Кто контролирует работу судебных приставов

Обновлено: 30.04.2024

К сожалению, не всегда служба судебных приставов исполняет судебные решения столь быстро, эффективно и правомерно, как хотелось бы — по разным причинам. Баланс прав и интересов должника и взыскателя может оказаться несоблюденным вследствие неправильных действий пристава, в том числе — принятия незаконного постановления, акта и т.д.

Возможностей обжалования действий/бездействия пристава несколько. Можно подать жалобу:

На рядового пристава-исполнителя можно пожаловаться старшему приставу отдела, на старшего пристава — главному судебному приставу субъекта РФ, далее — главному судебному приставу РФ. ( ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007).

Как правильно подать жалобу?

Такая жалоба может быть подана в течение 10 дней после того, как приставом совершено действие, кажущееся вам неправомерным, или после того как обнаружилось неправомерное бездействие. В ней следует указать все данные как пристава, так и лица, подающего жалобу, описать, что именно кажется Вам неправильным и почему (желательно сослаться на нормы закона), указать свои требования, т.е. в чем вы видите возможный выход из ситуации: совершение приставом действия, отмена постановления и тп. Впрочем, можно указать и просто требование провести служебную проверку в отношении указанных действий пристава.

Как быстро рассмотрят жалобу?

Жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней, и если она будет признана обоснованной, то в решении по жалобе будет указано на отмену незаконного постановления пристава, обязание его совершить определенные действия, или на принятие иных мер для устранения допущенных нарушений. Дополнительно пристав может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Подача жалобы в прокуратуру

Также жалобу на пристава можно написать и в прокуратуру. К полномочиям прокуратуры относится, в том числе, контроль и надзор за соблюдением приставами законодательства.

Прокуратура проверит как обоснованность доводов, изложенных в жалобе, так и использование вышестоящими приставами своих полномочий по контролю за действиями приставов.

Предполагается, что первоначально меры по жалобе должен принять вышестоящий пристав, поэтому если вышеописанная жалоба в порядке подчиненности не подалась вообще, то и прокуратура ее рассматривать не будет, а направит на рассмотрение вышестоящему приставу (Указание Генпрокуратуры России от 12.05.2009 № 3155/7).

Подача жалобы в суд

Рассмотрение дела в суде — процесс более долгий и сложный. В отличие от предыдущих двух способов пожаловаться, судебное обжалование требует от заявителя гораздо более активного участия: предоставление доказательств, обоснование своей позиции, присутствия в судебных заседаниях. Поэтому обращаться в суд правильнее при серьезных нарушениях, повлекших значительные последствия. Например, если взыскателю или должнику неправомерными действиями пристава был причинен ущерб, то судебное решение может предусматривать компенсацию ущерба из государственного бюджета. Ни решением вышестоящего пристава, ни прокурора этого сделать нельзя.

Жалобы на приставов, затрагивающие интересы и права в сфере предпринимательской деятельности; дела, связанные с исполнением исполнительных документов, выданных арбитражными судами, а также некоторые другие дела согласно АПК РФ и федеральному закону «Об исполнительном производстве», рассматриваются арбитражными судами (арбитражным судом субъекта РФ). Все остальные категории дел об оспаривании деятельности приставов относятся к компетенции судов общей юрисдикции (районного суда). Заявление подается суд по месту нахождения судебного пристава, и рассматривается по правилам соответствующих глав ГПК РФ или АПК РФ.

Подборка наиболее важных документов по запросу Надзор за судебными приставами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Надзор за судебными приставами

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 437 "Право суда приостановить исполнительное производство" ГПК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 437 ГПК РФ и отказывая в приостановлении исполнительного производства, находящегося на исполнении межрайонного отдела судебных приставов, до принятия решения судом надзорной инстанции, суд обоснованно учитывал, что прямой обязанности суда в случае оспаривания должником судебного акта, вступившего в законную силу, приостановить исполнительное производство, не предусмотрено, и исходил из того, что достоверных и достаточных доказательств оспаривания в кассационном порядке решения суда, вступившего в законную силу, материалы дела не содержат.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 11 "Документарная проверка" Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" "В указанном запросе в соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктами 39 - 49 Административного регламента исполнения Федеральной службой судебных приставов государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности", утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2016 г. N 332, ООО "НСВ" указано о предоставлении запрашиваемой информации в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса."

1. Организационное и методическое обеспечение процесса управления, обобщение и распространение положительного опыта управленческой деятельности.

2. Организация планирования в ФССП России, разработка планов реализации государственной программы Российской Федерации «Юстиция», организационных и специальных планов ФССП России, утверждаемых директором Федеральной службы судебных приставов – главным судебным приставом Российской Федерации (далее – Директор).

3. Организация и обеспечение ведомственного контроля выполнения структурными подразделениями федерального органа принудительного исполнения и территориальными органами принудительного исполнения мероприятий, поручений, содержащихся в приказах и распоряжениях ФССП России по основной деятельности, протокольных и иных поручений Директора, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем ФССП России.

4. Обеспечение постоянного наблюдения за деятельностью территориальных органов принудительного исполнения по осуществлению предоставленных им полномочий и выполнению поставленных задач; обеспечение руководства ФССП России информацией статистического и аналитического характера о результатах деятельности ФССП России.

5. Организационно-методическое обеспечение и координация деятельности по ведению ведомственной статистической отчетности, использованию программно-технических средств и технологий сбора информации, совершенствование системы оценки эффективности деятельности территориальных органов принудительного исполнения.

6. Организация и обеспечение функционирования в федеральном органе принудительного исполнения централизованной системы делопроизводства в соответствии с требованиями актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минюста России, ФССП России и других федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации делопроизводства.

7. Осуществление руководства деятельности структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения и территориальных органов принудительного исполнения в сфере делопроизводства, а также контроля за деятельностью, оказание практической помощи по вопросам делопроизводства.

8. Организация работы по централизованной регистрации корреспонденции, обращений граждан и представителей организаций, организационно-распорядительных актов ФССП России.

9. Контроль за выполнением структурными подразделениями федерального органа принудительного исполнения и территориальными органами принудительного исполнения федерального законодательства, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минюста России, ФССП России, поручений Директора по вопросам делопроизводства и качества предоставления государственных услуг.

10. Организационное обеспечение работы совещательных и консультативных органов ФССП России, совещательных органов при Директоре, а также Общественного совета при Федеральной службе судебных приставов.

11. Организация в пределах компетенции сотрудничества органов принудительного исполнения Российской Федерации с органами государственной власти.

12. Мониторинг правоприменения в установленной сфере деятельности и подготовка предложений по совершенствованию законодательства, затрагивающего деятельность органов принудительного исполнения Российской Федерации.

Управление осуществляет следующие полномочия:

1. В области организационно-управленческой деятельности:

1.1. Разработка на основе предложений структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения и территориальных органов принудительного исполнения проектов планов работы ФССП России на год и полугодие, планов работы коллегии ФССП России, реализации государственной программы Российской Федерации «Юстиция» и, по поручению Директора, иных организационных и специальных планов работы ФССП России, а также основных показателей деятельности ФССП России.

1.2. Оказание практической и методической помощи структурным подразделениям федерального органа принудительного исполнения и территориальным органам принудительного исполнения в разработке планов работы, проектов решений совещательных и консультативных органов при Директоре, форм ведомственной статистической отчетности ФССП России и иных управленческих документов, а также организация работы по выявлению, обобщению и распространению положительного опыта деятельности по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

1.3. Обеспечение ведомственного контроля выполнения планов работы ФССП России, утвержденных Директором, контроля исполнения решений коллегии ФССП России, приказов и распоряжений ФССП России по основной деятельности, поручений, принятых на оперативных и еженедельных совещаниях при Директоре и отдельных поручений Директора с конкретными сроками исполнения; подготовка докладов Директору о результатах контроля.

1.4. Координация работы структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения по обеспечению контроля исполнения поручений территориальными органами принудительного исполнения с использованием системы ведомственного электронного документооборота, а также других информационно-коммуникационных систем.

1.5. Проведение анализа информации, характеризующей деятельность территориальных органов принудительного исполнения по вопросам, относящимся к компетенции Управления, выявление причин снижения эффективности работы и оперативное информирование руководства ФССП России о негативных процессах и тенденциях, внесение предложений по повышению эффективности деятельности.

1.6. Обобщение и анализ предложений структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения по совершенствованию системы оценки эффективности деятельности территориальных органов принудительного исполнения; осуществление подготовки рейтингов эффективности деятельности территориальных органов принудительного исполнения по итогам работы за отчетный год.

1.7. Подготовка информационных, статистических, аналитических и иных материалов, проектов приказов и распоряжений ФССП России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

1.8. Подготовка и проведение заседаний совещательных и консультативных органов при Директоре, Общественного совета при Федеральной службе судебных приставов, в том числе их документационное обеспечение.

1.9. Разработка, по согласованию с Минюстом России, форм ведомственной статистической отчетности ФССП России, а также документов первичного учета по вопросам, относящимся к компетенции Управления, о взаимодействии со структурными подразделениями федерального органа принудительного исполнения.

1.10. Сбор, обработка, обобщение и первичный анализ ведомственной статистической отчетности ФССП России.

1.11. Взаимодействие в пределах компетенции с федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.

1.12. Направление в структурные подразделения федерального органа принудительного исполнения и территориальные органы принудительного исполнения обращений граждан и писем организаций, поступивших в ФССП России, для рассмотрения в соответствии с их компетенцией.

1.13. Получение от структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и должностных лиц информации и материалов о реализации полномочий в установленной сфере деятельности, необходимых для выполнения возложенных задач в пределах своей компетенции.

1.14. Подготовка и проведение по указанию Директора организационных и торжественных мероприятий ФССП России, привлечение по согласованию с их руководством личного состава структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения для осуществления мероприятий, проводимых Управлением в соответствии с возложенными на него функциями.

1.15. Подготовка актуального перечня мероприятий ФССП России (рабочего графика, плана-календаря) с участием руководства ФССП России.

1.16. Организация совещаний с участием представителей структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Управления.

1.17. Обеспечение подготовки материалов для рассмотрения на совещаниях при руководстве ФССП России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

1.18. Проведение служебных занятий с личным составом структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

1.19. Организация и проведение совещаний-семинаров с личным составом территориальных органов принудительного исполнения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

1.20. Обеспечение сбора информации, проведение ее анализа и подготовка один раз в полугодие докладов руководству ФССП России о деятельности межведомственных рабочих групп, руководителями (сопредседателями) и членами которых являются должностные лица ФССП России, а также ведомственных рабочих групп.

1.21. Подготовка докладов Директора и заместителя Директора, курирующего деятельность Управления.

1.22. Сбор и обобщение контактной и иной справочной информации для использования в работе должностными лицами ФССП России.

2. В области обработки входящей корреспонденции:

2.1. Прием корреспонденции, проверка целостности вложений, вскрытие конвертов, систематизация документов на регистрируемые и нерегистрируемые и распределение документов на подлежащие передаче Директору, заместителям Директора для рассмотрения и вынесения резолюции и подлежащие передаче на исполнение в структурные подразделения федерального органа принудительного исполнения, ее регистрация, обеспечение первичной обработки документов (прием, регистрация, учет, хранение, доставка).

3. В области редактирования и контроля исполнения документов:

3.1. Постановка на контроль документов, имеющих контрольные сроки исполнения.

3.2. Контроль своевременности рассмотрения обращений граждан, в том числе особый контроль сроков прохождения и рассмотрения обращений граждан, направляемых в ФССП России из Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации и иных органов государственной власти.

3.3. Контроль за соблюдением сроков и порядка исполнения структурными подразделениями федерального органа принудительного исполнения документов, поступивших от Президента Российской Федерации, из Администрации Президента Российской Федерации, от полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Председателя Правительства Российской Федерации, из Правительства Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, правительственных комиссий, Совета Безопасности Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, от членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, от депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, из федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, из Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, средств массовой информации.

3.4. Направление исполнителям напоминаний о сроках исполнения документов в порядке предупредительного контроля.

3.5. Представление еженедельно Директору информации о результатах исполнения контрольных документов структурными подразделениями федерального органа принудительного исполнения.

3.6. Редактирование в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов текстов проектов документов за подписью Директора, в том числе подлежащих массовой рассылке в территориальные органы принудительного исполнения.

4. В области обработки исходящих документов:

4.1. Централизованная регистрация, обработка и отправка исходящих документов.

4.2. Согласование договоров ФССП России с государственными учреждениями на оказание услуг почтовой связи и Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации.

5. В области организации личного приема граждан:

5.1. Прием граждан в приемной ФССП России.

5.2. Составление сводного графика приема граждан руководителями структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения и руководством ФССП России (по согласованию с ними), контроль за его реализацией.

6. В области архивного дела:

6.1. Разработка сводной номенклатуры дел федерального органа принудительного исполнения, организация работы по подготовке номенклатуры дел структурными подразделениями федерального органа принудительного исполнения.

6.2. Отбор и принятие на хранение дел с документами постоянного срока хранения от структурных подразделений федерального органа принудительного исполнения.

6.3. Организация работы Центральной экспертной комиссии ФССП России по определению архивной ценности и состояния документального фонда федерального органа принудительного исполнения, актирование и уничтожение документов с истекшими сроками ведомственного хранения.

6.4. Согласование клише печатей структурных подразделений территориальных органов принудительного исполнения.

6.5. Проведение проверок по вопросам организации хранения документов с пометкой «Для служебного пользования» в структурных подразделениях федерального органа принудительного исполнения.

7. В области контроля качества предоставления государственных услуг:

7.1. Анализ сводных значений уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственной услуги по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица, поступающих в личный кабинет ФССП России в информационной системе мониторинга государственных услуг.

7.2. Формирование сводных данных о достижении руководителями территориальных органов принудительного исполнения показателей эффективности деятельности руководителя, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы качества предоставления государственных услуг (далее – показатели эффективности).

7.3. Подготовка руководству ФССП России отчетов о достижении руководителями территориальных органов принудительного исполнения показателей эффективности.

7.4. Контроль и координация работы территориальных органов принудительного исполнения по актуализации сведений в государственных автоматизированных информационных системах «Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг» и «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

7.5. Осуществление мониторинга деятельности территориальных органов принудительного исполнения по рассмотрению заявлений о предоставлении государственных услуг, жалоб, связанных с нарушением порядка предоставления государственных услуг, отзывов граждан, поступающих на сайт «Ваш контроль», включая проведение анализа причин, являющихся основанием для возникновения отзывов негативного характера.

7.6. Осуществление координации и контроля работы территориальных органов принудительного исполнения в части взаимодействия с многофункциональными центрами предоставления государственных услуг.

Приказ ФССП России от 26.03.2020 № 215 «О внесении изменения в приложение № 3 к приказу Федеральной службы судебных приставов от 19.03.2020 № 202 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Распоряжение ФССП России от 15.03.2022 № 17-р «О снятии ограничительных мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов»

Распоряжение ФССП России от 15.02.2021 № 15-р «О дальнейших ограничительных мерах в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и определении численности федеральных государственных служащих, работников территориальных органов принудительного исполнения и работников ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина», необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов»

Распоряжение ФССП России от 12.05.2020 № 31-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 13.05.2020 по 29.05.2020 включительно»

Распоряжение ФССП России от 07.04.2020 № 25-р «Об определении численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, необходимой для бесперебойного функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 04 апреля по 30 апреля 2020 г.»

Приказ ФССП России от 19.03.2020 № 202 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Распоряжение ФССП России от 26.10.2021 № 110-р «Об определении количества сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих, рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению ФССП России, работников ФГАУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина», необходимого для функционирования Федеральной службы судебных приставов в нерабочие дни в октябре – ноябре 2021 года»

Распоряжение ФССП России от 27.05.2020 № 33-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 01.06.2020»

Распоряжение ФССП России от 30.04.2020 № 29-р «Об определении численности федеральных государственных служащих и работников, необходимой для функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 01.05.2020 по 11.05.2020 включительно»

Распоряжение ФССП России от 27.03.2020 № 19-р «Об определении численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, необходимой для бесперебойного функционирования Федеральной службы судебных приставов в период с 30 марта по 03 апреля 2020 г.»

Обжалование действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов производится в соответствии с порядком определенным главой 18 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".Обжалование действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов производится в судебном порядке предусмотренном законом Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

ВЫПИСКА ИЗ ГЛАВЫ 18 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Сроки подачи жалобы

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Подача жалобы в порядке подчиненности

Форма и содержание жалобы, поданной в порядке подчиненности

    Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

– должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

– фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

– основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

– требования лица, подавшего жалобу.

Срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности

  1. Жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
  2. Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

    Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:

– исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

– исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

– исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

– в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: