Кто прошел на судах весь амур

Обновлено: 25.04.2024

Долгое время в мире господствовало заблуждение, что река Амур крайне мелководна и ее русло теряется в песках. Развенчал эту ошибку многих известных мореплавателей наш великий исследователь, морской офицер Геннадий Невельской. Подробности — в публикации ИА AmurMedia.

Первое водное путешествие, первый сплав по Амуру состоялся в 1854 году, в период Крымской войны, в течение которой была и Тихоокеанская компания, и блестящая победа русских войск в Петропавловске-Камчатском, и подготовка к обороне непосредственно в Приамурье. После высочайшего утверждения — "плыть по реке Амуру", Его Императорское Величество Николай Первый добавил генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьёву (тогда еще просто Муравьёву, без приставки — Амурский): "Чтобы при этом не пахло пороховым дымом!"

Вся Сибирь встрепенулась при вести об открытии плавания по Амуру, которого она ожидала более 160 лет, со времен Ерофея Хабарова. Николая Николаевича Муравьёва везде встречали с восторгом, давали в честь его обеды, сочиняли стихи и песни. А на водах реки Шилки уже красовался невиданный до сего времени в Забайкалье пароход "Аргунь" и 76 грузовых баркасов для экспедиции.

14 мая 1854 года после напутственного молебна перед древней иконой Божией Матери, вынесенной из Албазина, и при салюте из албазинской пушки, флотилия начала спускаться по притоку Амура — реке Шилке. Как известно, древний Албазин был основан русскими казаками в 17 веке, но после подписания Нерчинского договора с Китаем его вынуждены были сжечь.

Флотилия шла под руководством капитана Петра Васильевича Казакевича и перевозила первых переселенцев с их скрабом, военный батальон, припасы и артиллерию. Возглавлял сплав сам Муравьёв. Командовал пароходом "Аргунь" лейтенант Александр Сгибнев, в будущем видный военно-морской историк.

День рождения пароходства

Итак, 14 мая 1854 года является датой учреждения Амурского речного пароходства. Одновременно со сплавом был послан из Петербурга в Пекин Пекинскому трибуналу внешних сношений лист о намерении разграничить Приамурские земли.

Непосредственно на Амуре первое судно было заложено чуть позже — 22 октября того же года. Произошло это в устье Амура на мысе Куегда, называлась шхуна-баржа "Лиман", но моряки ласкового прозвали ее "Бабушкой". Напомним, что топливом для всех речных кораблей тогда являлись дрова, заготовкой которых и занялись первые переселенцы.

Так начиналась славная история Амурского пароходства. Активно продолжилась она и в 20-м веке. С 1954 по 1960 год было построено 198 самоходных и 138 несамоходных судов. Большинство построено на судостроительных предприятиях Амурского бассейна.



Наиболее известен так называемый "Проект 860", благодаря которому был обновлен весь речной флот и построены такие известные суда, как "Ерофей Хабаров", "Семен Дежнев", "Василий Поярков", "Г.И. Невельской", "Пржевальский", "Миклухо-Маклай", "Георгий Седов" (построенный на "Амурском судостроительном заводе") Теплоход "Пржевальский" позже переименовали в "Звезду Амура", а еще позже в "Граф Муравьев-Амурский", отдав тем самым дань великому соотечественнику.

История одного корабля

Переименовывать пароходы считалось делом обычным, поэтому не будем путаться в названиях, а расскажем об одном, может быть самом известном в крае пароходе — "30 лет ГДР". В 1980 году он был построен в Германии, в городе Бойценбурге и в этом же году в качестве иностранного подарка был отдан Волго-Донскому речному пароходству и приписан к Ростову-на-Дону, где совершал речные круизы и даже один раз заходил в Москву. Может быть, так и ходил бы он там до сих пор, но судьба распорядилась иначе.



"30 лет ГДР". Фото: Открытые источники

Запланированный для обновления Амурского речного пароходства теплоход "Александр Суворов" не помещался в плавучий док, предназначенный для его перегонки на Амур — немного не рассчитали строители с габаритами. И было принято решение передать "30 лет ГДР" на Дальний Восток. Незамедлительно началось большое морское путешествие.

Последние рейсы по реке железнодорожные паромы на трассе Комсомольск — Пивань совершили в сентябре 1975 года, когда был введён в эксплуатацию мост через Амур

Последние рейсы по реке железнодорожные паромы на трассе Комсомольск — Пивань совершили в сентябре 1975 года, когда был введён в эксплуатацию мост через Амур. Фото: Открытые источники

Вообще-то, аналоги будущего Амурского флагмана и сами способны на небольшие морские походы, но непредсказуемый мировой океан без помощи плавучего дока был ему все-таки не по плечу. Судно длиной 130 метров и высотой в несколько этажей спряталось в доке, как в коробочке. Неспешное путешествие через Черное, Средиземное и Красное моря, Индийский и Тихий океаны заняло около трех месяцев.

Флагман на металлолом

Сопровождали теплоход, не считая экипажей дока и буксиров, пять комсомольчан — в их распоряжении были все каюты и палубы. Так порт приписки поменяли на город Хабаровск, и корабль стал флагманом всего Амурского речного судоходства. Комсомольск пользовался им на правах аренды, и все, кто в 80-е годы прибывал в активном жизненном возрасте, помнят незабываемые прогулочные рейсы под названием "Вечерний Комсомольск", пользующиеся большим спросом.

В 90-е с теплоходом стали происходить пертурбации. В начале его переименовали во "Владимир Арсеньев", потом и вовсе содержание стало пароходству не по карману. И "30 лет ГДР" превратился в гостиницу во Владивостоке, затем оттуда был продан в Южную Корею, переименован в "Ferris Flotel" и тоже использовался в качестве гостиницы. В 2003 году пострадал от пронесшегося урагана, а в 2004 прямо на набережной корейского города Пусан начались работы по разделке судна на металлолом. К сожалению, наше время сделало этот страшный сон любого корабля грустной реальностью.

Гибель "Хабарова" и "Муравьёва"

Весной 2011 года любопытные комсомольчане, имеющие привычку гулять вблизи яхтенного клуба, могли заметить у берега двух речных гигантов: "Ерофей Хабаров" устало облокотился на "Графа Муравьева-Амурского", и оба понимают, что привели их сюда не от хорошей жизни.



Рядом со столь почтенными особами находится более скромный "Капитан Котенко", это бывший "Миклухо-Маклай", и от него оставалась только одна палуба, но и она вскоре ушла на переплавку.



"Капитан Котенко", бывший "Миклухо-Маклай". Фото: Открытые источники

"Ерофею Хабарову" и "Графу Муравьёву-Амурскому" ненадолго продлили жизнь коммерсанты, выкупив их для использования в качестве общежития и рыбоперерабатывающего цеха в период путины лосося. "Георгий Седов" какое-то время использовали на "Амурском судостроительном заводе" в качестве административного здания. О пассажирском туристическом флоте речь в настоящее время, к сожалению, не идет. Современное "Амурское пароходство" владеет множественными судами технического и грузового назначения, но туризм на Амуре на данный момент продолжает считаться делом неприбыльным.

Последним туристическим теплоходом стал "Василий Поярков". Последнее судно "Проекта 860". Большую часть времени на нем работал летний детский лагерь. Дети из всего Хабаровского края имели возможность прикоснуться к большой реке, побывать в расположенных на ней населенных пунктах. Сейчас же для этого есть лишь небольшие "ОМики" и скоростные метеоры "Капитан Князев" и "Сергей Торбин". Их называют "водными самолетами", и развивают они скорость свыше 60 км/час. Дебаркадеров необходимых для путешествия на этих метеорах также осталось считанное количество.

Суда Восход-14 и Метеор-187 у причала Речного вокзала (1984-1990)

Суда Восход-14 и Метеор-187 у причала Речного вокзала (1984-1990). Фото: Открытые источники

Безусловно, речной транспорт мог бы выпускать Амурский судостроительный завод. Однако, для этого нет ни государственного, ни частного заказчика. Тем не менее, Амур с его протяженностью в 2824 километров, протекающий по территориям нескольких государств и российских регионов, для многих жителей Хабаровского края все-таки является привлекательным туристическим объектом.

В Комсомольске по сей день продолжают жить ветераны Амурского речного пароходства. Один из них — Валентин Берсенёв, одновременно и потомок первых переселенцев на Амур. Дед Валентина Григорьевича Акакий служил бакенщиком, то есть зажигал бакены — плавучие знаки, ограждающие фарватер, и обозначающие навигационные опасности.

Валентин Берсенев

Валентин Берсенев. Фото: Из личного архива

Сам Валентин Берсенёв работал и мотористом, и помощником механика, и старшим инженером участка плавучей механизации, а также начальником отдела охраны окружающей среды. Работал в устье реки Хор, черпая гравий дизельно-электрическим двухвинтовым краном, необходимый для постройки шоссейной дороги, а ныне федеральной трассы "Хабаровск — Комсомольск".

В Комсомольске намывал песком огромные городские территории, например, район "Парус". В возрасте 57 лет уехал в командировку в Сингапур и Малайзию, где таким же намывным образом намывали целые подводные острова, необходимые для строительства моста через пролив.

Увидеть Амур и восхититься

Валентин Берсенёв является автором многих краеведческих книг об истории Амурского пароходства. Вот что пишет автор во вступлении к одной из своих книг:

"Плавать я умел с малолетства, на лодке ходил уже с 5 лет, за что все ребята прозвали меня капитаном. На паровом катере "Отважный" работал мой двоюродный брат, брат отца после фронта работал на пароходе "Чита" рулевым. Мой отец все пароходы различал по гудкам. Так что благодаря таким примерам, я недолго думал, выбирая свой путь, полюбив Амур с юных лет".

Туристы

Туристы. Фото: Открытые источники

Что ж, не будем считать, что история Амурского судоходства закончена или же сократилась до немногочисленных грузовых перевозок. Не для того трудились Невельской с Муравьёвым и многочисленными соратниками, делая Амур достоянием России, открывая первые сплавы по этой великой реке. Увидеть Амур во всей его красе должен каждый дальневосточник и не только…

Ива́н Ю́рьевич Москви́тин , (годы рождения и смерти неизвестны) , русский землепроходец, атаман пеших казаков. В 1639 году с отрядом казаков первым из европейцев достиг Охотского моря, открыл его побережье и Сахалинский залив. Предположительно, выходец из-под Москвы. В 1626 году значился рядовым пеших казаков в Томске.

Хабаро́в-Святитский Ерофей Павлович (около 1603 года, вероятнее всего деревня Святица, ныне Котласского района Архангельской области — 1671 год, опять же предположительно, Братский острог, ныне Братск, или Усть-Киренга, ныне Киренск Иркутской области) — русский исследователь, путешественник и предприниматель. Происходит из казаков, крестьян Устюжского уезда Вологодской губернии. Продолжатель дела Василия Пояркова. Прошёл на судах весь Амур, построил укреплённый острог, был жесток с коренным населением, чем сыскал дурную славу.

Семён Ива́нович Дежнёв (ок. 1605, Великий Устюг — нач. 1673, Москва) — выдающийся русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, а также торговец пушниной, первый из известных европейских мореплавателей, в 1648 году, на 80 лет раньше, чем Витус Беринг, прошёл Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки.
Примечательно, что Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, тогда как Дежнёв прошёл пролив с севера на юг, по всей его длине.

Влади́мир Васи́льевич Атла́сов (по некоторым документам Отласов; около 1661/1664, Великий Устюг — 1711, Нижнекамчатск) — русский землепроходец, сибирский казак.
Александр Пушкин назвал Владимира Атласова «Камчатским Ермаком» , а Степан Крашенинников — «обретателем Камчатки» . Однако первыми российскими исследователями Камчатки были экспедиции Л. С. Мороско — И. О. Голыгина в 1695—1696 годах.

Ива́н Ю́рьевич Москви́тин , (годы рождения и смерти неизвестны) , русский землепроходец, атаман пеших казаков. В 1639 году с отрядом казаков первым из европейцев достиг Охотского моря, открыл его побережье и Сахалинский залив. Предположительно, выходец из-под Москвы. В 1626 году значился рядовым пеших казаков в Томске.

Хабаро́в-Святитский Ерофей Павлович (около 1603 года, вероятнее всего деревня Святица, ныне Котласского района Архангельской области — 1671 год, опять же предположительно, Братский острог, ныне Братск, или Усть-Киренга, ныне Киренск Иркутской области) — русский исследователь, путешественник и предприниматель. Происходит из казаков, крестьян Устюжского уезда Вологодской губернии. Продолжатель дела Василия Пояркова. Прошёл на судах весь Амур, построил укреплённый острог, был жесток с коренным населением, чем сыскал дурную славу.

Семён Ива́нович Дежнёв (ок. 1605, Великий Устюг — нач. 1673, Москва) — выдающийся русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, а также торговец пушниной, первый из известных европейских мореплавателей, в 1648 году, на 80 лет раньше, чем Витус Беринг, прошёл Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки.
Примечательно, что Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, тогда как Дежнёв прошёл пролив с севера на юг, по всей его длине.

Влади́мир Васи́льевич Атла́сов (по некоторым документам Отласов; около 1661/1664, Великий Устюг — 1711, Нижнекамчатск) — русский землепроходец, сибирский казак.
Александр Пушкин назвал Владимира Атласова «Камчатским Ермаком» , а Степан Крашенинников — «обретателем Камчатки» . Однако первыми российскими исследователями Камчатки были экспедиции Л. С. Мороско — И. О. Голыгина в 1695—1696 годах.

Ива́н Ю́рьевич Москви́тин , (годы рождения и смерти неизвестны) , русский землепроходец, атаман пеших казаков. В 1639 году с отрядом казаков первым из европейцев достиг Охотского моря, открыл его побережье и Сахалинский залив. Предположительно, выходец из-под Москвы. В 1626 году значился рядовым пеших казаков в Томске.

Хабаро́в-Святитский Ерофей Павлович (около 1603 года, вероятнее всего деревня Святица, ныне Котласского района Архангельской области — 1671 год, опять же предположительно, Братский острог, ныне Братск, или Усть-Киренга, ныне Киренск Иркутской области) — русский исследователь, путешественник и предприниматель. Происходит из казаков, крестьян Устюжского уезда Вологодской губернии. Продолжатель дела Василия Пояркова. Прошёл на судах весь Амур, построил укреплённый острог, был жесток с коренным населением, чем сыскал дурную славу.

Семён Ива́нович Дежнёв (ок. 1605, Великий Устюг — нач. 1673, Москва) — выдающийся русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, а также торговец пушниной, первый из известных европейских мореплавателей, в 1648 году, на 80 лет раньше, чем Витус Беринг, прошёл Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки.
Примечательно, что Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, тогда как Дежнёв прошёл пролив с севера на юг, по всей его длине.

Влади́мир Васи́льевич Атла́сов (по некоторым документам Отласов; около 1661/1664, Великий Устюг — 1711, Нижнекамчатск) — русский землепроходец, сибирский казак.
Александр Пушкин назвал Владимира Атласова «Камчатским Ермаком» , а Степан Крашенинников — «обретателем Камчатки» . Однако первыми российскими исследователями Камчатки были экспедиции Л. С. Мороско — И. О. Голыгина в 1695—1696 годах.

имя первопроходца: 1)С. И. Дежнёв, 2)В. Д. Поярков, 3)Е. П. Хабаров, 4)М. В. Стадухин экспедиция: А) в 1643-1646 гг. руководил экспедицией по реке Амур, Б) в 1648 г. предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, открыл пролив между Азией и Америкой, В) в 1641-1642 гг. организовал экспедицию на реки Оймякон и Анадырь, Г )в 1649-1653 гг. предпринял ряд экспедиций в Приуралье, составил первый "Чертёж реки Амур"

1)С. И. Дежнёв- Б) в 1648 г. предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, открыл пролив между Азией и Америкой.
В 1648 году, на 80 лет раньше, чем Витус Беринг, прошёл Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки

2)В. Д. Поярков- А) в 1643-1646 гг. руководил экспедицией по реке Амур
Поярков совершил исторически вполне доказанное 12 недельное (3 месячное) плавание вдоль юго-западных берегов Охотского моря от устья Амура до устья Ульи, где попав в шторм, зазимовал осенью 1645 года. Здесь уже в 1639 году ступала нога "русского человека" Ивана Москвитина, а местные народы платили дань московскому "белому царю". Затем через реку Мая казаки Пояркова начали свое возвращение домой. В Якутск в 1646 году вернулось по разным данным 20, 33 или 52 казака из экспедиции Пояркова. Прямые цели похода не были достигнуты, однако российские власти получили ценные сведения о пройденных территориях.

3)Е. П. Хабаров- в 1649-1653 гг. предпринял ряд экспедиций в Приуралье, составил первый "Чертёж реки Амур"
Продолжатель дела Василия Пояркова. Прошёл на судах весь Амур, построил укреплённый острог, был жесток с коренным населением, чем сыскал дурную славу.

4)М. В. Стадухин -В) в 1641-1642 гг. организовал экспедицию на реки Оймякон и Анадырь,
Уроженец архангельского Севера. В юности перебрался в Сибирь и 10 лет прослужил казаком на берегах Енисея, затем на Лене. Зимой 1641 года отправился во главе отряда "проведывать новых земель". Совершив переход на конях через северную часть хребта Сунтар-Хаята, попал в бассейн Индигирки. В районе Оймякона собрал ясак с окрестных якутов, прошел на коче до устья Момы и обследовал ее низовья. Затем отряд спустился к устью Индигирки и летом 1643 года первым достиг морем дельты "большой реки Ковыми" (Колымы) , открыв 500 километров побережья Северной Азии и Колымский залив.

Марко Поло, Ибн БаТТута, А. Никитин, Ермак, И. Маквитин, В. Поярков, С. Дежнев, Ерофей Хобаров, В. Атласов, П. Семенов, Н. Прожевальский. Даты, где родился, какую территорию изучал, извесные книги.

1. Марко Поло, родился 15 сентября 1254 в Венеция — умер 8 января 1324, там же — итальянский купец и путешественник, побывал на Ближнем Востоке, Индии, Монголии и Китае, написал "Книге о разнообразии мира"
2. Ибн Баттута, годы жизни : 25 февраля 1304, Танжер — 1377, Фес) — знаменитый арабский путешественник и странствующий купец, объехавший все страны исламского мира — от Булгара до Момбасы, от Тимбукту до Китая.
3. Афанасий Никитин, год рождения неизвестен-умер 1474, Смоленска — путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей «Хожение за три моря» . Побывал на Ближнем Востоке и Индии
4. Ермак, год рождения (приблизительно) 1532,1534,1542 — убит 6 августа 1585, Сибирское ханство — казачий атаман, покоритель Сибири
5. Василий Поярков, до 1610 — после 1667 гг. первооткрыватель
Даурии и Амура
6. Семен Дежнев, 1605, Великий Устюг — нач. 1673, Москва. За 80 лет до В. Беринга первым прошел проливом, который отделяет Азию от Америки
7. Е. Хабаров, 1603, вероятнее всего деревня Святица, ныне Котласского района Архангельской области — 1671 год, опять же предположительно, Братский острог, ныне Братск [1], или Усть-Киренга, ныне Киренск Иркутской области) — исследователь, путешественник и предприниматель. Прошёл на судах весь Амур, построил укреплённый острог, был жесток с коренным населением, чем сыскал дурную славу.
8. В. Атласов, около 1661/1664, Великий Устюг — 1 февраля 1711, Нижнекамчатск) — русский землепроходец, сибирский казак, исследователь Камчатки. Однако до него на Камчатке побывали экспедиции Л. С. Морозко — И. О. Голыгина в 1695—1696 годах.
9. Н. Пржевальский, (31 марта [12 апреля] 1839, дер. Кимборово Лобковской волости Смоленского уезда — 20 октября [1 ноября] 1888, Каракол (Пржевальск) . Ученый, путешественник. Исследователь российского Дальнего Востока, Ценральной Азии, Монголии и Китая. В Монголии открыл неизвестный вид лошади, названный его именем.

Фамилии некоторые неправильно написаны. да почти все.

Ма́рко По́ло (итал. Marco Polo [ˈmarko ˈpɔːlo]; 15 сентября 1254, Венеция — 8 января 1324, там же) — итальянский купец и путешественник, представивший историю своего путешествия по Азии в знаменитой «Книге о разнообразии мира» . Несмотря на сомнения в достоверности фактов, изложенных в этой книге, высказываемые с момента её появления до нынешнего времени, она служит ценным источником по географии, этнографии, истории Армении, Ирана, Китая, Монголии, Индии, Индонезии и других стран в средние века. Эта книга оказала значительное влияние на мореплавателей, картографов, писателей XIV—XVI веков. В частности, она была на корабле Христофора Колумба во время его поиска маршрута в Индию; по подсчётам исследователей, Колумб сделал на ней 70 пометок [1]. В честь него в 1888 году была названа бабочка из рода желтушек - Желтушка Марко Поло (Colias marcopolo).

Марко Поло, родился 15 сентября 1254 в Венеция — умер 8 января 1324, там же — итальянский купец и путешественник, побывал на Ближнем Востоке, Индии, Монголии и Китае, написал "Книге о разнообразии мира"
2. Ибн Баттута, годы жизни : 25 февраля 1304, Танжер — 1377, Фес) — знаменитый арабский путешественник и странствующий купец, объехавший все страны исламского мира — от Булгара до Момбасы, от Тимбукту до Китая.
3. Афанасий Никитин, год рождения неизвестен-умер 1474, Смоленска — путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей «Хожение за три моря» . Побывал на Ближнем Востоке и Индии
4. Ермак, год рождения (приблизительно) 1532,1534,1542 — убит 6 августа 1585, Сибирское ханство — казачий атаман, покоритель Сибири
5. Василий Поярков, до 1610 — после 1667 гг. первооткрыватель
Даурии и Амура
6. Семен Дежнев, 1605, Великий Устюг — нач. 1673, Москва. За 80 лет до В. Беринга первым прошел проливом, который отделяет Азию от Америки
7. Е. Хабаров, 1603, вероятнее всего деревня Святица, ныне Котласского района Архангельской области — 1671 год, опять же предположительно, Братский острог, ныне Братск [1], или Усть-Киренга, ныне Киренск Иркутской области) — исследователь, путешественник и предприниматель. Прошёл на судах весь Амур, построил укреплённый острог, был жесток с коренным населением, чем сыскал дурную славу.
8. В. Атласов, около 1661/1664, Великий Устюг — 1 февраля 1711, Нижнекамчатск) — русский землепроходец, сибирский казак, исследователь Камчатки. Однако до него на Камчатке побывали экспедиции Л. С. Морозко — И. О. Голыгина в 1695—1696 годах.
9. Н. Пржевальский, (31 марта [12 апреля] 1839, дер. Кимборово Лобковской волости Смоленского уезда — 20 октября [1 ноября] 1888, Каракол (Пржевальск) . Ученый, путешественник. Исследователь российского Дальнего Востока, Ценральной Азии, Монголии и Китая. В Монголии открыл неизвестный вид лошади, названный его именем.

1. Марко Поло, родился 15 сентября 1254 в Венеция — умер 8 января 1324, там же — итальянский купец и путешественник, побывал на Ближнем Востоке, Индии, Монголии и Китае, написал "Книге о разнообразии мира"
2. Ибн Баттута, годы жизни : 25 февраля 1304, Танжер — 1377, Фес) — знаменитый арабский путешественник и странствующий купец, объехавший все страны исламского мира — от Булгара до Момбасы, от Тимбукту до Китая.
3. Афанасий Никитин, год рождения неизвестен-умер 1474, Смоленска — путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей «Хожение за три моря» . Побывал на Ближнем Востоке и Индии
4. Ермак, год рождения (приблизительно) 1532,1534,1542 — убит 6 августа 1585, Сибирское ханство — казачий атаман, покоритель Сибири
5. Василий Поярков, до 1610 — после 1667 гг. первооткрыватель
Даурии и Амура
6. Семен Дежнев, 1605, Великий Устюг — нач. 1673, Москва. За 80 лет до В. Беринга первым прошел проливом, который отделяет Азию от Америки
7. Е. Хабаров, 1603, вероятнее всего деревня Святица, ныне Котласского района Архангельской области — 1671 год, опять же предположительно, Братский острог, ныне Братск [1], или Усть-Киренга, ныне Киренск Иркутской области) — исследователь, путешественник и предприниматель. Прошёл на судах весь Амур, построил укреплённый острог, был жесток с коренным населением, чем сыскал дурную славу.
8. В. Атласов, около 1661/1664, Великий Устюг — 1 февраля 1711, Нижнекамчатск) — русский землепроходец, сибирский казак, исследователь Камчатки. Однако до него на Камчатке побывали экспедиции Л. С. Морозко — И. О. Голыгина в 1695—1696 годах.
9. Н. Пржевальский, (31 марта [12 апреля] 1839, дер. Кимборово Лобковской волости Смоленского уезда — 20 октября [1 ноября] 1888, Каракол (Пржевальск) . Ученый, путешественник. Исследователь российского Дальнего Востока, Ценральной Азии, Монголии и Китая. В Монголии открыл неизвестный вид лошади, названный его именем.

В России долгое время не было точных данных об устье Амура. Предполагалось, что, распадаясь на множество рукавов, река становится не судоходной. Это требовало проверки.

В середине XIX в. Россия продолжала попытки экспансии на Дальний Восток. Развитие Восточной Сибири во многом зависело от расширения торговых отношений с Америкой и странами Восточной Азии. Это в свою очередь сильно зависело от возможности судоходства по Амуру и выхода к Тихому океану через незамерзающие воды Японского моря. Между тем, в России долгое время не было точных данных об устье Амура. Существовало представление о том, что в своем нижнем течении Амур, распадаясь на множество мелких рукавов, в дельте становится не судоходен. Но эти данные требовали проверки.

Предыстория

В конце XVI века в Приамурье начали появляться небольшие поселения-крепости, основанные отрядами русских казаков. Со временем такая активность на берегах Амура привела к конфликту России с Китаем, который был частично разрешен путем заключения Нерчинского договора в 1689 году. Однако часть Амура в его нижнем течении не была разграничена этим договором между Россией и Китаем, и оба берега считались китайскими.

5.jpg

В 1845 году к устью Амура была направлена экспедиция под командованием поручика Петра Гаврилова на небольшом бриге «Константин». Кампания не увенчалась успехом, «Константин» не смог добраться до устья реки. За Амурский лиман Гаврилов ошибочно принял довольно большой залив Байкал на севере Сахалина и потратил слишком много времени на его изучение. Неудача побудила Николая I отказаться от дальнейших попыток экспансии.

Решение об экспедиции

В 1847 г. на должность генерал-губернатора Восточной Сибири был назначен Н. Н. Муравьев. В его ведении была самая обширная и дикая территория Российской империи — от Ангары до Канады, включая Аляску. Он имел свои взгляды на развитие России в восточном направлении. По его мнению, следовало бы отказаться от убыточной Русской Америки и заняться берегами «бесхозного Амура».

«У меня довольно твердости и постоянства, чтобы выполнить все то, что я вижу и представляю, но я не умею бороться против неблагонамеренности; все дела Камчатки и Охотского моря, особенно после всеобщего европейского мира в 1815 году, положительно свидетельствуют, что в последние 35 лет враждебный дух руководствовал всеми нашими действиями в этой стороне!» — писал Муравьев.

3.jpg

Вскоре после прибытия в Иркутск он вызвал из Санкт-Петербурга Г. И. Невельского и поручил ему исследование Амурского лимана.

Лейтенант Невельской к середине 1840-х был успешным морским офицером, он служил на кораблях, ходивших в плавание под вымпелом цесаревича Константина Николаевича. Невельской серьезно заинтересовался вопросом о судоходстве дельты Амура, перечитал всю доступную литературу и пришел к убеждению, что в Амур можно зайти с моря.

Невельской обратился за помощью к адмиралу Фёдору Петровичу Литке, и 14 января 1848 года он был назначен командиром транспорта «Байкал», отправлявшегося на Камчатку с грузом для гарнизона порта Петропавловска. Невельской торопился. Ему было необходимо прибыть на Камчатку к маю 1849 года, чтобы иметь все лето для исследования Амура.

Перед отплытием Невельской запросил разрешение на экспедицию у Николая I, но не дождался ответа до отплытия. Он заручился поддержкой Муравьева и начальника главного морского штаба князя Меншикова. 21 августа 1848 года судно «Байкал» отправилось в плавание из Кронштадта. В Морском министерстве Невельскому сообщили, что подробные инструкции он получит в Петропавловске от Муравьева, в распоряжение которого передавалось судно.

Путь на Дальний Восток

Невельской выбрал Западный маршрут: Кронштадт — Портсмут — Рио-де-Жанейро — Мыс Горн — Вальпараисо — Гавайские острова — Петропавловск-Камчатский. «Байкал», пробыв в пути 8 месяцев и 23 дня, 12 мая 1849 года вошел в Авачинскую бухту и бросил якорь в Петропавловской гавани. Однако высочайшего разрешения на экспедицию, которое Невельской надеялся получить по прибытии на Камчатку, не было. Офицер получил лишь копию инструкции, составленной для него Муравьевым и направленной на утверждение императору. В ней генерал-губернатор предписывал Невельскому исследовать устье и берега Амура, точнее изучить побережье Охотского моря и выяснить, действительно ли Сахалин можно считать полуостровом.

Поскольку период навигации в Охотском море недолог, Невельской не стал ждать высочайшего разрешения императора. Он решил начать экспедицию, следуя копии инструкции Муравьева. 30 мая 1849 года «Байкал» снялся с якоря в Петропавловской бухте и направился в сторону Сахалина.

1.jpg

Сахалин — остров

Невельской с тремя офицерами и доктором отправился на юг. 22 июля 1849 г. они достигли места, где материковый берег сближается с сахалинским. «Здесь-то между скалистыми мысами на материке… мы открыли пролив шириною в 4 мили (7,5 км) и с наименьшей глубиною 5 сажен (9,1 м)», — так Невельской описал свое самое значительное географическое открытие: доказал, что Сахалин, считавшийся в то время полуостровом, оказался островом. Это означало, что из Амура можно плыть непосредственно на юг, не огибая Сахалин с севера, попадая в Японское море через Татарский пролив. Пролив между материком и островом впоследствии был назван проливом Невельского.

В течение лета экспедиция некоторое время плавала у юго-западного берега Охотского моря, уточняя и исправляя многочисленные неточности в картах, а затем 1 сентября 1849 года прибыла в порт Аян, где к тому времени находился Муравьев. Невельской доложил губернатору об открытиях. Донесения о них пошли в Санкт-Петербург.

Дерзость Невельского

Теперь на очереди встал вопрос о заселении и освоении нижнего Приамурья. Однако в политических кругах опасались спешки из-за риска столкновений с китайцами. Было принято решение ограничиться основанием зимовья на юго-западном берегу Охотского моря.

29 июня 1850 г. на берегу залива Счастья было основано Петровское зимовье. Невельской понимал, что этого мало для утверждения России в Приамурье. Тогда на мысе Куэгда он основал Николаевский пост и «в присутствии собравшихся из окрестных деревень гиляков и при салюте из фальконета и ружей поднял русский военный флаг».

Поступком Невельского были недовольны в Петербурге. У него состоялся серьезный разговор с императором по приезде в Петербург. Николай I отчитал капитана за самовольство и положил перед ним приказ о разжаловании в матросы. Однако тут же разорвал документ, подошел к столу, взял заранее приготовленный крест св. Владимира, поцеловал Невельского и вдел ему крест в петлицу.

Муравьеву Николай I сказал, что находит поступок Невельского молодецким, благородным и добавил: «Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен».

Новая экспедиция

Особый Комитет, председателем которого теперь был назначен цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II), рассмотрел амурский вопрос заново и решил: Николаевский пост, самовольно выставленный Невельским, сохранить в виде лавки Российско-Американской компании, но в дальнейшем никаких новых мест не занимать. Однако иностранным судам, которые обнаружили бы намерение занять какой либо пункт около устья Амура, объявлять, что без согласия российского и китайского правительств такие действия недопустимы.

6.jpg

12 февраля 1851 г. император подписал постановление Особого Комитета об учреждении Амурской экспедиции. Начальником ее назначался капитан 1 ранга Невельской. Предприятие из исследовательского превратилось во внешнеполитическое.

Правительствующий Сенат уведомил китайское правительство о намерении России наблюдать за устьем Амура. Однако Невельскому «не давалось ни прав, ни средств предпринимать какие-либо меры для надлежащего водворения в этом крае». Ему придавались дополнительные силы (до 60 человек матросов, два офицера и доктор). Однако финансирование и снабжение экспедиции вновь возлагалось на Российско-Американскую компанию.

Весной 1851 года Невельской вернулся в Петровское и в дальнейшем не покидал берегов Амура вплоть до 1855 года. За два года он с подчиненными подробно исследовал Амурский край, описал берега, составил карты и собрал ценный материал.

Зимой 1852 года Дмитрий Орлов доказал, что Хинганский хребет, который согласно Нерчинскому договору был принят за границу России и Китая, от истока реки Уды направляется не к северо-востоку, как ошибочно до этого времени полагали и как обозначалось на всех картах, а к юго-западу. Это впоследствии стало одним из формальных поводов к пересмотру договора. «Согласно точному смыслу Нерчинского трактата весь Нижнеамурский и Уссурийский бассейны до моря принадлежат России, а не Китаю», — писал Невельской.

2.jpg

Кроме того, южнее Амура были обнаружены стихийные русские поселения, хотя до этого считалось, что русского населения в этих местах нет. При этом китайской администрации обнаружено не было. Помимо исследований Невельской и его подчиненные устанавливали в крае российскую власть, разрешали споры между местными жителями, обеспечивали их защиту от иностранных мореплавателей, обращали аборигенов в христианство.

Русификация Приамурья

В начале 1853 года в политике России на Дальнем Востоке произошли изменения. Причиной этому послужили перестановки в правительстве и международная обстановка. Было учтено и то, что Китай никак не отреагировал на появление российских моряков в устье Амура. Фактически была дана установка на подчинение этого края России. Амурская экспедиция стала уже не предприятием Российско-Американской компании, а полномочным органом России на Дальнем Востоке.

4.jpg

Невельской, которому вскоре было присвоено адмиральское звание, получил право действовать на правах губернатора. Был существенно расширен и штат экспедиции. В течение лета 1853 года были основаны новые посты: Александровский (ныне город Александровск-Сахалинский) и Ильинский (ныне поселок Ильинское) — на побережье Сахалина; в бухте Де-Кастри (ныне поселок Де-Кастри) и Константиновкий (ныне город Советская Гавань), а также Мариинский (ныне село Мариинское) на правом берегу Амура, в северо-восточной части озера Большое Кизи.

В 1854 и 1855 годах были организованы походы из верховьев Амура к его устью на множестве судов, доказавшие судоходность реки на всем ее протяжении. Помимо прочего, эти сплавы принесли к устью дополнительные людские силы, средства и вооружение.

Сам Муравьев участвовал в этих экспедициях, лично посетил устроенные Невельским посты и некоторые бухты. К середине 1850-х устье Амура, Сахалин и другие дальневосточные территории в основном были де-факто закреплены за Россией. Экспедиция во многом опиралась на лояльность и даже помощь местного населения. Начиная с 1855 года русские поселения стали появляться уже десятками в год. Фактически, миссия экспедиции на этом была исчерпана: началось масштабное освоение Россией Дальнего Востока.

В конце 1855 года Невельской покинул амурские берега. Вступивший в 1855 году на престол император Александр II поручил Муравьеву вступить в переговоры с правительством Китая об Амуре и об уточнении границ. Начавшиеся в 1857 году переговоры были оформлены сначала Айгунским договором (1858), а затем Пекинским (1860). В результате Приамурье и Уссурийский край были признаны владениями России.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: