Конституционное правосудие как форма конституционного контроля

Обновлено: 28.04.2024

Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное правосудие.docx

1.Конституционный контроль: понятие, сущность и виды.

Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.

Сущность конституционного контроля состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, принятии мер по устранению этих отклонений.

Основные виды конституционного контроля:

1) по времени осуществления:

а) предварительный (проводится до вступления в силу решения, до санкционирования и промульгации закона);
б) последующий (проводится в отношении действующих актов);

2) по месту осуществления:

а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган);
б) внешний (проводит другой орган);

3) по правовым последствиям:

а) консультативный (решение органа конституционного контроля юридически необязательно и не влечет юридических последствий);
б) постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия);

4) по обязательности проведения:

а) обязательный (т. е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле);
б) факультативный (при наличии соответствующей инициативы);

а) абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом);
б) конкретный (анализ в связи с конкретным делом);

а) полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией);
б) частичный (защите путем конституционного контроля подлежат не все урегулированные конституцией отношения);

2.Объекты конституционного контроля в зарубежных странах

Объект конституционного права зарубежных стран – наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни личности (например, установление законом прожиточного минимума), коллектива (роль общественных объединений в стране), государства (его место в обществе), самого общества (рыночная или огосударствленная экономика).

Важной частью конституционного права являются конституционные права и обязанности человека и гражданина, способы их реализации и гарантии. Особое место занимают отношения, связанные с участием граждан в осуществлении публичной власти. В различных странах действующее конституционное право может иметь свои особенности в объекте регулирования.

Конституционное право зарубежных стран регулирует четыре главные сферы общественной жизни: экономику (основы отношений собственности), социальные отношения (социальная роль государства), политику (роль и порядок образования политических партий, порядок выборов, организация государства), идеологию (идеологический плюрализм). Они составляют предмет конституционного права зарубежных стран.

Таким образом, конституционное право как отрасль права той или иной страны – это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы правовых взаимосвязей личностей, коллективов, государства и общества, устанавливающих законные условия для осуществления государственной власти, участия в ней, давления на нее, борьбы за нее мирными, конституционными средствами.

3. Судебный конституционный контроль: понятие и модели конституционного контроля в зарубежных странах.

В правовом государстве суды осуществляют разнообразные функции в порядке конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводства: разрешают конфликты, споры между участниками общественных отношений на основе конституции и закона; восстанавливают нарушенные права и свободы граждан и других субъектов общественных отношений; применяют меры юридической ответственности (конституционной, гражданской, дисциплинарной, административной, уголовной), в том числе в виде наказания за содеянные правонарушения на основе закона; проверяют законность применения мер пресечения в совершении правонарушений и других мер государственного принуждения, связанных с ограничением прав и свобод физических и юридических лиц; устанавливают юридические факты (недееспособности, безвестного отсутствия и др.). Наряду с указанными функциями судебная власть осуществляет в правовом государстве конституционный контроль, т. е. проверку на соответствие конституции законов и иных нормативных правовых актов, решений и действий органов публичной власти, их должностных лиц. Особое значение и преимущества этого контроля обусловлены специальной судебной процедурой его осуществления в виде судопроизводства и обязательной юридической силой его результатов. Конституционный контроль возможен в государстве, где система права иерархична, а Конституция имеет высшую юридическую силу. Конституционный контроль является одним из инструментов охраны и защиты Конституции ( система мер, которые направлены на предотвращение нарушений Конституции РФ, и сведение к минимиму последствий этих нарушений). Помимо конституционного контроля такими инструментами являются: Конституционный надзор (осуществляется прокуратурой РФ); Усложненный порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок; Конституционная ответственность. Виды конституционного контроля можно классифицировать по субъектам осуществления: 1. Общий – тот, который осуществляется всеми органами государственной власти, и является дополнительной функцией для этих органов гос.власти. (Президент –Вето президента; Совет Федерации – Парламентское расследование); 2. Специализированный – тот, который осуществляется специально созданными органами, для которых конституционный контроль является основной функцией. (Конституционный суды или Квази-судебные органы – не созданные в форме суда. Например, Французский Конституционный Совет).

Конституционный контроль – один из видов деятельности государства, который заключается в проверке определенного состояния того или иного объекта, желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному в Конституции. Существуют две основные модели судебного конституционного контроля: 1. Северо-американская модель (США, Канада, Аргентина, Боливия, Доминиканская республика, Индия, Иран, Пакистан, Япония).Характерные черты: Конституционный контроль осуществляется не специально созданным органом, а судами общей юрисдикции; Конституционный контроль – дополнительная функция для судов общей юрисдикции только в связи с конкретным делом; Рассмотрение дел происходит по обычной процедуре судопроизводства; Акт, признанный не соответствующим Конституции формально продолжает действовать. Суд не лишает его юридической силы. Признанный неконституционным акт лишается судебной защиты. Существуют две разновидности: децентрализованная – Конституционный контроль могут осуществлять все суды общей юрисдикции; централизованная – конституционный контроль осуществляется только высшими судебными инстанциями (Мальта, Австралия). 2. Европейская модель. (Восточная Европа, Коста-Рика, Турция, Южная Корея). Характерные черты: Конституционный суд занимает автономное положение в судебной системе; Конституционный контроль – это основная функция; Рассмотрение дело происходит по специальной процедуре конституционного судопроизводства; Судьями становятся не профессиональные судьи, а признанные ученые в области права; Это органы со специальной компетенцией; Решение Конституционного Суда лишает акт юридической силы. Помимо двух основных моделей существуют смешанные модели: Южно-американская ( Аргентина, Бразилия, Мексика) – нет Конституционных судов, но у судов общей юрисдикции имеется специфическое полномочие – процедура «ампаро» (граждане могут обращаться в суд общей юрисдикции с целью отмены акта); Греция – существует специальный орган – Верховный специальный суд, но так же вопросы конституционности могут рассматривать и иные судебные органы (ГосСовет, Счетная палата).

4. Конституционный контроль и конституционный надзор: вопросы соотношения.

Конституционный контроль служит особой сферой судебной власти и ее высшим проявлением. Именно с его помощью гарантируется соответствие положений законодательства, иных нормативных актов Основному Закону Российской Федерации, а также деятельность федеральных государственных органов России и органов субъектов Федерации в пределах компетенции, определенной для соответствующих органов конституционными нормами. Речь идет о конкретных способах обеспечения верховенства Российской Конституции и ее непосредственного действия на территории страны, диктуемых необходимостью сформировать демократическое правовое государство.

Что касается соотношения понятий конституционного надзора и контроля, то это по ряду признаков отличные друг от друга понятия. Судебный надзор распространяется на нижестоящие звенья судебной системы, что же касается конституционного, то он является способом разрешения конституционного спора, как правило, посредством решения парламента, в силу чего "органы конституционного надзора носят парламентский характер".

Конституционный контроль в отличие от этого осуществляется различными государственными органами, принимающими окончательное решение по разрешаемому вопросу. Это "прежде всего Президент и Правительство Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также органы конституционного контроля".

Конституционное правосудие - это деятельность судебных органов по рассмотрению дел, предметом которых являются государственно-правовые вопросы, связанные с обеспечением верховенства конституции и ее реализацией.

В России конституционное правосудие осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации является федеральным судебным органом конституционного контроля. Конституционный Суд состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее двух третей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

  1. разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам исключительного ведения РФ и совместного ведения; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  2. разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов и между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
  3. по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
  4. по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
  5. дает толкование Конституции Российской Федерации;
  6. дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  7. выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Основанием к рассмотрению дела являются:

  • обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор;
  • обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции;
  • обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации,
  • выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

  1. заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд Российской Федерации обращение;
  2. органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
  3. государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в отдельных случаях - без их проведения. К примеру, без проведения слушания проводится проверка по жалобам, если оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции постановлением Конституционного Суда, сохраняющим силу, либо если оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной, применена судом в конкретном деле, а подтверждение ее неконституционности необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Рассмотрение дел Конституционным Судом основано на принципах независимости судей, коллегиальности, гласности, устности разбирательства, состязательности и равноправия сторон, непрерывности судебного заседания, ведения производства на русском языке при обеспечении участникам процесса, не владеющим русским языком, права давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу вопросов о соответствии Конституции упоминавшихся выше нормативных актов и договоров, по существу споров о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененном в конкретном деле, по конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле и по вопросу о толковании Конституции именуется постановлением.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием, если на заседании присутствует не менее двух третей действующих судей, путем поименного опроса. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. При принятии решения Конституционный Суд решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории страны для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию; оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. При этом акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Выраженная в постановлении позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления.

Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации могут осуществлять конституционные (уставные) суды. Разница в наименовании данных судов определяется тем, что статус республик определятся их конституцией, а другие субъекты Российской Федерации имеют свой устав. Соответственно, при наименовании в региональном законодательстве способа осуществления судебной власти конституционными судами употребляется термин «конституционное судопроизводство», а уставными судами - «уставное судопроизводство».

Конституционные (уставные) суды субъекта Российской Федерации могут создаваться субъектами Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Не приходится говорить о значительной популярности создания в России таких судов - в настоящее время конституционные (уставные) суды функционируют менее чем в трети регионов.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды не образуют, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, единой системы, возглавляемой каким-либо судебным органом. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Вместе с тем Конституционный Суд РФ в постановлении от 02.12.2013 г. № 26-П пришел к выводу, что проверка конституционным (уставным) судом субъекта РФ закона субъекта РФ на соответствие конституции (уставу) субъекта федерации, не исключает возможности последующей проверки того же закона Конституционным Судом РФ на соответствие Основному Закону страны.

В современном мире сложились две основные модели конституционного правосудия - американская и европейская.

Характерной чертой первой модели является осуществление конституционного правосудия судами общей юрисдикции без создания специального органа (США, Бразилия, Австралия, Канада, Индия). В европейской модели (ФРГ, Испания, Россия, Франция и др.) конституционное правосудие вверено специализированному органу конституционной юстиции, который не возглавляет, подобно верховным судам в американской модели, инстанционную систему судов, и создан специально для реализации конституционного контроля.

1. Порядок и особенности рассмотрения Конституционный Судом РФ дел о соответствии Конституции РФ, не вступивших в силу международных договоров .

2. Проанализировать постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2002г. №12-П «по делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» .

Вариант 2 (выполняется студентами с фамилиями с К по П):

1. Порядок и особенности рассмотрения Конституционный Судом РФ дел о толковании Конституции РФ

2. Проанализировать постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2007г. №11-П «по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3,18 и 41 ФЗ «О политических партиях» в связи с жалобой политической партии «Российская коммунистическая рабочая партия – Российская партия коммунистов» .

Вариант 3 (выполняется студентами с фамилиями с Р по Я):

1. Порядок и особенности рассмотрения Конституционный Судом РФ дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

2. Проанализировать постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.2007г. №3-П «по делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 ФКЗ «О референдуме РФ» в связи с жалобами граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа»

Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Конституционное правосудие».

1. Понятие, предмет и методы конституционного правосудия как отрасли права.

2. Система отрасли конституционное правосудие.

3. Источники отрасли конституционное правосудие.

4. Понятие, предмет и методы конституционного правосудия как науки. Конституционное правосудие как учебная дисциплина: цели и значение.

5. Понятие, основания и виды конституционной ответственности.

6. Понятие, сущность и виды конституционного контроля.

7. Понятие и модели конституционного контроля в зарубежных странах. Американская модель. Европейская модель.

8. Развития конституционного контроля в России. Создание и основные этапы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

9. Порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации.

10. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

11. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации. Основные полномочия. Дополнительные полномочия.

12. Основные принципы статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

13. Права и обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Занятия и действия, несовместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

14. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Отставка судьи.

15. Понятие и принципы конституционного судопроизводства.

16. Понятие и виды стадий конституционного судопроизводства.

17. Стадия направления обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.

18. Стадия рассмотрения обращения Секретариатом и предварительного его изучения судьями Конституционного Суда Российской Федерации.

19. Стадия принятия обращения к рассмотрению или отклонение Конституционным Судом РФ.

20. Стадия назначения и подготовки дела к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации.

21. Стадия судебного разбирательства в Конституционном Суде Российской Федерации.

22. Стадия совещания судей и принятия решения. Стадия исполнения решений Конституционного Суда РФ.

23. Участники конституционного судебного процесса.

24. Понятие и виды решений Конституционного Суда Российской Федерации.

25. Виды судопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации.

26. Производство по рассмотрению дел о соответствии Конституции России нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними (право на обращение, допустимость обращения, пределы проверки, итоговое решение по делу).

27. Производство по рассмотрению дел о соответствии Конституции России не вступивших в силу международных договоров (право на обращение, допустимость обращения, пределы проверки, итоговое решение по делу).

28. Производство по делам о спорах о компетенции (право на обращение, допустимость обращения, пределы проверки, итоговое решение по делу).

29. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан (право на обращение, допустимость обращения, последствия принятия обращения к рассмотрению, пределы проверки, итоговое решение по делу).

30. Производство по делам о конституционности законов по запросам судов (право на обращение, допустимость обращения, последствия внесения запроса, пределы проверки, итоговое решение по делу).

31. Производство по делам о толковании Конституции (право на обращение, обязательность толкования Конституции РФ).

32. Производство по делу о даче заключения в связи с отрешением Президента России от должности.

33. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие и значение.

34. Становление и развитие конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

35. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

36. Конституционное (уставное) судопроизводство в субъектах Российской Федерации.

Тема: Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля в правовом государстве

1. Принцип верховенства конституции, его действие. Охрана конституции.

2. Конституционный контроль как функция властей в правовом государстве.

3. Виды конституционного контроля. Судебный конституционный контроль как разновидность конституционного контроля.

4. История развития судебного конституционного контроля.

1. Принцип верховенства конституции, его действие. Охрана конституции.

Правовое государство есть организация и функционирование публичной (политической) власти, в том числе в ее взаимоотношениях с индивидами, на основе конституции и зако­нов в соответствии с требованиями права, из которых существен­ным является признание и гарантирование неотчуждаемых прав и сво­бод человека и гражданина. Господство права возможно лишь при надлежащей организации самой государственной (политической) власти, исключающей монополизацию власти и обеспечиваю­щей соответствие всей ее системы (структуры, полномочий от­дельных видов органов, способов формирования, форм деятель­ности и т.д.) требованиям права. Как показал опыт, наилучшим способом такой организации является разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Основные принципы (признаки) правового государства од­новременно выступают в качестве требований, предъявляемых к правовому государству. К их числу следует отнести: разделе­ние властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство права, то есть соответствие праву конституции, законов; верховенство конституции в системе законодательства и ее прямое, непосредственное действие; взаимная ответствен­ность государства и личности; уважение прав и свобод челове­ка и гражданина; судебная защита лиц и других субъектов об­щественных отношений от произвола кого бы то ни было; со­ответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права.

Одним из принципов организации и функционирования правового государства является верховенство конституции в системе нормативных актов, ее прямое, непосредственное дей­ствие. Конституция государства занимает особое место в системе законов. Она является основным (высшим) законом государства и обладает верховенством на всей его территории. Конституци­онная законность есть реально действующая система конститу­ционализма, обеспечивающая полное действие конституции.

Конституционная законность означает следующее:

/. Правовой характер самой конституции как основного закона государства.

Иными словами, конституция своим содержанием (при всем его возможном разнообразии) должна выражать принципы де­мократии, свободы и справедливости, закреплять права и свобо­ды человека и гражданина, прежде всего отраженные в международных стандартах и нормах, воплощать принципы (требова­ния) правового государства.

2 Верховенство конституции в правовой системе государства, т. е. конституция имеет высшую юридическую силу.

Все законы и иные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соот­ветствии с конституцией. Законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты, противоречащие конституции, не имеют юридической силы.

Так, согласно статье 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимае­мые в Российской Федерации, не должны противоречить Кон­ституции Российской Федерации".

3. Принципы и нормы конституции имеют прямое действие. Правоприменительная практика всех государственных орга­нов должна соответствовать конституции. Все должностные лица независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение ее принципов и норм.

Согласно статье 15 (часть 2) Конституции Российской Фе­дерации "органы государственной власти, органы местного са­моуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и за­коны". Однако если судебные или иные правоприменительные органы обнаруживают, что закон или отдельные eго положения не соответствуют Конституции, то они непосредственно при­меняют нормы Конституции. Постановление Пленума Верхов­ного Суда Российской Федерации от 31 декабря 1995 года "О некоторых вопросах применения судами Конституции Россий­ской Федерации при осуществлении правосудия" отмечает, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конститу­цию, когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) когда Конституционным Судом Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ подлежащий применению по конкретному делу закон, суд обращается в КС РФ с запросом о его конституционности. Такой запрос может быть сделан судом любой инстанции и в любой стадии рассмотрения дела.

4. Конституция действует на всей территории государства. В условиях федеративного устройства государства федеральная конституция действует во всех субъектах (членах) федерации, консти­туции субъектов (членов) федерации — на всей их территории.

Спорным оказался вопрос о действии устава края или облас­ти, в состав которого входят автономные округа, на территории указанных округов, так как автономные округа согласно дейст­вующей Конституции Российской Федерации являются равно­правными субъектами Российской Федерации (статья 5). Однако вхождение автономного округа в состав края или области является условием распространения устава края или области на всю ее тер­риторию, в том числе на территорию автономного округа.

Принципы верховенства конституции, конституционной за­конности не реализуются автоматически. Их действие может быть нарушено умышленно либо в силу правоприменительной ошибки. Для предотвращения и ликвидации таких "сбоев" су­ществует система правовых средств охраны конституции (например, институт конституционной ответственности в виде импичмента главы государства).

2. Конституционный контроль как функция властей в правовом государстве.

Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципа верховенства конституции является конституционный контроль. Судебный конституционный контроль означает спе­циализированный механизм охраны конституции как норматив­ного правового акта высшей юридической силы. Конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению верхо­венства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общест­венных отношений.

Государственными органами, осуществляющими конститу­ционный контроль, являются:

• глава государства, парламент, правительство;

• специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора (квазисудебные ор­ганы);

Конституционный контроль, осуществляемый главой госу­дарства, парламентом, правительством, другими государствен­ными органами (исключая судебные) в процессе осуществления основных функций либо наряду с другими функциями, в значи­тельной степени испытывает влияние проводимой ими политики. Этот вид конституционного контроля можно квалифициро­вать как общий (общеполитический) конституционный кон­троль. Для его осуществления указанные государственные орга­ны могут создавать специальные вспомогательные органы и уч­реждения (комитеты, советы, комиссии и т.п.) либо специали­зированные органы, подобные парламентскому институту омбудсменов (уполномоченных по правам человека, народных за­щитников).

Органы конституционного надзора (квазисудебные органы) осуществляют конституционный контроль на постоянной осно­ве. Их решения, как правило, не являются окончательными, а носят предварительный, консультативный характер (Консти­туционный Совет Франции, Конституционный Трибунал Поль­ши, бывший Комитет конституционного надзора СССР, Кон­ституционный Совет Республики Казахстан и др.).

Конституционный контроль могут осуществлять и судебные органы — как суды общей юрисдикции (включая администра­тивные, арбитражные и др.), так и специализированные суды конституционного контроля — конституционные суды.

Конституционный контроль как самостоятельное направле­ние государственной деятельности начинался собственно с про­верки законов, принимаемых парламентом. Как свидетельствует мировая практика, число объектов конституционного контроля постепенно росло, и для каждого государства этот набор объек­тов индивидуален.

Объектами конституционного контроля, в том числе осуще­ствляемого судебными органами, являются:

• законы, их различные разновидности: законы, вносящие из­менения и дополнения в конституцию, законы, принятые ре­ферендумом, конституционные, органические законы, обык­новенные законы; регламенты и иные акты, принятые зако­нодательными (представительными) органами;

• нормативные правовые акты органов исполнительной власти;

• нормативные правовые акты органов местного самоуправле­ния;

• внутригосударственные договоры (в федерациях и конфеде­рациях);

• акты судебных органов;

• акты и действия общественных объединений;

• индивидуальные правоприменительные акты и правоприменительная практика компетентных государственных органов и должностных лиц;

• действия должностных лиц в порядкеих конституционной ответственности (обычно действия высших должностных лиц государства — Президента, членов правительства, судей выс­ших судебных инстанций);

• организация и проведение, подтверждение итогов референду­мов и выборов;

• создание и деятельность политических партий и других обще­ственных объединений.

Данный перечень объектов конституционного контроля не является исчерпывающим.

Конституционное правосудие - (конституционная юстиция) - есть деятельность судебных органов, состоящая в рассмотрении дел, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы, связанные с обеспечением соблюдения конституции государственными органами, прежде всего парламентом, и в принятии по ним решений, влекущих правовые последствия. Современное конституционное правосудие не сводится к проверке конституционности нормативных актов, а призвано обеспечивать верховенство конституции, защиту конституционных прав и свобод, соблюдение принципа разделения властей. Конституционное правосудие - одна из основных форм конституционного контроля; осуществляется конституционными судами, верховными или любыми общими судами, а также квазисудебными органами (например конституционными советами). В Российской Федерации к органам конституционного правосудия помимо Конституционного Суда РФ относятся также конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Признание органами конституционного правосудия, например, закона неконституционным означает прекращения действия этого закона, то есть, по существу, его отмену. Дополнительного решения парламента по вопросу действия неконституционного закона не требуется.

Конституционное правосудие представляет собой синтез, сплав двух начал: сущности конституционного контроля и формы правосудия, в результате чего мы имеем дело с самостоятельным видом государственно-властной контрольной деятельности в специализированной форме конституционного правосудия.

Таким образом, конституционное правосудие - есть высшая форма конституционного контроля.

В ведение судебной власти - как наиболее беспристрастной и независимой - передан, в соответствии с волей законодателя, конституционный контроль в России. В Российской Федерации создан Конституционный Суд как высший судебный орган по защите конституционного строя в Российской Федерации - России.

По мнению профессора В.Н. Витрук, Конституционный Суд служит укрепления конституционного строя Российской Федерации, укреплению начал законности в правотворчестве и правоприменении. Конституционное правосудие призвано обеспечить суверенитет России, основные права и свободы человека, верховенство Конституции России и ее непосредственное действие на территории Российской Федерации, соответствие положений законодательства и практики их применения Основному закону страны. Конституционный Суд рассматривает дела не в порядке обычной процедуры, закрепленной процессуальными кодексами, а по правилам конституционного судопроизводства, в соответствии с Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» и его Регламентом, который утверждается самим Судом. Место Конституционного Суда в системе правосудия, его значение и роль в правовой системе Российского государства зависят от его компетенции, которая установлена Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 6 мая 1991 г.

Многие западные юристы, оценивая место и роль конституционного суда в современном демократическом государстве, выделяют его третейскую функцию в решении политических конфликтов (например, в спорах о компетенции федеральных органов государственной власти членов федерации), то есть миротворческую функцию, определяющую деятельность конституционного суда в качестве гаранта политического мира. Исходной посылкой при этом служит тезис о том, что в основе любого конституционного спора лежит политический вопрос.

Как считает профессор М.Н. Марченко, в силу особой специфики политико-правовой природы конституционного суда он может рассматриваться самостоятельно, отдельно от судебной системы как один из высших органов государственной власти наряду с другими высшими органами государственной власти. Поэтому в ряде государств в конституциях выделяют специальные разделы (главы), посвященные конституционному суду как основному институту конституционного правосудия, но не обязательно привязывают их к судебной системе, к судебной власти.

Исторически конституционное правосудие возникло для проверки конституционности законов парламента. Затем предметом рассмотрения конституционного суда стал вопрос о конституционной ответственности главы государства за нарушение конституции (импичмент). Предмет юрисдикции конституционных судов постепенно расширяется. В современных условиях компетенция конституционного суда в национальных государствах разнообразна и индивидуальна.

Перечень полномочий конституционного суда может быть закрытым (исчерпывающим) или открытым. В последнем случае конституцией и законами о конституционном суде предусматривается возможность расширения круга полномочий конституционного суда, если этот не противоречит природе конституционного суда как судебного органа конституционного контроля.

В мировой практике конституционными судами проверяется конституционность законов и других правовых актов (нормативных и ненормативных), международных договоров (как правило, подписанных, но не ратифицированных), проведение референдумов и выборов, организация и деятельность политических партий, общественных объединений, разрешаются с позиции конституционных норм споры о компетенции, защищаются конституционные права и свободы граждан в конкретных процедурах (индивидуальная конституционная жалоба, народная жалоба) и т.д.

Необходимо отметить и тот факт, что исходя из принципа разделения властей, Конституционный Суд в единстве со всеми другими судебными органами являет собой третью власть, независимую от двух других властей - законодательной и исполнительной - и им неподотчетную. Вместе с тем его юридический статус отличается рядом особенностей. Прежде всего, Конституционных Суд не входит в систему обычных судов и не выступает по отношению к ним кассационной, апелляционной или надзорной инстанцией. Конституционный Суд разрешает дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и правосознанием, воздерживаясь от установления и проверки фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд и его судьи не являются представителями каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, кооперативных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Суд не рассматривает политические вопросы. Он решает исключительно вопросы права. В его решениях выражается правовая позиция судей, свободная от соображений практической целесообразности и политических склонностей.

Цель нашего исследования состоит в том, чтобы раскрыть правовую природу конституционного правосудия в РФ как одного из институтов государственной власти и механизма судебного контроля на основе анализа действующего законодательства, научных взглядов, а также судебной практики.
Поставленная перед нами цель исследования предопределила решение следующих задач:
Во-первых, раскрыть понятие, структуру конституционного правосудия в РФ, а также его роль в системе права;
Во-вторых, обозначить правовое положение и функции органов, осуществляющих конституционное правосудии на федеральном и региональном уровне;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Общая характеристика института конституционного правосудия в России……………………………………………………………………………. 5
1.1 Понятие, структура конституционного правосудия и его место в системе права……………………………………………………………………………….5.
1.2 Судебные органы, осуществляющие конституционное правосудие в России……………………………………………………………………………. 8
1.3 История возникновения конституционного правосудия в России и зарубежных странах……………………………………………………………..14
2 Конституционное правосудие в России на современном этапе: актуальные и проблемные вопросы………………………………………………………. 23
2.1 Несовершенства нормативно-правового регулирования конституционного правосудия в РФ…………………………………………………………………23
2.2 Проблемы реализации актов конституционного правосудия в РФ………28
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников…………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. правовое обеспечение ГМУ.docx

Министерство образования и науки РФ

Академия гуманитарных наук и образования (Омское отделение)

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская гуманитарная академия»

Кафедра управления политики и права

По дисциплине: Правовое обеспечение государственного и муниципального управления

За 1 курс, 1 семестр

ТЕМА: Конституционное правосудие

Форма контроля: экзамен

Студент(ка) 1 курса

Специальности: государственное и муниципальное управление

Форма обучения: заочная

Гербетова Регина Сергеевна

Должность, Фамилия И.О.

1 Общая характеристика института конституционного правосудия в России……………………………………………………………… ……………. 5

1.1 Понятие, структура конституционного правосудия и его место в системе права……… ……………………………………………………………………….5.

1.2 Судебные органы, осуществляющие конституционное правосудие в России…………………………… ………………………………………………. 8

1.3 История возникновения конституционного правосудия в России и зарубежных странах…………………………………………………………… ..14

2 Конституционное правосудие в России на современном этапе: актуальные и проблемные вопросы……………………………………………………….. . 23

2.1 Несовершенства нормативно-правового регулирования конституционного правосудия в РФ…………………………………………………………………23

2.2 Проблемы реализации актов конституционного правосудия в РФ………28

Список использованных источников…………………………………………..34

В условиях современного конституционализма, развивающегося в российском государстве, совершенно обоснованно наличие органов конституционной юстиции, деятельность которых направлена на то, чтобы действующие правовые нормы соответствовали букве и духу Конституции РФ. Судебная проверка конституционности принятых нормативных правовых актов обеспечивает господствующее положение права и тем самым способствует созданию демократического правового государства. Само явление правового государства пронизано реалиями современного мира и развивается в процессе реализации конституционного правосудия.

Конституционное правосудие есть особая организационно-правовая форма реализации судебной власти, которая существует в нашей стране сравнительно недавно. Прошло порядка двух десятков лет, но категория «конституционное правосудие» до сих пор нуждается в комплексном научном исследовании. В настоящее время особо необходима разработка мер по созданию юридического механизма защиты не только на федеральном уровне, но и в регионах страны, где институт конституционного правосудия только зарождается, а в некоторых субъектах он просто отсутствует. Все указанные выше факторы без сомнения делают выбранную тему нашего исследования достаточно актуальной сегодня.

Цель нашего исследования состоит в том, чтобы раскрыть правовую природу конституционного правосудия в РФ как одного из институтов государственной власти и механизма судебного контроля на основе анализа действующего законодательства, научных взглядов, а также судебной практики.

Поставленная перед нами цель исследования предопределила решение следующих задач:

Во-первых, раскрыть понятие, структуру конституционного правосудия в РФ, а также его роль в системе права;

Во-вторых, обозначить правовое положение и функции органов, осуществляющих конституционное правосудии на федеральном и региональном уровне;

В-третьих, проанализировать нормативно-правовое регулирование деятельности органов конституционной юстиции, выявить пробелы законодательства и способы их преодоления;

В-четвертых, исследовать проблемы реализации актов конституционного правосудия на современном этапе развития РФ и предложить возможные пути их разрешения.

Объектом нашего исследования являются конституционно-правовые отношения в процессе осуществления конституционного контроля.

Предметом исследования стали нормативные правовые акты, регулирующие конституционное правосудие в РФ, а также акты органов конституционной юстиции.

Теоретической основой нашего исследования являются научные труды таких авторов как Н.С. Бондарь, А.В. Безруков, Г.А. Гаджиева, О.Е. Кутафин, С.В. Лазарев и другие.

Исследуя различные аспекты категории «конституционное правосудие», мы использовали такие методы научного познания как сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический, структурно-функциональный, теоретико-прогностический и другие. В сочетании данные методы позволили исследовать наиболее актуальные и проблемные вопросы реализации конституционного правосудия в России.

В результате проведенного исследования мы сделаем собственные выводы и предложения по актуальным и проблемным вопросам выбранной темы.

1 Общая характеристика института конституционного правосудия в России

1.1 Понятие, структура конституционного правосудия и его место в системе права

На сегодняшний день одной из разновидностей правосудия является правосудие, осуществляемое в рамках конституционного производства. Исследование данной правовой категории необходимо начать с определения понятия «конституционное правосудие», которое фактически отражает ее сущность.

Формулировка выше названного понятия невозможна без правильного толкования самой деятельности, именуемой в законе как осуществление правосудия. В правовой науке мнения о правосудии значительно разделились, и это стало целой проблемой его толкования. Это обусловлено тем, что правосудие – достаточно сложное и многогранное явление, которое требует научно обоснованного анализа как самого понятия, так и его сущности.

Понятие «правосудие», безусловно, связано с судебной властью, которая представляет собой совокупность предоставленных судебным органам полномочий властно-распорядительного характера.1 Как мы знаем, деятельность суда включает в себя не только рассмотрение и разрешение дел по существу, но и судебный контроль, международное сотрудничество, аналитическую деятельность и другие мероприятия. И здесь совершенно логично возникает вопрос о том, какую же деятельность суда считать правосудием. Здесь мы согласны с позицией Т.В. Наделяевой, которая разделяет всю судебную деятельность на две составляющие: первая – разрешение возникающих правовых конфликтов, т.е. непосредственно правосудие и вторая – реализация мероприятий суда, направленных на решение кадровых, финансовых, организационных и иных вопросов.2

Однако относительно первой оставляющей деятельности суда также существуют две противоположные точки зрения. Так, например, Зинатулин Т.З. определяет правосудие как рассмотрение и разрешение дел в стадии судебного разбирательства. В то время как Борзов В.М. относит к правосудию любую процессуальную деятельность судьи.

На наш взгляд, понятие «правосудие» достаточно широкое понятие, которое нельзя ограничивать исключительно рамками судебного разбирательства. Правовая природа деятельности суда имеет властный характер и судья решает не только вопросы разрешения того или иного дела, но и вопросы процессуального характера на досудебных стадиях. Так, к примеру, судебный контроль не сводится в принятии судьей ходатайства исключительно на доверии к следователю. Напротив, судебный контроль осуществляется с соблюдение процедуры, установленной законом и регулирующей судебную деятельность в целом.

Таким образом, под правосудием, на наш взгляд, следует понимать направленную на разрешение правового спора, осуществляемую в установленной законом форме, процессуальную правоприменительную деятельность органов судебной власти.

Понимание сущности правосудия позволяет нам перейти к формулировке одной из его разновидностей, а именно к конституционному правосудию. Здесь необходимо исходить из специфики деятельности Конституционного суда РФ. Так в ст. 1 ФКЗ «О конституционном Суде РФ» сказано, что Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.3 Исходя из смысла данной статьи, мы приходим к выводу, что конституционное правосудие – это деятельность, направленная на рассмотрение и разрешение судебными органами конституционного контроля подведомственных им дел.

Раскрывая специфику конституционного правосудия, на наш взгляд, уместно согласится с позицией Л.В. Андринченко, который считает, что назначение конституционного правосудия состоит в обеспечении верховенства и прямого действия конституции, определении правовых границ воздействия государства на общество и каждого отдельного человека, в защите основных прав и свобод личности, а также разрешении конституционно-правовых споров между органами публичной власти.4

Основная форма осуществления конституционного правосудия в РФ – конституционный контроль. В нашей стране конституционное правосудие появилось относительно недавно, в начале 90-х годов прошлого века. О том как происходило возникновение института конституционного правосудия и каковы были предпосылки к этому, мы рассмотрим отдельно в работе.

В структуре конституционного правосудия можно условно выделить два элемента, а именно «материальный» и «процессуальный».5 Материальный элемент отражает правовую основу статуса органов конституционного правосудия как особых субъектов судебной власти. Процессуальный элемент, в свою очередь, включает в себя юридическую регламентацию формы их деятельности – конституционного судопроизводства, а также стадии, процедуры и особенности рассмотрения соответствующих категорий дел. Следует подчеркнуть, что эти два элемента неразрывно связаны друг с другом, а их разграничение в науке условно.

Анализируя вопрос о том, какое же место занимает конституционное правосудие в системе права, мы не встретили в науке однозначной позиции. Например, В.А. Кряжков, Л.В. Лазарев, Ж.И. Овсепян утверждают, что конституционное правосудие можно считать подотраслью конституционного права России. 6 Существует мнение, что конституционное правосудие следует рассматривать как один из институтов конституционного права (Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев).7 Полагаем, что многообразие доктринальных подходов в понимании места конституционного правосудия в системе права обусловлено недостаточной развитостью самого механизма конституционного правосудия. На наш взгляд, в настоящее время сложились все необходимые условия, в частности законодательные, научные и практические, для того, чтобы считать его отдельной, относительно самостоятельной и весьма значительной частью конституционного права.

Резюмируя выше сказанное, мы приходим к выводу, что в формально-юридическом смысле конституционное правосудие необходимо понимать как особый институт, представляющий собой совокупность конституционных правовых норм, которые регулируют отношения по рассмотрению органами, осуществляющими конституционный контроль подведомственных им дел. Кроме того, конституционное правосудие понимается как высшая форма конституционного контроля в России, как деятельность судебного органа, которая имеет постанавляющий, обязательный, а также материальный и формальный характер на всех стадиях рассмотрения того или иного дела.

1.2 Судебные органы, осуществляющие конституционное правосудие в России

В настоящее время в нашей стране действует европейская модель конституционного правосудия, характеризующаяся учреждением самостоятельных судебных органов, рассматривающих конституционно-правовые споры. Рассматриваемый вид судебной юрисдикции создан как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне рассмотрением конституционно-правовых споров занимается Конституционный Суд России, соответственно, в субъектах РФ – конституционные (уставные) суды субъектов РФ. В рамках нашего исследования охарактеризуем их правовое положение и функции.

Судебным органом конституционного контроля на федеральном уровне является Конституционный Суд РФ. Конкретизация правового статуса Конституционного Суда РФ, а также его роль в осуществлении конституционного правосудия в России регламентирована ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».8 Сущностную характеристику данного судебного органа мы можем найти в ст. 1 выше названного Закона, в которой говорится, что Конституционный Суд РФ является конституционным органом, выступающим гарантом Конституции РФ. Обеспечивая верховенство Конституции РФ на территории нашего государства, Конституционный Суд является выразителем власти народа.

Решения Конституционно Суда РФ являются общеобязательными актами, которые действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами и подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации (ст. 6, 78, ч.2 ст. 79 ФКЗ). Здесь стоит отметить, что решения Конституционного Суда РФ не просто акты судебного правоприменения. Здесь справедлива позиция Н.С. Бондарь, который говорит, что «специфика нормативной энергии решений Конституционного Суда такова, что она имеет предметом (сферой) своего влияния прежде всего нормативные величины наиболее высокого абстрактного уровня - общие принципы права, конституционные ценности и принципы. С помощью конституционно-контрольной деятельности происходит своего рода приращение и актуализация нормативного содержания соответствующих принципов, а также установление их сбалансированного взаимодействия».9

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: