Кто осуществляет государственный лесопатологический мониторинг

Обновлено: 03.05.2024

от 19 февраля 2015 года N 59

В соответствии со статьей 61.1 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2008, N 52, ст.6236; 2014, N 11, ст.1092) и пунктом 5.2.56_68 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст.2581; 2012, N 28, ст.3905; 2014, N 46, ст.6370)

в Министерстве юстиции

2 сентября 2015 года,

регистрационный N 38773

УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства природных
ресурсов и экологии
Российской Федерации
от 19 февраля 2015 года N 59

Порядок осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов

I. Общие положения

1. Государственный мониторинг воспроизводства лесов (далее - Мониторинг) осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства в соответствии с пунктом 5.4.32 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст.5068; 2014, N 46, ст.6370).

2. Мониторинг является подсистемой единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), предусмотренной Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25; N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 27, ст.3213; 2008, N 26, ст.3012; N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17, N 11, ст.1261; N 52, ст.6450; 2011, N 1, ст.54; N 29, ст.4281; N 30, ст.4590; N 30, ст.4591; N 30, ст.4596; N 48, ст.6732; N 50, ст.7359; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3477; N 30, ст.4059; N 52, ст.6971; N 52, ст.6974; 2014, N 11, ст.1092; N 30, ст.4220; N 48, ст.6642).

3. Мониторинг осуществляется на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий.

Мониторинг на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий Российской Федерации осуществляется по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Мониторинг на землях, расположенных в пограничной зоне, осуществляется в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы Российской Федерации или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности - на основании разрешения, а в остальной части пограничной зоны - с уведомлением пограничных органов.

4. Мониторинг осуществляется путем наблюдения за воспроизводством лесов с использованием наземных, авиационных или космических средств, а также путем сбора и анализа информации о воспроизводстве лесов из следующих источников:

а) государственный лесной реестр;

б) статистическая информация и отчетность в сфере лесного хозяйства;

в) данные государственной инвентаризации лесов;

г) данные государственного лесопатологического мониторинга;

д) лесные планы субъектов Российской Федерации, лесохозяйственные регламенты лесничеств (лесопарков);

е) проектная документация по воспроизводству и освоению лесов.

5. Наблюдения за воспроизводством лесов с использованием наземных, авиационных или космических средств осуществляются путем проведения специальных обследований.

6. В соответствие со статьей 61.1 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2014, N 11, ст.1092) мониторинг включает в себя:

а) оценку изменения площади земель, занятых лесными насаждениями;

б) выявление земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления;

в) оценку характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов;

г) оценку характеристик используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

д) оценку эффективности воспроизводства лесов.

II. Наблюдения за воспроизводством лесов путем проведения специальных обследований

7. Проектная документация по воспроизводству и освоению лесов, предусмотренная лесным законодательством и необходимая для осуществления Мониторинга, запрашивается Федеральным агентством лесного хозяйства у органов государственной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений.

8. Наблюдения за воспроизводством лесов с использованием авиационных или космических средств (далее - дистанционные наблюдения) включают в себя космическую, авиационную съемку и аэровизуальное обследование.

Дистанционные наблюдения применяются для:

оценки изменения площади земель, занятых лесными насаждениями (в том числе за счет естественного зарастания лесной растительностью);

выявления земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления, в том числе в результате негативных воздействий на леса (засухи, пожары, паводки, ветровалы, повреждения вредными организмами и иные природные и антропогенные факторы);

оценки характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов.

9. Решения о проведении дистанционных наблюдений принимаются Федеральным агентством лесного хозяйства.

10. Наблюдения за воспроизводством лесов с использованием наземных средств осуществляются для оценки характеристик используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев).

11. Наблюдения за воспроизводством лесов с использованием наземных средств осуществляются на транспортно-доступных участках земель, в отношении которых отсутствует необходимая информация из источников, предусмотренных пунктом 4 Порядка, а также в случае, если информация, полученная в результате дистанционных наблюдений за воспроизводством лесов, не позволяет осуществить оценку характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов, или оценку характеристик используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев).

13. При проведении специальных обследований для оценки характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов в целях уточнения причин неудовлетворительного (в том числе санитарного) состояния насаждений искусственного происхождения проводятся мероприятия по оценке объема и качества выполненных мероприятий по созданию и уходу за такими насаждениями, оценке состояния почв, а также исследования происхождения использованных семян и посадочного материала, в том числе генетическими методами.

III. Оценка изменения площади земель, занятых лесными насаждениями

14. Объектами Мониторинга при оценке изменения площади земель, занятых лесными насаждениями, являются земли, покрытые лесной растительностью в результате процессов естественного зарастания, а также в результате мероприятий по воспроизводству лесов.

15. Оценка изменения площади земель, занятых лесными насаждениями, осуществляется с использованием информации из источников, предусмотренных пунктом 4 Порядка, и результатов специальных обследований.

16. Оценка изменения площади земель, занятых лесными насаждениями, осуществляется по группам возраста лесных насаждений основных лесообразующих пород. Отдельно оценивается изменение площадей, занятых ценными породами, определенными лесными планами субъектов Российской Федерации.

17. Результатами оценки изменения площади земель, занятых лесными насаждениями, по субъектам Российской Федерации является информация, содержащая:

аналитические данные о произошедших изменениях оцениваемых площадей земель;

описание факторов и установленных причин, обусловивших эти изменения;

прогноз динамики изменений оцениваемых площадей земель.

IV. Выявление земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления

18. Выявление земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления, осуществляется с использованием информации, полученной из источников, предусмотренных пунктом 4 Порядка, а также по итогам оценки изменения площади земель, занятых лесными насаждениями, предусмотренным пунктом 17 Порядка.

20. Результатами выявления земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления, является информация, содержащая аналитические данные по субъектам Российской Федерации о:

наличии земель, не занятых лесными насаждениями и требующих лесовосстановления;

возможных способах лесовосстановления (естественный, искусственный, комбинированный), с учетом доступности и пригодности соответствующих земель;

приоритетности лесовосстановления насаждений ценных пород, определенных лесными планами субъектов Российской Федерации.

V. Оценка характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов

21. Объектами Мониторинга при оценке характеристик лесных насаждений являются участки леса, на которых происходят процессы естественного заращивания, осуществляются или осуществлены мероприятия по лесовосстановлению, уход за лесами.

23. Оценка характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов осуществляется с использованием данных, полученных в результате оценки изменения площади земель, занятых лесными насаждениями, предусмотренных пунктом 17 Порядка.

24. Результатом оценки характеристик лесных насаждений при воспроизводстве лесов по субъектам Российской Федерации является аналитическая информация о показателях таких лесных насаждений (в том числе с учетом запланированных и запроектированных показателей), а также ежегодный прогноз изменений их состояния.

VI. Оценка характеристик используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев)

25. Объектами Мониторинга в ходе оценки характеристик, используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), являются партии семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), используемые при воспроизводстве лесов.

26. Оценка характеристик используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) осуществляется в целях получения данных об обеспеченности запланированных мероприятий по воспроизводству лесов посевным и посадочным материалом установленного происхождения и качества.

28. Оценка характеристик партий семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) осуществляется с использованием данных государственного лесного реестра, статистической информации и ведомственной отчетности о воспроизводстве лесов, в том числе о:

а) количестве и объеме заготовленных партий семенного сырья;

б) количестве, объеме и качестве заготовленных партий семян различных селекционных категорий;

в) объеме хранения партий семян в страховых фондах семян субъектов Российской Федерации, включая информацию о местах хранения семян;

г) объеме хранения партий семян в фондах семян, формируемых лицами, использующими леса, включая информацию о местах хранения семян;

д) высеве партий семян различных селекционных категорий в лесных питомниках или на лесных участках;

е) количестве, объеме и качестве партий произведенного посадочного материала, включая информацию о происхождении и качестве партий семян, использованных для их производства;

от 5 апреля 2017 года N 156

В соответствии со статьей 60.5 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2016, N 1, ст.75) и подпунктом 5.2.106 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2016, N 2, ст.325, N 25, ст.3811, N 28, ст.4741, N 29, ст.4816, N 38, ст.5564, N 39, ст.5658, N 49, ст.6904),

в Министерстве юстиции

30 июня 2017 года,

регистрационный N 47257

УТВЕРЖДЕН
приказом
Минприроды России
от 5 апреля 2017 года N 156

Порядок осуществления государственного лесопатологического мониторинга

I. Общие положения

1. Государственный лесопатологический мониторинг представляет собой систему наблюдений (с использованием наземных и (или) дистанционных методов) за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и за происходящими в них процессами и явлениями, а также анализа, оценки и прогноза изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов.

Статья 60.5 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2016, N 1, ст.75).

2. Государственный лесопатологический мониторинг (далее - ГЛПМ) является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

3. Целями ГЛПМ являются своевременное обнаружение, анализ, оценка и прогноз изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах.

4. Проведение ГЛПМ обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) на организацию защиты лесов.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2008, N 52, ст.6236; 2009, N 52, ст.6441; 2010, N 1, ст.54, N 30, ст.4590; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 52, ст.6971, ст.6980; 2014, N 11, ст.1092, N 26, ст.3377; 2015, N 27, ст.3997, N 29, ст.4359; 2016, N 1, ст.75, N 26, ст.3875, ст.3887).

5. Уполномоченные органы, осуществляющие ГЛПМ, на безвозмездной основе получают от органов государственной власти Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, имеющиеся у них сведения о состоянии лесов и неблагоприятных факторах; сведения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов; таксационные описания на электронных и бумажных носителях с приложением актуальных планов лесонасаждений и лесоустроительных планшетов; лесные планы, лесохозяйственные регламенты лесничеств (лесопарков); проекты освоения лесов; материалы по отводу лесосек и иную информацию, которая может повлиять на санитарное и лесопатологическое состояние лесов.

Статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2008, N 30, ст.3616; 2009, N 11, ст.1261; 2011, N 1, ст.54, N 27, ст.3880; 2015, N 27, ст.3997).

6. Источниками информации для осуществления ГЛПМ являются:

а) данные дистанционного зондирования Земли;

б) сведения федеральных органов исполнительной власти;

в) сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, в том числе данные, полученные в результате лесопатологических обследований;

г) данные государственного лесного реестра;

е) иные источники информации о состоянии лесов и их количественных и качественных характеристиках.

7. К наземным методам осуществления ГЛПМ относятся следующие способы проведения ГЛПМ:

а) регулярные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;

б) выборочные наблюдения за популяциями вредных организмов;

в) выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;

г) инвентаризация очагов вредных организмов;

д) экспедиционные обследования;

е) оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов, в том числе по актам лесопатологических обследований.

8. К дистанционным методам осуществления ГЛПМ относятся дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов.

9. Погрешность определения показателей санитарного и лесопатологического состояния лесов зависит от зоны лесопатологической угрозы:

а) зона сильной лесопатологической угрозы - не более 10%;

б) зона средней лесопатологической угрозы - не более 15%;

в) зона слабой лесопатологической угрозы - не более 20%.

10. Основными результатами ГЛПМ являются составляемые уполномоченными органами:

а) реестр лесных участков, занятых поврежденными и погибшими лесными насаждениями в разрезе лесничеств и лесопарков (ежемесячно);

б) реестр лесных участков, на которых рекомендуется проведение мероприятий по защите лесов в разрезе лесничеств и лесопарков (ежемесячно);

в) реестр лесных участков, на которых действуют очаги вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (ежемесячно);

г) реестр лесных участков, на которых действуют очаги вредных организмов, не отнесенных к карантинным объектам (ежемесячно);

д) реестр лесных участков, на которых рекомендуется проведение мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов (ежегодно до 1 ноября текущего года);

е) прогноз санитарного и лесопатологического состояния лесов Российской Федерации (один раз в шесть месяцев);

ж) обзор санитарного и лесопатологического состояния лесов по субъектам Российской Федерации и в целом по России (ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным).

11. Уполномоченный орган, осуществляющий ГЛПМ, размещает результаты ГЛПМ на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

II. Регулярные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов

12. Основной задачей проведения регулярных наземных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов (далее - регулярные наземные наблюдения) является сбор данных о динамике изменения состояния лесов для осуществления прогноза и своевременное обнаружение отклонений в санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.

13. Регулярные наземные наблюдения должны осуществляться на постоянных пунктах наблюдения, которые характеризуют определенную группу лесотаксационных выделов (типологическая группа) по следующим показателям:

а) главная порода или группа видов, составляющих данную породу;

б) доля главной породы в составе древостоя;

в) возрастная группа древостоя;

г) группа относительной полноты древостоя;

д) группа бонитета.

14. Совокупная площадь типологических групп должна составлять не менее 80% от покрытой лесом площади.

15. Постоянный пункт наблюдений представляет собой размерную пробную площадь с индивидуальным описанием и маркировкой всех деревьев основного полога (включая 1, 2 и 3 ярусы, если они имеются) на покрытой лесом площади.

16. Минимальное количество живых деревьев первого яруса главной породы на постоянном пункте наблюдений должно составлять 30 экземпляров.

17. Центр постоянного пункта наблюдений должен находиться не ближе 50 м от края таксационного выдела, за исключением типологических групп, образованных мелкими выделами линейной формы.

18. На основе материалов распределения типологических групп по площади должны исключаться незначительные по площади типологические группы с преобладанием малоценных пород и труднодоступные лесные насаждения.

19. Из совокупности выделов каждой наблюдаемой типологической группы выбирается не менее трех выделов, в которых планируется размещение постоянных пунктов наблюдений. Выделы для постоянного пункта наблюдений отбираются таким образом, чтобы их количество и пространственное размещение обеспечивало доступность и равномерное покрытие типологической группы сетью постоянных пунктов наблюдения. Площадь таксационного выдела для размещения постоянного пункта наблюдения должна составлять не менее 1 га.

20. Регулярные наземные наблюдения проводятся только во время вегетационного периода, характерного для лесорастительной зоны или лесного района.

21. Периодичность осуществления регулярных наземных наблюдений на одном и том же постоянном пункте наблюдения определяется в зависимости от зоны лесопатологической угрозы:

а) зона сильной лесопатологической угрозы - не реже 1 раза в 2 года;

б) зона средней лесопатологической угрозы - не реже 1 раза в 3 года;

в) зона слабой лесопатологической угрозы - не реже 1 раза в 5 лет.

22. Результаты регулярных наземных наблюдений на постоянных пунктах наблюдения одной типологической группы распространяются на всю площадь соответствующей типологической группы.

23. Не допускается закладывать постоянный пункт наблюдений на лесных участках, назначенных в рубку для заготовки древесины, а также в рубку в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов.

24. Результатом регулярных наземных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов является оценка динамики состояния лесных насаждений по типологическим группам для прогноза санитарного и лесопатологического состояния лесов Российской Федерации.

III. Выборочные наблюдения за популяциями вредных организмов

25. Задачей выборочных наблюдений за популяциями вредных организмов (далее - выборочные наблюдения) является сбор данных о состоянии популяций вредных организмов, оценка их динамики и прогнозирование угрозы повреждения лесов.

26. Выборочные наблюдения осуществляются путем учета численности вредных организмов и определения фазы развития наблюдаемых популяций вредных организмов. Учёт численности вредных организмов представляет собой процесс подсчёта количества особей вредных организмов на учётных единицах (модельных деревьях, ветвях, кустарниках, палетках (участках подстилки, оголенного минерального слоя) площадью 1 дм, 1 м, 1 га, длиной 1 погонный метр, массой 100 г хвои (листвы), 100 точек роста, получения качественной и количественной характеристики популяций вредных организмов и анализа полученной информации.

27. Выборочные наблюдения организуются и ежегодно проводятся на пунктах детального надзора, расположенных на постоянных маршрутных ходах, заложенных на лесных участках, где установлено наличие постоянного скопления вредных насекомых видов, отнесенных к особо опасным вредным организмам, в период стабильно низкой численности популяции вредных насекомых или в лесах, наиболее пригодных для образования первичных очагов вредных организмов.

28. Выборочные наблюдения зависят от вида вредного организма, условий произрастания его кормовой породы и иных факторов, значимых для определения характеристик наблюдаемых популяций.

от 4 августа 2015 года N 340

____________________________________________________________________
Утратил силу с 14 июля 2017 года на основании
приказа Минприроды России от 5 апреля 2017 года N 156
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2011, N 48, ст.6732; 2014, N 11, ст.1092) и подпунктом 5.2.56_8 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст.2581; 2012, N 28, ст.3905; 2014, N 46, ст.6370)

в Министерстве юстиции

4 сентября 2015 года,

регистрационный N 38815

УТВЕРЖДЕН
приказом Минприроды России
от 4 августа 2015 года N 340

Порядок организации и осуществления государственного лесопатологического мониторинга

I. Общие положения

1. Государственный лесопатологический мониторинг является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и включает в себя сбор, анализ и использование информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам.

2. Целями государственного лесопатологического мониторинга являются своевременное обнаружение, оценка и прогноз изменений санитарного и лесопатологического состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах.

3. Проведение государственного лесопатологического мониторинга обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2008, N 30, ст.3599, 3616, N 52, ст.6236; 2009, N 11, ст.1261, N 52, ст.6441; 2011, N 1, ст.54, N 30, ст.4590, N 48, ст.6732; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 52, ст.6961, 6971, 6980; 2014, N 11, ст.1092, N 26, ст.3377, ст.3386, N 30, ст.4251) на организацию защиты лесов.

4. Уполномоченные органы, осуществляющие государственный лесопатологический мониторинг, на безвозмездной основе получают от уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений имеющиеся у них сведения о состоянии лесов и неблагоприятных факторах; сведения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов; таксационные описания на магнитных и бумажных носителях; лесные планы, регламенты лесничеств; проекты освоения лесов; материалы по отводу лесосек.

5. Источниками информации для осуществления государственного лесопатологического мониторинга являются:

- данные дистанционного зондирования Земли;

- сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, в том числе данные, полученные в результате лесопатологических обследований;

- данные государственного лесного реестра;

- сведения федеральных органов исполнительной власти;

6. Способами осуществления государственного лесопатологического мониторинга являются:

- регулярные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;

- выборочные наблюдения за популяциями вредных организмов;

- дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;

- выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;

- инвентаризация очагов вредных организмов;

- оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов.

7. Точность определения показателей санитарного и лесопатологического состояния лесов зависит от зоны лесопатологической угрозы:

- зона сильной лесопатологической угрозы не более 10%;

- зона средней лесопатологической угрозы не более 20%;

- зона слабой лесопатологической угрозы не более 30%.

II. Регулярные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов

8. Основной целью регулярных наземных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов является своевременное обнаружение опасных отклонений в санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.

9. Регулярные наземные наблюдения осуществляются на постоянных пунктах наблюдений, размещенных с учетом выделенных однородных групп (страт) лесных участков с площадью не менее 80% от покрытой лесом площади лесного участка, сходных по древесным породам, участию главной породы в составе древостоя, возрастной группе древостоя, полноте и (или) бонитету.

10. Постоянным пунктом наблюдений является часть предварительно-выбранного, типичного для страты таксационного выдела площадью не менее 1 га, привязанного к лесному кварталу, выделу. Постоянный пункт наблюдений представляет собой размерную круговую пробную площадь с индивидуальным описанием и маркировкой всех деревьев основного полога (включая 1, 2 и 3 ярусы, если они имеются). Минимальное количество живых деревьев первого яруса главной породы на постоянном пункте наблюдений составляет 30 экземпляров. Граница постоянного пункта наблюдений должна проходить не ближе 50 м от края таксационного выдела. Центром постоянного пункта наблюдений выбирается любое живое дерево первого яруса. Минимальным набором данных для закладки постоянного пункта наблюдений на лесном участке являются: место проведения работ, таксационная характеристика лесного участка, размер пробной площади, географические координаты её центра. Для описания каждого дерева на постоянном пункте наблюдений используются его номер, порода, ярус, диаметр, высота, категория состояния, признаки и причины повреждения.

11. Для распределения постоянных пунктов наблюдений проводится предварительное расслоение (стратификация) совокупности выделов, составляющих покрытую лесом площадь.

12. Основными таксационными показателями, по которым проводится стратификация, являются:

- главная порода или группа видов, составляющих данную породу;

- доля главной породы в составе древостоя;

- возрастная группа древостоя с учётом установленного возраста рубок;

- группа относительной полноты древостоя;

13. Площадь ведения государственного лесопатологического мониторинга регулярным наземным методом принимается равной площади леса, на которой была проведена стратификация.

14. Из совокупности выделов каждой наблюдаемой страты выбирается не менее трех выделов, в которых планируется размещение постоянного пункта наблюдений. Выделы для постоянного пункта наблюдений отбираются таким образом, чтобы их количество и пространственное размещение обеспечивало доступность и равномерное покрытие страты.

15. Не допускается закладывать постоянный пункт наблюдений на лесных участках, назначенных в рубку для заготовки древесины.

16. Периодичность осуществления регулярных наземных наблюдений определяется в зависимости от зоны лесопатологической угрозы:

- зона сильной лесопатологической угрозы - раз в 2 года;

- зона средней лесопатологической угрозы - раз в 3 года;

- зона слабой лесопатологической угрозы - не реже 1 раза в 5 лет.

III. Выборочные наблюдения за популяциями вредных организмов

17. Целью выборочных наблюдений является:

- получение данных, позволяющих оценивать численность вредителей (распространенность болезней) на начальных стадиях развития очага;

- определение начала увеличения популяции вредных организмов;

- в совокупности с другими материалами государственного лесопатологического мониторинга прогнозирование угрозы повреждения лесов.

18. Выборочные наблюдения за вредными организмами осуществляются путем учета численности вредных организмов и определении динамики характеристик наблюдаемых популяций. Учёт численности вредных организмов представляет собой процесс подсчета популяций вредных организмов на модельных деревьях, ветвях, в лесной подстилке или почве, анализа и получения качественной и количественной характеристики популяций вредных организмов.

19. Выборочные наблюдения организуются и ежегодно проводятся на постоянных маршрутных ходах, заложенных в резервациях особо опасных видов вредных организмов или в лесах, наиболее пригодных для образования первичных очагов вредных организмов.

20. Выборочные наблюдения зависят от вида вредного организма, условий произрастания его кормовой породы и иных факторов, значимых для определения характеристик наблюдаемых популяций.

IV. Дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов

21. Дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов представляют собой постоянный мониторинг лесов с использованием космических и авиационных снимков, лесопатологической таксации, с применением воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов (далее - авиалесопатологическая таксация) в случае возникновения массовых повреждений лесов (более 1 тыс.га в зоне сильной лесопатологической угрозы, 10 тыс.га - в средней, 100 тыс.га - в слабой) и в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях. Основной целью дистанционных наблюдений является своевременное обнаружение опасных отклонений от норм санитарного и лесопатологического состояния лесов, а также предварительная оценка размеров повреждений лесов с использованием данных дистанционного зондирования Земли.

22. В рамках дистанционных наблюдений осуществляются: выявление участков гибели и повреждения насаждений, уточнение фактических границ участков гибели и повреждения насаждений, а также предварительная оценка состояния лесов.

23. При осуществлении дистанционных наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов, масштаб (пространственное разрешение) авиационной и (или) космической съемки, вид изображений, спектральное разрешение, время и периодичность съемки, установление порядка получения материалов съемки, необходимых технических и программных средств для их обработки и анализа определяются в зависимости от причин и площади гибели и повреждения лесов.

24. По результатам дистанционных наблюдений проводится дешифрирование материалов (дистанционного зондирования Земли) визуальным (глазомерным или аналитическим), измерительным, автоматическим, а также комплексным (аналитико-измерительным или автоматизированным) методами.

25. Не менее 5% данных по санитарному и лесопатологическому состоянию лесов, полученных в результате дистанционных наблюдений, проходят верификацию по данным выборочных наземных наблюдений.

26. Технологические операции предварительной обработки снимков зависят от вида съемки и определяются спецификой конкретных данных и применяемых алгоритмов последующей тематической обработки.

27. Авиалесопатологическая таксация выполняется подготовленными специалистами-лесопатологами, в том числе при участии летчика-наблюдателя. При авиалесопатологической таксации специалистами-лесопатологами используются топографические карты, спутниковая навигация и программные продукты, обеспечивающие пространственную привязку контуров лесных насаждений. На карту наносятся следующие объекты: лесные насаждения, в которых наиболее вероятно нахождение резерваций и возникновение вспышек массового размножения опасных вредителей леса, вырубки, гари и прочие опознаваемые ориентиры внутри таких лесных насаждений. Планирование полетов осуществляется по топографической карте с нанесенными на нее объектами, опознаваемыми с воздуха.

28. Степень повреждения полога древостоев хвое- и листогрызущими вредителями при авиалесопатологической таксации определяется по шкале:

- слабая - при потере хвои (листвы) до 25%;

- сплошная - свыше 75%.

29. Степень усыхания лесов при авиалесопатологической таксации определяется по проценту усыхающих и сухостойных деревьев в них, с ошибкой не более 20%.

30. Предельно малой нормой, подлежащей выявлению поврежденных лесных насаждений при авиалесопатологической таксации может считаться:


Государственный лесопатологический мониторинг осуществляется на основании норм лесного законодательства России в целях обеспечения всех участников лесных отношений информацией о защите лесов, причинах их ослабления и гибели. В рамках лесопатологического мониторинга выполняется оценка опасных для леса явлений и процессов природного и антропогенного происхождения. В частности, ведётся мониторинг состояния популяций опасных видов лесных насекомых и развития болезней леса, а также влияния хозяйственной деятельности на состояние лесов. это направление координируется отделом организации лесопатологического мониторинга центрального офиса ФБУ "Рослесозащита". Работы выполняют отделы защиты леса и лесопатологического мониторинга филиалов. В труднодоступных районах и районах со сложной лесопатологической обстановкой, работы выполняются экспедиционными партиями центрального офиса и отдельных филиалов.

Государственный лесопатологический мониторинг осуществляется следующими методами:

- регулярные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;

- выборочные наземные наблюдения за популяциями вредных организмов;

- выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;

- инвентаризация очагов вредных организмов;

- оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов, в том числе по актам лесопатологического обследования.

Регулярные наземные наблюдения за состоянием объектов государственного лесопатологического мониторинга осуществляется на постоянных пунктах наблюдения и постоянных маршрутных ходах, размещённых или равномерно по территории лесов, или с учётом выделенных однородных групп (страт) лесных насаждений, сходных по древесным породам, участию главной породы в составе древостоя, возрастной группе древостоя, полноте и бонитету.

Целью выборочных наземных наблюдений за популяциями вредных организмов является сбор данных о состоянии популяций вредных организмов и организацию надзора за наиболее опасными видами вредителей и болезней, позволяющие отслеживать развитие их популяций и прогнозировать формирование вспышек массового размножения.

Выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов представляют собой комплекс наблюдений и сбор информации о санитарном состоянии участков леса (степень ослабления, усыхания) и (или) их лесопатологическом состоянии (степень повреждения, поражения вредными организмами).

Экспедиционные обследования осуществляются в случаях определения санитарного и лесопатологического состояния лесов на значительных площадях в труднодоступных районах в течение вегетационного периода, а также в районах со сложной лесопатологической обстановкой, наличием очагов массового размножения опасных вредителей леса.

Инвентаризация очагов вредных организмов проводится на всей территории земель лесного фонда Российской федерации, находящихся в ведении федерального агентства лесного хозяйства. Основной задачей инвентаризации очагов является ежегодный учет действующих, возникших и затухших очагов, прогноз изменения численности вредных организмов повреждения насаждений и рекомендации для проектирования мероприятий по их ликвидации.

Результаты государственного лесопатологического мониторинга хранятся в базе данных лесопатологической информации.

По запросам к базам данных лесопатологической информации (БД ЛПИ) могут быть получены различные документы и отчёты:

- первичные документы, включая карточку лесопатологической таксации, карточку учёта вредителей и болезней леса;

- отчёты по формам оперативной информации (ОЛПМ);

- отчёты по разовым, специальным запросам.

Получателями лесопатологической информации являются Федеральное агентство лесного хозяйства и органы управления лесами в субъектах России, лесопользователи и другие участники лесных отношений.

В соответствии с нормами лесного законодательства, материалы лесопатологического мониторинга могут использоваться для назначения мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредителей леса, повышения оперативности санитарно-оздоровительных мероприятий.


Государственный лесопатологический мониторинг осуществляется на основании норм лесного законодательства России в целях обеспечения всех участников лесных отношений информацией о защите лесов, причинах их ослабления и гибели. В рамках лесопатологического мониторинга выполняется оценка опасных для леса явлений и процессов природного и антропогенного происхождения. В частности, ведётся мониторинг состояния популяций опасных видов лесных насекомых и развития болезней леса, а также влияния хозяйственной деятельности на состояние лесов. это направление координируется отделом организации лесопатологического мониторинга центрального офиса ФБУ "Рослесозащита". Работы выполняют отделы защиты леса и лесопатологического мониторинга филиалов. В труднодоступных районах и районах со сложной лесопатологической обстановкой, работы выполняются экспедиционными партиями центрального офиса и отдельных филиалов.

Государственный лесопатологический мониторинг осуществляется следующими методами:

- регулярные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;

- выборочные наземные наблюдения за популяциями вредных организмов;

- выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов;

- инвентаризация очагов вредных организмов;

- оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов, в том числе по актам лесопатологического обследования.

Регулярные наземные наблюдения за состоянием объектов государственного лесопатологического мониторинга осуществляется на постоянных пунктах наблюдения и постоянных маршрутных ходах, размещённых или равномерно по территории лесов, или с учётом выделенных однородных групп (страт) лесных насаждений, сходных по древесным породам, участию главной породы в составе древостоя, возрастной группе древостоя, полноте и бонитету.

Целью выборочных наземных наблюдений за популяциями вредных организмов является сбор данных о состоянии популяций вредных организмов и организацию надзора за наиболее опасными видами вредителей и болезней, позволяющие отслеживать развитие их популяций и прогнозировать формирование вспышек массового размножения.

Выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов представляют собой комплекс наблюдений и сбор информации о санитарном состоянии участков леса (степень ослабления, усыхания) и (или) их лесопатологическом состоянии (степень повреждения, поражения вредными организмами).

Экспедиционные обследования осуществляются в случаях определения санитарного и лесопатологического состояния лесов на значительных площадях в труднодоступных районах в течение вегетационного периода, а также в районах со сложной лесопатологической обстановкой, наличием очагов массового размножения опасных вредителей леса.

Инвентаризация очагов вредных организмов проводится на всей территории земель лесного фонда Российской федерации, находящихся в ведении федерального агентства лесного хозяйства. Основной задачей инвентаризации очагов является ежегодный учет действующих, возникших и затухших очагов, прогноз изменения численности вредных организмов повреждения насаждений и рекомендации для проектирования мероприятий по их ликвидации.

Результаты государственного лесопатологического мониторинга хранятся в базе данных лесопатологической информации.

По запросам к базам данных лесопатологической информации (БД ЛПИ) могут быть получены различные документы и отчёты:

- первичные документы, включая карточку лесопатологической таксации, карточку учёта вредителей и болезней леса;

- отчёты по формам оперативной информации (ОЛПМ);

- отчёты по разовым, специальным запросам.

Получателями лесопатологической информации являются Федеральное агентство лесного хозяйства и органы управления лесами в субъектах России, лесопользователи и другие участники лесных отношений.

В соответствии с нормами лесного законодательства, материалы лесопатологического мониторинга могут использоваться для назначения мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредителей леса, повышения оперативности санитарно-оздоровительных мероприятий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: