Кто освобождается от уплаты госпошлины в суд рб

Обновлено: 26.04.2024

Существенных изменений не предусматривается. Корректировки НК-2022 в части госпошлины в основном обусловлены изменениями в других сферах законодательства. В частности, согласно Закону об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности с 30.11.2021 адвокаты будут вправе заниматься адвокатской практикой лишь в юридических консультациях. Поэтому исключается такой объект обложения госпошлиной, как госрегистрация адвокатского бюро, изменений и (или) дополнений в его устав (подп. 1.11 п. 1 ст. 284 НК-2022).

С 01.09.2021 ввели биометрические документы (Указ о биометрических документах). В связи с этим в перечень объектов обложения госпошлиной вошла выдача (обмен) таких документов, оформление выезда для постоянного проживания за пределами Беларуси (подп. 1.8 п. 1 ст. 284 НК-2022).

К объектам обложения госпошлиной теперь относится и продление срока действия специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения (подп. 1.35 п. 1 ст. 284 НК-2022). Причина — изменения в регулировании данной деятельности с 10.10.2021 (Указ о регулировании деятельности в области использования атомной энергии).

2. Ставки госпошлины остаются на прежнем уровне

Ставки госпошлины при обращении в суды, органы принудительного исполнения, прокуратуру, агентства по регистрации недвижимости не меняются.

Добавляются ставки госпошлины за выдачу (обмен) биометрических документов, оформление выезда для постоянного проживания за пределами Беларуси (приложение 21 к НК-2022). Такие ставки раньше определял п. 3 Указа о биометрических документах. Например, для граждан, достигших пенсионного возраста, инвалидов I и II группы госпошлина за выдачу (обмен) идентификационной карты составит 1 БВ, для иных лиц — 1,5 БВ (п. 25-2 приложения 21 к НК-2022).

3. Расширяются отдельные льготы по госпошлине

Льготы по госпошлине распространяются на выдачу (обмен) биометрических документов. Например, освобождаются от госпошлины:

— граждане младше 14 лет — за выдачу (обмен) идентификационной карты, оформление выезда для постоянного проживания за пределами Беларуси. Для таких граждан сохранится и льгота при выдаче паспорта (подп. 9.6.1 п. 9 ст. 285 НК-2022);

— иностранные граждане и лица без гражданства младше 14 лет, постоянно проживающие в Беларуси, — за выдачу (обмен) биометрического вида на жительство (подп. 9.6.5 п. 9 ст. 285 НК-2022);

— граждане — за выдачу (обмен) биометрического дипломатического паспорта, биометрического служебного паспорта (подп. 9.1 п. 9 ст. 285 НК-2022). Аналогичные льготы, как и раньше, действуют при выдаче обычных (не биометрических) дипломатических и служебных паспортов (подп. 9.1 п. 9 ст. 285 НК-2021).

В размере 50% госпошлину будут платить участники Великой Отечественной войны, пенсионеры, инвалиды за оформление выезда для постоянного проживания за пределами Беларуси (подп. 2.3 п. 2 ст. 286 НК-2022).

Кроме того, освобождаются от госпошлины:

1) организационные структуры профсоюзов — за рассмотрение исковых заявлений о взыскании сумм членских профсоюзных взносов, удержанных нанимателями из зарплаты работников и не перечисленных на счета профсоюзов (подп. 1.30 п. 1 ст. 285 НК-2022);

2) госучреждения, созданные местными исполнительными и распорядительными органами для обеспечения деятельности бюджетных организаций (п. 12 ст. 285 НК-2022):

— по судебным делам;

— за рассмотрение судами исков (заявлений), подаваемых такими органами в защиту прав и законных интересов других лиц;

— за совершение иных юридически значимых действий, облагаемых госпошлиной.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

По общему правилу, за подачу исковых заявлений, заявлений особого производства и жалоб в суд подлежит взиманию государственная пошлина, которая подлежит уплате до подачи соответствующих документов. При этом ставки государственной пошлины устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (Особенной частью). Так, например, при обращении в суды, за исключением судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, экономических судов областей (города Минска) за рассмотрение искового заявления имущественного характера (за исключением искового заявления о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении), в том числе заявления о праве собственности на имущество, об истребовании имущества, а также встречного заявления и заявлений третьих лиц, содержащих самостоятельные требования на предмет спора в начатом процессе, устанавливается ставка в 5 процентов цены иска (по состоянию на 17 марта 2018 г.).

При взыскании денежных сумм ценой иска является взыскиваемая сумма, в исках об истребовании имущества – стоимость истребуемого имущества, в исках о праве собственности на капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, изолированные помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности, - стоимость строений.

Так, например, в случае предъявления исковых требований о признании права собственности на ½ доли в праве собственности на квартиру, цена иска будет составлять 5 процентов от стоимости ½ доли в указанном жилом помещении (а не от всей квартиры).

При этом особо следует отметить, что в последнем случае цена иска определяется исходя из оценочной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений, определяемой территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

В случае, если исковое заявление содержит требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Также, в процессе рассмотрения дела судом может иметь место ситуация, когда истец увеличил свои исковые требования. В этом случае, в соответствии с п.2 ст. 251 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенной части) производится доплата государственной пошлины в соответствии с увеличением цены иска по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день подачи искового заявления, а в случае, предусмотренном частью первой пункта 5 настоящей статьи, – на день фактической уплаты государственной пошлины.

Однако в соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 02 июня 2011 г. №1 «О практике взыскания судебных расходов по гражданским делам и процессуальных издержек по уголовным делам», в случае невыполнения истцом требования о доплате государственной пошлины в ходе рассмотрения дела довзыскание государственной пошлины производится судом при вынесении решения по существу спора.

Вместе с тем, законодательством предусмотрены определенные льготы по уплате государственной пошлины, перечень которых содержится в статье 257 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенной части) (например, освобождаются от государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, истцы по искам о лишении родительских прав, о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного преступлением, истцы по искам о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, а также за подачу кассационных и надзорных жалоб по таким делам и т.д.).

Кроме того, суд (судья), за исключением судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, экономических судов областей (города Минска) и их судей, вправе полностью или частично освободить от государственной пошлины по судебным делам физических лиц исходя из их имущественного положения по объектам обложения государственной пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

В этом случае, в качестве документов, подтверждающих имущественное положение физического лица, могут выступать справки о заработной плате и иных доходах, сведения о наличии в собственности транспортных средств, объектов недвижимого имущества, свидетельства об инвалидности, сведения о нахождении на иждивении несовершеннолетних детей и иных иждивенцев, о наличии кредитных и иных имущественных обязательств и т.д.

Заявление об освобождении от уплаты государственной пошлины подается одновременно с подачей соответствующего искового заявления, заявления особого производства или жалобы в суд.

Следует также иметь ввиду, что уплаченная при подаче в суд соответствующего заявления государственная пошлина относится к судебным расходам, а в соответствии со ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает за счет другой стороны возмещение всех понесенных ею судебных расходов по делу, хотя бы эта сторона и была освобождена от уплаты их в доход государства. Если иск удовлетворен частично, то указанные в настоящей статье суммы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику – пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Образец заявления

Суд Октябрьского района г. Минска

Ист ца — Ф.И.О.

проживающе го по адресу ________________

Об освобождении от уплаты государственной пошлины

При подаче мною искового заявления в суд Октябрьского района г. Минска к Иванову Ивану Ивановичу о признании права на ½ доли в праве собственности на жилое помещение, разделе жилого помещения, изменении доли в праве собственности на жилое помещение и определении порядка пользования жилым помещением подлежит уплате государственная пошлина в размере 5% от цены иска, а также в размере 3-х базовых величин за требование неимущественного характера.

Я являюсь инвалидом 2-й группы, имею не значительный доход, у меня на иждивении находятся 2-ое несовершеннолетних детей в возрасте 7 и 1 3 лет, а ответчик уклоняется от уплаты алиментов, в связи с чем образовалась большая задолженность с его стороны по их уплате.

У читывая изложенное и принимая во внимание необходимость оплачивать обязательства по кредитному договор у ответчика, где я являюсь поручителем, а также образовавшуюся задолженность по коммунальным платежам около 1 5 00 рублей, уплата для меня вышеуказанной государственной пошлины является крайне затруднительной.

Согласно п.2 ст.258 Налогового Кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) суд (судья) вправе полностью или частично освободить от государственной пошлины по судебным делам физических лиц исходя из их имущественного положения по объектам обложения государственной пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п.2 ст.258 Налогового Кодекса Республики Беларусь (Особенная часть),

–– освободить меня от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд Октябрьского района г. Минска к Иванову Ивану Ивановичу о признании права на ½ доли в праве собственности на жилое помещение, разделе жилого помещения, изменении доли в праве собственности на жилое помещение и определении порядка пользования жилым помещение.

1 . копия договора поручительства ;

2 . справка ОПИ Октябрьского района г. Минска о задолженности по алиментам у ответч ика;

1. По делам, рассматриваемым в судах, государственная пошлина исчисляется и уплачивается с учетом следующих особенностей:

1.1. по исковому заявлению, содержащему требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

1.2. по исковому заявлению (заявлению, жалобе), содержащему несколько самостоятельных требований, государственная пошлина уплачивается за каждое требование в отдельности;

1.3. по исковому заявлению, подаваемому несколькими истцами совместно, государственная пошлина исчисляется от общей суммы иска и уплачивается истцами пропорционально доле заявленных ими требований;

1.4. по исковому заявлению, подаваемому одним истцом к нескольким ответчикам, а также при объединении судом в одно производство нескольких однородных требований государственная пошлина исчисляется от общей суммы иска;

1.5. в случае выделения судом одного или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд с исковым заявлением, не пересчитывается и не возвращается. По выделенному отдельно производству государственная пошлина повторно не уплачивается;

1.6. в случаях объединения судом нескольких однородных дел в одно дело либо выделения одного или нескольких соединенных требований в отдельное дело (дела) государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд с исковым заявлением (заявлением), повторно не уплачивается и перерасчету не подлежит;

1.7. при увеличении размера исковых требований производится доплата государственной пошлины в соответствии с увеличением цены иска по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день обращения в суд с заявлением об увеличении размера исковых требований, а в случае, предусмотренном частью первой пункта 7 статьи 287 настоящего Кодекса, – на день доплаты государственной пошлины до установленного размера;

1.8. по встречному исковому заявлению, а также по исковым заявлениям третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается на общих основаниях.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, вступающие в дело по своей инициативе либо привлеченные к участию в деле по инициативе суда или по ходатайству сторон, государственную пошлину не уплачивают. При обращении таких лиц за совершением иных процессуальных действий, за которые уплачивается государственная пошлина, государственная пошлина уплачивается на общих основаниях;

1.9. при замене по судебному постановлению выбывшей стороны ее правопреемником государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена выбывшей стороной;

1.10. по повторно подаваемому исковому заявлению, заявлению, ходатайству, жалобе, которые ранее были оставлены без рассмотрения, государственная пошлина уплачивается на общих основаниях. Если в связи с оставлением указанных документов без рассмотрения государственная пошлина подлежала возврату, но не была возвращена, к повторно подаваемому документу может быть приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины, если не истекло пять лет со дня ее уплаты;

1.11. по исковому заявлению о взыскании алиментов государственная пошлина исчисляется от совокупной суммы алиментов, а если срок, за который взысканы алименты, превышает двенадцать месяцев – от суммы алиментов за двенадцать месяцев. Сумма алиментов определяется из среднемесячного заработка (дохода) ответчика по последнему месту работы. В справке о среднемесячном заработке ответчика должны быть отражены выплаты за каждый месяц работы за последний год или фактически отработанные месяцы, если ответчик проработал неполный год, с которых удерживаются алименты, за вычетом подоходного налога с физических лиц, и сведения о произведенной в соответствии с законодательством индексации этих выплат на день рассмотрения дела. В случае отсутствия у ответчика заработка (дохода) за последний год сумма алиментов определяется исходя из бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;

1.12. по исковым заявлениям об освобождении от уплаты задолженности по алиментам, их уменьшении или увеличении государственная пошлина исчисляется исходя из суммы, на которую уменьшаются, увеличиваются или прекращаются платежи, но не более чем за один год;

1.13. при выдаче копии решения суда о расторжении брака сумма государственной пошлины, подлежащая уплате одним или обоими супругами, исчисляется судом при вынесении решения о расторжении брака в пределах ставок, установленных в приложении 13.

При расторжении брака государственная пошлина уплачивается супругом-истцом в случае, если другой супруг:

признан в установленном порядке безвестно отсутствующим;

признан в установленном порядке недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия;

осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет;

1.14. по исковому заявлению о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений о расторжении брака, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера;

1.15. по исковому заявлению об истребовании наследником принадлежащей ему доли имущества государственная пошлина исчисляется в следующем порядке:

если свидетельство о праве на наследство не выдано – исходя из общей стоимости имущества и уплачивается каждым наследником пропорционально присужденной ему доле. При этом учитывается сумма государственной пошлины, уплаченная истцом при обращении в суд за рассмотрение искового заявления;

если свидетельство о праве на наследство выдано – в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 приложения 13 и распределяется между сторонами в соответствии с гражданским процессуальным законодательством;

1.16. по исковому заявлению о признании члена (бывшего члена) семьи собственника жилого помещения (нанимателя, члена организации застройщиков) утратившим право владения и пользования жилым помещением, по исковому заявлению об установлении порядка пользования жилым помещением, находящимся в общей долевой собственности, по исковому заявлению об установлении порядка пользования жилым помещением, предоставленным члену организации застройщиков, не являющемуся собственником жилого помещения, и об определении размера участия в расходах на содержание таких помещений государственная пошлина исчисляется по ставке, установленной в подпункте 2.5 пункта 2 приложения 13;

1.17. по исковому заявлению о срочных, бессрочных и пожизненных платежах или выдачах по другим категориям дел. В частности, в иске о возмещении вреда, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья или смертью кормильца, цена иска для исчисления государственной пошлины определяется исходя из совокупности платежей за три года, а в иске об уменьшении, увеличении и прекращении таких платежей – суммой, на которую уменьшаются, увеличиваются или прекращаются оставшиеся платежи или выдачи, но не более чем за один год;

1.18. по исковому заявлению о праве собственности на капитальное строение (здание, сооружение), незавершенное законсервированное капитальное строение, изолированное помещение, машино-место, земельный участок, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, государственная пошлина исчисляется по ставке, установленной подпунктом 1.1 пункта 1 приложения 13. Цена иска определяется исходя из оценочной стоимости капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения, изолированного помещения, машино-места, определяемой территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также из кадастровой стоимости земельного участка;

1.19. при исчислении размера государственной пошлины по кассационной или надзорной жалобе на решение суда по иску о праве собственности на имущество, о признании права на долю в имуществе, о выделе доли из общего имущества и об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества, а также по другим требованиям имущественного характера цена иска определяется исходя из стоимости истребуемого имущества либо его доли на дату вступления в законную силу обжалуемого решения, а по апелляционной жалобе на такое решение – на день вынесения судом обжалуемого решения;

1.20. по исковому заявлению о компенсации морального вреда, а также по апелляционной или надзорной жалобе по такому делу государственная пошлина исчисляется по ставкам, установленным для исковых заявлений неимущественного характера;

1.21. по исковому заявлению об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) в случае, если вопрос об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) не связан с истребованием имущества, а также с признанием (установлением) права собственности на него, государственная пошлина исчисляется по ставкам, установленным для исковых заявлений неимущественного характера;

1.22. по исковому заявлению, в котором объединены связанные между собой требования о признании права собственности на имущество и об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

1.23. по исковому заявлению, содержащему требования о признании сделки недействительной (установлении факта ничтожности сделки) и применении последствий ее недействительности, государственная пошлина уплачивается отдельно за каждое требование, при этом за требование о применении последствий недействительности (ничтожности) сделки уплачивается государственная пошлина в зависимости от характера последствий, о применении которых указано в исковом заявлении;

1.23-1. по исковому заявлению, содержащему требования о признании недействительной государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования земельного участка или объекта недвижимости, о признании недействительной государственной регистрации возникновения, перехода, прекращения прав на земельный участок или объект недвижимости, в том числе долей в правах, и ограничений (обременений) прав на земельный участок или объект недвижимости, уплачивается государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера, за каждое требование;

1.23-2. при обжаловании судебных постановлений в части взыскания (отказа во взыскании) штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя уплачивается государственная пошлина, установленная для обжалования исковых заявлений имущественного характера;

1.24. по исковому заявлению о понуждении к исполнению обязательств о передаче имущества, об установлении права собственности на имущество государственная пошлина исчисляется по ставкам, установленным подпунктом 1.1 пункта 1 приложения 13 и подпунктом 1.1 пункта 1 приложения 15;

1.25. при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении о наложении основного и дополнительного административных взысканий государственная пошлина исчисляется по ставке, установленной для основного взыскания;

1.26. государственная пошлина, от которой истец был освобожден, если иное не предусмотрено пунктом 18 статьи 285 настоящего Кодекса, взыскивается по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленным на день обращения истца с исковым заявлением в суд:

при отказе в удовлетворении иска – с истца;

при удовлетворении иска – с ответчика.

При этом если исковые требования удовлетворены частично, то государственная пошлина взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, а с истца пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которой истцу отказано.

При частичном удовлетворении искового требования неимущественного характера (или не подлежащего оценке) государственная пошлина взыскивается с истца и ответчика в равных долях.

Настоящее правило применяется при взыскании государственной пошлины по итогам рассмотрения дела независимо от вида производства, в рамках которого оно было рассмотрено;

1.26-1. при заключении мирового соглашения или соглашения о примирении в суде государственная пошлина, от которой истец был освобожден:

взыскивается с каждой из сторон в размере 25 процентов от установленной ставки на день обращения истца с исковым заявлением в суд, если иное не определено абзацами третьим–пятым настоящей части;

взыскивается с ответчика в размере 50 процентов от установленной ставки на день обращения истца с исковым заявлением в суд, если истец имеет право на применение льготы по государственной пошлине, установленной пунктами 2, 12 статьи 285 настоящего Кодекса;

взыскивается с истца в размере 50 процентов от установленной ставки на день обращения истца с исковым заявлением в суд, если ответчик имеет право на применение льготы по государственной пошлине, установленной пунктами 2, 12 статьи 285 настоящего Кодекса;

не взыскивается, если обе стороны имеют право на применение льготы по государственной пошлине, установленной пунктами 2, 12 статьи 285 настоящего Кодекса.

При этом при заключении мирового соглашения или соглашения о примирении по части требований взыскание государственной пошлины производится в порядке, установленном соответственно абзацами вторым–пятым части первой настоящего подпункта, пропорционально требованиям, по которым заключено мировое соглашение или достигнуто примирение.

При неисполнении добровольно мирового соглашения или соглашения о примирении государственная пошлина взыскивается судом со стороны, его не исполнившей, до полного размера по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день обращения истца с исковым заявлением в суд.

Положения настоящего подпункта применяются при взыскании государственной пошлины по итогам утверждения мирового соглашения или соглашения о примирении независимо от вида производства, в рамках которого оно было утверждено;

1.26-2. при уменьшении судом размера неустойки на основании статьи 314 Гражданского кодекса Республики Беларусь, процентов за пользование чужими денежными средствами на основании пункта 4 статьи 366 Гражданского кодекса Республики Беларусь государственная пошлина, от которой истец был освобожден, взыскивается по итогам рассмотрения дела без учета такого уменьшения;

1.27. если истец (заявитель), освобожденный от государственной пошлины, после возбуждения производства по делу, но до его рассмотрения по существу подал заявление о возвращении иска (заявления, жалобы) либо отказался от иска (заявления, жалобы) и отказ принят судом, а ответчик не требует разбирательства дела по существу, государственная пошлина не взыскивается;

1.28. в случае, когда цена иска выражена в иностранной валюте, для целей исчисления государственной пошлины цена иска пересчитывается в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком по отношению к соответствующей иностранной валюте на день обращения в суд, а в случае, предусмотренном частью первой пункта 7 статьи 287 настоящего Кодекса, – на день уплаты государственной пошлины в установленном размере.

2. При недостижении примирения в примирительной процедуре в суде по всем или отдельным требованиям и продолжении производства по делу государственная пошлина уплачивается истцом в размере, установленном настоящим Кодексом, исходя из суммы заявленных требований, подлежащих рассмотрению в суде. При этом учитывается сумма государственной пошлины, уплаченная истцом при обращении в суд за рассмотрение искового заявления в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 286 настоящего Кодекса.

Если размер государственной пошлины, уплаченной в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 286 настоящего Кодекса, превышает размер государственной пошлины, подлежащей уплате в соответствии с частью первой настоящего пункта, возврат государственной пошлины не производится.

В случае уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 286 настоящего Кодекса и неисполнения добровольно соглашения о примирении судом со стороны, не исполнившей соглашение о примирении, взыскивается в бюджет сумма государственной пошлины в размере, установленном подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 286 настоящего Кодекса.

3. Сумма государственной пошлины, возвращенная истцу в соответствии с подпунктом 4.2.5 либо подпунктом 4.2.7 пункта 4 статьи 292 настоящего Кодекса, взыскивается судом в бюджет со стороны, не исполнившей добровольно мировое соглашение или соглашение о примирении.

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ сентября 2013 г. № Р-846/2013 Об установлении процессуального порядка освобождения от уплаты государственной пошлины за подачу в суд жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части восьмой статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей

в порядке реализации права на внесение Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложений о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений

с участием представителей:

Верховного Суда Республики Беларусь – Федорцова А.А., первого заместителя Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;

Генеральной прокуратуры Республики Беларусь – Лашина А.М., заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь;

Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь – Каменко В.Б., заместителя Министра по налогам и сборам Республики Беларусь;

Министерства юстиции Республики Беларусь – Тушинского И.Г., заместителя Министра юстиции Республики Беларусь,

рассмотрел в судебном заседании обращение гражданина Говши С.К. о наличии пробела в административном процессуальном законодательстве в части регулирования вопросов, связанных с освобождением от уплаты государственной пошлины при обжаловании в суд постановлений по делам об административных правонарушениях.

Проанализировав нормы Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) и иных законодательных актов Республики Беларусь, а также мнения заинтересованных государственных органов, Конституционный Суд Республики Беларусь установил следующее.

1. В своем обращении гражданин Говша С.К. указал, что его жалоба, поданная на постановление суда по делу об административном правонарушении, была возвращена без рассмотрения в связи с неуплатой государственной пошлины, а ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины в связи с тяжелым материальным положением оставлено судьей без удовлетворения по причине отсутствия в ПИКоАП нормы, предусматривающей возможность освобождения от государственной пошлины. По мнению заявителя, изложенные обстоятельства свидетельствуют о пробеле в законодательстве, чем нарушаются гарантированные Конституцией Республики Беларусь право каждого на судебную защиту, равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов, поскольку нормы процессуального законодательства других отраслей права, в том числе гражданского и уголовно-процессуального, предусматривают возможность освобождения физических лиц от судебных расходов (процессуальных издержек) исходя из их имущественного положения.

2. Анализ судебной практики и позиций государственных органов свидетельствует о разных подходах к пониманию и применению материальных и процессуальных положений законодательства, регулирующих взимание государственной пошлины при обжаловании в суд постановлений по делам об административных правонарушениях.

Так, Верховный Суд Республики Беларусь отмечает, что на практике общие суды применяют пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс), предоставляющий суду (судье) право исходя из имущественного положения физических лиц освободить их от уплаты государственной пошлины за подачу жалоб на все судебные постановления, в том числе по делам об административных правонарушениях.

Генеральная прокуратура Республики Беларусь считает, что существующий в настоящее время процессуальный порядок освобождения от уплаты государственной пошлины за подачу жалоб на судебные постановления в должной мере урегулирован нормами Налогового кодекса, не препятствует обжалованию судебных постановлений и не нарушает права граждан на судебную защиту. В то же время данный орган отмечает перспективность в целях единообразного толкования и применения положений налогового законодательства, определяющих порядок освобождения от уплаты государственной пошлины за подачу жалоб в суд, органы прокуратуры, дальнейшего совершенствования законодательства в части установления четких критериев и оснований для предоставления льгот по уплате государственной пошлины.

Министерство юстиции Республики Беларусь указывает, что норма статьи 258 Налогового кодекса, устанавливающая право суда (судьи) полностью или частично освободить от государственной пошлины по судебным делам физических лиц исходя из их имущественного положения, не предусматривает исключений в части взимания государственной пошлины при обжаловании судебных постановлений по делам об административных правонарушениях. Однако данное Министерство полагает, что конкретизация положений ПИКоАП в части регламентации уплаты государственной пошлины в рамках административного процесса будет способствовать реализации конституционного права каждого на судебную защиту и обеспечению единообразного правового регулирования сходных правоотношений нормами различных отраслей законодательства.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь занимает позицию, согласно которой регулирование вопросов, связанных с уплатой государственной пошлины, в том числе при подаче в общие суды физическими лицами жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, должно осуществляться исключительно нормами налогового законодательства. По мнению этого Министерства, отсутствие в ПИКоАП прямой нормы, устанавливающей возможность освобождения от уплаты государственной пошлины, не является препятствием для применения общим судом (судьей общего суда), прокурором норм Налогового кодекса, определяющих порядок уплаты государственной пошлины.

3. Оценивая правовые подходы к регулированию вопроса освобождения от уплаты государственной пошлины за подачу в суд жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, Конституционный Суд исходит из следующего.

В соответствии с Конституцией в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21); государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).

Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки; суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (часть первая статьи 60, часть первая статьи 112 Конституции).

Согласно статье 8 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Международным пактом о гражданских и политических правах закреплена обязанность каждого участвующего в данном Пакте государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (подпункт «а» пункта 3 статьи 2), а также развивать возможности судебной защиты (подпункт «b» пункта 3 статьи 2).

В Заключении Конституционного Суда Республики Беларусь от 23 июня 1999 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам части второй статьи 207, части первой статьи 268, части первой статьи 269 и части первой статьи 291 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь» указано, что одной из реальных гарантий осуществления конституционного права на судебную защиту и вынесения судами законных и обоснованных решений является право обжалования и опротестования судебных постановлений. Судебное решение не может считаться справедливым и правосудным, а судебная защита – полной и эффективной, если допущена судебная ошибка. Государство обязано гарантировать защиту прав и свобод человека и гражданина от судебной ошибки. При установлении порядка осуществления правосудия в законодательстве должен быть предусмотрен эффективный механизм (процедура) исправления таких ошибок.

Конституционный Суд подтверждает данную правовую позицию и отмечает, что из приведенных выше положений Конституции и международно-правовых актов, участницей которых является Республика Беларусь, вытекает обязанность государства установить на законодательном уровне такой механизм реализации права на обжалование в суд постановлений по делам об административных правонарушениях, в том числе процессуальный порядок освобождения граждан от уплаты государственной пошлины, который гарантировал бы каждому защиту его прав и свобод судом.

4. Согласно Конституции граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56); никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав (статья 58).

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 249 Налогового кодекса объектом обложения государственной пошлиной признается в том числе рассмотрение жалоб, подаваемых в общие суды, кассационных и надзорных жалоб на судебные постановления, а пунктом 3 приложения 14 к этому Кодексу определены ставки государственной пошлины за подачу жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.

Наряду с установлением обязанности граждан по уплате государственной пошлины за подачу в общие суды жалоб на судебные постановления в пункте 2 статьи 258 Налогового кодекса закреплено право суда (судьи) полностью или частично освободить от государственной пошлины по судебным делам физических лиц исходя из их имущественного положения по объектам обложения государственной пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

Аналогичное указанной норме налогового законодательства положение, предусматривающее возможность освобождения судом (судьей) физического лица от уплаты государственной пошлины, содержится и в некоторых актах процессуального законодательства, регламентирующих осуществление общими судами отдельных видов судопроизводства, в частности в Гражданском процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее – ГПК).

В соответствии с частью первой статьи 130 ГПК суд или судья вправе полностью или частично освободить от уплаты государственной пошлины по судебным делам физических лиц исходя из их имущественного положения по объектам обложения государственной пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности. В статье 131 ГПК определен порядок подачи заявления об освобождении от уплаты судебных расходов (часть первая) и закреплена обязанность гражданина приложить к данному заявлению документы, свидетельствующие о его материальном и семейном положении (часть вторая).

Согласно статье 1.1 ПИКоАП этот Кодекс – единственный закон, устанавливающий порядок административного процесса, действующий на территории Республики Беларусь; нормы других законодательных актов, устанавливающих порядок административного процесса, права и обязанности его участников, подлежат включению в ПИКоАП (часть 2); порядок административного процесса, установленный в данном Кодексе, является единым и обязательным для всех государственных органов, иных организаций и должностных лиц, ведущих административный процесс, а также для иных его участников (часть 4).

Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении (глава 12 ПИКоАП) является одной из стадий административного процесса.

Частью 3 статьи 12.2 ПИКоАП установлено, что с жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами, а неуплата государственной пошлины влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему. В то же время в ПИКоАП не содержится норм, регламентирующих процессуальный порядок освобождения физических лиц от уплаты государственной пошлины. Отсутствие таких норм приводит к противоречивой правоприменительной практике: в ряде случаев суды возвращают гражданам жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях без рассмотрения в связи с неуплатой государственной пошлины, а ходатайства граждан об освобождении от уплаты государственной пошлины исходя из их имущественного положения оставляют без удовлетворения по причине отсутствия в ПИКоАП нормы, предусматривающей возможность принятия судом (судьей) такого решения.

Кроме того, согласно части 1 статьи 12.2 ПИКоАП по делам об административных правонарушениях могут быть обжалованы (опротестованы) в суд (вышестоящий суд) не вступившие в законную силу постановления как суда, так и иных органов, ведущих административный процесс.

Следовательно, неуплата физическим лицом государственной пошлины по жалобе в суд на постановление органа, ведущего административный процесс, влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему. Тем самым ограничивается право каждого на судебную защиту, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 258 Налогового кодекса право полностью или частично освободить от государственной пошлины по судебным делам физических лиц исходя из их имущественного положения предоставлено суду (судье), а в ПИКоАП законодательное регулирование данного вопроса отсутствует, что свидетельствует о правовом пробеле.

Помимо вышеуказанного порядка обжалования и опротестования не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях статьей 12.11 ПИКоАП предусматривается возможность обжалования (опротестования) и пересмотра постановлений по этой категории дел, вступивших в законную силу. Однако в данном Кодексе нормы, регламентирующие порядок освобождения граждан от уплаты государственной пошлины при обжаловании в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу, также отсутствуют.

По мнению Конституционного Суда, отсутствие у гражданина возможности уплатить государственную пошлину в связи с его имущественным положением не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, в том числе в административном процессе, поскольку иное означало бы несоблюдение норм Конституции, гарантирующих каждому защиту государством его прав и свобод, в том числе судебную. Одной из важнейших гарантий реализации такого права является установление в регулирующем административный процесс законодательстве процессуального порядка освобождения граждан от уплаты государственной пошлины при подаче в суд жалоб на постановления по административным делам. Отсутствие в законодательстве правовых норм, устанавливающих единый подход к правовому регулированию общественных отношений, связанных с освобождением от уплаты государственной пошлины, не способствует формированию единообразной правоприменительной практики, соблюдению конституционного принципа верховенства права, что может повлечь нарушение конституционного права каждого на судебную защиту.

5. В Послании Конституционного Суда «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2012 году» указано, что действенность правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гарантий их реализации зависит прежде всего от соблюдения конституционного принципа верховенства права в нормотворческой и правоприменительной деятельности. В Послании подчеркнута также важность соблюдения в нормотворческой деятельности принципа системности и комплексности правового регулирования как одного из условий обеспечения верховенства права. Принимаемые законы не должны содержать пробелов, коллизий правовых норм и правовой неопределенности.

Конституционный Суд отмечает, что принцип верховенства права означает в том числе полноту и точность норм о правах и обязанностях граждан, согласованность их между собой в различных нормативных правовых актах. Наличие пробелов в законодательстве влечет неоднозначное понимание нормативных правовых актов, противоречивую правоприменительную практику, что ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод граждан.

Одной из важнейших составляющих правового регулирования отношений, связанных с реализацией права каждого на судебную защиту, является возможность обжаловать принятые государственными органами и должностными лицами решения, в том числе постановления по делам об административных правонарушениях. В связи с этим Конституционный Суд считает, что законодатель должен определить процессуальный порядок освобождения от уплаты государственной пошлины физических лиц исходя из их материального положения при обжаловании в суд постановлений по административным делам для надлежащего обеспечения реализации конституционного права каждого на судебную защиту.

Конституционный Суд пришел к выводу о том, что в целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, реализации конституционного права каждого на судебную защиту и устранения пробела в законодательстве, регулирующем административный процесс, в ПИКоАП необходимо определить порядок освобождения граждан от уплаты государственной пошлины за подачу в суд жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, статьями 22 и 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. В целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, реализации конституционного права каждого на судебную защиту и устранения пробела в законодательстве, устанавливающем порядок административного процесса, признать необходимым внесение в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях дополнений в части определения порядка освобождения судом (судьей) физических лиц от уплаты государственной пошлины за подачу в суд жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.

2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь подготовить проект закона о внесении соответствующих дополнений в Процессуально- исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

4. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

Председательствующий – Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь П.П.Миклашевич

Увеличилась пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в экономическом суде. Теперь она равна 80% ставки, установленной за рассмотрение искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам — ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы . Ранее пошлина составляла 40%.

На заметку!
С 1 января 2021 г. базовая величина увеличилась до 29 руб. В связи с этим изменились и минимальные размеры госпошлины при обращении в экономический суд. За подачу иска она составит 725 руб., а за заявление о возбуждении приказного производства – 58 руб.

Больше придется заплатить и при подаче апелляционной или надзорной жалобы по гражданскому делу. Пошлина увеличена с 50 до 80% ставки, установленной за рассмотрение искового заявления или иного заявления, жалобы, а по имущественным спорам — ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы .Также введен минимальный размер госпошлины за рассмотрение имущественного иска по гражданскому делу. Теперь он должен быть не менее 2 базовых величин . Ранее госпошлина определялась в размере 5% от цены иска и не ограничивалась минимумом.

При обращении в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда с имущественным иском тоже предусмотрен минимальный размер – 2 базовые величины .

Надзорная жалоба в указанную коллегию подорожала и теперь составляет не 50, а 80% от госпошлины, уплаченной при подаче иска или жалобы .

Льготы по госпошлине

Скорректированы случаи освобождения от госпошлины при обращении в суд. Например:

— граждане, в отношении которых ведется административный процесс, освобождены от уплаты пошлины за подачу жалобы на административное задержание ;

— общественные объединения по защите прав потребителей не уплачивают госпошлину только в случае подачи заявления в интересах потребителей, но не в своих собственных интересах. Сами потребители-истцы, как и ранее, освобождены от пошлины ;

— не только истцы – физические лица, но и истцы-застройщики и другие организации освобождены от пошлины по спорам в связи с долевым строительством. Также и с ответчиков по таким делам теперь не будут взыскивать пошлину в случае проигрыша .

Также исключены льготы по уплате госпошлины за рассмотрение кассационных и надзорных жалоб по некоторым категориям дел.

Возврат и зачет госпошлины

При заключении мирового соглашения по всем требованиям в экономическом деле суд теперь вернет не 25, а 50% уплаченной госпошлины. Кроме того, это правило действует и в случае мирового соглашения по части неимущественных требований. Если мировое соглашение достигнуто только по части имущественных требований, то госпошлину вернут пропорционально этим требованиям. Для расчета за основу возьмут 50% от уплаченной пошлины .

Излишне уплаченную или взысканную госпошлину теперь можно зачесть не только в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, пошлинам или пеням по ним, но и в счет уплаты штрафов .

На заметку!
Напомним, что госпошлина при обращении в суд теперь подлежит зачислению в республиканский бюджет. В связи с этим изменились реквизиты для ее уплаты. Также госпошлину можно уплатить через ЕРИП. При этом суду достаточно сообщить учетный номер операции (транзакции) в ЕРИП. Но если оплата была с помощью банковского перевода или наличными через банк, то суду нужно все равно представить платежный документ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: