Концепция бюджета определяющая что государство должно стремиться к обеспечению

Обновлено: 26.04.2024

Бюджетная политика — важнейший элемент экономической политики государства и включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества.

Указанные меры предполагают формирование и управление доходной и расходной частями государственного бюджета.

В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции.

Во-первых, обеспечивает создание общественных благ. В этом состоит исходная и основная функция госбюджета.

Во-вторых, создается материальная база для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств.

В-третьих, формируется основа для решения задач роста благосостояния населения, для решения насущных социальных вопросов.

Бюджетная политика основывается на нескольких теоретических концепциях, которые построены на различных макроэкономических основаниях.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.

До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью финансовой политики, обеспечивающей стабильное экономическое развития национальной экономики.

Однако такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает возможности фискальной политики государства, имеющую антициклическую, стабилизирующую направленность.

Рассмотрим следующую логическую цепочку: допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются.

Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

Рассмотрим другой пример, показывающий, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении номинальных денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления.

Для предотвращения возможного профицита правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этого будет усиление инфляции.

Вторая концепция бюджетной политики базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно.

Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.

Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на временный дефицит бюджета. В ходе последующего подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы.

Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно, за период в несколько лет.

Особая проблема, возникающая при реализации данной концепции, — это то, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема.

Появившийся в период спада дефицит бюджета и, соответственно, государственный долг в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция ориентируется на идею так называемых «функциональных финансов».

В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым профицитом, так и устойчивым дефицитом бюджета.

Иными словами, стабильность и устойчивое развитие экономики является первоочередной задачей, а сбалансированность бюджета является в данной концепции второстепенной проблемой. Почему?

Во-первых, налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания экономики, макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.

Во-вторых, при определенных правах правительства в установлении налогов и создании денег его возможности финансировать дефицит бюджета практически безграничны.

В-третьих, считается, что проблемы, порождаемые государственным долгом, не столь обременительны для нормально функционирующей экономики.

Вторая и третья концепция лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежно-кредитной политики страны.

Но такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий по финансовому оздоровлению экономики, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты все-таки приводят к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.

Так, американская экономика длительные годы функционирует в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но в последние годы особо крупные масштабы дефицита бюджета заставили правительство изыскивать действенные средства борьбы с ним.

Что же касается российской бюджетной политики, то она длительное время базировалась на первой концепции. Требование бездефицитности бюджета являлось «альфой и омегой» нашего экономического развития.

В настоящее время российская бюджетная политика в большей степени ориентируется на положения второй из перечисленных концепций.

Бюджет – это соотношение доходов и расходов, закрепленное в финансовом плане субъекта хозяйствования.

Бюджет может разрабатываться для домашних хозяйств, коммерческих и некоммерческих организаций, унитарных предприятий, государственных органов и так далее. Принципы составления бюджета, а также его использования зависят от сектора экономики, к которому принадлежит субъект хозяйствования. Отрасль определяет специфику формирования и исполнения бюджета.

В экономической теории принято выделять три вида бюджетов:

  1. Бюджет индивида или семьи – включает в себя доходы и сбережения, формируемые за счет осуществления трудовой деятельности, а так же распоряжения собственностью человека. Расходы планируются исходя из потребностей и финансовых возможностей.
  2. Бюджет предприятия – представляет собой финансовый план, разрабатываемый на предстоящий календарный год. Он включает в себя анализ и прогнозирование всех потенциальных доходов и рисков их неполучения. Так же в план включаются расходы на предстоящий год. Бюджет предприятия может быть функциональным, управленческим. Как правило, он планируется сверху-вниз, то есть специальный отдел разрабатывает проект бюджета и информирует об этом сотрудников. Более действенным методом считается создание проекта бюджета с учетом информации, поступающей от непосредственных исполнителей.
  3. Государственный бюджет страны – формируется из налоговых поступлений, неналоговых доходов государства и внебюджетных фондов. Расходы бюджета идут на обеспечение функционирования органов управления, обороноспособности страны, а также на экономическое и социальное развитие общества.

Планирование и исполнение бюджета представляет собой действенный инструмент распределения доходов и расходов в практической экономической деятельности. Следование заранее установленному плану позволяет повысить эффективность применения финансовых средств, улучшить экономические показатели, сформировать финансовый резерв на будущие периоды.

Концепция сбалансированного государственного бюджета

Основой финансовой системы страны является бюджет государства. Его разработкой и исполнением занимаются уполномоченные органы управления. Главный финансовый документ страны имеет силу закона. Бюджетный процесс предполагает следование соответствующим нормативно-правовым рекомендациям.

Наиболее популярной концепцией государственного бюджета является идея сбалансированности. Исторически к бюджету применялось три концепции:

  1. Достижение сбалансированности на конец бюджетного года.
  2. Поддержание баланса в зависимости от фазы экономического цикла.
  3. Обеспечение стабильности экономики, а не сбалансированности бюджета.

Готовые работы на аналогичную тему

Первая концепция предполагает, что на конец календарного года расходы и доходы бюджета будут приведены к балансу. При этом фаза цикла не влияет на баланс бюджета. То есть, экономический спад приносит минимальные доходы в бюджет, значит государство постепенно снижает свои расходы. При экономическом росте или буме поступления в госбюджет растут. Государство может увеличивать расходы. Такие действия ведут к перегреву экономики, росту инфляции. Таким образом, данный подход к регулированию бюджета государства является несостоятельным и даже опасным.

Удержание сбалансированности бюджета с учетом экономического цикла строится на принципе отказа от ежегодного обеспечения баланса между доходами и расходами. Приоритетным считается поддержание баланса в целом, пока длится одна из фаз экономического цикла. В случае экономического бума излишек бюджета должен идти на погашение его дефицита в период снижения деловой активности. В этом периоде доходы бюджета минимальны, и средства, накопленные в период роста и бума позволяют удерживать общий баланс бюджета. Эта концепция так же не получила широкого распространения. Очень сложно точно предсказать, как долго будет длиться фаза цикла. Из-за этого обеспечить сбалансированность бюджета достаточно сложно.

Концепция стабильности экономики

Наиболее популярной концепцией бюджета государства является концепция, согласно которой государственная власть стремится к обеспечению экономической стабильности. Идея такого подхода была выдвинута Джоном Кейнсом еще в тридцатые годы, и достаточно эффективно использовалась в экономике западных стран. Он считал, что инструменты, которыми пользуется государство для управления бюджетом должны использоваться в качестве регуляторов экономики. То есть, при экономическом спаде государство увеличивает расходы, а именно, трансфертные платежи, субсидии, уменьшает налоги. В этом случае произойдет естественное увеличение совокупного спроса. В случае, если в экономике наблюдается перегрев, то государство начинает сокращать свои расходы. Такой подход позволяет снизить деловую активность, стабилизировать экономику, а значит, соотношение расходов и доходов.

У этой концепции так же существуют негативные последствия. Кейнс По данной теме мы уже выполнили реферат Кейнс подробнее разработал концепцию дефицитного финансирования, то есть постоянного сокращения расходов. В результате чего большая часть стран, следовавших ей, получили серьезные макроэкономические проблемы и рост инфляции.

В настоящее время считает, что бюджет государства должен иметь управляемый дефицит. Его покрытие может осуществляться различными способами:

  1. Дополнительная эмиссия денежных средств.
  2. Организация внутреннего займа.
  3. Создание внешнего займа.
  4. Управление государственным долгом.

Наиболее безопасным методом борьбы с дефицитом является выпуск государственных долговых обязательств. Они помогают получить дополнительный источник финансирования, при этом не ведут к росту инфляции в стране. Использование внешних займов негативным образом сказывается на росте государственного долга, что в будущем приведет к росту расходов бюджета.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции:

1) идея ежегодно сбалансированного бюджета;

2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе);

3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам.

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.

В современных условиях при балансировании бюджета исходят из необходимости его антициклической ориентации, т.е. бездефицитный бюджет ныне не является безусловным приоритетом финансовой политики правительства, тогда как в XIX в. вопрос становился именно так.

Некоторые страны успешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов и расходов. В первую очередь это страны с развитыми рыночными отношениями. Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет мощная законодательная база, защищающая национального производителя. Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых мер в государстве. Также необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита в странах с развитыми рыночными отношениями. Выявление скрытого дефицита, анализ причин его возникновения, а также рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре (структурный дефицит) и в цикличности (циклический дефицит), позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление. Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче.

Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой международной и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами многих стран, в том числе и правительством США, самой мощной и экономически развитой страны в мире.

Особое значение сбалансированность бюджета приобретает в сегодняшней ситуации, когда весь мир охвачен сильным финансовым кризисом, нехваткой денежных средств и кризисом банковской системы. Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов, направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а также разработка механизма их выполнения - наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.

Именно поэтому сегодня как никогда важно иметь представление о современном состоянии сбалансированности бюджета в РФ и за рубежом, знать причины возникновения бюджетного дефицита и следить за изменениями в бюджетной политике, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

Актуальность данной темы курсовой работы также определяется необходимостью рассмотрения сущности сбалансированности бюджета, причин возникновения бюджетного дефицита и способов его финансирования, что является одним из важнейших факторов экономического роста.

Целью представленной курсовой работы является анализ современного состояния сбалансированности бюджета в Российской Федерации и за рубежом и рассмотрение новых подходов к управлению общественными финансами.

Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:

- рассмотреть концепции и модели сбалансированности бюджета;

- рассмотреть сбалансированность бюджета, как элемент бюджетной политики зарубежных стран;

- рассмотреть причины дефицита бюджета в РФ и за рубежом;

- рассмотреть способы финансирования бюджетного дефицита.

Объектом курсовой работы является сбалансированность бюджета РФ. Предметом курсовой работы являются финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе управления сбалансированностью бюджета РФ между правительством на федеральном уровне и муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют труды российских учёных, таких как Поляк Г.Б., Романовский М.В., Лавров А.М., Парыгина Е.В., Балтина А.М., Селезнев А.И. и другие. Также данную тему рассматривают такие экономисты, как Шишкин А.Г, Тюкменев Р.С., Куклин А.А. и другие.

Основными источниками информации для проведения анализа современного состояния сбалансированности бюджета РФ служат данные федерального бюджета на 2009-2011гг.

При проведении исследования применялись общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и сравнение.

Информационной базой курсовой работы послужили статьи таких периодических изданий, как Банковское дело, Финансовое право, Финансы, а также информация, публикуемая на официальных сайтах Министерства Финансов РФ, Российской газеты и др.

Теоретические основы управления сбалансированностью бюджета

Концепции сбалансированности бюджета: историко-теоретический обзор

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. Повторим, что в том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992г. бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции второстепенной проблемой, так как:

1. Налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания, а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.

2. При определенных правах правительства в установлении налогов и создания денег способность его финансировать дефицит бюджета почти безгранична.

3. Считается, что проблемы, порожденные значительным государственным долгом, не столь обременительны для нормальной экономики. Можно смело утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдержать относительно безболезненно бюджетный дефицит значительных размеров по сравнению с бедной нацией / 1, с.70-71/.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:

- наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;

- контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;

- выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупный дефицит приводит к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны/2, с.98/.

Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж.М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-х гг.

Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать нало­ги, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум, то государство должно сокращать расходы и увеличивать на­логи (доходы бюджета), что сдерживает деловую активность и ведет к стабилизации экономики. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Бюджет должен выступать инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в эко­номике, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инстру­менты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория получила название политики «дефицитного финансирования».

В результате использования в большинстве развитых стран в 1950-е — 1960-е гг. кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 1970-х гг. преврати­лась в серьезную макроэкономическую проблему, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

15.6 Дефицит государствен­ного бюджета и способы его финансирования

Дефицит бюджета имеет место, когда расходы правительства превыша­ют доходы бюджета.

Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами: за счет эмиссии денег (монетизация дефицита), за счет займа у населения своей страны (внутренний долг) и за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий — долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: