Кто может уволить судью в россии

Обновлено: 25.04.2024

1. Отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

ГАРАНТ:

Согласно пункту 4 статьи 3 настоящего Закона на судей, пребывающих в отставке и занимающихся деятельностью, указанной в этом пункте, гарантии неприкосновенности не распространяются. Членство таких судей в судейском сообществе приостанавливается

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июня 2009 г. N 126-ФЗ в пункт 2 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения

2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 9 и 11 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона.

Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ в пункт 3 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

3. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей, утвержденную приказом Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10 августа 2015 г. N 670кд/235

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 330-ФЗ статья 15 настоящего Закона дополнена пунктом 3.1, вступающим в силу с 1 января 2012 г.

3.1. Ушедшему или удаленному в отставку судье, назначенному на должность до 1 января 2012 года, размер выходного пособия, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в части, превышающей трехкратный средний месячный заработок, умножается на коэффициент 1,15.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ в пункт 5 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2018 г. N 9-П взаимосвязанные положения пункта 5 статьи 15 настоящего Закона и части 5 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими правовой механизм не гарантирует судьям, ставшим в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедшим в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, пенсионное обеспечение в размере, соотносимом с утраченным доходом в виде заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи, на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса

О конституционно-правовом смысле положений пункта 5 статьи 15 настоящего Закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П

Федеральным законом от 21 июня 1995 г. N 91-ФЗ действие абзацев первого и третьего пункта 5 статьи 15 настоящего Закона распространено на судей, переведенных на работу в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности

5. Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет - один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов ежемесячного денежного вознаграждения занимающего соответствующую должность судьи.

Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.

ГАРАНТ:

О допустимости получения ежемесячной компенсационной выплаты судьей в отставке, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, см. Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 25 января 2018 г. N 5-КЭ

Информация об изменениях:

Статья 15 дополнена пунктом 5.1 с 6 марта 2019 г. - Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 25-ФЗ

Действие положений пункта 5.1 (в редакции Федерального закона от 6 марта 2019 г. N 25-ФЗ) распространяется в том числе на судей, ставших инвалидами до 6 марта 2019 г. вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью

5.1. Судье, ставшему в период осуществления своих полномочий инвалидом вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, до приобретения им права на ежемесячное пожизненное содержание, ушедшему или удаленному в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, выплачивается по его выбору ежемесячное денежное содержание по инвалидности либо пенсия по инвалидности на общих основаниях.

Ежемесячное денежное содержание по инвалидности указанной категории судей исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, и устанавливается в следующем размере:

инвалидам I и II групп - 3 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год;

инвалидам III группы - 2 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год.

Ежемесячное денежное содержание по инвалидности устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом, но не более чем до реализации приобретенного им права на ежемесячное пожизненное содержание.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 179-ФЗ пункт 6 статьи 15 настоящего Закона изложен в новой редакции

6. Отставка судьи прекращается в случае:

1) выявления после ухода судьи в отставку нарушений, допущенных им при исполнении полномочий судьи, являющихся основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи в соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 12.1 настоящего Закона, если не истек срок давности, установленный пунктом 6 статьи 12.1 настоящего Закона;

2) несоблюдения запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 настоящего Закона;

3) существенного, виновного, несовместимого с высоким званием судьи нарушения положений настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, порочащего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти;

4) занятия деятельностью, несовместимой со статусом судьи;

5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи;

6) смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 179-ФЗ пункт 7 статьи 15 настоящего Закона изложен в новой редакции

7. Решение о прекращении отставки судьи либо о приостановлении отставки судьи в случаях, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, принимается соответствующей квалификационной коллегией судей по собственной инициативе по месту прежней работы или постоянного места жительства судьи, пребывающего в отставке, либо по представлению органа судейского сообщества или председателя суда по месту прежней работы судьи, пребывающего в отставке. Решение квалификационной коллегии судей может быть обжаловано судьей в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 1 января 2023 г. - Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 426-ФЗ

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 179-ФЗ пункт 8 статьи 15 настоящего Закона изложен в новой редакции

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений пункта 8 статьи 15 настоящего Закона см. Определение Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. N 5-О

8. Отставка судьи прекращается также в случае повторного назначения (избрания) его на должность судьи, за исключением случая назначения (избрания) судьи, пребывающего в отставке, судьей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

9. Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ст. 15 (за исключением п. 3) распространена на судей, ушедших на пенсию с этой должности, независимо от времени ухода на пенсию (ФЗ от 21.06.1995 N 91-ФЗ).

Статья 15. Отставка судьи

1. Отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 9 и 11 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона.

(в ред. Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 15.12.2001 N 169-ФЗ, от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 28.06.2009 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.

(абзац введен Федеральным законом от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

3. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Ушедшему или удаленному в отставку судье, назначенному на должность до 1 января 2012 года, размер выходного пособия, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в части, превышающей трехкратный средний месячный заработок, умножается на коэффициент 1,15.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 5 ст. 15 см. Постановление КС РФ от 19.02.2002 N 5-П.

Абз. 1 п. 5 ст. 15 распространяется на судей, переведенных в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности (ФЗ от 21.06.1995 N 91-ФЗ).

5. Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет - один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов ежемесячного денежного вознаграждения занимающего соответствующую должность судьи.

(абзац введен Федеральным законом от 21.06.1995 N 91-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абз. 3 п. 5 ст. 15 распространяется на судей, переведенных в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности (ФЗ от 21.06.1995 N 91-ФЗ).

Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.

(абзац введен Федеральным законом от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

П. 5.1 ст. 15 (в ред. ФЗ от 06.03.2019 N 25-ФЗ) распространяется в том числе на судей, ставших инвалидами до 06.03.2019 вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью.

5.1. Судье, ставшему в период осуществления своих полномочий инвалидом вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, до приобретения им права на ежемесячное пожизненное содержание, ушедшему или удаленному в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, выплачивается по его выбору ежемесячное денежное содержание по инвалидности либо пенсия по инвалидности на общих основаниях.

Ежемесячное денежное содержание по инвалидности указанной категории судей исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, и устанавливается в следующем размере:

инвалидам I и II групп - 3 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год;

инвалидам III группы - 2 процента ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи за каждый полный отработанный год.

Ежемесячное денежное содержание по инвалидности устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом, но не более чем до реализации приобретенного им права на ежемесячное пожизненное содержание.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 06.03.2019 N 25-ФЗ)

6. Отставка судьи прекращается в случае:

1) выявления после ухода судьи в отставку нарушений, допущенных им при исполнении полномочий судьи, являющихся основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи в соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 12.1 настоящего Закона, если не истек срок давности, установленный пунктом 6 статьи 12.1 настоящего Закона;

2) несоблюдения запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 настоящего Закона;

3) существенного, виновного, несовместимого с высоким званием судьи нарушения положений настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, порочащего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти;

4) занятия деятельностью, несовместимой со статусом судьи;

5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи;

6) смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 179-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Решение о прекращении отставки судьи либо о приостановлении отставки судьи в случаях, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, принимается соответствующей квалификационной коллегией судей по собственной инициативе по месту прежней работы или постоянного места жительства судьи, пребывающего в отставке, либо по представлению органа судейского сообщества или председателя суда по месту прежней работы судьи, пребывающего в отставке. Решение квалификационной коллегии судей может быть обжаловано судьей в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

(п. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 179-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2023 в п. 8 ст. 15 вносятся изменения (ФЗ от 08.12.2020 N 426-ФЗ). См. будущую редакцию.

8. Отставка судьи прекращается также в случае повторного назначения (избрания) его на должность судьи, за исключением случая назначения (избрания) судьи, пребывающего в отставке, судьей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 179-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Прекращение полномочий судьи

(в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) утратил силу. - Федеральный закон от 28.06.2009 N 126-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства (подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 08.12.2020 N 426-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1) нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

(пп. 6.1 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ)

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

7.1) избрание судьи Президентом Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) исключен. - Федеральный закон от 15.12.2001 N 169-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) утратил силу. - Федеральный закон от 05.04.2005 N 33-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

13) совершение судьей дисциплинарного проступка, за который решением квалификационной коллегии судей на судью наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

(пп. 13 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 179-ФЗ)

2. Полномочия судьи прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 3, 6 - 11, 13 пункта 1 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 15.12.2001 N 169-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 02.07.2013 N 179-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающегося ему ежемесячного денежного вознаграждения.

Статья 13. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи

(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 246-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Полномочия судьи и отставка судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

(в ред. Федерального закона от 09.11.2009 N 246-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Исключен. - Федеральный закон от 15.12.2001 N 169-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье ежемесячного денежного вознаграждения или уменьшение его размера. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.

(в ред. Федеральных законов от 09.11.2009 N 246-ФЗ, от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решение о возобновлении полномочий судьи или отставки судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая полномочия судьи или отставку судьи.


Один из экспертов «АГ» обратил внимание, что в проектах не перечислены законные поводы возбуждения преследования судьи, нет процедуры проверки сведений, не содержатся требования к допустимым доказательствам, не описаны права судьи в период подготовки представления президента и рассмотрения вопроса Советом Федерации. По мнению второго, принятие поправок приведет к умалению судебной власти, полномочия которой на сегодня и так невелики.

Как сообщает ЦИК России, по результатам общероссийского голосования за принятие поправок высказались около 78% россиян

В пояснительной записке обоих проектов указывается, что они подготовлены в целях реализации положений Закона о поправке к Конституции о совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти. В частности, изменения касаются прекращения Советом Федерации по представлению президента полномочий председателя Конституционного Суда и его заместителя, судей КС, председателя Верховного Суда и его заместителей, судей ВС, председателей, их заместителей, судей кассационных и апелляционных судов и Суда по интеллектуальным правам в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Так, полномочия судьи могут быть прекращены из-за совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, несоблюдения требований, ограничений и запретов, установленных Законом о противодействии коррупции, а также прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

Полномочия могут быть прекращены в случае нарушения судьей, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Также недопустимо занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи.

При этом законопроектом № 1024650-7 предлагается внесение в ст. 230 КАС изменений, предусматривающих возможность обжалования соответствующих решений Совета Федерации в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда. Кроме того, предусматривается, что при внесении президентом в Совет Федерации представлений о прекращении полномочий председателя ВС, его заместителей, судей Верховного Суда, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам рассмотрение Высшей квалификационной коллегией судей заявления соответствующего судьи о прекращении его полномочий по другим основаниям приостанавливается до рассмотрения по существу указанного вопроса Советом Федерации.

В комментарии «АГ» федеральный судья в отставке, профессор НИУ «Высшая школа экономики», заслуженный юрист РФ Сергей Пашин отметил, что в «лихие 90-е» судьи, измученные произволом местных властей, требовали обеспечить незыблемость своего положения. Такую гарантию они искали в отказе от перевыборов народом и региональными Советами народных депутатов. Эксперт указал, что в конце концов полномочия по назначению подавляющего большинства российских судей перешли в руки Бориса Ельцина, в лице которого тогда видели надежду на демократические перемены в стране.

«Нынешний порядок обретения судьями полномочий и лишения их кресел не идеален и нуждается в исправлении, однако лекарство не должно быть хуже болезни. Летние изменения в Конституцию развиваются осенними законопроектами, закрепляющими власть нынешнего президента добиваться прекращения полномочий высокопоставленных судей путем внесения представлений в послушный ему Совет Федерации. При этом порядок внесения таких представлений, по замыслу автора законопроектов, он же и определяет. Вместо закона – указ, вместо правовой процедуры – команда», – указал Сергей Пашин.

По его мнению, новеллы законодательства о статусе судей фактически смещают и без того шаткое равновесие властей в пользу «аппаратчиков» из Администрации президента и коридоров парламента. Эксперт обратил внимание, что в проектах не перечислены законные поводы возбуждения преследования судьи, нет процедуры проверки сведений, не содержатся требования к допустимым доказательствам, не описаны права судьи в период подготовки представления президента и рассмотрения вопроса Советом Федерации. Ни слова не сказано и о праве на защиту, и о презумпции невиновности, подчеркнул Сергей Пашин.

«Судоподобный порядок дисциплинарного производства в квалификационных коллегиях подменяется канцелярским тайным усмотрением чиновника. Несменяемость судей фактически упраздняется, чему в немалой степени способствуют “каучуковые” формулировки оснований для прекращения их полномочий по инициативе гаранта видоизмененной Конституции РФ. Единственное, пожалуй, светлое пятно в предложенных президентом текстах – это возможность обжалования решения Совета Федерации о прекращении судейских полномочий в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ», – отметил эксперт.

Сергей Пашин посчитал, что побочные эффекты принятия проектов – это умаление роли органов судейского сообщества и дальнейшее размежевание внутри судейского корпуса.

«Конечно, с буквой Конституции не поспоришь. Однако власть предержащая должна стремиться сохранить дух правового государства. Необходимо, по крайней мере, установить демократические процедуры, позволяющие судье эффективно защищаться от наветов в совершении порочащих поступков, даже когда эти обвинения исходят от приближенных первого лица», – резюмировал экс-судья.

Президент адвокатского бюро «Юстина» Виктор Буробин заметил, что голосовал против изменений в Конституцию в том числе и потому, что предполагалась радикальная, ничем не обусловленная и никак не обоснованная реформа судоустройства. Внесенный президентом проект изменений – первая часть таких поправок, заметил он.

Виктор Буробин считает, что предложенные изменения губительны для судебной власти именно как для органа власти. «Теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную реализовалась впервые в России в 1992 г. в Законе о статусе судей, где было прямо определено, что “судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей”, и далее “все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом”», – пояснил адвокат.

Этим законом, отметил он, для всей судебной корпорации устанавливались независимость и самоуправление, порядок привлечения к дисциплинарной ответственности самими судьями через создаваемые ими с участием общественности квалификационные коллегии, в том числе и Высшую квалифколлегию Верховного Суда РФ. Была апробирована и система обжалования решений о привлечении судей к ответственности. Работа этих органов судейского самоуправления в течение уже около 30 лет показала свою объективность и жизнеспособность к самостоятельному освобождению корпорации от чуждых элементов. «Проектом же предлагается прямое вмешательство других ветвей власти в полномочия судей, а значит, косвенно и в отправление правосудия. Произойдет уничтожение единства статуса судьи, поскольку предлагается, что полномочия у исполнительной власти требовать от законодательной власти прекращения статуса возникают лишь в отношении судей апелляционного и вышестоящих звеньев судебной системы», – отметил он.

По мнению Виктора Буробина, принятие поправок приведет к умалению судебной власти, полномочия которой на сегодня и так невелики, и ухудшению общего положения со справедливостью правосудия в стране.

«Что касается отнесения того или иного проступка к порочащему судью, то это сфера этики, а критерии этичности или неэтичности поведения вырабатываются в процессе длительной и кропотливой работы квалифколлегий судей путем анализа многообразных форм человеческого бытия. Это очень долгий и сложный путь этических исканий. Проектом же предлагается дать возможность чиновнику определять проступок в качестве порочащего. Более того, в законопроект пробралось не имеющее вообще правового содержания положение, что прекратить судье статус можно в случаях, “свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий”. Здесь речь не идет об этике. Должны быть четкие законодательные критерии. Кто и по каким основаниям может определить, что судья не может осуществлять полномочия?» – спрашивает Виктор Буробин.

Эксперт полагает, что принятие законопроектов в таком виде может привести к произволу в отношении конкретных судей, а для судейского корпуса в целом они будут иметь «замораживающий эффект». «Улучшить этот законопроект можно только одним способом – не принимать его», – резюмировал адвокат.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: