Кто осуществляет государственный пожарный надзор в лесах

Обновлено: 25.04.2024

Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 30, ст. 3599, 3616; 2009, N 11, ст. 1261; 2011, N 1, ст. 54; N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; 2014, N 11, ст. 1092; 2018, N 24, ст. 3415; N 30, ст. 4547; N 32, ст. 5133; N 52, ст. 8100; 2020, N 17, ст. 2725; 2021, N 6, ст. 958; N 18, ст. 3056) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 19 дополнить словами ", в том числе учреждениями, осуществляющими лесную охрану";

2) пункты 13 и 14 статьи 81 изложить в следующей редакции:

"13) осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

14) осуществление мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;";

3) пункт 11 части 1 статьи 83 изложить в следующей редакции:

"11) осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда;";

4) в пункте 3 части 2 статьи 90 слова "лесного надзора (лесной охраны)" заменить словами "лесного контроля (надзора)";

а) наименование изложить в следующей редакции:

Глава 12. Федеральный государственный лесной контроль (надзор) и муниципальный лесной контроль. Федеральный государственный надзор в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней

б) статьи 96 и 96.1 изложить в следующей редакции:

"Статья 96. Федеральный государственный лесной контроль (надзор)

1. Федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

2. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.

4. Положение о государственном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.

1) в целях пресечения нарушения обязательных требований приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;

2) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание.

1) задерживать в лесах граждан, нарушивших обязательные требования, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

2) изымать у граждан, нарушивших обязательные требования, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы.

7. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах.

8. В случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия выявлен факт размещения объекта капитального строительства в границах земель лесного фонда или в границах земель иных категорий, на которых располагаются леса, на которых не допускается размещение такого объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием лесов и установленными ограничениями прав на землю, должностное лицо, которое осуществляет государственный надзор, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания контрольного (надзорного) мероприятия направляет в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения земельного участка, на котором размещен такой объект капитального строительства, или в случае нахождения указанного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Статья 96.1 . Обеспечение должностных лиц органов государственного надзора

1. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране".

2. Государственные органы, осуществляющие государственный надзор, и указанные в части 1 статьи 96 настоящего Кодекса государственные учреждения приобретают служебное и гражданское оружие, ведут учет, хранят и осуществляют их выдачу в порядке, установленном для юридических лиц с особыми уставными задачами Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии".

3. Правила хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими государственный надзор, определяются Правительством Российской Федерации.

4. Перечень и предельная численность должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Перечень типов, моделей и количество служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, правила их применения должностными лицами, осуществляющими государственный надзор, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Должностным лицам, осуществляющим государственный надзор, выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца.";

в) статью 97 признать утратившей силу;

г) статью 98 изложить в следующей редакции:

" Статья 98 . Муниципальный лесной контроль

1. Муниципальный лесной контроль осуществляется органами местного самоуправления в рамках полномочий в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса. Муниципальный лесной контроль может осуществляться муниципальными учреждениями, подведомственными органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов.

2. Предметом муниципального лесного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, требований, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, в том числе в области семеноводства в отношении семян лесных растений.

4. Положение о муниципальном лесном контроле утверждается представительным органом муниципального образования.";

6) дополнить главой 12.1 следующего содержания:

Глава 12.1 . Лесная охрана

Статья 98.2 . Лесная охрана

1. Под лесной охраной понимается деятельность, направленная на определение состояния лесов и влияния на них природных и антропогенных факторов, а также на предотвращение, выявление и пресечение нарушений гражданами, пребывающими в лесах, требований, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (далее - требования лесного законодательства). Лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов в соответствии с нормативами и в порядке, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. Лесная охрана осуществляется указанными в части 1 статьи 96 настоящего Кодекса федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, указанными в части 1 статьи 98 настоящего Кодекса (далее - уполномоченные органы). Лесная охрана может осуществляться государственными учреждениями, указанными в части 2 статьи 19, части 1 статьи 96 настоящего Кодекса, и муниципальными учреждениями, указанными в части 1 статьи 98 настоящего Кодекса.

3. Должностные лица уполномоченных органов и государственных учреждений, указанных в части 2 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе:

1) осуществлять систематическое патрулирование лесов;

2) определять состояние лесов и влияние на них природных и антропогенных факторов;

3) предотвращать, выявлять и пресекать нарушения требований лесного законодательства гражданами;

4) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанным с нарушениями требований лесного законодательства, выявленными в ходе осуществления систематического патрулирования лесов;

5) направлять в соответствующие государственные органы материалы о нарушениях требований лесного законодательства, выявленных в ходе осуществления систематического патрулирования лесов, содержащих признаки административных правонарушений и (или) преступлений;

6) предъявлять иски в суд или арбитражный суд по фактам нарушений требований лесного законодательства, выявленных в ходе осуществления систематического патрулирования лесов.

4. Должностные лица уполномоченных органов и государственных учреждений, указанных в части 2 настоящей статьи, также имеют право:

1) ограничивать или запрещать доступ граждан, въезд транспортных средств в леса в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;

2) в целях пресечения нарушения обязательных требований приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые гражданами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;

3) задерживать в лесах граждан, нарушивших обязательные требования, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

4) изымать у граждан, нарушающих обязательные требования, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;

5) предотвращать, выявлять и пресекать нарушения гражданами, пребывающими в лесах, требований лесного законодательства, проверять у граждан, пребывающих в лесах, документы, подтверждающие право осуществлять использование лесов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего Кодекса, требовать от граждан, пребывающих в лесах, прекращения совершения нарушения требований лесного законодательства.

5. В случае, если должностными лицами уполномоченных органов и государственных учреждений, указанных в части 2 настоящей статьи, в пределах установленной компетенции выявлен факт размещения объекта капитального строительства в границах земель лесного фонда или в границах земель иных категорий, на которых располагаются леса, на которых не допускается размещение такого объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием лесов и установленными ограничениями прав на землю, должностное лицо, осуществляющее лесную охрану, в срок не позднее трех рабочих дней с момента выявления факта размещения объекта капитального строительства направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа, муниципального округа по месту нахождения земельного участка, на котором размещен такой объект капитального строительства, или в случае нахождения указанного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Статья 98.3 . Обеспечение должностных лиц лесной охраны

1. Должностные лица уполномоченных органов и подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, указанных в частях 2 и 3 статьи 98.2 настоящего Кодекса (далее - должностные лица, осуществляющие лесную охрану), имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране".

2. Уполномоченные органы и подведомственные им государственные и муниципальные учреждения, указанные в частях 2 и 3 статьи 98.2 настоящего Кодекса, приобретают служебное и гражданское оружие, ведут учет, хранят и осуществляют их выдачу в порядке, установленном для юридических лиц с особыми уставными задачами Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии".

3. Правила хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими лесную охрану, определяются Правительством Российской Федерации.

4. Перечень и предельная численность должностных лиц, осуществляющих лесную охрану, которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Перечень типов, моделей и количество служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, правила их применения должностными лицами, осуществляющими лесную охрану, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Должностным лицам, осуществляющим лесную охрану, выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца.".

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

2. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.

4. Положение о государственном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.

1) в целях пресечения нарушения обязательных требований приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;

2) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание.

1) задерживать в лесах граждан, нарушивших обязательные требования, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

2) изымать у граждан, нарушивших обязательные требования, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы.

7. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах.

8. В случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия выявлен факт размещения объекта капитального строительства в границах земель лесного фонда или в границах земель иных категорий, на которых располагаются леса, на которых не допускается размещение такого объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием лесов и установленными ограничениями прав на землю, должностное лицо, которое осуществляет государственный надзор, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания контрольного (надзорного) мероприятия направляет в орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения земельного участка, на котором размещен такой объект капитального строительства, или в случае нахождения указанного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется:

органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти;

на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, - подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.

Заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, осуществляющий федеральный государственный пожарный надзор, координирует деятельность органов государственного пожарного надзора в федеральных органах исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, к ведению которых относятся вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 01.04.2022 N 80-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предметом федерального государственного пожарного надзора являются:

соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;

соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В положении о федеральном государственном пожарном надзоре указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного пожарного надзора.

Оценка соблюдения требований пожарной безопасности, а также требований, предусмотренных абзацем третьим части третьей настоящей статьи, в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, при эксплуатации автомобильных, воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации.

В случае, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. При строительстве или реконструкции объектов федеральных ядерных организаций оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках федерального государственного строительного надзора Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Положение о федеральном государственном пожарном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.

Государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Наряду с основаниями, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основанием для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, является наличие решения органа государственной власти об установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.

Перечень органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) (далее - государственный контроль (надзор).

2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений (далее - обязательные требования), за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.

3. Государственный контроль (надзор) осуществляют уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) органы исполнительной власти, их территориальные органы, подведомственные им государственные учреждения в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - органы государственного надзора), а именно:

а) Федеральное агентство лесного хозяйства - в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

в) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), - на землях лесного фонда;

г) государственные учреждения, подведомственные органам государственного надзора, - в пределах полномочий органов государственного надзора.

4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - государственные лесные инспекторы) в пределах их компетенции, являются:

а) руководители Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главные государственные лесные инспектора Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

б) заместители руководителей Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - заместители главных государственных лесных инспекторов Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

в) начальники управлений, заместители начальников управлений Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - старшие государственные лесные инспектора Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

г) начальники отделов и заместители начальников отделов управлений Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - заместители старших государственных лесных инспекторов Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

д) федеральные государственные гражданские служащие ведущей (за исключением должностей, указанных в подпункте "г" настоящего пункта) и старшей групп должностей категории "специалисты" Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - государственные лесные инспектора Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

е) руководители территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главные государственные лесные инспектора в субъектах Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

ж) заместители руководителей территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - заместители главных государственных лесных инспекторов в субъектах Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

з) начальники отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - старшие государственные лесные инспектора в установленной сфере деятельности;

и) заместители начальников отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - заместители старших государственных лесных инспекторов в установленной сфере деятельности;

к) федеральные государственные гражданские служащие ведущей (за исключением должностей, указанных в подпунктах "з" и "и" - настоящего пункта) и старшей групп должностей категории "специалисты" отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного контроля (надзора), - государственные лесные инспектора в установленной сфере деятельности.

5. Перечень должностных лиц государственных учреждений, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Перечень уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Перечень должностных лиц государственных учреждений, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора), устанавливается указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции.

6. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя, ведающим вопросами государственного контроля (надзора) органа государственного надзора.

7. Государственные лесные инспектора при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

8. Государственные лесные инспектора наряду с правами, установленными Федеральным законом, и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право:

а) приостанавливать в целях пресечения нарушения обязательных требований рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации документов;

б) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание.

9. Объектами государственного контроля (надзора) являются:

а) деятельность контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства:

воспроизводство лесов и лесоразведение;

б) производственные объекты:

лесные участки, части лесных участков, на которых в том числе осуществляется деятельность по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению;

средства предупреждения и тушения лесных пожаров;

другие объекты, в том числе стационарные объекты, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, связанные (задействованные) с осуществлением использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения.

10. Учет объектов государственного контроля (надзора), указанных в пункте 9 настоящего Положения (далее - объекты контроля), осуществляется путем внесения сведений об объектах контроля в информационные системы органов государственного надзора, создаваемые в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона, не позднее 2 дней со дня поступления таких сведений.

При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля органы государственного надзора используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию, в том числе сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре.

В соответствии со статьей 97 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах.

2. Реализация настоящего постановления осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации

3 августа 2010 г.

Положение
об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 августа 2010 г. N 595)

С изменениями и дополнениями от:

4 февраля 2011 г.

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах.

2. Целями государственного пожарного надзора в лесах являются обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований пожарной безопасности в лесах и принятие мер по результатам проверок в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности", Лесным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. N 50 в пункт 3 настоящего Положения внесены изменения

3. Государственный пожарный надзор в лесах осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный пожарный надзор в лесах могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. N 50 в пункт 4 настоящего Положения внесены изменения

4. Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и (или) в случаях, когда соответствующие полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный пожарный надзор в лесах, расположенных в лесничествах и лесопарках, находящихся на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных в абзацах первом и втором настоящего пункта.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. N 50 в пункт 5 настоящего Положения внесены изменения

5. Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного пожарного надзора в лесах в установленном порядке взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с организациями и гражданами.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. N 50 в пункт 6 настоящего Положения внесены изменения

6. Должностные лица Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, осуществляют государственный пожарный надзор в лесах в соответствии с установленными пунктом 4 настоящего Положения полномочиями.

7. Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, устанавливается указанными органами.

Должностные лица государственных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах в пределах полномочий этих органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют соответствующие полномочия по государственному пожарному надзору в лесах на основании актов указанных органов.

8. Должностные лица исполнительных органов государственной власти, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, имеют право:

а) осуществлять государственный пожарный надзор в лесах за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

б) вносить в исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в лесах;

в) проводить обследования и проверки лесных участков и расположенных на них объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах и пресечения их нарушений;

г) давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в лесах;

д) проверять соблюдение гражданами, пребывающими в лесах, требований пожарной безопасности в лесах;

е) оказывать содействие компетентным органам, уполномоченным производить в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в лесах;

ж) вызывать должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях и материалам о пожарах в лесах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;

з) налагать в соответствии с законодательством Российской Федерации на граждан и юридических лиц административные взыскания за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности в лесах, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах.

9. Должностные лица исполнительных органов государственной власти, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, обязаны:

а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения требований пожарной безопасности в лесах;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и граждан;

в) проводить мероприятия по государственному пожарному надзору в лесах на основании и в строгом соответствии с распоряжениями соответствующих исполнительных органов государственной власти, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

г) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и граждан в целях проведения мероприятий по государственному пожарному надзору в лесах только во время исполнения должностными лицами служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений соответствующих исполнительных органов государственной власти, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, о проведении указанных мероприятий;

д) не препятствовать представителям юридических лиц и граждан присутствовать при проведении мероприятий по государственному пожарному надзору в лесах, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету их проверок;

е) предоставлять должностным лицам юридического лица или гражданину либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по государственному пожарному надзору в лесах, необходимую информацию;

ж) знакомить должностных лиц юридического лица или гражданина либо их представителей с результатами мероприятий по государственному пожарному надзору в лесах;

з) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности в лесах, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

и) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

к) проводить в ходе мероприятий по государственному пожарному надзору в лесах разъяснительную работу, касающуюся применения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;

л) соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

10. Организация и проведение мероприятий по государственному пожарному надзору в лесах в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

11. Плановые и внеплановые проверки при осуществлении государственного пожарного надзора в лесах, на территориях лесничеств и лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, проводятся по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. N 50 в пункт 12 настоящего Положения внесены изменения

12. Методическое руководство по вопросам обеспечения государственного пожарного надзора в лесах осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановление Правительства РФ от 3 августа 2010 г. N 595 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах"

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 августа 2010 г. N 32 ст. 4336

Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 настоящее постановление признано утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1128

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 30 мая 2012 г. N 530

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. N 284

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. N 50

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: