Основные причины пожаров электро и радиооборудования и тактика их тушения на судах

Обновлено: 27.03.2024

При возгорании электрооборудования снять с него напряжение и приступить к тушению пожара любыми средствами. Если напряжение быстро снять не удается, горящее электрооборудование тушить под напряжением:

- углекислотными, порошковыми и аэрозольными (хладоновыми) огнетушителями;

- воздушно–механической пеной, приготовленной на пресной воде при напряжении до 500 Вольт;

- воздушно–механической пеной, приготовленной на дистиллированной воде при напряжении до 1000 Вольт;

- пресной водой (с солесодержанием не выше 100 мг/л).

Запрещается тушить горящее электрооборудование, находящееся под напряжением, химическими огнегасительными пенами и жидкостями, морской водой. Существует опасность поражения углекислым газом, хладоном или порошком при применении таких огнетушителей в малых по размеру помещениях. Поэтому такое помещение нужно сразу покинуть, или включить вентиляцию, или включиться в воздушно-дыхательный аппарат.

При атаке на пожар электрооборудования углекислый газ следует направлять во все отверстия оборудования. После того как пожар потушен, подачу углекислого газа продолжать, пока все горящие поверхности не будут покрыты «снегом».

Всегда старайтесь снять электропитание с горящего электрооборудования для более широкого применения средств тушения и для того, чтобы оборудование как можно меньше было повреждено из-за коротких замыканий.

Тушение пожаров в помещениях насосных

отделений наливных судов

В зависимости от концентрации взрывоопасных газов в помещении насосного отделения может произойти вспышка или взрыв с последующим развитием пожара.

При возникновении пожара необходимо:

- объявить общесудовую тревогу;

- прекратить все виды грузовых и балластных операций, мойку и дегазацию танков;

- перекрыть запорные клапана топливных цистерн неработающих механизмов, обесточить электрооборудование в районе пожара, выключить вентиляцию;

- привести в немедленную готовность все средства пожаротушения;

- запустить резервные генераторы электропитания, пожарные насосы;

- произвести разведку пожара;

- заполнить (пополнить) инертным газом танки, смежные с горящим насосным отделением;

- приступить к тушению пожара.

Если первичные средства пожаротушения неэффективны, то необходимо применить средства объемного пожаротушения по всем правилам с выводом людей и полной герметизацией помещения. Пожар в насосном отделении можно потушить, применяя водяную или пенную атаки.

Тушение пожаров в жилых и служебных помещениях

Как показала практика, при загорании в надстройке судна последняя может быть охвачена огнем в течение 15-20 минут, если за это время не будет введено достаточное количества средств тушения. Если пожар возник с наветренной стороны, то надстройка может быть охвачена пламенем в течение 10-15 минут.

Пожар в жилых и служебных помещениях сопровождается быстрым задымлением помещений, повышением температуры, токсическим действием газов, недостатком кислорода, что следует учитывать при применении средств тушения.

Температура пожара в жилых и служебных помещениях очень быстро растет и она будет через 5 мин — 538ºС

При борьбе с пожаром в этих помещениях необходимо неукоснительно соблюдать:

- правила открывания дверей и люков, ведущих в аварийное помещения;

- правила электробезопасности: не применять электропроводные огнетушащие вещества по электрооборудованию, находящегося под напряжением;

- правила использования воздушно–дыхательных аппаратов;

- правила использования вентиляции помещений, в которых ведется активная борьба с пожаром;

- правила локализации очага пожара на первоначальном этапе борьбы или при тушении методом выдержки или герметизации.

Пожары в жилых и служебных помещениях тушат огнетушителями, водой или воздушно–механической пеной. При невозможности доступа в горящее помещение из–за завалов или повреждений дверей и люков водяные и пенные струи для тушения пожара направлять через иллюминаторы, выбитые филенки дверей или через отверстия, вырезанные или пробитые для этой цели.

Основные задачи при борьбе с пожаром в жилой зоне: локализовать пожар на границах зоны задымления; спасти людей, отрезанных огнем; нарастить силы и средства тушения; организовать атаку и потушить пожар.

Для уменьшения риска лучше работать «двойками», то есть по два человека (оказывая помощь, друг другу); не входить в герметичные помещения, если они являются опасными (высокая температура, задымленность, возможность скопления горючих газов) без снаряжения пожарного; без страховки снаружи.

Рубежи обороны лучше вооружать в первую очередь на переборках класса В, а затем – на А, если будет достаточно сил пожаротушения.

В процессе борьбы с пожарами необходимо постоянно вести разведку зоны пожара и стараться отвоёвывать у пожара помещения, не охваченные огнем, путем перемещения рубежей обороны в эти помещения с одновременной их разгерметизацией для отвода горячего воздуха и дыма.

В задымленной зоне должна работать группа разведки очага пожара аварийной партии, её должна страховать другая группа разведки.

В небольшие помещения можно и не входить, а применять распыленную воду, направляя её в разные стороны и подволок. Если пламя распространяется внутри переборки, необходимо вскрыть переборку или пробить отверстия в зашивке выше места горения и вести ствол сверху. Кроме того, в небольших помещениях пожар можно потушить путем забрасывания углекислотных огнетушителей.

В жилых и служебных помещениях для тушения пожаров применять воду, пену, СО2. порошки и хладоны лучше не применять из-за малых размеров помещений.

Тушение пожаров на открытых палубах и надстройках

При тушении пожаров на открытых палубах и надстройках необходимо:

- если позволяет обстановка, развернуть судно так, чтобы огонь относило за борт;

- использовать сплошные водяные струи, сосредоточив максимальное их количество, воду подавать на очаг пожара с наветренной стороны;

- ограничивать распространение пожара водой в сторону палубных конструкций, шлюпок, инвентаря;

- предотвратить распространение пожара под грузовую палубу в трюмы и танки путем подачи в них огнетушащих веществ (СО2, N2, инертных, дымовых газов);

- включить систему водяной защиты, если она есть на судне;

- приступить или спустить шлюпки на воду, если им угрожает пожар.

Для тушения таких пожаров очень эффективна подача воды или пены из лафетных стволов.

При пожаре разлившихся на верхней палубе нефтепродуктов необходимо прекратить все виды грузовых и балластных операций, а также мойку и дегазацию танков и использовать водяные струи для тушения горящих нефтепродуктов и смыва их за борт. Воду и пену подавать под наименьшим углом к палубе на переднюю кромку горящего материала. Пеной покрывать горящий материал полностью без разрывов.


Пожары электрических машин, аппаратов и сетей происходят в результате проявления теплового действия электрического тока в условиях, благоприятных для воспламенения горючих материалов. К горючим материалам электроустановок относятся твердые и жидкие изоляционные материалы. Основные причины пожаров в электроустановках: перегрузка по току, короткое замыкание, большие переходные сопротивления в электрических сетях, электрическая дуга или искрение.

Перегрузкой по току называется такое явление, при котором в электрической сети, обмотках электрических машин, приборах и аппаратах возникают токовые нагрузки, превышающие длительно- допустимые. В этих случаях происходит перегрузка проводов, они не успевают отдавать тепло, выделяемое возросшим током, в окружающую среду. В результате провода перегреваются, изоляция разрушается, что иногда приводит к ее воспламенению. Перегрузка оказывает наиболее сильное влияние на контакты и места соединения проводов. В этих местах, как правило, и происходит воспламенение изоляции.

Наиболее частой причиной, вызывающей перегрузку электрических сетей, является включение в сеть не предусмотренных расчетом токоприемников, особенно электронагревательных приборов.

Перегрузка электродвигателей чаще всего возникает либо из-за неправильного выбора двигателя для заданного рабочего механизма, либо вследствие недосмотра обслуживающего персонала, либо ненормального режима работы механизма, приводимого двигателем. Часто токовая перегрузка обмоток трехфазных двигателей возникает при работе последних на двух фазах, т. е. когда во время работы двигателя происходит, обрыв одной из фаз.

Причиной перегрузки электродвигателей может быть также заедание вала двигателя вследствие недостаточного количества или отсутствия смазки. При этом подшипники разогреваются и расширяются, и ротор электродвигателя может остановиться. Если после остановки двигатель не будет отключен от питания, то почти вся электрическая энергия, поступившая в обмотки двигателя, превратится в тепло и произойдет воспламенение изоляции обмоток.

Тушение пожаров в электроустановках. Электробезопасность при тушении пожаров в электроустановках

При тушении пожаров в электроустановках возникает опасность поражения человека электрическим током. Особенно это касается электроустановок, находящихся под напряжением. Поражение электрическим током может наступить в результате непосредственного прикосновения человека к токоведущим частям, находящимся под напряжением, или попадание под напряжение шага.


Однако, наиболее вероятным случаем поражения является тот, при котором в процессе тушения пожара струя воды (или другого огнетушащего средства) достигает частей электроустановки, находящихся под напряжением. При этом по телу человека пойдёт ток, значение которого зависит от сопротивления огнетушащего средства, сопротивления тела человека, сопротивлением между телом человека и землёй, сопротивлением пожарных рукавов и сопротивления между рукавами и землёй.


При всех равных условиях значение этого тока в основном будет зависеть от сопротивления струи.


При тушении пожаров в электроустановках возможны также случайные прикосновения людей, осуществляющих тушение, к токоведущим частям электроустановки, находящимся под напряжением (двухполюсные и однополюсные прикосновения), а также возможны аварийные режимы, при которых корпуса электроустановок могут оказаться под напряжением.


Для безопасного выполнения работ, связанных с тушением пожаров в электроустановках, необходимо выполнять следующее:


1. На тушение пожара должно выдаваться распоряжение старшим в смене лицом (на ГЭС – начальником смены станции).


2. Тушение пожара должно осуществляться не менее чем двумя лицами.


3. До начала тушения пожара должны быть выполнены необходимые технические и организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность производства работ.


В соответствии с действующими «Правилами пожарной безопасности для энергетических предприятий» (ППБэ) напряжение с электроустановки должно отключаться и только после этого разрешается допуск пожарных для тушения пожаров.


Разрешается тушение пожаров в электроустановках, находящихся под напряжением до 0,4 кВ, так как во многих случаях оборудование электрических станций и подстанций, находящееся под напряжением до 0,4 кВ, не может быть отключено по условиям технологии производства и в процессе ликвидации пожара. (Зачастую невозможно снять полностью напряжение переменного и постоянного тока с цепей вторичной коммутации из-за недопустимости потери управления оборудованием, что может привести к тяжёлым последствиям для технологии энергетического производства и режима работы энергосистемы).

Как правило, основное электрическое оборудование (генераторы, трансформаторы, реакторы) и кабельное хозяйство оснащены установками автоматического пожаротушения (водяного, пенного и др.), которые запускаются при пожаре после автоматического отключения оборудования от сети.

Оборудование, не защищенное автоматическими установками пожаротушения, допускается тушить с использованием имеющихся в наличии огнетушащих средств с принятием необходимых мер безопасности лицами, принимающими участие в тушении.

Для помещений электроустановок напряжением до 0,4 кВ, которое не может быть обесточено при пожаре, разрабатываются (заранее) оперативные карточки действий при пожаре. В них указывается:

  1. расположение не обесточенного оборудования;
  2. необходимые операции по отключению энергетического оборудования, находящегося в зоне пожара;
  3. места размещения заземляющих устройств, защитных средств и средств пожаротушения;
  4. возможные маршруты движения боевых расчётов к месту пожара.

Пожары на оборудовании, находящемся под напряжением до 0,4 кВ, допускается тушить только распылёнными струями воды, подаваемой из ручных стволов с расстояния не менее5 метров. Тушение компактными струями воды не допускается.

При тушении пожара воздушно–механической пеной с объёмным заполнением помещения необходимо осуществлять заземление пеногенераторов и насосов пожарных автомобилей. Водитель пожарного автомобиля должен работать в диэлектрических перчатках и ботах.


При тушении пожара огнетушителями необходимо соблюдать безопасные расстояния, указанные в таблице.

Тушение электрооборудования пенными огнетушителями не допускается.

Таблица 1 Виды огнетушителей, применяемые для тушения оборудования, находящегося под напряжением

Напряжение, кВ Безопасное расстояние до электроустановки, м Вид огнетушителей
до 10 не менее 1 углекислотные
до 1 –«»– порошковые
до 0,4 –«»– хладоновые

При тушении электроустановок распыленными струями воды необходимо:

  1. работать со средствами пожаротушения в диэлектрических перчатках и ботах, а при задымлении дополнительно применять средства индивидуальной защиты органов дыхания;
  2. находиться на безопасном расстоянии до электроустановок;
  3. заземлить пожарный ствол и насос пожарного автомобиля.

Личному составу пожарных подразделений ГПС МЧС России, ведомственной пожарной охраны и эксплуатационному персоналу, обслуживающему электроустановки, запрещается:

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

Основными причинами пожаров и взрывов на судах являются:

  • нарушение правил эксплуатации технических средств судна,
  • нарушение правил обеспечения пожаро- и взрывобезопасности,
  • конструктивные недостатки технических средств,
  • эксплуатационные повреждения.

Самовозгорание веществ и материалов при протекании окислительного процесса (самовозгорание рыбной муки, угля, хлопка в кипах при попадании на них различных масел).

Самовозгорание веществ и материалов при попадании горючего вещества на поверхности, нагретые выше температуры воспламенения этих веществ.

Экзотермические реакции химических веществ охватывают:

  • вещества, самовозгорающиеся от воздействия на них воздуха (растительные масла и животные жиры, нанесенные тонким слоем на волокнистые и порошкообразные материалы; желтый фосфор; цинковая и алюминиевая пыль; сажа; порошок эбонита; каменные и бурые угли и т.п.);
  • вещества, вызывающие горение при взаимодействии с водой (калий, натрий, рубидий, цезий, карбид кальция, карбиды щелочных металлов, гидриды щелочных и щелочноземельных металлов, фосфористые кальций и натрий, негашеная известь и др.);
  • вещества, способные самовозгораться при повышении температуры окружающего воздуха (50° С и выше) и в результате внешнего нагрева (пленки нитролаков, порох, растительные полувысыхающие масла и приготовленные из них олифы, скипидар и др.);
  • вещества, самовозгорающиеся при их смешивании (газообразные, жидкие и твердые окислители);
  • вещества, способные разлагаться с воспламенением или взрывом при нагревании, ударе, сжатии и тому подобных действиях (ВВ, селитра, перекиси, Гидроперекиси, ацетилен и др.);
  • сжатый кислород вызывает самовозгорание минеральных масел, которые не самовозгораются в кислороде при нормальном давлении;
  • ацетилен, водород, метан и этилен в смеси с хлором самовозгораются на дневном свету;
  • бумага, ветошь или вата, смоченные в скипидаре, самовозгораются в хлоре;
  • азотная кислота, разлагаясь, выделяет кислород, поэтому является сильным окислителем, способным вызывать самовозгорание ряда веществ (льна, хлопка, древесных опилок и стружки);

Нарушение режимов работы, правил эксплуатации, а также аварии и поломки котельных, машинных (паротурбинных, газотурбинных, дизельных, компрессорных и др.) установок и обслуживающих их систем.

Эти причины способствуют образованию в отсеке (помещении) токсичных газов и пара, что создает пожароопасную и взрывоопасную обстановку.

Пример 1. При взрыве котла происходит мгновенное испарение нагретой свыше 100° С и находящейся под давлением воды. Это приводит к образованию огромного количества пара (1 л. воды - 1700 л. пара), что может вызвать большие разрушения.

60 литров воды, находящейся в котле под давлением 0.5 МПа, эквивалентны при испарении действию взрыва 1 кг пороха.

Чем больше воды в котле и выше ее параметры, тем опаснее взрыв котла.

Пример 2. Температура сальников маневрового устройства может достигать 290° С, а фланца 400°С. Попавшее на такие поверхности турбинное масло быстро испаряется и воспламеняется, так как температура его вспышки равна 184°С, а нижний температурный предел воспламенения 148°С.

Пример 3. Для двигателей внутреннего сгорания опасен взрыв масляных паров в картере, так как он сопровождается выбросом пламени и горючих газов, что может привести к пожару в машинном отделении.

Пример 4. Раскаленные продукты горения, которые образуются при работе котлов, двигателей внутреннего сгорания и газовых турбин имеют температуру 600-1100° С. При наличии щелей, прогаров и других неплотностей в топках, газоотводах и камерах сгорания выходящие их них продукты горения являются мощным источником воспламенения.

Попадание топлива или масел на раскаленные части механизмов - выхлопные коллекторы дизелей, детали турбин и паропроводов пара высоких параметров, являются причинами возникновения пожара.

Взрыв в системах и механизмах высокого давления. Если в трубопроводе или механизме высокого давления образовалась горючая смесь, то, несмотря на холодные стенки емкости, ее воспламенение возможно в результате адиабатического сжатия, при котором температура смеси резко повышается, скорость тепловыделения превосходит скорость теплоотвода и возникает прогрессивный саморазогрев - воспламенение.

Такое воспламенение (взрыв) - характерно для судовых компрессоров и трубопроводов высокого давления при их неправильной эксплуатации. Горючая смесь в цилиндрах компрессоров и воздушных трубопроводах образуется при попадании в них смазочного масла. Образование паров масла и продуктов его разложения связано с наличием высоких температур, появляющихся при адиабатическом сжатии воздуха.

Наиболее благоприятные для взрыва условия создаются в нагнетательном трубопроводе компрессора, где концентрация горючих веществ в воздухе является наибольшей. Самыми взрывоопасными являются участки трубопроводов от компрессора до воздухозаборника и сам воздухозаборник (воздушная колонка-распределитель). Взрывы чаще всего происходят при работе компрессора на повышенных давлениях, а также в момент их остановки, когда образуются самые благоприятные условия для самовозгорания масляных отложений из-за уменьшения теплоотвода при снижении скорости движения воздуха.

Разогрев тел от трения. При взаимном перемещении разогрев зависит от состояния поверхностей трущихся тел, качества их смазки, давления тел друг на друга и условий отвода теплоты в окружающую среду. Основными причинами недопустимого нагрева тел (подшипников и др.) от трения являются плохая смазка и нарушение режима охлаждения.

Неисправность электроустановок, нарушение требований по установке судового электрооборудования и правил его эксплуатации, являются причинами пожаров.

Пожарная опасность электрооборудования характеризуется:

  • искрением и электрической дугой;
  • способностью образовывать в момент короткого замыкания расплавленные частицы металла;
  • способностью кабелей и проводов в аварийных ситуациях (при коротком замыкании, перегрузках) перегреваться до температуры воспламенения собственной изоляции с последующим загоранием окружающих горючих веществ;
  • способностью изоляции распространять пламя при зажигании от посторонних источников;

В среднем по всем помещениям судна электрооборудование вызывает около 16% пожаров, в МКО - до 70% пожаров. Важно отметить, что кабельные трассы, проходящие по всем отсекам и помещениям судна, способствуют распространению пожара между помещениями, Так, 75% из происходящих пожаров на судах приходится на пожары, при которых горели кабельные трассы.

Искрение и электрическая дуга - наиболее распространенные причины возгорания. От электрической дуги зажигаются практически все горючие вещества в результате непосредственного действия от ее светового излучения или от брызг расплавленного металла. Температура электрической дуги может составлять 1500-4000° С. Электрическая дуга возникает, как правило, при коротком замыкании, а также при работе электросварочных аппаратов.

Основной причиной короткого замыкания в электроэнергетических системах судов является нарушение изоляции токоведущих частей в процессе эксплуатации из-за теплового старения изоляционных материалов, перенапряжения сети, механических повреждений и воздействия агрессивной окружающей среды.

Перегрузка электросети возникает при подключении к сети потребителей, номинальный ток которых превышает допустимый по условиям перегрева. Перегрузка приводит к нагреву мест соединений кабелей и на контактах. Наиболее частой причиной перегрузки участков кабельной электрической сети является включение нештатных электронагревательных приборов.

Тепловая перегрузка электрических машин возникает из-за неисправности защитной аппаратуры при неноминальных режимах, которые могут быть вызваны неисправностью насосов, компрессоров, вентиляторов и т.д.

Довольно распространенной причиной пожаров в жилых помещениях судов являются возгорания от бытовых электрических приборов и светильников. Температура спирали открытых нагревательных приборов достигает 800° С, а поверхности закрытых элементов 550°С. Температура подошвы утюга может повышаться до 500° С. Стоваттная лампочка, обернутая хлопчатобумажной тканью (или при непосредственном контакте с деревом, бумагой), через 5 минут после включения нагревается до 340° С, после чего ткань начинает тлеть.

При неисправностях пускорегулирующей аппаратуры люминесцентных ламп лампа может нагреваться до 200° С, а дроссель до 120° С.

Проведение газо - и электросварочных работ.

Во время эксплуатации судна все работы, связанные с применением открытого огня, можно выполнять только с письменного разрешения капитана по представлению старшего механика и под его личным руководством.

Работы с применением электро- и газосварки должны производиться в специально оборудованных помещениях, одобренных пожарной инспекцией и классификационными обществами. К выполнению работ может допускаться только специалист, имеющий квалификационное свидетельство (сертификат) сварщика.

Сварочные работы в судовых помещениях (отсеках, цистернах, котлах и т.п.) можно выполнять только в случаях крайней необходимости по решению капитана с проведением необходимой подготовки, обеспечивающей их безопасность (удалить горючие материалы, оборудовать пожарный пост, выставить наблюдателей). Особую опасность представляют работы в закрытых емкостях.

Категорически запрещаются электрогазосварочные работы и пользование открытым огнем: при бункеровках; во время перегрузочных операций с огнеопасными грузами; в помещениях, где возможно образование взрывоопасных смесей (аккумуляторные, фонарные, малярные, шкиперские, кладовые сухих продуктов), в местах промывки деталей механизмов, вблизи вскрываемых цистерн для хранения нефтепродуктов.

Попадание капель металла на горючую поверхность или во взрывоопасную атмосферу могут привести к пожару.

Искры от удара твердых тел. Искры образуются при достаточной силе удара и представляют собой раскаленную до свечения частичку металла размером 0,1-0,5 мм. Такие искры могут образовываться при интенсивном истирании металлов и других твердых тел. Несмотря на довольно высокую температуру (1200-1600° С), такие искры не являются мощным источником воспламенения из-за малого запаса тепловой энергии и незначительной продолжительности существования, исчисляемой долями секунды. Поэтому большей опасностью обладают не летящие искры, а неподвижные, которые после высечения падают на какое-либо препятствие. Неподвижные искры, попавшие на поверхность волокнистых материалов, вызывают очаги тления с последующим образованием пламени.

Искры в условиях судна образуются:

  • от ударов стальными инструментами;
  • при ударах быстровращающихся механизмов о неподвижные части машин (например, в судовых вентиляторах);
  • при попадании кусочков металла в такие машины;
  • во время аварии с поломкой быстродвижущихся деталей или с разрывом корпуса аппарата, трубопровода и т.д.

Искры, как результат теплового проявления химической энергии , представляют собой твердые раскаленные частицы, образующиеся при неполном сгорании твердых веществ. Температура таких искр достаточно высока и находится в пределах 600-800° С, то есть больше температуры самовозгорания почти всех горючих веществ. Но запас их тепловой энергии является небольшим из-за малых размеров искр. Поэтому искры способны воспламенять только достаточно подготовленные к горению вещества (газо- и паровоздушные смеси, осевшую пыль, волокнистые материалы и т.п.).

Образование смеси паров нефтепродуктов с воздухом в концентрациях, опасных в пожарном отношении. Любая горючая жидкость с температурой вспышки выше 60° С может стать легковоспламеняющейся при нагревании ее до определенной температуры. Теоретически этой температурой является нижний предел воспламенения, а практически эту величину следует уменьшить на 10-15° С. Например, нижний предел воспламенения дизельного топлива марки ДС равен 76° С, но уже при температуре 61-66° С ее следует считать легковоспламеняющейся.

Наибольшую опасность представляют собой легкие виды топлив - бензин, керосин. Бензин обладает высокой испаряемостью, зависящей от температуры и площади разлива. Установлено, что в 1 м 3 находящегося в резервуаре воздуха, насыщенного парами бензина, при 20° С и атмосферном давлении содержится около 1 кг испарившегося бензина. Из канистры емкостью 10 л за сутки через открытую пробку испаряется 1,5 кг бензина, из бочки емкостью 200 л - 6 кг. Для емкости в 250 л достаточно 11-15 г бензина для образования взрывоопасной смеси. Температура пламени бензина 1100-1300° С, максимальное давление взрыва достигает 1 МПа (10кгс/см 2 ).

В условиях судна накопление зарядов статистического электричества имеет место в случаях:

  • налива диэлектрической жидкости в емкость падающей струей;
  • движения диэлектрических жидкостей по металлическим и пластмассовым трубам и резиновым шлангам;
  • наличие свободных поверхностей диэлектрических жидкостей в емкостях;
  • при выходе из малых отверстий и сопл сжиженных и сжатых газов;
  • при движении пылевоздушных смесей в трубах вентиляции.

Недоброкачественный ремонт двигателей, насосов и других пожароопасных механизмов может привести к пожару.

Неосторожное обращение с огнем. Открытый огонь появляется при курении, использовании факелов и паяльных ламп, выбросе пламени из топок паровых котлов, при работе газо- и электросварочных аппаратов и т.д. Почти все горючие вещества воспламеняются от открытого огня, так как температура при пламенном горении достаточно высока.

  • пламя спички имеет температуру 750-860° С,
  • тлеющая папироса 700-750° С,
  • пламя бензиновой зажигалки 1200-1300° С.

Воспламенение горючих жидкостей и газов. На судах хранится большое количество горючих жидкостей: топливо для главных и вспомогательных дизелей, смазочные материалы; спирт, бензин и керосин для технических целей; лакокрасочные материалы и растворители. Широко применяемые в современных дизелях тяжелые топлива требуют многоступенчатого подогрева, что способствует испарению легких фракций. Значительную часть горючих жидкостей хранят в специально оборудованных цистернах, некоторые виды хранят в переносных емкостях -бочках, бидонах, банках. При нагреве от источника теплоты горючие жидкости могут воспламеняться, а при определенных условиях — стать причиной взрыва.

Воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 43° С должны храниться в вентилируемых кладовых в специально оборудованных цистернах или металлических банках с плотными крышками.

Все утечки нефтепродуктов необходимо устранять немедленно во избежание их попадания на нагретые поверхности механизмов. Подогрев нефтепродуктов в открытых цистернах допускается до температуры на 15° С ниже температуры вспышки. В качестве бункерного топлива на суда можно принимать топливо с температурой вспышки не ниже 61° С.

Несоблюдение противопожарного режима в машинных помещениях. Из всех судовых пожаров 25% приходятся на машинные помещения. В первые же минуты пожара создается сильное задымление и развивается высокая температура, поднимаются раскаленные газы — все это перекрывает многие двери и трапы в машинном помещении и создает значительные трудности в ликвидации пожара.

Для предупреждения пожаров в машинных помещениях необходимо строго выполнять следующие мероприятия:

  • содержать в исправности и регулярно очищать дымоходы котлов, выпускной тракт дизеля, утилизационные котлы;
  • промасленную ветошь хранить в металлическом ящике и удалять каждую вахту, сжигать ее в топке котла запрещается;
  • все нагревающиеся части механизмов окрашивать негорючей краской;
  • своевременно осушать льяла и не допускать скапливания нефтепродуктов под плитами;
  • немедленно устранять все утечки и переливы нефтепродуктов;
  • запрещается хранить легковоспламеняющиеся нефтепродукты, краски и лаки;
  • все деревянные и другие горючие материалы, входящие в комплект машинного аварийного имущества, должны быть пропитаны огнестойкими составами.

Нарушение установленного режима курения. Горящая сигарета имеет температуру около 700 -750° С, что достаточно для воспламенения многих горючих материалов и особенно воспламеняющихся жидкостей.

На сухогрузном судне курение разрешено в каютах только при наличии пепельниц, курение в постели всегда чревато опасностью и поэтому должно быть исключено. На танкере курение разрешается в специальных помещениях, установленных приказом по судну. На химовозе не только курение, но и хранение спичек и табака разрешено только в специальном помещении. На газовозе курение запрещено полностью.

Запрещается курение на открытых палубах во время бункеровки и при перегрузочных операциях с воспламеняющимися и взрывоопасными грузами. Запрещается курение в машинных помещениях, в трюмах судна и кладовых, где хранятся горючие вещества. В иностранных портах курение на судне регламентируется портовыми правилами, о чем экипаж должен быть оповещен до захода в порт. Небрежность при курении - причина многих пожаров на судах.

Особенности пожара на судне. Пожар в судовых условиях быстро распространяется и очень тяжело локализуется, чему способствуют следующие факторы:

  • наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, создающих неконтролируемые газовые и воздушные потоки, переносящие теплоту по судовым помещениям;
  • наличие большого количества горючих материалов и металлических конструкций, нагревающихся до высоких температур;
  • быстрое распространение по судовым помещениям дымовых газов, содержащих высокотоксичные вещества, что затрудняет действия экипажа по ликвидации пожара;
  • вероятность взрывов в судовых емкостях, хранящих воспламеняющиеся жидкости и сжатые газы;
  • большое количество электрооборудования и электрических цепей, обесточивание которых нарушает работу средств пожаротушения;
  • ограниченные возможности применения водотушения из-за опасности потери остойчивости судна;
  • загроможденность судовых помещений, создающая дополнительные трудности при тушении пожара.

Пожар на судне быстро распространяется и часто приводит к тяжелым последствиям. 20% пожаров заканчиваются гибелью судна или его полным конструктивным разрушением.

Литература

Безопасность жизнедеятельности и выживание на море – Колегаев М.А. Иванов Б.Н. Басанец Н.Г. [2008]

1. СПОСОБЫ ЛИЧНОГО ВЫЖИВАНИЯ
1. Источники риска и опасностей на море, аварийный четырехугольник.
2. Возможные виды чрезвычайных ситуаций и аварийных случаев, их последствия.
3. Назначение, устройство, работа: АРБ, PJ10, УКВ.
4. Классификация устройств, позволяющих определить местонахождение аварийного судна, спасательной шлюпки и плота на море.
5. Сигнальные и дополнительные средства снабжения спасательных шлюпок и плотов: назначение и применение.
6. Классификация (типы) спасательных средств имеющихся на судах и их назначение.
7. Назначение, использование оборудования и снабжения спасательных шлюпок.
8. Назначение, использование оборудования и снабжения спасательных плотов.
9. Дежурные шлюпки: назначение, классификация, устройство, требования к ним Кодекса JICA.
10. Спасательные шлюпки: назначение, классификация, устройство и требования к ним Кодекса ЛСА.
11. Спасательные плоты: назначение, классификация, устройство и требования к ним Кодекса ЛСА.
12. Спасательные жилеты: назначение, устройство, порядок надевания и использования, требования к ним Кодекса ЛСА.
13. Гидрокостюмы: назначение, устройство, порядок надевания и использования, требования к ним Кодекса ЛСА. Особенности защитных костюмов.
14. Теплозащитные средства: назначение, устройство, применение, требования к ним Кодекса ЛСА.
15. Спасательные круги: назначение, устройство, требования к ним Кодекса ЛСА.
16. Сигнальные буи БС-2 и БСД-М: назначение, устройство, применение, меры безопасности.
17. Когда возникает необходимость оставления судна. Три основные заповеди на случай вынужденного оставления судна.
18. Порядок сбора людей и посадки их в спасательные шлюпки и плоты.
19. Правила прыжка с судна в воду в спасательных средствах и без них. Предпринимаемые действия при нахождении в воде.
20. Правила поведения людей на спасательной шлюпке и плоту.
21. Основные опасности, угрожающие терпящим бедствие.
22. Сохранение человеческой жизни в спасательном средстве. (Предпринимаемые действия).
23. Порядок спуска спасательных плотов на воду и посадка людей в них с палубы и с воды.
24. Переворачивание плота при надетом спасательном жилете и посадка в него из воды.
25. Использование плавучего якоря и плавучего кольца на спасательном плоту, СШ.
26. Особенности сбрасываемых спасательных шлюпок и поведения людей в них.
27. Спуско-подъемные устройства (СПУ) шлюпок и плотов: назначение, основные элементы, способы спуска и подъема шлюпок и плотов.
28. Организация оставления судна на спасательных средствах, (подготовка к спуску СШ, посадка в СШ, спуск СШ)
2. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И БОРЬБА С ПОЖАРОМ
1. Дать определение пожара. Составляющие пожара и взрыва - пожарный треугольник и тетраэдр.
2. Типы и источники воспламенения, пути распространения пожара. Опасные факторы пожара.
3. Классификация пожаров и применяемых огнетушащих веществ.
4. Причины и признаки пожаров на судах. Предупредительные противопожарные мероприятия на судах.
5. Цели противопожарной безопасности на судах.
6. Что понимается под конструктивной противопожарной защитой судов.
7. Перекрытия классов "А","В","С", их маркировка.
8. Что понимается под активной противопожарной защитой судов.
9. Назначение и принцип действия системы сигнализации обнаружения пожара и дыма.
10. Стационарная^стема водяного пожаротушения: назначение, устройство, применение.
11. Спринклерная система пожаротушения и сигнализации: назначение, устройство, применение.
12. Стационарная система объемного пожаротушения воздушно-механической пеной высокой кратности: назначение, устройство, применение.
13. Палубная система пожаротушения воздушно-механической пеной средней и низкой кратности танкеров: назначение, устройство, применение.
14. Стационарная система углекислотного пожаротушения: назначение, устройство, применение.
15. Стационарная система инертных газов: назначение, устройство, применение.
16. Стационарная система порошкового пожаротушения: назначение, устройство, применение.
17. Противопожарное снабжение судов: комплект предметов, их назначение и хранение на судах. Снаряжение пожарного.
18. Организация борьбы с пожаром на судах: схемы противопожарной защиты; аварийные подразделения, их посты, оснащение и документация. Расписание по тревогам.
19. Порядок подачи сигнала о пожаре на судне, на переходе, в порту, на нефтетерминале.
20. Назначение и состав комплекта снаряжения пожарного, порядок хранения комплектов на судах.
21. Типовой стандарт действия экипажа при пожаре на судне, сигнал тревоги и применяемая судовая документация.
22. Назначение, виды огнетушителей и их применение.
23. Назначение, устройство и применение аппаратов АСВ-2, АП-96, ИВА-24М, ELSA. Меры безопасности.
24. Боевая проверка автономных дыхательных аппаратов.
25. Действия по спасению человека из задымленного помещения.
26. Дать характеристику основным огнегасительным веществам. Достоинства и недостатки.
27. Причины пожаров в жилых и служебных помещениях. Тактика их тушения в этих помещениях.
28. Основные причины пожаров электро- и радиооборудования и тактика их тушения. Меры безопасности.
29. Основные причины пожаров в машинных отделениях судов и тактика их тушения. Меры безопасности.
30. Назначение, конструкция переносных огнетушителей (водные, пенные, углекислотные, порошковые).
31. Методы и способы борьбы с пожаром.
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
1. Дать определение экипажа, на основании каких документов он формируется и его примерный состав.
2. Судовая документация, определяющая обязанности и действия членов экипажа при повседневной жизни. Повседневная организация на судне. Обязанности матроса.
3. Выполнение основных операций на судне в соответствии с "Листами безопасности" (чек-листами). Столкновение, посадка на мель, пожар, затопление, оставление судна, розливы.
4. Назначение, состав аварийной организации на судне действий членов аварийной организации при ЧАС.
5. Назначение, примерный состав и обязанности ходой и стояночной вахты.
6. Судовая документация, определяющая обязанности и действия членов экипажа в чрезвычайных ситуациях. Расписание по тревогам.
7. Сигналы судовых тревог, кто их объявляет и в каких случаях.
8. Какие обозначения имеются на бортах, палубе и в машинном отделении судна и что по ним можно определить.
9. Маркировка судовых закрытий: опасных помещений, водогазонепроницаемых и противопожарных закрытий вентиляции.
10. Порядок входа в закрытые помещения и спасение из замкнутого пространства.
11. Какие знаки безопасности предусмотрены на судах, их назначение и применение.
12. Какими средствами и снаряжением личной безопасности обеспечиваются члены экипажа и правила их применения.
13. Предотвращение загрязнения окружающей среды. Виды загрязнений с судов и ответственность членов экипажа за загрязнение, последствия загрязнения с судов.
14. Использование оборудования для предотвращение загрязнения окружающей среды.
15. Правила предотвращения загрязнения и условия сброса в море льяльных, нефтяных, балластных вод, мусора.
16. Система подготовки экипажа к действиям в ЧС на берегу и судне.
17. Комплекс мер по обеспечению непотопляемости судна.
18. Аварийное снабжение судна и аварийные посты.
19. Виды нарушений водонепроницаемости корпуса судна по размерам пробоин.
20. Признаки поступления забортной воды внутрь корпуса судна и действия члена экипажа обнаружившего водотечность.
21. Постановка цементного ящика на пробоину в корпусе судна.
22. Судовые инструкции по действиям в чрезвычайных ситуациях с людьми на борту.
23. Знание путей эвакуации, систем внутрисудовой связи и аварийно-предупредительной эвакуации.
24. Техника безопасности при выполнении палубных работ.
25. Техника безопасности при обслуживании средств судовождения и связи.

Другие материалы по теме:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Навигация

Объявления

Нужна курсовая, диплом?!

Пожар на танкере в открытом море

В мировой практике пожары подразделяются на 4 класса (в зависи­мости от вида горящего вещества) - А, В, С, D - и имеют свои предпочтительные методы тушения.

Класс А - пожары, вызванные горением воспламеняющихся твердых углеродистых веществ (дерево, бумага, ткани, пластмасса, резина).

Наиболее эффективно такие пожары тушатся водой, но возможно применение пены и порошка. Углеродистые материалы, сгорая, сохраняют свой жар, который может повторно воспламениться. После тушения необходимо обязательно наблюдать, во избежание повторного воспламене­ния из-за тления.

Класс В - пожары, вызванные горением воспламеняющейся жидкости (бензин, дизтопливо, пищевое масло).Наиболее эффективны мелко­распыленная вода, порошки, углекислый газ СО,. Большинство горючих жидкостей плавают на поверхности воды, поэтому при их тушении надо быть осторожными, во избежание разбрызгивания и переполнения емкости с горящей жидкостью.

Предпочтительные методы - вытеснение кислорода одним из способов:

- газ, вытесняющий Оу Применение стационарных газовых установок;

- пена (мыльная вода) - пена, плавая, образовывает покрывало.

Класс С - пожары, вызванные горением горючих газов под давлением, необходимо тушить только после перекрытия крана. Если же это из-за повреждения крана невозможно, то надо использовать большое количество разбрызганной воды (в виде брызг) для охлаждения газовых баллонов и окружающих предметов, пока газ не потухнет. Вода может быть применена как для защиты персонала, так и для изменения направления пламени до 90 градусов.

Класс D - пожары, вызванные горением горючих металлов (натрия, калия, магния, титана, алюминия и др.). Наиболее эффективным средством тушения таких пожаров являются теплогасящие порошки специального назначения.

Класс Е - пожары, вызванные неисправностями электрооборудования (короткое замыкание, дуга, перегрузки) и нарушениями правил тех­нической эксплуатации электроустановок. При тушении необходимо (по возможности) обесточить питающую цепь. Но независимо от того, обесточена цепь или нет, при тушении пожара нужно использовать только вещества, не проводящие электрический ток, такие как огнетушащий порошок, углекислота, хладон. При этом нужно помнить, что после применения огнетушащего порошка электроустановку тяжело привести в рабочее состояние.

Важным обстоятельством для руководителя является полная и обстоятельная информация о пожаре - где и что горит.

Применение большого количества огнегасящего вещества (например, воды) может ухудшить ситуацию до критической (крен судна). Часто бывает необходимо только перекрыть доступ воздуха или поступление горючего вещества и ситуация становится подконтрольной.

Схема пожаров и способы их устранения

Схема пожаров и способы их устранения

В противопожарном деле мелочей нет. Здесь могут стать роковыми любые недооценки, просчеты и незнания того, что мы должны знать и выполнять в повседневной работе.

Все это достигается путем регулярных тренировок на своем судне и прохождения практического обучения на УТС и БЦ каждым моряком.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: