Кому принадлежит идея о правовом государстве с разделением властей

Обновлено: 01.05.2024

Практика разграничения компетенции и полномочий между органами и должностными лицами государства известна еще с античных времен. Однако в качестве цельной и практически применимой доктрины данная идея оформилась только в эпоху Просвещения. Сама концепция разделения властей была предложена английским философом Джоном Локком, название же ей дал французский философ Шарль Монтескье (от фр. séparation des pouvoirs).

Разделение властей – правовая концепция и вытекающий из нее принцип организации государственной власти, в соответствии с которым власть должна осуществляться тремя ветвями, независимыми друг от друга, – законодательной, исполнительной и судебной.

Нередко под разделением властей понимается и реальное воплощение соответствующей концепции и принципа государственной деятельности. Первым законодательным актом, в котором был закреплен данный принцип, стала Конституция США 1787 года. Впоследствии разделение властей было закреплено в основных законах большинства государств мира. Указан данный принцип и в Конституции РФ (ст. 10).

Реальное применение принципа разделения властей породило систему сдержек и противовесов – установленных законом мер, направленных на обеспечение реальной независимости ветвей власти друг от друга.

Элементы концепции разделения властей

Целью разделения властей, которую видели перед собой создатели концепции, было недопущение узурпации одной ветвью власти (например, монархом) полномочий другой ветви власти.

В дальнейшем, когда компетенция ветвей власти и относящихся к ним органов была разграничена, реальное обеспечение разделения властей столкнулось с проблемой фактической, а не теоретической независимости ветвей власти друг от друга, в первую очередь финансовой.

Готовые работы на аналогичную тему

К примеру, назначение судей в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее Президентом некоторыми исследователями рассматривается как проявление зависимости судебной системы от главы государства, которому судьи должны быть лояльны.

Еще одной проблемой стало усложнение структуры органов государственной власти: в настоящее время некоторые публично-правовые образования (счетные палаты, избирательные комиссии, прокуратура) не могут быть однозначно отнесены к какой-либо ветви власти. По этой причине стали предлагаться четырёх- и пятизвенные модели данной концепции.

Сущность теории разделения властей состоит в том, что полномочия по принятию законов, их исполнению и разрешению юридических споров не должны сосредотачиваться в одних руках. Другими словами, органы государственной власти должны иметь свою «специализацию» и сферу ответственности.

С другой стороны, ветви власти в отношении друг друга должны иметь набор инструментов, позволяющих не допустить выход какого-либо органа государственной власти за пределы его компетенции. Этой цели посвящены, например, институты импичмента, отставки президента или правительства.

Значение разделения властей для концепции правового государства

Несложно заметить, что и теория разделения властей, и концепция правового государства по сути преследуют одну цель – ограничить государственный произвол и поместить государство в заранее определенные правовые рамки. Главная цель таких мероприятий – обеспечение стабильности и порядка в обществе, недопущение расправы «без суда и следствия».

Именно поэтому в концепции правового государства важное место отводится разделению властей, которое обеспечивает:

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;

3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;

5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

  • соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономи-ческого развития и морально-психологической ситуации в обществе;
  • ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
  • строгое соответствие текущего законодательства конституционному;
  • практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;
  • диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;
  • наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
  • учет общественного мнения;
  • наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;
  • высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1) верховенство права и закона;

2) максимальную гарантию прав и свобод человека;

3) равенство всех перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ
Т. Гоббс в своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил цельную концепцию гражданского общества, возникающего в процессе перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному обществу, в котором царят порядок и мир. В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителями.

Тестовые задания. Правовое государство и гражданское общество.

1.)Какой из перечисленных фактов свидетельствует о формировании в России институтов гражданского общества?

1. учреждение Государственного совета;

2.проведение переписи населения;

3.создание обществ защиты прав потребителей;

4.проведение единого государственного экзамена для выпускников школ.

2) Укажите признак правового государства :

1. Власть выше права

3) Исключительным признаком правового государства является постулат:

1.источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона;

2.все государственные, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;

3.принятие законов должно осуществляться представительными законодательными органами;

4.принятые законы обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации.

4) В основе теории правового государства лежит стремление :

1. Разделить ветви власти;

2.Определить взаимоотношения личности и государства;

3. Обеспечить индивидуальную свободу;

4. Дать возможность народу контролировать государство

5) Общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним,- это:

6) Верны ли суждения об институтах гражданского общества?

А) институтом гражданского общества является Конфедерация обществ защиты прав потребителей;

Б) институтом гражданского общества является Федеральное Собрание РФ.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

7) Теорию разделения властей на три ветви создал :

8) Разделение властей необходимо для:

1. сосредоточение власти в одних руках.

2. исключения монополизации власти.

3. исполнения принятых законов.

9) Кому принадлежит идея о правовом государстве с разделением властей.

10) Идеи какого государства высказаны в древнеримском суждении: « Не царь- закон, а закон царь»?

Задания. Гражданское общество. Правовое государство

Какой тезис относится к правовому государству?

1.Происхождение прав человека.

А) Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью.

Б) Основные права имеют естественное происхождение (т.е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах.

2. Соотношение права и закона.

А) Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты.

Б) право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества.

А) Право - мера свободы.

Б) Право - возведенная в закон воля господствующего класса.

4. Главное предназначение права.

А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле.

Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества.

5. Соотношение государства и права.

А) Право рождается в “коридорах” государственной власти и полностью подчинено ей.

Б) Право зарождается в обществе в силу требований самой жизни, оно выше государства.

6. Принцип правового регулирования.

А) “Разрешено все, что не запрещено законом”.

Б) “Запрещено все, кроме официально разрешенного?

2. Работа с Конституцией РФ . - Используя Конституцию, выполните ряд заданий.

1. Назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы. Соблюдение этого принципа признается одним из признаков правового государства. Назовите еще три.

“Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

2. Укажите 2 обстоятельства, при которых президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно.

3. Какие формы ограничения равенства прав и свобод человека и гражданина запрещены Конституцией РФ

4. Впишите пропущенное слово: “Российская Федерация - Россия есть демократическое Федеративное. государство с республиканской формой правления” .

3. В приведенном перечне выделите элементы сдержек и противовесов между ветвями власти в правовом государстве .

1. Институт уполномоченного по правам человека.

2. Отлагательное вето президента.

3. Экспертиза законов и подзаконных актов на их соответствие конституции Конституционным судом.

4. Свободные средства массовой информации.

5. Конфедерация обществ защиты прав потребителей.

6. Процедура импичмента президента, инициируемая Думой.

4 - В настоящее время в США 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. чел. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

Что такое гражданское общество? Насколько развито в России гражданское общество?

В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”?

Тема 22. Гражданское общество и правовое государство СПб ГБПОУ «Училище о.

Предпосылки создания правового государства
- Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства.
- Экономическая независимость и самостоятельность индивида.
- Режим демократии, суверенитет народа.
- Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства.
- Гражданское общество.
- Высокий уровень политического сознания людей, политической культуры личности и общества.

Принципы (признаки) правового государства1. Верховенство законаВерховенство з.

Принципы (признаки) правового государства
1. Верховенство закона
Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве.
Различные правовые акты, издаваемые органами власти, должны соответствовать законам, не противоречить им.

Принципы (признаки) правового государства2. Разделение властейТеория разделен.

Принципы (признаки) правового государства
2. Разделение властей
Теория разделения властей использовалась в идейной борьбе с абсолютизмом .
Согласно ей смешение, соединение властей в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому, для того чтобы предотвратить возникновение власти, не связанной правом, все ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властей государство организуется и функционирует в правовом режиме: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга: устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Государственная власть

Принципы (признаки) правового государства3.Соблюдение и охрана прав и свобод.

Принципы (признаки) правового государства
3.Соблюдение и охрана прав и свобод человека.
Одна из важнейших задач государственной власти в условиях правового государства – это соблюдение и охрана прав и свобод человека: права на жизнь, права на свободу, неприкосновенность и безопасность личности и жилища. При этом важно, что правовое государство, утверждая верховенство закона, устанавливает равенство граждан, должностных лиц перед законом и судом. Речь идет о юридическом равенстве.

4. Взаимная ответственность государства и личностиПринципы (признаки) правово.

4. Взаимная ответственность государства и личности
Принципы (признаки) правового государства
Граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Существуют эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов.

Принципы (признаки) правового государства5. Политический и идеологический плю.

Принципы (признаки) правового государства
5. Политический и идеологический плюрализм.
Существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов.

1. учре ждение Государственного совета; 2) проведение ЕГЭ для выпускников школ.

3 .проведение переписи населения; 3.создание об ществ защиты прав потребителей;

А5. Верны ли суждения об институтах гражданского общества?

А) институтом гражданского общества является Конфедерация обществ защиты прав потребителей;

Б) институтом гражданского общества является Федеральное Собрание РФ.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

А6. Исключительным признаком правового государства является постулат :

1.источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона;

2.все государственные, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;

3.принятие законов должно осуществляться представительными законодательными органами;

4.принятые законы обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации.

А7. В основе теории правового государства лежит стремление :

1. Разделить ветви власти; 2.Определить взаимоотношения личности и государства;

3. Обеспечить индивидуальную свободу; 4. Дать возможность народу контролировать государство

А8. Общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним,- это:

1.гражданское; 2.тоталитарное; 3. пра вовое; 4.авторитарное.

А9. Укажите признак правового государства :

1. Власть выше права 2.Справедливость 3.Разделение властей. 4. суверенность

А10. Теорию разделения властей на три ветви создал :

1.Аристотель 2.Цицерон 3.Ш. Монтескье. 4.А.Смит

А11. Разделение властей необходимо для :

1. сосредоточение власти в одних руках. 2. исключения монополизации власти.

3. исполнения принятых законов. 4.улучшения благосостояния населения

А12. Кому принадлежит идея о правовом государстве с разделением властей.

1.Аристотелю 2. Ш. Монтескье 3. И. Канту 4.В.Ленину

А13. Идеи какого государства высказаны в древнеримском суждении: « Не царь- закон, а закон царь»?

1.Социалистического 2.Тоталитарного 3. Правового 4.Унитарного

А 14 .Необходимым условием существования гражданского общества является

1) наличие двухпалатного парламента 2) высокий уровень правовой культуры граждан

3) существование рыночной экономики

4) наличие в конституции статей, декларирующих права и свободы граждан

А15. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Духовно-нравственной основой гражданского общества является нигилизм по отношению к решениям, принимаемым властью.

Б. Духовно-нравственной основой гражданского общества является наличие свободного доступа граждан к различной информации.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А16. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Для правового государства обязательно соблюдение принципа разделения властей.

Б. Для правового государства обязательна республиканская форма правления.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А17. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. В гражданском обществе государство контролирует все сферы общественной жизни.

Б. Характерной чертой гражданского общества является наличие свободного доступа граждан к различной информации.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А18. Прочитайте фрагменты из публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, отражающих функционирование институтов гражданского общества?

1) «Глава государства совершил плановую рабочую поездку по сельскохозяйственным областям, обсудив с представителями коллективов крупных сельскохозяйственных предприятий проблемы аграрного сектора экономики».

2) «Парламент одобрил проект школьной реформы, предусматривающей введение профильного обучения на старшей ступени школы».

3) «Жильцы дома, расположенного в центре города, начали сбор подписей против уплотнительной застройки их дворовой территории многоквартирным жилым домом».

4) «Новый законопроект связан с порядком распределения финансовых обязательств центра и регионов по финансированию социальной сферы, значительная часть средств и обязательств должна быть передана на региональный уровень».

А19.Прочитайте фрагменты из публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, отражающих функционирование институтов гражданского общества?

1) «Союз автомобилистов обсудил готовящиеся поправки в законодательство, предусматривающие ужесточение ответственности водителей за нарушение Правил дорожного движения».

2) «Согласно обсуждаемому в Государственной Думе законопроекту, средняя заработная плата медицинских работников должна возрасти до 30%».

3) «На внеочередном совещании Правительства министр сельского хозяйства выступил с критикой предложенных мер защиты отечественного производителя».

4) «Верховный суд рассмотрел кассационную жалобу и принял решение об ее удовлетворении».

A20 Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Для гражданского общества характерно развитие свободных инициатив и самодеятельности.

Б. Для формирования институтов гражданского общества необходимо, чтобы законы зафиксировали приоритет частной собственности по сравнению со всеми остальными формами собственности.

1 ) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Признаки правового государства

Ответ: ______________________________

В2.Ниже приведен перечень терминов, характеризующих зрелое гражданское общество.

Политический плюрализм, самодеятельность граждан, гражданские инициативы, аполитичность, демократия.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В стране впервые проходят выборы в органы местного самоуправления по новому закону. (2)Думается, это событие является показателем упрочения демократических институтов и традиций в жизни общества. (3)Правы те, кто считает, что расширение полномочий муниципальных органов способно существенно повысить эффективность их работы на благо местного сообщества. (4)Именно муниципальным органам, по новому закону, переданы основные полномочия по проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В5. Найдите в приведенном списке институты гражданского общества, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) общество книголюбов

2) Государственная Дума РФ

4) ассоциация банкиров

В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений и _________(1), выражающих частные интересы граждан в различных сферах. В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные _________(2): в материальном благополучии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенствовании, образовании, информации, творчестве, общении и т.д. Здесь в отличие от вертикальных, то есть государственно-властных отношений, возникают горизонтальные связи. Это социально- экономические, социокультурные, социально-политические _________(3). В рамках гражданского общества возникают и функционируют различные негосударственные социальные институты. Ими являются: рыночная экономика, основанная на плюрализме _________(4), свободе труда и предпринимательской деятельности. А также семья, школа, церковь, общественные организации, средства массовой информации. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и их добровольные объединения, общественно-политические движения и политические _________(5). Правовое _________(6) обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества; оно подконтрольно этому обществу, являясь одним из его институтов».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) потребности Б) отношения В) демократические выборы Г) партии

Д) форма собственности Е) институты Ж) частная собственность

З) Государство И) Избирательные системы

В7. Найдите в приведенном списке примеры деятельности правового государства и

запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В ФРГ в обычном порядке было возбуждено Уголовное дело за неуплату налогов против министра экономики.

2) в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров

3) Парламент принял решение согласно которому президенту государства Д. принадлежит вся государственная власть в полном объеме.

4) 126-я статья Конституции СССР(1936г) закрепила особый статус коммунистической партии в политической системе.

5) Конституция РФ требует, чтобы все государственные, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Гражданское общество и государство.

Упрощенно было бы понимать гражданское общество как сферу, полностью свободную от функционирования каких-либо политических структур. Некорректно также деполитизировать гражданское общество, определяя его как неполитическую сферу. Человек может реализовывать свою гражданскую свободу поведения, выбора образа жизни, в высказывании мнения, позиции, в участии в собрании, митинге, демонстрации, в деятельности политических партий, функционировании частных телекомпаний, газет, радиостанций. Особенность гражданского общества не в отстраненности от политики, но в разграничении государственной политики и политики, проводимой партиями, в возможности существования как официальной позиции, так и позиций различных групп интересов, независимых средств массовой информации, предпринимательских кругов. К государственной политике гражданин имеет право подходить критически, но законопослушно, если само государство функционирует в рамках конституционного пространства. Гражданское общество есть способ организации экономических, производственных отношений, где личные интересы развиваются до степени коллективных, которые, в свою очередь, воспринимаются через интересы, права и свободы отдельной личности в силу того, что отношение между государством и гражданским обществом есть отношение между публичной властью и индивидуальной свободой. В сфере политических отношений государство занимает ведущее положение, причем нужно помнить, что оно обусловливается гражданским обществом, так как его деятельность в первую очередь определяется выполнением общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

С1. В чем авторы усматривают упрощенное и некорректное понимание гражданского общества? Какие четыре направления реализации гражданской свободы указывают авторы? С2. Авторы указывают особенность гражданского общества. Приведите ее и проиллюстрируйте конкретным примером.

С3. Авторы подчеркивают: «к государственной политике гражданин имеет право подходить критически, но законопослушно, если само государство функционирует в рамках конституционного пространства». Опираясь на знания обществоведческого курса и курса истории, приведите три примера, когда граждане вынуждены были действовать незаконопослушно в условиях нарушения государством рамок конституции.

С4. Каким образом авторы определяют сущность гражданского общества? Дайте с опорой на знание курса любое иное определение гражданского общества. Приведите два пояснения любого из определений.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском обществе в России.

С6. Определите роль гражданских неполитических организаций (институтов гражданского общества) в развитии политической системы современного демократического общества. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

« С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь : взаимная ответственность государства и гражданина … Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективных прав человека… Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей – эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства – защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд , а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства. Е.В. Лукашева.

С1 Назовите принципы правового государства, приведенные автором

С2 Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

С3 Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальным противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

С4 Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.

Развитие идеи правового государства, как теоретической концепции, имеет длительную историю. Зародившись еще в античные времена, учение о построении общества, основанного на принципах гуманизма и законности, прошло через эпоху Средневековья и Нового времени, достигнув наших дней.

Современное понимание значения политических свобод человека опирается на опыт прошлых веков, выработанный в сфере правовой организации общественной жизни, а также на историческую роль философских трудов, посвященных данной тематике.

Античные мыслители

Идея государственной власти, осуществляющей справедливую и мудрую политику во благо народа, возникла еще в глубокой древности.

В VI-V веках до н.э. о необходимости осуществлять политико-правовое управление на философских основах заявлял Пифагор и его последователи. Затем идею единства государства и закона развивал Гераклит. Он говорил, что «народ должен сражаться за закон, как за свои стены».

Общеизвестное положение софиста Протагора, что мерой всех вещей является человек, означало приоритет интересов конкретной личности над органами власти.

Великий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.) обосновал концепцию правления разумных законов с точки зрения естественных прав человека. Он считал логичными лишь те формы государственного строя, которые действуют на благо общества в целом, и называл серьезной ошибкой стремление правителей только к личному процветанию. Философ определял государство, как форму общения и взаимодействия свободных людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Идеальной формой правления Аристотель называл власть среднего класса, означающую умеренность в нравах и достаток, а не богатство. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь наилучший государственный строй», — писал мыслитель. По его мнению, именно представительство среднего класса в органах власти позволяет избежать политических и социальных потрясений. А верховная власть должна принадлежать большинству.

Древнеримский философ и общественный деятель Цицерон развил и углубил правовой подход к осуществлению государственной власти, предложенный греческими мыслителями. Он первым сформулировал важнейший принцип: «Под действие закона должны подпадать все». Правовое равенство граждан возможно только при смешанной форме государства, сочетающей в себе элементы аристократии, царского правления и демократии. Цицерон предупреждал об опасности доминирования какой-либо одной формы правления и ратовал за их равновесие, достижимое с помощью равномерного распределения обязанностей и полномочий.

Философ связывал достижение общественного блага с политической активностью и правовой грамотностью населения. Вообще, именно древнеримские юристы в своей практике разделили право на частное и публичное. Это способствовало пониманию государства как субъекта публичного права.


Средневековые концепции

Средневековая политико-правовая мысль во многом зависела от церковных догматов, но некоторые философы сыграли важную связующую роль между идеями античных авторов и учениями Нового времени.

Известный теолог Фома Аквинский(1225-1274 гг.) переосмыслил политико-правовые постулаты Аристотеля с христианских позиций. Он говорил об уважении к человеку, поскольку он был создан по образу и подобию Творца. Это положение о достоинстве личности было одним из первых заявлений о необходимости соблюдать естественные права человека.

Исходя из этого, Фома Аквинский был уверен, что государство должно обеспечивать людям достойные условия жизни. Мыслитель заявлял о необходимости ограничить абсолютную власть монарха сословно-представительным органом власти.

Философ Марсилий Падуанский (1275-1343 гг.) продвинулся дальше своего коллеги-богослова в определении идеи правового государства. Он говорил о суверенитете народа как источнике и основе всякой власти. Правда, речь шла только о просвещенной части общества.

В труде «Защитник мира» Марсилий Падуанский обосновал концепцию разделения законодательной и исполнительной ветвей власти. Причем, мыслитель считал, что полномочия представительного органа должны превалировать над влиянием административного аппарата. А выдвинутый им принцип выборности всех должностных лиц государства, включая монарха, был революционным для той эпохи.

Новое и Новейшее время

Закат феодализма принес новое понимание идеи правовой государственности. Например, Н. Макиавелли основными задачами любого государства называл обеспечение общественной безопасности и возможности свободного пользования имуществом. Он ратовал за республиканскую форму правления, поскольку она наиболее полно отвечает принципам свободы и равенства граждан.

Во времена буржуазных революций идея правового государства обрела новое значение и актуальность. Прогрессивный мыслитель Б. Спиноза одним из первых теоретически обосновал понятие демократического государства. И заявил, что такая форма организации власти в стране должна обеспечить соблюдение прав и свобод граждан в рамках действующего законодательства.

Т. Гоббс в своих работах сформулировал принцип равенства всех граждан перед законом, независимо от сословной принадлежности. Он определил свободу человека как право делать все, что прямо не противоречит закону.

Д. Локк отметил, что право граждан на собственность должно охраняться государством и быть незыблемым.

Ш. Монтескье говорил о необходимости разделения власти на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Причем, они должны взаимно ограничивать и уравновешивать друг друга.

И. Кант разработал теорию правового государства, в котором центральное место занимает конкретная личность. Данная философская концепция значительно повлияла на дальнейшее развитие политико-правовой мысли, выразившись и в практических основах государственного строительства многих европейских стран.

К. Маркс считал, что такие понятия как «государство» и «право» будут упразднены в результате установления диктатуры пролетариата. Основоположник научного коммунизма называл закон продуктом материальных производственных отношений классового общества. По мнению К. Маркса, государственные органы должны не возвышаться над обществом, а служить ему.

В России идея правового государства нашла свое отражение в трудах А.И. Герцена, А.И. Радищева, Н.Г. Чернышевского, П.И. Пестеля, Н.А. Бердяева и других отечественных мыслителей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: