правовой характер речи[3]. Эту специфику охарактеризовал Н.П.Карабчевский: «Судебное красноречие - красноречие особого рода. На него нельзя смотреть лишь с точки зрения эстетики. Вся деятельность судебного оратора - деятельность боевая. Это вечный турнир перед возвышенной и недосягаемой «дамой с повязкой на глазах». Она слышит и считает удары, которые наносят друг другу противники, угадывает и каким орудием они наносятся» [96. С. VI]. Тактика речи, стиль, ораторские приемы и речевые средства у каждого оратора свои, проверенные, отработанные. Одни покоряют судебную аудиторию силою своего вдохновения, как Ф.Н. Плевако, другие - глубиной мысли и ясностью изложения, как А.Ф. Кони. Но каждому судебному оратору важно уметь говорить доступно, грамотно, аргументировано. Это главное.

Возьмите для примера тексты судебных выступлений известных дореволюционных юристов К.К. Арсеньева, М.Ф. Громницкого, - язык их сухой, деловой. Вы не найдете в них ярких выражений, запоминающихся образов. Но речи глубоки по содержанию, аргументированы и убедительны, выводы обоснованы. Мысли излагаются точно, ясно и логично. Поэтому их справедливо считают образцами судебного ораторского искусства.

По нашему убеждению, судебное ораторское искусство можно определить как комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.

Судебное ораторское искусство связано с требованием логичности, убедительности. Доказательность - важнейшая черта рассуждений в судоговорении. Все положения в речи должны быть обоснованы, аргументированы.

«Выяснить, доказать и убедить - вот три взаимосвязанные функции, которые определяют внутреннее содержание судебного красноречия», - отмечал один из исследователей судебной речи[4].

Искусство судебного оратора проявляется в умении четко определить тему спора (тезис, целевую установку), построить судебное выступление так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всей речи, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства дела, указать причины преступления или гражданского конфликта, дать глубокий психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые выводы и убедить в этом судей и аудиторию. Проявляется оно и в умении оказать психологическое воздействие, в умении найти точные языковые средства для выражения мыслей, так как содержательная, ценная мысль нуждается в совершенной форме. Совершенство речи создает в судебной аудитории атмосферу доверия оратору.

Говорить хорошо в суде - это говорить по существу, тщательно, всесторонне и объективно анализируя материалы дела, опираясь на нормы права; говорить доходчиво, логично, убедительно, в соответствии с нормами литературного языка.

Красноречие же как «умение говорить красиво» является составной частью судебного ораторского искусства - эффективным средством эмоционального воздействия. Изобразительно-выразительные средства языка помогают судебному оратору акцентировать внимание суда на тех или иных деталях дела.

Раскрывая картину преступления, оценивая последствия преступления или незаконности сделки, создавая психологическую характеристику подсудимого, судебный оратор тем самым «потрясает души» слушателей. Безусловно, способствуют этому правильно выбранные языковые средства и ораторские приемы. «Судебные речи только тогда способствуют вынесению судом по результатам судебного разбирательства правильного и справедливого решения, когда позиции обвинения и защиты изложены достаточно ярко и убедительно, по всем правилам ораторского искусства» [172. С. 141].

Требования к языку судебной речи в определенные эпохи претерпевают изменения. Если в дореволюционной России судебные ораторы, как правило, не употребляли речевых юридических стандартов, а многие адвокаты говорили с присяжными заседателями, «как говорят писатели с публикой», то в советский период считалось, что «всякие излишества, преследующие цель украшательства речи ради ее внешнего эффекта, могут только повредить делу и помешать достижению цели» [52. С. 15]. Говорить рекомендовалось языком закона. Речь судебных ораторов стала клишированной, стандартизованной. В настоящее время в соответствии с судебными реформами ощущается необходимость яркого, образного судоговорения. Сейчас актуальной становится мысль, высказанная когда-то Н.П.Карабчевским: «От внешней стороны речи требуется художественная цельность и целесообразная законченность» [95. С. 89].

Эта мысль стала особо актуальной в наши дни, когда в судебных прениях ежедневно произносятся однообразные, трафаретные, скучные, не всегда убедительные речи. Современные юристы поднимают вопрос о том, чтобы в суд вернулось «настоящее судебное ораторское искусство, в котором налицо и разумное содержание, и привлекательная изящная форма, когда полезное содержание подается не только убедительно, но и вызывает восхищение» [130. С. 49.]

Мастерство судебного оратора основывается на постоянном упорном, целенаправленном труде. Только частые упражнения и желание добиться мастерства приведут к умению говорить публично. В искусстве судоговорения уметь говорить - значит свободно владеть всеми материалами дела, всеми доказательствами, ощущать форму своей речи, понимать ее значение, знать секреты профессии оратора. Четкое, ясное, безупречно аргументированное изложение своей позиции - важный признак культуры ораторского труда.

Чтобы приобрести умения, чтобы стать хорошим судебным оратором, нужно помнить, что подготовка судебной речи - дело творческое. Для этого необходимо овладеть логикой рассуждения и изложения, методами убеждения, ораторскими приемами, методикой подготовки и произнесения убедительной, воздействующей речи. Всему этому учит риторика, которая определяется как наука об условиях и формах эффективной речевой коммуникации, о многообразных способах убеждения аудитории с помощью речевого воздействия.

Примечания:

Об этом см. "Назначение судебной речи" и "Отличительные черты судебной речи" в теме 2.

На него нельзя смотреть лишь с точки зрения эстетики.

Вся деятельность судебного оратора – деятельность боевая.

Это вечный турнир перед возвышенной и недосягаемой «дамой» с повязкой на глазах.

Н. П. Карабчевский.

Предмет риторики сложен и неоднозначен. Соответственно, и круг задач варьируется в зависимости от его определения. Риторика исследует многовековую культуру действенного слова, которая является частью нас самих. Риторику можно рассматривать с различных позиций: как искусство речи и теорию этого искусства, как научную дисциплину, основанную на богатой культурной традиции, целостную программу преобразования идеи в слово, общую теорию мыслительно-речевой деятельности. Даже при беглом взгляде на историю риторики невозможно не заметить ее разветвленные связи с такими дисциплинами, как философия, эстетика, логика, этика, психология, социология, лингвистика, семиотика и т. д.

За 2,5 тыс. лет существования данной науки в качестве определения использовались сотни формулировок. Среди них выделяют три основных направления.

1. Первое, условно называемое греческим, трактует риторику как «искусство убеждения» (центральное понятие у Платона, Аристотеля).

2. Второе направление связано в большей мере с римской традицией понимать риторику как «искусство говорить хорошо». С этого времени в риторике усиливается интерес к литературно- языковому компоненту.

3. Третье характерно для средневековья и начального периода Возрождения, в нем риторика является «искусством украшения». В результате возрастания интереса риторов к литературному компоненту усилилась эстетическая характеристика речи, что в итоге привело к распаду единства логоса (мысли) и выражения (языка).

Каждое из перечисленных выше направлений, определяющих предмет и устанавливающих задачи риторики сообразно ему, не может быть строго приписано определенному периоду развития данной дисциплины, они полноправно сосуществуют и отражают объект с разных сторон.

Предмет и задачи риторики также может быть определен исходя из литературного либо логического ее понимания. Новые представления о дисциплине отражаются в ряде современных определений риторики.

В русле логического направления риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта (А. К. Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С. И. Гиндин); убеждающая коммуникация (Й. Коппершмидт);

В русле литературного направления – это филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается c поэтикой и стилистикой (В. Н. Топоров).

В русле судебного направления – этокомплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.

«Выяснить, доказать и убедить - вот три взаимосвязанные функции, которые определяют внутреннее содержание судебного красноречия», - отмечал один из исследователей судебной речи ()

Понятие судебной речи (риторики).

Судебная речь – это официальная профессиональная речь, она является обязательным компонентом важнейшей судебной процедуры – судебных прений. Вместе с тем она существенно отличается от других видов публичных выступлений.

Судебные прения – часть судебного разбирательства, в которой стороны подводят итоги проведенного исследования фактических обстоятельств дела, анализируют собранные доказательства, высказывают и обосновывают мнения по поводу вопросов, подлежащих разрешению судом.

Судебные прения состоят из речей лиц, представляющих сторону обвинения или защиты. А судебная речь – это публичная речь, обращенная к суду, а также ко всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела, произнесенная в судебном заседании и представляющая собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам.

Целью судебной речи является способствование формированию внутреннего убеждения судей, убедительно и аргументировано воздействовать на народных и присяжных заседателей, присутствующих в зале суда граждан.

Предметом судебной речи является деяние, за которое подсудимый привлекается к уголовной или иной ответственности.

Содержание судебной речи представляет собой совокупность вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора.

Материалом для судебной речи служат обстоятельства, связанные с конкретным уголовным или гражданским делом, факты, доказательства.

Специфическая особенность судебной речи – строгая процессуальная регламентированность. Например, обвинители и защитники, потерпевший и подсудимый, участвующие в судебных прениях по уголовному делу, высказывают соображения по поводу установленных в ходе судебного следствия фактических обстоятельств дела, доказанности и недоказанности обвинения, наступивших в результате преступления последствий, юридической оценки преступлений и т. д. Для профессиональных участников процесса (прокурора, обвинителя, адвоката-защитника) изложение и обоснование своей позиции по данным вопросам – процессуальная обязанность. В их речах должен быть сделан вывод о виновности или невиновности подсудимого, о юридической квалификации преступления, о наказании подсудимого или освобождении от наказания, о разрешении гражданского иска, а также других вопросов. А вот для подсудимого, обвиняемого, потерпевшего по делам частного обвинения выступление в суде – это право, которым они могут воспользоваться при желании.

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Поиск по сайту

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: