Можно ли адвокату носить бороду

Обновлено: 26.04.2024

До недавнего времени в МВД отсутствовала чёткая правовая регламентация такой любопытной нормы, как ношение сотрудниками бороды. А потому иногда возникали вопросы: допустимо ли такое вообще в силовом ведомстве, где испокон веков руководствуются уставами и устоявшимися правилами служебной этики.

Порой даже доходит до судебных разбирательств, как это было, к примеру, в практике кемеровской полиции, когда один из сотрудников попытался доказать своему руководству право на ношение бороды на службе. Его привлекли к дисциплинарной ответственности за неопрятный внешний вид (вышел на службу небритым и нестриженым), чем якобы «нанёс ущерб репутации и авторитету органов внутренних дел». Его оправдание, что бороды имелись у ряда тогдашних руководителей МВД, суды всех инстанций не приняли во внимание, признав наложение дисциплинарного взыскания законным и обоснованным.

В старом Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел полицейским не рекомендовалось (но и не запрещалось!) отращивать бороды и длинные бакенбарды. И лишь в новом, утверждённом приказом МВД России от 26 июня 2020 года № 460, появилось более - менее внятное разъяснение по этому вопросу: сотруднику мужского пола при выполнении служебных обязанностей рекомендуется быть всегда коротко подстриженным, тщательно выбритым, а в случае ношения усов и бороды (!) следить за их аккуратным видом. Как видим, руководители ведомства признали тем самым допустимость бороды у сотрудников!

Но тут есть одна закавыка. В новых рекомендациях, которые были разработаны для сотрудников силовых структур РФ, мужчинам запрещено иметь щетину на лице. Сразу же возникает резонный вопрос: а как можно миновать этот промежуточный этап (имею в виду щетину) и в одночасье заполучить вожделенную бороду? Вот и приходится служивым по-всякому исхитряться, дабы рыбку съесть и… не нарваться на неприятности!

И тут необходимо понимание: почему некоторые так стремятся носить бороду? На то у каждого есть собственные причины, которые в подобной двоякой ситуации приходится обосновывать перед своим начальством. Кто-то считает её символом мужественности и мужской силы; кому-то противопоказано бритьё из медицинских показаний; иногда требуется прикрыть дефекты на подбородке; некоторые считают, что с её помощью станут неотразимыми в обществе женщин…

Намного проще с этим дело обстоит в северных и южных регионах страны, где борода зачастую выступает средством предупреждения обморожений кожного покрова и от ожогов. Про кавказские республики, где она для мужчин является чуть ли не олицетворением нации, вообще нет речи. А ещё есть такое понятие - «тактическая» борода». Это когда в оперативных или иных целях специально отращивают волосы и бороды, чтобы легче войти в определённый круг разрабатываемых лиц или не выделяться на фоне местного населения (как это было во время командировок в Чечню и Дагестан).

В советской милиции стремились строго придерживаться соблюдения стандартов внешнего вида сотрудников: те должны были соответствовать стандартам военнослужащих, регламентирующим необходимость гладковыбритого лица. А потому любое появление растительности на подбородке своевременно пресекалось на корню (то бишь при заступлении на службу). Оказавшиеся в прицеле командиров милиционеры небритость устраняли в течение получаса, ограничиваясь устным предупреждениям. Другое дело- когда кто-нибудь возвращался из отпуска с уже сформировавшейся бородкой и, соответственно, с окончательно сформировавшейся позицией по этому вопросу! Вот тут уже предстояла длительная увещевательная борьба, в которой начальство не всегда выходило победителем. Правда, большинству всё же приходилось с грустью расставаться с приобретённым имиджем, шокировавшим не только сослуживцев, но и граждан.

За 35 лет службы припоминаю лишь два случая, когда сотрудникам-бородачам удалось отстоять своё право на её ношение. Пробный камень был заброшен в середине 80-ых одним из гаишников, и весь ОВД с любопытством наблюдал чем закончится его противостояние с заметно превосходящим управленческим ресурсом в лице начальника ОВД, замполита и кадровиков. Продолжалось это почти два года. Было дело- того даже вызывали в Главк для воспитательной беседы! Гаишник оказался упёртым и выстоял в неравной схватке. Более того, вскоре даже возглавил отделение ГАИ!

Вскоре его примеру последовал начальник следственного отделения. Тот был в фаворе у начальства и сыграл на своём авторитете. Да и прецедент уже имелся. Поэтому его перевоплощение прошло безболезненно, без административного давления. Ко всему прочему, борода с проседью явно шла ему к лицу, лишний раз подчёркивая его статусность в ОВД.

В период служебных командировок в СКР чуть ли не половина направляемых меняли свой внешний облик. К подобному развитию сценария руководство ОВД и остальные сотрудники постепенно привыкли и уже не воспринимали бороду как нечто экзотическое. Может быть, поэтому те вскоре предпочитали вернуться к своему прежнему образу.

Военный суд дважды разрешил офицеру не брить бороду и бакенбарды

Впервые дело о бороде Гарнизонный военный суд рассматривал в Петербурге 6 ноября 2020 года. Офицер отстаивал свое право носить бороду, командование с этим было несогласно. Суд встал на сторону офицера. Тщательно изучив анатомический атлас, командир вновь начал объявлять подчиненному выговоры. Мол, бороду-то отстоял, а про бакенбарды ничего не говорилось. Дело вернулось в суд.

Тогда, в ноябре, офицер Иванов оспаривал устный приказ командира в/ч, запретившего ему носить бороду. Офицер сообщил, что служит по контракту более 20 лет, 17 из которых носит бороду. И никогда это не вызывало вопросов. К тому же, на всех документах его фотографии с бородой. Помимо этого, в 2019 году он попал в аварию и аккуратная борода, за которой он, Иванов, регулярно и тщательно ухаживает, скрывает шрам.

Однако командиру воинской части борода на лице подчиненного не понравилась, он устно приказал сбрить. Офицер отметил, что ношение бороды не противоречит требованиям Общевоинских Уставов Вооруженных Сил РФ. Более того, борода не мешает использованию СИЗ, ношению снаряжения и не нарушает личную гигиену.

Представитель командира заявил, что отсутствие прямого запрета в Уставе не свидетельствует о том, что у военнослужащего есть право на ношение бороды. Гарнизонный военный суд посчитал, что есть. Устный приказ командира он признал незаконным.

На этом конфликт командира и офицера войсковой части не завершился. Выяснилось, что буквально за день до вынесения судом решения, Иванову объявили строгий выговор за небритость.

«Как пояснили в судебном заседании стороны, между командиром части и Ивановым по вопросу ношения последним бороды имеют место постоянные разногласия, в результате которых Иванов по требованию командования периодически сбривает бороду, а командир войсковой части своими распоряжениями, в том числе оспоренным в настоящем деле, препятствует её повторному отращиванию», — сообщила Объединенная пресс-служба судов Петербурга.

На новой судебном заседании представитель войсковой части сообщил, что ругают офицера за несвоевременное бритье не бороды, а лица. Оказывается командование внимательно изучило анатомический атлас, на которой указаны зоны лица и сопоставили его «с волосяным покровом, имеющимся на лице у Иванова». Выяснилось, что предполагаемого места окончания бороды до висков у Иванова есть волосяной покров. Военные начальники идентифицировали его как бакенбарды. А о них в Уставе ничего не говорится. Да и суд про них ничего не говорил.

Суд пришел к выводу, что приказание о бритье бакенбард — переформулированное требование о запрете ношения бороды.

«Суд исковое заявление офицера удовлетворил. Он признал незаконным приказ командира войсковой части о привлечении Иванова к дисциплинарной ответственности и обязал командира войсковой части отменить указанный приказ, о чём сообщить в месячный срок в суд и административному истцу», — сообщила Объединенная пресс-служба судов Петербурга.

Измерять температуру клиентов и отказывать в консультации всем, у кого она +37 градусов и выше, а также избавиться от усов, бород и бакенбарт – такие требования из-за коронавируса предъявил к адвокатам Минюст. Подмосковное управление ведомства направило президенту адвокатской палаты Московской области рекомендации по организации работы защитников в условиях новой волны пандемии коронавируса. Юристов документ возмутил.

Защитники взбунтовались против антикоронавирусных мер

«Нацелить адвокатские образования на неукоснительное исполнение» - такой добровольно-принудительный тон задает Минюст с первых же строк документа, адресованного президенту адвокатской палаты Московской области Алексею Галоганову. Хоть чиновники и назвали бумагу рекомендациями, но невзначай указали: если кого-то из адвокатов поймают на нарушениях санэпидрежима, административной ответственности им не миновать. А для подстраховки сообщают: список требований согласован с Роспотребнадзором. Туда, кстати, президента палаты чиновники и сориентировали жаловаться на своих коллег, которые не запаслись санитайзерами и не ведут график регулярных проветриваний в офисах.

Самих рекомендаций, за невыполнение которых адвокатам грозит немалый штраф (до 40 тысяч для адвоката как гражданина и до 500 тысяч для адвокатской конторы как юрлица), набралось на девять листов.

Вот отдельные рекомендации.

Обрабатывать все поверхности способом орошения. В начале рабочего дня проводить влажную уборку (сухая не рекомендуется).

еред входом в помещение положить резиновые коврики смоченные антисептиком. Коврики регулярно мыть, проверять годность антисептика.

Проводить контроль концентрации активных веществ в дезинфецирующих растворах.

Всю входящую корреспонденцию обрабатывать обеззараживающим средством, подходящим для этих целей (какие именно подходят, документ не разъясняет).

Для уничтожения микроорганизмов соблюдать время экспозиции и концентрацию дезинфицирующего вещества.

Адвокатам, которые привыкли обедать в стенах родного офиса, не повезло. В рекомендациях есть пункт о мытье посуды на двух линиях. Причем вторая должна обеспечивать наличие воды не холоднее 40 градусов.

А тем защитникам, кто ютится в маленьких кабинетах площадью менее 50 кв. метров, придется искать офис попросторнее. Как сказано в документе, в таких помещениях одновременно может быть максимум пять человек. Если офис до 100 кв. метров, принять за один раз можно 10 доверителей. Кстати, эти же правила распространяются и на нотариусов, для которых очереди из посетителей – более повседневная история, чем для адвокатов.

Сотрудникам адвокатских контор чиновники предписывают находиться в масках или респираторах. А чтобы они нормально прилегали к лицу, избавиться от усов, бороды и бакенбард.

Самый спорный и совсем не смешной момент из рекомендаций – обязательная термометрия посетителей.

«При температуре 37 градусов и выше либо при других явных признаках ОРВИ посетителю должно быть отказано в приеме» - говориться в документе. Эта рекомендация адвокатов возмутила сильнее всего: это же прямое нарушение конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь.

- Мы не врачи, мы не берем справку о состоянии здоровья у наших доверителей, - говорит адвокат Сергей Бадамшин, - Если человеку отказал один врач, ему обязательно поможет другой. А от нас Минюст требует, чтобы мы все отказывали человеку. Если у меня соглашение с доверителем, я не имею права выгнать его из конторы из-за температуры или по любой иной причине. Это нарушение Кодекса профессиональной этики адвоката.

Адвокаты уверены: даже в условиях пандемии во главу угла они должны ставить интересы клиента. Более того, по закону все, что происходит в стенах конторы, можно отнести к адвокатской тайне. В том числе и температуру клиента.

- Для адвоката главное – это обязательства перед доверителем, требования закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» и Кодекс профессиональной этики, - подчеркнул адвокат Александр Бойков. - Лично я своим доверителям температуру измерять не собираюсь. В законе содержится исчерпывающий перечень полномочий Минюста. Это ведение реестра адвокатов, утверждение формы ордера, выдача удостоверений. Эпидемиологичекого контроля я в этом перечне не припомню.

Минюст Московской области рекомендовал адвокатам сбрить бороды и усы в рамках мер по предотвращению распространения коронавируса. За невыполнение требований лично адвокату грозят крупным штрафом — до 40 тысяч рублей. А вот конторе как юрлицу придется заплатить уже до 500 тысяч.

Минюст уточняет, что растительность на лице желательно удалить, чтобы она не мешала герметичному прилеганию респиратора. Кроме того, адвокатам рекомендовано измерять температуру клиентов и отказывать в консультации всем, у кого она выше 37 градусов.

Минюст явно превышает свои полномочия, возмущается обладатель усов и бороды, управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов.

— Работаешь тут, работаешь, уже лет 15 носишь бороду и усы, а оказывается, ты карбонарий. Законы мы, конечно, соблюдаем, но бороду и усы сбривать мы не будем.

— Почему? И почему карбонарии?

— Потому что сразу чувствуешь, что ты нарушаешь тем самым закон. Но это не закон, это некая непонятная рекомендация. И даже если федеральный Минюст поддержит данный абсурд, я вам честно скажу, у адвоката все-таки есть кодекс профессиональной этики, и вот до той поры, пока там не будет категорично такой абсурд написан, а я думаю, этого не будет никогда, моя борода, мои усы, как и мои носки, — мое личное дело. Поэтому маска, проветривать помещение, мазаться гелями, антисептиками — это действительно нужно. Но давайте пока не доводить до абсурда. Конечно же, адвокат общается много с доверителями, но, пардон, те же водители такси в зоне риска выше, большее количество пассажиров они возят, чем иски, с которыми обращаются к адвокату.

Адвокатам действительно лучше быть без бороды и усов, поскольку они мешают плотному прилеганию маски. И их отсутствие защитит не только клиентов, но и самих юристов, считает заведующий отделением Федерального научно-клинического центра детской гематологии имени Рогачева Павел Трахтман.

Павел Трахтман заведующий отделением Федерального научно-клинического центра детской гематологии имени Рогачева «Как это ни смешно, но требование обоснованно, и объяснение этому есть достаточно простое: дело в том, что борода и усы не дают маске и респиратору плотно прилегать к лицу, оставляя щели, через которые вирус при дыхании может пройти мимо маски. Собственно, это причина, почему хирурги, работающие в операционных, не носят бород и усов, — соблюсти стерильность и так достаточно сложно, это, наверное, главная причина. Есть еще одна, она менее очевидна, но за бородой и усами довольно сложно ухаживать, и, к сожалению, частицы вируса могут оседать на бороде и усах при выдыхании воздуха. Я думаю, здесь речь идет об адвокатах, из-за того что они работают с людьми, которые находятся в местах лишения свободы. Эти места в России, да и во всем мире являются эпидемиологически неблагоприятными — ограниченные помещения, малая проветриваемость, много людей, невозможность организовать потоки, невозможность их нормально обследовать. Это не только защита доверителей, это во многом защита их адвокатов, ведь ситуация может быть обратная — маска неплотно закрывает рот, и человек может вдохнуть коронавирус».

Есть и эксперты, которые не против бороды и усов. Так, сотрудник Роспотребнадзора Михаил Лебедев заявил, что борода с усами — не самая подходящая среда для размножения. И поэтому «профилактическое бритье» просто бессмысленно. При этом эксперт советовал просто соблюдать правила гигиены: регулярно мыть бороду с мылом, расчесывать и стараться не прикасаться к ней грязными руками.

В защиту растительности на лице выступила врач-трихолог Ольга Кохас, которая заявила, что борода и усы выступают своеобразным фильтром, способным впитывать и задерживать микрочастицы, включая бактерии.


Брить или не брить бороду для защиты от вируса – вопрос так и не решенный даже на десятом месяце эпидемии. Но пока ученые спорят, управление Минюста по Московской области издает документ: всем, кто общается с населением – адвокатам, нотариусам – надо носить маски, а под ними "пользователи мужского пола должны быть тщательно выбриты, чтобы борода, усы или бакенбарды не мешали герметичному прилеганию респиратора".

В Подмосковье вспомнили Петра Первого после рекомендаций областного Минюста. Адвокатам и нотариусам предложили избавиться от усов и бород для профилактики коронавируса COVID-19. Иначе маски неплотно прилегают к лицу, и таким образом защита становится менее эффективной. Что на это говорят врачи, и не придется ли подмосковным юристам массово бриться?

Брить или не брить бороду для защиты от вируса – вопрос так и не решенный даже на десятом месяце эпидемии. Но пока ученые спорят, управление Минюста по Московской области издает документ: всем, кто общается с населением – адвокатам, нотариусам – надо носить маски, а под ними "пользователи мужского пола должны быть тщательно выбриты, чтобы борода, усы или бакенбарды не мешали герметичному прилеганию респиратора". Все, как рекомендуют медики.

"Маска, которая надета, к сожалению, не может прилегать плотно к лицу, борода ей мешает. Остаются зазоры, и при дыхании человек может либо вдохнуть инфекционный агент, либо, в некоторых случаях, выдохнуть инфекционный агент, и послужить источником заражения", – поясняет врач-гематолог Национального медицинского исследовательского Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева Павел Трахтман.

Документ Минюста обозначен как рекомендация. Но за нарушение грозят штрафом до 40 тысяч рублей юристам, до полумиллиона – компаниям. Среди бородатых и усатых нотариусов – пока недоумение. Многие и так работают в максимальной защите.

"Я в обязательном порядке надеваю маску, которая плотно предохраняет. И также надеваю экран, который защищает меня", – рассказывает о мерах защиты нотариус Юрий Рождественский.

Устава, как в армии, запрещающего бороду, у юристов действительно нет. И заставить бриться их нельзя. Но в истории всякое бывало.

"Эта инициатива вызывает ряд параллелей, когда у нас Петр Первый вернулся из Европы, посчитал, что бороды носить не гигиенично, – напоминает исторический урок арбитражный управляющий, юрист Дина Зайцева. – И указал всем бороды сбривать".

Споры о том, увеличивает ли борода риск заразиться, идут уже давно. Многие врачи с началом пандемии сделали выбор в пользу гладкого подбородка. Им ведь в масках иногда надо ходить целыми сутками. Заметно уменьшил бороду и главврач Коммунарки Денис Проценко. Доктора-сикхи, которым бриться запрещает религия, придумали свой способ спрятать волосы на лице. Проблема, действительно, общемировая.

- Аргументировать можно: будет лучше прилегать маска. У кого-то она останется, а третий будет использовать не такую маску.

Больше, чем юристы и врачи, о бороде могут знать только барберы. Очередь из адвокатов пока не выстроилась. Да и к проблеме "борода-маска" здесь свое отношение.

– Борода и усы якобы мешают маске плотно прилегать к лицу?

"Это звучит абсурдно, – отвечает бюарбер. – Лишний объем на лице, на мой взгляд, плотнее помогает прилегать маске к лицу".

Тем, кто и с бородой расставаться не хочет, и вирусов боится, совет точно такой же, как при защите рук – регулярно обрабатывать лицо обеззараживающим лосьоном.

Дезинфекция и ношение масок – пока единственные способы уберечься от вируса. Главное, чтобы маски были не такими как у самых отчаянных бородачей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: