Коррупция как симптом общественной и государственной дисфункции

Обновлено: 25.04.2024

Коррупция такое же древнее явление, как и социальный порядок, управляющий жизнью людей. И так же давно люди пытаются найти причины коррупции и способы ее ограничения. Великий китайский реформатор Ванг Анши (1021-1086гг.) в своих трудах о коррупции отмечал два ее источника: «плохие законы и плохие люди».

Ученый четырнадцатого века Ибн Хальдун известен не только как основатель научной теории и социологии, но и как исследователь коррупции. Принципы коррупции он видел в страсти элит к роскошной жизни. Он указывал на то, что коррупция приводит к экономическим трудностям, а последние, в свою очередь, способствует росту коррупции. Коррупция, если она специально не ограничивается, не может уменьшаться. Ее естественное состояние – рост.

Коррупция существует постольку, поскольку должностное лицо может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, должностное лицо также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник — государственная казна, если не законен — то это собственность того лица, которого пытается обобрать должностное лицо. Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Этого условия достаточно, чтобы характеризовать такое явление как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Между этим явлением и коррупцией грань весьма размытая. Очень редко должностное лицо может извлечь незаконную выгоду из своего служебного положения, действуя изолированно, не вовлекая в свою противоправную деятельность других людей, как это бывает, например, при сокрытом от других присвоении не принадлежащих чиновнику средств (можно напомнить об использовавшемся ранее термине «казнокрадство»). В таких случаях обычно не говорят о коррупции.

Чаще бывает по-другому. Ниже приведено несколько примеров, которые можно отнести к ситуациям, обычно описываемым термином «коррупция».

1. Когда командующий округом строит себе дачу за счет государственных средств (материалы, техника, военнослужащие), он действует не один и попадает в определенную зависимость от других лиц, вовлеченных в строительство и его обеспечение. Как правило, используя свою власть для незаконного получения материальных благ, руководитель вынужден расплачиваться за это с «подельниками» незаконным продвижением по службе, премиями или другими способами. Эта ситуация ближе к общепринятому представлению о коррупции, потому что в ней участвует не один человек, а целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.

2. Когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (скажем, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса) создает для этого искусственные незаконные преграды, он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки, что часто и происходит. Эта ситуация также ближе к традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки. В старой российской юриспруденции такое поведение называли мздоимством.

3. Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например - фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

4. Наконец, бывают ситуации, когда чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Обычно это случается с уже затянутыми в преступную деятельность чиновниками, которые, поддаваясь давлению, фактически получают одну простую выгоду — их не разоблачают.

Надо иметь в виду, что этим перечислением не исчерпывается феномен коррупции

Полезно различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, — это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Здесь, действительно, есть все характерные признаки коррупции, за исключением того, что присутствовало выше — должностного лица. Избиратель обладает по конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения — голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.

В России долгое время отсутствовало единое понятие коррупции. Отечественное законодательство, являющееся, как правило, источником , такое понятие не использовало, тогда, как в российской юридической науке существовало и существует многообразие подходов к его определению. Кроме того, происходило постоянное изменение границ понятия «коррупция» под влиянием международного права, крайне озабоченного распространение коррупции в мире и пытающегося найти новые подходы к этой проблеме, в том числе путем расширения самого понятия.

Сравнительно недавно наиболее распространенным определением коррупции было следующее: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Данное определение содержалось в Справочном документе о международной борьбе с коррупцией, подготовленном Секретариатом ООН (1995г.), и было воспринято российской криминологической наукой, а также специалистами других отраслей знаний. При этом устоявшимся подходом к пониманию коррупции является представление о том, что «коррупция – скорее, синтетическое социальное или криминологическое понятие, чем правовое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных видов. Поэтому отечественные криминологи нередко используют собирательное понятие «коррупционная преступность» как синоним термина «коррупция». Под коррупционной преступностью понимается совокупность преступлений коррупционного характера, характеризующихся подкупом, продажностью государственных, иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей».

«Коррупция в узком смысле – явление, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения. В коррупцию всегда вовлечены две стороны: тот, кто покупает, и тот, кто, будучи подкуплен, действует вразрез со своим служебным долгом. Наряду с коррупцией в узком смысле существует взяточничество и самостоятельное чиновничье предпринимательство. Взяточничество отличается от коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения. Взяточничество порождается неопределенностью обязанностей чиновника, дефицитом (часто искусственно созданным) административных и финансовых возможностей государства ».

Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" впервые закрепляет определение понятиям «коррупции» и «противодействие коррупции». Согласно ст. 1 вышеуказанного закона, коррупция -

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией).

Резюмируя вышеизложенное, подтверждается тезис о том, что коррупция имеет все необходимые признаки для признания ее в качестве социального явления, поскольку коррупция затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и отдельно взятой Личности; коррупция оказывает влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства; коррупция влияет на государственно-правовые механизмы, а также воздействует на общественные и, личные взгляды, формирует определенные морально-нравственные установки и критерии в обществе и др. В этом, собственно, и проявляется социальная опасность коррупции. Таким образом, при выработке более эффективных методов предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы необходимо учитывать социальную природу этого явления.

На сегодняшний день тема коррупции в России, в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, что бы, наконец, с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме. По оценкам, в разных отраслях разворовывается от 20 до 60 процентов бюджетных средств. Однако, по одним из последних данных индекс восприятия коррупции в России (характеризующий уровень коррупции в стране) в 2011г. равен 2.4, и Россия занимает 143 место из 182 (Составляется компанией «Transparency International»)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Определение «социального института», его признаки, функции, дисфункции……………………………………………………………………3
Анализ дисфункций института образования. Коррупция, её проявления, причины………………. 7
Заключение…………………….…………………………………………….20
Литература…………………………………….………………………….….21

Прикрепленные файлы: 1 файл

Тема 73. Коррупция как проявление дисфункции социального института образования.docx

На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

общественное осознание опасности коррупции и ее последствий;

предупреждение и предотвращение коррупции;

верховенство закона и защита прав граждан.

Главная задача для структур гражданского общества заключается в осуществлении общественного участия в процессе подготовки, обсуждения, принятия и контроля исполнения властных решений. Предотвращать и предупреждать коррупцию гораздо эффективнее, чем бороться с ее последствиями. Действия властей в этом направлении на сегодняшний день представляются крайне неэффективными: отсутствует политическая воля, действия их случайны и непоследовательны. Для предупреждения коррупции необходимы системные, комплексные, согласованные меры по двум главным направлениям:

принимать такие законодательные акты, чтобы возможность возникновения коррупции при их исполнении была бы минимальной.

создавать условия для возникновения общественного участия в процессах предотвращения коррупции, развивать его и повышать его эффективность.

При этом оба направления тесно переплетаются, предполагают скоординированные действия всех трех секторов, главным является второй пункт, но для его реализации также необходимо вносить изменения в законодательство. Но при всём этом существуют основы, без которых коррупцию победить невозможно:

независимые средства массовой информации;

честная политическая конкуренция.

Конечно же, коррупцию невозможно искоренить одним махом. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение, и разрабатываются различные стратегии, что немаловажно. Первый шаг – осознание вреда коррупции – уже сделан в России. Следующий шаг предполагает еще более решительные действия, направленные на глубокую реформу основ организации и функционирования политической и экономической систем.

Итак, на данный момент в России коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.

Просматривая историю появления и развития коррупции в нашей стране можно с уверенностью сказать, что данное явление – проявление дисфункциональности социального института. Ведь социальный институт - исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах морали (нравственности), права система общественных отношений. А взяточничество в нашем народе существовало чуть ли не с самого начала образования Русского государства. Изначально коррупция считалась само собой разумеющимся делом, что и сказалось в последствии.

В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания.

Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства.

Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Конечно же, ее нельзя устранить за один день, но все-таки должны осуществляться действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что не маловажно. Можно сказать, что первый шаг - осознание вреда коррупции - уже сделан в России. Теперь дело стоит за правительством и самим президентом.

1. Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и системное решение// Сервер центра «Стратегия», 2001 г.

3. Замятина Т. Россия и коррупция: кто кого? (интервью с президентом фонда ИНДЕМ Г. Сатаровым)// Эхо планеты, 2002 г., № 50

4. Коррупция: политические, экономические и правовые проблемы.- М., 2001 г.

5. Прокопенко Л. Коррупция как общественное явление// Утро: еженедельная электронная газета, 2000 г., 4 июля.

6. Сатаров Г. А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции// Общественные науки и современность, 2002 г., № 6

8. Симония Н. Особенности национальной коррупции// Свободная мысль – XXI, 2001 г., № 7

9. Тогонидзе Н. В. Административно-правовые проблемы предупреждения коррупции и организованной преступности// Государство и право, 2002 г., № 50

Антикоррупционное воспитание на уроках истории и обществознания (выступление на заседании МО).

В российской системе образования коррупция рассматривается как одно из преступлений, свойственное, прежде всего миру взрослых, финансово независимых людей . Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет угрозу национальной безопасности, порождает необходимость антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы воспитания. В начале учебного года письмо отдела образования предписывало школам начать работу по формированию антикоррупционного востипания. Опыт решения подобных воспитательных задач в России в последние годы (антинаркотическое воспитание, половое воспитание) показывает неэффективность приоритетного использования информационно-просветительского метода. Увеличение числа лекций и бесед по проблемам коррупции будет лишь способствовать знанию учащихся о данном явлении, но не отказу от коррупционных действий в будущем.

Разделы

Темы

Включение

антикоррупционной тематики

Всеобщая история

История Древнего мира

- Цивилизации Древнего Востока

Становление института чиновничества и создание условий для появления и распространения коррупции как социального явления

Духовно-нравственное восприятие антиправового поведения в обществе. Суд Осириса

Формирование правового поля социально-политических отношений. Законы царя Хаммурапи

Системы управления древнегреческими полисами и распределение должностей как основа коррупционных проявлений в обществе

Институт гражданства и его роль в противодействии коррупции

Правовые отношения в древнегреческих полисах. Законы Ликурга, Солона и Перикла

Система управления Древним Римом в эпоху республики, в эпоху империи. Взаимоотношения власти, чиновников и народа

Становление и развитие древнеримского права. Римское право как основной регулятор отношений между властью и обществом

История Средних веков

- Европейские государства в эпоху Средних веков

Система управления в Византийской империи. Донатум и его роль в государственном управлении

Власть монарха в западноевропейских государствах и бюрократия как институты управления ресурсами и их распределением

Городская бюрократия, её роль в жизни города

- Исламский мир в эпоху Средних веков

Неограниченная власть правителя и институт чиновников как её опора

Система управления и её зависимость от власть предержащих

История Нового времени

Влияние бюрократии на экономику в условиях развития промышленности, торговли, банковского сектора. Патенты

Явление фаворитизма. Экономические мошенничества и казнокрадство

Рост духовной культуры, экономической и управленческой грамотности. Статуты регламентов управления

Идея ограничения роли государства в экономике как условие антикоррупционного развития

Идея разделения властей как средства борьбы с государственно-правовыми злоупотреблениями

Начало формирования гражданско-политического самосознания народа как условия формирования правового государства

История Нового времени

- Формирование индустриального общества

Развитие промышленного капитализма и экономической коррупции: экономические махинации, тендеры, подкупы должностных лиц

Развитие управленческого аппарата и рост политической коррупции: фаворитизм, непотизм, лобби

История XX – XXI вв.

- Первая мировая война

- Вторая мировая война

Экономическая коррупция: военные заказы, заказы на поставки, заказы на строительство железных дорог (тендеры и патенты)

Политическая коррупция: непотизм, лоббизм, клиентские связи

История России

История России с древнейших времен до XV в.

- Русь под властью Золотой Орды

- Образование Русского государства с центром в Москве

Система управления Древнерусским государством. Полюдье

Система управления под властью Золотой Орды. Ярлыки на княжение

Судебник 1497 г. Местничество

История России XVI - XVIII вв.

- Российское государство в XVI в.

- Эпоха Смутного времени

- Российское государство во второй половине XVII в.

- Российское государство в XVIII в.

Особенности системы управления государством. Приказы. Судебник 1550 г.

«Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление

Социальные движения. Отмена местничества

Петровские реформы. Создание новой системы управления. Коллегии. Табель о рангах

Промышленное развитие Российской империи и формирование новых социально-экономических отношений. Кумовство. Взяточничество

История России XIX в.

- Отечественная война 1812 г.

- Российская империя в первой половине XIX в.

- Российская империя во второй половине XIX в.

Усиление самодержавной власти и её роли в жизни российского общества. Политика концессий в экономике. Непотизм

Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. Начало формирования гражданского общества в России

История России XX - XXI вв.

- Первая мировая война

- Великая революция 1917 г.

Государственно-монополистический капитализм в России. Сращивание власти и бизнеса. Взяточничество. Непотизм. Лоббизм. Казнокрадство

Рост социальных волнений. Развитие политического самосознания и гражданственности

- СССР в 20-30-е гг.

- Великая Отечественная война

- СССР в 50-80-е гг.

Индустриальное развитие СССР. Сращивание партийного контроля с управленческим аппаратом.

Экономическое планирование и его недостатки. Реформа А. Н. Косыгина

Экономические злоупотребления, коррупционные преступления в советской экономике. Непотизм

Политика приватизации. Первоначальное накопление капитала. Сращивание бизнеса и власти. Сращивание бизнеса и криминала. Сращивание власти и криминала

Формирование системы государственного управления в Российской Федерации, его особенности. Государственные корпорации. Национальные элиты. Непотизм. Лоббизм

Одним из вариантов включения тематики антикоррупционного воспитания в образовательный процесс может быть следующее распределение учебного материала по обществознанию.

Класс

Темы

Включение

антикоррупционной тематики

Человек в социальном окружении

Межличностные отношения и формирование компетенций поведения в условиях конфликтных и антиправовых ситуаций

Структура современного общества

Коррупция как отражение социальной, государственной дисфункции и угроза безопасности Российской Федерации

Человек в социальной и политико-правовой среде

Формирование антикоррупционного мировоззрения личности в системе образования

Формирование антикоррупционной культуры в обществе. Гражданственность

Экономические причины и условия коррупции.

Влияние коррупции на экономику. Экономический лоббизм. Коррупционный протекционизм

Экономические возможности формирования антикоррупционного климата в обществе

Политическая власть и коррупция. Непотизм. Политический лоббизм

Политические возможности формирования в обществе антикоррупционного климата. Правовое государство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка содержит некоторые элементы антикоррупционной программы по обществознанию. Она рассчитана на формирование антикоррупционного мировоззрения старшеклассников.

Просмотр содержимого документа
«Антикоррупционные элементы рабочей программы по обществознанию»

Элементы рабочих программ по обществознанию с целью формирования антикоррупционного мировоззрения учащихся ГБОУ СОШ № 96.

Развитие общества. Коррупционность-характеристика общества и личности.

Главные вопросы экономики. Экономический аспект коррупции.

Мировое хозяйство и международная торговля. Коррупция в международном экономическом сотрудничестве.

Отклоняющееся поведение. Коррупция как разновидность девиантного поведения.

Гражданское общество и государство.

Гражданин и коррупция.

Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие коррупционного правонарушения.

Законодательная власть. Как решить проблему коррупции.

Уголовно-правовые отношения. Анкета, выявляющая отношение подростков к коррупции в РФ.

Что такое общество

Общество и культура. Коррупция как симптом общественной и государственной дисфункции.

Человек как духовное существо. Гражданин и коррупция.

Роль экономики в жизни общества.

Экономический аспект коррупции.

Социальные нормы и отклоняющее поведение. Коррупция как разновидность девиантного поведения.

Социальное развитие и молодежь.

Молодежь и коррупция.

Политика и власть.

Власть и коррупция.

Правоотношения и правонарушения.

Понятие антикоррупционного правонарушения.

Семинар «Современное российское законодательство».

Система антикоррупционного законодательства РФ.

Экономика как хозяйство. Экономический аспект коррупции.

Конкуренция и монополия. Глобальная конкуренция и проблемы коррупции.

Мировая экономика. Коррупция в международном экономическом сотрудничестве.

Современные подходы к пониманию права. Коррупция как социальное явление.

Защита гражданских прав. Явление коррупции в мировой истории.

Общество и человек. Антикоррупционная политика в мире.

Правовое регулирование общественных отношений. Исторический опыт противодействия коррупции.

Формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся как одна из приоритетных государственных задач

Одной из приоритетных государственных задач в настоящее время является формирование у подрастающего поколения антикоррупционного мировоззрения. Это связано с тем, что коррупция выступает в роли существенного барьера на пути развития современного общества, поэтому борьба с ней ведется по различным направлениям: совершенствование законодательства, работа правоохранительных органов и судебной системы, проведение мероприятий, направленных на формирование у граждан нетерпимости к любым формам проявления коррупции.

Для учреждений образования разработаны специальные программы антикоррупционного воспитания, в которых предусматриваются организация и проведение различных мероприятий. Основная их цель – формирование и развитие антикоррупционного мировоззрения у обучающихся. Крайне важным моментом является учет базовых принципов антикоррупционного образования, которые заключаются в преемственности, обеспечении системного подхода, комплексности, интегрированности, партнерстве и превентивности. Кроме того, необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся и использовать компетентностный подход, который позволяет развить у детей критическое восприятие действительности и способствует формированию чувства ответственности за совершаемые действия.

В рамках школьного курса первостепенное внимание обращается на правовое поведение граждан, а также основные ценности гражданского общества. В этой связи основными направлениями антикоррупционного образования считаются:

  • формирование основ правовой культуры;
  • преодоление правового нигилизма;
  • достижение понимания у обучающихся того, что коррупция является противозаконным деянием.

При реализации данного подхода в качестве цели антикоррупционного обучения можно считать формирование антикоррупционного мировоззрения, а также устойчивых навыков антикоррупционного поведения и прочных нравственных основ личности.

Организация борьбы с коррупцией посредством системы образования дополнительно способствует формированию у обучающихся навыков и знаний, которые они смогут использовать для:

  • эффективного противодействия коррупции;
  • развития собственных знаний о своих правах и обязанностях в рамках борьбы с коррупцией.

Наиболее эффективными методами воспитания антикоррупционного мировоззрения считаются:

  • введение в школе факультативных дисциплин, имеющих антикоррупционную направленность;
  • организация систематических встреч с сотрудниками правоохранительных органов, которые непосредственно занимаются антикоррупционной деятельностью;
  • активная и постоянная антикоррупционная агитация.

Реализация антикоррупционного образования в рамках образовательного учреждения может быть как формальной, то есть проводиться непосредственно в ходе урока, так и неформальной, что предполагает проведение различных мероприятий в рамках внеурочной деятельности школьников. В то же время предпочтение стоит отдавать урочным формам деятельности на предметном и метапредметном уровнях.

Оптимальная дисциплина для организации антикоррупционного образования – обществознание. Конечно, для гармоничной интеграции антикоррупционного воспитания в общеобразовательные курсы необходима разработка тематического контекста. Так, проблема коррупции должна изучаться при одновременном рассмотрении вопросов о порядке назначения на государственные должности, а также правовых и этических требований, которые предъявляются к госслужащим.

В этой связи целесообразно проблемы антикоррупционного воспитания вынести в отдельный модуль, например, разработать элективный курс «Основы правоведения», «Право и политика», «Экономика и право» или курсы по антикоррупционной тематике, («Антикоррупционная и правовая культура учащихся»). При этом проблемы коррупции можно обсуждать и при изучении других тем, которые так или иначе касаются данного вопроса. К примеру, в содержание уроков могут включаться следующие вопросы:

  • история возникновения коррупции, причины ее распространения и способы проявления;
  • негативные последствия коррупции в социально-экономической, политико-правовой, духовно-нравственных и других сферах жизни общества;
  • нормативно-правовое и законодательное обеспечение антикоррупционной деятельности.

Реализация метапредметного уровня осуществляется посредством развития антикоррупционного мировоззрения на уроках литературы, истории, мировой художественной культуры. При этом как на предметном, так и на метапредметном уровнях повышенное внимание следует уделять формированию компетенций, которые необходимы для правосообразного поведения. К таковым компетенциям относятся:

  • умение отличать коррупцию от других видов преступлений и распознавать ее как социальное явление;
  • критический подход к анализу и оценке материалов, которые касаются вопросов коррупции;
  • поиск и реализация различных возможностей по снижению уровня коррупции в различных сферах жизни российского общества.

Особое значение придается и формированию мотивации к антикоррупционному поведению, которое должно соответствовать нравственно-правовым нормам общества. Для этого необходимо все элементы антикоррупционного образования рассматривать в их связи с системой практических занятий, различных социальных акций, моделируемых ситуаций и проектно-исследовательской деятельности. Для того чтобы обеспечить деятельностный характер антикоррупционного образования, необходимо применять активные и интерактивные методы, а также групповые формы занятий.

Вопросы по антикоррупционной борьбе, которые включаются в содержание уроков по обществознанию, необходимо рассматривать в контексте происходящих в обществе изменений. В качестве примеров тем для предмета «Обществознания» можно привести следующие:

  1. «Человек как творец и творение культуры»:
  • Антикоррупционное мировоззрение.
  • Коррупционность – мировоззренческая характеристика общества и личности.
  • Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
  • Гражданин и коррупция.

2. «Общество как сложная динамическая система»:

  • Коррупция как симптом общественной и государственной дисфункции.
  • Коррупция как угроза национальной безопасности Российской Федерации.
  • Глобализация как процесс создания новой системы мира.
  • Место России в мире XXI в.

3. «Экономика и экономическая наука»:

  • Коррупция – «рыночный ответ» на слабость государства.
  • Глобальная конкуренция и проблемы коррупции.
  • Коррупция в международном экономическом сотрудничестве.
  • Экономический аспект коррупции.
  • Коррупция как стимул «тенизации» экономики.

4. «Социальные отношения»:

  • Молодежь и коррупция.
  • Статус государственного служащего.
  • Коррупция как разновидность девиантного поведения, как нарушение ролевых функций членов социума под непосредственным влиянием частных интересов.

5. «Политика как общественное явление»:

  • Политические цели и средства их достижения.
  • Коррупция как способ борьбы за власть, как способ существования власти.
  • Коррупция и избирательный процесс.
  • Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ.
  • Роль гражданского общества в противодействии коррупции.
  • СМИ и коррупция.

6. «Человек в системе общественных отношений»:

  • Особенности процесса социализации в современных условиях (конкуренция агентов социализации).
  • Содержание антикоррупционного образования.
  • Стандарты антикоррупционного поведения.
  • Выбор и ответственность.

7. «Правовое регулирование общественных отношений»:

  • Система антикоррупционных законов в Российской Федерации.
  • Понятие коррупционного правонарушения.
  • Особенности антикоррупционного законодательства в других странах.
  • Международно-правовые основы борьбы с коррупцией.

На первом этапе курса, который изучается в 5-7 классах, рассматриваются актуальные для растущей личности вопросы, с которыми подросток может столкнуться. На этом этапе у детей формируются элементарные научные представления об обществе, Родине, социальном окружении. Целесообразно данные вопросы раскрывать посредством противопоставления добра и зла, справедливости и несправедливости. При этом в качестве основы содержания выступают моральные и правовые нормы, что позволяет сформировать условия для единства процесса обучения и воспитания.

В 5 классе содержание курса имеет пропедевтический характер, который напрямую связан с проблемами социализации детей в возрасте 11-12 лет. На данном этапе требуется обеспечить преемственность с курсом «Окружающий мир», который проходят обучающиеся начальной школы. Началом курса является тема «Человек», в рамках которой изучаются ключевые социальные свойства человека.

Далее программа постепенно погружает обучающегося в круг социальных институтов, где самым близким для него являются «Семья» и «Школа». Постепенно осуществляется переход к темам «Труд» и «Родина», при этом последняя является наиболее значимой для общества.

В 6 классе дети возвращаются к уже изученным темам, однако этот процесс происходит уже на более высоком уровне, так как круг знаний о человеке уже значительно расширяется. Изучение темы «Человек в социальном измерении» дает уже более развернутое представление о личности и ее различных социальных качествах, а также о человеческой деятельности, в том числе познавательной.

Следующая тема «Нравственные основы жизни» также посвящена проблеме качеств, которые свойственны человеку, а последующая тема «Человек среди людей» уже позволяет раскрывать вопросы взаимоотношений с другими людьми.

В 7 классе, когда обучающимся исполняется по 14 лет, они проходят важный этап своего социального взросления, ведь именно в этом возрасте они получают паспорт гражданина Российской Федерации. Одновременно с этим наступает уголовная ответственность за определенные преступления и расширяются права в экономических отношениях. Изучаемый в этот период курс включает в себя две темы, помогающие процессу социализации.

Одна из них – «Регулирование поведения людей в обществе», которая представляет собой цикл уроков, направленных на формирование первоначальных и упорядоченных знаний о влиянии и роли социальных норм в жизни всего общества и отдельного человека.

Вторая тема имеет название «Человек в экономических отношениях», и в ней рассказывается о различных проявлениях экономической жизни общества – обмен, производство, потребление. При этом повышенное внимание уделяется производству, ведь оно является основой экономики и выполняет важнейшую роль в обществе: создает материальные блага для удовлетворения различных потребностей людей (этот вопрос изучается в теме «Человек и природа»).

Отдельный урок в обязательном порядке посвящается вопросу о выполнении воинского долга.

В 8 классе для изучения предлагаются следующие темы:

  • «Личность и общество», которая посвящена проблемам современного общества и общественных отношений;
  • «Сфера духовной жизни». Она касается вопросов морали и осознания себя как нравственной личности;
  • «Экономика». Обучающиеся более глубоко изучают, что такое обмен, производство, потребление, а также рассматривают разнообразные проявления экономической жизни (собственность, экономическая система, ограниченность ресурсов, рынок).

В 9 классе завершается процесс изучения основных сфер жизни общества. Для этого рассматривается тема «Политика», которая предоставляет детям возможность получить представления о власти, устройстве государства, его роли в жизни общества, а также об участии граждан в управлении делами общества.

Наибольшее количество часов в 9 классе отводится заключительной теме «Право», так как она предполагает изучение вопросов теории права и различных отраслей права. Особое место в данной теме посвящено элементам конституционного права, в том числе рассматриваются основы:

  • государственного устройства Российской Федерации;
  • конституционного строя Российской Федерации;
  • федеративного устройства.

Изучается и механизм реализации и защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.

При построении процесса антикоррупционного образования необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Поэтому в 5-7 классах осуществляется формирование культуры организации правил и их соблюдения. При этом необходимо, чтобы к окончанию 7 класса большинство обучающихся уже обладали практическими навыками при взаимодействии друг с другом на основе изученных правил.

Для этого применяется система практикумов по овладению навыками решения проблем без элементов коррупции. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций. Желательно, чтобы во время таких практикумов разбирались реальные жизненные ситуации. Такой подход позволяет осознать, что любую проблему можно решить различными способами. Именно таким образом и формируется антикоррупционное мировоззрение, благодаря которому удается осознанно отказаться от коррупционного поведения.

В процессе этой работы происходит осознание учащимися основных способов решения жизненных проблем. Одной из проблем становится проблема взаимодействия с представителями власти. В ходе реализации этой задачи системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи учащиеся на уроках права и обществоведения подробно изучают данный вид правонарушений и причины его появления. В рамках обществознания можно предложить ряд тем: «Молодёжь как объект или субъект возможных коррупционных действий. Проявление коррупции в системе образования», «Наука. Образование. Открытость информации как способ борьбы с коррупцией. Роль СМИ», «Общественное сознание. Роль гражданского общества, каждого гражданина в противодействии коррупции».

Таким образом, с учетом возрастных особенностей обучающихся, темы, направленные на развитие антикоррупционного мировоззрения, включаются в поурочно-тематическое планирование курса «Обществознание».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: