Кто имеет право принимать участие в досмотре воздушного судна

Обновлено: 01.05.2024

1) принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов;

2) в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения. Командир воздушного судна имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна. По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам;

3) принимать решения о сливе топлива в полете, сбросе багажа, груза и почты, если это необходимо для обеспечения безопасности полета воздушного судна и его посадки. При отсутствии соответствующих служб авиационной безопасности командир воздушного судна имеет право проводить предполетный досмотр лиц и объектов, указанных в статье 85 настоящего Кодекса;

4) принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета воздушного судна.

2. В случае вынужденной посадки воздушного судна командир воздушного судна руководит действиями лиц, находящихся на борту воздушного судна, до передачи своих полномочий представителям служб поиска и спасания воздушных судов.

Комментарии к ст. 58 ВЗК РФ

В связи с тем что в настоящее время особо актуальна тема обеспечения безопасности полетов, следует обратить внимание на полномочия командира воздушного судна, установленные Конвенцией о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 г.). В Главе III данной Конвенции закреплены следующие полномочия командира воздушного судна.

Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLIV. М., 1990. С. 218

Если командир воздушного судна имеет достаточные основания полагать, что лицо совершило или готовится совершить на борту преступление и иные незаконные действия, он может применить к такому лицу разумные меры, включая ограничительные, которые необходимы для:

а) обеспечения безопасности воздушного судна либо находящихся в нем лиц или имущества;

б) поддержания должного порядка и дисциплины на борту;

в) предоставления ему возможности передать такое лицо компетентным органам или высадить его.

Командир воздушного судна может требовать или разрешать помощь других членов экипажа и просить или разрешать, но не требовать помощи пассажиров для применения ограничительных мер к любому лицу, к которому он имеет право применить такие меры. Любой член экипажа или пассажир может также предпринять разумные превентивные меры без такого разрешения, если он имеет достаточные основания полагать, что такие меры необходимо предпринять немедленно для обеспечения безопасности воздушного судна либо находящихся на нем лиц или имущества. Ограничительные меры, примененные к лицу, не применяются за пределами любого пункта, в котором воздушное судно совершает посадку, за исключением случаев, когда:

а) такой пункт находится на территории государства, не являющегося участником Конвенции, и его полномочные органы отказываются разрешить высадку такого лица или меры передачи такого лица компетентным органам или высадки были применены;

б) воздушное судно совершает вынужденную посадку и командир воздушного судна не в состоянии передать такое лицо компетентным органам;

в) это лицо соглашается продолжить полет с применением ограничительных мер.

Командир воздушного судна, на борту которого находится лицо, в отношении которого были применены ограничительные меры, в возможно короткий срок и по возможности до посадки на территории какого-либо государства уведомляет полномочные органы этого государства о том, что на борту находится лицо, к которому применены ограничительные меры, и о причинах применения к нему таких мер.

Командир воздушного судна может высадить на территории любого государства, в котором воздушное судно совершает посадку, любое лицо, в отношении которого он имеет достаточные основания полагать, что оно совершило или готовится совершить на борту воздушного судна противоправный акт. Командир воздушного судна уведомляет полномочные органы государства, в котором он высаживает любое лицо в соответствии с вышеназванной Конвенцией, о факте и причинах такой высадки. Он может передать компетентным органам любого Договаривающегося государства, на территории которого воздушное судно совершает посадку, любое лицо, в отношении которого он имеет достаточные основания полагать, что оно совершило на борту воздушного судна акт, который, по его мнению, является тяжким преступлением согласно уголовному законодательству государства регистрации воздушного судна. Командир воздушного судна предоставляет полномочным органам, которым передается всякий предполагаемый преступник, доказательства и сведения, которыми он в соответствии с законодательством государства регистрации воздушного судна располагает на законном основании.

Участие командира судна в досмотре ручной клади, багажа и личного досмотра установлено в правилах производства досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов этих экипажей. Установлено, что на воздушном судне, находящемся в полете, досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров могут производить по решению командира судна лица, входящие в состав экипажа, при необходимости, независимо от согласия пассажиров.

Командир воздушного судна обязан:

- владеть техникой пилотирования и самолетовождения в такой степени, чтобы обеспечить безопасное выполнение полета;

- знать уровень профессиональной подготовленности членов экипажа и принимать меры по его повышению, воспитывать у них высокие деловые и моральные качества, сознательное отношение к служебному долгу, объективно оценивать их;

- организовывать работу членов экипажа на земле и в полете в соответствии с требованиями руководящих документов по обеспечению безопасности, регулярности полетов и культуры обслуживания пассажиров;

- соблюдать предполетный отдых и контролировать режим работы и отдыха членов экипажа при выполнении задания на полет;

- уметь правильно оценивать метеорологическую и аэронавигационную обстановку при принятии решения на вылет и в полете принимать решение на вылет;

- отказаться от выполнения задания на полет, если он считает его непосильным для себя и экипажа или не уверен в безопасности его выполнения;

- в полном объеме готовиться к полету и руководить предполетной подготовкой экипажа;

- контролировать состояние и готовность воздушного судна, правильность его загрузки;

- выполнять полет в соответствии с заданием, планом полета и требованиями законодательства;

- знать и соблюдать правила осмотрительности, фразеологию радиообмена и правила ведения радиосвязи;

- проявлять заботу о пассажирах, принимать меры по обеспечению их безопасности, сохранности воздушного судна и находящихся на его борту грузов, специального оборудования и полетной документации;

- осмотреть воздушное судно после посадки и заруливания на стоянку, проверить правильность записей в бортжурнале о работе и состоянии авиационной техники;

- провести разбор полета (полетов) в экипаже.

Командир воздушного судна имеет право:

- принимать окончательное решение о вылете, полете и посадке воздушного судна;

- окончательно определять с учетом метеорологической и аэронавигационной обстановки необходимое количество топлива для заправки воздушного судна;

- отступать от плана полета и задания на полет, изменять по возможности в соответствии с установленными правилами режим полета в случае явной угрозы его безопасности, а также в целях спасения жизни людей, находящихся на борту судна, с немедленным докладом об этом органу УВД;

- принимать решения и действовать в соответствии со сложившейся обстановкой независимо от указания органа УВД в тех случаях, когда эти указания создают угрозу безопасности полета;

- сливать топливо, сбрасывать в полете груз, багаж и почту, если это необходимо для обеспечения безопасности полета и посадки воздушного судна;

- принимать решение о прекращении полета и возвращении в пункт вылета или направлении на запасной аэродром или о вынужденной посадке, когда продолжение полета небезопасно по условиям полета, состоянию здоровья членов экипажа и пассажиров, состоянию авиационной техники или другим причинам;

- выполнять посадку при погоде ниже установленного минимума в случаях, не позволяющих продолжать полет до другого аэродрома (недостаток топлива, состояние авиационной техники и др.);

- требовать в пределах своей компетенции от всех лиц, находящихся на борту воздушного судна, безоговорочного выполнения правил, связанных с обеспечением безопасности полета;

- производить в полете при необходимости досмотр ручной клади и багажа пассажиров, а в виде исключения - личный досмотр пассажиров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- принимать все необходимые меры, вплоть до применения оружия, к лицам, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета и не подчиняются его распоряжениям.

Командир воздушного судна несет ответственность за:

- выполнение требований законодательства и других нормативных документов, его касающихся;

- подготовку членов экипажа к выполнению задания на полет;

- соответствие фактического количества пассажиров на борту судна количеству, указанному в перевозочных документах (при наличии в составе экипажа бортпроводника - по его докладу);

- безопасный исход каждого полета и выполнение задания на полет независимо от того, пилотирует ли он воздушное судно лично или передал управление второму пилоту;

- выдерживание установленного режима полета и точность самолетовождения;

- соблюдение дисциплины членами экипажа;

- своевременное внесение в бортовой журнал замечаний об обнаруженных неисправностях на воздушном судне на земле и в полете, об отклонениях в поведении воздушного судна или в работе его систем, соответствие указанного в бортовом журнале остатка топлива его фактическому наличию при передаче воздушного судна;

ВЗК РФ Статья 85. Предполетный и послеполетный досмотры

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 491-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 85 Воздушного кодекса РФ

1. В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с настоящей статьей подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, ручная кладь, грузы и почта.

Послеполетный досмотр проводится при получении оператором аэропорта, оператором аэродрома гражданской авиации или перевозчиком информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в деятельность в области авиации в целях выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

2. Предполетный досмотр, послеполетный досмотр пассажиров, багажа, ручной клади, членов экипажа, лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводятся в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности.

Проведение предполетного досмотра, послеполетного досмотра не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-разыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При выполнении международных полетов воздушных судов предполетный досмотр проводится до или после осуществления пограничного контроля и таможенного контроля либо в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, и иных видов контроля. При выполнении международных полетов воздушных судов послеполетный досмотр проводится после осуществления пограничного контроля и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, и иных видов контроля.

3. При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.

4. Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

VI. Организация и обеспечение

предполетного досмотра воздушных судов

45. Все гражданские воздушные суда, вылетающие из аэропортов Российской Федерации, подлежат обязательному предполетному досмотру в целях выявления посторонних лиц, а также обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

(п. 45 в ред. Приказа Минтранса России от 16.09.2015 N 275)

(см. текст в предыдущей редакции)

46. Предполетный досмотр воздушного судна проводится специально подготовленными для этой цели сотрудниками САБ.

Численность групп предполетного досмотра воздушного судна определяется с учетом аспектов регулярности полетов (в зависимости от режима работы, количества и типов воздушных судов и их технической оснащенности), но не менее 4 человек.

Для аэропортов местных воздушных линий численность группы предполетного досмотра воздушного судна может быть сокращена до 2-х человек из числа сотрудников САБ при условии, что при проведении предполетного досмотра участвуют члены экипажа воздушного судна и авиационный персонал.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 31.01.2008 N 20)

47. Воздушное судно во время подготовки к очередному рейсу (полету) или во время стоянок в промежуточных аэропортах при совершении транзитного полета подлежит обязательному досмотру после высадки пассажиров или перед приемом на борт пассажиров, грузов и багажа.

48. Предполетный досмотр воздушного судна производится только после того, как его покинут все работники вспомогательных служб (поставщики бортового питания, сувенирной продукции, уборщики салонов и др.), обеспечивающих предполетное обслуживание.

49. К участию в предполетном досмотре воздушных судов привлекаются специалисты инженерно-технического персонала и члены летных экипажей.

50. Перед выполнением международного рейса (полета) в предполетном досмотре принимают участие представители органов пограничного и таможенного контроля.

51. Воздушные суда после досмотра должны находиться под постоянной охраной сотрудников САБ до момента закрытия всех дверей и отхода трапа.

52. В случае поступления информации об угрозе совершения актов незаконного вмешательства воздушное судно подлежит дополнительному досмотру на специально выделенной стоянке.

53. Предполетный или дополнительный досмотр воздушного судна проводится в соответствии с разработанной администрацией аэропорта и согласованной с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, таможенным и пограничным органом инструкцией с перечнями мест досмотра по типам воздушных судов. Результаты досмотра воздушного судна оформляются документально.

54. Эксплуатант обеспечивает наличие на каждом воздушном судне схемы с указанием контрольных мест предполетного и дополнительного досмотров и информацией о наиболее опасных местах возможного размещения взрывного устройства.

В целях организации безопасной перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств и исключения возможности их использования для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также пресечения незаконного оборота оружия приказываем:

  1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета.
  2. Управлению авиационной безопасности ФСВТ России (Салееву В.Н.), Главному управлению внутренних дел на транспорте МВД России (Гетману Н.И.) обеспечить контроль за соблюдением установленного порядка перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств.
  3. Управлению авиационной безопасности ФСВТ России (Салееву В.Н.), Управлению государственного регулирования организации воздушного движения ФСВТ России (Щербакову Л.К.) подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в ведомственные нормативные правовые документы с учетом требований Инструкции, указанной в пункте 1 настоящего Приказа.
  4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Директора Федеральной службы воздушного транспорта России и заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации по курируемым направлениям деятельности.

воздушного транспорта России

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ПЕРЕВОЗКИ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ И ПАТРОНОВ

К НЕМУ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕДАННЫХ ПАССАЖИРАМИ

ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ НА ПЕРИОД ПОЛЕТА

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана на основании положений Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ , Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" , Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. N 1314 , Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 , Руководства по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, утвержденного Приказом Минтранса России от 21 ноября 1995 г. N 102 , и определяет порядок перевозки оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств , переданных для временного хранения на период полета пассажирами, имеющими соответствующие разрешения на их хранение и ношение, а в необходимых случаях - на ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681; 1998, N 30, ст. 3613, N 31, ст. 3834, N 51, ст. 6269; 1999, N 2, ст. 296, N 27, ст. 3385.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4790.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 32, ст. 3878.

2. Прием оружия к перевозке, оформление соответствующих документов, доставку на борт воздушного судна гражданской авиации в аэропорту отправления и выдачу оружия в аэропорту назначения осуществляют уполномоченные сотрудники службы авиационной безопасности аэропорта.

Далее - "воздушное судно".

Далее - "уполномоченное лицо".

3. Контроль за соблюдением порядка перевозки оружия воздушными судами осуществляют органы внутренних дел и службы авиационной безопасности аэропортов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. При посадке (высадке) пассажиров на посадочных площадках и аэропортах (аэродромах), где отсутствуют службы авиационной безопасности, прием оружия к перевозке, оформление соответствующих документов, доставку на борт воздушного судна и выдачу оружия осуществляет член экипажа воздушного судна, назначенный командиром воздушного судна ответственным за сохранность и перевозку оружия .

Далее - "член экипажа, ответственный за сохранность и перевозку оружия".

5. Оружие пассажиров, имеющих право на его хранение и ношение, в обязательном порядке передается уполномоченному лицу для временного хранения на период полета в аэропорту отправления и выдается владельцам по окончании полета в аэропорту назначения.

6. Сотрудниками Федеральной службы охраны Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службы при Правительстве Российской Федерации, находящимися при исполнении своих служебных обязанностей, а также военнослужащими и сотрудниками других государственных военизированных организаций, имеющими соответствующие командировочные предписания и осуществляющими сопровождение конвоируемых лиц, оружие для временного хранения на период полета не передается.

7. Для перевозки оружия на борту воздушного судна в изолированном багажном отсеке должен быть размещен запираемый на замок металлический ящик с толщиной стенок не менее 1,2 мм, окрашенный в красный цвет.

8. На воздушных судах, не имеющих изолированных багажных отсеков, оружие перевозится в кабине экипажа в опечатываемых мешках, изготовленных из плотной ткани.

II.Порядок оформления документов на перевозку оружия

и доставки его на борт воздушного судна

9. При предъявлении (обнаружении) оружия в ходе предполетного досмотра уполномоченное лицо ставит об этом в известность сотрудника органа внутренних дел на транспорте, который обязан проверить наличие у пассажира документов на право хранения и ношения оружия, а в необходимых случаях соответствующего разрешения на его ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации, а также произвести тщательный осмотр оружия, о чем делается отметка в актах приемки оружия на период полета воздушного судна (приложение к Инструкции). Оружие должно находиться в разряженном состоянии отдельно от боеприпасов.

В аэропортах, где нет органов внутренних дел на транспорте, проверка документов и осмотр оружия осуществляются уполномоченными лицами.

Осмотр оружия и оформление документов на его перевозку должны производиться в специально отведенных помещениях аэропорта, оборудованных в соответствии с требованиями Наставления по организации работы дежурных частей органов внутренних дел, утвержденного Приказом МВД России от 9 апреля 1993 г. N 170дсп "О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей органов внутренних дел" .

10. Служба авиационной безопасности информирует производственно - диспетчерскую службу предприятия , а при ее отсутствии аэродромный диспетчерский пункт об отправлении на воздушном судне "Спецсредств" .

"Спецсредства" - условно принятый термин для передачи по каналам открытой связи о наличии на борту воздушного судна оружия, патронов к нему, боеприпасов и специальных средств.

12. Акт приемки оружия на период полета воздушного судна составляется в 3 экземплярах, которые подписываются уполномоченным лицом и владельцем оружия.

13. Первый экземпляр акта приобщается к багажной ведомости службы организации пассажирских перевозок после подписания членом экипажа, ответственным за сохранность и перевозку оружия, о принятии оружия на борт воздушного судна и хранится в указанной службе в течение одного года.

14. Второй экземпляр акта в качестве сопроводительного документа передается экипажу. В аэропорту назначения уполномоченное лицо расписывается в нем о получении оружия у члена экипажа, ответственного за сохранность и перевозку оружия. Второй экземпляр акта приобщается к полетной документации.

15. Третий экземпляр акта выдается пассажиру в аэропорту отправления. Данный экземпляр является основанием для получения оружия, переданного пассажиром для временного хранения на период полета.

16. При оформлении акта уполномоченное лицо обязано разъяснить пассажиру порядок его получения в аэропорту назначения.

17. Оружие, переданное его владельцем на временное хранение на период полета, упаковывается уполномоченным лицом в оберточную бумагу, бумажный или пластиковый пакет. На упаковке проставляются номера рейса и акта, фамилия, имя, отчество владельца оружия.

Уполномоченное лицо доставляет оружие на борт воздушного судна. Член экипажа, ответственный за сохранность и перевозку оружия, осуществляет приемку оружия и совместно с уполномоченным лицом помещает его в запираемый на замок металлический ящик или мешок. Уполномоченное лицо опечатывает ящик (мешок) номерной печатью аэропорта, о чем делается запись в первом и втором экземплярах акта.

Номерная печать, получаемая в первом отделе аэропорта, постоянно хранится у старшего смены (группы) службы авиационной безопасности, осуществляющей предполетный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа и выдается под роспись уполномоченному лицу на период выполнения служебных обязанностей.

18. Металлический ящик помещается в багажный отсек после загрузки багажа, груза и почты, перевозимых этим рейсом. На период полета воздушного судна ключ от ящика с оружием хранится у члена экипажа, ответственного за сохранность и перевозку оружия.

В случае перевозки одним воздушным судном нескольких единиц оружия уполномоченным лицом составляется внутренняя опись содержимого металлического ящика (мешка).

19. При выдаче оружия в промежуточных пунктах посадки металлический ящик (мешок) с оружием опечатывается номерной печатью авиакомпании (авиапредприятия) членом экипажа, ответственным за сохранность и перевозку оружия.

Номерная печать авиакомпании изготавливается и регистрируется установленным порядком в первом отделе авиакомпании (аэропорта, авиапредприятия). Печать закрепляется за воздушным судном авиакомпании (авиапредприятия) и передается вместе с ним под роспись лицу, принимающему воздушное судно. Лицо, принявшее воздушное судно, на период выполнения полетного задания выдает номерную печать под роспись члену экипажа, ответственному за сохранность и перевозку оружия.

20. Передача на борт воздушного судна иностранной авиакомпании оружия, принятого для временного хранения на период полета, осуществляется уполномоченным лицом в порядке, определенном настоящей Инструкцией, по согласованию и под контролем представителя иностранной авиакомпании.

21. В иностранных аэропортах оружие, переданное для временного хранения на период полета, принимается на борт воздушного судна в соответствии с требованиями настоящей Инструкции под контролем представителя российской авиакомпании и в порядке, согласованном с администрацией аэропорта.

III. Порядок выдачи оружия пассажирам в аэропорту

22. Командир воздушного судна за 20 минут до посадки по коммерческому каналу связи установленным сигналом (наличие "Спецсредств") информирует ПДСП, а при его отсутствии - в диспетчерский пункт управления воздушным движением о наличии на борту воздушного судна оружия.

23. ПДСП (при ее отсутствии диспетчерский пункт управления воздушным движением через диспетчера АДП) сообщает в службу авиационной безопасности аэропорта назначения о наличии на борту воздушного судна "Спецсредств".

25. Уполномоченное лицо встречает воздушное судно, предъявляет члену экипажа, ответственному за сохранность и перевозку оружия, документ, удостоверяющий личность и должностные (служебные) полномочия, проверяет сохранность печати и соответствие содержимого металлического ящика (мешка) внутренней описи, после чего расписывается во втором экземпляре акта за получение оружия.

26. Уполномоченное лицо доставляет оружие в специально оборудованное помещение аэропорта. По предъявлении пассажиром врученного ему в аэропорту отправления третьего экземпляра акта и документа, удостоверяющего его личность, документа на право ношения и хранения оружия, а в необходимых случаях соответствующего разрешения на его ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации оно выдается владельцу после росписи в третьем экземпляре акта.

Третий экземпляр акта передается уполномоченным лицом в службу авиационной безопасности аэропорта, где хранится в течение одного года.

27. Не востребованное пассажиром оружие в аэропорту назначения сдается уполномоченным лицом в орган внутренних дел.

28. В аэропорту иностранного государства представитель авиакомпании Российской Федерации осуществляет встречу воздушного судна со "Спецсредствами", доставку и выдачу оружия их владельцам в соответствии с требованиями настоящей Инструкции в порядке, согласованном с администрацией аэропорта.

1. Назовите цели и задачи обеспечения транспортной безопасности.

В статье 2 ФЗ-16 определены цели и задачи обеспечения транспортной безопасности.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от АНВ.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:

1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

2) определение угроз совершения АНВ:

3) оценка уязвимости ОТИ и ТС;

4) категорирование ОТИ и ТС;

5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности:

7) подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;

8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;

9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности:

10) сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

2. Расскажите порядок организации пропускного режима в зоне транспортной безопасности.

Приказ Минтранса России от 08.02.2011 № 40 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта»

Субъект транспортной инфраструктуры(СТИ)обязан:

5.31. Установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующий порядком:

5.31.1. Постоянные пропуска выдавать персоналу субъекта транспортной инфраструктуры на срок установленных трудовых отношений в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей и на служебные, производственные автотранспортные средства, эксплуатируемые данным субъектом, а также персоналу юридических лиц, осуществляющих деятельность в зонах транспортной безопасности ОТИ или ТС, в рамках сроков действия договоров и соглашений, обуславливающих такую деятельность, в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей персонала данных юридических лиц, а также на эксплуатируемые такими организациями в зоне транспортной безопасности служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы на основании удостоверенных печатью письменных обращений руководителей таких юридических лиц.

5.31.2. Постоянные пропуска физических лиц должны содержать следующую информацию: номер пропуска, машиносчитывающую и биометрическую часть, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, место работы (службы), должность, фамилию, имя, отчество и фотографию владельца, срок и временной интервал действия пропуска и секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец.

Для ОТИ пятой категории постоянные пропуска физических лиц должны содержать следующую информацию: номер пропуска, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, место работы (службы), должность, фамилию, имя, отчество и фотографию владельца, срок и временной интервал действия пропуска и сектора зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец.

5.31.3. Постоянные пропуска служебных, производственных автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов должны содержать следующую информацию: номер пропуска, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, вид, марку, модель, цвет, регистрационные знаки (номера), сведения о должности (должностях), лица (лиц) под управлением которых будут находиться данные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы.

5.31.4. Разовые пропуска выдавать посетителям ОТИ или ТС на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории ОТИ или ТС.

5.31.5. Разовые пропуска физических лиц должны содержать следующую

информацию: номер пропуска, наименование субъекта транспортной

инфраструктуры, выдавшего пропуск, срок и временной интервал действия пропуска, секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец.

5.31.6. Письменные обращения на выдачу постоянных и разовых пропусков должны заполняться на русском языке разборчиво от руки или с использованием технических средств (компьютера) без сокращений слов, аббревиатур, исправлений и без помарок.

5.31.7. Письменные обращения на пропуск физического лица должны включать полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, а также установочные данные лица, которому требуется оформить пропуск, в том числе фамилию, имя. отчество, дату и место рождения, место жительства (пребывания), занимаемую должность, сведения о серии, номере, дате и месте выдачи документа, удостоверяющего личность, а также сведения о целях пребывания в секторах зоны транспортной безопасности и сроке (пентоде), на который требуется оформить пропуск.

5.31 Письменные обращения на пропуск автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов должны включать полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, а также сведения об автотранспортных средствах, самоходных машинах и механизмах, на которые требуется оформить пропуск, в том числе их виды, марки, модели, цвет, регистрационные знаки (номера), сведения о должности (должностях) лица (лиц), под управлением которых будут находиться данные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, а также сведения о целях пребывания в секторах зоны транспортной безопасности и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск.

5.31.9. Материальные пропуска выдавать на перемещаемые в и/или из зоны транспортной безопасности материальные объекты.

5.31.10. Материальные пропуска на предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ или ТС, а также на иные .материальные объекты, содержащие такие предметы и вещества, должны выдаваться персоналу субъекта транспортной инфраструктуры, а также персоналу юридических лиц, осуществляющих деятельность в зонах транспортной безопасности ОТИ или ТС, на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность па территории ОТИ или ТС.

5.31.11. Письменные обращения на выдачу материального пропуска на перемещение предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в перевозочный или технологический секторы зоны транспортной безопасности, должны включать полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, а также установочные данные лица, которому требуется оформить пропуск, в том числе фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства (пребывания), занимаемую должность, сведения о серии, номере, дате и месте выдачи документа, удостоверяющего личность, а также сведения о целях перемещения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в перевозочный или технологический секторы зоны транспортной безопасности и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск.

5.31.12.Выдавать постоянные и разовые пропуска уполномоченным представителям подразделений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим деятельность на ОТИ или ТС, а также прибывающим па ОТИ или ТС для выполнения служебных заданий и функций на основании служебных удостоверений и заданий, предписаний, командировочных удостоверений на КПП по факту обращения в сроки, не препятствующие выполнению ими служебных заданий и функций или допускать в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и/или ТС уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, прибывающих на ОТИ или ТС для выполнения служебных заданий и функций на основании служебных удостоверений и заданий, предписаний, командировочных удостоверений, в сопровождении уполномоченных сотрудников сил транспортной безопасности ОТИ или ТС.

5.31.13. Пожарно-спасательные расчеты, аварийно-спасательные команды, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения, бригады скорой медицинской помощи, прибывшие для ликвидации пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для эвакуации пострадавших и тяжелобольных, допускаются в зоны транспортной безопасности по разовым пропускам, выдаваемым на основании документов, удостоверяющих личность и должность.

5.31.14. Лиц, обладающих разовыми пропусками, за исключением уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, допускать в зоны транспортной безопасности только в сопровождении сотрудников сил транспортной безопасности ОТИ или ТС.

5.31.15. Осуществлять выдачу постоянных пропусков по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

5.31.16. Осуществлять выдачу разовых пропусков с уведомлением уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

5.31.17. Выдавать пропуска любых установленных видов только при личном обращении владельца пропуска, осуществлять регистрацию фактов выдачи в базах данных на электронном и бумажном носителях.

5.31.18. Обеспечивать защиту баз данных и реквизитов, выданных и планируемых к выдаче пропусков, от доступа любых лиц, за исключением уполномоченных сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

5.31.19. Электронные и бумажные носители (заготовки) для пропусков хранить в условиях, обеспечивающих невозможность их ненадлежащего использования.

5.31.20. Обеспечить ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС на видном месте поверх одежды.

5.31.21. Изымать пропуска при нарушении их владельцами положения (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ или ТС, прекращении трудовых отношений, изменении номенклатуры (перечня) должностей персонала субъекта транспортной инфраструктуры и юридических лиц, ведущих деятельность на ОТИ или ТС, отзыве согласования на выдачу пропусков, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5.31.22. Аннулированные пропуска и пропуска с истекшим сроком действия уничтожать с обязательной регистрацией фактов уничтожения в порядке, определённом в положении (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ или ТС.

5.31.23. Образцы пропусков всех видов согласовывать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

Перечислите, кто из работников сил обеспечения транспортной безопасности должен принимать участие в досмотре воздушного судна.

Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторногодосмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (утв., приказом Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. № 227).

17. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр (далее - работники досмотра).

Билет №2

Назовите нормативные правовые акты, регламентирующие порядок- проведения досмотра, дополнительного, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте.

Статья 12.2. Федерального закона от 9 февраля 2007 г., 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;

Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (утв., приказом Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. № 227).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.012)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: