Кто из римлян учредил принципат как форму государственного управления

Обновлено: 01.05.2024

Государственный строй принципата представлял переходный тип — своего рода диархию, двоевластие. Власть была юридически и фактически поделена между императором-принцепсом (полномочия и роль в государстве которого возрастали от десятилетия к десятилетию) и республиканскими учреждениями — Сенатом и народными собраниями (полномочия и деятельность которых постепенно сокращались). Номинально все республиканские институты продолжали существовать, но их взаимоотношения и правовой статус настолько изменились, что облик нового строя определялся уже не ими.

1. Основные государственные полномочия были в руках императора (принцепса, августа). Эти полномочия были совокупностью важнейших старых республиканских магистратур, но некоторые были заново сконструированы в правовом отношении. Императору принадлежали трибунская власть (хотя и Август, и его ближайшие преемники были в основном патриции), проконсульская власть над провинциями (военная, гражданская и юрисдикция), права главного понтифика. В качестве princepsa (первого сенатора) он определял ход обсуждений в Сенате. На него были возложены специальные управленческие функции по Риму (обеспечение продовольствием и т. д., хлебные раздачи). Со временем во власти принцепса сконцентрировались права, которые ранее вообще не были принадлежностью определенных институтов: право войны и мира, основания римских колоний, выдвижения кандидатов на выборы должностных лиц. Как обладающий особой властью — auctoritas, император единолично мог даровать права гражданства, по сути, действуя помимо законов. В конце I в. к правам императора были прибавлены цензорские полномочия, он стал «постоянным цензором» (невыборным), надзирателем нравов граждан.

Особа императора была признана священной и неприкосновенной; при Тиберии был издан специальный закон «о величии государства», согласно которому уважение величия римского народа переносилось на принцепса. При Домициане был принят титул «Бога и Господина» в отношении императора. Он имел особый дом (на Палатине), особый двор из прежних своих вольноотпущенников, причем полномочия их начали специализироваться и превращаться в государственные функции. Император располагал особой свитой из ликторов, носил специальную тогу, ему оказывались военные почести вне города.

Специальные прерогативы и новый объем власти императора основывались на цельном законе — lex de imperio, который Сенат издавал при восшествии нового принцепса. Согласно «закону о власти» Веспасиана (I в.), император получал право заключать договоры с кем хочет, делать, что сочтет нужным «в интересах государства, божественных и человеческих, а также частных дел»; приказанное императором «законно и обязательно, как если бы все это было сделано по приказанию народа или плебса». За выполнение приказа или распоряжения принцепса даже вопреки законам республики любые лица освобождались от ответственности — т. е. для указов императора признавалось безусловное правовое верховенство. Хотя вначале собственно законодательная власть не входила в полномочия императора.

Власть императора не была наследственной (это важнейшее, что ее отличает от классической монархии). Преемника определял, как правило, сам император, предоставляя ему отдельные права и получая на это санкцию Сената. Потом Сенат только санкционировал в общей форме восшествие нового правителя и узаконивал власть через «закон о власти».

2. Институты старой республики частью стали вырождаться, частью потеряли прежний статус. Народные собрания всех видов практически перестали созываться (впрочем, это характерно уже для сер. I в. до н. э.), их полномочия перешли к Сенату. Последние центуриатные комиции собирались по вопросу законодательства в 96 г., по выборам магистратов — около 117 г. Сенат количественно вырос — до 600 членов, сенаторы назначались императором, причем некоторые должности были сами по себе сенаторскими. При Августе Сенату был дан особый устав, согласно которому упорядочивалась его государственная деятельность: сенаторы обязывались собираться не менее двух раз в месяц, высказывание принцепса определяло ход обсуждений. Между 30 и 70 гг. Сенат потерял многие свои полномочия: внешнеполитические акты, соблюдение порядка в городе; патриции составляли в Сенате уже не более 12 %, а значительная часть мест замещалась назначенцами императора. Место законодательных актов заняли постепенно сенату с-консульты, которые с конца II в. стали только воспроизведением предложений (oratio) императора. Из республиканских магистратур большинство сохранилось только номинально: власть консулов предельно сократилась, число их порой доходило до 25 за год (в 189 г.), трибуны лишились права возражений и veto, только преторы сохранили свое значение в сфере юрисдикции и управления провинциями; к концу II в. эдилы и трибуны перестали назначаться, система прохождения магистратур упростилась.

Конец принципата

Конец принципата Диокл происходил из бедной семьи, а свое греческое имя получил, видимо, потому, что жил в Диоклее, деревушке на побережье в Иллирике. Он отличился, служа в армии при Аврелиане и Пробе, и, начав с простого солдата, ко времени смерти Кара дослужился до

ЭПОХА ПРИНЦИПАТА

ЭПОХА ПРИНЦИПАТА Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985.Ле БоэкЯ. Римская армия эпохи ранней империи. М., 1989.Машкин Н.А. Принципат Августа: происхождение и социальная сущность. М.; Л., 1949 (переизд. М., 2006).Межерицкий Я.Ю.

6. Идеологическая подготовка принципата.

6. Идеологическая подготовка принципата. Вопрос о социальной природе того строя или «режима», который был установлен Августом, т.е. принципата, нами уже рассматривался, правда, довольно бегло и в общей форме. Сейчас мы хотели бы подойти к проблеме принципата с несколько

СОЗДАНИЕ ПРИНЦИПАТА АВГУСТА

СОЗДАНИЕ ПРИНЦИПАТА АВГУСТА Не обладая, по собственному признанию, гением Юлия Цезаря, его наследник, однако, обладал несомненными талантами государственного строителя. Многолетнее правление Октавиана Августа стало не только временем закладки фундамента для Римской

Примечание I Легионы эпохи принципата

Примечание I Легионы эпохи принципата (Название): I Augusta (Germanica) -- (Период существования): конец I в. до н.э. - 70/71 г. -- (Место дислокации): Испания, Верхняя Германия (Mogontiacum) -- (Эмблема): козерог (?);I Italica -- 20.09.66 г.- IV в. -- Мезия (Novae) -- кабан;I Minervia -- 83 г. - 87 г. (?) или III в. -- Мезия или Германия

Государственная организация державы Маурьев

Государственная организация державы Маурьев В эпоху Маурьев индийская государственность, сохранив общие ведические традиции, значительно продвинулась по пути усиления монархии; древние институты родоплеменного самоуправления или исчезли, или переродились в новые,

Ранняя государственная организация

Ранняя государственная организация Организацию власти в ранний, так называемый царский период (VIII–VI вв. до н. э.) истории Рима еще нельзя назвать вполне государственной. В ней совмещались особый военно-родовой уклад, принявший систематическую форму благодаря особым

Государственная организация империи

Государственная организация империи Общеполитический процесс укрепления новой монархии закономерно отразился на формировании качественно новой государственной организации. Путями этого формирования стали, во-первых, многократное усиление политического и

Ранняя государственная организация

Ранняя государственная организация По своей внутренней организации Англосаксонское государство было в целом родственно варварским королевствам континентальной Европы: государственно-политические отношения сосредотачивались в институте королевской власти.

Государственная организация Флоренции

Государственная организация Флоренции Система власти во Флорентийской республике-коммуне была основана на сосуществовании самых разных учреждений и институтов — как по своему происхождению, так и по порядку образования. Строгого распределения полномочий между ними

Октавиан Август и установление принципата

Октавиан Август и установление принципата Герой битвы при Акции прекрасно понимал, что переход к открытой форме монархического режима будет пока опасен. Трагический пример заговора против Цезаря был весьма показателен. В широких слоях римского общества

Август Октавиан, римский император (63 г. до н.э.-14 г. н.э.). Август - почетное имя, присвоено сенатом в 27 г. до н.э. Гай Октавий - имя, данное при рождении. С 44 г. до н.э. известен как Гай Юлий Цезарь в соответствии с именем своего приемного отца. Для периода 44-27 гг. до н.э. в английской исторической науке принято называть его Октавианом, хотя он сам никогда не использовал имя Октавиан. Имя Август (греч. Севастос) в действительности носили все последующие императоры Рима, однако историки никогда не использовали это имя с целью выделить из них кого-либо особо.

Октавий родился в Риме 23 сентября 63 года до н.э. и происходил из состоятельного и уважаемого, однако замкнутого семейства из города Велитры, область Лаций. Его отец, Гай Октавий (ум. 58 г. до н.э.), первый член рода, ставший сенатором, в 61 году был претором и успешно управлял Македонией. Его мать, Атия, была дочерью Юлии, сестры великого Юлия Цезаря. И это родство определило карьеру Октавия. Цезарь выделял юного Октавия из числа своих родственников, возлагая на него особые надежды: он вручил ему знаки военных отличий при своем африканском триумфе, брал его с собой в испанскую кампанию 45 года, сделал патрицием и обеспечил его избрание понтификом. Наконец, из-за отсутствия законного сына, Цезарь в своем завещании объявил Октавия своим приемным сыном и наследником трех четвертей имущества.

Когда в 44 году произошло убийство Цезаря, Октавий получал образование в Аполлонии Иллирийской. Он отправился в Италию и, узнав, что стал сыном и наследником Цезаря, решил добиваться получения опасного наследства. Его позиции были очень слабы. Наследник Цезаря был замкнутым восемнадцатилетним юношей, без опыта и влиятельных связей. Антицезарианская партия отнеслась к нему с естественным подозрением, а признанный лидер цезарианцев, Марк Антоний, захватив деньги и архив Цезаря, ответил ему отказом. Имея в своем активе только факт усыновления Цезарем, Октавий незамедлительно присвоил себе имя Цезаря, раздал полагавшиеся народу, согласно завещанию Цезаря, деньги, причем из собственного кармана, и устроил за свой счет ludi Victoriae Caesaris (игры в честь побед Цезаря).

В то же время Октавиан старался снискать расположение Цицерона, который считал, что имеет возможность воспользоваться

юношей как средством в борьбе с Антонием, а затем сбросить его со счетов. Когда назрел разрыв между Антонием и сенатом, Октавиан нелегально собрал войско из трех тысяч ветеранов армии его приемного отца, а также сумел переманить на свою сторону два легиона Антония. Объявив войну Антонию, сенат по предложению Цицерона определил официальный статус Октавиана, сделав его сенатором и объявив imperium pro praetori; при этом сенат также обязал его помогать в ведении войны двум консулам, избранным в 43 году. Антоний был разбит у Мутины (Модена), однако оба консула погибли, и таким образом Октавиан оказался командующим всей победоносной армией. Он немедленно потребовал себе консульства и, когда сенат стал возражать, двинулся маршем на Рим. Он был избран консулом 19 августа 43 года вместе со своим дядей Квинтом Педием и исполнил свой первый долг перед приемным отцом тем, что вел закон о проскрипциях в отношении его убийц. Теперь наследник Цезаря мог вести переговоры на равных с Антонием, который объединил силы с Марком Эмилием Лепидом, правившим Галлией. Втроем они встретились в Бононии (Болонья) и приняли соглашение разделить между собой верховную власть. Они были провозглашены триумвирами с высшими полномочиями на срок с 27 ноября 43 года по 31 декабря 38 года. Триумвират — (от латинского tres — три и vir — муж, «союз трёх мужей») политическое соглашение, союз влиятельных политических деятелей и полководцев в Риме в период гражданских войн I века до нашей эры, направленный на захват государственной власти.

Образ правления, установленный Августом и в основных чертах сохранившийся до реформ Диоклетиана, а по другому мнению, до воцарения первого «солдатского императора» Септимия Севера (193 год н. э.), принято называть «принципатом» (лат. principātus, от princeps < *prīmocaps от prīmus «первый» и capere «брать» — председатель сената).

Суть принципата заключается в том, что самодержавная власть императоров, фактически основанная на контроле над армией и преторианской гвардией, которые набирались императором, оплачивались им и присягали его дому, юридически была оформлена, как сочетание республиканских магистратур и почестей, причём Август и его разумные преемники старательно избегали одиозных должностей царя, диктатора и не прибегали слишком часто к цензорской власти.

После 27 года до н. э. Августу и последующим императорам принадлежали следующие магистратуры и почести:

трибунская власть, potestas tribunnica (но не само звание народного трибуна, недоступное патрицию), важнейшая из прерогатив принцепса, по обладанию которой и считали годы правления, дававшая право интерцесии и делавшие особу императора неприкосновенной,

проконсульская власть, imperium proconsulare (с 19 года до н. э.), над императорскими провинциями, бывшая одновременно и гражданской и военной, то есть дававшая командование над большинством римских легионов,

верховная власть, imperium maius, следовавшая из факта многократного провозглашения принцепса войсками императором,

должность верховного понтифика, pontifex maximus (после смерти М. Эмилия Лепида в 12 году до н. э.), обеспечивающая контроль над отправлением культа,

многократно — консульство, что было необходимо для придания почёта этому утратившему реальную власть посту,

в 29 году до н. э., совместно с Агриппой, должность цензора, censor, позволившая Августу вычистить сенат,

звание принцепса сената, princeps senatus, то есть первого в списке сенаторов, позволявшее первым высказывать своё мнение на заседаниях сената, использовавшееся для обозначения императора в юридической литературе и давшее позднейшее название всему политическому строю,

звание Отца Отечества, Pater Patriae, теоретически делавшее всякого убийцу императора отцеубийцей,

слово Imperator в качесте личного имени, что не давало новых полномочий, но было почестью настолько высокой, что некоторые императоры от неё отказывались,

Cognomen «Цезарь» на месте бывшего родового имени «Юлий» (впрочем, последнее по-прежнему носили женщины императорского дома, как и проведённые лично императором законы), сделавшееся одним из главных титулов императора, а впоследствии — наследника престола,

Новое слово «Август» (Augustus — возвеличенный, увеличивающий блага, священный, по-гречески Σεβαστός), ставшее cognomen императора и главным императорским титулом,

кроме того, римлянами приносилась клятва на верность делам Августа.

При этом формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции, то есть народные собрания (до упразднения Тиберием), магистратуры. Но эти институты постепенно теряли прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность контролировались принцепсом. Реальная центральная власть была сосредоточена в руках императорского бюрократического аппарата (консистории), штат которого непрерывно рос, и сфера деятельности расширялась.

Как «сын божественного Юлия», Divi Iulii Filius, Август обожествлялся в народе, что впоследствии привело к возникновению культа императора (см. Культ личности). На востоке империи уже при его жизни строили храмы, посвящённые Августу и Риму.

Перед рождающейся Империей вставали сложные задачи: привести в соответствие новые социально-экономические и политические основы, формирование нового имперского общества. Одной из таких задач было создание монархической структур на месте существование столетиями полисно – общинной, т. е. в принципе республиканской, формы государства. Правда, римским политикам были хорошо известны монархии эллинистических стран, так же как и тиранические режимы многих греческих городов Греции. В самой структуре римских республиканских органов, в частности в ординарной магистратуре консулов и, особенно в экстраординарной магистратуре диктатора, монархической элемент был выражен с достаточной четкости. Однако в новых условиях общественно – политической жизни Рима в I в. до н. э. все эти виды монархического устройства оказались неприемлемыми и неэффективными. Попытки Юлия Цезаря и Марка Антония привить некоторые черты эллинистических монархий на римской почве вызвали яростное неприятие руководящих кругов римского общества, а такая исконно римская магистратура, как диктатура, была дискредитирована жестокостями Суллы и законодательно изъята из государственного механизма Рима еще в 44 г. до н. э. Вот почему перед новым правителем Рима Октавианом и поддерживающими его кругами господствующего класса стояла сложная задача формирования монархических структур на новых основах и вместе с тем с использованием, так сказать, традиционных римских политических институтов. В течение своего 44 – летнего правления Октавиан последовательно и целенаправленно занимался формированием новых монархических учреждений[34]. 13 января 27 г. до н. э. Октавиан объявил, что он отказывается от всех предоставленных ему полномочий и «восстанавливает республику». В действительности это торжественное заявление ничего не значило. Октавиан не собирался отказываться от своего единовластия, которого он достиг ценой таких больших усилий. Римское государство фактически превратилось в монархию. Подлинные взгляды Октавиана на необходимость единоличной власти хорошо отразил в своем обращении к нему один из его ближайшего окружения – Меценат: «Свобода и демократия – благо только тогда, когда они принадлежат людям благоразумным. Гражданские войны показали, что римляне неразумны. Давать свободу таким людям – все равно, что давать меч в руки ребенку или сумасшедшего». Еще в 28 г. до н. э. Октавиан провел чистку сената, исключив из числа сенаторов около 200 человек, которых он счел непригодными заседать в высшем государственном совете. Имя Октавиана теперь значилось первым в списке сенаторов. Он был объявлен «принцепсом» - первым, как бы почетным главой сената. Как первый в списке сената, он получил право раньше всех высказывать свое мнение на заседании, и никто из сенаторов не рисковал ему возражать. Так как главу государства называли теперь принцепсом, то и государственный строй, созданный Октавианом и просуществовавший около 300 лет, принято называть принципатом[35]. Формально Октавиан подчеркивал, будто он установил Республику. Была полностью сохранена видимость подобного государственного управления, но Октавиан вел весьма тонкую политическую игру. Благодаря умело разыгранной в 27 г. до н. э. комедии, Октавиан получил такие полномочия, которые создали ему весьма особое положение в Республике . Формально центральным органом власти в Риме оставался сенат. Регулярно созывались трибутные комиции, на которых выбирались римские магистраты. Сенат также назначал наместников, которые управляли римскими провинциями. Но все это совершалось под полным контролем Октавиана, который между 27 и 23 г. до н. э. постановлениями, получил ряд постов, закрепивших его исключительную власть[36].

Принципат — (латинское principatus, от princeps — первый, глава), условный термин, обозначающий политическую систему ранней Римской империи (1-3 века. н. э.).

Основы принципатабыли заложены реформами первого римского императора Августа Октавиана(27 до н. э. — 14 н. э.), внучатого племянника Гая Юлия Цезаря, вызванными глубоким социально-политическим кризисом Римской республики в 1 веке до н. э. Цель реформ— восстановить с помощью сильной центральной власти политическую и социальную стабильность, не порывая при этом со все еще сильными республиканскими (полисными) традициями. Август и его преемники сосредоточили в своих руках высшую военную, гражданскую и жреческую власть. Однако юридически она была оформлена как совокупность ряда традиционных республиканских магистратур и полномочий, которыми «наделяли» императора сенат и народное собрание, и не считалась наследственной.

Государственный стройофициально именовался «республикой», а верховный правитель«принцепсом», то есть «первым гражданином» или «первым сенатором» (отсюда понятие «принципат»). Республиканские органы власти(народное собрание, сенат, магистратуры) сохранились, утратив значительную часть своих былых полномочий. Если раньше они фактически были подконтрольны римской правящей олигархии (нобилитету), то теперь — принцепсу и его ближайшим приближенным. Длительное сосуществование монархических и республиканских институтов не позволяет однозначно определять государственный строй Ранней империи ни как монархию, ни как республику. Нередко принципат называют «республиканской монархией».

Август усилил государственный аппарат, создав постоянную армию, полицию и бюрократию. Армия состояла из пограничных легионов с приданными им вспомогательными частями и дислоцированной в самом Риме преторианской гвардией. Расквартированные в Риме и самых крупных городах империи воинские части несли полицейскую службу. Государственная бюрократия комплектовалась императорскими рабами, вольноотпущенниками и откомандированными из легионов воинами. Высшие посты в государстве по-прежнему занимали принадлежавшие к привилегированным сословиям сенаторы и всадники.

Государственный аппарат эпохи принципата был лучше организованными более эффективным, чем при Республике, но современными исследователями он характеризуется как «рудиментарный» или «слаборазвитый», т. к. был слишком малочисленным для империи с населением в 50 млн. человек; органы государственного управления на уровне городских и сельских округов отсутствовали.

Полномочия высших администраторов были краткосрочны, а сами они не имели специальной подготовки, а нередко и опыта руководящей работы в своей области управления. Как правило, они по собственной инициативе не вмешивались в деятельность местного городского самоуправления, ограничиваясь общим контролем. Большая часть повседневных дел решалась местными городскими магистратами и сенатами (куриями). Античный город (греческий полис, италийский муниципий) со своими собственными властями, законами и порядками был основой ранней империи, оплотом полисных (республиканских) традиций. Большинство всадников, сенаторов и даже императоров были выходцами из местной городской знати Италии и провинций.


Принципат в Древнем Риме имел большое значение, поскольку положил начало смене государственной форме правления. В этот непростой период происходило зарождение империи, но при этом сохранялись черты демократической республики.

Предпосылки появления принципата

Период с III до конца I вв. до н.э. история Древнего Рима переживала глубокие преобразования во всех сферах жизни общества, которые привели к созданию принципиально нового государства.

Многочисленные победоносные сражения стали причиной появления в стране огромного количества рабов и финансовых влияний, благодаря которым стало возможным бурное развитие экономики, культуры и общественных отношений.

Укрепление римского государства

Рис. 1. Укрепление римского государства.

Республиканские государственные аппараты перестали удовлетворять потребности державы, которая стремительно расширяла свои территории. Они были эффективны во время существования города-полиса, но зарождающаяся империя нуждалась в иной форме общественного управления и контроля.

Государственный строй принципата

Решением накопившихся проблем стала особая политическая система под названием принципат. Это переходная форма правления между республикой и монархией, основы которой стали закладываться при первом римском императоре – Августе Октавиане.

которые читают вместе с этой





Август Октавиан

Рис. 2. Август Октавиан.

Термин «принципат» в переводе означает «первый среди равных», и это во многом определяет сущность этой формы правления, которая подчеркивала демократичность власти принцепса – главы государства. Принципат стал ранним периодом в истории Римской империи.

При новом строе еще сохранялись черты прежнего режима:

  • Созыв народных собраний (аристократических, цензовых, всеобщих).
  • Заседание сената.
  • Избрание консулов, народных трибунов, преторов.
  • Работа магистратур.

Однако на деле работа республиканских учреждений стала формальностью. К тому же все чаще в них фиксировались случаи подкупа, коррупции и даже насилия над членами совета.

Заседание сената

Рис. 3. Заседание сената.

В реальности контроль над государством перешел к принцепсу, который сосредоточил в своих руках жреческую, гражданскую и военную власть. Августу Октавиану удалось возложить на себя все важнейшие в римском государстве полномочия. Одновременно он был консулом, диктатором, цензором, народным трибуном, претором. В зависимости от ситуации, он выступал в том или ином амплуа:

  • В роли трибуна он отменял неугодные ему действия любого органа власти, он мог арестовывать граждан или миловать виновных по собственному усмотрению.
  • Как цензор он занимался формированием сената.
  • В качестве консула он определял политический курс государства.
  • Будучи диктатором, он управлял провинциями, командовал армией.

Помимо утверждения монархической власти, Октавиану удалось ввести в государстве так называемый «культ императора». В период его правления и после его кончины обществу всячески навязывалось поклонение личности, признание императоров богами на земле. «Культ императора» стал неотъемлемой чертой принципата.

Что мы узнали?

При изучении темы «Принципат» мы узнали, в каком состоянии пребывало Римское государство в III-I веках до н.э. и в каких переменах оно нуждалось. Мы выяснили, что означает термин «принципат», и какие формы правления он в себе сочетал.

Принципат — политический режим в Римской империи, сформировавшийся в период с 27 г. до н. э. по 284 г. н. э. и совмещавший монархические и республиканские черты. Формально власть принадлежала народу и сенату, однако последнее слово всегда оставалось за императорским бюрократическим аппаратом. Главным архитектором системы принципата в Древнем Риме считается Октавиан Август — один из выдающихся государственных деятелей прошлого.

Принципат в древнем риме это

Предпосылки возникновения

Череда триумфальных побед над принципиальными врагами значительно расширила территориальные владения Римской республики. Улицы крупнейших поселений стали кишеть рабами. Наблюдался небывалый экономический рост, процветали культура и искусство. Несмотря на стремительное преобразование общества, старые классы, интересы которых отражал Рим в поздний республиканский период, начали постепенно деградировать.

Принципат в древнем риме

В связи с этим остро встал вопрос о необходимости пересмотра имеющихся политических порядков. Многие древнеримские правители, в том числе Цезарь и Помпей, ломали голову над разработкой спасительных для государства преобразований, однако их реформы не способствовали качественному рывку в развитии республики.

Октавиан Август, проанализировав теоретические проекты изменений своих предшественников, сумел претворить в реальность систему государственного устройства, получившую название принципат. Своей главной задачей он видел восстановление с помощью сильного центра политической и социальной стабильности без ущерба для республиканских традиций.

Начало формирования

Воспользовавшись неограниченными триумвирскими полномочиями, Август сконцентрировал в своих руках высшую гражданскую и военную власть, которая, однако, представляла собой совокупность ряда республиканских магистратур и прав, полученных только после одобрения сената и народного собрания, и не передавалась по наследству. По большому счету в стране так и осталась республиканская форма государственного устройства, но с той лишь разницей, что верховный правитель стал именоваться принцепсом, то есть первым из списка сенаторов.

Прежние властные структуры сохранились, утратив большую часть своих функций. Если раньше они были марионетками правящего сословия рабовладельческого класса из патрициев и богатых плебеев, то теперь стали подконтрольны принцепсу и его ближайшему окружению.

Принципат

Полномочия правителя

Вникнув в суть понятия «принцепс» и кратко ознакомившись с его характеристикой, становится понятно, что этот древнеримский титул не является олицетворением абсолютизма, как это кажется на первый взгляд. Носитель власти выступает в роли слуги единственного суверена — народа. В раннюю эпоху принципата полномочия главы Римской республики не выходили за конституционные рамки. Правитель, как и рядовые граждане, подчинялся букве закона.

В обязанности принцепса входило назначение членов коллегии. Ни одно ее решение не принималось без его ведома. Народное собрание существовало исключительно для рассмотрения общественных вопросов столицы. Сенат был реорганизован в совещательный орган при дворе. После того как Август сложил с себя полномочия триумвира, из сферы его контроля исчезли провинции, однако после длительных уговоров он сохранил проконсульский империй, распространявшийся на Сирию, Испанию и Галлию.

Принципат это

Установление принципата стало возможным благодаря наделению императора широким кругом полномочий. Он мог беспрекословно совершать следующие действия:

  • созывать сенат и председатель­ствовать в нем;
  • создавать чиновничий пул;
  • формировать собственную казну;
  • командовать войсками;
  • объявлять войну и заключать международные договоры;
  • вершить уголовное, гражданское и жреческое правосудие.

Вопреки сложившимся римским традициям и действующему законодательству принцепс мог быть назначен одновременно на несколько важных постов. Более подробную информацию, касающуюся роли императоров, правивших на заре и закате принципата, можно узнать, заглянув в таблицы справочников по истории Древнего Рима.

Специфика бюрократической системы

Для принципата как общественно-политического строя было характерно если не полное отсутствие, то минимальное количество разного ранга чиновников. От республики Римская империя унаследовала уникальную для античной эпохи систему назначения на административные должности простолюдинов, принадлежавших той или иной знатной персоне, занимающей руководящий пост. Чем выше было положение господина во властной иерархии, тем больше невольников он мог привлечь для выполнения своих государственных обязанностей.

Принципат в древнем риме это

В провинциях сохранялась система местного самоуправления, установленная еще в полисные времена в виде совета декурионов, считавших свою работу почетным долгом и не получавших жалованья из имперской казны, которая, к слову, наполнялась за счет внушительных налогов с периферии. Срок службы высших администраторов был минимален, а сами они зачастую не обладали ни нужными знаниями, ни достаточной компетенцией. Они редко вмешивались в деятельность органов городского самоуправления, ограничиваясь общим контролем.

Законодательная инициатива по-прежнему принадлежала магистратам. Сенат имел право проводить судебные разбирательства, хотя это не означало, что он главенствует в этой сфере. Император сам решал, как поступить с тем или иным гражданином, нарушившим закон.

Армия, которая раньше по определению не могла быть частной, становится профессиональной, чему способствовали добровольная основа, продолжительность срока служба и достойное жалованье.

Реформы основоположника принципата позволили Риму за короткий срок превратиться в мегаполис с миллионным населением. Экономический подъем и улучшение качества жизни подданных стали возможны благодаря:

Принципат это что

  • прекращению войны;
  • упорядочению управления;
  • отмене откупной системы;
  • делению городов на районы;
  • повсеместному строительству дорог.

На смену во многом изжившему себя принципату пришел так называемый доминат. В нем более отчетливо прослеживались черты абсолютизма, в небытие ушли старые республиканские институты.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: