Кто осуществляет общее руководство проводкой каравана судов во льдах

Обновлено: 25.04.2024

Проводка судов ледоколами позволяет значительно повысить степень без­опасности работы во льдах, что достигается следующим:

  • при лидировании судна ледокол не только разрушает и измельчает встреча­ющийся лед, но и осуществляет промер глубины на пути плавания, что наря­ду с уменьшением взаимодействия корпуса и движительного комплекса ве­домого судна со льдом исключает возможность его посадки на мель;
  • при застревании судна в условиях ледовых сжатий ледокол, окалывая его, создает «ледовую подушку» из мелкобитого льда, предотвращая взаимодей­ствие корпуса судна с крупными льдинами, способными повредить корпус и винто-рулевую группу;
  • при ухудшении ледовых условий, судно, неспособное двигаться в канале са­мостоятельно, может быть взято ледоколом на буксир и выведено из опасной зоны;
  • при застревании и заклинивании крупнотоннажных судов при форсировании ледовых при перемычек ледокол проталкивает судно сквозь перемычку, ра­ботая с ним тандемом;
  • наличие на линейных ледоколах бортовых вертолетов позволяет осуществ­лять ближнюю тактическую разведку льдов, выбирать наиболее легкие про­ходы, уклоняться от тяжелых нагромождений на пути следования;
  • размещенные на борту ледокола вертолет, аварийно-спасательный и водо­лазный комплексы, а также средства ЛРН, позволяют в удаленных районах Арктики и Антарктики оказывать своевременную помощь по ликвидации аварии и снятию людей с терпящего бедствие судна.

Организация плавания во льдах

Плавание судов во льдах замер­зающих морей имеет четкую организа­цию и регламентируется правилами для судов, проводимых ледоколами через лед, которые печатаются в лоциях мо­рей и Правилах плавания в определен­ной акватории.

Ледокольная проводка судна включает в себя плавание судна в про­деланном во льду канале за ледоколом на буксире, без буксира в одиночном плавании или в составе ледового кара­вана, а также следование судна при непосредственном участии или в сопровождении ледокола.

Момент осуществления радиообмена между судном и ледоколом является началом ледокольной проводки.

Моментом окончания ледокольной проводки судна является время выхода ледового каравана на чистую воду при условии подтверждения по радиосвязи ка­питаном ледокола окончания ледокольной проводки.

С подходом к точке формирования ледового каравана, которая устанавлива­ется организацией, оказывающей услуги по ледокольной проводке, или, в случае проводки ледоколом одного судна, капитаном ледокола, судно устанавливает ра­диосвязь с ледоколом на 16 канале УКВ радиостанции и действует в соответствии с его указаниями.

Формирование ледового каравана осуществляется организацией, оказываю­щей услуги по ледокольной проводке.

Порядок расстановки судов в ледовом караване устанавливает капитан ледо­кола, осуществляющий руководство ледовым караваном.

Суда, включенные в состав ледового каравана, по команде ледокола, осу­ществляющего ледокольную проводку, переходят на канал ОВЧ, указанный ледо­колом.

Ледовым караваном руководит капитан ведущего ледокола, осуществляюще­го ледокольную проводку судов.

Капитан судна, при следовании в ледовом караване под проводкой ледокола, обязан обеспечить:

  • занятие судном места в ледовом караване, установленного ему капитаном ледокола;
  • соблюдение судном места в ледовом караване, скорости движения судна и дистанции до судна, находящегося впереди него, установленных капитаном ледокола;
  • выполнение указаний капитана ледокола, связанных с ледокольной провод­кой;
  • немедленную передачу на ледокол информации о невозможности сохранять установленные для судна место в ледовом караване, скорость и/или дистан­цию до другого судна в ледовом караване;
  • проверку уровня воды в льяльных колодцах каждый час и после сильных ударов судна о лед;
  • немедленную передачу на ледокол информации о полученных судном по­вреждениях.

Суда, следующие за ледоколом во льду, руководствуются сигналами, подаваемыми зву­ковыми средствами или по радиосвязи. Любой сигнал, поданный ледоколом или другим суд­ном, дублируется каждым позади идущим суд­ном последовательно, начиная с судна, ближай­шего к ледоколу или к судну, подавшему сигнал. Указания ледокола, переданные с помощью этих сигналов, выполняются судами немедленно. Использование сигналов для связи между ледоколом и проводимым им суд­ном не освобождает эти суда от выполнения требований МППСС-72.

В случае аварийной ситуации и при необходимости срочно изменить режим движения идущих в караване судов, переданные по радио команды «Уменьшите ход», «Немедленно остановите судно» и «Мои машины работают на задний ход» обязательно дублируются соответствующими звуковыми сигналами.

Международные сигналы употребляемые для связи между ледоколом и про­водимыми им судами указаны в таблице 1.

Сигнал К «Кило» (тире, точка, тире), передаваемый звуковыми или свето­выми средствами, может быть использован ледоколом для напоминания судам об их обязанности вести непрерывное наблюдение за радиосигналами.

Сигнал «точка, точка, тире, точка, точка», переданный с ледокола, означа­ет: «Прекратите продвижение вперед» и дается только судну, находящемуся в ле­довом канале впереди ледокола и приближающемуся или удаляющемуся от него. Этот же сигнал, переданный с судна на ледокол, означает: «Я прекратил движение вперед». Указанный сигнал не должен передаваться по радио.

Однобуквенные сигналы, если ими обмениваются ледокол и проводимые суда, имеют только те значения, которые указаны в МСС, и должны передаваться только с помощью звуковой и визуальной сигнализации или по радио, дополнительно мо­гут применяться и двухбуквенные сигналы:

  • WM«Уйски Майк» – ледокольная проводка сейчас начнется, используйте специ­альные сигналы для связи между ледоколами и проводимыми судами и ведите непрерывное наблюдение за звуковыми, зрительными и радиосигналами;
  • WO«Уйски Оскар» – ледокольная проводка окончена, следуйте по назначению.
Международные сигналы для связи между судами
НомерСигнал по МССЗначение сигнала
с ледоколас проводимого судна
1234
1А (Альфа)
точка, тире
Идите вперед (следуйте по
ледовому каналу)
Я иду вперед (следую по ледовому каналу)
2G (Голф)
тире, тире, точка
Я иду вперед, следуйте за
мной
Я иду вперед, следую за вами
3J (Джулиэт)
точка, тире, тире, тире
Не следуйте за мной (следуйте по ледовому каналу)Я не следую за вами (буду
следовать по ледовому каналу)
4Р (Папа)
точка тире, тире, точка
Уменьшить ходЯ уменьшил ход
5N (Новэмбер)
тире, точка
Застопорить двигательЯ стопорю двигатели
6Н (Хотэл)
точка, точка, точка, точка
Дайте обратный ход двигателямДаю обратный ход двигателям
7L (Лима)
точка, тире, точка, точка
Немедленно остановите
судно
Я останавливаю судно
84 (Картэфоур)
точка, точка, точка, точка, тире
Стоп. Я застрял во льдуСтоп. Я застрял во льду
9Q (Кэбэк)
тире, тире, точка, тире
Сократите расстояние между судамиЯ сокращаю расстояние
между судами
10В (Браво)
тире, точка, точка, точка
Увеличьте расстояние между судамиЯ увеличиваю расстояние
между судами
115 (Пантафайв)
точка, точка, точка, точка, точка
ВниманиеВнимание
12Y (Янки)
тире, точка, тире, тире
Приготовьтесь принять (отдать) буксирЯ готов принять (отдать)
буксир

Формирование каравана для ледовой проводки

Для проводки во льдах несколько судов объединяют в караваны. Простой караван — группа судов, ведомых одним ледоколом; сложный — группа судов, ве­домых несколькими ледоколами. В зависимости от обязанностей, возложенных на них во время проводки судов, ледоколы бывают ведущими, вспомогательными и обеспечивающими.

Ведущий — это ледокол, прокладывающий канал для кара­вана. Его капитан непосредствен­но руководит проводкой – выбира­ет маршрут следования каравана, назначает порядок следования су­дов (ордер), дистанцию между су­дами и скорость каравана, дает распоряжения о взятии на буксир, оказании помощи. На ведущем ле­доколе прокладывают основной курс, сосредоточивают данные по ледовой обстановке и метеоусло­виям плавания. С вертолета, базирующегося на ведущем ледоколе, проводят ло­кальную ледовую разведку.

Вспомогательный — это ледокол (или несколько ледоколов), занимающий место в караване по указанию ведущего и обеспечивающий околку впереди иду­щих и проводку позади идущих судов каравана.

Обеспечивающий — это ледокол, закрепленный за определенным участком ледовой трассы; проводит суда через ледовые перемычки, дает рекомендации для их самостоятельного следования.

Место в караване назначают с учетом размеров судна, прочности его корпу­са, мощности двигателей, маневренных элементов, загрузки, технического состоя­ния, опытности капитана и конкретной ледовой обстановки. Крупные суда, лишь немного уступающие по своей ширине ледоколу, как правило, ставят первыми за ледоколом. Концевыми ставят суда, имеющие мощные двигатели и управля­емые опытными капитанами, поскольку им приходится следовать в наиболее сложных условиях. В тяжелых льдах впереди судна со слабым корпусом ста­вят судно с прочным корпусом и мощ­ной машиной, которое выравнивает ка­нал за ледоколом и очищает его от оставшихся за ним крупных льдин.

Простой караван состоит из одно­го ледокола и следующих за ним судов. Число судов зависит от длины остающегося за кормой ледокола чистого ото льда канала. Обычно линейный ледокол проводит 3-4 судна. Однако если лед дрейфу­ет и наблюдается сжатие, в силу чего канал закрывается сразу за кормой ледокола, он сможет проводить одновременно не более одного судна.

Построение сложных караванов различно и зависит от ледовой обстановки. За ведущим ледоколом следуют транспортные суда, а за ними вспомогательный ледокол ведет свою группу судов (рис. 1). В обязанности вспомогательного ле­докола входят также наблюдение за впереди идущими судами и их околка. Конце­вым обычно ставят судно класса Arc, которое также в случае необходимости может околоть впереди идущие суда.

Ледокол

Рис. 1 Построение сложного каравана при ледовой проводке

Для проводки судов в сплоченных дрейфующих или припайных льдах кара­ван формируют небольшим: 2 ледокола и 3-4 транспортных судна. Вспомогатель­ный ледокол идет за ведущим, транспортные суда следуют за вспомогательным ле­доколом. При этом ведущий ледокол имеет возможность уйти вперед и заблаго­временно прокладывать путь каравану, форсируя тяжелые перемычки, а второй ле­докол занят только проводкой судов.

При проводке одним ледоколом каравана из трех-четырех судов порядок формирования каравана немного отличается от вышеописанного (рис. 2).

За ледоколом в караване следует самое слабое по корпусу и мощности энер­гетической установки судно. Задача капитана этого судна — следовать со скоро­стью, указанной с ледокола. Капитан ледокола сам следит за дистанцией до судна, поддерживает ее равной двум-трем длинам корпуса судна, в отдельных случаях со­кращает ее до минимума. При необходимости самое слабое судно ледокол берет на буксир «вплотную».

Караван судов

Рис. 2 Проводка ледоколом каравана судов

При составлении караванов из судов нескольких типов стремятся ставить маломощные суда позади мощных. Тогда караван выглядит так: «мощное судно — слабое судно» — «мощное судно — слабое судно» и т. д. Если имеются суще­ственные различия в длине и ширине судов, то, как правило, узкое судно должно следовать за широким. Это вызвано, тем, что широкое судно препятствует затяги­ванию канала и за ним образуется широкое разрежение, по которому узкому судну продвигаться значительно легче.

Дистанция между судами каравана

Планируя расстановку судов в караване, капитан ведущего ле­докола не всегда может учесть все особенности судов, поэтому окон­чательно сформировать караван и расставить суда можно уже в процессе проводки. Капитан ледокола назначает дистанцию между суда­ми, которая должна тщательно сохраняться при движении во льду. Правильно выбранная дистанция способствует наибольшей эффективности проводки.

Наибольшей скорости проводки во льдах можно достигнуть в том случае, когда дистанция между судами минимальна, так как каждое судно будет использо­вать канал впереди идущего ледокола или судна, пока этот канал не успел закрыть­ся льдом. Чем больше дистанция между судами, тем быстрее затягивается канал льдом и тем труднее судну следовать по нему.

В то же время уменьшение дистанции увеличивает опасность столкновения при внезапном снижении скорости идущего впереди ледокола или судна. Очевид­но, что наибольшей эффективности можно достигнуть при проводке на некоторой безопасной дистанции, под которой понимается минимально допустимое расстоя­ние между судами, исключающее столкновение в случае внезапной остановки впереди идущего судна.

Допустимая дистанция не является постоянной величиной и зависит от ледо­вых и метеорологических условий и тормозного пути проводимых судов. Чем быстрее закрывается канал за ледоколом, тем дистанция между судами должна быть меньше, и наоборот. Так, если тормозной путь судна, т. е. путь, который оно проходит вперед с момента перевода машины с полного переднего хода на полный задний до момента полной остановки, равен 2,5 кабельтова, то это будет мини­мально допустимая (безопасная) дистанция при следовании в редком льду. Ухуд­шение ледовых условий потребует сокращения дистанции.

Поскольку при ухудше­нии ледовых условий снижается скорость судов, уменьшение дистанции (конечно, с учетом тормозного пути) не увеличивает опасности столкновения судов в караване. При сплоченности льда от 6 до 8 баллов дистанция между судами каравана может быть сокращена до 1 кабельтова, при сплоченности льда более 8 баллов и это расстояние становится слишком большим.

Скорость каравана

Скорость назначает капитан ведущего ледокола. При этом он исходит из технических возможностей наиболее слабого судна в караване, учитывая его ледо­вый класс, его маневренные способности и прочность корпуса. Скорость, которую может развить судно во льду, зависит от мощности его энергетической установки и пропульсивных качеств, в то же время допустимая скорость определяется прочно­стью его корпуса. Таким образом, скорость проводки ледоколом транспортного судна ограничивается допустимой скоростью самого судна.

В сложных ледовых условиях, при отсутствии видимости или невозможности в силу технических, погодных или иных причин провести ледовую авиаразведку, капитаны ледоколов прибегают к так называемой разведке льда корпусом.

vertolet

Вертолет разведчик на палубе ледокола

Разведку корпусом выполняют с целью определения проходимости льда на непротяженных участках ледовой трассы или при проходе перемычек сплоченного льда. Применение этой разведки целесообразно в том случае, если имеется возможность оставить караван на некоторое время без ледокола, не опасаясь за его безопасность (на кромке льда, на разводьях или в местах естественных укрытий). Подойдя к участку, проходимость которого вызывает сомнение, караван останавливается, а ледокол корпусом преодолевает сомнительный участок. По результатам разведки делают вывод о проходимости льда. Если участок проходим, то в зависимости от его сложности сразу решается вопрос о способе проводки каравана (весь караван сразу, по одному судну или на буксире) и ледокол продолжает проводку. Если по результатам разведки окажется, что лед непроходим, то караван останавливается в безопасном месте до улучшения ледовой обстановки.

Достоинством метода разведки корпусом является его наглядность и ощутимость. Капитан ледокола получает точную информацию о проходимости льда на данном участке и сразу решает вопрос о составе и способе проводки каравана. Ледовая разведка корпусом позволяет избежать заводки каравана в непроходимый лед (что не всегда удается при других видах ледовой разведки).

Недостатки метода: неизбежна остановка каравана, иногда на длительное время; разведка проводится на небольшом расстоянии от каравана (примерно 10 миль).

Скорость ледокола, разрушение льда

Движение ледокола во льдах может осуществляться непрерывным ходом, переменными ходами, форсированием льда с разгона. Движение ледокола непрерывным ходом с установившейся скоростью возможно, если суммарная тяга гребных винтов достаточна для преодоления ледового сопротивления. Если сила ледового сопротивления превышает максимальную тягу гребных винтов, ледокол может преодолевать лед только с разгона — набегами. При непрерывном движении ледокола во льдах скорость его зависит в основном от ледового сопротивления и характеристик судна. При работе набегами вспомогательные операции (реверсирование, отход, разгон) занимают сравнительно много времени. На среднюю скорость движения ледокола оказывают существенное влияние маневренные качества судна и тактические приемы, применяемые судоводителем.

Работа ледокола по прокладыванию канала

Работа ледокола по прокладыванию канала

При движении в сплошных льдах ледокол разрушает лед следующим образом. Ледокол наползает на ледяной покров и продавливает его форштевнем. По мере продвижения вперед, во время которого дифферент на корму увеличивается, в контакт со льдом вступает носовая часть корпуса ледокола, ломающая лед. При этом наблюдаются небольшое рыскание и изменение крена, связанные с не одновременностью ломки льда левым и правым бортами. За кормой ледокола остается канал: у краев — крупные льдины, к средней части их размеры уменьшаются, и в середине — «ледяная каша». Непосредственно за кормой ледокола в зоне действия струй воды, отбрасываемых винтами, образуется полоса чистой воды.

Схема канала за ледоколом в сплошном льду

Схема канала за ледоколом в сплошном льду

Однако при следовании ледокола в дрейфующих льдах, подверженных сжатию, канал за ледоколом будет выглядеть иначе, а условия проводки за ледоколом будут значительно сложнее, так как канал может затягиваться льдом сразу за кормой ледокола, а на расстоянии 100—150 м от нее уже не останется и следа от прошедшего ледокола. Канал, образуемый ледоколом, играет важную роль в тактике проводки транспортных судов.

Ввод каравана в лед

До подхода к кромке льда капитан ледокола уменьшает ход, а затем останавливает караван на чистой воде, затем проводит разведку и выбирает наиболее безопасное место для ввода каравана в лед. Караван вводится в лед малым ходом. Канал должен быть прямым, первый поворот во льду ледокол может сделать только после того, как все суда каравана войдут в лед, подтянутся на заданную дистанцию и караван начнет нормальное движение. После этого ледокол может увеличивать ход. При вводе судов в лед через наветренную кромку, состоящую из крупнобитого льда, ледокол вначале разбивает этот лед на некотором пространстве, а затем заводит суда в лед по одному. Если ледовая обстановка тяжелая и ввод в лед опасен, караван ложится в дрейф на чистой воде и ожидает улучшения ледовой обстановки.

Проводка судов в разреженных льдах

В разреженных льдах капитан ледокола ведет караван в основном по чистой воде, обходя скопления льда. Скорость движения каравана в этом случае выбирают в зависимости от сплоченности льда и возможностей транспортных судов. Так, при плавании в редком льду (до 3 баллов) скорость ограничивается наибольшей скоростью самого тихоходного судна в караване, поскольку такой лед не ограничивает движения каравана. При плавании в разреженном льду (до 7 баллов) скорость будет определяться возможной скоростью концевого судна.

Обходя отдельные крупные льдины, ледокол не должен к ним прижиматься, так как следующее за ним судно, касаясь этих льдин или отходящих от них подводных таранов, может получить повреждения. Обходить такие льдины следует по возможности с наветренной стороны. Капитан ледокола должен информировать суда, каким бортом надо обходить тяжелые льдины. В условиях ограниченной видимости скорость каравана должна быть снижена.

Проводка судов в сплоченных льдах

Обнаружив впереди сплоченный лед, капитан ледокола предупреждает об этом суда каравана. Если ледоколу предстоит форсировать перемычку, каравану дается указание остановиться или уменьшить ход. После этого ледокол форсирует перемычку, затем возвращается к судам и возобновляет проводку в соответствии с новыми ледовыми условиями. Если после форсирования перемычки в канале, пробитом ледоколом, остается битый лед, не позволяющий провести сразу весь караван, прибегают к проводке каравана по частям или по одному судну на буксире. Ледокольная проводка в сплоченных льдах осуществляется на коротких дистанциях, так как канал за ледоколом быстро затягивается льдом. Это требует от судоводителя повышенного внимания и готовности осуществить маневр для избежания навала на впереди идущее судно в случае его внезапной остановки. При проводке в сплоченном льду на пути каравана может встретиться тяжелый лед, который ледокол не в состоянии будет преодолеть безостановочно. В данном случае он вынужден будет пробивать канал многократными ударами с разбега. Канал ледоколом может прокладываться одинарным и «елочкой».

Пробивая одинарный канал, ледокол рискует заклиниться. Кроме того, такой канал в сплоченных льдах быстро затягивается и становится трудно проходимым для судов каравана. Поэтому прокладка канала способом «елочка» в сплоченном льду предпочтительнее. Он значительно шире, чем одинарный, вероятность заклинивания ледокола в нем мала, проводка каравана значительно облегчается.

Приступая к форсированию льда, капитан ледокола определяет длину разбега, необходимую для разрушения льда ударами. Достигнутый при первых ударах эффект указывает капитану требуемую длину разбега. Если форсирование льда достигается при небольшой длине разбега, то нет необходимости ее увеличивать. При длинных разбегах эффект разрушения льда получается лучше, но он достигается с большой затратой времени, и в итоге работа с длинных разбегов оказывается менее производительной.

При ударе о лед ледокол резко теряет инерцию, медленно вползая на лед и разрушая его главным образом тяжестью носовой части, создающей вертикальное давление. До момента окончательной остановки машинам ледокола необходимо дать полный задний ход.

Если задний ход будет дан с опозданием, ледокол может заклиниться во льду и потребуется много времени для его освобождения. После того как ледокол оторвется ото льда или сойдет с него на полном ходу, необходимо замедлить движение назад, чтобы не повредить руль и гребные винты о лед. При этом следует помнить, что наиболее сильные удары гребными винтами о лед бывают тогда, когда ледокол идет задним ходом, а винты вращаются на передний ход (и наоборот). Для гашения инерции назад трехвинтовому ледоколу в крайнем случае можно допустить работу передним ходом для среднего винта, наиболее хорошо защищенного ото льда.

Выполняя проводку в сплоченных льдах, ледокол должен избегать крутых поворотов, так как не все транспортные суда в состоянии делать крутые повороты. Для того чтобы поворот во льду был более плавным, осуществлять его на ледоколе лучше только рулем, а не двигателем.

Проводка судов при сжатиях льда

В условиях сжатия льда, когда канал за ледоколом закрывается почти сразу за его кормой, суда проводят по одному. Иногда каждое судно проводят 2 ледоколами: один ведет судно на буксире, а второй пробивает канал. При этом двигатели буксируемого судна могут работать до полного хода и льды будут преодолеваться суммарной мощностью буксирующего и буксируемого судов.

Тактика проводки судов в условиях сжатия льда зависит от числа и мощности ледоколов, степени сжатия льда, типа проводимых судов. При сравнительно небольшом сжатии льда иногда применяется работа ледоколов «на откол» в строю уступа. В этом случае ледоколы следуют параллельными курсами, причем ледокол, ведущий караван, идет с наветренной стороны. Лед из канала ледокола, ведущего караван, смещается по ветру в каналы головных подветренных ледоколов.

В сжатых сплоченных льдах иногда применяется способ проводки судов, называемый «тандем», при котором вспомогательный ледокол, буксирующий судно вплотную, берется на буксир головным ледоколом также вплотную и, упираясь своим форштевнем в кормовой вырез головного ледокола, помогает ему преодолевать лед.

При проводке каравана в сплоченных льдах отдельные суда иногда застревают во льду и не могут двигаться дальше. Происходить это может по следующим причинам:

• в канале за ледоколом битый лед быстро сбивается в плотную массу;
• канал за ледоколом закрывается льдом под воздействием ветра или течения;
• ледокол делает слишком крутые повороты.
Для освобождения судна, застрявшего во льдах, капитан ледокола выполняет околку. При этом применяются в основном два способа:
• околка с хода
• околка кормой ледокола.

Простейшие схемы окалывания судна ледоколом

Простейшие схемы окалывания судна ледоколом

При первом способе ледокол выходит из кильватерного строя и, описав полную циркуляцию, заходит с кормы застрявшего судна. Пройдя вдоль его борта, подводит свою корму к форштевню окалываемого судна и выводит его за собой.

Второй способ — наиболее быстрый и удобный. Он заключается в том, что ледокол проходит на заднем ходу кормой вдоль застрявшего судна, разрушая лед вдоль его борта, а затем, дав передний ход, подает сигнал «Иду вперед, следуйте за мной». Капитан окалываемого судна должен тронуться с места к моменту, когда корма ледокола поравняется с мидель-шпангоутом судна.

Способ околки определяется состоянием льдов. При сравнительно легких льдах применяется второй способ, а при тяжелых — первый. Околка задним ходом в тяжелых льдах связана с опасностью поломки винта и руля, поэтому в тяжелых ледовых условиях околку производят с разворотом ледокола по первому способу, т. е. передним ходом, хотя при этом и затрачивается на всю операцию значительно большее время. Иногда оказывается достаточно подойти к форштевню застрявшего судна и винтами размыть создавшуюся в районе носовой части ледяную пробку из битого льда. Обычно целесообразно окалывать судно с подветренной стороны.

Швартовка ледокола к транспортному судну

Швартовка ледокола к транспортному судну

Когда ледокол разобьет лед с подветренного борта, судно будет отжато ветром в сторону разбитого льда, при этом слабеет сцепление со льдом наветренного борта и судно, дав ход, легко последует за ледоколом. В штиль или при слабом ветре, а также при попутных и встречных ветрах околку производят с того борта, вдоль которого лед слабее. В этом случае канал образуется не только вследствие разрушения льда, но и вследствие расталкивания льдин.

Околка эффективна тогда, когда ледокол проходит мимо застрявшего судна на небольшом расстоянии от борта, измеряемом метрами, но такое расстояние создает опасность навала ледокола на окалываемое судно и требует от капитана ледокола особой внимательности. Обычно во время околки судна караван стоит на месте. Такая остановка может вызвать застревание других судов каравана. Поэтому ледокол после освобождения застрявшего судна проходит вдоль каравана с подветренной стороны и таким образом освобождает все суда каравана.

Освобождение ледокола от заклинивания

При форсировании перемычек, на стыках полей, при сдвиге полей, сжатии нередко происходит заклинивание ледокола.

Под заклиниванием ледокола во льдах понимают его вынужденную остановку, в результате которой он не в состоянии продолжать движение вперед или сойти со льда задним ходом. Следует различать заклинивание со всплытием корпуса и без всплытия. В обоих случаях освобождению ледокола от заклинивания препятствуют силы трения между льдом и обшивкой.

Заклинивание со всплытием чаще всего наблюдается при работе ледокола набегами в тяжелых сплошных торосистых льдах. Здесь возможны два случая заклинивания: средней частью корпуса и форштевнем, происходящее вследствие вползания носа ледокола на лед.

Заклинивание без всплытия корпуса наблюдается в тяжелых битых льдах большой сплоченности или в канале, проложенном в торосистых льдах. В таких условиях свободному раздвиганию льда в стороны препятствуют крупные льдины или кромки канала. Вследствие этого обломки льда, находящиеся в непосредственной близости к судну, сжимаются. Это приводит к появлению реактивных давлений на корпус, которые в свою очередь вызывают появление значительных сил трения.

В первую очередь при заклинивании прибегают к работе гребных винтов попеременно на задний и передний ход с постоянной перекладкой руля с борта на борт. Этот метод освобождения применяется при освобождении от заклинивания как ледоколов, так и транспортных судов, у которых нет специальных систем и устройств для освобождения от заклинивания. Попеременной работой машины на передний и задний ход, а также перекладкой руля с борта на борт стремятся «расшевелить» судно и уменьшить силу трения между корпусом и льдом. На ледоколах, помимо перекладки руля, действенную помощь для освобождения от заклинивания может оказать работа бортовых гребных винтов «враздрай», а также кратковременная форсированная работа главного двигателя. Надежным средством освобождения ледокола являются креновая и дифферентная системы.

Плавание судов во льдах замерзающих морей имеет четкую организацию и регламентируется правилами для судов, проводимых ледоколами через лед. Эти правила печатаются в лоциях морей. Непосредственное руководство проводкой одного судна или каравана судов возлагается на капитана ведущего ледокола или назначенного начальника проводки. Капитаны судов, следующих под проводкой ледокола, подчиняются приказаниям капитана ледокола.

Для проводки во льдах несколько судов объединяют в караваны. Простой караван — группа судов, ведомых одним ледоколом; сложный — группа судов, ведомых несколькими ледоколами. В зависимости от обязанностей, возложенных на них во время проводки судов, ледоколы бывают ведущими, вспомогательными и обеспечивающими.

Ведущий — это ледокол, прокладывающий канал для каравана. Его капитан непосредственно руководит проводкой: выбирает маршрут следования каравана, назначает порядок следования судов (ордер), дистанцию между судами и скорость каравана, дает распоряжения о взятии на буксир, оказании помощи и т. п. На ведущем ледоколе прокладывают основной курс, сосредоточивают данные по ледовой обстановке и метеоусловиям плавания. С вертолета, базирующегося на ведущем ледоколе, проводят локальную ледовую разведку.

Вспомогательный — это ледокол (или несколько ледоколов), занимающий место в караване по указанию ведущего и обеспечивающий околку впереди идущих и. проводку позади идущих судов каравана.

Обеспечивающий — это ледокол, закрепленный за определенным участком ледовой трассы; проводит суда через ледовые перемычки, дает рекомендации для их самостоятельного следования.

Формирование каравана для ледовой проводки

Требование о проводке судна через лед капитан судна направляет в порту начальнику порта, а в море — капитану ледокола. При назначении в состав каравана капитан транспортного судна получает от руководства ледовыми операциями рекомендации для следования к месту формирования каравана и название ведущего ледокола.

ship ice

Место сбора судов для формирования каравана назначается руководством ледовыми операциями (штабом), капитаном ледовой проводки или капитаном ледокола. Обычно его выбирают на чистой воде в нескольких милях от кромки,

• во-первых, в целях безопасности,
• во-вторых, для того, чтобы иметь возможность еще до входа каравана в лед проверить средства связи, дать возможность судоводителям привыкнуть к совместному плаванию.

Успех ледового плавания в составе каравана во многом зависит от слаженности и четкости действий, профессионального мастерства моряков, дисциплины, надежной внутрикараванной связи. Работа судов каравана проходит по единому согласованному с ледоколом времени. Все суда должны в порядке номеров мест в караване репетовать команды с ведущего ледокола. Все судоводители должны наизусть знать однобуквенные сигналы для связи между ледоколом и проводимыми судами.

Использование сигналов для связи между ледоколом и судами не освобождает никакое судно от выполнения МППСС.

signal MPPSS

Место в караване назначают с учетом размеров судна, прочности его корпуса, мощности двигателей, маневренных элементов, загрузки, технического состояния, опытности капитана и конкретной ледовой обстановки. Крупные суда, лишь немного уступающие по своей ширине ледоколу, как правило, ставят первыми за ледоколом. Концевыми ставят суда, имеющие мощные двигатели и управляемые опытными капитанами, поскольку им приходится следовать в наиболее сложных условиях. В тяжелых льдах впереди судна со слабым корпусом ставят судно с прочным корпусом и мощной машиной, которое выравнивает канал за ледоколом и очищает его от оставшихся за ним крупных льдин.

Простой караван состоит из одного ледокола и следующих за ним судов. Число судов зависит от длины остающегося за кормой ледокола чистого ото льда канала. Обычно линейный ледокол проводит 3-4 судна. Однако если лед дрейфует и наблюдается сжатие, в силу чего канал закрывается сразу за кормой ледокола, он сможет проводить одновременно не более одного судна.

Построение сложного каравана при ледовой проводке

Построение сложного каравана при ледовой проводке

Построение сложных караванов различно и зависит от ледовой обстановки. За ведущим ледоколом следуют транспортные суда, а за ними вспомогательный ледокол ведет свою группу судов. В обязанности вспомогательного ледокола входят также наблюдение за впереди идущими судами и их околка. Концевым обычно ставят судно класса УЛ, которое также в случае необходимости может околоть впереди идущие суда.

Для проводки судов в сплоченных дрейфующих или припайных льдах караван формируют небольшим: 2 ледокола и 3—4 транспортных судна. Вспомогательный ледокол идет за ведущим: Транспортные суда следуют за вспомогательным ледоколом. При этом ведущий ледокол имеет возможность уйти вперед и заблаговременно прокладывать путь каравану, форсируя тяжелые перемычки, а второй ледокол занят только проводкой судов.

При проводке одним ледоколом каравана из трех-четырех судов порядок формирования каравана немного отличается от вышеописанного.

За ледоколом в караване следует самое слабое по корпусу и мощности энергетической установки судно. Задача капитана этого судна — следовать со скоростью, указанной с ледокола. Капитан ледокола сам следит за дистанцией до судна, поддерживает ее равной двум-трем длинам корпуса судна, в отдельных случаях сокращает ее до минимума. При необходимости самое слабое судно ледокол берет на буксир «вплотную».

Проводка ледоколом каравана судов

Проводка ледоколом каравана судов

При составлении караванов из судов нескольких типов стремятся ставить маломощные суда позади мощных. Тогда караван выглядит так: «мощное судно — слабое судно» — «мощное судно — слабое судно» и т. д. Если имеются существенные различия в длине и ширине судов, то, как правило, узкое судно должно следовать за широким. Это вызвано, тем, что широкое судно препятствует затягиванию канала и за ним образуется широкое разрежение, по которому узкому судну продвигаться значительно легче.

Дистанция между судами каравана

Планируя расстановку судов в караване, капитан ведущего ледокола не всегда может учесть все особенности судов, поэтому окончательно сформировать караван и расставить суда можно уже в процессе проводки. Капитан ледокола назначает дистанцию между судами, которая должна тщательно сохраняться при движении во льду. Правильно выбранная дистанция способствует наибольшей эффективности проводки.

Наибольшей скорости проводки во льдах можно достигнуть в том случае, когда дистанция между судами минимальна, так как каждое судно будет использовать канал впереди идущего ледокола или судна, пока этот канал не успел закрыться льдом. Чем больше дистанция между судами, тем быстрее затягивается канал льдом и тем труднее судну следовать по нему.

В то же время уменьшение дистанции увеличивает опасность столкновения при внезапном снижении скорости идущего впереди ледокола или судна. Очевидно, что наибольшей эффективности можно достигнуть при проводке на некоторой безопасной дистанции, под которой понимается минимально допустимое расстояние между судами, исключающее столкновение в случае внезапной остановки впереди идущего судна.

Допустимая дистанция не является постоянной величиной и зависит от ледовых и метеорологических условий и тормозного пути проводимых судов. Чем быстрее закрывается канал за ледоколом, тем дистанция между судами должна быть меньше, и наоборот.

Так, если тормозной путь судна, т. е. путь, который оно проходит вперед с момента перевода машины с полного переднего хода на полный задний до момента полной остановки, равен 2,5 кб, то это будет минимально допустимая (безопасная) дистанция при следовании в редком льду. Ухудшение ледовых условий потребует сокращения дистанции. Поскольку при ухудшении ледовых условий снижается скорость судов, уменьшение дистанции (конечно, с учетом тормозного пути) не увеличивает опасности столкновения судов в караване.

При сплоченности льда от 7 до 8 баллов дистанция между судами каравана может быть сокращена до 1 кб, при сплоченности льда более 8 баллов и это расстояние становится слишком большим.

Скорость каравана

Скорость назначает капитан ведущего ледокола. При этом он исходит из технических возможностей наиболее слабого судна в караване, учитывая его ледовый класс, его маневренные способности и прочность корпуса. Скорость, которую может развить судно во льду, зависит от мощности его энергетической установки и пропульсивных качеств, в то же время допустимая скорость определяется прочностью его корпуса. Таким образом, скорость проводки ледоколом транспортного судна ограничивается допустимой скоростью самого судна.

Ледовая проводка морских судов

В сложных ледовых условиях, при отсутствии видимости или невозможности в силу технических, погодных или иных причин провести ледовую авиаразведку, капитаны ледоколов прибегают к так называемой разведке льда корпусом.

Разведку корпусом выполняют с целью определения проходимости льда на непротяженных участках ледовой трассы или при проходе перемычек сплоченного льда.

Применение этой разведки целесообразно в том случае, если имеется возможность оставить караван на некоторое время без ледокола, не опасаясь за его безопасность (на кромке льда, на разводьях или в местах естественных укрытий).

Подойдя к участку, проходимость которого вызывает сомнение, караван останавливается, а ледокол корпусом преодолевает сомнительный участок. По результатам разведки делают вывод о проходимости льда.
Если участок проходим, то в зависимости от его сложности сразу решается вопрос о способе проводки каравана (весь караван сразу, по одному судну или на буксире) и ледокол продолжает проводку.

Если по результатам разведки окажется, что лед непроходим, то караван останавливается в безопасном месте до улучшения ледовой обстановки.

Вертолет разведчик на палубе ледокола

Вертолет на палубе ледокола

Достоинством метода разведки корпусом является его наглядность и ощутимость. Капитан ледокола получает точную информацию о проходимости льда на данном участке и сразу решает вопрос о составе и способе проводки каравана. Ледовая разведка корпусом позволяет избежать заводки каравана в непроходимый лед (что не всегда удается при других видах ледовой разведки). Недостатки метода: неизбежна остановка каравана, иногда на длительное время;разведка проводится на небольшом расстоянии от каравана (примерно 10 миль).

Скорость ледокола, разрушение льда

Скорость ледокола, разрушение льда

Разрушение льда ледоколом

Движение ледокола во льдах может осуществляться непрерывным ходом,переменными ходами, форсированием льда с разгона. Движение ледокола непрерывным ходом с установившейся скоростью возможно, если суммарная тяга гребных винтов достаточна для преодоления ледового сопротивления.
Если сила ледового сопротивления превышает максимальную тягу гребных винтов, ледокол может преодолевать лед только с разгона - набегами. При непрерывном движении ледокола во льдах скорость его зависит в основном от ледового сопротивления и характеристик судна. При работе набегами вспомогательные операции (реверсирование – отход - разгон) занимают сравнительно много времени.
На среднюю скорость движения ледокола оказывают существенное влияние маневренные качества судна и тактические приемы, применяемые судоводителем.

При движении в сплошных льдах ледокол наползает на ледяной покров и продавливает его форштевнем. По мере продвижения вперед, во время которого дифферент на корму увеличивается, в контакт со льдом вступает носовая часть корпуса ледокола, ломающая лед. При этом наблюдаются небольшое рыскание и изменение крена, связанные с неодновременностью ломки льда левым и правым бортами.
За кормой ледокола остается канал: у краев — крупные льдины, в середине - «ледяная каша». Непосредственно за кормой ледокола в зоне действия струй воды, отбрасываемых винтами, образуется полоса чистой воды.

Схема канала за ледоколом в сплошном льду

Канал оставшийся за ледоколом в сплошном льду

Работа ледокола по прокладыванию канала

Прокладывание канала ледоколом

Однако при следовании ледокола в дрейфующих льдах, подверженных сжатию, канал за ледоколом будет выглядеть иначе, а условия проводки за ледоколом будут значительно сложнее, так как канал может затягиваться льдом сразу за кормой ледокола, а на расстоянии 100—150 м от нее уже не останется и следа от прошедшего ледокола. Канал, образуемый ледоколом, играет важную роль в тактике проводки транспортных судов.

Ввод каравана в лед

Ввод каравана в лед

До подхода к кромке льда капитан ледокола уменьшает ход, а затем останавливает караван на чистой воде, затем проводит разведку и выбирает наиболее безопасное место для ввода каравана в лед. Караван вводится в лед малым ходом. Канал должен быть прямым, первый поворот во льду ледокол может сделать только после того, как все суда каравана войдут в лед, подтянутся на заданную дистанцию и караван начнет нормальное движение.
После этого ледокол может увеличивать ход. При вводе судов в лед через наветренную кромку, состоящую из крупнобитого льда, ледокол вначале разбивает этот лед на некотором пространстве, а затем заводит суда в лед по одному. Если ледовая обстановка тяжелая и вход в лед опасен, караван ложится в дрейф на чистой воде и ожидает улучшения ледовой обстановки.

Проводка судов в разреженных льдах

Проводка судов в разреженных льдах

В разреженных льдах капитан ледокола ведет караван в основном по чистой воде, обходя скопления льда.

Скорость движения каравана в этом случае выбирают в зависимости от сплоченности льда и возможностей транспортных судов. Так, при плавании в редком льду (до 3 баллов) скорость ограничивается наибольшей скоростью самого тихоходного судна в караване, поскольку такой лед не ограничиваем движения каравана. При плавании в разреженном льду (до 7 баллов) скорость будет определяться возможной скоростью концевого судна.

Обходя отдельные крупные льдины, ледокол не должен к ним прижиматься,так как следующее за ним судно, касаясь этих льдин или отходящих от них подводных таранов, может получить повреждения. Обходить такие льдины следует по возможности с наветренной стороны.
Капитан ледокола должен информировать суда, каким бортом надо обходить тяжелые льдины. В условиях ограниченной видимости скорость каравана должна быть снижена.

Проводка судов в сплоченных льдах

Проводка судов в сплоченных льдах

Обнаружив впереди сплоченный лед, капитан ледокола предупреждает об этом суда каравана. Если ледоколу предстоит форсировать перемычку, каравану дается указание остановиться или уменьшить ход.

После этого ледокол форсирует перемычку, затем возвращается к судам и возобновляет проводку в соответствии с новыми ледовыми условиями. Если после форсирования перемычки в канале, пробитом ледоколом, остается битый лед, не позволяющий провести сразу весь караван, прибегают к проводке каравана по частям или по одному судну на буксире.

Ледокольная проводка в сплоченных льдах осуществляется на коротких дистанциях, так как канал за ледоколом быстро затягивается льдом. Это требует от судоводителя повышенного внимания и готовности осуществить маневр для избежания навала на впереди идущее судно в случае его внезапной остановки.

При проводке в сплоченном льду на пути каравана может встретиться тяжелый лед, который ледокол не в состоянии будет преодолеть безостановочно. В данном случае он вынужден будет пробивать канал многократными ударами с разбега. Канал ледоколом может прокладываться одинарным и «елочкой».

Пробивая одинарный канал, ледокол рискует заклиниться. Кроме того, такой канал в сплоченных льдах быстро затягивается и становится трудно проходимым для судов каравана. Поэтому прокладка канала способом «елочка» в сплоченном льду предпочтительнее.
Он значительно шире, чем одинарный, вероятность заклинивания ледокола в нем мала, проводка каравана значительно облегчается.

Приступая к форсированию льда, капитан ледокола определяет длину разбега, необходимую для разрушения льда ударами. Достигнутый при первых ударах эффект указывает капитану требуемую длину разбега.
Если форсирование льда достигается при небольшой длине разбега, то нет необходимости ее увеличивать. При длинных разбегах эффект разрушения льда получается лучше, но он достигается с большой затратой времени, и в итоге работа с длинных разбегов оказывается менее производительной.

При ударе о лед ледокол резко теряет инерцию, медленно вползая на лед и разрушая его главным образом тяжестью носовой части, создающей вертикальное давление. До момента окончательной остановки машинам ледокола необходимо дать полный задний ход.

Если задний ход будет дан с опозданием, ледокол может заклиниться во льду и потребуется много времени для его освобождения. После того как ледокол оторвется ото льда или сойдет с него на полном ходу, необходимо замедлить движение назад, чтобы не повредить руль и гребные винты о лед.
При этом следует помнить, что наиболее сильные удары гребными винтами о лед бывают тогда, когда ледокол идет задним ходом, а винты вращаются на передний ход (и наоборот). Для гашения инерции назад трехвинтовому ледоколу в крайнем случае можно допустить работу передним ходом для среднего винта, наиболее хорошо защищенного ото льда.

Выполняя проводку в сплоченных льдах, ледокол должен избегать крутых поворотов, так как не все транспортные суда в состоянии делать крутые повороты.

Для того чтобы поворот во льду был более плавным, осуществлять его на ледоколе лучше только рулем, а не двигателем.

Проводка судов при сжатиях льда

Проводка судов при сжатиях льда

Сжатые льды и проводка судов

В условиях сжатия льда, когда канал за ледоколом закрывается почти сразу за его кормой, суда проводят по одному. Иногда каждое судно проводят 2 ледоколами: один ведет судно на буксире, а второй пробивает канал.
При этом двигатели буксируемого судна могут работать до полного хода и льды будут преодолеваться суммарной мощностью буксирующего и буксируемого судов.

Тактика проводки судов в условиях сжатия льда зависит от числа и мощности ледоколов, степени сжатия льда, типа проводимых судов. При сравнительно небольшом сжатии льда иногда применяется работа ледоколов «на откол» в строю уступа.
В этом случае ледоколы следуют параллельными курсами, причем ледокол,ведущий караван, идет с наветренной стороны. Лед из канала ледокола, ведущего караван, смещается по ветру в каналы головных подветренных ледоколов.

В сжатых сплоченных льдах иногда применяется способ проводки судов, называемый «тандем», при котором вспомогательный ледокол, буксирующий судно вплотную, берется на буксир головным ледоколом также вплотную и, упираясь своим форштевнем в кормовой вырез головного ледокола, помогает ему преодолевать лед.

При проводке каравана в сплоченных льдах отдельные суда иногда застревают во льду и не могут двигаться дальше.

Происходить это может по следующим причинам:

в канале за ледоколом битый лед быстро сбивается в плотную массу;

канал за ледоколом закрывается льдом под воздействием ветра или течения;

ледокол делает слишком крутые повороты.

Для освобождения судна, застрявшего во льдах, капитан ледокола выполняет околку.

При этом применяются в основном два способа:

околка с хода, и

околка кормой ледокола.

При первом способе ледокол выходит из кильватерного строя и, описав полную циркуляцию, заходит с кормы застрявшего судна. Пройдя вдоль его борта,подводит свою корму к форштевню окалываемого судна и выводит его за собой.

Второй способ — наиболее быстрый и удобный. Он заключается в том, что ледокол проходит на заднем ходу кормой вдоль застрявшего судна, разрушая лед вдоль его борта, а затем, дав передний ход, подает сигнал «Иду вперед, следуйте за мной». Капитан окалываемого судна должен тронуться с места к моменту, когда корма ледокола поравняется с мидель-шпангоутом судна.

Простейшие схемы окалывания судна ледоколом

Схемы окалывания судна ледоколом

Способ околки определяется состоянием льдов. При сравнительно легких льдах применяется второй способ, а при тяжелых — первый. Околка задним ходом в тяжелых льдах связана с опасностью поломки винта и руля, поэтому в тяжелых ледовых условиях околку производят с разворотом ледокола по первому способу,т. е. передним ходом, хотя при этом и затрачивается на всю операцию значительно большее время. Иногда оказывается достаточно подойти к форштевню застрявшего судна и винтами размыть создавшуюся в районе носовой части ледяную пробку.

Когда ледокол разобьет лед с подветренного борта, судно будет отжато ветром в сторону разбитого льда, при этом слабеет сцепление со льдом наветренного борта и судно, дав ход, легко последует за ледоколом.
В штиль или при слабом ветре, а также при попутных и встречных ветрах околку производят с того борта,вдоль которого лед слабее. В этом случае канал образуется не только вследствие разрушения льда, но и вследствие расталкивания льдин.

Околка эффективна тогда, когда ледокол проходит мимо застрявшего судна на небольшом расстоянии от борта, измеряемом метрами, но такое расстояние создает опасность навала ледокола и требует от капитана ледокола особой внимательности.
Обычно во время околки судна караван стоит на месте. Такая остановка может вызвать застревание других судов каравана. Поэтому ледокол после освобождения застрявшего судна проходит вдоль каравана с подветренной стороны и таким образом освобождает все суда каравана.

Освобождение ледокола от заклинивания

Освобождение ледокола от заклинивания

При форсировании перемычек, на стыках полей, при сдвиге полей, сжатии нередко происходит заклинивание ледокола.

Под заклиниванием ледокола во льдах понимают его вынужденную остановку, в результате которой он не в состоянии продолжать движение вперед или сойти со льда задним ходом. Следует различать заклинивание со всплытием корпуса и без всплытия. В обоих случаях освобождению ледокола от заклинивания препятствуют силы трения между льдом и обшивкой.
Заклинивание со всплытием чаще всего наблюдается при работе ледокола набегами в тяжелых сплошных торосистых льдах. Здесь возможны два случая заклинивания: средней частью корпуса и форштевнем, происходящее вследствие вползания носа ледокола на лед.

Заклинивание без всплытия корпуса наблюдается в тяжелых битых льдах большой сплоченности или в канале, проложенном в торосистых льдах. В таких условиях свободному раздвиганию льда в стороны препятствуют крупные льдины или кромки канала.
Вследствие этого обломки льда, находящиеся в непосредственной близости к судну, сжимаются. Это приводит к появлению реактивных давлений на корпус, которые в свою очередь вызывают появление значительных сил трения.

Швартовка ледокола к транспортному судну

Швартовка во льдах к судну

В первую очередь при заклинивании прибегают к работе гребных винтов попеременно на задний и передний ход с постоянной перекладкой руля с борта на борт. Этот метод освобождения применяется при освобождении от заклинивания как ледоколов, так и транспортных судов, у которых нет специальных систем и устройств для освобождения от заклинивания.
Попеременной работой машины на передний и задний ход, а также перекладкой руля с борта на борт стремятся «расшевелить» судно и уменьшить силу трения между корпусом и льдом.
На ледоколах, помимо перекладки руля, действенную помощь для освобождения от заклинивания может оказать работа бортовых гребных винтов «враздрай», а также кратко- временная форсированная работа главного двигателя. Надежным средством освобождения ледокола являются креновая и дифферентная системы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: