Конституция как путь к правовому государству

Обновлено: 25.04.2024

Конституция РФ – это высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный Совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Конституция – это основной закон нашего государства ,который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется по всей территории РФ. Конституция – это основной закон государства, к которому должны быть подлажены все остальные законы. Есть какой-то закон все же противоречит Конституции, то поступать следует так как написано в ней.

Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

Главные задачи, которые решает Конституция:

- Закрепить и гарантировать фундаментальные права человека.

- Упорядочить государственную власть.

Правовое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.

Основы правового государства:

Многообразие форм собственности и свобода предпринимательства – это экономическая основа.

Демократия, парламентаризм, суверенность государства, наличие конституционных актов – политическая основа.

Высокий уровень политической и правовой культуры.

Единая и непротиворечивая система законодательства.

Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

Наличие гражданского общества – социальная основа.

Общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства – это нравственная основа.

Признаки правового государства:

1) верховенство закона на всей территории страны;

2) соблюдение принципа разделения властей;

3) взаимная ответственность личности и государства;

4) господство правовых норм;

5) гарантии прав и свобод личности.

Теперь о каждом признаке по подробнее:

1) В правовом обществе не может существовать никаких структур, чьи полномочия выше компетенции органов государственной власти. Политические партии, религиозные организации, общественные объединения не должны отдавать распоряжения руководству административного аппарата.Например, в СССР реальная власть принадлежала коммунистической партии, все решения, принимаемые на съездах и в комитетах КПСС, были обязательными для исполнения государственными органами. А в средневековой Европе фактическое руководство государством осуществлялось представителями церкви. Аналогичное положение сложилось и в некоторых современных мусульманских странах, где власть религиозных лидеров никем оспаривается. В правовом же государстве формирование, полномочия и порядок работы всех властных структур определяются конституцией и законодательством. В этом и заключается принцип верховенства закона.

2) Ни одна из ветвей власти не должна узурпировать всю полноту полномочий по управлению государством. Принцип разделения властей является краеугольным камнем при строительстве правового общества. Он позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью специальной системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга, что позволяет им не нарушать законодательство, выходя за рамки предоставленных законом полномочий. Соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны контролируют судебные органы. Решения парламента и правительства, признанные неконституционными, отменяются.

3) Взаимная ответственность личности и государства означает, что граждане и властные структуры должны неукоснительно исполнять обязанности, возложенные на них законом.

В то же время и человек обязан исполнять свои обязанности по отношению к стране. Государство вправе требовать от него совершения установленных законом действий и принуждать к ним, но только в рамках правового поля. Например, уплата налогов является конституционной обязанностью граждан страны. Невыполнение требований законодательства неминуемо влечет за собой ряд санкций со стороны соответствующих структур. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность и т.д.

4) Господство правовых норм предполагает, что все вопросы и возможные конфликтные ситуации, возникающие в государстве, должны разрешаться на основе законов, главным из которых является конституция.

Положения основного закона должны непосредственно действовать на всей территории страны без каких-то ограничений. А все принимаемые законы и нормативные акты не могут вступать в противоречие с требованиями конституции.

5) Гарантии прав и свобод личности обусловлены признанием человека высшей ценностью правового государства. Именно интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества. В первую очередь, речь идет о праве на свободу и независимость личности. При этом в правовом государстве свобода – это вовсе не возможность делать все, что угодно. Скорее, данное понятие означает осознанную необходимость действовать в интересах общества в целом. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей. Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества.

Советское государство за все время своего существования было антиподом правового государства, и только с принятием в 1993 году Конституции РФ начался процесс создания этого государства в России. Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства.

Проведенное исследование подводит нас к выводу: основные признаки правового государства закреплены в Конституции Российской Федерации:

Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в Конституции и законах и соответствующих естественному праву. Российское государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их.

Независимость суда, как главного механизма гарантий прав и свобод. Только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами, поэтому и должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур.

Верховенство Конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять Конституцию, тем более противоречить ей.

Приоритет международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества.

Таково веление времени. Суть правового государства: приоритет человеческой личности, обеспечение её свободы, нравственного достоинства и всестороннего развития. Надо поддержать наше молодое правовое государство и помочь ему окрепнуть. Государство — это дом, в котором мы живём.

Петякина Ирина Александровна

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, сельское поселение Сингапай, Нефтеюганское районное муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа»

«Конституция России - путь к правовому государству»

Выполнила: Дугужева Диана

ученица 11 класса

Руководитель: Петякина И.А.

Цель проекта: изучить и систематизировать теоретические основы концепции правового государства, и на примере Российской Федерации отследить феномен становления правового государства.

- исследовать современное понимание правового государства, определение его понятия;

- рассмотрение особенностей конституционной модели российской правовой государственности;

- выделение проблем формирования правового государства в России;

Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А в России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.

Актуальность моего исследования обусловлена тем, что Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности. Отследить динамику этого процесса и отразить объективную картину на современном этапе я попытаюсь в данной работе.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

В отечественной юридической науке содержатся определения правового государства, теоретическая значимость которых объясняется актуальностью, рассматриваемой темы. Обратим внимание на некоторые определения и выводы учёных.

По мнению А.В. Малько, «правовое государство - такое государство, в котором создаются условия для определённых ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений». Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.

А.Ф. Черданцев кратко выражает суть правового государства так: «правовое государство - государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и, которое признаёт и охраняет права и свободы граждан».

В.А. Четвернин полагает, что «правовое государство - государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина».

Как видно, названные положения, относящиеся к правовому государству, объединяют наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура, включающая ряд составляющих элементов. В этой связи можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности. «Правовое государство и гражданское общество: пути формирования современной России».

В нынешней российской ситуации правовое государство находится в стадии становления. Основой его формирования стала ориентация общества на верховенство права, на ценности прав человека, на постепенное утверждение в современной России демократических ценностей.

Практика становления правового государства в России

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической Конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Необходимо коренным образом преобразовать социально-экономическую и политическую системы, «сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ - иначе говоря, устранить социальную почву роста преступности и нарушений законности. Но одновременно нельзя упускать из виду и обширный комплекс мер государственно-правового порядка, без которых достижение этих целей также не может быть обеспечено. Речь идет прежде всего об укреплении российской государственности в самом широком смысле, включая решение запутанных проблем федерализма и национальных отношений, прекращение «войны законов», повышение профессионализма, демократизацию отношений с гражданами».

Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает положение в области прав человека, коррупция, расцвет бюрократизма, рост преступности и т.п.

В правовом государстве власть рассматривается как сила, стоящая «на службе у права» (Ж. Бюрдо), которая нужна прежде всего для того, чтобы обеспечить действие законов и соответственно выраженных в них общественных интересов. На этих основах и решаются многие проблемы. В сегодняшней же России системы законов как реально действующей силы еще нет. Господствует, как известно, «указное право», что в конечном счете обрекает на беспомощность и унижения и простого человека, и бизнесмена, и политика.

В правовом обществе личность и государство рассматриваются как равные партнеры, у нас же сейчас, к сожалению, взаимная ответственность пока только на бумаге.

Для того чтобы вернуть доверие народа, власть должна доказать свою состоятельность (в том числе и финансовую), пойти на кардинальные перемены. Речь идет прежде всего о существенном сокращении громоздкого государственного аппарата, который слабо контролируем, и возложении на чиновников реальной ответственности за осуществление их функциональных обязанностей; о расширении сферы гласности в деятельности президентских структур и исполнительной власти; о трансформировании «суперпрезидентской» республики в нормальную президентскую республику, в которой президент возглавлял бы правительство и в случае неудачи вместе с ним бы уходил в отставку; об «оживлении» института импичмента (сейчас он является заведомо «испорченной игрушкой»); о расширении полномочий парламента; о максимальном учете опыта становления правового государства в других странах и т.п.

Для нашей ситуации актуально осознание различия между формой и содержанием правового государства. К форме правового государства можно отнести наличие демократического права, субъективных усилий агентов власти и нарождающихся носителей гражданских отношений. Содержанием правового государства выступает развитое рыночное пространство, гражданский процесс и осуществление управления посредством правовых механизмов.

Прежде всего, непременным условием правового государства является достижение высокого уровня общей и, в частности, правовой культуры населения, искоренение правового нигилизма, оздоровление нравственности общества. Граждане должны стремиться к исполнению законов, принимать активное участие в управлении государством. На практике же в России наблюдается разочарование населения в государственной власти, нежелание ходить на выборы, стремление обойти закон с извлечением из этого выгоды. Причём в правовом смысле большая часть населения России фактически не образована. Нельзя, сказать, что отсутствуют юридические разделы в средствах массовой информации, но все они допускают досадные погрешности (начиная с опечаток и оговорок и заканчивая сознательным или неосознанным односторонним рассмотрении вопроса). Знание основ законодательства предусмотрено учебными планами учебных заведений, но не даёт глубоких знаний (за исключением юридических факультетов), так как слабо подкрепляется СМИ. Основная же часть населения, не вовлечённая в систему обучения и переобучения, остаётся за пределами правовой культуры. Юридическая литература выпускается, но основной массе людей она не доступна в силу разного масштаба цен и заработной платы. Газеты и журналы наполнены чем угодно, только не освещением правовых вопросов (хотя встречаются и редкие исключения).

Важным условием и предпосылкой правового государства является создание внутренне единого и непротиворечивого законодательства. В России процесс создания такого законодательства проходит очень медленно. Нередко законодательные акты на местах противоречат федеральным законам. Проводится работа по устранению этого недостатка, что является положительным фактором в движении к правовому государству.

Для формирования правового государства в РФ требуются преобразования в экономической, политической, правовой и идеологической сферах.

В экономической сфере предстоит создание развитой рыночной экономики. Здесь сделаны значительные шаги: признано равенство разных форм собственности; большая часть государственной собственности приватизирована; сформировалась система субъектов рыночной экономики. Однако это не привело к экономическому росту. Наблюдается спад производства, рост безработицы, неплатежей и т.д. Среднее и мелкое предпринимательство полной свободы не получило, подвержено воздействию коррумпированного чиновничества и криминальных структур.

В политической сфере необходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах и т.д. Между тем общеизвестно, что демократические системы сохраняют стабильность и жизнеспособность именно в силу активного участия граждан в делах общества.

В правовой сфере сделаны определённые шаги в формировании правового государства. В значительной мере обновлено законодательство. В основном создана правовая база рыночной экономики, приняты многие законы, связанные с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан и т.д. В числе новых законов следует назвать, прежде всего, Конституцию РФ, конституции республик и уставы областей, краёв, автономных округов как субъектов федерации, новые гражданский, уголовный, семейный, трудовой кодексы, законы о судах, о прокуратуре и т.д. Однако формирование правовой системы далеко не закончено.

Актуальной проблемой является укрепление законности. Экономическая реформа, переход к рыночной экономике, приватизация, передел собственности, безработица и другие факторы породили невиданную ранее в стране организованную преступность, коррупцию, снижение уровня исполнительной дисциплины в государственном аппарате, новые виды экономической преступности, преступления против личности, нарушение трудовых прав граждан. Очевидно, что без существенных успехов в деле снижения уровня преступности говорить о правовом государстве не приходится.

Проблемы и перспективы становления правового государства в России

Формирование правового государства в нашей стране закреплено в Конституции. Однако, при практической реализации продекламированного факта возникает масса объективных и субъективных причин, которые порождают проблемы формирования и отодвигают перспективы правового государства.

Объективные причины - это наследство исторического пути развития российского государства и населения. Многое досталось нам от образа жизни в социалистическом государстве. Прежде всего, это выражается в устойчивых стереотипах, системе ценностей, сформированных коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части (если не у большинства) населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии, рынка.

Другой причиной является то, что СССР был специфическим типом государства, во многом отличным от классической империи, хотя и сохраняющим имперские традиции и замашки в своей политике, часто движимой мессианской идеологией. Геополитическая специфика страны является фактором, прямо влияющим на государственное и общественное устройство.

Ослабленное в годы коммунистического правления православие, и ранее не отличавшееся умением работать с людьми, не смогло дойти до сердца и ума большинства россиян, часто уступая место в такого рода попытках западным проповедникам. Образовавшийся вследствие крушения старых и отсутствия новых символов веры ценностно-идеологический вакуум под воздействием кризисной или даже катастрофической социально-экономической и политической ситуации привели к резкому падению значимости социальных норм и к криминализации общества, что негативно отразилось на состоянии государственности.

На развитие правового государства в России также оказывают субъективные причины. Таковыми являются политическое безволие руководства страны, коррумпированность чиновников всех уровней, неспособность поставить заслон преступности и другие.

В настоящее время Россия стремится к тому, чтобы стать демократической державой. Во всех сферах общественного бытия приходят сложные и противоречивые процессы. Все более очевидны как позитивные результаты перемен, так и сопровождающие их негативные явления, отголоски тоталитаризма. Это находит, по сути, зеркальное отражение в делах с правами человека - универсальном демократическом институте, выработанном за столетия цивилизованным человечеством. И хотя сегодня в России они подвергаются серьезным испытаниям, они звучат все ярче. Население и власть утверждаются в мысли, что права человека есть неотъемлемые возможности жизнедеятельности человека, вытекающие из его природы. Права, определяя меру свободы людей, все более осознаются как источник прогресса и удовлетворения важнейших индивидуальных потребностей и интересов в их гармоничном сочетании с общественными.

Для сегодняшней России, пожалуй, самая сложная проблема: как создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она не над правом, не над народом, а подчиняется праву. Какие-то шаги сделаны последнее десятилетие. Например, первое лицо в государстве стало объектом публичной критики. Это очень важно, потому что в правовом государстве к нему должны относиться не как к святому, который Богом дан, а как к нанятому чиновнику, который должен хорошо выполнять свои функции, и, если он плохо их выполняет, надо его критиковать.

Таким образом, можно сказать, что Россия на современном этапе не является правовым государством. Правовое государство-то, к чему должны стремиться все цивилизованные государства мира. Недостаточно просто объявить государство правовым. Необходимо соответствовать этому.

Правовое государство, которому посвящено мое исследование - это не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства граждан, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия. Ценностный смысл идеи правового государство состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, в гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу.

Правовое государство - идеал, к которому стремится Россия. Понимание сути происходящих перемен в сфере российской государственности, предполагает детальное рассмотрение основ правового государства, что собственно и послужило целью моей работы. Правовое государство - часть правового общества. В нашем обществе пока не существует не только привычки к справедливому, на основе закона и с помощью правосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая такую привычку могла бы сформировать. Такая ситуация, когда провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью является чисто декларированным, во многом определяется стихийностью процессов, связанных с разрушением тоталитарного государства, отсутствием чётких представлений о характере новой государственности, неподготовленностью общества к произошедшим переменам, что привело к расколу общества и политической конфронтации. У людей, привыкших к определённым постулатам, коммунистическим принципам, при смене ценностной картины происходит искажение в нравственном сознании.

Теория правового государства имеет смысл, если она реализуется и начинает осуществлять функцию защиты человека как личности, его достоинства и присущей ему свободы. Изначальное традиционное понимание правового государства, обращенного к человеку, мыслящему и планирующему свой мир, сейчас как можно скорее необходимо очистить от всяческих идеологических примесей и возродить. Изменяются цивилизации, человечество ищет новые пути цивилизационного развития, поэтому понятия демократии, правового государства и прав человека в России также должны быть с этими процессами соотнесены - они не могут оставаться прежними.

Самое главное — Конституции показывают, к каким целям стремится конкретное общество; какие идеи и ценности оно считает жизненно важными для своего существования и развития; какой тип отношений между Человеком, Обществом и Государством считается правильным и желаемым.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6_ФКЗот 30.12.2008 №7_ФКЗ)

2. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

3. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2_х т. Т. 2. М., 2002.

4. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Свердловск, 2003.

5. Большой юридический словарь под редакцией А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских // М 2006.

6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Новый Юрист, 2006

7. Горбуль Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. №6.

8. Енгибарен Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права М 2006.

9. Коваленко А.И. Общая теория государства и права: ТЕИС. 2006.

10. Комаров С.А. Общая теория государства и пава: курс лекций М 2006

11. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2007.

12. Юридический энциклопедический словарь (Румянцева О.Г., Додонов В.Н.). - М.: Инфра. - М., 2003

ХОРОШЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА

«Конституция РФ – основа правовой системы Российского государства», является фундаментом законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и отношения с государством. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Так давайте соблюдать все законы Конституции и тогда мы будем жить в идеальном, в прямом смысле слова, государстве. Ведь основной закон и принят с целью, обеспечить благополучие и процветание страны.

Актуальность темы заключается в том, что конституция как основной закон любого государства является фундаментом законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и отношения с государством.

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Говоря о Конституции России, необходимо констатировать тот факт, что хотя формально Россия и имеет Конституцию, но по сути своей Основной закон страны авторитарен и не в полной мере соответствует демократическим стандартам конституционализма. Наиболее точно и лаконично стандарты конституционализма были сформулированы во французской Декларации прав человека и гражданина: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделения властей, не имеет Конституции».

Любой непредвзятый специалист подтвердит, что Конституция России установила фактически неограниченные полномочия главы государства, и, таким образом, любые действия последнего соответствуют конституционным нормам. В Конституции России принцип разделения властей формально признается, но фактически механизм сдержек и противовесов отсутствует. Главный институт российской государственной власти – Президент, - сосредоточил в своих руках нити законодательной, исполнительной и судебной власти и возвысился над ними. А о гарантиях пользования правами и свободами большинством народа говорить, пожалуй, и не следует.

В российском обществе периодически возникает дискуссия о конституционной реформе. Этот вопрос достаточно широко обсуждался во время болезни Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина и после его добровольной отставки.

Хотя споры о конституционной реформе ведутся уже столько лет, сколько существует Конституция, целостной концепции конституционной реформы или нового проекта Конституции пока российскому народу не предложено. Но лишь на этой основе возможно объединение сколько-нибудь значимых сил российского общества для перехода к новому этапу конституционной реформы и демократизации общественных отношений.

Как видно, исследование проблемы Основного закона государства весьма актуально как для исследования истории конституционализма в России, так и для практики его развития на современном этапе. Все изложенное вызвало интерес к проблеме, ее анализу и послужило мотивом избрания автором темы дипломной работы «Конституция РФ – основной закон Российского государства».

-познакомиться с историей создания Конституции;

-начать формирование основ правовой культуры.

-познакомиться с основными понятиями;

- формирование знаний об истории развития Конституций в России.

- выяснить, что такое Конституция, и какова ее роль в жизни общества.

- рассмотреть основные права и обязанности граждан России, закрепленные в Конституции РФ.

-сформировать знания о принципах правового государства, основах конституционного строя.

-систематизация знаний о правах и свободах человека и гражданина.

Этапы работы над проектом:

1.Дать определение, что такое «Конституция РФ».

2. Узнать какие главные задачи, которые решает Конституция.

3.Изучить историю создания конституции.

4.Изучить конституции 1924 г, 1936г, 1977г, 1993г.

5. Познакомится с действующей конституцией.

6.Познакомится со структурой конституции.

7. Узнать отличия современной Конституции от ранних ее видов.

8.Провести опрос среди учащихся, и среди взрослого населения, о знаниях Конституции РФ.

9.Узнать наши права, и наши обязанности.

10.Подвести итоги, сделать вывод.

Стратегия достижения поставленных целей и задач:

- достичь понимания, что является «высшей ценностью» нашего государства;

- определять, какой принцип важней: «государство для человека» или «человек

Ожидаемые результаты и их практическая значимость

- расширится правовой кругозор на основе изучения Конституции РФ;

- участники проекта больше узнают о своих правах и обязанностях;

- повысится интерес к законодательной системе России и желание свято

-участники смогут свободно отличать и называть ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) и определять органы власти и их полномочия.

Что такое Конституция?

Конституция РФ – это высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный Совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти

Главные задачи, которые решает Конституция:

-Закрепить и гарантировать фундаментальные права человека.

- Упорядочить государственную власть.

Любая Конституция – это документ, который закрепляет основы конституционного стоя государства, права и свободы человека и гражданина ,основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, организацию высших органов государственной власти, столицу государства и государственную символику.

История Конституции РФ

-это череда постоянных изменений, которые и привели к созданию современного варианта действующей конституции. Годы принятия Конституций отображают определенные этапы в развитии страны и исторические процессы.

Конституция РСФСР 1918 года

Была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года. Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти.

Конституция 1918 года закрепила за собой диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доход или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав.

Конституция СССР 1924 года

Первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года.

Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, закреплённое в Конституции 1924 года, отражало многонациональный характер Советского Союза.

Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами.

В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления реорганизации органов советского управления

Конституция СССР 1936 года

Неофициальное название «Сталинская Конституция».

Несмотря на свое название, основным автором был репрессированный Николай Бухарин. В работе над текстом Конституции непосредственное участие принимал И.В.Сталин.

Конституция по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства - построение социализма.

Конституция СССР 1977 года

Конституция СССР, действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «Конституция развитого социализма».

Вошла в историю как «Брежневская Конституция».

Конституция РФ 1993 года

Высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный Совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

С 2005 года 12 декабря не является в России выходным днем.День конституции причислен к памятным датам России.

Действующая Конституция РФ

В действующей Конституции РФ закреплены демократические и гуманистические ценности, определяется место России в современном Мире.

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)

Заключительные и переходные положения

Отличия современной Конституции от ранних ее видов:

Изменен текст Присяги Президента РФ.

Ликвидирована система Советов.

Образовано Федеральное Собрание РФ.

Переименован ряд субъектов РФ.

Срок полномочий Президента сокращен с 5 до 4 лет (в 2008г – увеличен до 6 лет).

Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России.

Россия стала симметричной федерацией.

Сохранять природу и окружающую среду.

По конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь.

Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через полицию и суд.

Основные выводы, сделанные по результатам анкетирования:

1. Не все учащиеся полностью осознают значение Конституции как документа, отражающего основные права и свободы человека и гражданина и документа, отражающего основы государственного устройства (более 60 %). Почти половина учеников ответили, что Конституция нужна, так как такие документы имеются в большинстве современных государств (45 % опрошенных).

2. Не все ученики знают, что является основной ценностью, согласно Конституции, хотя верный ответ дали большинство опрошенных - 85 %.

3. Учащиеся не до конца понимают, что отражает Конституция РФ, так 60 % опрошенных сказали, что Конституция отражает представления о справедливости каждого человека, а 20 % выделили ответ «представления о справедливости представителей высших органов государственной власти».

4. Большая часть опрошенных считает, что Конституцию РФ необходимо изучать гражданину России как для защиты своих прав (75 % ) так и для того, чтобы знать основы государственного устройства России (70 %).

5. На вопрос о том, в какой форме ученикам было бы интересно изучать Конституцию России, большинство ребят назвали игровые формы (75% опрошенных), выполнение творческих и исследовательских заданий (55 % опрошенных).


Таким образом, у опрошенных нами учеников сформировано определенное представление о Конституции России, однако на многие вопросы ребята не смогли правильно ответить. Отмечается так же их понимание того, что Конституцию своей страны надо знать, ученики готовы ее изучать в творческой, игровой форме.

Получив результаты анкетирования, мы спланировали свои дальнейшие действия по реализации проекта. В апреле 2020 года Россия будет отмечать 26 лет Государственной Думы РФ. В рамках празднования этой важной даты в истории нашего государства мы обратились к депутатам Макаровского МО по нашему округу и пригласили их к нам на встречу. Тема встречи: «Законодательная власть в России по Конституции РФ».

Во время встречи мы получим возможность задать вопросы и получить ответы о роли законодательной власти в системе органов власти РФ, роли законодательных собраний субъектов РФ, роли депутатов.

Информация, полученная нами в ходе встречи с депутатами, будет использована для подготовки материалов для бесед с учениками 5-8 классов школы, материалы могут использовать классные руководители для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.

Я считаю, что Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конституция на район (2).docx

Тема ученического проекта: «Конституция России – путь к правовому государству»

Объем проекта 10 страниц, он содержит 5 рисунков.

Ключевые слова: Конституция, правовое государство.

Объектом исследования проекта является Конституция России 1993 года.

Предмет исследования – Конституция РФ.

Ученический проект включает в себя: введение, одну главу, три подзаголовка, и заключение.

Во введении указывается объект и предмет исследования.

В главе есть три подзаголовки первая История Конституции России, во второй разработка проекта, в третьей Принятие Конституции 1993г.

Заключение содержит основные выводы и предложения, по заданной теме, которую я хотела раскрыть.

Конституция 1993 года принималась не в спокойных условиях, а в состоянии острейшего политического кризиса, противостояния законодательной власти и президента. Иногда этот конфликт приписывают несовершенству государственного строя начала 90-х годов, тому, что законодатели нарушили принцип разделения властей в свою пользу.

Кризис носил политический, а не правовой характер и решался он политическими и силовыми, а не правовыми методами. Старая советская Конституция способствовала развитию большого кризиса.

Ровно 20 лет назад, 4 октября 1993 года, Белый дом в Москве, где находились сторонники Верховного Совета РСФСР во главе с Русланом Хасбулатовым, был взят штурмом. В 10 часов 39 минут длился обстрел белого дома. Этот период в истории России называют черным октябрем 1993года.(смотрите приложение 1,2,3.)

Жертвами этого кровавого кризиса стали более 100 человек. (смотрите приложение 4) Нужен был срочно новый закон! Так завершился один из острейших политических кризисов в современной истории России, длившийся в общей сложности около двух недель. Период «двоевластия» закончился. Хасбулатов сдался.

В этих условиях принятие новой конституции должно явиться той основой, которая будет способствовать установлению необходимой стабильности в обществе.

Целью данного проекта является исследовать Конституцию России 1993 года, как путь к правовому государству.

1. Изучить историю создания Конституции России 1993 года.

2. Рассмотреть и доказать, что Конституция России - это путь к правовому государству.

3. Записать собранный материал на электронный носитель.

Применение Конституции РФ в решении исторически и социально значимых проблем в развитии молодежи, как активной части социума дает возможность обеспечить индивидуальный темп продвижения в истории, и среднему, и сильному учащемуся.

Актуальность:

Тема данного проекта актуальна в наше время, потому что Конституция – основной закон государства, а все граждане обязаны знать и уважать свои законы.12 декабря 2013 года наша страна отметила юбилей 20 лет со дня принятия Конституции РФ.

Был разработан план моей работы:

2. История конституции России.

3. Разработка проекта.

4. Принятие (1993).

5. Конституция России – путь к правовому государству.

8. Список использованной литературы.

I Введение

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.(смотрите приложение 5)

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека, и гражданина

История конституции России

В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

II .Основная часть

1. Разработка проекта

16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ.

Многие народные депутаты были не согласны с принятием новой Конституции.

Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен президентом на всенародное голосование. По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса, но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева.

В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен

президентом России на всенародное голосование, и стал действующей Конституцией Российской Федерации по итогам голосования, прошедшего 12 декабря 1993 г.

2. Принятие (1993)

Основная статья: Всенародное голосование по конституции России 15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года»

3. Конституция России – путь к правовому государству

Правовое государство - это государство где вся деятельность подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.

Конституция - это система правовых норм, имеющих высшую дидактическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом с одной стороны, и с государством с другой. А также основы организации самого государства.

До 1918 года в России не было закона, который именовался бы Конституцией. 17 октября 1905 года император Николай II подписал манифест "Об усовершенствовании государственного порядка". Царь даровал своим поданным политические и гражданские права. Самая первая Конституция была принята 1918г.

После распада СССР, последние Конституционные законы не могли влиять на людей правильным образом, на что многие выражали свое недовольство, это привело к «двоевластию». От этого и пострадали не только власть, но и простые люди.

В октябре начинается черная полоса в России, всем нужен срочный закон, который сможет повлиять на Россию положительно, что бы не было беспредела и наконец, закончились кровавые будни. Б. Н. Ельциным в 1993 году была принята новая Конституция - началась новая жизнь.

Конституция России 1993 года стала началом на пути к правовому государству. Если сравнить, что было в октябре 1993 года и сейчас 2013 год - это абсолютно разные государства. Если предположить, что не было принятия новой Конституции, что было бы с нами сейчас!? В России был бы полный хаос, не было бы закона единого для всех, возможно России вообще не было! Неповиновение законам Конституции Российской Федерации грозит уголовно наказуемым преступлением.

В Конституции понятие "высшая ценность" отнесено к человеку, его правам и свободам. Характерно, что в таких терминах не определяется никакой другой правовой институт, входящий в понятие основ конституционного строя.

Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии, несомненно, сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности. Конституция для России сегодня значит много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою наци-ональную идею. Вот уже как двадцать лет в России пусть не идеальный порядок, но все, же он есть.

III .Заключение

В конечном счете, теория правового государства имеет смысл, если она реализуется и начинает осуществлять функцию защиты человека как личности, его достоинства и присущей ему свободы. Изначальное традиционное понимание правового государства, обращенного к человеку, мыслящему и планирующему свой мир, сейчас как можно скорее необходимо очистить от всяческих идеологических примесей и возродить. Изменяются цивилизации, человечество ищет новые пути цивилизационного развития, поэтому понятия демократии, правового государства и прав человека в России также должны быть с этими процессами соотнесены – они не могут оставаться прежними.

В своем проекте я доказала, что принятие конституции является той основой, которая будет способствовать установлению необходимой

стабильности в обществе. Я как человек, живущий в современном обществе могу сказать, что Конституции России это и есть путь к правовому государству.

Рекомендации: данную работу можно использовать при проведении уроков истории и обществознания, классных часов и тематических вечеров,связанные с событием принятия Конституции России 1993 года. Этопоможет
расширить и углубить правовые знания учащихся, повысить правовую культуру, стимулировать защиту своих прав.

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ. Гимн РФ (с учетом поправок, внесенных законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6 – ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7 ФКЗ) – Ростов на Дону: Феникс, 2012 г.

2. Права человека. Учебник для вузов / Ответственный редактор Е. А. Лукашева. - Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 2001.

3. Конституционное право России: Учебник/Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - М.: Юрист, 2003.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: