Розенбаум судимость имеет ли

Обновлено: 28.03.2024

Александр Яковлевич Розенбаум — вот уж кому довелось хлебнуть лиха в вопросе «подражания Высоцкому». С самого начала своей авторско-исполнительской карьеры и по сей день Розенбаум слышит в свой адрес не только намёки, но и прямые обвинения в том, что он подражает Высоцкому.

Читаем в книге «Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов»:

«… как автор-исполнитель Александр Яковлевич дебютирует в конце 60-х, находясь под сильным влиянием песенного творчества в том числе и Владимира Высоцкого. С подражаний ему (которое продолжается по сей день). До их заочного спора в этом самом творчестве и соревнований друг с другом пройдёт ещё не мало времени…»[15]

Дальше по всей главе упрёки, разборы, сопоставления и т. д. И ведь такая катавасия длится с середины 80-х. Кто-нибудь да находится, чтобы крикнуть иногда из-за угла, а иногда и из книги: А Розенбаум Высоцкому подражает!

Что я могу тут сказать? Если Розенбаум и подражает Высоцкому, то подражать у него получается плохо. Не получается у него подражать, и никогда не получалось. Розенбаум — это Розенбаум.

Впервые услышав Розенбаумовские песни в 1984 году, Высоцкого я в них не увидел ни капельки. Совершенно другая личность, совершенно своя ярко выделяющаяся музыкальная культура и свой сразу узнаваемый голос.

Ах да, тематика песен — поёт про войну, про любовь, про дружбу! А кто про это не поёт. Поёт от первого лица? Ну и что?

Мы можем так и бравого гусара Дениса Давыдова (героя войны 1812 года) заподозрить в подражательстве Владимиру Высоцкому:

«Я люблю кровавый бой!

Я рождён для службы царской,

Сабля, водка, конь гусарский

С вами век мой золотой!»

(Денис Давыдов, 1815 г.)

Чем не Высоцкий?! Война («кровавый бой») — есть, конь — скачет, удаль — на месте, водка — и та присутствует, и разговор ведётся от первого лица! Ну, чем я Вас спрашиваю, не Высоцкий?

Мне думается, что стечение обстоятельств сыграло с Александром Яковлевичем злую шутку, он стал известен почти сразу после смерти Владимира Семёновича (прошло всего каких-то 3–4 года). Поклонники Высоцкого ждали продолжателя дела своего кумира и тут появляется Розенбаум… И как говорится «похожа свинья на ё?жа, только шерсть не така?», а нам плевать, что свинья на ё?жа не похожа и на то, что их «шерсть» заслуживает разговора отдельного, мы всё равно будем искать в Розенбауме Высоцкого и, конечно же (кто, найдя; кто, не найдя — это не важно), будем на все лады ругать Розенбаума за то, что что-то нашли, или за то, что чего-то не обнаружили.

Пишут «Я шёл 38 узлов» (1982 г.) А. Розенбаума написана в подражание «ЯК-у истребителю» (1968 г.) В. Высоцкого.

Что ж, спасибо, что сказали. А я над этим даже не задумывался.

Или «Скачи, скачи» А. Розенбаума («Песня коня цыганских кровей», 1983 г.) — это вроде как «Иноходец» (1970 г.) В. Высоцкого. То есть, если кто-то сегодня задумает написать и исполнить что-нибудь от имени лошади, то лучше оставьте эту затею, потому что всё, что сегодня будет написано или исполнено от имени лошади, теперь считается подражанием Высоцкому. Ну, тогда уж давайте и всё, что пишется и поётся от имени солдата, от имени влюблённого, от имени хулигана и от всех прочих существующих в природе персонажей (равно как и предметов неодушевлённых) — всё это будем считать подражанием и «подделкой под Высоцкого», ибо ОН всех этих тем тоже касался.

Дорогие мои поклонники Владимира Семёновича и критики Александра Яковлевича, а Вам не кажется, что Вы в этой своей позе до неприличия смешны?

«Да и сам Александр Розенбаум не гнушается признаться в интервью в подражательстве:

— Среди Ваших песен есть и такие, где Вы явно подражаете Владимиру Высоцкому.

— Да. Есть. 8–10 из 480 написанных. Сочинил я их где-то в середине 70-х. И неосознанно они получились такими, как их мог бы написать Высоцкий».[16]

«Не гнушается признаться» — это громко сказано. А вот «неосознанно они получились» — это, во-первых, ближе к истине, и во-вторых, скорее говорит о том, что допекли, вымучили ответ.

Если Вам, пусть даже Вы не написали за свою жизнь ни одной стихотворной строчки, лет десять будут талдычить, что Вы писали песни, подражая Высоцкому, то уверен, что Вы однажды задумаетесь: а может я и впрямь чего-то написал, кому-то подражая? А, если Вы писали песни, то тут уж, наверняка, увидите, что вот песня, скорей всего, написана как у Высоцкого, и вот — под Высоцкого, и вон та — тоже…

У Владимира Семёновича есть «Песня-притча о правде и лжи» (1977 г.), про которую он говорит, что она написана в подражание Окуджаве.[17] (Правда, не понятно в чём подражание? Лично я там никакого подражания Булату Шалвовичу не нахожу. Возможно, я очень плохо знаком с творчеством Окуджавы?) Далее Владимир Семёнович признаётся, что Булат Окуджава ЕГО «духовный отец», что ОН и писать из-за него начал…, и т. д.

Итак, Высоцкий сам называет своим «духовным отцом» Булата Окуджаву, признаётся в написании песни в подражание ему, но никто ни разу Высоцкого в этом не упрекнул. Почему же Александра Розенбаума у нас постоянно сравнивают с Владимиром Высоцким и обвиняют в подражательстве? Лично для меня Высоцкий и Розенбаум — это земля и небо! Это два совершенно разных и самодостаточных направления в авторской песне (впрочем, как и Высоцкий с Окуджавой).

Кстати, сдаётся мне, что Высоцкий не спроста публично называл своим «Духовным отцом» Булата Окуджаву и не столько из личной симпатии к оному, сколько из желания пустить своих поклонников (а теперь и исследователей своего творчества) по ложному следу — ищите меня в Окуджаве, ИДИОТЫ! Ищите меня там, где меня не было и нет! А не найдя меня в Окуджаве, то есть там, где меня не было и нет, восторгайтесь моим новаторством и гениальностью! Вот дескать, Высоцкий какой умница, никогда и никому не подражал, ни у кого ничему не учился, услышал только Окуджаву, но стал писать и петь абсолютно по-другому, по-своему! На самом же деле всё было не совсем так, Высоцкому было у кого поучиться…, но вернёмся к Розенбауму…

Если в чём-то Высоцкий и Розенбаум похожи, так это в том, что, во-первых, оба делали свои первые записи подпольно и эти записи разошлись по всей стране; во-вторых, оба за кротчайший срок собрали миллионные аудитории поклонников; в-третьих, песни и Высоцкого, и Розенбаума многие из нас знают наизусть; в-четвёртых, как у Высоцкого, так и у Розенбаума есть поклонники-исполнители, которые предпочитают петь только его песни (и поют, как говорится, «один в один»). Правда, в отличие от Высоцкого, Розенбаум не сетует на каждом своём концерте, что «под него поют», во всяком случае я о таком не слышал. Есть и другие параллели между Высоцким и Розенбаумом, но об этом поговорим позже…

Перечитал написанное и вижу, что получилась какая-то хвалебная ода Розенбауму. А хвалить его (тем паче за него заступаться) я даже не собирался. Наоборот, хотел сказать, что он, как гитарный властитель дум, за последнее десятилетие слегка поиздержался и что некоторые поклонники, когда-то величавшие его Александром Яковлевичем, теперь всё чаще называют его просто — Розик.

Я конечно близко с Розенбаумом не знаком и могу судить о нём как о человеке лишь по его газетным и телевизионным интервью, а в этих интервью он, и это многими замечено, выглядит как самовлюблённый, напыщенный «пальцегнутель» с претензией на «последнюю инстанцию», в которой поселилась истина. Но, я не стану осуждать Розенбаума за его «зашкаливающую крутизну», он «постирал свои зубы о гастрольную пыль» и имеет право громко сказать своё «Я»! И если Андрей Передрий в своих «Ста друзьях и недругах» пишет: «…сегодня её (биографию А. Розенбаума) не знает только не грамотный или страдающий дислексией человек»,[18] — стало быть, личность значительная и этого у Розенбаума никто и никогда не отнимет.

P.S. (реплика в сторону)

В информации об Александре Яковлевиче Розенбауме сегодня недостатка нет и я не вижу смысла писать о нём больше, чем я уже написал в настоящей главе.

На тему «Розенбаум подражает Высоцкому» также сказано и написано достаточно… Но мне думается, что в случае с Розенбаумом уместнее говорить не столько о заочном споре между ним и Высоцким, сколько о равнении на последнего, на желание Александра Розенбаума влиять на наше общество как когда-то влиял Владимир Высоцкий. И глупо говорить, что ему это не удалось.

Возвращаясь же к вопросу о подражании, скажу: Розенбаум стал известным и самым (после Высоцкого) влиятельным автором-исполнителем именно потому, что не старался копировать Высоцкого, а был своеобразен, самобытен и неповторим. Он делал тоже, что и Высоцкий, то есть делал переоценку ценностей, но делал это по-своему. Песни Розенбаума в своё время ценились наравне с песнями Высоцкого, за ними тоже «выстраивалась очередь», поэтому не надо умалять значения такой личности, как Александр Яковлевич Розенбаум. Никто не докажет мне, что кто-то из авторов-исполнителей после Высоцкого добился у нас большего успеха, чем Розенбаум. Возможно он добился бы и ещё больших результатов на своём поприще, если бы ему не приходилось в девяносто девяти вопросах из ста слышать: А почему вы подражаете Высоцкому? А кем бы вы были, если бы был жив Высоцкий? А вы считаете себя преемником Высоцкого? И т. д.

В понедельник, 13 сентября, 70-ый день рождения отмечает заслуженный и народный артист РФ Александр Розенбаум. Несмотря на почтенный возраст, он продолжает давать концерты и волновать поклонников подробностями личной жизни

Родители

Родился Александр Розенбаум 13 сентября 1951 года в Ленинграде в семье студентов-однокурсников Первого Медицинского института. Отец Яков Шмарьевич Розенбаум учился на врача-уролога, кем потом и работал, позже став главным врачом городской больницы. Мать Софья Семеновна Миляева — акушер-гинеколог. После обучения шесть лет супруги работали в Восточном Казахстане, где у них родился еще один сын Владимир, потом вернулись в Ленинград. Там Александр окончил школу с углубленным изучением английского, а также музыкальную школу по классу фортепиано и скрипки.

Розенбаум родители брат

Врач в четвертом поколении

Позже будущий певец учился в Ленинграде в Первом медицинском институте, откуда был исключен. В армию Розенбаума не взяли из-за плохого зрения и через год он восстановился на учебе и пошел работать в больницу.

Получив диплом анестезиолога-реаниматолога, он перешел работать на скорую.

«Поступить после школы в мед для меня было так же естественно, как для сына кадрового офицера оказаться в военном училище. Продолжение династии в таких семьях — нормальное явление.

В разные годы я, правда, мечтал быть и геологом, и профессиональным охотником, хотел быть поближе к природе и животным, но, когда пришло время определяться с профессией, совершенно осознанно отнес документы в медицинский», — вспоминал артист.

Розенбаум работа на скорой

Музыка и политика

Свои первые песни Розенбаум написал в 1968 году для студенческих капустников, позже выступал в составе групп «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых» и «Пульс».

Началом сольной карьеры он считает выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Ф. Э. Дзержинского. В 80-ые певец посещал с концертами советских солдат в Афганистане.

С 2003 по 2007 год был депутатом ГД РФ от партии «Единая Россия».

Украина

А в декабре 2015 года Розенбаума включили в черный список Украины как лицо, угрожающего национальной безопасности страны. Сам музыкант спокойно отреагировал на это решение, заявив, что приличному человеку не прилично не быть в этом списке.

Семья

Впервые в брак Розенбаум вступил еще в начале обучения в институте, но студенческий союз не выдержал и года. Спустя буквально несколько месяцев после развода будущий музыкант женился на другой своей однокурснице — рентгенологе Елене Савшинской.

Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из-под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

Говоря о многогранности творчества Александра Розенбаума, необходимо отметить, что он никогда не писал песни циклами, сгруппировать их можно только по тематике.

Удивительно, как ещё совсем молодой человек смог написать такие сильные, проникновенные, пронизанные настоящей любовью к Родине, песни о 37-м годе: «Вальс 37-го года», «Колыбельная на нарах», «Анафема», «Покаяние». Вроде бы не обличающие напрямую, не конкретизирующие факты годов репрессий, сопровождающиеся даже лирическими мелодиями, эти песни имеют такую мощь, раскрывая страх и страдания народа, что даже в 80-х годах запрещались для исполнения перед публикой.

Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это: «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), «Я часто просыпаюсь в тишине» (песня написана Розенбаумом в период его работы на «скорой помощи» как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие.

Творчество Александра Розенбаума также характеризуется интересом к судьбе декабристов («Декабристский сон»), истории России послереволюционных годов («Романс генерала Чарноты», «Романс Най-Турса», «Романс Колчака»), к цыганской жизни («Песня коня цыганских кровей», «Если было бы можно…») и многим другим темам. И везде он честен и открыт. В лихие 90-е годы, когда многие упивались свободой «разделяй и властвуй», прославляя время становления любой ценой, Розенбаум пишет простенькую с виду песню «Что-то здесь не так», которая выражает гражданскую позицию автора к жестокому и подчас безрассудному времени перемен, его любовь к многострадальной Родине. Этому же периоду посвящены песни: «Посмертная записка», «Воры в законе», «Стрелка», «Транссибирская магистраль» и другие.

Розенбаум имеет чёткое понятие – каким должен быть мужчина и чем он должен заниматься, продолжает учиться всему и у всех. Его слушатели – от подростков до пожилых людей, места выступлений различны: от тюрем, временных сцен в местах боевых действий, небольших сцен провинциальных городов, кораблей ВМФ до лучших концертных залов мира. Каждый год 9 мая выступает в Санкт-Петербурге, потому что День Победы для него больше, чем праздник. И каждое его выступление – при полном аншлаге. Он не заискивает перед слушателями, не поёт по заказу, в День медицинского работника с удовольствием надевает белый халат, потому что бывших врачей не бывает.

Он сделал себя сам, он никого не пускает в свою душу и готов заплатить за всё, что взял у судьбы.

Сегодня Александр Яковлевич Розенбаум продолжает писать новые песни и активно гастролировать, потому что остановка для него – вещь опасная.


Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить — так любить, стрелять — так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 800 песен и стихов, выпустил 35 альбомов, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой, профессиональная деятельность которых впоследствии была связана только с медициной, что в значительной степени предопределило выбор профессии врача и их сыном Александром.

В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте. С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна — профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им четырёх замечательных внуков.


В детстве Александр Розенбаум не получил элитарного воспитания, он – продукт обычной советской интеллигентной семьи. Относительная свобода действий и выбора явились залогом его развития как многогранной личности. Единственным давлением со стороны матери было обучение Александра в музыкальной школе, за что он бесконечно благодарен ей.

Александр начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в последствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.

В музыкальной школе Саша учился неохотно, как, впрочем, все нормальные мальчишки, которых больше привлекал двор и дворовое братство. Обучение музыке родители считали частью общего образования, и лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: «Саша — исключительный». Бабушка была самым дорогим человеком в жизни Саши, настоящим другом. Общение с ней изменило отношение к музыке, которая стала для Александра такой же неотъемлемой частью жизни, как дыхание.


Талант, конечно, от Бога, толчки же к творчеству – от талантливых людей. В 13 лет на Сашу произвела сильное впечатление игра пианиста джазового ансамбля на танцах, куда он попал случайно, придя к бабушке на работу. Тапёр милостиво пустил за клавиши, играли в четыре руки. Это был такой восторг, что Саша уселся за рояль надолго, как оказалось, на всю жизнь. Вторым толчком стало знакомство с известным гитаристом Михаилом Мининым – соседом бабушки по коммунальной квартире, который показал Саше основные аккорды и, как будто, потянул за струны его души, да так, что с гитарой Александр больше не расставался никогда, обучаясь игре самостоятельно и оттачивая мастерство терпением, талантом и временем. В 16 лет появились и первые стихи, рифмы на школьные и домашние темы непроизвольно рождались в сознании юноши. Это были первые шаги к созданию собственных песен.

Ворвавшись в конце 80-х в жизнь советских людей с «Вальсом-бостоном», Александр Розенбаум очень быстро завоевал популярность у зрителей. Особый шарм артисту придавал налёт некой «полулегальности» его произведений. В те времена авторские песни под акустическую гитару были на эстраде исключением и не считались серьёзным направлением: гитара ассоциировалась с дворовой или блатной романтикой, цыганами или песнями у костра.

Слушает ли молодежь песни Розенбаума?

Талант Розенбаума прошёл испытание временем: даже через 30 лет на его концертах аншлаги, а сам певец продолжает радовать поклонников новыми произведениями. Однако аудитория 67-летнего поэта стареет вместе с ним — в концертных залах почти нет молодых людей. Почему лирику Александра Розенбаума не слушает современная молодёжь, ведь темы песен артиста не потеряли актуальность? Анализируя сегодняшние настроения в обществе, мы выделили пять возможных причин.

Идеалы изменились, песни остались

Сегодняшний патриотизм разительно отличается от того, на котором вырос Александр Розенбаум. Лихие 90-е выбили почву из под ног у рождённых в 70-80-е: разочарование в идеалах, депрессия, подмена моральных ценностей привели к тому, что дети этого «потерянного поколения» воспитывались без духовных ориентиров. Молодым людям приходится самостоятельно учиться различать добро и зло, отличать правду от искусной лжи, выплывать в бескрайнем информационном потоке разоблачений и инсинуаций. Даже авторитетные утверждения медиа-персон могут оказаться враньём.

Александр Розенбаум общается с поклонниками

Если для родителей сегодняшних молодых людей песни барда стали отдушиной в рушащейся на глазах стране, то для современного поколения лирика Розенбаума кажется не актуальной и устаревшей. Даже та молодёжь, которой близки идеи патриотизма, не воспринимают душевные композиции музыканта.

Андеграунда больше нет

Бардовские песни представляли собой часть андеграунда. И хотя Розенбауму не приходилось терпеть запреты своих песен, некоторые поклонники считали его последователем Высоцкого, чьи записи долгое время оставались вне закона и распространялись на магнитофонных бобинах. В то же время Александр Розенбаум пел о войне в Афганистане, а об этой странице советской истории в те времена говорили лишь на кухнях.

Александр Розенбаум бывал с концертами в Афганистане

Сегодня, когда цензуры музыкальных произведений больше не существует, рокеры и барды не просто вышли из полуподполья, а стали авангардом отечественной музыки. Ну а поскольку сладок лишь запретный плод, Розенбаум, как и рок-музыканты, больше не интересует ту часть аудитории, которая предпочитает непризнанных и гонимых авторов.

Жизнь идёт по кругу, у каждого поколения свои кумиры

Темы лирических песен Розенбаума — война, Афганистан, тюремная романтика. Эти жанры актуальны и популярны у старшего поколения. И в этом нет ничего удивительного. Юные мамы и папы сегодняшних молодых людей не слушали Муслима Магомаева и Валерия Ободзинского, а их родители, в свою очередь, не разделяли вкусы собственных родителей, бережно хранящих пластинки Утёсова и Шульженко.

Рэп и техно вытеснили лирику из медиапространства

Дети 21 века предпочитают вслушиваться в речитативы рэперов и сверять пульс с ритмами электронной музыки. Новое время, новые мелодии… Молодые люди сегодня живут в другом темпе — рэп-исполнители заняли нишу тех, кто раньше поднимал острые социальные темы. Кстати, понимая, что именно рэп сегодня в фаворе у зрителей, мэтры эстрады пытаются остаться на плаву, создавая совместные дуэты (Агутин— L`One, Маликов — Витя АК, Лепс — Тимати, Киркоров — Крид).

Ностальгия Розенбаума непонятна молодёжи, которой ещё рано жить воспоминаниями

Честные пронзительные баллады Розенбаума не понятны молодёжи: в большинстве песен артиста присутствуют нотки ностальгии. Лирика Розенбаума легко погружает в воспоминания. А какая ностальгия может быть у тех, кому сегодня 20-25 лет? У них, не имеющих опыта и не набравшихся жизненной мудрости, впереди долгая интересная жизнь. Уж наверняка, не их история — грусть о питерской юности или о танцующей в подворотне осени, которая символизирует закат жизни.

Александр Розенбаум

Александр Розенбаум – человек-легенда, популярный исполнитель авторских песен, которые одинаково близки и понятны как слушателям старшего поколения, так и его молодым поклонникам. Выбрав профессию врача скорой помощи, он по велению сердца превратился в целителя человеческих душ. И это не громкие слова – песни Розенбаума действительно помогают людям пережить самые сложные и трагические моменты жизни, будь то ужасы войны, тюремное заключение, болезнь или смерть близких.

На фото: Александр Розенбаум

Детство и юношеские годы

Александр родился в Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинграде), в семье медиков. Родители, Софья Семеновна Миляева и Яков Шмарьевич Розенбаум, познакомились во время учебы в медицинском институте, на последнем курсе у них родился первенец Саша. В 1952 году они вынуждены были уехать по распределению в Зыряновск, небольшой городок в восточном Казахстане, где не было даже железнодорожной станции. Это была своеобразная ссылка – в то время набирало обороты «дело врачей», и даже диплом с отличием, личный запрос с кафедры урологии и фронтовые заслуги не помогли отцу остаться и устроиться на работу в родном городе.

Александр Розенбаум в детстве

В Зыряновске семья прожила шесть лет, там родился младший брат Александра Владимир. В 5 лет маленького Сашу отдали в музыкальную школу, где он два года отучился по классу скрипки. Воспитанием мальчика помогала заниматься няня, 17-летняя деревенская девушка, которая много дала будущему артисту. Она в лицах читала ему сказки, пела народные песни и была очень доброй и жизнерадостной особой.

Александр Розенбаум с родителями и младшим братом

В 1958 году семья вернулась в город на Неве, где мальчик пошел в первый класс. В музыкальной школе на скрипичном отделении мест не было, поэтому Саша стал осваивать фортепиано. Учился он хорошо, особенно был силен в гуманитарных и естественных предметах. В будущем мечтал стать зоологом или геологом, а совсем не врачом, как хотели того родители. Он не был отпетым хулиганом, но среди дворовых мальчишек пользовался авторитетом, особенно когда научился играть на гитаре. Семиструнную освоил самостоятельно с помощью соседа по коммуналке – тот работал в Ленконцерте аккомпаниатором.

Александр Розенбаум в юности

В двенадцать лет Александр впервые услышал группу The Beatles и стал ее ярым поклонником. Он пытался подражать британским музыкантам, но трудность заключалась в том, что их мелодии исполнялись под шестиструнную гитару, а он играл на семиструнке. Шестиструнные гитары в СССР тех времен в принципе были редкостью – по какой-то необъяснимой причине они считались «буржуазным» инструментом. Чтобы не переучиваться, Розенбаум изобрел свой собственный гитарный строй, выбросив пятую струну. Сейчас он называется Open G и им пользуется огромное количество профессиональных гитаристов.

Параллельно Александр серьезно увлекался боксом – в старших классах он добился весомых успехов в этом виде спорта, неоднократно становился победителем городских и областных соревнований. Но, несмотря на такой далекий от медицины круг интересов, после школы он все-таки решил продолжить семейную династию и поступил в тот же институт, в котором в свое время встретились его родители.

Учился Розенбаум хорошо, окончил вуз с отличием и устроился работать на скорую помощь. Ему нравилось чувствовать себя на передовой медицинского фронта, ведь именно от оперативных умелых действий бригады «неотложки» в подавляющем большинстве случаев напрямую зависит человеческая жизнь.

Творческая карьера

Параллельно с работой на «скорой» Александр продолжал увлеченно заниматься музыкой, писал песни, играл в ленинградском рок-клубе и был достаточно известным человеком в местном «андеграунде». Окончил вечернее джазовое училище при ДК имени Кирова, выступал в составе вокально-инструментальных ансамблей «Адмиралтейство», «Аргонавты», «Шестеро молодых», «Пульс».

Александр Розенбаум и группа «Аргонавты»

Сольная карьера Розенбаума началась в 1980 году. Ему позвонил Альберт Асадуллин, который в то время ушел из «Поющих гитар» и организовал собственный коллектив. Он попросил написать несколько песен для нового репертуара, а после месяца совместной работы предложил Александру стать полноправным участником ансамбля. Так наш герой принял окончательное решение уйти из медицины и посвятить себя музыке.

Став врачом, Розенбаум не забыл о музыке

Два года он гастролировал с Асадуллиным по стране, но всесоюзную популярность получил благодаря магнитофонной кассете, записанной в полупрофессиональной студии при содействии братьев Жемчужных. На создание альбома его вдохновили «Одесские рассказы» Бабеля, писателя, любимого им с ранней юности. За две недели кассета разошлась по дальним уголкам Советского Союза и далеко за его пределами. Розенбаумом заинтересовались мэтры отечественной эстрады и приняли его в свой круг.

Александр Розенбаум в молодости

Творчество Розенбаума высоко оценили и эмигранты, звезды отечественного шансона. Михаил Шуфутинский пришел в полный восторг, услышав записи песен начинающего исполнителя – стало очевидно, что ситуация на родине кардинально меняется, если стало возможно появление такого артиста.

Розенбаум достаточно скоро стал участником больших официальных концертов, таких, например, как «Шире круг» и «Песня года». Певец много гастролировал по стране, причем принципиально посещал не только крупные города, но и самые отдаленные и всеми забытые уголки нашей необъятной родины. Его песни «Гоп-стоп», «Вальс-бостон», «Заходите к нам на огонек», «Утиная охота» знала наизусть вся страна – Розенбаум в одиночку легко собирал стадионы и Дворцы спорта, что было большой редкостью для исполнителя такого жанра. Каждый год он выпускал по нескольку альбомов, тематика которых была невероятно широка и многообразна. В его творчестве присутствовала философская и любовная лирика, блатные куплеты, военные песни, цыганские романсы и залихватские казачьи мотивы.

Много песен он посвятил коллегам – врачам, а после первой поездки в Афганистан в репертуаре Александра Яковлевича появились произведения на патриотическую тематику. Розенбаум летал в Афганистан не один раз – каждая поездка буквально переворачивала его душу и наносила глубокую рану, но он все равно снова и снова туда возвращался.

Ему было важно хоть как-то поддержать советских солдат и офицеров, которые каждый день смотрели смерти в глаза и не знали, вернутся ли домой живыми. Он и сам неоднократно попадал под обстрелы и наравне со всеми стойко переносил адскую жару и бытовые трудности. Результатом этих поездок стал целый цикл песен, посвященных Афганистану, которые и сейчас заставляют сжиматься сердца и вызывают слезы на глазах у участников тех страшных событий.

Александр Розенбаум в Афганистане

В 1986 году композиция «В горах Афганистана» стала саундтреком к документальному фильму «Боль и надежда Афганистана», а в 1991 знаменитый «Черный тюльпан» Розенбаума стал основной музыкальной темой военной драмы Владимира Бортко «Афганский излом» с Микеле Плачидо в главной роли. В картине можно увидеть и самого артиста – Александр Яковлевич сыграл самого себя, выступающего перед бойцами в армейском клубе.

Розенбаум побывал и в других горячих точках – в 1986 году он приезжал поддержать ликвидаторов Чернобыльской аварии, неоднократно посещал Чечню в ходе обеих военных кампаний, давал концерты российским военным в Сирии. Он много выступал перед заключенными и объездил огромное количество исправительных заведений в самых разных уголках страны.

Является полковником медицинской службы в отставке, отмечен нагрудным знаком «Воин-интернационалист», медалями ««Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», «Ветеран Вооружённых Сил СССР» и другими почетными наградами. В 2001 году Александр Яковлевич был удостоен звания Народного артиста РФ, а через десять лет получил из рук Владимира Путина Орден Почета за выдающие заслуги перед Отечеством.

Александр Розенбаум и Владимир Путин

После распада Советского Союза Розенбаум стал много гастролировать за рубежом, в его творчестве появился целый цикл, посвященный народу Израиля. Таким образом артист отдал дань уважения своим предкам, выходцам из Земли Обетованной. Но и на родине он оставался невероятно популярным – лихие 90-е практически не повлияли на его творческую деятельность. Он часто появлялся на телевидении, снимался в кино и даже сыграл одну из ключевых ролей в драме Станислава Говорухина «Не хлебом единым» (2005).

Кадр из фильма «Не хлебом единым»

В 2010-х он неоднократно становился участником популярных телевизионных передач и музыкальных шоу: «Три аккорда», «Достояние республики», «Точь-в-точь», «Главная сцена» и многих других. Розенбаум охотно дает интервью и не скрывает от широкой публики подробности своей личной и творческой биографии. Александр Яковлевич всегда был желанным гостем программ «Наедине со всеми», «Мой герой», «Прямой эфир», «Судьба человека», «Вечерний Ургант», «Сегодня вечером», и каждый раз его появление в эфире собирало у экранов многомиллионную зрительскую аудиторию.

Общественно-политическая деятельность

Как истинный патриот и неравнодушный человек, Розенбаум не мог и не хотел оставаться в стороне от событий, происходящих в стране, и всегда старался четко выражать свою гражданскую позицию. В 2003 году он поддержал на выборах партию «Единая Россия» и был избран депутатом Госдумы. Пробыв на ответственном посту два года, он не стал продлевать свои депутатские полномочия, но остался приверженцем политического курса Владимира Путина и неоднократно поддерживал президента на выборах.

Александр Розенбаум в Госдуме

Александр Яковлевич немало сделал для родного города – уже много лет он возглавляет Благотворительный фонд развития исторического наследия Кронштадта, усилиями которого был восстановлен Морской собор крепости, главный «морской» храм России.

В числе 42 знаменитых петербуржцев он обратился с открытым письмом к Дмитрию Медведеву с просьбой остановить строительство газпромовского небоскреба на Охтинском мысу, который изуродовал бы исторический вид города. Цель была достигнута – «Охта-центр» перенесли в другое место, на берег Лахтинского залива. Там небоскреб удачно вписался в местный ландшафт и не мешает жителям и гостям Санкт-Петербурга любоваться его неповторимой красотой.

Александр Розенбаум и Дмитрий Медведев

Не остался равнодушным Розенбаум и к событиям, произошедшим на Донбассе и в Крыму после украинского майдана 2014 года. Он резко негативно высказался относительно политической ситуации, сложившейся в соседней, еще совсем недавно братской стране и, как его близкий друг и коллега по цеху Иосиф Кобзон, тут же был внесен в базу сайта «Миротворец» с запретом на въезд в Украину.

Розенбаум и Кобзон были хорошими друзьями

Стоит отметить, что Кобзона и Розенбаума связывали не только общие политические взгляды – Иосиф Давыдович был одним из первых, кто рассмотрел в начинающем артисте будущую легенду отечественной эстрады и проложил врачу «Скорой помощи» путь на большую сцену. Он же походатайствовал, чтобы Розенбаума пустили в Афганистан – в то время выезд в «капстрану» для человека, ни разу не выезжавшего за границу, был практически невозможен.

Артисты много раз пересекались на крупных сборных концертах, приуроченных к 9 Мая, 23 февраля и другим важным государственным праздникам. Они неоднократно выступали в дуэте, одной из последних совместных работ стала песня «Вечерняя застольная», записанная с участием Григория Лепса.

Личная жизнь Александра Розенбаума

За плечами у Розенбаума долгая яркая жизнь, состоящая как из радостных событий, так и трагических моментов.

Со своей первой женой он познакомился на первом курсе медицинского института – это был незрелый студенческий брак, который продлился всего девять месяцев. Через год Александр в гостях у общих знакомых познакомился с Еленой Савшинской, своей будущей второй супругой. Девушка тоже училась в том же институте, но на другом курсе. До этого они ни разу не пересекались, но встретившись, сразу поняли, что созданы друг для друга и больше не расставались.

Александр Розенбаум с женой и дочерью

В 1975 году влюбленные поженились, а через год у них появилась дочь Аня. Девочка родилась болезненной, с тяжелой формой аллергии, вызывающей астматическое удушье. Родителям стоило немалого труда поставить ее на ноги, и на рождение еще одного ребенка они больше не решились, хотя Александр Яковлевич всегда хотел иметь еще и сына.

Александр Розенбаум и его продюсер Белла Купсина

У Александра Розенбаума была серьёзная зависимость от алкоголя в конце 80-х. Из-за проблем концерты организовывались все реже. Пить он бросил, когда из-за излишнего возлияния едва не умер от сердечного приступа во время гастролей в Австралии. С тех пор певец почти не употребляет алкоголь.

Александр Розенбаум с внуками

Сейчас Розенбаум четырежды дедушка – став взрослой, Анна вышла замуж за израильского спортсмена-пловца Тиберио Чаки и родила четырех сыновей. Девушка не пошла по стопам родителей – она филолог и профессиональный переводчик, вместе с мужем и детьми живет в Санкт-Петербурге и является совладелицей сети пивных «Толстый Фраер», семейного бизнеса Розенбаумов.

Александр Розенбаум сейчас

Александр Розенбаум находится в прекрасной творческой форме и по-прежнему дает много концертов – его гастрольный график расписан на много месяцев вперед. Мировая пандемия коронавируса внесла свои коррективы в творческие планы артиста. Также он занимается благотворительностью и частенько просит подписчиков своего Instagram пожертвовать немного денег больному ребенку.

Он, как и многие коллеги по цеху, перешел в режим онлайн и в честь 75-летия великой Победы провел в Инстаграме концерт «Своих не бросаем!». 7 июля артист впервые после карантина встретился на репетиции со своим музыкальным коллективом «Старая армия», а уже через месяц отправился с новой концертной программой «На воле» в большой гастрольный тур по стране.

Александр Розенбаум в 2020 году

На работоспособность артиста не повлияла сложная операция по удалению опухоли, которую он перенес в 2019 году. В сентябре 2020 на Первом канале стартует очередной сезон музыкального шоу «Три аккорда», в котором наш герой уже несколько сезонов подряд является почетным членом жюри.

13 сентября 2021 года Розенбауму исполнилось 70. К юбилею музыканта Первый канал выпустил документальный фильм «Сны у розового дерева» (розовое дерево – это буквальный перевод фамилии Розенбаум с немецкого), в котором Александр впервые подробно рассказал о своей семье.

Сам артист устроил в честь дня рождения масштабный двухдневный концерт. На банкете выступал не только юбиляр, но и Андрей Макаревич, Владимир Винокур, Григорий Лепс, Лариса Долина и другие легенды эстрады. Розенбаум удивил гостей, исполнив зажигательное танго с привлекательной блондинкой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: