Кто и как осуществляет правосудие в нашей стране общество 7 класс

Обновлено: 17.05.2024

Создать условия для формирования представлений о судебной структуре.

Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная, групповая.

Основные понятия и термины

Прокуратура, судья, адвокат, прокурор.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные и личностные УУД

Научатся: какие задачи, стоящие перед судом; как осуществляет свою деятельность суд; как работают: судья, адвокат, прокурор.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют
в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.

Личностные: сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Организационная структура урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Универсальные учебные действия

I. Мотивация учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проводит беседу по обсуждению темы, целей и плана урока.

Записывают тему и план урока в тетрадь

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск существенной информации

II. Актуализация знаний

Загадки для учащихся

Справедливей всех, всех, друзья,

споры все решает

Любым судебным делам сложным

всегда заняться будет рад,

и правовым советом сможет

помочь в суде нам - ….!

В суде – он главный обвинитель,

осуществляет он надзор

как Государства представить.

Размышляют, отвечают на загадки.

Познавательные: выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме о значении закона в жизни человека, формулируют ответы на вопросы учителя

Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь

Познавательные: производят
поиск необходимой информации;

анализируют и выделяют главное; структурируют новую информацию в нужной форме

- А какой орган в стране осуществляет правосудие? ( Суд .)

Итак, тема нашего урока «Судебная система Российской Федерации».

Ребята, назовите участников судебного процесса?

Делятся на 3 группы.

Познавательные: осуществляют поиск новой информации (по материалам учебника, воспроизведению в памяти).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке

Выполнение заданий в группах

Организует самостоятельную работу учащихся в группах.

Познавательные: выбирают наиболее эффективный способ решения познавательной задач

Защита своих мини - проектов

Размышляют, отвечают на вопросы, делают собственные выводы

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

IV. Первичное осмысление и закрепление

Проверим, как успешно вы работали на уроке.

Определите, кто поможет защитить ваши права в следующих ситуациях:

- соседи затопили вашу квартиру и не желают компенсировать причиненный ущерб ( суд );

- вас незаконно задержали, доставили в полицию, грубо с вами обращались ( прокуратура ).

Познавательные: формулируют ответы в письменной речи; осуществляют поиск информации

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщают полученные на

Составляют синквейн на тему «Конституция РФ».

Наш урок завершается, поделитесь своими впечатлениями о сегодняшнем уроке.

У вас у каждого по три кружочка: красный - не удалось разобраться в теме, зелёный - всё понятно, желтый - остались вопросы.

Я попрошу выбрать ваш ответ и закрепить у богини Фемиды.

Сдайте мне оценочные листы . Оценки сообщу вам на следующем уроке.

1. Отвечают
на вопросы.

2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу
на уроке

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание

Прочитать параграф учебник 7;

Выполнить одно из трех заданий на выбор:

Нарисовать рисунки по теме урока;

Выполните задание 2-5 рубрики «Проверим себя» на с. 63 учебника.

Записывают домашнее задание

Внимательно прочитайте (стр. учебника 57-59, прочтите и обсудите статьи Конституции 46, 47, 118, 119, 120).

Ответьте на вопросы:

Кто такой судья, кто работает в суде?

Что такое презумпция невиновности?

Попытайтесь сформулировать определение: СУДЬЯ – это……

(судья – профессионал, имеющий высшее образование и осуществляющий от имени государства правосудие).

Задача. Гражданку Л.И.Иванова после окончания юридического института назначили на должность судьи. Ей было 22 года. Законно ли данное назначение?

Рабочий материал для первой группы

  • В современной России судья – профессионал, имеющий высшее юридическое образование и осуществляющий от имени государства правосудие;
  • судьёй может стать юрист, достигший 25 – летнего возраста и имеющий стаж работы по специальности не менее 5 лет;
  • сдать экзамен квалификационной коллегии судей и получить рекомендацию на должность;
  • судья знакомится с материалами дела, внимательно их изучает, принимает меры к тому, чтобы собрать необходимые документы, пригласить людей, участие которое важно для судебного разбирательства;
  • разрешает правовой конфликт.

2 группа. Адвокат.

Внимательно прочитайте (стр. 56 учебника, статью Конституции 48, документ) и ответьте на вопросы:

Кто и как осуществляет юридическую помощь в нашей стране?

Кто такой адвокат, кто может стать адвокатом?

Попытайтесь сформулировать определение: адвокат – это…

(адвокат – это независимый советник по правовым вопросам).

Задача. Несовершеннолетний Н. Носов угнал машину. Уголовное дело по угону им машины в суде рассматривалось без адвоката. Правильно ли поступил суд?

Рабочий материал для второй группы

  • консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;
  • составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;
  • представительство в судах, организациях по гражданским делам и делам об административных нарушениях;
  • правовое обслуживание коммерческих операций, заключение контрактов, разработка уставов, документов;
  • участие в качестве представителя сторон в Конституционном суде РФ, в уголовном судопроизводстве в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика.

Статус адвоката в РФ вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование. Иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании. Сдать квалификационный экзамен.

Современный адвокат имеет право разъяснять действующее законодательство и правовые ситуации, в которых оказались его клиенты. Представляя интересы клиента, адвокат может собирать доказательства, защищать права своего подопечного в суде, составлять документы правового характера: исковые заявления, заявления в суд, претензии, жалобы. А также выступает в роли защитника в уголовном процессе, может быть представителем потерпевшего, истца или ответчика.

3 группа. Прокурор.

Внимательно прочитайте (стр. 56 учебника, Конституция статья 129, документ ФЗ о прокуратуре статья 1.) и ответьте на вопросы:

Каковы главные задачи прокуратуры?

Каковы функции прокуратуры?

Попытайтесь сформулировать определение: прокуратура – это…

( Прокурор - главный законный представитель обвинения. Обвинение — сторона, отвечающая за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении правонарушения, в ходе судебного разбирательства по уголовному делу).

Задача. Полицейский в квартире Л.И.Иванова произвёл обыск, не предъявив никаких документов. Законны ли действия полицейского ?

Рабочий материал для третей группы

  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  • участие в рассмотрении дел судами;
  • расследование преступлений;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Судья – это одна из самых престижных профессий в юридической сфере. Дослужиться до этой должности может далеко не каждый выпускник юридического факультета. Характеристика профессии судья позволяет сделать вывод о сложности данной работы. Судья должен жить в напряженной обстановке, действовать исключительно в соответствии с принципами морали, объективности и принципиальности. На него ложится вся ответственность принятого решения, а потому оно должно быть взвешенным и соответствовать установленным законодательным нормам. Он должен быть беспристрастным и справедливым. Профессия судьи ответственна и требует от человека решительности, самостоятельности, справедливости.

Адвокат – юрист, который сдал экзамен на получение статуса адвоката. В его компетенцию входит ведение уголовных дел. Может участвовать в заседаниях по уголовным делам.

Профессия адвоката на сегодняшний день очень востребована в различных областях жизни общества.

Поэтому адвокат должен быть очень современным человеком, что предполагает эрудицию, живой подвижный интеллект и высокую степень образованности.

Что касается человеческих качеств, формирующих характер, то, конечно, адвокат должен быть честным человеком и принципиальным.

Но это очень трудно в современной адвокатской практике.

Поэтому гибкость характера, т.е. умение находить компромисс в непростых ситуациях - тоже очень важная черта характера адвоката

Твердостью, целеустремленностью, уверенностью в себе и своем деле, вдумчивостью и спокойствием. Про наличие ума, знаний, компетентности.

Прокурор – лицо, являющееся государственным обвинителем в судебных органах.

Обладать рассудительностью, находчивостью, аналитическими способностями, азартом игрока, не быть конфликтным и вспыльчивым, а сдержанным, уметь убеждать, быть сильнее "противника, иметь много "побед", доказывающих его профессионализм и уметь располагать к себе подопечного.

Его работа требует от него скрупулезного анализа доказательств, безупречных выводов в результате этого анализа и умения высказывать требования справедливого приговора такими словами, которые были бы понятны и близки массе людей, от имени которых прокурор произносит свою речь.

Синквейн на тему: « Конституция РФ»

  1. Конституция
  2. Прилагательные: хорошая, прекрасная, пятая, демократическая, российская, важная, юридическая, государственная.(2 слова);
  3. Глаголы: обладает, определяет, действует, учит, дарит, воспитывает, устанавливает, гарантирует, обязывает, защищает, обязывает, охраняет.(3 слова);
  4. Ключевая фраза: основной закон государства, хорошо бы все соблюдали, закон суров, но это закон, конституция - это основа законодательства (1 ключевая фраза);
  5. Слово синоним: необходимость, писанный акт, закон, учится, основной закон государства.

Синквейн на тему: « Конституция РФ»

  1. Конституция
  2. Прилагательные: хорошая, прекрасная, пятая, демократическая, российская, важная, юридическая, государственная.(2 слова);
  3. Глаголы: обладает, определяет, действует, учит, дарит, воспитывает, устанавливает, гарантирует, обязывает, защищает, обязывает, охраняет.(3 слова);
  4. Ключевая фраза: основной закон государства, хорошо бы все соблюдали, закон суров, но это закон, конституция - это основа законодательства (1 ключевая фраза);
  5. Слово синоним: необходимость, писанный акт, закон, учится, основной закон государства.

Синквейн на тему: « Конституция РФ»

  1. Конституция
  2. Прилагательные: хорошая, прекрасная, пятая, демократическая, российская, важная, юридическая, государственная.(2 слова);
  3. Глаголы: обладает, определяет, действует, учит, дарит, воспитывает, устанавливает, гарантирует, обязывает, защищает, обязывает, охраняет.(3 слова);
  4. Ключевая фраза: основной закон государства, хорошо бы все соблюдали, закон суров, но это закон, конституция - это основа законодательства (1 ключевая фраза);
  5. Слово синоним: необходимость, писанный акт, закон, учится, основной закон государства.

С помощью текста п. 2 параграфа 7 учебника и рабочего материала составьте словесный портрет судьи, выдели главные черты и качества.

С помощью текста п. 2 параграфа 7 учебника и рабочего материала составьте словесный портрет адвоката, выдели главные черты и качества.

С помощью текста п. 2 параграфа 7 учебника и рабочего материала составьте словесный портрет прокурора, выдели главные черты и качества.

С помощью текста п. 2 параграфа 7 учебника и рабочего материала составьте словесный портрет прокурора, выдели главные черты и качества.

Общество нуждается в порядке, потому что каждому человеку хочется жить в комфортных условиях. Беспорядок приведет к тому, что права и свободы граждан будут нарушены. В таком случае жизнь станет невыносимой и даже опасной.

Законы играют важнейшую роль в жизни общества. Они устанавливают рамки дозволенного, регламентируют, как нужно себя вести и позволяют сохранить порядок и благополучие.

Почему законопослушный человек вызывает уважение? В каком случае наказание считается справедливым?

Законопослушный человек вызывает уважение, потому что он показывает пример того, как нужно себя вести. Он вежливо относится к другим людям, бережет природу и уважительно относится ко всему, что его окружает, поэтому тоже заслуживает уважения к себе.

Наказание считается справедливым только в том случае, если человек действительно виновен. Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

В каких детских играх есть правила, напоминающие первобытно табу? А существуют ли подобные правила в нашей повседневной жизни?

Табу существует во многих детских играх. Например, в игре «Молчанка» есть запрет на то, чтобы произносить какие-то слова и звуки. В игре «Прятки» тому человеку, который водит, нельзя подсматривать, пока остальные ищут места, в которые можно спрятаться. Если не соблюдать эти табу, то играть в игры будет неинтересно.

В нашей повседневной жизни тоже существуют определенные запреты. Нам нельзя переходить дорогу на красный свет, нельзя неуважительно относиться к другим людям, говорить с набитым ртом и многое другое. Большинство запретов прописаны в законах. Человеку нельзя нарушать свободы других людей, например, проникать в чужое жилище или брать чьи-то личные вещи без разрешения.

Как ты думаешь, можно ли назвать любителями спорта болельщиков, которых изобразил художник? Почему поход на стадион закончился для них в отделении внутренних дел?

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 6

Я считаю, что таких болельщиков нельзя назвать любителями спорта. Художник изобразил ребят, которые распивают спиртные напитки, ломают мебель и ведут себя неуважительно по отношению к окружающим. Такое поведение является проявлением дурного тона с их стороны и нарушением общественного порядка. К тому же спортсмены предпочитают здоровый образ жизни, а такие болельщики нарушают его, а значит, не могут называться любителями спорта.

Поход на стадион закончился для ребят доводом в полицию, потому что они провинились перед окружающими. Они нарушили общественный порядок и теперь должны отвечать за свои поступки перед законом. Любое нарушение правил карается наказанием, которое каждый преступник должен исполнять.

Почему профессия юриста требует гуманного отношения к людям, а подчас и мужества?

Профессия юриста, как и любая другая специальность, требует гуманного отношения к людям. Мы должны в любом случае уважать точку зрения других людей, их права и свободы. Порядочное и доброжелательное отношение к людям позволяет формировать человеческие отношения, избегать конфликтов и добиваться успехов в совместных делах.

Профессия юриста требует наличия такой черты характера, как мужество. На них может оказываться давление как со стороны обычных граждан, так и со стороны государственной власти. Юристы отстаивают законы и уважают любые решения суда, даже если с ними не согласны их подчиненные. За это их часто подвергают травле со стороны высших чинов, и они должны быть мужественными, чтобы справляться со всеми трудностями на их карьерном пути.

Может быть, малолетние нарушители закона действительно не осознают, что наносят вред людям? Нужно ли наказывать таких «несмышленышей»? Что ты об этом думаешь?

Возможно, некоторые люди, и в том числе дети, не знают некоторых законов, поэтому не понимают, как действовать правильно. Я считаю, что они должны думать перед тем, как что-то сказать или сделать. В случае сомнительных ситуаций стоит обратиться к старшим за советом и узнать, можно ли поступать так, как тебе хочется. На мой взгляд, незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому даже «несмышленыши» должны отвечать за содеянное.

Правоохранительные органы учитывают различные факторы и подбирают такое наказание, которое заслуживает человек. Поэтому даже если малолетние нарушители не знают, что так нельзя поступать, они получают на суде урок, который на всю жизнь показывает им, что нужно хорошо подумать перед тем, как что-то сделать.

Задание 1. Кого называют законопослушным человеком?

Законопослушный человек – это такой человек, который прилежно исполняет все законы. Он не заходит за рамки дозволенного, уважает чужое мнение и прислушивается к правилам, описанным в государственных документах.

Законопослушные люди несут огромную пользу общества, показывая пример подрастающему поколению и проявляя активность в общественных делах. Благодаря таким людям, жизнь в стране становится лучше и качественнее.

Задание 2. В чём коварство мелкого нарушения порядка? Объясни на примере.

Коварство мелкого нарушения заключается в том, что на него в большинстве случае «закрывают глаза». За небольшое нарушение порядка человеку может не грозить наказание, поэтому у него может сложиться ошибочное впечатление о том, что он не может быть наказан.

В качестве примера можно привести поведение некоторых подростков. Молодые люди и девушки могут проявлять неуважение к старшим и грубить им. В таком случае взрослый человек может сослаться на переходный возраст и не делать замечаний подростку, закрыв глаза на его некультурное поведение. Девушка или парень задумаются о том, что значит так можно себя вести с окружающими и будут продолжать грубить всем подряд. Это поведение может перерасти в серьезные конфликты и проблемы с законом.

Задание 3. По каким признакам определяют противозаконное поведение?

Противозаконное поведение определяется двумя признаками. Во-первых, оно не соответствует тому, что написано в законе. А во-вторых, оно наносит вред окружающему миру.

Задание 4. Какое наказание считается справедливым?

Наказание для правонарушителя подбирается в соответствии с тяжестью причиненного им вреда обществу. Например, за проезд без билета пассажир получит меньшее наказание, чем тот, кто совершил крупное ограбление в магазине или банке. В таком случае наказание считается справедливым.

Задание 5. Почему все нарушения разделяют на разные группы? Какая разница между этими группами?

Все нарушения разделяются на разные группы, потому что причиняют разную тяжесть окружающему миру. Одни люди ведут себя противозаконно, но при этом наносят малый вред обществу, а другие – покушаются на жизни людей.

Отсюда выделяют две основные группы противозаконного поведения: проступки и преступления. Проступки – это мелкие нарушения, которые наносят небольшой ущерб обществу. Это может быть нарушение тишины в ночное время, нецензурное общение в общественном месте или незначительные нарушения правил дорожного движения. За проступки люди несут ответственность, но она выражается замечаниями и штрафами. Преступления наносят более опасный ущерб окружающему миру. Они могут быть направлены против здоровья и жизни отдельных лиц, нарушать свободы граждан и подрывать безопасность общественного порядка. Обычно преступления караются более жестко и по степени тяжести классифицируются в специальных документах. Уголовный кодекс нашей страны позволяет узнать, какое наказание может получить преступник за то или иное нарушение закона.

Задание 6. Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям? Чего хочет добиться государство, наказывая несовершеннолетних нарушителей?

Закон справедлив для всех, независимо от возраста граждан. Малолетние нарушители точно так же должны нести ответственность за свои поступки и исполнять наказание, которое им выдвигает суд.

Государство тем самым хочет пресечь любые попытки нарушений и добиться общественного порядка. Наказывая малолетних нарушителей, правоохранительные органы проводят им урок правильного поведения и заставляют задуматься над своими словами и поступками. В дальнейшем, предполагается, что люди будут вести себя более осознанно.

В классе и дома

Задание 1. Ты знаешь, что бывает поведение, которое вызывает моральное осуждение. Но есть и такое, за которое наказывает закон. Как ты думаешь, чем моральное осуждение отличается от наказания по закону?

Моральное осуждение отличается от наказания по закону по степени тяжести. После осуждения человек задумывается над своим поведением, анализирует его и понимает, что в других подобных случаях так поступать не нужно.

Задание 2. Французский учёный Пьер Буаст (1765—1824) призывал «всегда соизмерять наказания с нарушениями, иначе они будут мщением». Подумай, к чему призывал учёный. Какое слово ты употребишь, чтобы выразить мысль о соответствии наказания преступлению? Найди в тексте фразу, подтверждающую это мнение.

Ученый Пьер Буаст призывал к тому, чтобы справедливо оценивать нарушения и правильно подбирать к ним наказания. В противном случае преступник будет ощущать несправедливость по отношению к себе и думать, что ему мстят. Возможно, в таком случае его поведение станет более агрессивным и после отбывания наказания он назло захочет повторить свое преступление, но произвести его в более тяжкой форме.

Для того чтобы выразить мысль о соответствии наказания и преступления, я употреблю наиболее подходящее к данной ситуации слово – соизмерно.

Задание 3. Представь ситуацию. Ребята повздорили, и один сильно толкнул другого. У него упали и разбились очки. Какие последствия могут наступить после этого для толкнувшего? Почему ты так считаешь? Найди в тексте фрагмент, который подтвердит твою мысль.

После конфликта толкнувший может, как минимум, почувствовать себя неловко за свое поведение. Ему будет стыдно за то, что он не только обидел оппонента, но и нанес ему материальный ущерб. В свою очередь тот, кого обидели, может обратиться в правоохранительные органы с жалобой и потребовать уплату штрафа от обидчика.

Я считаю, что так может произойти, потому что обидчик нарушил право другого человека на неприкосновенность к личным вещам и мог нанести серьезный ущерб его здоровью. За такой проступок он должен отвечать перед законом, потому что его противозаконное поведение могло привести к несчастному случаю. Любые подобные проступки и преступления должны быть оценены в соответствии с законом, и правонарушитель должен понести наказание за содеянное.

Задание 4. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. Как ты оцениваешь этот поступок: как мелкое нарушение порядка или как нарушение закона? Объясни.

Я оцениваю такое поведение, как нарушение закона. Со стороны может показаться, что это всего лишь шалость, потому что парень побаловался и испортил крыло автомобиля, которое можно заменить. Но при этом человек нанес ущерб личному имуществу другого, а то есть посягнул на права и свободы этого гражданина.

Задание 5. Ребята заспорили. Один говорит: «Кому нет 16 лет, тому ничего не будет, даже за очень серьёзное нарушение». Другой отвечает: «Нет, будет, за очень серьёзное — будет». Кто из них прав? Объясни.

Я полагаю, что прав второй спорящий. За серьезное и даже мелкое нарушение человек будет нести ответственность в любом возрасте. За детей в малом возрасте отвечают их родители, поэтому их преступления не остаются безнаказанными, даже несмотря на их юный возраст.

Закон – это правило, которое устанавливается государством. Государство берет на себя обязанность охранять законы. Опричнина – это часть государственной политики, установившаяся на территории нашей страны в годы правления Ивана Грозного. Суть опричнины заключалась в конфискации имущества и земель феодалов в пользу государства, ослаблении независимости бояр и князей и усилении царской власти.

Период подобного режима правления негативно отразился на истории России. Экономика государства была сильно ослаблена, что привело к разорению крупных экономических районов. Крестьяне подверглись еще большему закрепощению, и их права были сильнее угнетены.

Нередко приходится слышать, что законы должны знать специалисты, а обыкновенному человеку это не нужно. Законы часто меняются, за всем не уследишь. Зачем, по твоему мнению, нужно изучать законы?

Законы должны знать все люди, независимо от профессии. Незнание законов не освобождает людей от ответственности. Те, кто читает и изучает правила поведения, знают, как поступать в конкретной ситуации так, чтобы не причинить вред окружающему. Без знания законов в стране не будет порядка.

Чем грозило государству отсутствие законной власти?

Отсутствие законной власти грозило бы государству ослаблением экономики и потерей независимости. Люди бы перестали придерживаться законов и правил, что привело бы к беспорядкам в стране.

Каждый человек не смог бы чувствовать себя комфортно, потому что его права были бы нарушены, так как окружающие действовали бы исключительно в своих интересах. Без законной власти, осуществляющей регулирование порядка, не может существовать государства.

Почему можно говорить о том, что законы помогают установить справедливость в обществе?

Законы написаны для всех людей, поэтому и следовать им должны все граждане государства. Таким образом, все жители одного государства становятся равными. Между гражданами одинаково распределены обязанности и права.

Каждый человек в одинаковой мере равен перед судом, имеет право на жизнь, жилище, свободу слова. В то же время каждый должен выполнять ряд обязанностей, например, беречь природу. Отсюда можно сделать вывод о том, что законы действительно позволяют установить в обществе справедливость.

Почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Почему афиняне поставили памятник Сократу? Они хотели воздать должное его философским заслугам или его верности закону? Как ты думаешь?

Сократ отказался бежать из тюрьмы, потому что он уважал и соблюдал законы, установленные в обществе. По мнению философа, общество не может существовать в тех условиях, при которых решения суда не имеют никакой силы. Он не хотел подавать дурной пример подрастающему поколению, поэтому предпочел повиноваться закону и принять чашу с ядом.

Афиняне воздвигли памятник Сократу за его мужество и верность перед законом. Человека оклеветали, за что привели в суд и привлекли к смертной казни. При этом он не посмел сбежать из тюрьмы и выполнил указание, данной судом. Кроме того, философские заслуги Сократа тоже не были забыты. Афиняне решили воздвигнуть памятник в честь мыслителя, чтобы передать потомкам информацию о великом мудреце и мужественном человеке.

Как ты оцениваешь поступок Сократа, принявшего яд по приговору суда? Почему Сократ не мог поступить иначе?

Я считаю, что Сократ поступил правильно. Он предстал перед судом, услышал приговор и должен был принять его, так как именно такие порядки прописаны в законе. Философ поступил в соответствии с законом. Он уважал решения суда и не мог поступить иначе из-за принципов.

Задание 1. Почему человеческому обществу нужен порядок? Как его установить?

Человеческому обществу необходим порядок для комфортных условий проживания. Когда на улице царит хаос, жизнь человека ставится под угрозу. Если каждый действует в своих интересах, то не исключается, что кто-то пойдет грабить или убивать ради собственной выгоды.

Для того чтобы установить порядок в обществе, нужно каждому члену общества ознакомиться со всеми законами, правами и обязанностями и соблюдать их. Специальный орган власти устанавливает законы, а правоохранительные органы занимаются контролированием соблюдений этих правил. В случае нарушения порядка граждане могут нести как административную, так и уголовную ответственность.

Задание 2. В чём состоит смысл понятия «справедливость»? Почему люди к ней стремятся?

Справедливость – это такой исход событий, при котором каждый человек получает то, на что он имеет право. Люди стремятся к ней ради установления порядка в обществе. Когда сильный обижает слабого – это не только беспорядок, но и несправедливость. Людям, которые не могут постоять за себя неприятно и обидно становится объектами травли невоспитанных людей.

Задание 3. Каков наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?

Надежный способ установить справедливость в обществе – это законы. Они позволяют создать баланс между разными группами людей за счет уравновешивания их прав. В нашей стране у всех граждан есть одинаковые права и обязанности, из-за чего все считаются равными.

Задание 4. Как философы и юристы объясняют смысл понятия «свобода»?

Философы считают, что свобода – это возможность действовать так, как хочется, то есть отсутствие каких-либо стеснений. Иными словами, свобода – это синоним к слову «воля», что подразумевает простор в поступках, отсутствие каких-либо указаний.

Юристы имеют немного другую формулировку данного понятия. По их мнению, свобода – это возможность свершать любые действия в соответствии с законами.

Задание 5. Как ты думаешь, почему свобода не может быть безграничной?

Свобода не может быть безграничной, потому что люди начнут позволять себе все, что хотят без размышлений над последствиями. Например, человек зайдет в магазин, возьмет с прилавка телефон и уйдет. В свое оправдание он может сказать, что он свободен, и волен делать все, что ему пожелается.

В случае если свобода будет безграничной, закон не сможет противостоять мнению этого человека. При этом его поступок приравнивается к преступлению и должен быть наказан.

Свобода не может быть безграничной, потому что иначе она сможет привести к беспорядкам и хаосу.

В классе и дома

Задание 1. После урока ребята говорили о судьбе Сократа. Сергей заявил, что Сократ всё-таки должен был послушаться совета своих друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осуждён несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты дал бы Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.

Я бы ответил(а), что Сократ поступил правильно. Он не сбежал из тюрьмы, потому что прислушивался к законам. Кроме того, философа обвиняли в том, что он негативно влияет на современную молодежь.

Если бы он совершил побег, он бы только доказал, что не уважает мнение суда и власти, и тогда все обвинения в его сторону были бы справедливыми, и он бы действительно подал дурной пример молодым людям.

Задание 2. Ребята как-то заспорили. Лена сказала, что закон нельзя нарушать потому, что это нарушает справедливость. Борис ответил ей: «Нет, нарушение закона недопустимо, так как вредит порядку в обществе». Как ты считаешь, кто прав?

Я считаю, что правы оба ребят.

По словам Лены, закон нельзя нарушать, потому что это нарушит справедливость. Это действительно так, например, если человек проникнет в чужой дом, то он не только нарушит закон, но и нарушит право жильца дома на неприкосновенность жилища. То, что хочется сделать одному в угоду себе, будет несправедливым по отношению к другому.

Борис полагает, что нарушение закона вредит порядку в обществе. Это правильные слова, потому что без законов люди начнут делать то, что придет им в голову – убивать, грабить, вести себя некультурно. Такое поведение нарушит общественный порядок и уничтожит комфортные условия жизни.

Задание 3. Английский учёный и философ Френсис Бэкон (1561 — 1626) писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не даёт им наносить вред». А как ты думаешь, каким способом общество может защитить справедливость от человеческих пороков?

В мире существует большое количество человеческих пороков, победить которые люди самостоятельно не могут. Для того чтобы не нарушать справедливость и сохранять ее, в обществе устанавливаются законы, правила поведения, нормы морали.

Органы власти следят за поведением людей, и в случае, если оно нарушает справедливость, права или свободы другого, к преступнику применяют санкции.

Задание 4. В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы — это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.

Я поддерживаю точку зрения Виктора. На мой взгляд, в случае нарушения законов к преступнику нужно применять наказания, которые могут доходить до ограничения свободы. Оставлять нарушителя безнаказанным несправедливо, поэтому справедливость требует ограничения свободы.

В словах Наташи тоже есть доля правда. Ограничение свободы по незаконным причинам является несправедливостью. Человек с рождения имеет неотчуждаемое право на свободу, поэтому не может лишиться ее без весомых на то причин (нарушение общественного порядка).

Задание 5. Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи примеры. Каковы могут быть последствия нарушений?

Я полагаю, что расхождения между законами и реальной жизнью бывают, иначе бы люди не стремились и дальше бороться за справедливость. Некоторые индивиды совершают преступления, нарушая написанные и закрепленные в специальных документах законы. За это они в большинстве случаев несут наказания, которые подбираются в соответствии с Уголовным и Административным Кодексами.

Я несколько раз в своей жизни встречался(лась) с нарушением закона, которое проявлялось в сознательной форме. Когда я ехал(а) в общественном транспорте в школу, я заметила, как один парень не оплатил проезд. Он доехал до своей остановки и спокойно вышел, не чувствую вины за свой проступок. Кроме этого, я часто вижу, как люди стремятся быстрее перейти дорогу и либо делают это в неположенном месте, либо перебегают на красный свет светофора.

Последствия таких нарушений могут грозить различными санкциями. За проезд без оплаты парень мог получить штраф, и тогда ему пришлось бы отдать еще больше денег государству, чем стоит один проезд в автобусе. За несоблюдение правил дорожного движения люди так же могут получить административные санкции в виде штрафов. Но самое страшное, что пересекая дорогу в неположенном месте, они не только нарушают закон, но и ставят под угрозу свое здоровье, а так же судьбу и жизнь водителей.

Задание 6. Используя ресурсы Интернета, подбери высказывания великих людей о справедливости, свободе и общественном порядке. Составь свою электронную мини-энциклопедию мудрых мыслей.

Паскаль: «Справедливость должна быть сильной, а сила должна быть справедливой». Фридрих Ницше: «Давать каждому свое – это значило бы: желать справедливости и достигать хаоса». Федор Михайлович Достоевский: «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее».

Аристотель: «Государственным благом является справедливость».

Цицерон: «Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом».

Виктор Гюго: «Быть добрым совсем не трудно, трудно быть справедливым».

Пифагор: «Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым».

Платон: «Трудно и потому особенно похвально — прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость».

Фридрих Ницше: «Невозможно быть свободным от того, от чего убегаешь».

Альберт Камю: «Свободен тот, кто может не врать».

Аврелий Августин: «Тот, кто добр – свободен, даже если он раб; тот, кто зол – раб, даже если он король».

Максим Горький: «Чем меньше человеку нужно – тем более он счастлив, чем больше желаний – тем меньше свободы».

Роль права в жизни человека, общества и государства достаточно многообразна: закрепление основ существующего строя, регулирование общественных отношений и их развитие, упорядочивание взаимоотношений между субъектами и стимуляция их активности и эффективности, формирование критериев для оценки правомерности и неправомерности тех или иных действий со стороны людей и их объединений, воспитание и развитие в людях чувства гуманизма и справедливости.

Каковы основные виды юридической ответственности?

Конституционная — Нарушение конституционных норм; Конституционный Суд; роспуск парламента, импичмент президента и др.
Материальная — за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации; возлагает администрация предприятия, учреждения, организации; штраф, возмещение убытков и др.
Дисциплинарная — за нарушение трудовой, учебной, воинской и служебной дисциплины; руководитель учреждения, предприятия; предупреждение выговор, строгий выговор, увольнение
Гражданско-правовая- за нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедоговорного вреда; суд, административный орган; возмещение вреда, штраф
Административная — за административные проступки; административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т. д.; предупреждение , штраф, лишение специального права, конфискация, административный арест
Уголовная — за преступления; суд; лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т. п.
Процессуальная — за нарушения правил совершения правосудия; суд; удаление из зала суда, арест за дачу ложных показаний и др.

Какие способы защиты прав человека существуют в РФ?

В нашей стране на уровне законодательства признаются и защищаются все основные права человека, гарантированные на международном уровне. Основным способом защиты нарушенных прав является обращение в суд, в том числе Конституционный суд РФ. Кроме того, любой человек вправе обратиться в международные инстанции.

МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВА :

Познакомьтесь с деятельностью участкового уполномоченного полиции.

Узнайте фамилию, имя и отчество вашего участкового уполномоченного полиции.

Выясните адрес участкового пункта полиции, рабочий телефон и график работы участкового уполномоченного полиции.

Вместе с учителем и одноклассниками договоритесь о встрече с участковым уполномоченным полиции.

Расспросите участкового уполномоченного полиции об основных направлениях и задачах его деятельности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов?

Самой главной и основной задачей, которая стоит перед сотрудниками правоохранительных органов является обеспечение общественного порядка и безопасности граждан.

Какие органы относят к правоохранительным?

Правоохранительные органы — обособленная группа государственных органов, осуществляющая деятельность по защите прав и свобод человека, охране правопорядка и законности в обществе и государстве. К правоохранительным органам Российской Федерации относятся: суд, прокуратура, полиция, Федеральная служба безопасности (ФСБ), Федеральная Служба Охраны (ФСО) и т. д.

Каковы основные направления деятельности полиции?

К основным направлениям деятельности относятся: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере частной детективной (сыскной) деятельности; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

К правоохранительным органам. Российской Федерации относятся: суд, прокуратура, полиция, Федеральная служба безопасности (ФСБ), Федеральная Служба Охраны (ФСО) и т. д.

Какие задачи они решают?

Правоохранительные органы решают следующие задачи:

- выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации
- надзор за процессом правоприменения
- правильное применение закона, обеспечение его верховенства

- оказание юридической помощи гражданам и организациям

МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВА:

В российском обществе неоднозначное отношение к суду присяжных. Некоторые граждане считают его гарантом вынесения справедливого решения, другие больше доверяют профессиональным судьям.

Выясните отношение ваших близких, знакомых к суду присяжных:

Знают ли ваши близкие, знакомые о том, в каких случаях в нашей стране созывается суд присяжных?

Суд присяжных созывается в случае рассмотрения дел по уголовным делам, при котором вопросы факта, то есть вопросы о том, было или не было совершено само преступление, совершил ли подсудимый данное преступление, в том числе виновен ли подсудимый в его совершении, заслуживает ли он прощения, решают не профессиональные судьи-юристы, а коллегия присяжных, из чего собственно и название "Суд присяжных", сформированная методом случайной выборки.

Готовы ли ваши близкие, знакомые выступить в роли присяжных заседателей? Как они аргументируют свою позицию?

Нет, не готовы. Это большая ответственность - решать судьбы людей.

Различается ли, по мнению ваших близких, знакомых, степень справедливости решения суда присяжных и профессионального судьи? Как опрошенные вами аргументировали своё мнение?

По мнению моих знакомых, да. Зачастую одного из участников можно подкупить, и тогда решение будет не таким справедливым. Более того, присяжные могут не иметь столь обширных юридических знаний и подробностей дела, как профессиональный судья, и могут судить не по фактам, а по общей картине, которую они узнают.

Сформулируйте результаты своего исследования.

Решать судьбу подсудимого должен профессиональный судья с большим стажем, а не суд присяжных.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Какие задачи призван решать суд?

Основными задачами Суда является: Разрешение различных разногласий между физическими, юридическими и государственными лицами, вынесение приговоров, жалований, признание того или иного закона не действительным, если таковой противоречит принципам Конституции РФ.

Как устроена судебная система РФ?

Судебная система РФ – система специализированных органов государственной власти, осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации.

Система судов РФ имеет три ветви: Конституционный суд, суд общей юрисдикции и арбитражный суд.

Раскройте основные принципы судопроизводства в РФ.

Основные принципы судопроизводства:
1)осуществление правосудия только судами;
2)независимость судей;
3)равенство всех перед законом и судом;
4)законность и справедливость;
5)гласность и открытость;
6)непосредственность;
7)состязательность и равноправие;
8)соблюдение разумных сроков судопроизводства.

В каких случаях созывается суд присяжных?

Суд присяжных созывается в случае рассмотрения дел по уголовным делам, при котором вопросы факта, то есть вопросы о том, было или не было совершено само преступление, совершил ли подсудимый данное преступление, в том числе виновен ли подсудимый в его совершении, заслуживает ли он прощения, решают не профессиональные судьи-юристы, а коллегия присяжных, из чего собственно и название "Суд присяжных", сформированная методом случайной выборки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: