Конфликт андрея дубровского и кирилы троекурова суд и его последствия конспект урока

Обновлено: 26.04.2024

Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский".

Технолия - проблемное обучение.

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka_literatury_konflikt_k.p._troekurova_i_a.g._dubrovskogo._6_klass.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы "Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского".

Анализ эпизодов "Шабашкин у Троекурова", "Суд". 6-й класс

  • формировать навык анализ эпизода художественного произведения с целью анализа характеров героев, их взаимоотношений;
  • формировать умение интерпретировать текст художественного произведения

Технология: проблемного обучения

  • анализ проблемного вопроса, исследовательская работа, аналитическое прочтение произведения;
  • беседа;
  • составление ассоциограммы;
  • литературный эксперимент;
  • устное монологическое высказывание;
  • составление сопоставительной таблицы.

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”.

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента.

Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:

  • “Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного”
  • “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”.

Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента? Какова их роль в 1-й и 2-й главе?

Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).

К сегодняшнему уроку вы должны были еще раз перечитать эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Суд”.

3 . Формулировка темы и цели урока

Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока.

4. Постановка проблемного вопроса

Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

5. 1-й этап рефлексии

Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав, зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на 2-м этапе рефлексии).

Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену суда”.

6. Словарная работа (опережающее домашнее задание)

Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов:

Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня.

Что обозначают эти слова?

В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”?

Приведите примеры употребления данных слов.

Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих ответах.

7. Актуализация ЗУНов.

Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы.

На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества:

пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости

Распределить данные качества в таблице:

Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера.

Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?

Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.

Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях.

Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?

Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка, вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с огородами и колодезями

Владимир увидел березовую рощу и влево в открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось. Перед собой видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца… Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.

Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают?

К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии).

Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное).

Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?

Говорящими являются и имена героев.

Запись на доске:

Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель

Петр - скала, утес, камень.

Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость.

О чем говорят имена героев?

Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение.

Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру?

На чем основывается их дружба?

Что стало причиной ссоры героев?

8. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.

Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское?

Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)

Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова” .

Прочитайте портретное описание Шабашкина. Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.

Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)

Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?

С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)

В чем особенность его речи?

Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”) Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)

Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)

Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)

Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение”

Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?

Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?

Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).

Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?

Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.

Проведем исследовательскую работу (работа в парах)

Благодаря чему дело в суде продвинулось очень быстро?

Как ведет себя Шабашкин, улаживая дела в суде? (“Шабашкин хлопотал, стращая и покупая судей, толкуя вкривь и вкось всевозможные указы”)

Что значит “толкуя вкривь и вкось”, “всевозможные указы”?

Почему Дубровский не предпринял ответных мер?

Как были встречены в суде К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский?

Анализ эпизода “Суд”.

Работа в группах:

Выписать ключевые слова, характеризующие образ Дубровского в сцене суда, заполнив таблицу:

Цель урока: продолжить работу над романом, вникнуть в суть взаимоотношений между героями.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: готовность к равноправному сотрудничеству.

Метапредметные –

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста.

Коммуникативные: учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий.

Предметные: авторское отношение к героям.

I . Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

1) Работа над I, II, III главой романа А.С. Пушкина «Дубровский» (с. 64—79). Ответы учащихся на вопросы к этим главам (с. 138).

II. Объявление темы и целей урока.

III. Работа над темой урока.

1. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Беседа

Анализ 1 главы

— Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»? («Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».

— Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?

Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? («Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань. » Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей).

Ответы на 3-й вопрос учебника попросим детей найти непосредственно в тексте:

— Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»? («В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых. »).

Вопросы 4, 5, 6-й учебника помогают нам охарактеризовать двух соседей-помещиков, выявить их сходство и различие.

Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.

Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак.

Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.

— Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров?

Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.

— Подберите цитату, которая соответствует рисунку Б.М. Кустодиева (с. 68).

— Какой способ мести избрал Троекуров?

— Что было главным законом Кирилы Петровича?

Важно, чтобы ученики, отвечая на этот вопрос, нашли наиболее выразительную фразу, которая характеризует Троекурова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение».

— Как действовал Шабашкин по поручению Троекурова?

Сделаем вывод, что для заседателя, помощника судьи, который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни.

Анализ II главы

Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».

Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке.

— Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»? (Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал.)

«Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены.

2. Анализ III главы. «Отец и сын».

Владимир Дубровский вел в Петербурге жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту.

Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу. Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет».

Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина.

— Как встретил Дубровский-старший своего сына?

IV. Итоги урока. – Что узнали нового и интересного на уроке?

V. Д/з. Прочитать и пересказать главы IV – V (с. 79 – 85). Ответить на вопросы учебника к этим главам (с. 139). Подготовить пересказ эпизода «Пожар в усадьбе Дубровского».

ü Познакомиться с историей создания произведения и содержанием первых 2-х глав.

ü Формировать навык сравнительного анализа образов героев, выразительного чтения.

ü Расширять лексический запас учащихся.
Развивающие (метапредметные):

ü Активизировать, развивать познавательную деятельность .

ü Стимулировать мыслительную активность .

ü Учиться анализировать, высказывать свои мысли.

ü Развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитывающие:

ü Воспитывать толерантность, умение общаться.

Технологии: здоровьесберегающая, исследовательская, технология развития критического мышления, уровневой дифференциации, сотрудничества, ИКТ.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, интерактивная доска , раздаточный материал, учебник «Коровина В. Я. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1».

Планируемые результаты:

Предметные УУД: умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Конспект урока литературы в 6 классе на тему: « Дубровский - старший и Троекуров.

Суд и его последствия».

Учитель русского языка и литературы

Карипанова Наталья Александровна

с. Буревестник 2017г.

Цель урока: продолжить работу над романом, вникнуть в суть взаимоотношений между героями.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: готовность к равноправному сотрудничеству.

Метапредметные –

Регулятивные: определять цель выполнения заданий на уроке.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста.

Коммуникативные: учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий.

Предметные: авторское отношение к героям.

I. Актуализация опорных знаний.

1) Работа над I, II, III главой романа А.С. Пушкина «Дубровский»

II. Объявление темы и целей урока.

III. Работа над темой урока.

1. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Беседа

Анализ 1 главы

— Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»? («Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».

— Как вы понимаете выражение большой вес в губерниях?

— Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова? («Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань. » Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей).

Ответы на 3-й вопрос учебника попросим детей найти непосредственно в тексте:

— Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»? («В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых. »).

Вопросы 4, 5, 6-й учебника помогают нам охарактеризовать двух соседей-помещиков, выявить их сходство и различие.

Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.

Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский — осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер. Оба любили псовую охоту и держали собак.

Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.

Характеры героев

Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики героев: Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Подбор цитат, характеризующих героев.

Характеристика героев

Троекуров

Дубровский

Черты характера

— Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае поступил бы Троекуров?

Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился надменно, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.

— Подберите цитату, которая соответствует рисунку Б.М. Кустодиева (с. 68).

— Какой способ мести избрал Троекуров?

— Что было главным законом Кирилы Петровича?

Важно, чтобы ученики, отвечая на этот вопрос, нашли наиболее выразительную фразу, которая характеризует Троекурова: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение».

— Как действовал Шабашкин по поручению Троекурова?

Сделаем вывод, что для заседателя, помощника судьи, который был представителем закона, деньги стали главным законом жизни.

Анализ II главы

Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писари «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».

Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке.

— Почему автор выделяет другим шрифтом слово в словосочетании «решением суда»? (Автор выделяет другим шрифтом слово решением, потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал.)

«Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошел с ума, но его гордость и честь не были сломлены.

2. Анализ III главы. «Отец и сын».

Владимир Дубровский вел в Петербурге жизнь, по его мнению, приличную гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту.

Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу. Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет».

Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина.

— Как встретил Дубровский-старший своего сына?

IV. Итоги урока. – Что узнали нового и интересного на уроке?

V. Д/з. Прочитать и пересказать главы IV – V .Ответить на вопросы учебника к этим главам .Подготовить пересказ эпизода «Пожар в усадьбе Дубровского».

3). Характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

ВложениеРазмер
urok_k_publikatsii.docx 34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Будаева Майя Батожаповна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Первомаевская СОШ»

Тема: А.С.Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства.

Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

1). Показать мастерство Пушкина в создании ярких характеров;

2).Учить определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей;

3). Характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

Предметные УУД: умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Межпредметные связи: история, живопись, кино.

2.Проверка домашнего задания:

- Какая история, рассказанная Нащокиным, легла в основу сюжета романа? (близкий приятель Пушкина рассказал историю про одного небогатого белорусского дворянина по фамилии Островский…)

3.Мотивация к учебной деятельности.

Слайд: От одного слова – да навек ссора

Одна задириха, а другая неспустиха

Нелады да свары хуже пожара

4. Постановка учебных задач:

- Подумайте, как эти пословицы связаны с содержанием романа.

- Что становится причиной ссоры людей? (Разные характеры, интересы, привычки, цели и т.д.)

Вывод: Возникают разногласия, а это уже конфликт.

- На какой вопрос мы должны ответить? (Что привело к конфликту между помещиками?) Чтобы разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь, изучить их жизнь, быт.

- Запишите тему урока

II.Картины жизни русского барства

2. Словарная работа

Из словаря И.С.Ожегова:

Конфликт - столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Крепостник – помещик , сторонник и защитник крепостного права.

Крепостной – крестьянин, находящийся в крепостной зависимости и эксплуатации у крепостника.

Холоп, 1. В крепостной России - крестьянин, слуга.

2.перен. Человек, готовый на всё из подхалимства

На экране: Н.Г.Чернышевский: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский»

3.Чтение вслух начала романа

Слайд: Скриншот из кинофильма - портреты Дубровского и Троекурова

- Какими занятиями был заполнен быт Троекурова?

- Почему Дубровский был исключением из числа жертв?

- Какой приём использовал автор, чтобы показать различия людей одного и того же сословия? (антитеза)

III. Образы К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского

1. Практическая работа по группам

Учитель: Пользуясь описанием жизни и быта помещиков, мы можем в полной мере выявить их сходства и различия

- Попробуйте представить сходство К.П. и А.Г. в виде кластера

женились по любви

родились в одном сословии

характеры и наклонности

Вывод: Много общего, поэтому дружили

3. Составление сопоставительной таблицы

- Используя цитаты из 1 и 2 глав, расскажите о К.П.Троекурове и А.Г. Дубровском

(каждая группа получает распечатанную таблицу, которую необходимо заполнить цитатами из 1 - 2 глав произведения)

Кирила Петрович Троекуров

Андрей Гаврилович Дубровский

Как назывались поместья?

Описание дома и двора

«…в одном из своих поместий…», «…пространных его владений…»

Поселился «в остальной своей деревне», домишко

Как автор определяет социальный статус Троекурова и Дубровского - старшего?

«старинный русский барин»

Нам известно, что Троекуров и Дубровский служили. До какого чина каждый из них дослужился?

Генерал - аншеф (высший генеральский чин)

Отставной поручик гвардии

Опишите материальное положение и черты характера героев, используя цитаты.

«Его богатство, знатный род, связи давали ему большой вес в губерниях…»

«Выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

«нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.

Троекуров выказывал все пороки человека необразованного.

Несмотря на бедность, Дубровский не теряет человеческого достоинства.

4. Ответы учащихся

Слайд: Сравнительная характеристика

Вывод: Одной из главных в романе является тема так называемого «барства дикого», ярким представителем которого является помещик К.П.Троекуров. Пушкин живо рисует сцены, которые показывают самодурство и жестокость помещика. Всем этим Пушкин рисует обобщённый тип быта и нравов провинциального дворянства. Образ же самого Троекурова типичен для того времени.

- Как Пушкин относится к Дубровскому? (Пушкин утверждает, что не перевелись в России и представители старинного дворянства – такие, как Дубровский, для которого честь, достоинство – не пустые слова)

IV. Конфликт между Троекуровым и Дубровским

- Какое увлечение объединяло обоих приятелей? (псовая охота, поэтому держали собак).

- Какая была у Троекурова псарня?

1.Иллюстрации в учебнике- с.66, художник Бойм.

- Подберите цитату к ним из текста (Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться перед своими гостями.)

с.68 – иллюстрация Кустодиева (В сие время поднесли в лукошке К. П. новорожденных щенят. Он выбрал двоих, остальных велел утопить.)

2.Беседа по эпизоду «Описание псарни»

- Какие чувства вызывала псарня у его гостей? (Гости почитали обязанностью восхищаться)

- У Дубровского (он не мог удержаться от некоторой зависти)

- Почему? (Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых)

Вывод: Условия проживания собак у него лучше, чем у его дворовых крестьян .

3.Беседа по эпизоду «Нечаянный случай»

- О каком нечаянном случае говорится в романе? ( Ссора Дубровского с одним из псарей Троекурова)

- Что оскорбило Дубровского? (Псарь указал на его бедность)

- Что явилось причиной гнева Троекурова? (Письмо Дубровского)

- Какое происшествие усилило конфликт? (Случай в роще Дубровского)

- Какой способ мести избрал Троекуров? (Пришла в голову мысль отобрать имение своего приятеля)

- Какую черту его характера подтверждают слова «Я не шут, а старинный дворянин» (гордость своим старинным дворянским родом)

- Какую черту характера Троекурова подтверждают слова: «Врёшь, братец, какие документы. В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение» (гордость от осознания своей силы и богатства)

- Кто помог Кириле Петровичу в осуществлении мести? (Заседатель Шабашкин)

- Как ведёт себя Шабашкин с Троекуровым? ( Подобострастно)

Вывод: Маленький человек выслуживается перед богатым и влиятельным человеком

- Тему суда я предлагаю вам выразить в виде синквейна (работа в своих группах)

1. (Творческое самовыражение)

2 прилагательных (раскрывают тему)

3 глагола (действия, относящиеся к теме )

Предложение (характеризует тему в целом)

Слово – резюме (личное отношение к теме)

2.Проверка: Чтение синквейнов, комментарии, оценивание

Вывод - Суд должен быть справедливым!

- Автор в романе также поднимает проблему приспособленчества, взяточничества, продажности судебных чиновников, которая, к сожалению, есть и в наши дни!

Слайд: Размышляем о прочитанном

От одного слова – да навек ссора

Нелады да свары хуже пожара

Поведение бывших друзей

Одна задириха, а другая неспустиха

Случай в псарне

Вывод: В пословицах заключена вековая мудрость народа

А. С. Пушкин всегда воспевал тему дружбы, и он показывает Троекурова как человека, теряющего друга (переживает, даже охота не принесла ему радости, и победа в суде была омрачена; Дубровский тоже виноват.)

- Какие же нравственные уроки вы извлекли для себя?

На экране: Я узнал о

3. Самооценивание (Заполняют оценочные листы), оценивание учителем.

4.Домашнее задание: Прочитать главы 3 – 12;

Написать мини – сочинение о дружбе;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе на тему: "А.С.Пушкин и его роман «Дубровский»

Урок литературы в 6 классе с применением активных методов обучения, презентации, мультимедиа проводится на заключительном уроке по творчеству А.С.Пушкина.


КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания.


Картины жизни русского крестьянства в поэме Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос»

Цели урока:Обобщить знания учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова; содержании, теме и идее поэмы; вырабатывать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст, сопоставлять поэму с произ.

Презентация к уроку по литературе в 6 классе на тему "Картины жизни русского барства. Конфликт А.Г.Дубровского К.П.Троекурова"

Презентация к уроку по литературе в 6 классе на тему "Картины жизни русского барства. Конфликт А.Г.Дубровского К.П.Троекурова".


Конспект урока литературы в 6 классе «А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова».

Тип урока: комбинированныйЦели урока: Образовательные: Познакомиться с новым понятием «акростих».Познакомиться с историей создания произведения и содержанием первых 2-х глав.Формиров.


Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова.

Технологическая карта урока по литературе на тему «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: