Кораблестроение и техническая эксплуатация судов кем работать зарплата

Обновлено: 25.04.2024

Настоящая программа создана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования Российской Федерации по направлению подготовки 26.03.02 "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры (уровень бакалавриата)"

Выпускающими кафедрами по программе являются кафедра проектирования судов, кафедра конструкции и технической эксплуатации судов, кафедра технологии судостроения.

Распределение студентов по кафедрам происходит на 4 курсе, когда обучающийся делает самостоятельный выбор тематики своей выпускной квалификационной работы.

Примерно 80% выпускников бакалавриата после прохождения вступительных испытаний успешно продолжают обучение в магистратуре.

Выпускники кафедры работают в конструкторских бюро, на судоверфях, в научно-исследовательских институтах, в классификационных обществах. И это не только большие предприятия, строящие крупнотоннажные суда, ледоколы, боевые корабли, но и многие сотни частных фирм, которые выпускают катера, яхты, рыболовные и пассажирские суда. Особое внимание уделяется в образовательной программе судам с динамическими принципами поддержания - скоростным глиссерам, СВП, катамаранам, судам на подводных крыльях.

В бакалавриате студенты получают все необходимые знания, чтобы работать в отделах КБ: проектном, судовых систем и устройств, прочности и конструкции судна, а также в инженерных центрах судоверфей. Базовые знания являются достаточными для поступления в магистратуру.

Последний (восьмой) семестр обучения полностью отдан производственной и преддипломной практиках, и большая часть выпускных квалификационных работ выполняется на базе предприятий судостроительной отрасли и по реальной тематике, актуальной сегодня.

Во время обучения студенты привлекаются к исследовательской деятельности в области проектирования и конструкции судов, принимают активное участие во всероссийских и международных конкурсах, конференциях, семинарах, посвященных тематике проектирования и конструкции судов, технологии судостроения.

Цель программы

Целью образовательной программы является подготовка кадров высшей квалификации, обладающих знаниями и навыками для выполнения проектных работ в области проектирования и конструкции судов, а также получение базовых навыков для работы на судоверфях.

Достижения

1. «Методы решения многопараметрических задач алгебры с полиномиальной и рациональной зависимостью» – Грант РФФИ 05-01-00945 (совместно с ПОМИ им. В.А. Стеклова РАН).

3. «Решение и исследование параметрических задач алгебры» – Грант РФФИ 10-01-00318 (совместно с ПОМИ им. В.А. Стеклова РАН).

4. «eMaris:Enhanced three-level competency-based curricula in Applied Marine Science» («Расширенная трехуровневая основанная на компетентностном подходе учебная программа в области Прикладных Морских Наук») – Грант Европейской Комиссии, программа TEMPUS № 517271-TEMPUS-1-2011M-DE-TEMPUS-JPCR.

5. «InMotion: Innovative teaching and learning strategies in open modelling and simulation environment for student-centred engineering education» (Новые стратегии обучения инженеров с использованием сред визуального моделирования и открытых учебных платформ») - Грант Европейской Комиссии, программа ERASMUS+ № 573751-EPP-1-2016-1-DE-EPPKA2-CBHE-JP.

НИОКР:
6. НИР «Исследования в обеспечение создания информационно-измерительной системы на основе необитаемых подводных аппаратов типа «глайдер».

7. НИР «Экспериментальные исследования в обеспечение создания необитаемого автономного аппарата типа волновой глайдер».

8. НИР «Создание экспериментального образца волнового глайдера-ретранслятора как платформы для двухсредного шлюза в системах морской связи».

Первая премия международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа, 2015.

Дисциплины

  • Гидромеханика
  • Конструкция судов
  • Проектирование судов
  • Теория корабля
  • Технология судостроения

Преподаватели


    доктор технических наук профессор
    доктор технических наук профессор
    доктор технических наук профессор
    кандидат технических наук доцент
    доктор технических наук профессор

Темы выпускных квалификационных работ

  • Анализ концепций судов, использующих природные источники энергии
  • Анализ проектных характеристик и компоновочных решений современных высокоскоростных пассажирских судов глиссирующих и переходного режима движения
  • Исследование особенностей проектирования судов, перевозящих жидкие (вариант: сухие пакетированные, навалочные, сжиженные газы и проч.) грузы на примере конкретного проекта
  • Исследование тенденций развития основных кораблестроительных элементов авианесущих кораблей
  • Проектные особенности современного морского судна для транспортировки сырой нефти
  • Современные подходы по определению массы корпуса на начальных стадиях проектирования судна

Вузы партнеры

Партнерами СПбГМТУ при реализации профиля "Кораблестроение и техническая эксплуатация судов" являются все судостроительные предприятия Санкт-Петербурга, а также предприятия Северодвинска и Владивостока. Выпускающие кафедры активно сотрудничают с коллегами из Финляндии (Университет Аалто, Хельсинки), Германии (Университет г. Росток), Франции (Бюро Веритас).

Набор компетенций

  • готовность участвовать в разработке проектов судов и средств океанотехники, энергетических установок и функционального оборудования, судовых систем и устройств, систем объектов морской (речной) инфраструктуры с учетом технико-эксплуатационных, эргономических, технологических, экономических, экологических требований;
  • готовность использовать информационные технологии при разработке проектов новых образцов морской (речной) техники;
  • способность применять методы обеспечения технологичности и ремонтопригодности морской (речной) техники, унификации и стандартизации.

Трудоустройство и востребованность профессии

Более 80% выпускников профиля после окончания СПбГМТУ работают на предприятиях судостроительной промышленности.

После окончания университета выпускники образоватальной программы работают конструкторских бюро, судоверфях, судоходных компаниях.

В последние годы активными работодателями для выпускников профиля являются: АО "ЦМКБ Алмаз", АО "Северное ПКБ", ПАО "ЦКБ Айсберг", СПМБМ "Малахит", ЦКБ МТ "Рубин", АО "Адмиралтейские верфи", ОАО "СЗ Северная верфь", "Балтийский завод Судостроение", "Средне-невский судостроительный завод", "СЗ Пелла" и другие.

Практика и стажировки для студентов

Производственная практика проходит по окончании 3 курса на предприятиях Санкт-Петербурга ("Адмиралтейские верфи", "Балтийский завод", "Средне-невский судостроительный завод" и др.).

В большом количестве случаев, после окончания СПбГМТУ выпускники продолжают работать именно там, где проходили производственную практику.

Морской инженер

Морской инженер – инженер, специализирующийся на построении кораблей, их инженерных узлов или на их обслуживании. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует физика, математика и черчение (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).


Особенности профессии

Морской инженер может работать не только на морской, но и на речной флот. Содержание работы морского инженера определяется его специализацией.

Специальности морского инженера

  • «Кораблестроение»
  • «Океанотехника»
  • «Судовое оборудование»
  • «Судовые энергетические установки» (Исследования, проектирование, постройка, изготовление, техническое обслуживание и ремонт судов и судовой техники)
  • «Подводная техника»
  • «Морская акустика и гидрофизика»
  • «Автоматические системы управления морской техникой»
  • «Морские информационные системы и оборудование»
  • «Корабельные автоматизированные комплексы и информационно-управляющие системы» (Морские инженеры этих специальностей занимаются корабельным вооружением. Они разрабатывают комплексы защиты кораблей от физических полей, тральное вооружение навигационно-управляющие системы, программное обеспечение и пр. Отвечают за эксплуатацию и ремонт этих систем)
  • «Гидрография и навигационное обеспечение судоходства» (Управление технической и коммерческой эксплуатацией навигационного и гидрографического оборудования; исследование и описание объектов Мирового океана и суши, береговой зоны, островов, - научно-исследовательскую и проектную деятельность в области обеспечения морской деятельности и морских изысканий)
  • «Системотехника объектов морской инфраструктуры»
  • «Системы электроэнергетики и автоматизации судов» (Разработка, монтаж, обслуживание, модернизация искусственных информационно-сопряженных систем морской инфраструктуры различного назначения, а также программного обеспечения и компьютерных технологий)
  • «Техническая эксплуатация судов и судового оборудования» (Управление техобслуживанием и ремонтом судов, их комплексов энергетики, автоматики и управления)


Рабочее место

Морской инженер в зависимости от специальности может работать в проектных и научно-исследовательских институтах, на судостроительных и судоремонтных предприятиях, в профессиональных образовательных учреждениях, работать по контракту в службах ВМФ. Он может занимать должности: инженер, инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер по подготовке производства, инженер-программист и др.

Обучение

Пройти магистратуру по специальности «кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» предлагают несколько вузов:

  • Санкт-Петербургский государственный морской технический университет;
  • Сибирский государственный университет водного транспорта;
  • Волжский государственный университет водного транспорта;
  • Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева;
  • Дальневосточный федеральный университет;
  • Калининградский государственный технический университет.

Стоимость обучения: 80–250 тысяч рублей в год.

Какие экзамены нужны для поступления

Зачисление на курс происходит после успешной сдачи междисциплинарного вступительного экзамена. По усмотрению вуза он может проходить в письменной или устной форме. В программу испытаний входит проверка знаний по нескольким векторам:

  • теория корабля;
  • конструкция корпуса и прочности судна;
  • сопротивление материалов и эксплуатационная прочность судов;
  • сварочные процессы и технологии судостроения.

Список вопросов с перечнем рекомендуемой литературы для подготовки можно скачать на сайте интересующего вуза.

Чем занимаются выпускники

Магистры могут работать на судостроительных предприятиях или заниматься исследованием моря. Студенты учатся создавать энергетические комплексы, информационные системы для жизни плавучих инженерных сооружений, налаживать технологические процессы, обслуживать установки и оборудование. Выпускники снабжают электричеством и теплом суда и океанотехнику, разрабатывают, собирают, испытывают машины и другие объекты морской инфраструктуры. Кроме того, специалисты проектируют сооружения и подводные средства для освоения моря.

Навыки

Согласно паспорту компетенций студенты за время учебы осваивают общие и узкопрофессиональные навыки. Что умеют магистры:

  • проектировать машины и оборудование;
  • налаживать технологические процессы;
  • руководить коллективом;
  • составлять техническую документацию;
  • разрабатывать и читать чертежи;
  • управлять проектом на всех этапах.

Дисциплины

Теоретический блок состоит из общих и профильных дисциплин. Студенты обязательно изучают философские проблемы науки и техники, моделирование, научную методологию, инженерную графику, управление человеческими ресурсами и т. д. В соответствии с рабочей программой составляется курс, дающий узкоспециализированные знания, необходимые для выполнения служебных обязанностей. Магистранты осваивают:

  • управление качеством изделий;
  • электротехнику;
  • методы исследования жизненного цикла морской техники;
  • автоматизированное проектирование судов;
  • нормирование устойчивости и плавучести судов;
  • обеспечение мореходности при проектировании морской техники;
  • обеспечение норм вибрации при создании и эксплуатации морской техники;
  • повышение эффективности работы механизированных линий и участков изготовления корпусных конструкций;
  • конструкторско-технологическое обеспечение модульной постройки судов;
  • тепловые процессы при обработке металлов;
  • проектирование технологических процессов изготовления судов из стеклопластика.

Преподаватели дают знания в области конструирования и эксплуатации объектов морской инфраструктуры. Пройдя теоретический курс, студенты будут знать, как использовать информационные технологии и компьютерные программы для решения рабочих задач.

ПрактикаМагистранты

Магистранты проходят производственную (технологическую) практику на предприятиях машиностроения, приборо- и судостроительных заводах. Этот блок курса относится к вариативной части учебного плана. Осуществляется в два этапа: во втором и четвертом семестре по два месяца. За время стажировки студенты знакомятся с особенностями организации производства и работы проектно-конструкторского бюро. Магистранты учатся использовать современное оборудование, программное обеспечение, приборы.

Программы

Профили связаны с разработкой приборов, машин, энергетических систем судов. Студенты учатся проектированию, конструированию, сборке, эксплуатации оборудования. Примеры образовательных программ:

  • Системы автоматизации судов (СПбГМТУ);
  • Проектирование кораблей и судов (СПбГМТУ, НГТУ);
  • Судовые энергетические установки (СПбГМТУ, НГТУ);
  • Кораблестроение (СПбГМТУ, НГТУ);
  • Проектирование судов гражданского флота (КГТУ);
  • Проектирование технологии постройки судов (КГТУ);
  • Теория корабля, гидродинамика (СПбГМТУ);
  • Проектирование сварных судовых конструкций (СПбГМТУ).

Формы обучения

По государственному стандарту возможны три формы обучения. Очный курс длится два года, очно-заочный и заочный – до 2,5 лет. В срок включены каникулы, экзамены, практики. Всего за время учебы осваивается 120 зачетных единиц.

Кем работать

Выпускники устраиваются инженерами, конструкторами, технологами в области судостроения. Магистров принимают заводы, строящие корабли, подводные лодки, морское оборудование, приборы. Также специалисты по океанотехнике могут устроиться в порты, на маяки, рыболовецкие хозяйства.

Сотни судов и кораблей спущено со стапелей Адмиралтейских верфей за всю историю. Число их неуклонно растет! Фото предоставлено АО «Адмиралтейские верфи».

Сотни судов и кораблей спущено со стапелей Адмиралтейских верфей за всю историю. Число их неуклонно растет! Фото предоставлено АО «Адмиралтейские верфи».

С самого основания Петербурга судостроение считалось ключевой отраслью в экономике города. Сегодня в Северной столице работает более сорока предприятий судостроитель- ной промышленности - конструкторские бюро, научно-исследовательские организации, производители судового комплектующего оборудования и, разумеется, верфи, на которых строятся военные корабли и гражданские суда. К слову, пандемия практически не повлияла на график работы петербургских корабелов. Например, мощности одного из старейших судостроительных предприятий России и первого промышленного предприятия Петербурга - Адмиралтейских верфей - полностью загружены.

Если вы еще не знаете о преимуществах работы на промышленном предприятии, то мы вам о них расскажем.

1. Стабильность

Сложно назвать отрасль или бизнес, которые не пострадали во время пандемии. Но даже в такие неспокойные времена есть предприятия, которые по-прежнему работают с полной загрузкой и даже набирают персонал. Прежде всего речь идет о крупных производствах. У Адмиралтейских верфей в строительстве находятся две серии подводных лодок и патрульные корабли ледового класса для Военно-морского флота России, серия больших морозильных рыболовных траулеров и не имеющая аналогов в мире ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс». Это уникальное судно, предназначенное для проведения круглогодичных научных исследований в широтах Северного Ледовитого океана, которое способно передвигаться без помощи ледоколов и находиться в автономном дрейфе около двух лет. Так что сотрудники предприятия обеспечены работой вплоть до 2024 года.

2. Зарплата и бонусы

Работа на крупном промышленном предприятии - это стабильность, в том числе белая зарплата и социальные гарантии. А для многих петербуржцев понятие «стабильность» всегда ассоциировалась с производством. Даже в тяжелейшие 90-е, когда другим месяцами задерживали зарплату, адмиралтейцы были спокойны: деньги они получат в срок. Зарплата на предприятии систематически индексируется, и сейчас высококвалифицированные рабочие на верфях получают до 120 тысяч рублей. И это еще не все: адмиралтейцы могут рассчитывать на полный социальный пакет, в который входят оформление полиса добровольного медицинского страхования, существенные скидки на лечение в собственном медицинском центре, отдых по льготным ценам на загородных базах отдыха предприятия. Иногородним сотрудникам компенсируется проезд до Петербурга и проживание в общежитии предприятия.

Новейшее оборудование и отличные бытовые условия - дополнительные составляющие успешной работы верфей. Фото предоставлено АО «Адмиралтейские верфи».

Новейшее оборудование и отличные бытовые условия - дополнительные составляющие успешной работы верфей. Фото предоставлено АО «Адмиралтейские верфи».

3. Перспективы

Работа в судостроении имеет очень хорошие перспективы. Сегодня все верфи Санкт-Петербурга и Ленинградской области имеют крупные заказы, наращивают объемы строительства кораблей и судов, а значит, специалисты в этой сфере будут гарантированно востребованы. Сейчас городским и областным предприятиям не хватает рабочих рук, поэтому они дополнительно привлекают рабочую силу, в том числе и из других городов. Так что, если есть знания, квалификация и опыт, устроиться можно очень и очень неплохо. Адмиралтейские верфи всегда были заинтересованы в сотрудниках как с минимальным опытом работы, так и в квалифицированных специалистах. А сейчас для наращивания темпов строительства предприятию требуются рабочие основных судостроительных специальностей 3, 4, 5, 6-го разрядов. Это сборщики корпусов металлических судов, трубопроводчики судовые, слесари-монтажники судовые, операторы сушильных установок, машинисты портальных кранов.

4. Условия

Современное предприятие - это комфортные условия труда. Тяжелый физический труд (а в судостроительной отрасли работать нелегко) облегчает множество различных инструментов. Работать в целом комфортно: чистые и отремонтированные бытовые помещения, столовые с дотацией на питание, соблюдение всех санитарных норм и требований. На Адмиралтейских верфях по плану реконструкции предприятия ведется работа по модернизации производства - строятся и вводятся в эксплуатацию новые участки, закупается новое, современное автоматизированное оборудование и станки, имеющие программное управление. Активно реализуется система организации и рационализации рабочего пространства 5S.

Старейшее судостроительное предприятие расположено в самом сердце Санкт-Петербурга. Фото предоставлено АО «Адмиралтейские верфи».

Старейшее судостроительное предприятие расположено в самом сердце Санкт-Петербурга. Фото предоставлено АО «Адмиралтейские верфи».

5. Удобно добираться

Адмиралтейские верфи были заложены в 1704 году Петром I. Место для строительства искал сам царь. Вместе с князем Меншиковым он целую неделю провел в шлюпке, осматривая все бухты, заливы и проливы в дельте Невы. Идеальным местом для постройки выбрали левый берег Большой Невы, где и заложили верфь. И сегодня местоположение предприятия остается одной из его фишек. В отличие от некоторых крупных промышленных предприятий верфи находятся в черте города. Совсем рядом - оживленные магистрали, поэтому добраться до работы можно на любом виде транспорта из любой части Петербурга.

КСТАТИ

Знаете ли вы, что Адмиралтейские верфи - одно из немногих предприятий Петербурга, сумевших сохранить все объекты социальной сферы? В их числе две базы отдыха на Карельском перешейке: одна из них расположена на берегу Большого Боркова озера, красивейшем месте Карельского перешейка, другая - на берегу Финского залива, недалеко от Приморска. Кстати, отдых на загородных базах доступен не только работникам, но и их семьям. Дети сотрудников могут отдохнуть в детском оздоровительном лагере «Адмиралтеец» - он расположен в поселке Сиверском на берегу реки Оредеж.

СПРАВКА

АО «Адмиралтейские верфи» - первое промышленное предприятие Санкт-Петербурга, в прошлом году ему исполнилось 316 лет. За это время со стапелей завода сошло более трех тысяч кораблей и судов, обеспечив адмиралтейцев работой и достойной заработной платой. Сегодня Адмиралтейские верфи - базовое предприятие судостроительной отрасли, центр неатомного подводного кораблестроения России. В настоящее время в строительстве, помимо гражданских заказов, находятся две серии подводных лодок и серия патрульных кораблей ледового класса для ВМФ РФ. Численность коллектива - более семи тысяч человек.

КОНКРЕТНО

АО «Адмиралтейские верфи» требуются высококвалифицированные рабочие основных судостроительных специальностей 3-6-го разрядов:


В словарях пишут, что судостроение - это отрасль тяжелой промышленности и коллективной деятельности. От себя могу добавить, что коллектив, участвующий в этой деятельности, немаленький, а значит, сфера судостроения может обеспечить людей рабочими местами. А, так как работа тяжелая, то и оплата должна быть высокая.

Пока все получается очень логично и хорошо. Но в процессе написания статьи и общения с работниками судостроения оказалось, что не все так гладко. «Специалистов не хватает», - жаловались почти все руководители предприятий. Я задумалась, отчего же так происходит. Специфика интересная, работа всегда есть и конкуренция не 30 человек на одно рабочее место. Так может, дело в заработной плате? Давайте разбираться.

Для начала я обратилась к Российской статистике. По данным Росстата Российской Федерации все выглядит так:
Потребность организаций в работниках по профессиональным группам


Цифры измеряются в тыс. чел.
- 2008 год (синий)
- 2011 год (бордовый)
1 - Руководители организаций и их структурных подразделений (служб)
2 - Специалисты высшего уровня квалификации
3 - Специалисты среднего уровня квалификации
4 - Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием
5 - Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности
6 - Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства
7 - Квалифицированные рабочие промышленных предприятий (машиностроение, судостроение, строительство)
8 - Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин
9- Неквалифицированные рабочие


Судя по таблице, нехватка работников судостроения стоит почти на первом месте. Да, конечно за 3 года потребность в рабочей силе сократилась, но все же цифры внушающие.
Проведя самостоятельные расчеты, на основании вакансий размещенных в интернете , я попыталась выяснить, каких именно профессий не хватает в нашей отрасли, вот что у меня получилось:
58% - это квалифицированные токари, электрики, механики, автоматчики, судоремонтники, станочники;
42% - инженеры-технологи, инженеры-конструкторы.

А ознакомившись с данными по заработной плате Российского центра занятости, я составила следующую таблицу:


1 – Московская обл. 3 – Нижегородская обл.
2 – Ленинградская обл. 4 – Ярославская обл. 5 – Ростовская обл.

То, что заработная плата в регионах, значительно ниже столичной, ни для кого не секрет. Да и для некоторых городов зарплата в 30 000 рублей очень даже неплохой показатель. Может, задерживают оплату? За этой информацией я обратилась к председателю Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Межрегионального профсоюза работников судостроения и судоремонта Максименко Сергею.

«Задержек на наших предприятиях не бывает», - четко заявил Сергей Прокофьевич. Он объяснил, что во всех организациях действует коллективный договор, в котором прописан пункт об индексации. Она происходит раз, а иногда и два раза в год (в зависимости от того как указано в договоре). Поэтому выплата заработной платы не только не задерживается, но ещё и сумма её периодически увеличивается. Коллективные договоры формируются на основании отраслевого регионального соглашения. «Сейчас ведутся переговоры с исполнительной властью, для того, чтобы заручиться их поддержкой» - добавил председатель профсоюза.

Перспективы неплохие, радуют, но что по этому поводу думают непосредственно руководители организаций? Тут мнения разделились и даже не на равные части. Оказалось, что у многих предприятий судостроения профсоюзов нет. Да и говорят о них руководители скептически, считают, что это не влияет на уровень зарплат. Такого же мнения относительно профсоюзов, как оказалось, придерживаются не только в России. Например, Андрис Келехсашвили, руководитель SIA Skipper (Латвия) поделился мнением: «Вера в профсоюз пропала и разрушена. Тот профсоюз, который был раньше, морально устарел, а в новых, не вижу смысла. Нет доверия. А что касается уровня зарплат в отрасли, то за последние 2 года он увеличился примерно на 10%». Все опрашиваемые мной руководители Российских судостроительных предприятий тоже заявили, что зарплата растет стабильно. Разница между 2009 и 2012 годом значительно ощущается. А работников (особенно молодых специалистов) не хватает потому, что работа очень тяжелая и если приходят, то только на практику и долго не задерживаются. Очень не хватает именно квалифицированных специалистов, уже обученных профессии. В связи с этим многие предприятия иногда сами проводят обучение работников.

Подводя итоги, хочется пожелать работникам столь тяжелой отрасли терпения и дальнейшего роста заработной платы. Будем надеяться, что недостатка в квалифицированных кадрах в ближайшее время не будет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: