Кому принадлежала высшая законодательная власть в древнерусском государстве

Обновлено: 27.04.2024

Древнерусское государство как феодальная монархия. Феодальное по своей сущности Древнерусское государство по своей форме представляло собой раннефеодальную монархию, что было характерно для большинства стран периода феодального строя. Означало это наличие сильной монархической власти, распространяющейся на огромную по тем временам территорию (1 млн. км 2 ) с большим населением (4 млн. человек). Древнерусское государство с IX в. и особенно к концу X — первой половине XI в. (период его наивысшего расцвета) объединило в себе все ранее разрозненные племена восточных славян, а также отдельные неславянские народы. Власть киевского князя распространялась на огромную территорию: от Новгорода и Онежского и Ладожского озер на Севере до Черного моря на юге, от Карпат на западе до Оки и даже Волги на востоке.

Кульминационным пунктом развития древнерусской раннефеодальной монархии было время княжения Владимира Святославича (980—1015), когда Киевское государство стало одним из крупнейших государств Европы.

Князь Владимир сумел организовать действенную защиту Руси от сильных печенежских орд. Были построены десятки пограничных крепостей — «застав богатырских», а их гарнизоны усилены дружинниками из самых северных, самых отдаленных славянских земель, которым не было дела до печенежских наездов на южнорусские земли. В этом проявилась зрелость раннефеодальной монархии, сумевшей все части молодого государства заставить служить общей цели. Организация борьбы с печенегами в общегосударственном масштабе сосредоточила в руках киевского князя большие военные ресурсы, придавшие действенность и реальность его власти как великого князя всей Руси.

Могущественное Древнерусское государство представляло собой в то время большую международную силу. Вместе с тем построенное на сильной великокняжеской власти оно возникло в тот период, когда еще по сути дела не было необходимых экономических предпосылок для создания централизованного государства. Возникновение раннефеодальной монархии характерно для того времени, когда еще слабо развиты ремесло, торговля, города, когда еще отсутствует сеть развитых, прочных отношений между отдельными частями страны, когда страна не представляет собой в экономическом отношении монолитного целого, а в нее входят земли, находящиеся на самых различных ступенях развития.

Чем же в таком случае объясняется возникновение и существование в разных странах, в том числе и у нас, раннефеодальной монархии с большой территорией и сильной княжеской властью? Причина заключается в том, что период возникновения и существования раннефеодальной монархии совпадает с периодом становления первого этапа в развитии феодальной собственности на землю, первого этапа в развитии феодальных производственных отношений. Еще формирующийся класс феодалов (князья, бояре, монастыри. рядовые феодалы) был заинтересован в создании крепкого государственного аппарата, который помог бы ему закрепить захват общинных земель, обеспечить охрану феодального землевладения.

закабалить свободных земледельцев-общинников, превратить их в феодально-зависимых людей, а главное — обеспечить бы защиту от внешних вторжений.

Таким образом, раннефеодальная монархия представляет собой закономерный итог длительного процесса формирования феодальной собственности на землю, феодальных отношений, основных классов феодального общества.

Поддержка великого князя со стороны всего класса феодалов в целом обеспечила быстрое распространение власти киевских князей на всю территорию Руси.

Но Древнерусское государство не было централизованным государством. Оно представляло собой конгломерат феодальных сеньорий, причем отношения между центральной и местной властью строились по принципу сюзеренитета-вассалитета. Между феодалами оформлялись особые, так называемые феодальные договоры, в которых устанавливались и регламентировались права, с одной стороны, феодалов-сюзеренов, а с другой — феодалов- вассалов.

Сюзеренитет в России в отличие от западноевропейских государств имел свое особое название — «старейшинство». Именно «старейшине» в Древнерусском государстве принадлежал город Киев, что являлось символом его особого могущества и власти.

Князья-вассалы имели по отношению к своему «старейшине» — сюзерену ряд обязанностей, из которых главной была военная. Вассалы должны были, как говорилось тогда, «быть в послушании». Однако и на старейшину также ложились определенные обязанности, а именно дача своим вассалам лена, т.е. земли и зашиты их от всяких нападений со стороны других князей.

Древнерусское государство, как и раннефеодальные монархии вообще, существовало непродолжительное время (по начало XII в.). По мере того как укреплялась феодальная собственность на местах, усиливалась власть феодалов над закабаленным и крестьянами, в условиях слабого развития экономических связей между отдельными частями страны, в условиях обострения классовой борьбы, возникли предпосылки распада раннефеодальной монархии. Постепенное раздробление Древнерусского государства, вытекающее из развития феодальных отношений, стало приводить к возникновению новых, важных для того времени феодальных центров, помимо Киева. Крупные князья стали приобретать большой вес и стремиться к независимости от киевского великого князя.

Княжеская власть. Высшая власть принадлежала великому князю киевскому. В более раннюю эпоху (IX—XI вв.) князь всю свою деятельность согласовывал со своими дружинниками, которые в то время были представителями верхушки феодалов. Князья также советовались с теми группами феодалов, которые не входили в дружину. Так, князь Владимир приглашал на совещания градских старцев, а когда усилилась роль церкви, постоянными советчиками князя митрополиты, епископы, игумены. Князь, не согласовавший свою деятельность с руководящей феодальной верхушкой, рисковал своим княжеским местом.

В XI—XII вв. характер княжеской власти претерпевает изменения. Развитие феодальной собственности привело к тому, что вместо дружины князя, осевшей на землю, были созданы феодальные ополчения, т.е. такие отряды, которые по требованию великого князя приводились отдельными вассалами во время военных походов и находились под командованием великого князя.

Значительно расширяется круг деятельности князя по внутреннему управлению и управлению на местах. Особенно сложной стала деятельность князя в собственных владениях (домене), где ему приходилось назначать посадников, волостелей, тиунов и других многочисленных представителей администрации. По мере того как дань превращается в феодальную ренту, создается сложная финансово-административная система.

Дальнейшее развитие получают функции князя в отношении организации суда и отправления правосудия. Сначала, при первых князьях, княжеской юрисдикции подлежали лишь княжеские дружинники, челядь, зависимые крестьяне, высшая княжеская администрация. Позднее же князь начинает непосредственно судить все население главного города, а княжеские судьи — остальное население.

Установление новых норм феодальной эксплуатации осуществлялось путем проведения в жизнь соответствующего законодательства. В связи с этим начинает развиваться законодательная деятельность князей. Князья путем издания законов устанавливают принципы права и процесса. Например, появляется первый юридический сборник Русская Правда. Таким образом, древнерусский князь являлся типично феодальным монархом с весьма разнообразными и сложными функциями как в области управления, так и в области законодательства и суда.

Совет при князе. Некоторые историки, например В.О. Ключевский и М.Ф. Владимирский-Буданов считают, что в Киевском государстве был такой орган, как Боярская дума (или Княжеская дума). Они полагали, что это был постоянный односословный (состоящий только из бояр) государственный орган. Однако анализ летописных данных и юридических памятников свидетельствует о том, что особого учреждения в Древнерусском государстве, которое бы действовало независимо от князя и ему противоставлялось, не существовало.

При князе состоял Совет, но деятельность его была слитной с деятельностью самого князя. Советникам князя были сначала дружинники и старцы градские, а затем верхушка феодалов — наиболее крупные бояре. Кроме того, в Совет входило высшее духовенство, а также наиболее влиятельные княжеские дворцовые слуги, которые в XII вв. стали по своему влиянию на князя конкурировать с боярами.

Все наиболее важные вопросы решались князем со своим советом: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, решение крупных финансовых вопросов. Надо иметь в виду, что никакого регламента деятельности Совета не существовало — он собирался князем по мере необходимости.

Вече. Вече созывалось из жителей города Киева, а также в других городах, являвшихся центрами отдельных княжеств. Вече ведет свое происхождение от древнеславянских народных собраний, племенных сходов, которые издавна назывались вече. Однако по мере развития феодализма вече, вышедшее из родового учреждения, продолжает созываться, и князья вынуждены с ним советоваться по всем важнейшим государственным вопросам. Но характер вече резко меняется. Демократические массы города — мелкие торговцы, ремесленники, наймиты на вечевых собраниях — уже не могут претендовать на какое-либо самостоятельное политическое значение, и вече направлялось, как правило, князьями и боярами.

Характерной чертой вечевых собраний являлось то, что решения на них принимались не большинством голосов, а единогласно. Следовательно, чтобы достигнуть единогласия, было необходимо преодолеть отдельные мнения. Поэтому во многих случаях для принятия единогласного решения требовалось много времени.

Согласно имеющимся данным, можно судить, что вече в Древнерусском государстве созывалось сравнительно редко (особенно в Киеве). Оно созывалось обычно или тогда, когда руководящая феодальная верхушка раскалывалась на ряд группировок, или тогда, когда князья стремились заручиться поддержкой широких масс городского населения и использовать их в своих интересах.

Феодальные съезды. В отдельных случаях, когда возникали вопросы особенно большого политического значения, чаще всего вопросы, затрагивавшие интересы значительной части феодалов, созывались феодальные съезды.

Такие съезды созывались великими князьями. Только они могли их организовать. Строго очерченной компетенции съездов установить невозможно. Значение решений съездов зависело исключительно от степени их поддержки отдельными участниками съезда. Князь и бояре нередко отказывались от ранее принятых ими решений (об этом свидетельствует летопись). Не было, конечно, никаких определенных правил и относительно порядка заседаний съезда и выполнения его решений.

Первый феодальный съезд был собран в Любече в 1097 г. Итогом Любеческого съезда было принятие трех положений:

Однако феодальные съезды в период распада раннефеодальной монархии оказались несостоятельными. В дальнейшем они превратились в простые военные советы перед военным походом, политических надежд на них уже никто не возлагал.

Органы управления. На ранней стадии истории Древнерусского государства в IX в. существовала так называемая десятичная система управления.

Десятичная система была своего рода военно-административной системой. Тысяцкие были начальниками гарнизонов, расставленных в основных центрах Руси, им подчинялись сотские, а тем в свою очередь — десятские. Но по мере феодализации десятичная система должна была превратиться в систему феодальной администрации, а следовательно, все должностные лица изменить свои функции. На смену десятичной системе начинает приходить дворцово-вотчинная система, которую также называют дворцовой, княжеской. Для нее характерно сосредоточение всех нитей государственного управления в княжеском дворе, т.е. в руках княжеских слуг.

Первоначально основные вопросы управления решала дружина, но по мере оседания дружины на землю возрастала роль княжеских дворцовых слуг, которые в большинстве случаев происходили от получивших свободу холопов. Этот процесс особенно характерен для XI в., когда княжеские тиуны, мечники, детские становятся во главе государственной администрации. При этом начинает развиваться специализация княжеских слуг. Появляются тиуны, ведавшие княжеским двором, огнищем (тиуны огнищные), тиуны, ведавшие конюшней (тиуны конюшие), и т.д. Вместе с тем выделяется верхушка тиунства, она обзаводится домами, хозяйством и целыми селами. Таким образом верхушка дворцовых слуг постепенно начинает смыкаться с боярством.

Одним из дворцовых чинов был воевода. Его должность возникла из должности тысяцкого. Воевода стоял не только во главе тысячи, т.е. определенного круга воинов, но уже вообще всех вооруженных сил княжества. Появляется и другой важный дворцовый чин — конюший, имевший большое значение в феодально-административной системе. В его обязанность входило обеспечение княжеского войска конским составом.

Таким образом, дворцово-вотчинная система, типичная для раннего феодализма и приписываемая обычно в исторической литературе Московскому государству, сложилась еще в Древнерусском государстве.

Местными органами управления были посадники в городах и волостели в волостях. Посадник был представителем княжеской власти и осуществлял в городе функции самого князя. Посадники и волостели имели своих помощников в лице тиунов. Они первоначально назначались из числа принадлежавших посадникам рабов. Все они содержались за счет кормов с населения, поэтому такая система управления получила название системы кормления.

В Древнерусском государстве полицейские функции осуществлялись при помощи княжеских дружин. По мере развития феодального общества полицейские функции начинают выполняться и некоторыми должностными лицами княжеской администрации. Так, Русская Правда упоминает о мечниках и вирниках, осуществлявших исполнение судебных приговоров путем взыскания с осужденных штрафов — вир, продаж, а также судебных пошлин.

Феодальный иммунитет. По мере развития феодальных отношений феодалы стали не только получать право на часть произведенного крестьянами дохода, но и приобретать права управления населением принадлежавших им владений, право суда над населением в своих владениях, право на получение той дани, которая раньше уплачивалась государству. Великие и местные князья в специальных иммунитетных дипломах указывали, что княжеским агентам запрещается выезжать во владения отдельных феодалов. Вместе с тем отдельные феодалы стали носителями негосударственной власти в своих владения, получили иммунитет по отношению к центральной власти.

Иммунитет является юридическим оформлением власти отдельных феодалов в своих владениях. Он обеспечивает феодальную эксплуатацию крупными землевладельцами подвластного им населения. Иммунитет — это прежде всего следствие развития феодальной ренты. С развитием иммунитета все большая часть населения выходила из ведения княжеской администрации и попадала в полное управление феодалов. Местные государственные органы стали осуществлять управление только тем населением, которое проживало на землях, не отданных частным владельцам по иммунитетным грамотам.

Военная организация. Одновременно с превращением дружинников в вассалов князя существенные изменения претерпевает и военная организация. Вначале основной военной силой в Древнерусском государстве была дружина великого князя, которая жила на княжеском дворе и находилась на полном его содержании. Но по мере развития феодализма верхушка княжеской дружины получала от князя крупные земельные владения и, оторвавшись от княжеского двора, превратилась в бояр. Некоторые из этих бывших княжеских дружинников обзаводились своими дружинами и являлись по зову князя на службу во главе своих дружин. Дружина при дворе великого князя продолжала существовать, но роль ее изменилась. Она перестала быть основной военной силой князя. С усилением местных князей и бояр основной военной силой стало феодальное ополчение (военные отряды, приводимые в распоряжение великого князя его вассалами).

Другая часть феодального войска составлялась из так называемых народных ополчений. До тех пор, пока сохранялись свободные общинники, эти ополчения составляли важную часть военной силы Древнерусского государства.

Наконец, в русское войско привлекались и иноземные отряды.

Суд. В Древнерусском государстве суд осуществляли не специальные судебные органы, а органы власти и управления как в центре. так и на местах. Высшей судебной инстанцией в государстве считался великий князь. Княжеский двор был весьма частым местом суда. К князю обращались с жалобами на решения низших судей.

Князь, кроме того, судил своих дружинников и бояр, против которых низшие суды не могли возбуждать преследование. В наиболее ответственных и сложных делах великий князь судил совместно с вече. Он мог поручать разбор отдельных менее сложных дел своим слугам — тиунам.

Суд осуществляли представители местной администрации — посадники и волостели.

Наряду с княжеским судом и судом других должностных лиц существовал суд отдельных феодалов, которые действовали на основании иммунитетных грамот.

С принятием христианства стала распространяться судебная компетенция церкви. Органам церковного суда являлись высшие духовные лица — митрополит, епископы, игумены, а в феодальных владениях церковный суд вершили и административные лица. Церковная юрисдикция распространялась на духовенство, а по некоторым делам и на все население (по семейным делам, преступлениям против церкви, против нравственности).

В отношении феодально-зависимого населения церковных владений также действовал церковный суд.

1. Охарактеризуйте возникновение древнерусского государства. В чем заключалась роль скандинавов-норманнов в формировании его институтов?

2. Дайте анализ государственному устройству Киевской Руси. Назовите органы власти и управления.

3. В чем заключались основные черты права Киевской Руси?

4. Определите социальный состав городского населения Древней Руси.

5. Какие формы собственности на землю наряду с индивидуальной и общинной существовали в Древнерусском государстве?

6. Древнему праву известны два вида ответственности по договорам – личная и имущественная. Какая из них доминирует в «Русской Правде»?

«Древнерусское государство и право»

Возникновение Древнерусского государства. «Повесть временных лет» о возникновении государства. Норманская теория и ее критика. Общественный строй Киевской Руси. Государственный строй. Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Высшие органы власти и управления: великий князь, княжеский совет, вече (громада). Дворцово-вотчинная система управления. Местные органы управления. Самоуправление в территориальной (соседской) общине (верви). Дружины княжеские и боярские. Крещение Руси. Церковь как элемент политической организации древнерусского общества. Возникновение и развитие древнерусского права. Договоры Руси с Византией, княжеские договоры и уставы, церковные уставы. Русская Правда. Краткая, Пространная и Сокращенная редакции. Зарождение вотчинной юстиции. Значение Русской Правды в становлении отечественной правовой традиции

Занятие № 1

1.Образование Древнерусского государства.

2. Государственный строй Киевской Руси.

3. Общественный строй Древнерусского государства по Русской Правде:

а) феодалы (состав, личные и имущественные права);

б) свободное население (крестьяне-общинники, смерды, горожане);

в) зависимое население (холоп, закуп, рядович, изгой).

II. Тестирование по теме 5.

Занятие № 2

1. Общая характеристика Русской Правды, ее место в истории русского права.

2. Гражданское право по Русской Правде.

3. Уголовное право по Русской Правде.

4. Суд и процесс по Русской Правде.

II. Составление структурно-логической схемы: «Судебные органы в Древнерусском государстве», «Институты гражданского права по Русской Правде», «Виды и составы преступлений по Русской Правде».

1. Что такое «вервь»?:

в) княжеская дружина;

г) соседская община.

Правильный ответ: г

2. Русь приняла христианство в:

Правильный ответ: б

3. В Древнерусском государстве преобладали:

в) свободные крестьяне-общинники;

Правильный ответ: в

4. «Полюдье» – это:

а) название веча в некоторых русских землях;

б) народное ополчение:

в) ежегодный объезд князем своих владений с целью сбора дани;

г) место, где удельные князья или посадники при стечении народа вершили суд.

Правильный ответ: в

5. В государственном управлении Киевской Руси сочетались следующие системы:

б) приказная, десятичная;

в) десятичная, дворцово-вотчинная, система кормления;

г) кормления, коллегиальная, десятичная.

Правильный ответ: в

6. Высшая законодательная власть в Древнерусском государстве принадлежала:

а) Великому киевскому князю;

в) княжескому совету;

г) съездам феодальной знати.

Правильный ответ: а

7. «Закон Русский» – это:

а) свод церковного права Киевской Руси;

б) наиболее распространенное название княжеских законов;

в) совокупность правовых обычаев;

г) самый первый сборник писаного права в древнерусской истории.

Правильный ответ: в

8. Памятниками древнерусского письменного права являются договоры между:

а) Русью и Византией;

б) Русью и печенегами;

в) Русью и хазарами;

г) Русью и половцами.

Правильный ответ: а

9. Назовите древнейший памятник русского права, текстом которого располагает наука:

а) Правда Ярослава;

б) Закон Русский;

в) Устав Владимира Мономаха;

г) Договор Олега с греками 911 г.

Правильный ответ: г

10. Назовите редакции Русской Правды:

а) краткая, длинная, сокращенная;

б) простая, длинная, сокращенная;

в) краткая, пространная, длинная;

г) краткая, пространная, сокращенная.

Правильный ответ: г

11. Пространная редакция Русской Правды включает в себя:

а) Суд Ярослава и Устав Мономаха;

б) Правду Ярослава и Правду Ярославичей;

в) Суд Ярослава и Правду Ярослава;

г) Суд Ярослава и Правду Ярославичей.

Правильный ответ: а

12. Формы феодального землевладения, защищенные Русской Правдой:

а) княжеский домен, церковное землевладение, поместье;

б) вотчина (боярская и монастырская), общинное землевладение;

в) поместье, вотчина, городское землевладение;

г) княжеский домен, боярская и монастырская вотчины.

Правильный ответ: г

13.Самый бесправный субъект права по Русской Правде:

г) наемный работник.

Правильный ответ: б

14. Субъект древнерусского права, за убийство которого взимался штраф как за уничтожение имущества, либо господину передавался в качестве компенсации точно такой же субъект:

Правильный ответ: а

15. Согласно Русской Правде ответственность за невыполнение обязательств распространялась на:

Древнерусское государство представляло собой совокупность Киевского и местныхфеодальных княжеств,которые находились в вассальной зависимости от великого князя. Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие государства этого периода, Русь была «лоскутным» государством. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей.

Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (платить ему дань, участвовать в его военных экспедициях). В свою очередь сеньор обязан был защищать вассала от посягательств соседей и прочих притеснений.

С укреплением феодального землевладения местные княжества усиливаются и все в меньшей степени нуждаются в помощи великого князя. К середине XI в. новые политические центры настолько усилились, что единое древнерусское государство распалось на ряд самостоятельных княжеств. Но это будет в XII веке. Пока же, врассматриваемый нами период (X - XI вв.), Древнерусское государство по форме правления было типичной раннефеодальной монархией. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства. Основу военной организации составляла великокняжеская дружина, дружины местных князей, а также ополчение. Князь Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о своих 83 больших походах. Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Дипломатические переговоры вели сами князья, они же иногда возглавляли посольства, направляемые в другие страны. Выполняли князья и судебные функции.

Фигура князя возникла в результате эволюции власти, принадлежавшей племенному вождю. Князья периода военной демократии были выборными, великий киевский князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии от отца к сыну.

Великий князь хотя и был монархом, но не мог обойтись без Совета крупных феодалов. Юридически он никак не был оформлен, но имел серьезное влияние на князя. В Совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины, т. е. княжьи мужи. Иногда в древнерусском государстве созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры, вопросы о войне. На одном из съездов была принята Правда Ярославичей - важная составная часть Русской Правды.

Существовало в древнерусском государстве и вече, выросшее из древнего народного собрания. Особенно была высока его активность в Новгороде.

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная система управления(осталась от прежней военной организации). При ней десятские, сотские, тысяцкие имели функции государственного управления (тысяцкий выполнял функции военачальника),

Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной,которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.

Раннефеодальное государство не различало органов государственного управления и управления княжеским двором, его хозяйством.

Государственный аппарат как бы совпадал с аппаратом управления княжеским доменом! В хозяйстве великого князя имелись разного рода слуги, ведавшие отдельными его отраслями (дворецкие, конюшие и т.д.) Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего государства. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуги - тиуны.

Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали немалых средств. Дань собиралась путем полюдья,когда князья (раз в год) объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. Без конфликтов не обходилось. Известна печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы. Это заставило его вдову княгиню Ольгу упорядочить налогообложение. Ею была проведена «налоговая» реформа, т. е. она учредила погосты (пункты) и сроки сбора дани, регламентировала размеры дани.

Судебных органовкак особых учреждений в Древней Руси не существовало. Судебные функции выполняли представители администрации, включая самого князя. Судебные функции выполняла церковь, а также отдельные феодалы, наделенные иммунными грамотами, давшими им такое право.

Существовали специальные должностные лица, помогавшие в отправлении правосудия. Так можно назвать вирников, которые собирали уголовные штрафы за убийство.

Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, судили, устанавливали и взимали штрафы.

Вместо жалованья за службу они имели право сбора «корма» с населения. Размер корма определялся в грамотах. Эта система управления называлась системой кормления.

Великокняжеские наместники и волостели посылались не во все земли Древнерусского государства, а лишь на территорию домена великого князя. На землях местных князей суд и управление находились в руках посылаемых ими наместников и волостелей.

Формированию государственности в Киевской Руси сопутствовало становление и развитие законодательной системы. Исходным ее источником являлись обычаи, традиции, мнения, со хранившиеся со времен первобытности.

Среди наиболее известных ранних памятников русского права:

– Закон русский (видимо, свод устных норм обычного права);

– договоры Руси с Византией 911, 944, 971 гг., относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву, главным образом в дружинно-купеческой среде;

– церковные уставы X–XI вв., содержащие нормы брачно-семейных отношений, преступлений против нравственности и церкви и др.

Наиболее крупным памятником, подлинным сводом древнерусского права, широко отразившим особенности политического и социально-экономического строя Древнерусского государства, является Русская Правда. Поражающий высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XV в. и состоял из:

– отдельных норм Закона русского;

– Древнейшей Правды, или Правды Ярослава;

– Дополнения к Правде Ярослава (положения о сборщиках судебных штрафов) и пр.;

– Правды Ярославичей (Правды Русской земли, утвержденной сыновьями Ярослава Мудрого);

– Устава Владимира Мономаха, включавшего Устав о резах (процентах), Устав о закупах и др.;

– Пространной Русской Правды.

Первоначальный текст Русской Правды не сохранился, и до нас дошло более ста списков этого документа, включающего три основные редакции; Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая редакция (Краткая Правда), подготовленная не позднее 1054 г., представляет собой древнейшую редакцию и состоит из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона вирного, Урока мостников.

С именем Владимира Мономаха связана Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и включившая Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха.

Переработанная Пространная Правда в середине XV в. получила наименование Сокращенной редакции.

Закон предусматривал неравноправие людей, относящихся к разным социальным группам (дружинники, феодалы, сельские общинники, челядь).

Определенные юридические привилегии предусматривались и для таких групп населения, как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане (управляющие вотчиной) и т. п. За убийство представителя привилегированного слоя устанавливалась более высокая уголовная ответственность.

К юридически и экономически независимым категориям относились посадские люди (термин появился позже) и смерды общинники, которые платили налоги и несли определенные повинности в пользу государства. Так, свободный смерд-общинник имел право завещать имущество своим детям, но землю – только сыновьям. При отсутствии наследников собственность поступала в общинное владение. Смерд обладал также юридическим правом на защиту своей личности и имущества и нес определенную ответственность за совершенные преступления или проступки.

Наряду со свободными смердами Русская Правда упоминает зависимых людей – закупов, рядовичей и др., обладавших своим хозяйством, но попавших по тем или иным причинам в частичную зависимость от феодала и работавших на вотчинных землях. Так, в Пространной Правде содержится Устав о закупах. Закуп – человек, взявший у феодала какую-либо ценную «купу» (заем) в виде земли или денег, зерна или скота и пр. При этом объем долговой отработки определял сам кредитор. Зачастую закуп работал на феодала лишь за проценты, а взятую в свое время «купу» следовало вернуть полностью. Определенный предел этой кабальной зависимости был положен Владимиром Мономахом.

После восстания 1113 г. устанавливаются пределы допустимых размеров процентов за «купу». Этим законом охранялась личность и имущество закупа. Однако за преступление закуп мог быть обращен в холопа (раба). Подобная участь ожидала его и в случаях неуплаты долга или побега. Так началось закабаление, постепенное закрепощение бывших свободных общинников.

Полный холоп, или «невольничья челядь», не обладал никакой собственностью: все, чем он пользовался, принадлежало господину. Между тем жизнь холопов, составляющих особый обслуживающий персонал княжеского или боярского двора (слуги, воспитатели детей, ремесленники и др.), защищалась более высокими наказаниями.

Русская Правда вносила определенную регламентацию в источники холопства. Среди них – самопродажа в рабство одного человека или всей семьи, женитьба на рабе или рождение от раба, утеря статуса свободного человека при поступлении в услужение без специальной оговорки, совершение тяжкого преступления, бегство закупа от господина и др.

И все же для Древнерусского государства закрепощение крестьян, прикрепление их к земле и феодалу пока не было характерно.

Весьма дифференцировалась вира (штраф) за убийство или нанесение увечий. Ее размер зависел от категории пострадавшего. 80 гривен (гривна – единица денежного счета, соответствовавшая 50 г серебра) за «лучших людей», 40 – за простого свободного человека, 20 – за нанесение тяжких увечий и т. д. При этом вира поступала в казну, а пострадавший получал денежное вознаграждение. Жизнь зависимых людей ценилась низко: 12 или даже 5 гривен, что вирой не считалось.

При Ярославе Мудром в его «Церковный устав» был введен законодательный акт, регулировавший взаимоотношения княжеской власти и церкви, а также права в области суда, сбора дани и пр. В начале XI в. им утверждается Русская Правда. Самого князя называют царем. Легенда повествует, что митрополит Неофит, вручая греческие дары Константина Мономаха, деда великого князя, венчал Ярослава Мудрого в Киевском соборном храме имперским венцом, назвав царем русским.

Сыновья Ярослава Мудрого в XI в. существенно дополнили и изменили текст Русской Правды, создав так называемую Правду Ярославичей.

В Правде Ярославичей нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных. В статьях упоминаются клети, конюшни, хлева, пашни, луга, орудия труда земледельца и охотника, скотный двор и т. д. Управлял вотчиной огнищанин (княжеский дворецкий). Княжий подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, применялся также труд ремесленников. Есть упоминание и о торге (рынке), и о купеческой торговле.

«Ряд Ярославов» не прекратил княжеских усобиц. Одной из причин были городские общины, достаточно сильные, чтобы влиять на выбор князя. Так, в 1068 г., когда братья Ярославичи – Изяслав, Святослав и Всеволод – потерпели поражение от половцев, народное вече потребовало от князей выдать оружие для защиты города. Князья отказали, и вече избрало князем киевским их пленника – полоцкого князя Всеслава. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью поляков смог вернуть себе киевский стол.

В 1097 г. в Любече князья собрались на съезд, желая прекратить междоусобицы и принять меры к охране русской земли от набегов половцев. Вводились новые правила организации власти на Руси. Каждый князь «держал отчину свою». Однако этот принцип не стал непреложным законом, усобицы продолжались.

Князь Владимир Мономах, выделяясь государственностью в политике, силой воли и энергичной деятельностью, провел серьезную переработку Русской Правды. Были внесены дополнения и изменения, в частности, ограничивавшие произвол ростовщиков, определены три случая обращения бедняка в холопа, вводились меры по охране имущественных прав купечества. Ранее отмечалось, что им был введен Устав о закупах, регламентировавший кабально долговые и заемные отношения, отчасти ограждавший личные и имущественные интересы закупов, несколько снижены проценты, взимаемые ростовщиками с бедных горожан и пр.

Владимир Мономах остался в исторической памяти как талантливый правитель государства, все силы положивший на укрепление страны, сохранение ее единства. При нем возрос международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Легенда связала с его именем появление на Руси «шапки Мономаха» как символа царской власти. Владимиру Мономаху удавалось удерживать под своей властью всю Русскую землю. Последним князем, при котором единство Руси еще держалось, был его сын Мстислав Владимирович (1125–1132). После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на независимые княжества, и начался период раздробленности Русского государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 3. СОЗДАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

§ 3. СОЗДАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 1. На юге у КиеваОтечественные и византийские источники называют два центра восточнославянской государственности: северный, сложившийся вокруг Новгорода, и южный – вокруг Киева. Автор «Повести временных лет» с гордостью

§ 4. Распад Древнерусского государства

§ 4. Распад Древнерусского государства Древнерусское государство, как оно сложилось при Владимире, просуществовало недолго. К середине XI в. начался его постепенный распад на ряд самостоятельных княжеств.В древнерусском обществе эпохи раннего Средневековья

ГЛАВА III. Образование Древнерусского государства

ГЛАВА III. Образование Древнерусского государства Понятие «государство» многомерно. Поэтому в философии и публицистике многих веков предлагались и разные его объяснения, и разные причины возникновения объединений, обозначаемых этим термином.Английские философы XVII е. Т.

§4. СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

§4. СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древняя Русь изначально была многоэтничным государством. На территории будущего Древнерусского государства славяне ассимилировали многие другие народы — балтские, угро-финские, иранские и другие племена. Таким образом,

К ГЛАВЕ III. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

К ГЛАВЕ III. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Ниже воспроизводятся извлечения из работ авторов, чьи мнения и аргументы не потеряли значения до наших дней. С. Руссов в 1836 г. отметил, что родоначальники норманизма 3. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер сознательно не обращали

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Понятие «государство». Широко бытует представление, что государство — это специальный аппарат социального принуждения, который регулирует классовые отношения, обеспечивает господство одного класса над прочими социальными

§ 1. РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

§ 1. РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К началу периода удельной раздробленности (XII в.) Киевская Русь представляла собой социальную систему со следующими признаками:? государство сохраняло свое административно-территориальное единство;? это единство обеспечивалось

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА «История – в некотором смысле священная Книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КНЯЖЕСКИЕ УСТАВЫ – ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КНЯЖЕСКИЕ УСТАВЫ – ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА К сер. IX в. северные восточные славяне (ильменские словене), видимо, платили дань варягам (норманнам), а южные восточные славяне (поляне и пр.) в свою очередь платили дань

4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древнерусское государство сложилось и вплоть до первой трети XII в. существовало как монархия С формальной точки зрения она была не ограниченной. Но в исторической и юридической литературе обычно понятие «неограниченная

Метрология древнерусского государства (X — начало XII в.)

Метрология древнерусского государства (X — начало XII в.) Изучение метрологии Древнерусского государства связано с большими трудностями по причине полного отсутствия источников, специально посвященных единицам измерений. Письменные памятники содержат лишь косвенные

1 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В настоящее время в исторической науке сохраняют свое влияние две основные версии о происхождении восточнославянского государства. Первая получила название норманнской.Ее суть заключается в следующем: русское государство

Тема 2 Образование Древнерусского государства

Тема 2 Образование Древнерусского государства ПЛАН1. Предпосылки.1.1. Социально-экономические предпосылки: Развитие земледелия. – Промыслы и внешняя торговля. – Соседская община.1.2. Социально-политические предпосылки: Усложнение внутриплеменных отношений. –

Становление древнерусского государства

Становление древнерусского государства Постепенно восточнославянские племена образуют союзы племен, происходит их знакомство с западноевропейскими и восточными странами. Об этом довольно подробно говорит автор «Повести временных лет»: «В далекие времена, – пишет

1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Летописные сведения о начале Древнерусского государства. Проблема возникновения Киевской Руси является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Уже летописец Нестор в «Повести временных лет», отвечая на


Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «История государства и права России». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

Оглавление

  • 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
  • 2. Периодизация отечественной истории государства и права
  • 3. Возникновение государства у восточных славян
  • 4. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
  • 5. Источники права Древнерусского государства
  • 6. Государственный строй Древнерусского государства
  • 7. Правовое положение населения Киевской Руси
  • 8. Система государственных органов власти Древней Руси
  • 9. Общая характеристика Русской Правды

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Государственный строй Древнерусского государства

Форма правления Древнерусского государства — раннефеодальная монархия.

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования сначала по старшинству в роде, а в последующем — от отца к старшему сыну;

2) отсутствие юридической ответственности главы государства;

3) несформированные институты власти;

4) неустановленные полномочия и статус совета при правителе;

5) народное собрание (вече) не постоянный представительный орган.

Глава Древнерусского государства — великий князь (киевский князь), который являлся сюзереном (старшим) по отношению к князьям (вассалам) удельных княжеств. Вассалы великого князя были сюзеренами по отношению к своим служилым людям. Великий князь был обязан защищать и оказывать помощь вассалам, которые должны были помогать великому князю. Взаимоотношения закреплялись в крестных грамотах, содержащих права и обязанности великого князя и права и обязанности князей-вассалов.

В функции великого князя входили:

1) организация и командование вооруженными силами;

3) налаживание внешней торговли;

4) назначение местного управления, княжеских агентов;

5) законодательная и судебная деятельность;

6) руководство внешними отношениями.

В своей деятельности великий князь опирался на дружину и совет старейшин, осуществляющих совещательную функцию в вопросах управления, внешней политики, принятия законов. Народным собранием было вече, которое собиралось для решения вопросов общегосударственного значения (вопросов мира и войны).

Вооруженные силы Древнерусского государства составляли дружины великого князя, дружины местных князей и народное ополчение, основанное на десятичной системе управления, которая впоследствии была заменена на дворцово-вотчинную, когда политическая власть стала принадлежать боярину-вотчиннику. Наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности) осуществляли управление на местах. Они собирали дань и пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы.

Судебные функции в Древнерусском государстве осуществляли органы власти и управления на местах (князья, посадники, волостели, представители княжеской власти), так как судебных органов как особых учреждений не существовало. Церковь также имела функции судебных органов. Она могла судить зависимое население своих земель по делам о преступлениях против религии, нравственности и семьи.

Форма государственного устройства Древнерусского государства — относительно единое унитарное государство. Политический режим Киевской Руси неопределен: присутствуют признаки демократии (народное собрание) и в то же время признаки авторитаризма (власть великого князя).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: